Дыхание в Каратэ Шотокан (карате сетокан) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дыхание в Каратэ Шотокан (карате сетокан)

2021-06-23 42
Дыхание в Каратэ Шотокан (карате сетокан) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Единственным средством для достижения отрешенности сознания (му-син) служит медитация с правильным дыханием и сосредоточением на области Тандэн (кит. Даньтянь). Когда Тандэн в хорошем состоянии, дух и тело человека едины, а плоть и воля сильны. Если энергия ки (кит. ци) концентрируется в Тандэн, она, как струя, выливается в правильные действия при минимальных потерях энергии. Нарушение ритма дыхания (кокю-хо) во время схватки чревато смертельной опасностью, ибо выводит бойца из душевного равновесия. В древнем японском трактате "О боевом искусстве" говорится: "Сохраняя правильную позу для атаки, сделай глубокий вдох, затаи дыхание, напряги Тандэн и атакуй противника на его вдохе. Когда он вдыхает, его тело расслабляется. Это самый удобный момент для нападения".

Постоянный контроль над состоянием духа и правильная регуляция дыхания является важнейшим фактором для достижения высоких бойцовских качеств. Эффективное использование дыхательных упражнений улучшает работоспособность и обеспечивает хороший душевный настрой.

Скульптуры стражей в буддийских храмах имеют закрытый и открытый рот, что персонифицирует пассивное (вдох) и активное начало (выдох). Вдох необходимо делать носом, а выдох - ртом, губы должны быть слегка приоткрыты. Вдох приводит к расслаблению мышц, а выдох - к их напряжению. Поэтому во время боя вдох должен совпадать со стадией расслабления и подготовки к выполнению технических действий, а выдох - с моментом атакующих или защитных действий.

Хороший каратист способен сконцентрировать всю свою силу в определенной точке своего тела в момент соприкосновения с телом противника или сокрушения какой- либо преграды. Этому помогает сильный, концентрированный выдох, сопровождающийся особым выкриком - киай.

Ибуки: "Ударное Дыхание"

 

 

Ибуки является японским вариантом жесткого цигун, содействующим возбуждению жизненной энергии (ки) и очищению духа (син).

Ибуки имеет две фазы: вдох (инь), который выполняется через нос и быстро (0,5 - 1 сек), и выдох (ян), который выполняется через рот и более медленно (около 5 сек), с большим напряжением всего тела. Ибуки предназначается для мгновенной подготовки к бою, включения резервных возможностей организма и восстановления боевого духа, или при сбое дыхания, для быстрого снятия психоэмоционального напряжения, "самореанимации" после неудачного падения или сильного удара, а также для подавления острой боли, выхода из полуобморочного состояния или ликвидации опьянения.

Регулярная практика Ибуки способствует мгновенной мобилизации воли, концентрации сознания и вырабатывает взрывную силу, необходимую для разбивания ребром ладони и другими частями тела досок, кирпичей или черепицы. "Боец, умеющий управлять брюшным прессом во время дыхания, отличается психологической уравновешенностью, развитым чувством равновесия, ловкостью, умением объективно оценивать обстановку и принимать точное решение в острых динамических ситуациях поединка" (Масутацу Ояма).

Для тех, кто практикует Ибуки с целью усиления энергии ки и трансформации духовных качеств, несомненный интерес представляют методы, которые использовал окинавский Мастер Тёдзюн Мияги. Он часто выходил на берег моря, где занимался в основном энергетическими ката и дыхательными упражнениями Ибуки. Мияги делал мощный выдох против ветра, стараясь силой своего дыхания преодолеть его сопротивление и одновременно заглушить шум морского прибоя.

 

Техника Ибуки

Исходное положение: встаньте прямо, ступни расположите на ширине плеч и поверните носками внутрь, руки опустите вниз и пальцы сожмите в кулаки (рис. 1).

Поднимите руки вверх, наполняя лёгкие воздухом в следующем порядке: сначала - брюшной отдел, затем - отдел диафрагмы, и наконец - грудной отдел легких. Описав широкие дуги, скрестите предплечья перед грудью, большими пальцами рук прикройте уши и произведите глубокий вдох так, чтобы почувствовать давление диафрагмы на брюшную полость. Напрягите сначала Тандэн, затем подмышки, и наконец кончики указательных и средних пальцев. Концентрируйтесь на собирании энергии ки до тех пор, пока тело не начнет дрожать (рис.2).

Завершая вдох, сожмите кисти в кулаки, максимально напрягите мышцы брюшного пресса ниже пупка в области Тандэн. Разведите скрещенные руки в стороны и опустите их вниз, одновременно выдыхая через рот (рис. 1).

В конце упражнения резким коротким выдохом полностью освободите легкие от оставшегося в них воздуха.

Выдох в Ибуки очень мощный. Он сочетает в себе яростное шипение змеи с ревом тигра. Однако голосовые связки в этом звуке не участвуют. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно усиливая мощь. Этот вид сонорного (звукового) дыхания активизирует работу сознания, возбуждает боевой дух и приучает к концентрации энергии ки. Японцы называют этот метод психопрактики "Дыханием Дракона".

Звериные стили в Каратэ

 

 

Среди многочисленных, так называемых, «звериных» стилей, приёмов и способов ведения боя выделились пять – стиль Тигра, Дракона, Леопарда (Обезьяны), Змеи и Цапли (Журавля).

В стиле Тигра передвижения осуществляются преимущественно по прямой (вперёд, назад, в сторону). Применяются мощные удары рук и ног, жёсткие блоки. Пальцы при нанесении ударов либо сжаты в кулак, либо растопырены и слегка согнуты. При такой манере ведения боя воин чаще всего применял устойчивую низкую исходною стойку.

В стиле Дракона передвигаться следовало на чуть согнутых ногах круговыми, циркульными движениями малого диаметра с целью неожиданно выйти на опасною для противника траекторию и резко атаковать. Круговые движения позволяют набрать необходимую инерцию для мощного удара или прыжка. Как правило в этом стиле применяются удары типа Рука–меч и рука–копьё. При такой манере ведения боя воин принимал высокою стойку.

В стиле Леопарда (Обезьяны) передвижение, как правило, такое же как и в стиле Тигра, проходит по прямой вперёд-назад, чаще прыжками. Широко применяются подсечки, а также высокие прыжки. Допускается «подкатка» к противнику через предплечье или руку с последующим ударом ногами. Боец ведёт бой в высокой стойке.

В стиле Змеи движения плавные, с акцентом на работе бёдер. Траектория движения волнообразная. Мягкие отводящие блоки кистями рук или внутренней стороной стопы рассчитаны на то, чтобы изменить направление удара и пропустить его мимо себя, а затем как бы «вынырнуть» за спиной противника, «обвиться» вокруг него. Стойки в этом стиле низкие. Отсюда в современное карате пришла какэ-аши–дачи.

В стиле Цапли бой ведётся в манере «раскачки» с переносом тяжести тела с одной ноги на другую. Часто применяется уход с линии атаки шагом в сторону с одновременным ударом другой ногой. Чаще чем в других стилях, используются удары той же ногой повторно, без смены опорной. Исходная стойка являлась имитацией выжидательной стойки цапли.

В процессе обучения ученику рекомендуется избрать наиболее подходящий для его индивидуальной психо–физиологической характеристики стиль. Однако, сначала каждый должен изучить все пять видов и затем уже специализироваться на каком либо одном.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.