Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-06-23 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Г.К. Кравченко Обследование детей с нарушением зрения
СХЕМА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Диагноз___________________________________________________________
сопутствующие заболевания_______________________________
название________________________________________________
острота зрения___________________________________________
поле зрения______________________________________________
цветовое восприятие______________________________________
В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?___________________________
Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения:__________________
родителями______________________________________________
в роддоме________________________________________________
врачом-педиатром во время патронажа_______________________
в детской поликлинике____________________________________
в другом месте___________________________________________
Предполагаемые причины нарушения зрения____________________________
__________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок?______________________________________
Как протекала беременность?_________________________________________
(токсикоз 1,2 половины беременности, хронические заболевания, психические травмы, инфекционные заболевания и др.)___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Роды (нормальные, стремительные, обезвоженные, стимулированные, наличие травм, родовспоможение)_____________________________________
__________________________________________________________________
Ребенок родился в срок или недоношен (количество недель)_______________
__________________________________________________________________
Резус отрицательный, совместимость__________________________________
Вес при рождении_______________________рост________________________
Перенесенные заболевания:__________________________________________
|
до 1 года________________________________________________
после 1 года_____________________________________________
инфекции_______________________________________________
ушибы и травмы мозга, глаз________________________________
Назначения медиков_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать______________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Родственники________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о здоровье родителей и родственников (ближайших)_____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия воспитания ребенка в семье:__________________________________
нормальные_____________________________________________
гиперопека______________________________________________
недостаточное внимание к ребенку (причина)_________________
________________________________________________________
Отношение родителей к дефекту ребенка_______________________________
__________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Телефон___________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ДО 3-Х ЛЕТ
Укажите сроки, когда ребенок начал выполнять следующие действия:
держать без поддержки голову прямо в сидячем положении или поднимать голову в положении лежа на животе_________________________________________________________________________________________
поворачиваться с живота на спину__________________________________________________________________
поворачиваться со спины на живот__________________________________________________________________
сидеть без поддержки_________________________________________________________________________
стоять без поддержки_________________________________________________________________________
подниматься без помощи в положении стоя__________________________________________________________
ползти вперед (1 м)_______________________________________________________________________________
сделать 1 шаг без поддержки_______________________________________________________________________
пройти 3 м без поддержки_________________________________________________________________________
пройти по лестнице, делая 1 шаг на одну ступеньку___________________________________________________
|
сосредоточить взор на предмете____________________________________________________________________
следить глазами за удаляющимся предметом_________________________________________________________
поворачивать голову в ожидании появления исчезнувшего предмета, тянуться к человеку или предмету, среагировав только на звук (без предварительного прикосновения к ребенку)_____________________________
___________________________________________________________________________
взять игрушку, предварительно сосредоточив на ней взор______________________________________________
искать игрушку, которую уронил___________________________________________________________________
показать на себе три части тела_____________________________________________________________________
впервые отчетливо произнести слово (папа, мама, дай и т.д.)____________________________________________
сказать предложение из двух слов__________________________________________________________________
напеть на память песню______________________________________________________________________
правильно употреблять местоимения «я», «мне»______________________________________________________
улыбаться в ответ на обращенного взрослого_________________________________________________________
отличить маму и папу от других людей (по реакции на чужих людей)____________________________________
брать руками и есть маленькие кусочки пищи________________________________________________________
самостоятельно держать кружку и пить из нее________________________________________________________
самостоятельно есть ложкой из тарелки______________________________________________________________
снять одежду с верхней части тела без посторонней помощи____________________________________________
___________________________________________________________________________
проситься на горшок_____________________________________________________________________
Замечали ли Вы что Ваш ребенок иногда:
трет глаза, раскачивается в положении сидя или стоя__________________________________________________
качает головой вперед-назад, раскачивает верхнюю часть туловища______________________________________
____________________________________________________________________________
машет руками_____________________________________________________________
повторяет сам себе слова долгое время_________________________________________________
совершает еще какие-нибудь навязчивые движения или действия________________________________________
В какой помощи, по Вашему мнению, нуждается ребенок:
врача-офтальмолога______________________________________________________________________
врача-педиатра_________________________________________________________________________
невропатолога (психоневролога)___________________________________________________________________
логопеда_______________________________________________________________________
|
психолога_____________________________________________________________________
помощь в виде игрушек или игрового материала_____________________________________
помощь в организации общения ребенка с другими детьми_________________________
_________________________________________________________________________
тифлопедагога________________________________________________________________
В какой помощи нуждаетесь Вы для создания оптимальных условий для воспитания ребенка:
экономическая помощь семье_____________________________________________________
помощь психолога (консультации) семье__________________________________________
приобретение специальной литературы______________________________________________________________
приобретение тифлотехнических средств______________________________________________
организация посещения лекций по проблемам воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения_________
___________________________________________________________________________
устройство ребенка в дошкольные или школьные специальные учреждения_______________________________
помощь тифлопедагога в приобретении специальных навыков в познавательной и коммуникативной деятельности, в ориентировке в пространстве для дальнейшего обучения своего ребенка____________________
АНКЕТА ДЛЯ РЕБЕНКА
Исследование слухового восприятия
1. Определение направления звука
Игра «Где позвонили?»_________________________________________
__________________________________________________________________
2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек
бубен- барабан- металлофон- дудочка-
3. Определение силы звука:
громко-тихо, громче-тише.
Исследование восприятия
Исследование внимания
Найти различие в объектах при сравнении (две куклы)___________________
__________________________________________________________________
Сравнить две картинки, установить сходство и различие_________________
__________________________________________________________________
Указать недостающие или лишние детали на объекте (картинке)___________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обнаружить скрытую фигуру (учитывается время)_______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование памяти
1. Исследование зрительной памяти:
запомнить изображения, расположение предметов (3-6)_______________________
_______________________________________________________________________
|
найти изменения в ряду предметов, изображений (3-6 предметов)_______________
________________________________________________________________________
запоминание предметов путем графического ассоциирования (5 слов) (опосредованное запоминание)_____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Исследование слуховой памяти:
запомнить стихотворение (4-8 строчек)______________________________________
________________________________________________________________________
запомнить слова_________________________________________________________
запомнить слоги_________________________________________________________
запомнить пары слов, связанных по смыслу, не связанных по смыслу____________
________________________________________________________________________
3. Исследование моторной памяти:
запомнить расположение предметов_________________________________________
________________________________________________________________________
найти изменения в ряду обследованных предметов (лишние предметы, недостающие предметы)__________________________________________________
_______________________________________________________________________
Заключение:
вид памяти_____________________________________________________________
тип памяти_____________________________________________________________
объем памяти___________________________________________________________
скорость запоминания____________________________________________________
Исследование мышления
1. Обобщение понятий (овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
то же – на слух (3-4 понятия)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Образование эквивалентных групп_____________________________________________
3. Методика Р.Хилл (Брунер Д.)__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Исключение понятий (4-й лишний):
наглядно________________________________________________________________
на слух_________________________________________________________________
5. Понимание сюжетной картинки, ее называние____________________________________
_____________________________________________________________________________
называние фона__________________________________________________________
перечисление объектов____________________________________________________
перечисление действий____________________________________________________
установление системы причинно-следственных связей_________________________
________________________________________________________________________
6. Классификация геометрических фигур:
по цвету________________________________________________________________
по форме________________________________________________________________
по величине_____________________________________________________________
7. Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)__________________________
_____________________________________________________________________________
8. Отгадай загадки_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Исследование общения
|
1. Особенности речи:
не говорит______________________________________________________________
говорит отдельные слова__________________________________________________
говорит простые предложения_____________________________________________
_______________________________________________________________________
использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции_________
________________________________________________________________________
речь интонационно бедна__________________________________________________
речь выразительна, экспрессивна___________________________________________
темп речи быстрый, замедленный, средний___________________________________
2. Особенности общения:
При общении со взрослыми и сверстниками:
проявляет активность, интерес_______________________________________
отвечает на активность других_______________________________________
проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке общения с ним_
__________________________________________________________________
не вступает в общение______________________________________________
В процессе игры:
Предпочитает играть один___________________________________________
Ищет партнера в игре_______________________________________________
Общее заключение:___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование восприятия цвета
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Узнавание и называние цветов | младшая | Натуральный объект (кубики). Показ кубиков по одному с предложением назвать цвет. | -самостоятельное называние цветов; -по словесной инструкции: «Покажи кубики красного цвета» |
средняя | Использование цветных силуэтов предметов | то же |
старшая и подготовительная | Пособие «Ателье». Задание «Назови цвет платья» | -самостоятельно показывает и называет; -выбор цвета по названию без показа педагогом (педагог называет цвет, а ребенок находит платье этого цвета) |
2. Соотнесение объектов по цвету | младшая и средняя | Набор кубиков. Заранее показать такой же кубик по цвету и поставить рядом. | -самостоятельно (зрительным способом); -методом проб и ошибок |
старшая и подготовительная | Пособие «Звездочка на небе». Старшая группа должна знать 7 оттенков цветов, подготовительная – 15 оттенков. Если ребенок не посещал детский сад, то просим показать все красные звездочки. Если посещал детский сад, то просим показать все оттенки красного цвета. | - самостоятельно; -по словесной инструкции |
3. Фиксация по насыщенности | средняя | Пособие «Корабль». Задание: «Зажги огоньки, как у меня». Ребенок должен разложить по образцу кружочки в порядке убывания насыщенности цвета (3 оттенка) | -по образцу |
старшая и подготовительная | Для тех, кто не посещал детский сад: задание по образцу (красный цвет). Для тех, кто посещал детский сад: дается инструкция разложить кружочки от самого темного к самому светлому (оранжевый, фиолетовый цвета) | -самостоятельное выполнение с называнием; -выполнение по образцу |
4. Выделение цвета в окружающей среде | младшая и средняя | Предложить показать игрушки определенного цвета |
старшая и подготовительная | Предложить описать окраску некоторых предметов (восприятие на расстоянии). При затруднении предложить показать и назвать предметы определенного цвета |
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование восприятия формы
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Узнавание и называние формы | младшая | Шар, кубик. Задание: «Узнай и назови фигуру, которую я тебе покажу». (Предлагается по одной) | -самостоятельное называние формы; -по словесной инструкции (покажи круг) |
средняя | Шар, кубик, круг, треугольник, квадрат. Задание то же. | то же |
старшая | Шар, кубик, цилиндр, прямоугольник, круг, треугольник, квадрат | то же |
Пособие «Дворец». Задание: «Назови фигуры, из которых состоит дворец» |
подготовительная | Шар, кубик, цилиндр, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Пособие: «Дворец с зеркалами». Задание: «На стенах дворца много зеркал, они все разной формы, назови их». | то же |
2. Соотнесение форм и фигур (Одинаковый цвет, величина, но разная форма – треугольник и прямоугольник) | старшая | Пособие «Иван» (заплаты на рубахе» |
подготовительная | Пособие «Печенье». Задание: «Найти такой же треугольник; наложить такие же по форме фигуры |
3. Соотнесение формы фигуры и предметного изображения | средняя | Пособие «Помоги Оле». Задание: «Найди предмет такой же формы, как эта фигура, и положи картинку рядом с фигурой». (Круг, треугольник, квадрат) | -самостоятельно; -методом проб и ошибок |
старшая | Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Задание то же. | то же |
4. Выделение формы в окружающей среде | средняя | Задание: «Какой предмет похож на шарик, круг, треугольник?» |
старшая и подготовительная | Задание: «Какой формы?» (показ предметных картинок) |
5. Локализация | Пособие «Заплатки». «Покажи у Ивана все те заплатки, которые похожи на треугольник» |
6. Дифференцирование сходных форм | средняя | Пособие «Лодка с парусом». Ребенку показывают квадрат. Задание: «Найди такую же фигуру на парусе» |
старшая | Сочетание кругов и овалов (по три фигуры, разница 0,5 см). Задание: «Раздели на 2 группы» |
подготовительная | Группировка квадратов и прямоугольников. (По 3-4 фигуры) |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование восприятия размера
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Соотнесение предметов по величине | младшая и средняя | Матрешки (3). Задание: «Покажи такую же матрешку» |
старшая и подготовительная | Пирамидки. Даются все кольца одной пирамидки и кольца другой пирамидки. Задание: «Найти такое же кольцо» | отметить характер дифференцировки: тонкая или грубая |
2. Словесное обозначение величины | старшая и подготовительная | Пособие «Красная шапочка». Спрашиваем: «Кто быстрее шагом дойдет до домика бабушки по дорожке, волк или Красная Шапочка и почему?», «Сравни елочки. На какой елочке сидит птичка? Ручей или речку вы перейдете быстрее и почему? | -самостоятельно; -по словесной инструкции (покажи длинную, короткую дорожку). -не выполняет задания |
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания | младшая | 3 матрешки. Задание: расставить в ряд по величине (по росту) матрешек. | -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -не выполняет задания или выполняет его с ошибками |
средняя | Плоский образец. Задание: «Поставь матрешек так же как у меня» | то же |
старшая и подготовительная | 5-7 предметов. Задание: «Разложи кольца по порядку от большого к маленькому, от маленького к большому» | то же |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование пространственного восприятия
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Оценка расстояния в большом пространстве | младшая и средняя | Оценка от себя: близко, далеко. Задание: «Что ближе к тебе, что дальше от тебя?» |
старшая и подготовительная | Оценка от предмета. Задание: «Что ближе к столу, что дальше? Какой предмет ближе к столу?» | отметить характер дифференцировки: далекий – близкий. |
2. Оценка взаимоположения предметов в пространстве | средняя | Пособие «Найди одинаковые карточки». Сначала предлагать 2 карточки. Чем похожи? Чем отличаются? Затем карточки с 3 предметами: «Найди одинаковые» |
старшая | 4 карточки с 3 геометрическими фигурами (одного цвета) |
подготовительная | 1) 4 карточки с 5 объектами – для тех, кто посещал детский сад (в центре одна и та же фигура, а цвет разный); 2) пособие по определению взаимоположения предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий (сюжетная картина): в, на, за, перед, у, слева, справа, под |
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование ориентировки в пространстве
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Ориентировка на самом себе | младшая | Наверху, внизу |
2. Ориентировка относительно себя | средняя и старшая | Слева, справа, впереди, сзади |
подготовительная | 8 направлений: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади с лева |
3. Ориентировка относительно предмета | подготовительная | От куклы все 8 направлений: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади с лева |
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование восприятия и воспроизведения сложной формы
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Анализ и конструирование образца из геометрических форм | младшая | Из двух форм. Задание: «Узнай, что на картинке. Сделай так же» |
средняя | Коляска. (Аппликация). Задание: «Узнай предмет. Выложи такой же» (4 части) |
старшая | Контур и усложнение фигуры (паровоз) по элементарному образцу |
подготовительная | По элементарному образцу (собака) | -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -наложением |
2. Составление целого из частей предметного изображения (разрез по вертикали и горизонтали) | младшая, средняя, старшая, подготовительная | Задание: «Составь картинку из частей»: 2-3 части; 3-4 части; 4-5 частей; 6 частей | -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -наложением |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование зрительного внимания
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Изменение одного из объектов | средняя, старшая, подготовительная | Задание: «Что изменилось?» 3 объекта (1 изменить) 4 объекта (1 изменить) 5 объектов (1 изменить) |
2. Убирание одного из цветов | младшая, средняя, старшая, подготовительная | Задание: «Чего не стало?» 3 игрушки (1 прячется) 4 игрушки 5 игрушек 6 игрушек |
3. Дифференцировка объектов | средняя, старшая, подготовительная | Задание: «Чем отличаются?». Отличить по цвету (1-3 отличия). Отличить 2 признака (цвет и форма). Отличить 2 признака (один из них – пространственное расположение) |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исследование восприятия сюжетных изображений
Исследуемые параметры | Возрастные группы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Объем восприятия | старшая и подготовительная | Перечисление предметов по картине, а не по памяти, учитывается последовательность (выделение основных персонажей, а затем второстепенных). Акцентируется внимание на изображении предметов в зависимости от удаленности (на первом, втором и третьем плане) |
2. Уровень понимания сюжета и его оречевление | старшая и подготовительная | Задание: «Расскажи, что случилось?» (перечисление, описание, толкование) |
Методика А.А.Невской
Валидность: исследование способности видеть мелкие предметы
Возраст: с 6 до 10 месяцев
Стимульный материал:
темная (белая) скатерть, крошки белого (черного) хлеба, мелкие предметы, детали игрушек
Инструкция:
Посадите ребенка к себе на колени перед столом застеленным скатертью на котором рассыпаны крошки хлеба или мелкие предметы, детали игрушек.
Наблюдайте за реакцией ребенка в течение 1 минуты.
Выводы:
Если ребенок не тянется к крошкам, мелким предметам и деталям игрушек, это служит признаком неблагополучия в его зрительной среде. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация врача-офтольмолога.
Вариант: предметный.
Возраст: 7-9 лет.
Стимульный материал: 4 карточки с изображением четырёх предметов, три из которых объединены общим признаком (деревья, одежда и т.д.) одно изображение не подходит по признакам.
Инструкция.
«Посмотри внимательно на эти рисунки. Здесь изображено 4 предмета. Тебе необходимо попытаться найти в 3 предметах то общее, что объединяет их в одну группу и дать ему название, а 1 предмет исключить, так как он не подходит к этой группе».
Анализ результатов:
Фиксируются сведения о том, как испытуемый понимает инструкцию, способен ли он исправлять свои ошибки, как объясняет способ решения задачи. Как сформированы у него логические операции.
Показатели зрительного развития детей (от 10 дней до 1 года)
Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт,
Дней
удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
Дней
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.
Месяц
плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 3(0 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.
Месяца
а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший
внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку
в течение 20-25 с, не двигается;
б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не
прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову
вправо и влево.
Месяца
зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
Месяца
узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
5 месяцев
отличает близких людей от
чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незна-
комого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при
виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится,
может заплакать.
месяцев:
по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
12 месяцев
а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;
б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
Показатели развития детей первого года жизни[1].
10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.
1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца. Длительно зрительно сосредотачивается – смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредотачивается на другом ребёнке. Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца. Зрительно сосредотачивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» в ответ эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твёрдую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодроствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитее движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнаёт голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи. Чётко берёт игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев. По-разному реагирует на своё и чужое имена, свободно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.
7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и т. д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьёт из чашки.
8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Сам садится, сидит и ложиться. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит, нажимает и др.) Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимого от их постоянного местонахождения. Знает своё имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с неё. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретённые в 9 месяцев.
11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (водит куклу, кормит собачку и др.). Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы: «дай». Умения и навыки закрепляются.
12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно вып
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!