Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова временному поверенному в делах СССР в Турции О. И. Никитниковой — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова временному поверенному в делах СССР в Турции О. И. Никитниковой

2021-06-23 46
Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова временному поверенному в делах СССР в Турции О. И. Никитниковой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

17 апреля 1939 г. Сов. секретно

Просите Сараджоглу передать от имени т. Молотова его искреннюю благодарность Иненю за его скорый ответ и его отношение к нашему предложению*. Затем заявите, что мы предлагали Тбилиси или Батуми исключительно в интересах удобств турецкого представителя, для сокращения ему пути, а также потому, что там можно было бы максимально обеспечить секретность встреч. Мы, однако, горячо приветствовали бы приезд в Москву Сараджоглу и очень просим его приехать.

Апайдын не сообщал нам ничего о переговорах Англии и Франции с Турцией, о чем-либо вроде союза и о турецком ответе, сообщенном Вами в телеграмме от 16 апреля 1939 г.**, о необходимости привлечения СССР.

Литвинов

АВП РФ, ф 059, on I, n 294, д 2029, л 83

234. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. П. ПОТЕМКИНА С ВРЕМЕННЫМ ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ США В СССР А. КЕРКОМ

17 апреля 1939 г. Секретно

Керк явился, чтобы вручить подписанную им ноту, вновь ставящую вопрос об освобождении арестованной «американской гражданки» Рут Рубенс или об ускорении суда над нею, на котором можно было бы присутствовать представителям американского посольства. Керк добавил, что дело Рубенс затянулось слишком долго и что в некоторых кругах США это вызывает недовольство. Между прочим, несмотря на свои настояния, американское посольство в Москве до сих пор не получило паспорта Рубенс, в котором оно нуждается для установления всех обстоятельств и участников подделки этого документа.

Дополнительно Керк передал мне вербальную ноту, содержащую напоминание о деле американского гражданина Артура Куяла, арестованного в СССР в ноябре 1938 г. По этому делу, несмотря на неоднократные обращения в НКИД, посольство не располагает никакими сведениями. Ссылаясь на соглашение от 16 ноября 1933 г.***, подписанное президентом США и народным комиссаром иностранных дел СССР, касательно защиты американских граждан, проживающих в Советском Союзе, посольство просит сообщить ему данные о причинах ареста Куяла и разрешить свидание с ним представителю посольства.

В заключение Керк высказал несколько общих мыслей касательно опасности войны в Европе и некоторой перемены во внешней политике

* См. док. 225. ** См. док. 227. *** См. т. XVI, док. 365.

287


великобританского правительства, уже склоняющегося к активному противодействию германской агрессии, направленной против слабейших государств — Польши и Румынии. По словам Керка, взоры всех устремлены в настоящее время на СССР, который продолжает сохранять позицию крайней сдержанности, несмотря на попытки Англии и Франции заручиться его участием в гарантиях, предоставляемых Польше и Румынии.

По поводу последнего замечания Керка я ограничился краткой репликой в том смысле, что Советскому Союзу должно быть вполне ясно, в чем заключаются конкретные обязательства, принимаемые на себя Англией и Францией в отношении стран, находящихся перед угрозой германской агрессии. До сих пор в этот вопрос еще не внесена необходимая ясность.

В. Потемкин

АВП РФ, ф Oil, on 4, п. 24, л. 21 — 22.

235. ПИСЬМО ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ШВЕЦИИ А. М. КОЛЛОНТАЙ ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. П. ПОТЕМКИНУ

17 апреля 1939 г. Сое. секретно

Последние недели швед [екая] общественность напряженно переживает сгущающиеся мировые события, практически приблизившуюся к малым странам опасность агрессии тоталитарных стран. Пресса, даже правая, прекратила в настоящий момент всякие антисоветские выпады и с интересом ловит и печатает малейшие слухи, дающие повод надеяться на наше участие в какой-либо форме договоренности по коллективной безопасности. Требования этого рода перепечатываются из английской печати.

Последние сообщения о переговорах между Москвой и Лондоном о возможном соглашении по воздушной обороне встречают полное сочувствие. Швед [екая] общественность сейчас видит в СССР решающий фактор в борьбе с агрессорами. Одновременно придается большое значение выступлениям Рузвельта. Однако к Англии — вернее к Чембер-лену — остается большое недоверие, что особенно подчеркивается карикатурами. На швед [скую] общественность наша позиция производит, неоспоримо, впечатление мощи, спокойствия и силы. И только ренегат Хеглунд исходит в передовых «Социал-демократена» (за своей подписью) мелкой бессильной злобой.

Речь т. Сталина о международном положении* ясностью политической установки и глубиной анализа произвела здесь огромное впечатление на многих веских политических деятелей, с которыми встречаюсь, между прочим, на редактора «Свенска дагбладет» и заведующего телеграфным агентством Рейтер Шельда. Поражает четкость определения т. Сталиным, что такое политика невмешательства и куда она ведет.

Разумеется, шведы не отказываются от своей установки на «нейтральность». Но этот еще недавно столь незыблемый принцип уже на прак-

* Имеется в виду Отчетный доклад ЦК ВКП (б) XVIII съезду партии 10 марта 1939 г. (см.: XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б), 10—21 марта 1939 г. Стенографический отчет.—М., 1939).

288


тике подвергается пересмотру. Пароль сегодняшнего дня Швеции — это усиление обороны. За последние недели целый ряд политических выступлений посвящены были мероприятиям усиления обороноспособности страны и, по существу, подготовке к неизбежному участию в войне. При этом ясно, что подготовка обороны направлена против агрессора — Германии.

Военный министр Шельд выступил недавно с политической речью, передававшейся по радио, о необходимости серьезной подготовки к обороне и защите «свободы и независимости Швеции».

Шведская либеральная пресса (особенно гетеборгская «Хандель-стиднинген») беспощадно разоблачает мюнхенскую линию Чемберлена и выступает ярым защитником политики «коллективной безопасности», «крепчайшим и наиболее последовательным проводником которой является СССР».

Имевший место между 6 и 11 апреля конгресс швед[ской] компартии принял резолюцию по докладу Линдерута*, в которой четко отмечалось полное единство партии в отстаивании и защите «свободы и независимости» шведского народа путем укрепления обороны своей «национальной независимости и демократических основ Швеции».

Принятые съездом швед[ской] компартии решения о призыве к обороне в момент, когда самые широкие круги швед[ской] общественности нервно переживают растущий страх перед агрессорами, произвели здесь большое впечатление. И одновременно весьма озадачили социал-демократов, которые очутились в положении «опаздывающих». Речь воен[ного] мин[истра] Шельда (с.-д.) о необходимости усиления военной подготовленности продиктована была именно необходимостью для кабинета проявить и с их стороны активность хотя бы политическим выступлением, чтобы не дать в руки коммунистам все «козыри» по защите демократии.

На съезде швед[ской] компартии председателем избран Свен Линде-рут. Съезд обратился к социал-демократии с открытым письмом, предлагая единение рабочего класса на почве боевой защиты независимости страны. Косвенный ответ, притом раздраженно отрицательный, дает статья Хеглунда в «Социал-демок[ратене]» (см. обзор печ.**). «Соц-[иал] -демокр [атен]» больше всего обозлен, что призыв к обороне свободы и независимости Швеции исходит от коммунистов.

Антигерманские настроения, вообще страх, смешанный с враждебностью к тоталитарным странам, настолько ощутим, что кабинет сейчас серьезно озабочен проблемой сохранения своей зависимости от германского рынка. При проезде здесь Хадсона швед [ское] пра [вительство] вело соответствующие беседы и, по-видимому, получило некоторые обещания. На что, однако, промышленные круги Швеции смотрят несколько скептически. Вопрос, конечно, в первую очередь сводится к экспорту руды.

Торговля с Англией, однако, за первые месяцы данного года показывает, что экспорт в Англию падает, скатившись с 69 млн. кр. до 50 млн. кр. (за январь — февраль). Торговый баланс остается в пользу Швеции, но и в этой части намечается понижение: в прошлом году актив в пользу Швеции составлял 33 млн. (за два первых месяца), в 1939 г.— 21 млн. крон.

За эти же месяцы намечается падение шведского экспорта в Гер-

* Избран председателем Шведской компартии. ** Не публикуется.

19 Зак J* 142

289


манию и наоборот рост импорта из Германии в Швецию (см. обз. печ.*), чем очень обеспокоены шведские промышленно-финансовые круги.

Основную статью шведского экспорта в Германию составляет, как известно, руда. Падение экспорта руды настолько беспокоит акционеров рудных копей, что они носились с предложением (не проникшим в печать) о снижении цен и срочной организации складов шведской руды в Германии, «пока война еще не грянула». Эти планы, однако, встречают противодействие кабинета, по словам близких к кабинету лиц, стремящегося наоборот усилить контроль над эксплуатацией рудников и переключить рудный экспорт на Францию и Англию. Фран [цуз-ский] посланник Могра сказал мне, что Франция сейчас «торгуется» со Швецией по закупке руды, и спрашивал меня, не знаю ли, по каким ценам шведы продают руду немцам.

Вопрос о некотором падении экспорта руды в Германию связан, по-видимому, с сокращением спроса на руду со стороны самой Германии, возможно, в связи с финансовыми затруднениями последней.

Шведская пресса сейчас уделяет особое внимание вопросу: намерен ли Советский Союз дать гарантию в защите стран Прибалтики? Сегодня газеты пишут под заголовком «Советский Союз требует от Финляндии гарантий по Аланду» (сообщение Гаваса): «Советские военные газеты считают, что Германия имеет весьма большое влияние на финскую армию и поэтому возможно, что Советский Союз потребует от Финляндии гарантии в том, что Аланд не будет использован против Советского Союза».

Ответ по Аланду53 ожидается прессой и швед[ской] общественностью с известным нетерпением. Сегодня в германофильской «Стокгольме Тиднинген» помещена телеграмма из Берлина, сообщающая, что на днях ожидается ответ Германии по аландскому вопросу. Ответ этот, по словам корреспондента, носит «условный» характер. В принципе Германия не возражает против укрепления Аландских островов, исходя из значения, какое имеет для Германии обеспечение свободного прохода руды из Ботнического залива, но, с другой стороны, Германия не желает признать за шведами и финнами прав «самочинно» устанавливать требуемые мероприятия. Германия считает, что Швеция присвоила себе не принадлежащие ей привилегии «вмешаться в защиту Аланда по призыву Финляндии». Германия стоит на той точке зрения, что все страны (за исключением СССР), примыкающие к Балтийскому морю, имеют одинаковое право прийти на помощь Финляндии. Германия же, тем более в случае войны, заинтересована защитой своего северного фланга и поэтому имеет полное основание сказать свое слово в укреплении Аланда.

По словам германского корреспондента «Стокг [ольмс] Тиднинген», немецкая пресса особенно недовольна высказыванием Ундена, речь которого выражала позицию кабинета. В этой речи Унден отметил, что Швеция оставляет за собою право вмешаться в оборону Аланда по призыву Финляндии, но не признает за Финляндией прав призвать какое-либо другое государство для оказания ей содействия. Эта позиция швед[ского] правительства] рассматривается немецкой прессой как «узурпация» со стороны Швеции и как присвоение особых привилегий, которые не были даны Швеции действовавшей до сих пор конвенцией 21-го года".

31 марта состоялось официальное признание Швецией Франко. Кабинет в этом случае принял все меры, чтобы облегчить посланнику закон-

* Не публикуется.

290


ного правительства Испании Паленсии переход на положение «частного лица». За ней на неопределенное время сохранены дипломатические привилегии. Дано разрешение ей и всей ее семье (мужу, детям и даже родственникам) на проживание в Швеции и проч. Симпатии масс в Швеции на стороне побежденной агрессорами Испании, и кабинету с этим приходится считаться. Промелькнувшее в газетах сообщение, что Союз принимает бывших комбатантов инт [ернациональных] бригад в Испании, в радикальных массах встречено было с большим сочувствием.

В связи с военным парадом к 50-летию Гитлер прислал военному командованию Швеции личные приглашения: новому ком [андующему] морскими силами Тамму (адм. де Шан вышел в отставку), ген. Торнелю и ком [андующему] штабом Юнгу. Пока неизвестно, едут ли эти лица, но достоверно, что поедут по собственному почину председатель немецко-шведского общества генерал де Шан и проф. Нильсон.

Полпредство помогает сейчас шведскому «Обществу содействия» подготовить два доклада и выставки в начале мая: о советских художниках (доклад Амелина — художника) и Шевченко (доклад т. Смирнова).

Полпред СССР в Швеции А. Коллонтай

АВП РФ. ф 06, on. 1. п. 20, д 222. л 49 — 53.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ГЕРМАНИИ А. Ф. МЕРЕКАЛОВА СО СТАТС - СЕКРЕТАРЕМ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ Э. ВАЙЦ - ЗЕККЕРОМ

17 апреля 1939 г. Секретно

Вначале беседа касается вопроса об отказе завода Шкода по распоряжению военных властей выполнять заказы торгпредства*. Вайцзеккер высказывает предположение, что это распоряжение связано с военным положением и носит преходящий характер. Он сомневается, чтобы эта мера была направлена только против СССР, но выяснит это. В общем обещает изучить это дело, связаться с заинтересованными органами (военными и экономическими) и затем дать окончательный ответ. В порядке гипотезы он высказывает предположение, что экономические органы будут за выполнение контракта, военные же будут против. Со стороны военных, естественно, может быть поставлен вопрос: можно ли давать СССР зенитные орудия, если Сов [етское] пра [вительство] ведет переговоры об участии в воздушном пакте против Германии»**... Впрочем В[айцзеккер], резервируя окончательный ответ, высказывает надежду на возможность положительного разрешения вопроса.

После обмена репликами разговор переходит на темы общеполитического порядка. В [айцзеккер] говорит, что он охотно готов обменяться мнениями об общеполитическом положении и ответить на все интересующие полпреда вопросы.

* См. Год кризиса... — Т. 1.— Док. 252.

'* См. док. 235; здесь и далее многоточие в документе.

19*

291


Полпред ставит вопрос о состоянии германо-французских отношений.

В [айцзеккер] — Мы ничего не хотим от Франции и недоумеваем, почему она враждебно относится к нам.

Полпред спрашивает, сколь верны были газетные сведения о требованиях Германии к Польше.

В [айцзеккер] — Эти сведения были неточны. Верно, что вот уже 3—4 месяца, как мы ведем переговоры с Польшей по вопросу о возвращении нам Данцига16 и о путях через коридор15. В этом духе мы сделали Польше предложение в конце марта. Взамен мы предлагали гарантировать польско-германскую границу. Все это никак нельзя характеризовать как «требования». Наоборот, это было предложение (офферт). В данное время эти переговоры не ведутся, вопрос находится в состоянии покоя.

Полпред спрашивает, верны ли были сведения о стычках на польско-германской границе.

В [айцзеккер] категорически отрицает это. Правда, стычки происходят, но они имеют место на польской территории между польским и немецким населением. Германию это, конечно, нервирует, но между военными частями обеих сторон столкновений не было.

Полпред говорит об общем напряжении, создавшемся в Европе.

В [айцзеккер] — Нам непонятно, чем это вызвано. Мы ни на кого нападать не хотим. Мы до сих пор не мобилизовали ни одного дополнительного года. Между тем наши соседи — Голландия, Швейцария и др. мобилизовали ряд годов.

Полпред — Но вы уже мобилизованы.

В [айцзеккер] — Могу Вас заверить, что мы далеко не провели всего, что нужно для мобилизации. Если бы мы готовились к войне, ожидали ее, мы сделали бы много больше... Вообще эта напряженная атмосфера вызвана искусственно. Малые страны не боятся нападения Германии и вовсе не просят о той помощи, которую им навязывают Англия и Франция...

Далее В [айцзеккер] спрашивает полпреда, чувствует ли СССР себя угрожаемым и думает ли, что его интересы задеты на каком-либо участке.

Полпред отвечает, что СССР вообще заинтересован в устранении угрозы войны и разрешении создавшегося положения. Специально же задетыми себя на каком-либо участке мы не чувствуем.

В [айцзеккер] замечает, что, по его впечатлению, СССР вообще относится к происходящему спокойней, чем Англия и США. В частности, сов [етская] пресса ведет себя в отношении Германии гораздо корректней и спокойней, чем англо-американская...

В свою очередь В [айцзеккер] спрашивает, как ведет себя с нашей точки зрения германская печать. Согласны ли мы с тем, что она также стала корректней...

Я указываю В [айцзеккеру], что хотя количественно германская пресса стала допускать, быть может, меньше выпадов, но по качеству эти выпады ничуть не ослабели и не создают впечатления об изменении линии герм[анской] прессы. Я напоминаю В [айцзеккеру] о недавней передовице «Ф. Б.»*, содержавшей грубое оскорбление т. Сталина.

В [айцзеккер] разводит руками и вздыхает...

Полпред ставит вопрос, как смотрит В [айцзеккер] на перспективы отношений между СССР и Германией.

* «Фелькишер беобахтер», орган Национал-социалистской партии.

292


В [айцзеккер] (шутливо) — Лучше, чем сейчас, они быть не могут... Затем, спохватившись и переходя на более серьезный тон: Вы знаете, у нас есть с Вами противоречия идеологического порядка. Но вместе с тем мы искренно хотим развить с Вами экономические отношения.

Полпред, сообщив о своем предстоящем отъезде в Москву, выражает сожаление, что В [айцзеккер] не будет у нас на приеме 18.IV.

В [айцзеккер] говорит, что он крайне хотел бы быть, но день его целиком заполнен. Приезжает Гафенку и т. п.

Полпред говорит, что понимает его, т. к. в Москве сам бывает очень занят.

Примечание. Характерно, что в беседе ни одним словом не был затронут вопрос об обращении Рузвельта, сделанном накануне'02.

[Беседу записал] Астахов

АВП РФ. ф 06. on. 1, п 7, д 65, л 69 — 71

237. ПИСЬМО ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ГЕРМАНИИ А. Ф. МЕРЕКАЛОВА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР M. M. ЛИТВИНОВУ *

18 апреля 1939 г. Секретно

Уважаемый Максим Максимович!

Препровождаю при сем по два экземпляра немецкого и русского текста вербальной ноты**, врученной МИДу 17.IV.39 г. по вопросу о прекращении фирмой Шкода выполнения договоров с торгпредством СССР в Праге, вследствие вмешательства генерал-лейтенанта Барк-гаузена.

Настоящий материал в условиях полпредства не является секретным, поскольку нота послана в МИД в обычном порядке, что касается Союза, то я полагал бы все же материал пускать только в секретном порядке, если Вы в свою очередь также найдете это целесообразным.

Прошу распорядиться о направлении одного экземпляра в НКВТ.

Запись моей беседы в МИДе с Вайцзеккером 17.IV.39 г. в связи с вручением ноты шлю дополнительно***.

С приветом!

Полпред СССР в Германии А. Мерекалов

* На документе помета М. М. Литвинова: «Послать по 1 экз. нот на р [ус-ском] яз [ыке] тов. Микояну». ** См. приложение. *** См. док. 236.

293


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Полпредство Союза Советских Социалистических Республик в Германии

ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА

Полномочное Представительство Союза Советских Социалистических Республик в Германии имеет честь обратить внимание Министерства Иностранных Дел на следующее. После 15-го Марта 1939 года в результате вмешательства германских военных властей нарушена нормальная хозяйственная работа Торгпредства Союза ССР в Праге с фирмой Шкода. Фирма Шкода своими письмами от 21-го и 31-го Марта сего года сообщила Торгпредству Союза ССР, что по приказанию генерал-лейтенанта Баркгаузена:

1) Запрещается инженерам-приемщикам Торгпредства Союза ССР вход на заводы Шкода для инспектирования и приемки оборудования по заключенным договорам.

2) Приостанавливается отправка в Советский Союз готового и даже принятого Торгпредством оборудования и чертежей.

3) Приостанавливается дальнейшее производство объектов по заключенным договорам.

Создавшееся положение является крайне ненормальным для хозяйственной работы Торгпредства СССР и наносит материальный ущерб интересам СССР.

Министерству Иностранных Дел Германии

Помимо этого, то обстоятельство, что означенные мероприятия германских военных властей проведены лишь в отношении заказов советских организаций, является прямой дискриминацией СССР и противоречит смыслу декрета Рейха от 22-го Марта сего года. Прилагая при сем меморандум с изложенными в нем фактическими данными, относящимися к этому вопросу, Полпредство СССР в Германии просит Министерство Иностранных Дел принять меры к срочному устранению вышеизложенных ненормальностей и обеспечить возможность выполнения фирмой Шкода всех своих обязательств по отношению к хозяйственным организациям Советского Союза. Приложение: Меморандум на 3-х страницах.

Берлин, [17] апреля 1939 года.

МЕМОРАНДУМ

ПО ВОПРОСУ О ПРЕКРАЩЕНИИ ФИРМОЙ ШКОДА

ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ТОРГПРЕДСТВОМ СССР В ПРАГЕ

ВСЛЕДСТВИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА БАРКГАУЗЕНА

Фирма Шкода по заключенным ею договорам с Торгпредством СССР в Праге взяла на себя обязательство поставки различного рода оборудования и чертежей, а также допущения инженеров-приемщиков Торг-

294


предства СССР на свои заводы для инспектирования в процессе производства и приемки оборудования и чертежей.

По договору от 6.IV.1938 г. фирма Шкода обязалась изготовить и сдать Торгпредству СССР по одной штуке 305 м/м гаубицы и 210 м/м пушки с комплектом боеприпасов и принадлежностей, рабочие чертежи, описание технологического процесса и комплект чертежей режущего и мерительного инструмента и специальных приспособлений.

Торгпредство СССР в Праге со своей стороны обязалось уплатить фирме Шкода по этому договору 2.375 тыс. ам. долларов, из них 480 тыс. ам. долларов авансом после подписания договора, а остальную сумму частями в разные сроки по мере выполнения договора.

До 15.111.1939 г. Торгпредство уже внесло фирме Шкода 680 тыс. ам. долларов, а между тем фирма сдала Торгпредству материалов лишь на сумму менее 225 тыс. ам. долларов, причем по ряду позиций материал сдан некомплектно.

По договору от 6.IV. 1938 г. фирма Шкода приняла на себя обязательство изготовить и сдать Торгпредству СССР 2 шт. 76 м/м зенитных пушек, 1 прибор управления артиллерийским зенитным огнем, вспомогательные приборы, принадлежности и боеприпасы, рабочие чертежи, описание технологического процесса, комплект и чертежи режущего и мерительного инструмента и специальных приспособлений.

Торгпредство СССР со своей стороны обязалось уплатить фирме по этому договору 1 млн. ам. долларов, в том числе авансом 200 тыс. ам. долларов и остальную сумму в разные сроки.

До 15.111.1939 г. Торпредство уже внесло фирме Шкода по этому договору 600 тыс. ам. долларов, а получило от фирмы материалов на сумму менее 275 тыс. ам. долларов; и по этому договору материал сдан по ряду позиций некомплектно.

По договору от 9. IX. 1938 г. фирма Шкода обязалась изготовить и сдать Торгпредству поковки, а именно: 20 гарнитуров поковок — 76 м/м зенитной пушки, 6 гарнитуров—210 м/м и 3 гарнитура — 305 м/м за общую сумму 310 тыс. ам. долларов.

По этому договору Торгпредство внесло аванс 155 тыс. ам. долларов и производило дальнейшие платежи по мере отгрузки этих поковок. На 15.111.1939 г. осталось еще недопоставленных фирмой Шкода поковок на 152 тыс. ам. долларов.

Кроме того, с фирмой Шкода заключены Торгпредством договоры на различные станки и оборудование.

После 15 марта сего года в результате вмешательства германских военных властей выполнение заказов фирмой Шкода было прекращено.

Фирма Шкода своими письмами от 21-го и 31-го Марта сего года сообщила Торгпредству СССР в Праге, что по приказанию генерал-лейтенанта Баркгаузена:

1) Инженерам-приемщикам Торгпредства СССР запрещен вход на заводы Шкода для инспектирования в процессе производства и приемки оборудования по всем без исключения договорам, заключенным фирмой Шкода с советскими организациями,

2) что все готовое и даже принятое приемщиками Торгпредства оборудование и чертежи задерживаются на заводах Шкода и не будут отправлены в СССР.

В числе задержанного готового и уже принятого приемщиками Торгпредства оборудования имеются две зенитные 76 м/м пушки, боепри-

295


пасы к ним; прибор управления артиллерийским зенитным огнем и некоторые вспомогательные приборы.

3) Приостанавливается дальнейшее производство объектов по заключенным договорам.

АВП РФ, ф. 06, on I, n 7, д 65, л 77 — 81

238. ТЕЛЕГРАММА ВРЕМЕННОГО ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ СССР В США К. А. УМАНСКОГО В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

18 апреля 1939 г. Сое. секретно

Послание Калинина* широко опубликовано прессой в телеграммах из Москвы, но в отличие от ответов южноамериканцев госдепартамент не дал текста печати.

Выступая вчера не для печати в клубе «Гридайрон» в присутствии всего правительства, Рузвельт приравнивает к государственной измене поведение крайних изоляционистов из обеих партий, «людей, мечтающих, что им воздвигнут памятники не в Вашингтоне, а в Берлине и Риме». Он заявил, что речь идет о спасении США как части мира от экономической катастрофы в случае дальнейшей агрессии, а не о посылке армии за океан, которая к тому же опоздала бы, ибо современная агрессия молниеносна. «Главное сейчас — выиграть время, работающее на мирные страны».

Из частных разговоров, которые у меня были вчера и сегодня с помощником министра иностранных дел Мессерсмитом, близким к Рузвельту помощником министра внутренних дел Чапманом и с другими осведомленными людьми, видно, что: 1. Так же как накануне своего неудачного обращения103 к агрессорам** перед Мюнхеном238, Рузвельт исходил из наличия самой непосредственной военной угрозы англо-французам, считая, что для немцев отсрочка большой войны немыслима экономически. Рузвельт, в частности, считал, что агрессия в Тунисе и Гибралтаре разразится на днях. Отсюда — решение о возвращении флота в Тихий океан***, чтобы англо-французы сосредоточились на Средиземном море.

2. Биржа требовала действий, ибо падение ценностей приняло за последние дни угрожающие размеры, усугубляя ухудшение конъюнктуры за последние три месяца, особенно в сельском хозяйстве (биржа после послания Рузвельта оправилась).

3. Рузвельт уверен в явно неудовлетворительном ответе Гитлера и Муссолини, что поможет ему в борьбе с изоляционизмом в США. Риск примирительного ответа агрессоров с последующими рецидивами «умиротворения» в Лондоне и Париже и нарушения в будущем обещания агрессоров, по мнению Рузвельта, ничтожен, но и в этом случае «выигрывается время».

4. Рузвельт придает большое значение эффекту своего послания на широкие массы в Германии и Италии, куда американские радиостанции продолжают вещать текст.

* См. Известия. — 1939.— 17 апр. ** См. т. XXI, док. 379, 382. *** См. Известия. — 1939.— 16 апр.

296


5. Отсрочка Гитлером ответа оценивается Рузвельтом как подтверждение правильности его расчетов.

6. Внутриполитически он выигрывает при любом исходе данной акции. Отклики на нее в США подтверждают, что изоляционизм сейчас локализован вокруг группы крайних реакционеров плюс пацифистов, теряющих поддержку в стране. Пирсон* передает, будто Буллит, причастный к подготовке акции, предлагал «более примирительный» текст. Англо-французы были здесь извещены о послании за два часа до оглашения.

Со слов Питтмэна передают, что он заручился твердым большинством для своего билля и что его вредный эффект для Китая будет якобы обезврежен «после» отдельным законом, накладывающим эмбарго34 на вывоз в Японию оружия, лома, автомашин, но не хлопка и нефтепродуктов.

Уманский

АВП РФ, ф 059, on I, n 296, д 2048, л 112 — 114

239. ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП (б) И. В. СТАЛИНУ **

19 апреля 1939 г. Секретно

Из доклада, сделанного мне устно т. Штейном в дополнение к его шифровкам, для меня стало совершенно ясно, что в настоящий момент, а именно — до выборов в финский сейм, финское правительство не примет нашего предложения относительно Гохланда и других трех островов и не станет, вероятно, продолжать переговоры на эту тему. Можно, однако, допустить, что после выборов (в начале июля) станут возможными дальнейшие переговоры не без некоторых шансов на успех. Финское правительство уже несколько связано предложением, сделанным лично министром иностранных дел Эркко т. Штейну относительно двух островов***. Если бы отказ финского правительства надо было считать окончательным, то был бы непонятен интерес Эркко к возможности моего проезда через Финляндию или возможной встрече со мною в Женеве во время майской сессии Совета Лиги. Эркко даже давал понять, что он сам поехал бы в Москву, если бы не мешали престижные соображения (неотдача мною визита Холсти****).

Для оказания давления на финское правительство во время пребывания т. Штейна в Финляндии я уклонялся от ответа на финскую и щведскую ноты касательно Аландских островов53, несмотря на постоянные напоминания как со стороны Финляндии, так и со стороны Швеции. Дальше оттягивать, однако, нецелесообразно, так как осталось мало времени до сессии Совета Лиги, где вопрос будет обсуждаться. Нам выгоднее попытаться что-нибудь получить от Финляндии до сессии Совета, где можно оказаться в единственном числе возражающими против финско-шведских предложений.

* Американский журналист.

** Копии — В. М. Молотову, К. Е. Ворошилову. *** См. док. 173. **** Бывший министр иностранных дел Финляндии.

297


Я полагал бы поэтому необходимым теперьуже послать ноту в духе ранее принятых нами решений.

Я полагаю, что финский ответ на нашу ноту, который должен содержать требуемые нами гарантии, будет предварительно согласован с нами.

Посылаю на утверждение проект ноты.

Литвинов

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОЕКТ ОТВЕТНОЙ НОТЫ

ФИНСКОМУ И ШВЕДСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ

ПО ПОВОДУ АЛАНДСКИХ ОСТРОВОВ

Гоподин Посланник,

Отвечая на Вашу ноту от 21 января с. г., Советское правительство считает необходимым раньше всего установить нижеследующее:

1. Предложение финского (шведского) правительства, содержащееся в вышеуказанной ноте, имеет целью внести значительные изменения в статут Аландских островов, установленный ранее существовавшими и ныне существующими международными соглашениями в интересах безопасности близлежащих государств и свободного плавания в Балтийском море.

2. Означенные соглашения не предусматривают права финского (шведского) правительства на постановку вопроса об изменении статута в предпринимаемом в настоящий момент финским (шведским) правительством направлении. В ноте имеется ссылка на п. 1 ст. 7 конвенции от 1921 г., но этот пункт говорит о мерах, необходимых как для обеспечения сохранения постановлений конвенции, так и для пресечения их нарушения. Таким образом, этот пункт имеет в виду меры для поддержания демилитаризации Аландских островов, а не для отмены или ослабления демилитаризации, установленной конвенцией. Равным образом несостоятельна имеющаяся в ноте ссылка на резолюцию Совета Лиги наций от 24 июня 1921 г., ибо в этой резолюции не говорится о ревизии конвенции.

3. Нет надобности останавливаться на заинтересованности Советского Союза в статуте Аландских островов. Даже отвлекаясь от исторического развития вопроса, достаточно взглянуть на карту Балтийского моря, чтобы признать за Советским Союзом особое право интересоваться статутом Аландских островов с точки зрения максимального обеспечения его морских связей и беспрепятственного выхода и входа судов в Финский залив. Необходимо признать, что СССР является единственным европейским государством, заинтересованность которого под вышеуказанным углом зрения не уступает интересу Финляндии и Швеции. Об этой своей заинтересованности, равно как и о недопустимости принятия каких бы то ни было решений относительно Аландских островов без участия СССР, Советское правительство заявляло в своих нотах от 2 октября 1919 г., 28 июня 1920 г., 22 июля 1921 г. и 13 ноября 1921 г.*, направленных правительствам разных государств, в том числе Швеции и Финляндии.

4. Если в прежние времена, даже в момент заключения конвенции 1921 года, при совершенно спокойной международной жизни, признавалось необходимым гарантировать всем заинтересованным странам, что

* См., соответственно, т. II, док, 165, 400; т. IV, док. 158, 302.

298


Аландские острова никогда не станут причиной опасности с военной точки зрения, то тем большее значение это имеет в нынешних условиях международных отношений. Советское правительство поэтому не возражало бы против любых мер, которые содействовали бы сохранению, а тем более увеличению этой гарантии.

5. Советское правительство не может не быть, однако, чрезвычайно озабочено опасением использования укрепленных и вооруженных в той или иной мере Аландских островов каким-либо третьим государством во вред СССР.

Исходя из вышеизложенного, Советское правительство готово было бы, не соглашаясь со всеми положениями, приведенными в финской (шведской) ноте, благожелательно отнестись к финско-шведским предложениям, если бы оно получило формальные гарантии, что ни при каких обстоятельствах ни в мирное, ни в военное время, ни в порядке добровольных уступок, ни под угрозами Аландские острова не будут уступлены и не будут предоставлены даже во временное пользование какому бы то ни было третьему государству, причем Советское правительство оставило бы за собою свободу действий в случае нарушения такой гарантии.

АВП РФ, ф. 06. on 1. п 2, д II, л 224 — 228

240. ТЕЛЕГРАММА НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР M. M. ЛИТВИНОВА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СССР ВО ФРАНЦИИ Я. 3. СУРИЦУ *

19 апреля 1939 г. Вне очереди. Сое. секретно

Изложите письменно и вступительную часть. Фразу, вызвавшую у Вас сомнения, надо читать: «Считая это предложение принципиально приемлемым». Я предлагал не меморандум, а эд-мемуар. Во избежание недоразумений сообщаю, что мы имеем в виду во втором пункте Финляндию, Эстонию, Латвию, Польшу и Румынию. Если Вами перечислены не все эти страны, перечислите их вновь. Пункт пятый касается также и Франции, ибо и она должна оказать соответственное давление на Польшу и Румынию.

Литейное АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 303, д 2093, л. 29.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.