Ленинград в годы Великой Отечественной войны — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ленинград в годы Великой Отечественной войны

2021-06-23 56
Ленинград в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В тот же день в Ленинграде и Ленинградской области, как и во многих других регионах страны, было объявлено военное положение. Что это значит? Проводилась мобилизация военно-обязанных, формировались отряды народного ополчения, женщины и дети были привлечены к строительству оборонительных рубежей. Ленинград к началу войны был крупным промышленным, научным и музейным центром, торговым и военным морским портом, в городе проживало около 3 млн.человек. Летом 1941 года на Ленинград наступала группировка немецко-фашистских войск «Север» численностью около 1 млн.человек, 1200 самолётов, 800 танков. 8 сентября 1941 года немцы взяли Шлиссельбург, перерезав все сухопутные пути к Ленинграду, и началась трагическая и героическая блокада.В кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей, не успевшие эвакуироваться в глубь страны за два месяца. Начались бомбёжки и артобстрелы.Положение стало катастрофическим: местное руководство подготовило к взрыву основные заводы, мосты. Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта. Враг был остановлен в 4—7 км от города. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца.

За церковью в глубине квартала среди деревьев красные с белым двухэтажные корпуса больницы Петра Великого. Эта больница была выстроена как подарок городу на 200-летие. В годы Великой Отечественной войны в больнице был, разумеется, госпиталь, сейчас здесь продолжают традиционно лечить больных и учить врачей, это современное высокотехнологичное научное и учебное заведение. По виадуку мы пересекаем ветку железной дороги, которая идёт в направлении Ладожского озера и была частью «Дороги Жизни». «Дорога жизни» - это единственный путь соединявший осаждённый Ленинград с Большой землёй, по нему город снабжался продовольствием, топливом, боеприпасами, по нему эвакуировали ленинградцев. «Дорога жизни» включала сухопутный участок: железнодорожный путь и шоссе и путь по Ладоге. Вдоль «Дороги жизни» установлены монументы, на берегу Ладожского озера – музей «Дорога жизни». К началу войны в Ленинграде не было больших запасов продовольствия, но снижение норм выдачи продуктов произошло только в сентябре, в октябре ощущалась нехватка, в ноябре начался настоящий голод. Минимальные нормы выдачи продуктов пришлись на ноябрь –декабрь 1941 года. К этому добавились аномально ранняя и холодная зима, повреждения электросети и водопровода. Ежедневно люди умирали тысячами. Из погибших в Ленинграде во время блокады от бомбежек и артобстрелов погибло 3%, от голода – 97%. С установлением Дороги Жизни по льду Ладожского озера с большими потерями в город стало поступать продовольствие, увеличились нормы выдачи по карточкам. Весной раскопали огороды, посадили овощи. Огороды тщательно охранялись. На Исаакиевской площади выращивали капусту.Почти сразу после установления блокады Ленинграда армия и флот предпринимали многочисленные попытки прорыва вражеского кольца и только в январе 1943 года такая попытка оказалась удачной. Вдоль южного берега Ладожского озера был пробит коридор во вражеской обороне и связь с большой землёй восстановлена. Через год в 1944 году в результате операции «Январский гром» и блокада была снята полностью. В честь этого в Ленинграде был произведён праздничный салют.

       Умерших хоронили на всех кладбищах города, на всех кладбищах стоят памятники блокадникам, но самые большие захоронения были на Пискарёвском кладбище.С 15 февраля 1942 года по решению Ленгорисполкома хоронили только здесь. Ослабленные голодные люди максимум, что могли сделать для своих умерших родственников или соседей – завернуть останки в ткань и привезти к кладбищу. Но часто и это становилось непосильным делом. Каждый день ездили по городу грузовые машины, подбирали оледеневшие трупы и увозили к месту захоронения. Команды МПВО взрывали промёрзлую землю и во вместительные могилы опускали сотни трупов, не зная имён погребенных. Не было ни траурных венков, ни прощальных речей. В 1960 году в 15-летнюю годовщину окончания войны был открыт Пискарёвский мемориал. Коллектив скульпторов, художников, поэтов, композиторов создали памятник необыкновенной выразительной силы и скорби.Мы едем вдоль ограды некрополя: в рисунке ограды мемориального комплекса чередуются урны и чугунные изображения прорастающих веток - символы смерти и возрождения новой жизни. Над мемориальным комплексом постоянно звучит музыка. Мы стоим у входа в некрополь между пропилеями – павильонами прямоугольной формы. Фасад каждого павильона оформлен четырьмя пилонами – массивными прямоугольными столбами. Гладкие стены пропилеев без украшений. Только наверху беломраморный фриз со словами поэта-фронтовика Михаила Дудина. В павильонах располагается музей блокады, который я предлагаю вам осмотреть самостоятельно в завершении экскурсии.

       Сделаем несколько шагов: в центре широкой террасы в кольце цветов - Вечный огонь. От него вниз ведет широкая лестница. Отсюда виден почти весь некрополь. 186 братских могил приняли прах ленинградцев на Пискарёвскомкладбище. В глубь некрополя проходит трёхсотметровая аллея, вдоль аллеи на всем ее протяжении высажены красные розы. Перед холмами братских могил поставлены плиты, на каждой плите высечен год захоронения, листочки дуба как символ мужества и стойкости, серп и молот - на могилах жителей, пятиконечная звезда - на воинских могилах.Над бесконечными рядами холмов, над прахом своих сыновей и дочерей – Родина-Мать. В её руках гирлянда из дубовых листьев – символ мужества и вечной славы. За монументом Матери-Родины гранитная стена-стела, на ней горькие и светлые слова Ольги Берггольц – блокадной музы. Слева от центральной аллеи есть огромный участок захоронений времен советско-финляндской войны 1939-40 гг., братское захоронение 86 моряков крейсера "Киров", и территории гражданских захоронений. На многих могилах годом смерти указан 1942. У одной из площадок гражданского кладбища установлена гранитная стела с выбитыми именами похороненных здесь жителей. Вдоль восточной границы кладбища расположена Аллея Памяти. В память о защитниках Ленинграда на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов России, СНГ и зарубежных стран, от организаций, работавших в блокадном городе. Слева и справа от надписей – шесть рельефов, изображающих реалии блокадного времени. Безграничны наша скорбь и наша благодарность погибшим в блокаду. Прошло уже много лет, но благодарные потомки приходят и приходят сюда, чтобы поклонится праху героев.

       Мы уезжаем с Пискарёвского кладбища по проспекту Непокорённых, наш путь лежит к площади Мужества. Даже названия в этой части города говорят сами за себя. Петербург бережно хранит память о героях обороны Ленинграда.

Уважаемые гости, наше путешествие подошло к концу. Я благодарна вам за интерес, проявленный к нашему городу и внимание, с которым вы меня слушали. Мы начали наше путешествие со стрелки Васильевского острова, полюбовались панорамой Невских берегов с ее гранитными набережными, царскими дворцами, имперскими площадями и тенистыми парками. Вы познакомились с историей основания города в дельте Невы, увидели первые постройки: Санкт-Петербургскую фортецию, золотые шпили Петропавловского собора и Адмиралтейства. Вы увидели как развивался город в ходе исторических событий, будучи морским городом-портом, столицей Российского государства, как воплощались градостроительные планы. Вы узнали, что Петропавловская крепость ни разу не участвовала в боевых действиях, но в 1941 году весь город стал осаждённой крепостью, противостоял врагу и победил.Мы поклонились памяти героических защитников и жителей города. Я очень надеюсь, что у вас создалась цельная картина жизни и развития города, чувство сопричастности и гордости за прошлое нашей родины, оптимизм и желание изучать историю, не только на наших экскурсиях.

Наша экскурсия подошла к своему завершению, но, надеюсь, ваше знакомство с городом будет продолжаться, в Петербурге и пригородах есть еще много интересных мест, которые заслуживают Вашего внимания. С каждым годом количество туристических объектов только растет. Обязательно отправляйтесь на прогулку по Невскому проспекту и прилегающим улицам. Посетите музеи и театры, рестораны и магазины. И надеюсь увидеть вас на других экскурсиях.

 

Заключение

 

    Целью данной работы было продвижение экскурсионных услуг на рынок экскурсионного туризма для улучшения качества экскурсионного обслуживания. Составлен экскурсионный продукт - обзорная экскурсия по городу «300 лет на службе Отечеству». Текст экскурсии был опробован на практике в ходе учебной экскурсии совместно с другими обучающимися. По итогам экскурсии у слушателей сложилось целостное впечатление о Санкт-Петербурге, как о городе с богатым военно-историческим прошлым и при этом, дружелюбном, интересном, активно развивающемся городе, в который интересно приезжать снова и снова.

    Данная работа имеет большую практическую ценность, так как составленный текст экскурсии может использоваться в экскурсионном обслуживании в программах, посвящённых военной истории России.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. – Л.:Лениздат, 1984 – 543 с.

2. Астров И.В. Главный штаб. Здание гражданских министерств/Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2016 – 80 с.

3. Бартев Г.П., Бурковский Б.В., Скляров И.И. Крейсер «Аврора». – Л.:Лениздат, 1983. – 96 с.

4. Бастарева Л.И., Сидорова В.И., Петропавловская крепость. – Л.: Лениздат, 1983. – 112 с.

5. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. – Л.: Наука, 1991. – 277 с.

6. Бунин М.С. Мосты Ленинграда.Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга – Петрограда – Ленинграда. – Л.: Стройиздат, 1986. – 280 с

7. Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор». – СПб.: АО Смарт, 1993. – 136 с.

8. Бутиков Г.П. Музей-памятник «Спас на крови». – СПб., 1996, 95 с.

9. Жерихина Е.И., Шепелёв Л.Е. Столичный Петербург. Город и власть. – М.: Центрполиграф, 2009. – 549 с.

10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2007. – 128с.

11. Каганов Г. Санкт-Петербург: образы пространства. – СПб.:Издательство Ивана Лимбаха, 2004 - 230 с.

12. Ленинград. Историко-географический атлас. – 2-е изд. - М.: ГУ геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1981. – 120 с.

13. Ломагин Н.А. В тисках голода. – СПб.: Издательство «Еволпейский дом», 2001 – 311 с.

14. Манро Дж. Петербург в царствование Екатерины Великой. – М.: Центрполиграф, 2016. – 511 с.

15. Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. –Л.: Искусство, 1987. – 223 с.

16. Петров Г.Ф. Пискарёвское кладбище. – Л.: Лениздат, 1983. – 46 с.

17. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. В 2-х т. – СПб.: Крига, 2014. – 595+565с.

18. Пыляев М.И. Старый Петербург. – М.:Альфа-книга, 2017. – 1277 с.

19. Пушкин А.С. Поэмы. – М.: Детская литература, 1974. – 191 с.

20. Сады и парки Санкт-Петербурга. XIX- начало XX века (городское садовое хозяйство). – М.: Центрполиграф, 2004. – 286 с.

21. Семенникова Н.В. Архитектурный ансамбль Смольного. – Л.: Искусство, 1980. – 135 с.

22. Сорокин П.Е. Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. – СПб.: Литера, 2001. – 128 с.

23. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. URL: http://www.citywalls.ru/

24. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия http://ru.wikipedia.orgссылка на статью https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектурный_ансамбль#cite_ref-1

25. Официальный сайт администрации СПб. URL: http://gov.spb.ru/

26. Прогулки по Петербургу. Авторский сайт. URL: http: //walkspb.ru/

27. Сайт Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Мостотрест» https://mostotrest-spb.ru

 


 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

 

Центр непрерывного образования и повышения квалификации

творческих и управленческих кадров в сфере культуры

Кафедра музеологии и культурного наследия

 

 

Методическая разработка обзорной экскурсии

 

«300 лет на службе Отечеству»

(название экскурсии)

 

Продолжительность экскурсии — 3 часа

Место проведения – Санкт-Петербург

Состав участников — российские подданные

 

Авторы:

Слушатель Михайлова Т.И.

Научный руководитель Гаршина Н.Н.

 

 

Санкт-Петербург

2019 г


Цель экскурсии:

показать Петербург — город с европейским обликом, в котором легко угадываются национальные черты, российский характер, бережно сохраняются традиции российского гостеприимства так, чтобы экскурсант захотел вновь и вновь возвращаться на берега Невы, каждый раз радоваться встрече с полюбившимися уголками города и познавать неведомое.

Задачи экскурсии:

1. Познакомить экскурсантов с Петербургом.

2. Показать город хранящий память о героическом и трагическом прошлом

3. Способствовать формированию чувства гордости за достижения в экономике, науке и культуре нашей страны и Санкт-Петербурга в частности.

 

Тезисы вступления:

1. Организационная часть (знакомство с туристами, представление фирмы, характеристика маршрута)

2. Содержательная часть: 

- Характеристика географического положения, климатических условий территорий, расположенных в Невской дельте, на побережье Финского залива Балтийского моря;

- Уникальность созданной в начале XVIII века Морской столицы России, превратившейся за три столетия в крупнейший мегаполис Северных широт; 

- Рекреационные возможности культурной столицы России.

Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Про-дол-жи-тель ность в мин Основное содержание информации Указание по организации Методические указания

 

1

2

3

4

5

6

7

От места сбора экскурсантов - Дворцовый мост - Биржевая площадь

Биржевая площадь, у южной Ростральной колонны

 

 

Нева

 

Петропав-ловская крепость

 

Собор первоверхов­ных апостолов Петра и Павла

 

 

 

1. Основание города и черты Петровского Петербурга в современной панораме невских берегов.

 

1.1. Нева и Санкт-Петербург.

 

1.2. Основание города в ходе Северной войны на исконно русских землях, в связи с необходимостью установления экономических и политических связей с Европой.

 

 

1.3. Санкт-Петербургская фортеция — первая постройка города

 

 

1.4 Собор первоверховных апостолов Петра и Павла — архитектурная доминанта, главный храм города, усыпальница императорской фамилии, музей в наши дни.

 

1.5 Санкт- Петербург – новая столица России и город порт.

 

 

Автобус рекомен­дуется остановить при съезде с Дворцового моста у южной Ростральной колонны. Возможен выход при благо­приятных климатических условиях. 

 

 

Для раскрытия вопроса 1.1. необходимо использовать прием панорамного показа, подчеркивая взаимосвязь Невы, главного водного проспекта города, с его архитектурным обликом.

 

Раскрывая вопрос 1.2. нужно использовать прием объяснения. Объясняя основание города именно во время войны, подчеркнуть, что первыми строителями были солдаты.

 

Для перехода от вопроса 1.2. к вопросу 1.3. использовать прием зрительной реконструкции для воссоздания облика невских берегов начала 18 века.

Показывая крепость, пояснить, что это было сугубо военное оборонительное сооружение.

 

 

Для раскрытия п.п. 1.5. указать на Троицкую площадь, как на первый административный центр новой столицы. Используя прием зрительной реконструкции, воссоздать облик площади начала XVIII века.

 

Логическим переходом (ЛП) может служить мысль о том, что город-порт на Балтике уже в первые десятилетия своего существования становится морской столицей России

 

 

 

Архитектур­ный ансамбль Стрелки ВО (Биржа, Ростральные колонны, пакгаузы)

 

 

 

2. Санкт-Петербург – морская столица России.

2.1 Порт на Стрелке Васильевского острова в истории морской столицы.

 

2.2 Архитектурный ансамбль порта- важное градостроительное звено в композиции парадного центра Санкт-Петербурга.

 

2.3 Современное использование старых портовых сооружений.

 

 

 

 

Показ портовых сооружений сочетать с историческим анализом деятельности порта на стрелке В.О.

 

Для раскрытия вопроса 2.2. использовать прием интеграции и элементы искусствоведческого ана­ли­за.

 

 

ЛП: Петербург, родившейся как морская столица, на протяжении всей своей истории является культурным и интеллектуальным центром страны.

 

 

 

 

Музей этнографии и антропологии народов мира им. Петра Великого (Кунсткамера)

Здания Государственного Эрмитажа

 

3. Санкт-Петербург – культурный и научный центр страны.

3.1 Кунсткамера – первый государственный музей России.

 

3.2 Государственный Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира. От «уединенного уголка» к крупнейшему собранию художественных ценностей в наши дни.

 

 

 

 

Показывая музейные здания на берегах Невы, использовать прием характеристики, подчеркнув научный характер их деятельности на протяжении всей истории их существования

 

Показать здания императорской резиденции, как музейный комплекс, используя прием интеграции.

 

Биржевая площадь - набережная Макарова - Тифлисская ул. - площадь Сахарова - Менделеевская линия

 

Менделеевская линия

Комплекс зданий РАН на стрелке ВО:

музей почвоведе­ния, ин-ты геологии и геохроно­логии, химии силикатов, русской литературы, физиологии, библиотека РАН, памятники Павлову, Сахарову

 

 

Главное здание СПбГУ

 

 

3.3 Научный мир Санкт-Петербурга.

 

3.4 Санкт-Петербургский университет в системе российского образования.

 

 

 

Автобус желательно остановить у главного входа СПбГУ

Вопрос 3.3 раскрывается при проезде. Показ зданий институтов РАН на стрелке Васильевского острова должен дать представление о разнообразии научной деятельности СПб, об ее потенциале, накопленном за три века.

 

 

Дать экскурсионную справку о памятнике универсанту.

Выделить мемориальную доску Д.И. Менделеева, дать справку о кабинете-музее ученого и о топониме «Менделеевская линия».

 

ЛП может служить мысль о том, что Петербург изначально являлся городом, где наряду с развитием научной мысли формировалась и политическая культура России, осваивался международный опыт в управлении государством.

 

 

 

 

4. Формирование административного центра Санкт-Петербурга на Васильевском острове.

 

4.1 Архитектурный облик здания 12 коллегий и государственное устройство России при Петре I.

 

 

4.2 Характеристика Коллежской площади - главной площади СПб середины XVIII века.

 

4.3 Градостроительные замыслы Петра Великого. Талантливый исполнитель монаршей воли –ДоминикоТрезини.

 

 

Раскрывая вопрос 4.1 использовать прием абстрагирования, показав одну-две части здания 12 коллегий, дать возможность экскурсантам представить характер их деятельности в Петровское время.

Для раскрытия вопроса 4.2 использовать прием зрительной реконструкции воссоздавая облик площади перовой пол. XVIII века.

 

Вопрос 4.3 рекомендуется раскрывать с учетом дифференцированного подхода к работе с экскурсантами. Рассказывая о планах Петра I по созданию центра на В.О. подчеркнуть роль взаимопонимания между царственным заказчиком и первым архитектором города. Сообщить, что Д.Трезини был «архитектцивилии и милитарии», что большинство его проектов были всё-таки «милитари».

 

ЛП может служить мысль о переносе административного центра города с В.О на левый берег Невы, соединенный удобными дорогами с центром страны и ее западными границами.

 

Менделеевская линия - Дворцовая набережная - Дворцовый мост - Адмиралтейская - набережная - Сенатская площадь

 

 

 

 

 

Показать Университетскую наб. со зданиями Академии наук и Кунсткамеры как часть академического района на В.О.

Дать экскурсионную справку о Дворцовом мосте, построенном в начале ХХ века и первом постоянном мосте Петербурга – Благовещенском, соединяющих Васильевский и Адмиралтейский острова. Дать экскурсионную справку об Адмиралтейских верфях петровского времени, которые были окружены рвами с водой, на бастионах стояли пушки, включить в показ адмиралтейство и памятник Царю-плотнику, восстановленный на Адмиралтейской наб. благодаря королевству Нидерланды.

Использовать прием панорамного показа Университетской наб. для подведения итогов увиденного на ВО

 

Сенатская площадь

Архитектур­ный ансамбль Сенатской площади

 

 

5. Ансамбль парадных площадей на левом берегу Невы. Формирование нового административного центра во второй половине XVIII — начале XIX вв.

5.1 Сенатская площадь – история создания архитектурного облика.

 

5.2 «Медный всадник» – выдающиеся по замыслу, художественному решению произведение монументального искусства.

 

5.3 События 14 декабря 1825 года.

 

 

 

Показывая Сенатскую пл. подчеркнуть ее градостроительное значение для панорамы невских берегов. Использовать прием зрительной реконструкции Сенатской пл. как Пред­мос­тной с церковью Исаакия Далматского, в которой венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

 

При раскрытии в. 5.2 использовать прием абстрагирования, выделив надпись на постаменте памятника.

 

Использовать прием локализации событий для рассказа о восстании декабристов. В рассказе упомянуть, что большинство участников тайных обществ были офицерами.

Сенатская площадь — проезд Декабристов — Исаакиевская площадь

 

 

 

 

 

На проезде к Исаакиевской площади указать на официальные доски общегосударственных учреждениях (конституционный суд, Синод, библиотека). Дать экскурсионную справку о Центральном выставочном зале, расположенном в здании Конногвардейского манежа.

На проезде показать западный фасад Исаакиевского собора, обратив внимание на характер оформления экстерьера храма, тем самым подчеркнув его значение. Указать на следы снарядов военного времени на колоннах из монолитного гранита.

 

 

Исаакиев­ская площадь

Комплекс застройки Исаакиевской площади

 

5.4 Формирование Исаакиевской площади во второй половине XIX века. Традиции и новации.

 

5.5 Памятник Николаю I, монумент созданный в традициях европейских столиц.

 

5.6 Мариинский дворец — Законодательное собрание Санкт-Петербурга в системе государственного управления.

Автобус остановить за памятником Николаю I перед Синим мостом. Возможен выход для фото­графирова­ния.

При раскрытии вопроса 5.4. использовать прием интеграции, объединив главный храм империи с великокняжеской резиденцией и памятником императору Николаю I.

Показывая памятник Николаю I подчеркнуть, что император изображён в военном мундире.

 

В. 5.6 использовать прием абстрагирования, указав на государственную символику здания Мариинского дворца.

Исаакиевская площадь- Вознесенский проспект - Адмиралтейский проспект - Дворцовый проезд - Дворцовая набережная - Мраморный переулок - Миллионная улица - наб. Зимней канавки - наб. Мойки - Певческий проезд.

 

 

 

 

 

5.7 Адмиралтейство — композиционный центр в градостроительной системе левобережья.

 

Дать экскурсионную справку о системе гостеприимства в СПб (гостиницы Астория, 4seasons и др.).

 

В. 5.7 раскрывается на проезде. Показать Адмиралтейство как центр грандиозного архитектурного ансамбля парадных площадей левобережья.

Дать экскурсионную справку о Невском проспекте — главной городской магистрали.

Использовать прием панорамного показа Дворцовой площади – главной парадной площади города. На проезде по Дворцовой наб. показать комплекс императорской резиденции, опираясь на архитектурный облик дать историческую справку об использовании зданий.

Дать экскурсионную справку о Миллионной ул., показать здание Нового Эрмитажа, первая экспозиция которого была открыта для публики в середине XIX в. При Николае I.

Проследовать пешком к Дворцовой площади.

Дворцовая площадь

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади

 

5.8 История застройки Дворцовой площади. Создание архитектурного ансамбля в первой трети 19 века.

 

5.9. Памятник Александру I и славе русского оружия.

 

5.10 Двадцатый век в истории площади.

 

5.11 Анфилада парадных площадей.

 

Необходим выход экскурсантов из автобуса для показа ансамбля площади. Рекомен­дуется дать 5-7 минут свободного времени.

В. 5.8 раскрыть, используя прием интеграции.

Подчеркнуть, что несмотря на то, что в здании располагались два гражданских министерства, оно тем не менее называется Главным штабом, что триумфальная арка посвящена победе в войне 1812 года, о чём свидетельствует её скульптурное украшение.

 

В. 5.10 раскрыть, используя прием зрительной реконструкции облика площади начала 20 века. Использовать прием локализации для рассказа о русских революциях 1905, 1917 гг.

 

В. 5.11 подвести итог в 5 подтеме. Обобщить на основе показа архитектурных доминант: купола Исаакиевского собора, Адмиралтейской иглы, ансамбля Дворцовой площади с использованием приема зрительной реконструкции образа этой территории в середине 19 века.

 

ЛП может служить мысль о том, что петербургские площади в центральной части города могут быть как местом парадов, торжеств, так и прогулок, отдыха горожан

Певческий проезд - Певческий мост - наб. Мойки - Конюшенная площадь - Марсово поле.

 

 

 

 

 

Дать экскурсионные справку топонимического характера о Певческом мосте.

Экскурсионная справка на проезде включает показ жилых кварталов вдоль набережной Мойки, как аристократического элитарного района города (включить дом № 31, 27 – Собчак, Пиотровские, № 12 - Волконские и Пушкин, упомянуть о консульствах Японии, Франции, Нидерландов).

Дать экскурсионную справку о здании придворного Конюшенного ведомства с церк. образа Спаса Нерукотворного, где 1 февраля 1837 г. отпевали А.С. Пушкина – показать как приходскую церковь.

Церковь Воскресенья Христова (Спас на крови) представить как традиционный для Руси храм-памятник

 

 

 

Наб. Мойки

Ансамбль Марсова поля

 

6. Ансамбль Марсова поля и его дворцово-парковое обрамление.

6.1 История освоения территории при создании первой летней царской резиденции.

 

6.2 Формирование архитектурного ансамбля Марсова поля во второй половине XVIII и начале XIX веков.

 

6.3 Создание площади-сада на Марсовом поле в 20-е годы XX века.

 

 

Автобус рекомен­дуется остановить напротив павильона Росси.

 

 

Марсово поле показывается как зона отдыха в центральной части города, формировавшаяся на протяжении всей его истории

 

В. 6.2. раскрыть, используя приемы зрительной реконструкции и интеграции для воссоздания облика территории первой половины XIX века.

 

 

В. 6.3 при показе памятника Жертвам революции использовать прием цитирования эпитафии А.В. Луначарского.

 

ЛП Выезжая за пределы исторического центра города XVIII века можно увидеть не только окраины императорского Петербурга, но и современный административный центр города на Неве.

 

От остановки на Марсовом поле — набережная Лебяжьей канавки – набережная Кутузова — Воскресенская — набережная — Потемкинская улица — Шпалерная улица — площадь Растрелли.

 

 

 

 

 

На проезде, используя прием абстрагирования, указать на окна апартаментов Павла I, где он был убит в марте 1801 г.

Дать экскурсионную справку об институте культуры, отметившем свое 100-летие в 2018 г,

Показать памятник генералиссимусу А.В. Суворову, сказать, что во время блокады он не был замаскирован.

Дать экскурсионную справку о Троицком мосте, построенном к 200-летию города,

Показать решетку Летнего сада, как неотъемлемую часть панорамы Невских берегов. Указать на Летний дворец Петра I — образцовую постройку нач. XVIII века,

Дать экскурсионную справку о Фонтанке — границе города XVIII века,

Показать крейсер Аврору, корабль ВМФ России №1 и символ Октября,

Дать экскурсионную справку о Литейном мосте.

Показать площадь Ленина как административную площадь на Выборгской стороне, сформировавшуюся во второй половине XX века, решенную в лучших петербургских традициях.

Показывая памятник М. Шемякину «Жертвам сталинских репрессий», указать на здание следственного изолятора «Кресты» с церковью Ал. Невского - место ожидания приговора политзаключенными.

Указать на промышленную застройку правого берега Невы. Дать экскурсионную справку о характере производств.

Показывая Шпалерную улицу и комплекс Таврического дворца, подчеркнуть загородный характер местности XVIII начала XIX вв.

Дать экскурсионную справку о музее Водоканала СПб.

Показать памятники герою 1 мировой войны Брусилову, главе ВЧК Дзержинскому как свидетельство сохранения культурного наследия

 

 

 

Площадь Растрелли

 

 

Кикины палаты,

Воскресен­ский Новодевичий монастырь.

 

7. От старого Смоляного двора к современному административному центру Санкт-Петербурга.

7.1 История возникновения Смоляного двора в петровское время.

 

7.2 Воскресенский Новодевичий монастырь — архитектурный шедевр Елизаветинской эпохи.

7.3 Воспитательное общество благородных девиц- закрытое женское учебное заведение, созданное Екатериной II.

 

 

 

 

Раскрывая п.п. 7.1 показать «Кикины палаты» - собственный дом адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего Смоляным двором, как «образцовый дом» именитых петербуржцев начала 18 века.

 

 

Раскрывая 7.2 использовать прием объяснения причин строительства монастыря на территории Смоляного двора. 

С площади Растрелли на площадь Пролетарской диктатуры

 

Комплекс государственных учреждений: Международный центр делового сотрудни­чества, Федеральный дом, здание прави­тельства Ленобласти, здание прави­тельства СПб (Смольный институт)

 

 

 

7.4 Роль СПб в системе регионального управления

Предупредить водителя о двойном объезде площади Пролетарской диктатуры

Использовать прием движения для показа административных зданий на площади Пролетарской диктатуры. Дать экскурсионную справку о событиях Октября 1917г., о работе правительства молодой Советской республики. Указать на то, что на протяжении 20 в. в здании Смольного работала региональная власть.

 

 

 

Площадь

Пролетарской диктатуры – Тульская ул. – Большеохтинский мост – Свердловская наб. – Пискарёвский пр. - пр. Непокорённых.

 

 

 

ЛП. От пропилеев Смольного к пропилеям Пискарёвского мемориала   Дать экскурсионную справку о Большеохтинском мосте. На проезде показать район Синопской наб. как часть промышленной зоны города (за Невой – Петрозавод. Бывш. Прядильно-ниточный комбинат им. С.М.Кирова, Ликеро-водочный завод). Показать храм Успения Богородицы как памятник погибшим в блокадном Ленинграде. Дать справку о Калашниковской хлебной бирже, уничтоженной церкви Бориса и Глеба. Показать памятный знак на месте Ниеншанца и дать экскурсионную справку о шведских крепости и городе. Использовать приём панорамного показа невских берегов в районе Б.Охты, включая дачную застройку и ансамбль Смольного монастыря. Показать жилищную застройку вдоль Пискарёвского проспекта, неподалёку от промышленных предприятий, как типичную для города 2-й половины XX века, тем самым продолжив показ жилых кварталов Петербурга (градостроительные особенности жилой застройки, парк им.Сахарова, памятник жертвам радиационных катастроф, спорткомплекс, приходскую церковь)

 

 

 

 

Больница им.Мечникова, Ириновская ветка ж.д.

 

 

Пискарёвский мемориал

 

8. Ленинград в годы Великой Отечественной войны

8.1. Первые месяцы войны. Переход мирной жизни на военные рельсы (эвакуация промышленных предприятий и населения, строительство укреплений, подготовка бомбоубежищ)

8.2. Город в блокаде. Трагедия первой блокадной зимы

 

8.3. Прорыв блокады в 1943 году, полное освобождение в 1944 году

 

 

8.4. Ансамбль Пискарёвского мемориала - дань памяти погибшим в блокаде Ленинграда

 

 

Вопросы 8.1. - 8.3. раскрываются на проезде

 

На территории Пискарёвского мемориала сделать остановки: 1)между пропилеями на входе,

2)у вечного огня с соблюдением правил ритуала(минута молчан


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.277 с.