Ансамбль парадных площадей на левом берегу Невы. Формирование административного центра во второй половине XVIII - XIX веков — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ансамбль парадных площадей на левом берегу Невы. Формирование административного центра во второй половине XVIII - XIX веков

2021-06-23 60
Ансамбль парадных площадей на левом берегу Невы. Формирование административного центра во второй половине XVIII - XIX веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слева от нас Сенатская площадь. Площадь начала складываться рядом с адмиралтейской верфью в первые годы существования города, но современный облик получила в 19 веке. Площадь открыта к Неве. Все строения на площади выполнены в стиле высокого классицизма. Слева от нас – протяжённое жёлтого цвета с тремя белыми колоннадами: центральной и угловыми. Фронтон украшен барельефом на морскую тему. На набережную смотрит павильон с большой аркой, на постаментах якоря. Это Адмиралтейство. На другой стороне площади в той же цветовой гамме - жёлтое с белыми деталями - здание из двух частей, объединённых триумфальной аркой. В архитектурном плане эта арка была необходима, потому что за ней проходит улица, в то же время, арка символизирует единение двух ветвей государственной власти в императорской России: духовной – Святейший Синод, и светской – Правительствующий Сенат, именно для этих учреждений было построено здание. С юга площадь замыкает, слегка отгороженный от нас деревьями, величественный Исаакиевский собор. Массивный золочёный купол словно парит над городом на 100 метровой высоте. Исаакиевская церковь существовала с 1707 года, сначала она была деревянной и располагалась ближе к Неве. Своим именем, да и вообще появлением, Исаакиевский собор обязан Петру 1-му, который родился 30 мая, в день Исаакия Далматского.

В центре площади на гранитном монолите бронзовый всадник на вздыбленном коне. Всадник и конь устремлены вперёд и вверх, змея под копытами почти раздавлена. Символизм памятника очень выразительный и понятный: Пётр 1-й устремил Россию к процветанию и славе, а недоброжелатели и враги повержены. Огромную гранитную скалу, по которой скачет «гордый конь» нашли в 12 верстах от Петербурга и привезли на специально построенном судне. В народе скала получила название «гром-камень». На постаменте надпись на русском и латинском языках «Петру 1-му Екатерина 2-я лета 1782», сочинённая Екатериной 2-й в подтверждение преемственности императорской власти. Его автор – французский скульптор Э.М.Фальконе, приглашённый в Россию императрицей Екатериной 2-й специально для работы над этим памятником. И сейчас, спустя годы этот памятник восхищает нас своим обликом: «Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сём коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы, не так ли ты, над самой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы!» [19]. С лёгкой руки А.С.Пушкина мы все называем памятник Медным всадником.

В советское время эта площадь называлась площадью Декабристов. Потому что именно сюда 14 декабря (по старому стилю) 1825 года члены тайного общества – офицеры столичных полков - вывели подчинённые им войска и отказались присягать новому императору Николаю 1-му, вступившему на престол после смерти Александра 1-го. Молодые дворяне, участники Отечественной войны 1812 года мечтали о республике. К «бунтовщикам» с увещеваниями обратился другой герой 12 года военный генерал-губернатор Петербурга генерал Мих.Милорадович, и был убит выстрелом П.Каховского. Император лично отдал приказ открыть по мятежникам огонь из пушек. Было сделано шесть выстрелов картечью поверх голов и один, последний, в упор. Многие погибли, оставшиеся в живых были отправлены на каторгу и в ссылку, руководители восстания – повешены.

Мы покидаем Сенатскую площадь, проезжая мимо зданий Сената и Синода. В угловом здании в бывших помещениях Сената - Конституционный суд России, к его дверям ведут гранитные пандусы. Скульптурная группа над аркой символизирует «благоразумие и благочестие», что сохраняет актуальность и в наше время, когда оба здания справа от нас по-прежнему занимают учреждения общегосударственного характера. В помещениях бывшего Синода сейчас расположены Президентская библиотека им. Б.Ельцина, покои патриарха, залы заседаний Синода и представительская зона президента России.

Справа светлое здание с колоннами – это центральный выставочный зал. На широком крыльце мраморные скульптуры греческих богов, ведущих в поводу коней, что подсказывает нам о том, что раньше здесь был манеж Конногвардейского полка, предназначавшийся для зимней выездки лошадей и для смотров и парадов.

Слева по ходу автобуса громада Исаакиевского собора. Восьмиколонный портик западного фасада. Каждая колонна высотой 17 метров, весом более 100 тонн. В треугольнике фронтона горельеф «Св.Исаакий благословляет императора Феодосия». В нижнем левом углу фигура с моделью собора в руках – это изображение архитектора Монферрана. Также он предполагал придать императору Феодосию черты лица императора Николая 1-го, на что император, впрочем, не согласился. На колоннах мы видим еще одно напоминание о годах войны и блокады - следы от осколков снаряда, разорвавшегося рядом с собором.

Мы въезжаем на площадь, которая получила свое имя от собора – Исаакиевская. Сегодняшний облик собор получил благодаря архитектору Огюсту Монферрану к 1858 году. Собор пятиглавый – центральный золочёный купол на мощном барабане, вокруг четыре колокольни под небольшими куполами. Барабан купола окружён колоннами. Все колонны из гранитного монолита, стены облицованы гранитом и мрамором. Скульптура, барельефы на фронтонах, на дверях, над колоннадами цитаты из священного писания – всё это было призвано показать мощь и величие Российской империи.В настоящее время здесь музей. На смотровую площадку можно подняться по билетам. Собор строили 40 лет, при трех императорах: Александре 1-м, Николае 1-м, Александре 2-м. Французский архитектор Огюст Монферран создал, возможно, самую дорогую постройку Российской империи – более 23 млн.рублей серебром. Когда началось строительство собора Монферрану было 32 года. Следующие 40 лет он решал сложные архитектурные, инженерные и градостроительные задачи. Собор был освящен 30 мая 1858 года, а 28 июня Монферран умер.

С юга перспективу площади замыкает внушительных размеров 3-этажное здание в бежевых оттенках. Второй и третий этажи объединены белыми пилястрами между окон. Центральная часть выдвинута вперёд, просторный балкон на уровне второго этажа опирается на колоннаду над входом. Это Мариинский дворец. Дворец был построен как свадебный подарок для вел.кн. Марии Николаевны, дочери Николая 1-го по проекту Андрея Штакеншнейдера. Семья жила здесь 40 лет, в 1884 году дворец был выкуплен в казну и в нём стал заседать Государственный совет Российской империи, в 1917 году - временное правительство, в настоящее время Законодательное Собрание Петербурга. Мариинский дворец расположен за рекой. Для того чтобы композиционно присоединить дворец к площади расширили Синий мост через Мойку. Самый широкий в СПб 97,3 м по данным Мостотреста[27].

Мы остановились около памятника императору Николаю 1-му, памятник сейчас на реставрации. По обе стороны от памятника Николаю 1 - два симметрично расположенных здания построенных в его царствование. Здания похожи на итальянские палаццо, это стиль называется неоренессанс. Это здания министерства земледелия и государственных имуществ. Сейчас оба здания принадлежат Всероссийскому научно-исследовательскому институту растениеводства им. акад. Н.И.Вавилова. К началу блокады здесь хранилась гигантская коллекция семян. В годы блокады работники института голодали наравне со всеми жителями города, но сохранили коллекцию. Слева мощное здание, облицованное красным гранитом построено для Германского посольства по проекту немецкого арх. Петера Беренса. После объявления войны 19 июля 1914 года патриотически настроенная толпа ворвалась в здание, разгромила его, сбросила с крыши гигантские скульптуры Диоскуров (юношей, ведущих в поводу коней).

Справа коричневое 6-этажное здание – гостиница Астория построено по проекту Ф.И.Лидваля. Шестиэтажное здание стиля модерн гармонично вписано в ансамбль площади – последний этаж и крыша сливаются с серым небом. Это здание построено в одно время с Германским посольством, примерно в одной цветовой гамме, но какое разное впечатление производят на нас! Здание немецкого посольства, по мнению современников выражало агрессивную сущность Германской империи. Здание гостиницы несмотря на значительный объём и тёмный цвет смотрится вполне гостеприимно. Впрочем, гостиница и должна быть привлекательной, а кайзеровская Германия именно хотела показать свою мощь и силу.С постройкой этих двух зданий окончательно сформировался архитектурный облик Исаакиевской площади, какой мы видим её сейчас.

По европейской традиции в центре площади находится памятник императору Николаю 1-му. Памятник создан по проекту О.Монферрана. Постамент округлой формы изготовлен из разных видов мрамора и гранита, четыре барельефа изображают события царствования. Конный монумент изготовил скульптор П.Клодт, творчество которого Николай 1-й очень ценил, он говорил: «Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребец». Император изображён в мундире Конно-гвардейского полка. Четыре женские фигуры символизируют Веру, Правосудие, Силу и Мудрость, а по слухам имеют портретное сходство с женой и дочерьми императора. Император Николай 1 правил Россией 30 лет. Оценки это императора как среди современников, так и среди потомков часто прямо противоположны. Но надо признать, что для нашего города Николай 1 сделал немало и после его смерти многое в городе стало называться Николаевским: первый постоянный мост через Неву, набережная, ж.д. и вокзал, улица.

Над Мариинским дворцом мы видим два флага: России и Санкт-Петербурга. В центре аттика герб Петербурга: на красном фоне два перекрещенных якоря: морской и речной. На стене фасада между вторым и третьем этажами - макеты пяти орденов и медалей — награды города-героя на Неве: "Звезда города-героя", два ордена Ленина, орден Октябрьской революции, Орден трудового красного знамени. Сами эти награды хранятся в одном из залов дворца. Во дворце теперь проходят заседания Законодательного Собрания - высшего законодательного органа государственной власти Санкт-Петербурга. Народные избранники в количестве 50 человек принимают новые законы и поправки к старым, утверждают городской бюджет, и в целом пытаются улучшать и регулировать нашу жизнь.

Уважаемые гости, сейчас у вас есть 5 минут, чтобы сфотографироваться на фоне Исаакиевской площади.

В наше время туризм внесен в строку бюджета города, поэтому на главных площадях города, наряду с официальными зданиями, всё больше места занимают гостиницы. Справа подряд: Астория, Англетер, 4seasons – номера с видом на Исаакий самые дорогие.

Мы уезжаем с Исаакиевской площади по Вознесенскому проспекту впереди по курсу у нас – золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства. Мы видели уже павильоны Адмиралтейства на набережной, боковой фасад – на Сенатской площади, теперь посмотрим на фасад. Промышленное по своему назначению здание стало украшением и смысловым центром города. Слева от нас за деревьями - Адмиралтейство. Протяжённый фасад, в центре башня со шпилем. Шпиль увенчан флюгером с изображением корабля. Кораблик на шпиле давно стал символом нашего города. На медали «За оборону Ленинграда» отчеканена адмиралтейская игла. В настоящее время в Адмиралтействе находится штаб ВМФ России. Перед центральной башней деревья расступаются, здесь находится фонтан, диаметр его гранитной чаши 24 метра. Вокруг Адмиралтейства расположены три главные площади: Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая, от Адмиралтейства тремя лучами расходятся основные магистрали исторического города: Вознесенский проспект, по которому мы ехали, справа будут Гороховая улица, и Невский проспект.Во время прогулок по центру города шпиль Адмиралтейства служит ориентиром. Справа уходит вдаль прямой как стрела Невский проспект. Проспект начинается здесь от Адмиралтейства и заканчивается через 4,5 км около ворот Александро-Невского монастыря. Невский проспект – обязательное место прогулок горожан и гостей города. На Невском есть всё – банки и магазины, рестораны и гостиницы, музеи и театры,библиотеки и церкви различных конфессий.

Впереди панорама Дворцовой площади: в центре памятник императору Александу 1-му – Александровская колонна с ангелов на вершине, справа здание Главного штаба, на арке которого шестерка коней запряжена в колесницу богини победы. Главное здание на площади, давшее ей название - резиденция российских императоров – Зимний дворец: лазорево-зеленого цвета со множеством белых колонн, затейливой формы наличниками окон, на крыше – обилием ваз и скульптур. Мы объедем дворец вокруг и рассмотрим со всех сторон. Сквер с фонтаном на месте Собственного садика. Подъезд Салтыковский, получил название по фамилии воспитателя великих князей Александра и Константина, внуков Екатерины 2-й. Через этот подъезд входили во дворец и дети и их наставник. Мы поворачиваем на Дворцовую набережную, справа – Зимний дворец. Бесконечные ряды колонн, их так много, что мы почти не замечаем окон. Этот подъезд называется Иорданским, потому что здесь выходили в Крещение члены царской семьи к иордани – проруби в невском льду для освящения невской воды. Светло-зеленый Малый Эрмитаж, место уединения и отдыха государыни Екатерины 2-ой, место, где она расположила свою первую коллекцию картин. Здание песочного цвета размером больше и называется поэтому Большим Эрмитажем. Построен Большой Эрмитаж уже специально для размещения растущей художественной коллекции и библиотеки государыни Екатерины 2-й. Эрмитажный театр – светлое здание со скруглённым углом. В настоящее время в Эрмитажном театре проводятся концерты, спектакли, билеты можно купить в театральных кассах города. Все здания дворцового комплекса соединены висячими переходами.

Набережная, по которой мы сейчас едем недаром называется Дворцовой, здесь почти все здания - дворцы.Коричневое массивное здание с большим крытым крыльцом почти на всю ширину тротуара - дворец вел.кн. Владимира Александровича (мл.сын Александра 2), ныне Дом учёных. Крыльцо оформлено гербами, грифонами и чугунными фонарями. Здание серого цвета, с крыльцом поскромнее - Ново-Михайловский дворец (Михаил Николаевич – сын Николая 1).

Поворачиваем в Мраморный переулок. Переулок так называется потому, что слева Мраморный дворец. Первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем.Из окон автобуса мы видим только первый этаж – он облицован гранитом. Второй и третий этажи объединены пилястрами из светло-розового мрамора. Более 30 видов мрамора использовано для отделки дворца снаружи и внутри. Дворец построен в конце XVIIIвека по проекту архитектора Антонио Ринальди для фаворита Екатерины 2-й – Григория Орлова. Сам Орлов не дожил до окончания строительства дворца и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Сейчас здесь филиал Русского музея.

Поворачиваем на Миллионную улицу. Очень говорящее название. Застройка нынешней Миллионной улицы началась в первые годы существования Санкт-Петербурга, это одна из самых старых улиц в города. Уже осенью 1704 года, сразу после основания Адмиралтейства, на том же левом берегу Невы начали селиться высшие морские чины во главе с самим царём Петром.Слева бежевого цвета четырёхэтажный дом, с барельефами на темы искусства на фасаде, с вывеской крупными буквами - Штакеншнейдер. Имя вам уже знакомо, по проектам Андрея Штакеншнейдера построены дворцы для детей императора Николая 1-го – Мариинский, Новомихайловский. Штакеншнейдер много работал по заказам императора и это позволило ему купить сквозной участок от Миллионной до Мойки и построить дом для своей семьи. В дворовом флигеле находилась мастерская архитектора, На Мойку выходил сад. 

Мы сделали круг и снова приближаемся к Зимнему дворцу – вот он впереди. Ещё раз переезжаем Зимнюю канавку, посмотрите направо: сквозь арку, соединяющую здания Эрмитажа и мостик видна Нева. Справа впереди отлично виден парадный подъезд Нового Эрмитажа, украшенный портиком, который поддерживают фигуры атлантов из серого полированного гранита.

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

Сейчас мы вдоль Зимней канавки проберемся на Мойку.

Когда автобус остановится мы выйдем из автобуса и пройдём на Дворцовую площадь, чтобы рассмотреть ее подробнее.

Дворцовая площадь – главная площадь города, его визитная карточка. Архитектурный ансамбль площади формировался в течение ста лет. Сначала был Зимний дворец, он дал название площади. Длина площади определена длиной фасада ЗД. Внушительных размеров, и при этом весьма нарядное здание построено в стиле барокко. Барокко в переводе с итальянского значит, вычурный, склонный к излишеству. В самом деле: если колоннада, то двухярусная, если лепнина, то вокруг каждого окна, вокруг каждой колонны, множество скульптур и ваз над карнизом. Контрастная окраска, ступенчатые выступы фасада, разные расстояния между колоннами – всё это создаёт игру света, даже в самый пасмурный день Зимний дворец выглядит торжественно и нарядно. В центре – трёхчастная въездная арка с ажурными воротами ведёт в большой парадный двор. В настоящее время главный вход в музей «Эрмитаж» находится там, в парадном дворе.В середине XVIIIвека императрица Елизавета Петровна поручила своему любимому архитектору итальянцу Растрелли возведение зимней царской резиденции. Перед дворцом планировалась полукруглая площадь с конным памятником императору Петру 1-му. Стройка продолжалась 8 лет, Елизавета умерла, не дождавшись окончания. В 1762 году во дворец въехала уже другая императрица – Екатерина 2-я, конный памятник Петру 1-му установили по ее воле через 20 лет на другой площади - Сенатской площади.

С другой стороны площади в царствование государя Александра 1-го, внука Екатерины 2-й, полукругом встало здание по проекту К.Росси. Архитектор создал достойную пару Зимнему дворцу в стиле классицизма, но на основе размеров и пропорций Зимнего дворца. Как и в Зимнем два верхних этажа объединены колоннами, но в другом ритме: в средней части и боковых крыльях. Золочёные балясины всенгодвух балконов. Скульптурное убранство сосредоточено в центральной части строения, на триумфальной арке. Украшена арка военной символикой: по бокам на постаментах воинская арматура – щиты, доспехи, копья; на уровне второго этажа фигуры воинов, над дугой арки Ангелы Славы несут венки победителям, при этом опираются эти ангелы на пушечные ядра. Наверху шестёрка лошадей влечёт колесницу Ники – крылатой богини победы. Все украшения арки символизируют не абстрактные военные доблести, а конкретную победу русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Арка расположена строго напротив парадной въездной арки Зимнего Д. Кроме необыкновенной красоты и величественности арка выполняет и дворца практическую задачу – это проход на Большую Морскую улицу. Исторически так сложилось, что мы называем всё сооружение Главным штабом, хотя это два независимых друг от друга больших строения, имеющие разные назначение и историю. Предназначалось это грандиозное сооружение для размещения министерств финансов и иностранных дел – в левом от нас крыле, собственно Главного штаба императорской армии – в правом крыле. В настоящее время правое крыло по-прежнему занимают военные, а левое - музей Эрмитаж. Кроме художественной коллекций, в частности, импрессионистов, в левом крыле восстановлены интерьеры министерств финансов и иностранных дел николаевского времени.

В центре площади на оси, соединяющей арки Главного штаба и Зимнего дворца – Александровская колонна. По названию ясно, что это памятник Александру. Александру 1-му, в царствование которого был повержен Наполеон и русские войска вошли в Париж. Общая высота памятника более 47 метров. Колонна выполнена из гранитного монолита, установлена на пьедестал. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами на темы победы России в Отечественной войне 1812 года. На вершине колонны ангел крестом попирает змею. Змея, стало быть, это враги и недоброжелатели России, а нам помогает сам бог. Этот памятник сооружён по проекту архитектора Монферрана, строителя Исаакиевского собора и, кстати, бывшего наполеоновского солдата. Такой вот символ: побеждённый ставит памятники победителю. Архитектор имел опыт подъёма и установки 48 17-метровых колонн Исаакиевского собора. Без тракторов, подъемных кранов, 2000 человек с помощью системы деревянных лесов и помостов, пеньковых канатов и тросов подняли колонну весом более 650 тонн, высотой более 25 метров в вертикальное положение за 100 минут. За этой инженерной операцией наблюдали тысячи человек зевак, для них были установлены помосты, для императора Николая 1-го с семьей был поставлен специальный павильон.

142 года ЗД был зимней резиденцией российских монархов. Но в начале XX века императорской семье стало неудобно здесь, в 1904 году Николай II благоразумно перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. В январе 1905 года рабочие из разных районов города двинулись организованными колоннами к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию с экономическими и политическими требованиями: народ верил в доброго и справедливого царя. Хотя императорской семьи не было в городе, войскам и полиции был дан приказ разгонять демонстрации с применением оружия, что и было сделано в разных районах города, в том числе, и здесь на Дворцовой площади. Этот день в истории нашей родины стал называться «кровавым воскресеньем».

Во время Первой мировой войны с октября 1915 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля 1917 года во дворце поселилось Временное правительство, но не надолго.В октябре 1917 года большевики захватили власть в Петрограде и арестовали Временное правительство. В кино вооружённые люди буквально штурмуют Зимний, лезут на ворота. Выглядит эффектно, но необходимости в этом не было. Во дворце размещался госпиталь для солдат на 1000 человек, 200 человек персонала. Чтобы арестовать 17 человек Временного правительствабольшевики вошли через двери. В том числе через подъезд слева от вас - Собственный Её Величества, который в советское время стал называться Октябрьским в память о событиях октября 1917 года.

С установкой Александровской колонны завершилось формирование не только Дворцовой площади, но и всего ансамбля парадных площадей императорской столицы первой половины XIX века. Громадное пустое пространство вокруг Адмиралтейской крепости – Адмиралтейский луг - в XIXвеке преобразовалось в площади, переходящие/перетекающие одна в другую: Дворцовая с восточной стороны, Адмиралтейская перед главным фасадом, Сенатская и Исаакиевская с запада. В непосредственной близости от царской резиденции на этих площадях располагались важнейшие военные и гражданские министерства, кафедральный собор: главный храм - Исаакий, важнейшие министерства – иностранных дел, финансов, в Адмиралтействе - морское министерство, напротив - военное министерство, манеж самого привилегированного полка, опоры и защиты императорской семьи, Синод и Сенат. Архитектор Исаакиевского собора и Александровской колонны Огюст Монферран предлагал даже перенести Медный всадник ближе к собору так, чтобы он стоял на одной линии с Александровской колонной. Его идея не нашла поддержки. Более того, в конце XIXвека Адмиралтейская площадь была превращена в бульвар, деревья которого так разрослись с тех пор, что мы отсюда совсем не видим ни Сенатской площади,ни Манежа. Александровский сад стал приятным местом для прогулок жителей и гостей города. Поскольку сад был создан в царствование императора Александра 2-го, то и называется Александровским.

Адмиралтейство было создано как промышленное предприятие и рядом с ним не предполагалось никаких садов и парков. Сады и парки устраивались с первых лет существования города выше по Неве, часть из них сохранилась до наших дней в том или ином виде. Следующим пунктом нашей программы будет осмотр территорий бывших императорских садов.

Мы покидаем Дворцовую площадь. Пересекаем реку Мойка по широкому Певческому мосту. Мост получил свое название от Придворной Певческой капеллы. Певчие постоянно находились при русских государях и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств и крестин. При съезде с моста два светлых трёхэтажных здания, ажурные ворота ведут в парадный двор-курдонёр. Сейчас здесь концертный зал, который так и называется - Капелла.

Автобус едет по набережной реки Мойка. И в пушкинское время и сейчас – это элитный жилой район. На другом берегу реки впереди высокий серый дом, там жил первый мэр Петербурга А.Собчак, о чём сообщает мемориальная доска на стене, в этом доме живет актёр М.Боярский. Флаги иностранных государств показывают нам здания консульств. Справа желтый дом с деревянными воротами, с центральной выступающей частью в 19 веке принадлежал семье князей Волконских и у них снимала 10-комнатную квартиру с конюшней и подвалами семья Пушкиных. Мойки, 12 – один из самых известных адресов Петербурга. Из этого дома 27 января 1837 года А.С.П. отправился на роковую дуэль с Дантесом. Сюда его привезли через несколько часов раненого. Через два дня «закатилось солнце русской поэзии». Отсюда, этой самой дорогой, по которой мы едем, гроб с телом несли в Церковь Конюшенного ведомства на отпевание. Слева комплекс зданий розоватого цвета – это Конюшенное ведомство и в центре храм Спаса Нерукотворного Образа – и в пушкинское время и сейчас – это приходской храм, который посещают жители соседних улиц.

Впереди справа уже видно здание храма в русском стиле. Девятиглавый храм яркий, пёстрый, богато украшен мозаикой. Это собор Воскресения Христова, более известный как храм Спаса-на-Крови. Храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен народовольцами император Александр 2-й. На стенах памятные доски о реформах, гербы русских городов, губерний. Сейчас в храме музей, проводятся экскурсии.В комплекс храма входят церковная ограда. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.

Сейчас мы в очередной раз пересечём реку Мойку по 2-му Садовому мосту.

6. Дворцово-парковое обрамление Марсова поля        Название моста подсказывает нам, что Садовых мостов больше одного и, что поблизости есть сады. Садовых мостов у нас два и Садовых улиц две. Всю территорию, что слева от нас и справа и впереди, в первой половине XVIIIвека занимали луга и сады. Впереди слева зеленый массив – это Летний сад – первый сад города. Уже в 1704 году, всего через год после основания крепости Пётр 1-й отдаёт распоряжение об устройстве сада. Наш неустойчивый климат и заболоченные земли не очень подходили для разведения садов, но Петра 1-го это никогда не останавливало. Согласно его воли были посажены деревья, вырыты каналы и пруды, устроены фонтаны, расставлены привезённые из Италии скульптуры. В летнее время сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Он был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра. В настоящее время Летний сад после длительной реставрации, археологических раскопок, архивных изысканий наиболее похож на сад Петровского времени. Вход туда всё ещё бесплатный.

Справа за рекой, располагались второй и третий Летние сады. Второй сад был хозяйственным: с теплицами, ягодными кустами, плодовыми деревьями и хозяйственными постройками, винными погребами. В Третьем Летнем саду, справа от нас за рекой, стоял дворец Екатерины 1-й – Золотые хоромы. Сад был регулярным, по моде того времени: с прямыми аллеями, симметричными клумбами, прудами. На берегу Мойки стояла беседка.

       Территория слева от нас в петровское время была заболочена. Для осушения луга от Невы к Мойке был прокопаны каналы: вдоль Летнего сада – Лебяжий, он благополучно дожил до наших дней, и Красный, с другой стороны луга, там, где сейчас идёт улица вдоль домов. Большой луг при Петре 1-м служил местом, откуда во время праздников запускали фейерверки – «потешные огни». Поэтому луг стали называть Потешным. Тысячи жителей Петербурга заполняли Потешный луг и прилегающие к нему улицы, чтобы полюбоваться на фейерверки. Традиция устраивать по большим праздникам на лугу народные гулянья с балаганами, каруселями, катальными горками сохранялась до 1917 года.

       После смерти Петра 1-го Летний сад оставался парадной резиденцией во времена правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. По распоряжению Елизаветы архитектор Ф.Растрелли, будущий строитель Зимнего дворца, построил на том месте, где сейчас кораллового цвета здание, роскошный деревянный Летний дворец. Туда переселился двор Елизаветы, там жили, в том числе, её племянник Петр Фёдорович (будущий имп. Пётр 3-й) с женой (будущей имп. Екатериной 2-й), там у них родился сын (будущий имп. Павел 1-й).К концу XVIIIвека Летний дворец Елизаветы обветшал, разрушительное наводнение 1777 года нанесло непоправимый урон Летнему саду. Екатерина 2-я не интересовалась этим уголком своей столицы, регулярный сад не стали восстанавливать, оставили как есть, кроны деревьев перестали подстригать, засыпали пруды. В моду входили сады пейзажного типа. На набережной Невы построили дворцы и особняки для знатных особ. Мраморный дворец, виден отсюда не полностью, для фаворита Екатерины – Гр.Орлова, служебный корпус дворца – зелёное здание (кстати, сейчас выставлено на продажу). Здание справа, светлое высокое, рядом с Летним садом,– особняк для Ив.Бецкого, личного секретаря Екатерины и основателя воспитательных учреждений, слева от него здание пониже зеленого цвета – особняк для Н.И.Салтыкова, воспитателя сына, позже внуков Екатерины. Вы помните, что салтыковским даже назвали подъезд Зимнего дворца.

       Павел 1-й, придя к власти, не хотел жить в Зимнем дворце, где 34 года правила его мать и решил строить свою резиденцию на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы, где он родился. Впереди справа розово-кораллового цвета романтический дворец-замок. Скруглённый объём церкви архистратига Михаила – небесного покровителя Павла 1-го - увенчан золочёным шпилем. С Летним садом замок соединяется только зрительно – широкая лестница спускается к реке Мойке, с неё виден вход в Летний сад, центральная аллея. Как и всякий уважающий себя замок Михайловский был окружён рвами с подъёмными мостами. Павел 1-й торопился с постройкой замка, императорская семья и двор въехали в замок, когда еще штукатурка не просохла. Но прожили они здесь недолго, всего 40 дней, рвы и подъёмные мосты не спасли императора от заговорщиков. Заговорщики вошли через двери западного фасада, мы их сейчас видим, под балконом, прошли через библиотеку, окна её выходят на балкон, вошли в спальню императора – следующие два окна слева от балкона. Павел был убит. В эту же ночь императорская семья вернулась в ЗД. После смерти Павла замок пустовал почти 20 лет. В 1819 году в него въехало Главное инженерное училище, и его переименовали в Инженерный замок. Военных инженеров здесь готовили до 1951 года, но самый известный выпускник прославился не как инженер, а как писатель: Ф.М.Достоевский.       При Павле 1-м бывшее Потешное поле стали называть Марсовым. Напротив Летнего сада вдоль западной границы Марсова поля, слева от нас, протянулось величественное классическое здание, сейчас на ремонте, но рисунки на защитных сетках точно передают архитектурные детали здания: три портика и лепнина на аттиках. Это б.казармы Лейб-гвардии Павловского гренадерского полка, построенные в царствование императора Александра 1-го. Архитектор Вас.Стасов соединил под одной крышей все полковые службы начиная с кухонь и кончая торжественным залом церкви. В столице размещались войска императорской гвардии, большие участки в городе занимали манежи и казармы, здания для них строили крупнейшие зодчие своего времени.Парады гвардейских полков были неотъемлемой частью жизни Петербурга. В такие часы блеск мундиров, толпы публики оживляли обширное пыльное пространство, которое современники называли «петербургской Сахарой».       В XIXвеке продолжилось формирование архитектурного ансамбля вокруг Марсова поля. Летний сад стал любимым местом для прогулок горожан. А.С.Пушкин называл Летний сад «своим огородом», он часто приходил сюда, особенно когда жил рядом на Пантелеймоновской улице- это впереди за мостом. Пушкинского героя Евгения Онегина в детстве «мусью… слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».       Справа за Мойкой в глубине сада дворец, построенный по проекту К.Росси для младшего сына Павла 1-го вел.кн. Михаила Павловича – Михайловский дворец. Мы видим сквозь ветви деревьев садовый фасад дворца, гигантская лоджия с колоннадой на уровне второго этажа, аркада – на уровне первого этажа. Широкие ступени ведут от дворца на луг. На берегу Мойки, рядом с нами, Росси поставил павильон из двух помещений, соединённых колоннадой. К Мойке ведет гранитная пристань, украшенная чугунной решёткой. С пристани открывается вид на Неву. Посмотрите налево и сейчас за площадью с многочисленными кустами сирени, невысокими стрижеными липами сквозь центральную аллею виден мост над рекой, по которому движется транспорт. В настоящее время Марсово поле уже не поле, а площадь-сад.

       В центре площади захоронение жертв февральской революции 1917 года, героев Октябрьской революции, гражданской войны. Первое захоронение - «Красные похороны» - были проведены на Марсовом поле 23 марта 1917 года. Похороны были проведены без участия духовенства. Для организации торжественной траурной церемонии погребения была создана специальная комиссия во главе с М. Горьким. Тогда же Временное правительство объявило конкурс на проект мемориального комплекса, лучшим был признан проект архитектора Л. В. Руднева. Открыт памятник был уже Советской властью 7 ноября1919 года. Невысокие гранитные стены образуют квадрат. На блоках красного гранита выбиты патетические словаА.Луначарского: «Не жертвы — герои лежат под этой могилой. Не горе, а зависть рождает судьба ваша в сердцах всех благодарных потомков».В 20-х годах разбит низкий партерный сад. Захоронения продолжались до 1932 года, на могилах установлены мемориальные плиты с именами похороненных в советское время. Вечный огонь зажжён в ноябре 1957 года. Сад стал центром архитектурного ансамбля Марсова поля: главная аллея сада находится на одной оси с павильоном Росси, центром Михайловского дворца, с другой стороны Троицким мостом и памятником А.Суворову перед мостом.

       Справа за каналом называемым Лебяжьей канавкой – Летний сад. Сквозь черные ветки деревьев видны ящики, в которые упрятаны на зиму скульптуры.Эта маленькая площадь перед мостом называется Суворовской. И сам он здесь в образе рыцаря. Памятник создан в 1801 году. Во время блокады только два памятника в городе не были замаскированы: Кутузову на Невском проспекте и этот памятник Суворову. Великие военачальники прошлого противостояли врагу вместе с городом. Впереди слева Троицкий мост. Трех-рожковые торшеры-фонари и обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита. На постройку моста проводился международный конкурс, лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль». Однако, согласно специальному пункту договора, мост в Петербурге строили только российские рабочие и только из отечественных материалов.В дни празднования 200-летия столицы Российской Империи, состоялась церемония открытия моста. Присутствовал император Николай Второй и члены императорской фамилии. Царь нажал кнопку и привел в действие огромные электромоторы разводного пролета. Новый мост получил имя Троицкий, по первой площади города, которая начинается сразу за мостом. Справа от моста на том берегу место первого порта города, далее вдоль набережной несколько в

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.