Г.К. Кравченко Обследование детей с нарушением зрения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Г.К. Кравченко Обследование детей с нарушением зрения

2021-06-23 45
Г.К. Кравченко Обследование детей с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.К. Кравченко Обследование детей с нарушением зрения

 

СХЕМА

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Диагноз___________________________________________________________

сопутствующие заболевания_______________________________

название________________________________________________

острота зрения___________________________________________

поле зрения______________________________________________

цветовое восприятие______________________________________

В каком возрасте ребенку поставлен диагноз?___________________________

Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения:__________________

родителями______________________________________________

в роддоме________________________________________________

врачом-педиатром во время патронажа_______________________

в детской поликлинике____________________________________

в другом месте___________________________________________

Предполагаемые причины нарушения зрения____________________________

__________________________________________________________________

АНАМНЕЗ

От какой беременности ребенок?______________________________________

Как протекала беременность?_________________________________________

(токсикоз 1,2 половины беременности, хронические заболевания, психические травмы, инфекционные заболевания и др.)___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Роды (нормальные, стремительные, обезвоженные, стимулированные, наличие травм, родовспоможение)_____________________________________

__________________________________________________________________

Ребенок родился в срок или недоношен (количество недель)_______________

__________________________________________________________________

Резус отрицательный, совместимость__________________________________

Вес при рождении_______________________рост________________________

Перенесенные заболевания:__________________________________________

до 1 года________________________________________________

после 1 года_____________________________________________

инфекции_______________________________________________

ушибы и травмы мозга, глаз________________________________

Назначения медиков_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать______________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Отец______________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Родственники________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о здоровье родителей и родственников (ближайших)_____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия воспитания ребенка в семье:__________________________________

нормальные_____________________________________________

гиперопека______________________________________________

недостаточное внимание к ребенку (причина)_________________

________________________________________________________

Отношение родителей к дефекту ребенка_______________________________

__________________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Телефон___________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА ДО 3-Х ЛЕТ

Укажите сроки, когда ребенок начал выполнять следующие действия:

держать без поддержки голову прямо в сидячем положении или поднимать голову в положении лежа на животе_________________________________________________________________________________________

поворачиваться с живота на спину__________________________________________________________________

поворачиваться со спины на живот__________________________________________________________________

сидеть без поддержки_________________________________________________________________________

стоять без поддержки_________________________________________________________________________

подниматься без помощи в положении стоя__________________________________________________________

ползти вперед (1 м)_______________________________________________________________________________

сделать 1 шаг без поддержки_______________________________________________________________________

пройти 3 м без поддержки_________________________________________________________________________

пройти по лестнице, делая 1 шаг на одну ступеньку___________________________________________________

сосредоточить взор на предмете____________________________________________________________________

следить глазами за удаляющимся предметом_________________________________________________________

поворачивать голову в ожидании появления исчезнувшего предмета, тянуться к человеку или предмету, среагировав только на звук (без предварительного прикосновения к ребенку)_____________________________

___________________________________________________________________________

взять игрушку, предварительно сосредоточив на ней взор______________________________________________

искать игрушку, которую уронил___________________________________________________________________

показать на себе три части тела_____________________________________________________________________

впервые отчетливо произнести слово (папа, мама, дай и т.д.)____________________________________________

сказать предложение из двух слов__________________________________________________________________

напеть на память песню______________________________________________________________________

правильно употреблять местоимения «я», «мне»______________________________________________________

улыбаться в ответ на обращенного взрослого_________________________________________________________

отличить маму и папу от других людей (по реакции на чужих людей)____________________________________

брать руками и есть маленькие кусочки пищи________________________________________________________

самостоятельно держать кружку и пить из нее________________________________________________________

самостоятельно есть ложкой из тарелки______________________________________________________________

снять одежду с верхней части тела без посторонней помощи____________________________________________

___________________________________________________________________________

проситься на горшок_____________________________________________________________________

Замечали ли Вы что Ваш ребенок иногда:

трет глаза, раскачивается в положении сидя или стоя__________________________________________________

качает головой вперед-назад, раскачивает верхнюю часть туловища______________________________________

____________________________________________________________________________

машет руками_____________________________________________________________

повторяет сам себе слова долгое время_________________________________________________

совершает еще какие-нибудь навязчивые движения или действия________________________________________

В какой помощи, по Вашему мнению, нуждается ребенок:

врача-офтальмолога______________________________________________________________________

врача-педиатра_________________________________________________________________________

невропатолога (психоневролога)___________________________________________________________________

логопеда_______________________________________________________________________

психолога_____________________________________________________________________

помощь в виде игрушек или игрового материала_____________________________________

помощь в организации общения ребенка с другими детьми_________________________

_________________________________________________________________________

тифлопедагога________________________________________________________________

В какой помощи нуждаетесь Вы для создания оптимальных условий для воспитания ребенка:

экономическая помощь семье_____________________________________________________

помощь психолога (консультации) семье__________________________________________

приобретение специальной литературы______________________________________________________________

приобретение тифлотехнических средств______________________________________________

организация посещения лекций по проблемам воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения_________

___________________________________________________________________________

устройство ребенка в дошкольные или школьные специальные учреждения_______________________________

помощь тифлопедагога в приобретении специальных навыков в познавательной и коммуникативной деятельности, в ориентировке в пространстве для дальнейшего обучения своего ребенка____________________

 

АНКЕТА ДЛЯ РЕБЕНКА

Исследование слухового восприятия

1. Определение направления звука

Игра «Где позвонили?»_________________________________________

__________________________________________________________________

2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек

бубен- барабан- металлофон- дудочка-

3. Определение силы звука:

громко-тихо, громче-тише.

Исследование восприятия

Исследование внимания

Найти различие в объектах при сравнении (две куклы)___________________

__________________________________________________________________

Сравнить две картинки, установить сходство и различие_________________

__________________________________________________________________

Указать недостающие или лишние детали на объекте (картинке)___________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Обнаружить скрытую фигуру (учитывается время)_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование памяти

1. Исследование зрительной памяти:

запомнить изображения, расположение предметов (3-6)_______________________

_______________________________________________________________________

найти изменения в ряду предметов, изображений (3-6 предметов)_______________

________________________________________________________________________

запоминание предметов путем графического ассоциирования (5 слов) (опосредованное запоминание)_____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Исследование слуховой памяти:

запомнить стихотворение (4-8 строчек)______________________________________

________________________________________________________________________

запомнить слова_________________________________________________________

запомнить слоги_________________________________________________________

запомнить пары слов, связанных по смыслу, не связанных по смыслу____________

________________________________________________________________________

3. Исследование моторной памяти:

запомнить расположение предметов_________________________________________

________________________________________________________________________

найти изменения в ряду обследованных предметов (лишние предметы, недостающие предметы)__________________________________________________

_______________________________________________________________________

Заключение:

вид памяти_____________________________________________________________

тип памяти_____________________________________________________________

объем памяти___________________________________________________________

скорость запоминания____________________________________________________

Исследование мышления

1. Обобщение понятий (овощи, фрукты, мебель, транспорт, посуда)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

то же – на слух (3-4 понятия)____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Образование эквивалентных групп_____________________________________________

3. Методика Р.Хилл (Брунер Д.)__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Исключение понятий (4-й лишний):

наглядно________________________________________________________________

на слух_________________________________________________________________

5. Понимание сюжетной картинки, ее называние____________________________________

_____________________________________________________________________________

называние фона__________________________________________________________

перечисление объектов____________________________________________________

перечисление действий____________________________________________________

установление системы причинно-следственных связей_________________________

________________________________________________________________________

6. Классификация геометрических фигур:

по цвету________________________________________________________________

по форме________________________________________________________________

по величине_____________________________________________________________

7. Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)__________________________

_____________________________________________________________________________

8. Отгадай загадки_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Исследование общения

1. Особенности речи:

не говорит______________________________________________________________

говорит отдельные слова__________________________________________________

говорит простые предложения_____________________________________________

_______________________________________________________________________

использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции_________

________________________________________________________________________

речь интонационно бедна__________________________________________________

речь выразительна, экспрессивна___________________________________________

темп речи быстрый, замедленный, средний___________________________________

2. Особенности общения:

При общении со взрослыми и сверстниками:

проявляет активность, интерес_______________________________________

отвечает на активность других_______________________________________

проявляет негативное, агрессивное отношение при попытке общения с ним_

__________________________________________________________________

не вступает в общение______________________________________________

В процессе игры:

Предпочитает играть один___________________________________________

Ищет партнера в игре_______________________________________________

Общее заключение:___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование восприятия цвета

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Узнавание и называние цветов младшая Натуральный объект (кубики). Показ кубиков по одному с предложением назвать цвет. -самостоятельное называние цветов; -по словесной инструкции: «Покажи кубики красного цвета»

 

  средняя Использование цветных силуэтов предметов то же

 

  старшая и подготовительная Пособие «Ателье». Задание «Назови цвет платья» -самостоятельно показывает и называет; -выбор цвета по названию без показа педагогом (педагог называет цвет, а ребенок находит платье этого цвета)

 

2. Соотнесение объектов по цвету младшая и средняя Набор кубиков. Заранее показать такой же кубик по цвету и поставить рядом. -самостоятельно (зрительным способом); -методом проб и ошибок

 

  старшая и подготовительная Пособие «Звездочка на небе». Старшая группа должна знать 7 оттенков цветов, подготовительная – 15 оттенков. Если ребенок не посещал детский сад, то просим показать все красные звездочки. Если посещал детский сад, то просим показать все оттенки красного цвета. - самостоятельно; -по словесной инструкции

 

3. Фиксация по насыщенности средняя Пособие «Корабль». Задание: «Зажги огоньки, как у меня». Ребенок должен разложить по образцу кружочки в порядке убывания насыщенности цвета (3 оттенка) -по образцу

 

  старшая и подготовительная Для тех, кто не посещал детский сад: задание по образцу (красный цвет). Для тех, кто посещал детский сад: дается инструкция разложить кружочки от самого темного к самому светлому (оранжевый, фиолетовый цвета) -самостоятельное выполнение с называнием; -выполнение по образцу

 

4. Выделение цвета в окружающей среде младшая и средняя Предложить показать игрушки определенного цвета  

 

  старшая и подготовительная Предложить описать окраску некоторых предметов (восприятие на расстоянии). При затруднении предложить показать и назвать предметы определенного цвета  

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование восприятия формы

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Узнавание и называние формы младшая Шар, кубик. Задание: «Узнай и назови фигуру, которую я тебе покажу». (Предлагается по одной) -самостоятельное называние формы; -по словесной инструкции (покажи круг)

 

  средняя Шар, кубик, круг, треугольник, квадрат. Задание то же. то же

 

  старшая Шар, кубик, цилиндр, прямоугольник, круг, треугольник, квадрат то же

 

    Пособие «Дворец». Задание: «Назови фигуры, из которых состоит дворец»  

 

  подготовительная Шар, кубик, цилиндр, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Пособие: «Дворец с зеркалами». Задание: «На стенах дворца много зеркал, они все разной формы, назови их». то же

 

2. Соотнесение форм и фигур (Одинаковый цвет, величина, но разная форма – треугольник и прямоугольник) старшая Пособие «Иван» (заплаты на рубахе»  

 

  подготовительная Пособие «Печенье». Задание: «Найти такой же треугольник; наложить такие же по форме фигуры  

 

3. Соотнесение формы фигуры и предметного изображения средняя Пособие «Помоги Оле». Задание: «Найди предмет такой же формы, как эта фигура, и положи картинку рядом с фигурой». (Круг, треугольник, квадрат) -самостоятельно; -методом проб и ошибок

 

  старшая Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Задание то же. то же

 

4. Выделение формы в окружающей среде средняя Задание: «Какой предмет похож на шарик, круг, треугольник?»  

 

  старшая и подготовительная Задание: «Какой формы?» (показ предметных картинок)  

 

5. Локализация   Пособие «Заплатки». «Покажи у Ивана все те заплатки, которые похожи на треугольник»  

 

6. Дифференцирование сходных форм средняя Пособие «Лодка с парусом». Ребенку показывают квадрат. Задание: «Найди такую же фигуру на парусе»  

 

  старшая Сочетание кругов и овалов (по три фигуры, разница 0,5 см). Задание: «Раздели на 2 группы»  

 

  подготовительная Группировка квадратов и прямоугольников. (По 3-4 фигуры)  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование восприятия размера

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Соотнесение предметов по величине младшая и средняя Матрешки (3). Задание: «Покажи такую же матрешку»  

 

  старшая и подготовительная Пирамидки. Даются все кольца одной пирамидки и кольца другой пирамидки. Задание: «Найти такое же кольцо» отметить характер дифференцировки: тонкая или грубая

 

2. Словесное обозначение величины старшая и подготовительная Пособие «Красная шапочка». Спрашиваем: «Кто быстрее шагом дойдет до домика бабушки по дорожке, волк или Красная Шапочка и почему?», «Сравни елочки. На какой елочке сидит птичка? Ручей или речку вы перейдете быстрее и почему? -самостоятельно; -по словесной инструкции (покажи длинную, короткую дорожку). -не выполняет задания

 

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания младшая 3 матрешки. Задание: расставить в ряд по величине (по росту) матрешек. -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -не выполняет задания или выполняет его с ошибками

 

  средняя Плоский образец. Задание: «Поставь матрешек так же как у меня» то же

 

  старшая и подготовительная 5-7 предметов. Задание: «Разложи кольца по порядку от большого к маленькому, от маленького к большому» то же

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование пространственного восприятия

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Оценка расстояния в большом пространстве младшая и средняя Оценка от себя: близко, далеко. Задание: «Что ближе к тебе, что дальше от тебя?»  

 

  старшая и подготовительная Оценка от предмета. Задание: «Что ближе к столу, что дальше? Какой предмет ближе к столу?» отметить характер дифференцировки: далекий – близкий.

 

2. Оценка взаимоположения предметов в пространстве средняя Пособие «Найди одинаковые карточки». Сначала предлагать 2 карточки. Чем похожи? Чем отличаются? Затем карточки с 3 предметами: «Найди одинаковые»  

 

  старшая 4 карточки с 3 геометрическими фигурами (одного цвета)  

 

  подготовительная 1) 4 карточки с 5 объектами – для тех, кто посещал детский сад (в центре одна и та же фигура, а цвет разный); 2) пособие по определению взаимоположения предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий (сюжетная картина): в, на, за, перед, у, слева, справа, под  

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование ориентировки в пространстве

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Ориентировка на самом себе младшая Наверху, внизу  

 

2. Ориентировка относительно себя средняя и старшая Слева, справа, впереди, сзади  

 

  подготовительная 8 направлений: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади с лева  

 

3. Ориентировка относительно предмета подготовительная От куклы все 8 направлений: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади с лева  

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование восприятия и воспроизведения сложной формы

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Анализ и конструирование образца из геометрических форм младшая Из двух форм. Задание: «Узнай, что на картинке. Сделай так же»  

 

  средняя Коляска. (Аппликация). Задание: «Узнай предмет. Выложи такой же» (4 части)  

 

  старшая Контур и усложнение фигуры (паровоз) по элементарному образцу  

 

  подготовительная По элементарному образцу (собака) -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -наложением

 

2. Составление целого из частей предметного изображения (разрез по вертикали и горизонтали) младшая, средняя, старшая, подготовительная Задание: «Составь картинку из частей»: 2-3 части; 3-4 части; 4-5 частей; 6 частей -самостоятельно; -методом проб и ошибок; -наложением

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование зрительного внимания

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Изменение одного из объектов средняя, старшая, подготовительная Задание: «Что изменилось?» 3 объекта (1 изменить) 4 объекта (1 изменить) 5 объектов (1 изменить)  

 

2. Убирание одного из цветов младшая, средняя, старшая, подготовительная Задание: «Чего не стало?» 3 игрушки (1 прячется) 4 игрушки 5 игрушек 6 игрушек  

 

3. Дифференцировка объектов средняя, старшая, подготовительная Задание: «Чем отличаются?». Отличить по цвету (1-3 отличия). Отличить 2 признака (цвет и форма). Отличить 2 признака (один из них – пространственное расположение)  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование восприятия сюжетных изображений

Исследуемые параметры Возрастные группы Содержание задания Характер выполнения

 

1. Объем восприятия старшая и подготовительная Перечисление предметов по картине, а не по памяти, учитывается последовательность (выделение основных персонажей, а затем второстепенных). Акцентируется внимание на изображении предметов в зависимости от удаленности (на первом, втором и третьем плане)  

 

2. Уровень понимания сюжета и его оречевление старшая и подготовительная Задание: «Расскажи, что случилось?» (перечисление, описание, толкование)  

Методика А.А.Невской

Валидность: исследование способности видеть мелкие предметы

Возраст: с 6 до 10 месяцев

Стимульный материал:

темная (белая) скатерть, крошки белого (черного) хлеба, мелкие предметы, детали игрушек

Инструкция:

Посадите ребенка к себе на колени перед столом застеленным скатертью на котором рассыпаны крошки хлеба или мелкие предметы, детали игрушек.

Наблюдайте за реакцией ребенка в течение 1 минуты.

Выводы:

Если ребенок не тянется к крошкам, мелким предметам и деталям игрушек, это служит признаком неблагополучия в его зрительной среде. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация врача-офтольмолога.

Вариант: предметный.

Возраст: 7-9 лет.

Стимульный материал: 4 карточки с изображением четырёх предметов, три из которых объединены общим признаком (деревья, одежда и т.д.) одно изображение не подходит по признакам.

Инструкция.

«Посмотри внимательно на эти рисунки. Здесь изображено 4 предмета. Тебе необходимо попытаться найти в 3 предметах то общее, что объединяет их в одну группу и дать ему название, а 1 предмет исключить, так как он не подходит к этой группе».

 

Анализ результатов:

Фиксируются сведения о том, как испытуемый понимает инструкцию, способен ли он исправлять свои ошибки, как объясняет способ решения задачи. Как сформированы у него логические операции.

Показатели зрительного развития детей (от 10 дней до 1 года)

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт,

Дней

удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

Дней

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

Месяц

плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 3(0 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

Месяца

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший
внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку
в течение 20-25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не
прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову
вправо и влево.

Месяца

зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

Месяца

узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

5 месяцев

отличает близких людей от
чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незна-
комого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при
виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится,
может заплакать.

месяцев:

по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

12 месяцев

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

Показатели развития детей первого года жизни[1].

10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке.

18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке.

1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Длительно сосредоточивается, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца. Длительно зрительно сосредотачивается – смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредотачивается на другом ребёнке. Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца. Зрительно сосредотачивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» в ответ эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твёрдую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодроствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитее движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнаёт голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи. Чётко берёт игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев. По-разному реагирует на своё и чужое имена, свободно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

7 месяцев. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и т. д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьёт из чашки.

8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.) Сам садится, сидит и ложиться. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит, нажимает и др.) Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимого от их постоянного местонахождения. Знает своё имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с неё. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретённые в 9 месяцев.

11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (водит куклу, кормит собачку и др.). Проявляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы: «дай». Умения и навыки закрепляются.

12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно вып


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.