Методический материал к разделу IV — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методический материал к разделу IV

2021-06-23 27
Методический материал к разделу IV 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методический материал к разделу IV

«Коррекционио-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном

 учреждении компенсирующего вида»

Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

Для старших дошкольников с нарушением речи

И с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельностивосприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить различать музыку разного характера, формировать вооб­ражение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизи­ровать к поиску средств выразительности образа в динамике его прояв­лений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные со­стояния образа, согласовывать движения с характером музыки, струк­турой музыкального произведения, учить играть на детском музыкаль­ном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.

1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу­шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му­зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С. Майка пара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кош­ка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или нахо­дя новые.

Кот проснулся рано-рано,

                              Спрыгнул с мягкого дивана,

                              Выгнул спинку, потянулся,

                                С боку на бок перевернулся,

                              И пошел совсем неслышно,

Будто прятался от мышки.

Увидал кот за окном -

                               Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кош­ки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разле­таются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: де­вочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свис­тульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения

совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас­плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девоч­ка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (маль­чики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соот­ветствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.

Фрагмент музыкального занятия для старших дошкольников

С нарушением речи, задержкой психического развития,

Умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности —

пение, движения под музыку)

                   Танцевально-образная композиция «Дружба»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить передавать движениями средства музыкальной выразитель­ности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пантомимически в сюжстно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувство­вать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям пред­лагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссо­рились, потом помирились и подружились навсегда.

1. Сюжетный танец «Поссорились — помирились» (венгерская народная
мелодия).

2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть —
«Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть
знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компанейца, слова В.Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.

 

Тема: «Веселые клоуны»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзыв­чивость на музыку, оценочное отношение к ней, умение вербально вы­ражать свои впечатления от услышанного, различать средства музыкаль­ной выразительности (темп, ритм, характер) и передавать образными движениями, развивать пространственную ориентацию при выполнении движений в кругу, врассыпную.

1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит перед слушанием беседу, расска­зывает о клоунах, которые всегда веселят зрителей, о том как они выступа­ют в цирке, в разных театральных представлениях. Потом детям предлагает­ся послушать музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны». В диалоге с педагогом после восприятия музыки акцентируется внимание детей на то, как в музыке передан этот образ, обсуждается, какие движения делают клоуны в музыкальном образе, какого характера музыка, темп и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в клоунов, сначала послушать две разные по характеру небольшие пьесы «Шагают клоу­ны» (французская народная мелодия «Полишинель»), «Клоуны под­прыгивают» (английская народная песня «Полли»). Педагог показывает движения, а затем предлагает детям передать образ веселых клоунов. Дети по-своему передают образ и разный характер музыки движения­ми: шагают в кругу, как петрушки, поскоками двигаются свободно врассыпную.

Фрагменты музыкального занятия для старших дошкольников с нарушением слуха.

Фрагмент 1

Цель: проводить коррекционную работу по развитию слухового вос­приятия средствами музыки, учить различать средства музыкальной вы­разительности (разный темп), высказываться о музыке, выражать раз­ный темп в движениях.

Восприятие музыки. Дети садятся так, чтобы видеть клавиатуру фор­тепиано и руки музыканта.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать разную му­зыку. Сначала он исполняет быструю «Польку» М. Глинки. Затем спра­шивает, какая была музыка? Дети отвечают. Потом руководитель играет медленное «Адажио» Д.Штельбельта, после чего снова задает вопрос о музыке. Детям предлагается также выполнить более сложное задание: от­вернуться и прослушать те же отрывки без зрительной опоры на клавиа­туру, а затем, прослушивая еще раз, выполнить под быструю музыку кругообразные движения кистями рук в соответствии с темпом акком-панимента.

Фрагмент 2

Декламация песен под музыку. «Как у наших у ворот», русская народ­ная мелодия.

Цель: развитие голосовых модуляций, вокально-слуховой координа­ции, дикции, речевой интонации. Этот вид музыкальной деятельности включает три этапа, разные по продолжительности.

Первый этап: слушание песни, определение ее характера, об­суждение содержания песни, повторное слушание песни.

Второй этап: разучивание песни по фразам (прохлопывание рит­мического рисунка с опорой на графическое изображение ритма, вос­произведение ритма хлопками и голосом, с проговариванием слогосочетаний [та-та], [па-па]); подкрепление дирижированием педагога, ра­бота над певческим дыханием; отработка воспроизведения слов во фразе под музыку в соответствии с ритмической организацией мелодии; рит­мическое воспроизведение мелодии фраз под музыку, выделение логи­ческого ударения (с опорой на музыкальное сопровождение), работа над ансамблем, темпом и динамическими оттенками в пении.

Третий этап: заключительная работа над песней. Работа над эмо­циональностью, выразительностью исполнения.

 

 

Компенсирующего вида»

Методический материал к разделу IV

«Коррекционио-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном

 учреждении компенсирующего вида»

Музыкальные занятия


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.