Репертуар произведений, предназначенных для слушания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Репертуар произведений, предназначенных для слушания

2021-06-23 22
Репертуар произведений, предназначенных для слушания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мир ребенка, сверстников и взрослых людей:

«Менуэт». И. Бах.

«Соната № 7, ре-мажор». И. Гайдн.

«Мазурка». А. Гречанинов.

«Танец эльфов», «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э. Григ.

«Вальс» Н. Леви.

«Мимолетное видение», «Вальс», «Менуэт», С. Майкапар.

«Менуэт», «Симфония № 40, си-минор» (отрывок). В. Моцарт.

«Старый замок». М. Мусоргский.

«Менуэт». Г. Перселл.

«Ноктюрн», «Мазурка», «Русская песня», «Вальс», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский.

«Прелюдия № 4, ми-минор». Ф. Шопен.

«Аvе Магiа», «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.

«Первая утрата». Р. Шуман.

«Во поле береза стояла...». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Во поле береза стояла.,.». Русская народная мелодия в обр. А. Гурилева.

«Голова ль моя, головушка». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

 

Природа в музыке:

«Жаворонок». М. Глинка.

«Подснежник». А. Гречанинов.

«Утро». Э. Григ.

«Вечер», «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Карнавал животных», «Длинноухие персонажи», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь». К. Сен-Санс.

«Песня жаворонка», «Подснежник» (из цикла «Времена года»). П. Чайковский. «Вечером». Р. Шуман.

 

Рукотворный мир:

«Волынка». И. Бак.

«Тамбурин». Ш. Рамо.

«Звонили звоны». Г Свиридов.

«Танцы кукол»  (Вальс. Лирический вальс. Вальс-шутка. Гавот. Полька. Романс. Танец). Д. Шостакович.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

                

            1. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкальной культуры слушания произведений различного содержания и характера; у него сформирован опыт ценностных ориентаций к своей большой Родине — России:

            • Знает многих композиторов и их отдельные произведении, называет их.

            • Имеет развитое музыкально-эстетическое сознание.

            • Знает различные жанры в музыке, сравнивает, обобщает отдельные их виды, находит в них общее и различное.

            • Знает, помнит, называет большинство произведений, прослушанных в течение года; может обобщить их по какому-либо признаку или найти в них различия.

            • Имеет развитое представление об образной природе трех- частной музыки.

            • Знает, различает по внешнему виду и тембру большое количество музыкальных инструментов.

            II. Освоена азбука седьмой ступени деятельности слушания музыки:

            • Развиты способности целостного музыкального восприятия, ребенок чувствует выразительность в музыке.

            • Развито дифференцированное музыкальное восприятие:

            — ребенок воспринимает форму произведения;

            — ребенок воспринимает изменения средств музыкальной выразительности в комплексе.

• Развиты музыкально-сенсорные способности более высокого уровня чувствительности, чем у детей шестого года жизни.

• Развито умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям; ребенок может проявлять свое отношение к музыке в различной художественно-творческой деятельности; моделирует форму, характер, содержание прослушанной музыки.

III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени развития музыкального творчества:

• Может составлять творческую композицию (на фланелеграфе, на заранее подготовленном панно) по эмоционально-образному содержанию прослушанной музыки.

• Может импровизировать под музыку.

                         

 

                     ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                     Характеристика возрастных возможностей

 

                     На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дельнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко.

                     Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы:

до первой октавы — до второй октавы (ре второй октавы — проходящая), хотя по-прежнему выделяются дети с высокими или низкими голосами.

                     Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Ребята, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении прекрасной песни. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар. На пример, в исполнении детей этого возраста величественно звучи песня о Родине и в то же время они легко, с юмором передают содержание игровой шуточной песни.

                     В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений.

                     Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это не желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться охране детского голоса.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

                  1. Освоить азбуку седьмой ступени детской певческой культуры; развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания, прежде всего связанного с миром Родины — России; формировать опыт ценностных ориентаций к певческому искусству России; воспитывать любовь к ней:

                  • Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть песни, наиболее часто воспринимаемые детьми в течение года.

                  • Закрепить представления детей об образной природе песен; знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящиеся в развитии и взаимодействии,

                  •Развить сознание средствами певческой деятельности:

                  —эстетическую потребность в слушании прекрасных песен различного характера и содержания;

                  — разнообразные эстетические эмоции, довольно глубокую эмоциональную отзывчивость, чувства, сопереживание в процессе слушания песен, сложных по характеру и содержанию;

                  — музыкальное мышление, которое развивается успешно в процессе анализа формы песни, содержание разных куплетов, сопоставление характера в разных куплетах и т. д.;

                  — творческое воображение, необходимое и при восприятии песни, и при ее исполнении;

                  —эстетическую оценку прослушанной (исполненной самим ребенком) песни, в которой проявляется эстетический вкус.

                  • Закрепить представление о самых различных видах песни.

                  • Развить целостное восприятие песен (на новом, более сложном репертуаре):

                  — научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально- образное содержание песни более сложного репертуара, его изменения в различных куплетах;

                  — побуждать различать настроение, чувства, эмоции, характер (в том числе мужественный, таинственный), отмечать их смену, а также наиболее выразительные, яркие интонации (в том числе грозные, пугливые), учить сравнивать их, обобщать с интонациями других песен;

— воспринимать, понимать особенности взаимодействия двух-трех образов песни.

• Развить довольно тонкое дифференцированное восприятие песен, позволяющее одновременно воспринимать комплекс средств выразительности певческой деятельности (музыкальных и внемузыкальных); учить соотносить их, обобщать, выделять их изменения:

— музыкальных — мелодические, ритмические особенности, темповые (ускорение — замедление), динамические изменения (усиление — ослабление звучания);

— внемузыкальных:

вербальных — обращать внимание на смысловые особенности текста песни в куплетах, фразах, отдельных словах;

— воспринимать, понимать особенности взаимодействия двух-трех образов песни.

• Развить довольно тонкое дифференцированное восприятие песен, позволяющее одновременно воспринимать комплекс средств выразительности певческой деятельности (музыкальных и внемузыкальных); учить соотносить их, обобщать, выделять их намерения:

— музыкальных — мелодические, ритмические особенности, темповые (ускорение — замедление), динамические изменения (усиление — ослабление звучания);

внемузыкальных:

вербальных — обращать внимание на смысловые особенности Текста песни в куплетах, фразах, отдельных словах;

невербальных — учить отмечать, сравнивать изменения выразительной позы исполнителя, жеста, мимики, возможно, движений в связи с изменением характера и содержания песни в различных куплетах, отдельных фразах;

отмечать внешний вид костюма исполнителя и его значение для выразительной передачи характера и содержания песни.

• Развить музыкально-сенсорное восприятие (и воспроизведение голосом) основных выразительных отношений музыкальных звуков:

звуковысотных отношений двух последовательно взятых звуков (интервалов от октавы до примы), звуков трезвучия (вниз - вверх, а также в любой последовательности);

ритмических рисунков (польки, вальса, марша, знакомых русских народных песен, ритмических попевок); выделять метроритм, а также долгие и короткие звуки;

динамических оттенков в различных вариациях (f, mf, р, рр) а также усиление и ослабление звука;

темповых изменений (замедление, ускорение темпа);

тембровой окраски поющего голоса.

• Развить восприятие азбуки седьмой ступени способов певческих умений, отмечать:

— правильность звукообразования (гласных, согласных);

— красоту звуковедения (напевного, отрывистого);

— точность, ясность певческой дикции;

— правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;

— слаженность динамического и тембрового ансамбля;

— пение по ручным знакам (первая — седьмая ступени), по руке — «нотный стан» (первая — седьмая ступени).

          • Закреплять понимание различных видов певческой техники; развить восприятие техники «эхо», простейшего канона, понимание красоты его звучания; уделить особое внимание восприятию нения без сопровождения.

          • Содействовать творческой самостоятельности и активности в выражении своих музыкально-слуховых певческих представлений о прослушанной песне в творческой исполнительской деятельности художественно-речевой, пластической и изобразительной; побуждать моделировать форму, характер, содержание различных куплетов.

          II. Освоить азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности; научить художественному исполнению песен народного, классического, современного репертуара разнообразной тематики, прежде всего связанного с окружающей ребенка жизнью своей Родины — России; формировать опыт ценностных ориентаций; воспитывать любовь к Родине:

          • Побуждать бережно относиться к детскому голосу.

• Побуждать помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года и наиболее любимых, освоенных ранее.

• Содействовать выразительному осознанному исполнению эмоционально-образного содержания песни различного характера (в том числе мужественного и таинственного):

—отдельных ярких интонаций (в том числе грозных, пугливых), возможно, полутонов интонаций;

— взаимодействие музыкальных образов (двух-трех).

• Научить детей дифференцированно подходить к использованию в пении средств выразительности, соответствующих особенностям характера и содержания песни:

—музыкальных: передавать красоту звучания мелодии песни, контрастность различных ритмических рисунков, изменение динамической и тембровой окраски в песне;

— внемузыкальных: невербальных (изменение позы, жестов, мимики в соответствии с изменением эмоционально-образного содержания песни); вербальных (обращать внимание на выразительность слов куплета, фразы, выделение главного (по смыслу) слова во фразе).

• Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретенный в течение предшествующих четырех лет; уметь пропевать правильно:

— следующие звуковысотные отношения музыкальных звуков (интервалы от октавы до примы), звуки трезвучия (вниз - вверх, а также в любой последовательности);

— различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;

свободно пользоваться в пении красотой различных динамических оттенков;

— темповые изменения;

—  использовать разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов образа песни.

• Обучить азбуке седьмой ступени способов певческих умений:

— совершенствовать певческие умения и навыки:

правильность звукообразования;

красоту звуковедения (протяжность напевного пения — легкость отрывистого);

точность, внятность, ясность певческой дикции; правильность дыхания;

точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля;

пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени) и руке — «нотный стан» (первая — седьмая ступени);

совершенствовать пение в знакомых видах певческой техники;

освоить особенности такого ее вида, как «эхо».

• Содействовать самостоятельному исполнению знакомых песен как в организованной, так и в самостоятельной деятельности; в условиях как детского сада, так и семьи.

• Побуждать к активности в выражении своих музыкальных впечатлений об исполненной песне в художественно-речевой деятельности, в пластических миниатюрах, в изобразительной деятельности; побуждать моделировать форму, характер, содержание куплетов песни.

    III. Осваивать азбуку седьмой ступени песенного творчества детей; побуждать их к:

— творческой самореализации в выразительности исполнения песен;

— сочинению мелодий на заданный литературный текст;

— импровизации текста и музыки песни определенного содержания;

— импровизации слов и мелодий, соответствующих настроению ребенка;

— импровизации песенных мелодий в ритме польки, вальса, марша.

Репертуар

Упражнения

Для развития певческого голоса и музыкального слуха:

В объеме кварты:

«Зайчик».  Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

«Как пошли наши подружки...». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Мы посеем те ленку...». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

«А мы просо сеяли...». Русская народная мелодия в обр. М. Балакирева.

 

В объеме квинты:

«Виноград у нас в бору....». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

«Вставала ранешенько...». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Как по морю, морю....». Русская народная мелодия в обр. В. Попона.

«Вальс». Е. Тиличеева.

 

В объеме сексты:

«Скворцы прилетели». Русская народная мелодия в обр. А. Абрамского.

«Перед весною». Русская народная мелодия в ред. П. Голоконского.

«Маки, маки, маковочки». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

 

В объеме сексты, октавы:

«Во поле береза стояла...». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Летом». Русская народная мелодия в ред. П. Чайковского.

«На горе-то калина...». Русская народная мелодия в обр. А. Новикова.

«Сеяли девушки яровой хмель...». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.

«Пойду ль я, выйду ль я...». Русская народная мелодия в обр. А. Лядова.

 

Для пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени):

« Болтушка». Щ. Ришевский.

«Гуси». Е. Тиличеева.

 «Вверх, вниз».  Е. Тиличеева.

«Веселый музыкант». А. Филиппенко.

«Горошина». В. Королев.

«Бубенчики». Е. Тиличеева.

 

Для пения по руке — «нотный стан»:

«Зоя и Витя». Е. Тиличеева.

«Музыкальное эхо».  М. Андреева.

«Ехали медведи». М. Андреева.

«Песенка-дразнилка». Н. М. Венг.

«Наша мама»  (минор, мажор). Е. Тиличеева.

«Две тетери». Русская народная мелодия.

 

Песни

Мир ребенка и его сверстников:

«Родина моя».  Е. Тиличеева.

 «Моя Россия». Г. Струве.

«Родина моя».  Т. Попатенко.

«Что такое Родина».  М. Флярковский.

«Наследники России». Е. Гомонова.

«Здравствуй, Родина моя!». Ю. Чичков.

 «День рождения».  В. Герчик.

«Именины». Н. Бордюг.

«Мультяшки». Л. Вахрушева.

«Дети любят рисовать». В. Шаинский.

«Про музыку». Л. Вахрушева.

«Колобок». Г. Струве.

«Песенка о гамме». Г. Струве.

«Грустная песенка». Г. Струве.

«Кто придумал песенку». В. Кожухин.

«Жила-была девочка». Г. Струве.

«Маленькая мама». Г. Струве.

«С нами друг». Г. Струве.

«Всегда найдется дело». А. Александров.

«Песенка о дружбе».  Е. Тиличеева.

«Мой Лизочек так уж мал...». (фа-минор).

«Песенка-шутка». Е. Тиличеева.

«На мосточке».  А. Филиппенко

«На палочке верхом». Д. Львова-Компанейца.

«Всадник (буденовец)». Я. Дубравин.

«Сериал».  А. Пономарева.

«Домовенок – домовой».  А. Пономарева.

«Прощальная песенка». Л. Вахрушева.

 «Не забудем детский сад...». Е. Туманян.

 «До свидания, детский сад».  А. Филиппенко.

«Мы теперь ученики». Г. Струве.

 «До свидания, детский сад».  В. Семенов.

«Веселый марш».  А. Филиппенко.

«Будем в армии служить».  Ю. Чичков.

«Все мы моряки».  А. Лядова.

«Надо только захотеть...».  Ю. Чичков.

 

Мир взрослых:

«Что такое семья». Е. Гомонова.

«Мамин праздник». Е. Тиличеева.

 «Сегодня праздник ваших мам». Е. Тиличеева.

«Самая хорошая». В. Иванников.

«Мамин праздник». Ю. Гурьев.

«Мы с папой...». К. Мясков.

«Песенка для папы». И. Пономарева.

«Песня о бабушке». А. Филиппенко.

«Про бабушку». Л. Вахрушева.

«Песня про бабушку». А. Пономарева.

«Что же вы, родители…». Е. Ботяров.

«Песенка воспитателей (для взрослых)». А. Толдыкина.

«У кремлевской стены».  М. Магиденко.

 

Мир природы. Времена года:

Зима

«Пришла зима…».  Е. Туманян.

«Зимняя забава». Л. Вахрушева.

«В мороз». М. Красев.

«Уж, ты, зимушка-зима...».  Русская народная мелодия в обр. А. Александрова.

«Будет горка во дворе».  Т. Попатенко.

«Новогодний хоровод». Г. Струве.

«К нам приходит Новый год...». В.  Герчик.

«Елочка». Л. Бекман.

«Елка». Е. Тиличеева.

«Елка-елочка». Т. Попатенко.

«Как на тоненький ледок...». Русская народная мелодия.

«Блины». Русская народная мелодия.

 

Весна

«Там вдали, за рекой...». А. Аренский.

 «Весенняя песенка». С. Полонский.

«Весенний вальс». А. Филиппенко.

 «Выйди, солнышко». Р. Паулс.

«Дождик». А. Пономарева.

«Солнечная капель». С. Соснин.

«Солнечный зайчик». В. Мурадели.

«Ласточка». Е. Крылатов.

«Ласточка моя». В. Герчик.

«Наш тополек».  С. Стемпневский.

 «Ай, да береза». Т. Попатенко.

«Во поле береза стояла…». Русская народная мелодия.

«Мы в зеленые луга пойдем...». Н. Леви.

«Зацвела в долине...». А. Филиппенко.

«Волга – реченька». Н. Бордюг.

 

Лето

«Летний вальс».  А. Филиппенко.

«Вот и солнце поднялось...». Н. Словац.

«На лужайке». В. Дементьев.

«Песенка о рыбаке». А. Филиппенко.

«Спать пора». А. Филиппенко.

«Ходила младешенька по борочку...». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

 «Пошла млада за водой...». Русская народная мелодия в обр. В. Агафонникова.

«Ой, вставала я ранешенько…». Русская народная мелодия в обр. И. Метлова.

«Как пошли наши подружки...». Русская народная мелодия в обр. Т. Попатенко.

 

Осень

«Осень». П. Чайковский.

«Листопад». Т. Попатенко.

«Скворушка прощается».  Т. Попатенко.

«Журавушки». В. Витлин.

«Журавли». В. Лившиц,

«Журавлики». М. Арсеев.

«На горе-то калина...». Русская народная мелодия в обр. Ю. Чичкова.

 

Животные. Птицы

«Птичка». Украинская народная мелодия в обр. П. Чайковского.

«Воробьиная песенка». В. Дементьев.

«Петушок, погромче пой...». Латвийская народная песня.

«Танец озорных петушков». Е. Гомонова.

«Рыжий пес». Г Струве.

«Котенок и щенок».  Т. Попатенко.

 «Песенка с гармошкой».  А. Островский.

«Про козлика». Г. Струве.

«Хитрый ежик» Б. Можжевелов.

«Веселый лягушатник». А. Турбин.

«Лягушата».  Е. Тиличеева.

«Простая песенка».  В. Дементьев.

 

Рукотворный мир

«Цветные огоньки». З. Левина.

«Воздушные шарики». М. Карминский.

«Поезд мчится».  Польская народная мелодия.

«Музыкальная шкатулка». Ю. Чичков.

«Веселый барабан». Е. Адлер.

«Игрушки заводные». Л. Сидельников.

 

Песенное творчество

«Поезд».  Т. Бырченко.

«Снежок». Т. Бырченко.

«Колыбельная». В. Карасева.

«Осенью».  Г Зингер.

«Весной».  Г. Зингер.

«Колыбельная».  В. Агафонников.

«Плясовая».  Т. Ломова.

«Марш».  В. Агафонников.

«Веселая песенка». В. Агафонников.

«Грустная песенка». В. Агафонников.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

 

1. Освоена азбука седьмой ступени певческой культуры, доступной для дошкольников. У ребенка:

• Развито музыкально-эстетическое восприятие песен относительно сложного характера и содержания детского певческого репертуара, прежде всего связанного с жизнью детей в России; сформирован опыт ценностных ориентаций применительно к детскому певческому искусству.

• достаточно развиты музыкально-слуховые певческие представления — знает, помнит, называет песни разнообразной тематики и характера народного, классического и современного репертуара; сравнивает, выделяет, обобщает их по какому-либо признаку.

• Развито музыкально-эстетическое сознание.

• Развито целостное восприятие песни: получает эстетическое удовольствие при восприятии прекрасной песни, чувствует ее характер и настроение; легко осознает специфику музыкальных образов песни, их взаимодействие и развитие; сравнивает образы, обобщает их по какому-либо признаку и т. п.

• Освоено дифференцированное восприятие песен — понимает, осознает, разбирается в средствах музыкальной и внемузыкальной выразительности.

• Накоплен богатый музыкально-сенсорный опыт — знает, различает, воспроизводит выразительные отношения основных свойств музыкальных звуков, освоенных в течение предшествующих четырех лет.

• Развито восприятие азбуки седьмой ступени способов певческих умений, в том числе пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени) и пения по руке — «нотный стан» (первая — седьмая ступени); имеется оценка качества певческих умений и техники исполнения песен.

• Отмечается яркое эмоциональное сопереживание и отзывчивость на воспринимаемую песню — может выразить свое отношение к ней в эстетических суждениях, в музыкально-творческой двигательной деятельности, в рисунке, в моделировании содержания и характера песни.

II. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени детской певческой деятельности:

• Знает многие исполняемые любимые песни разнообразно тематики, выученные в течение года, а также в предшествующие годы.

• Любит петь самостоятельно, эмоционально выразительно передает в пении общий характер, настроение песни, легко переключается на передачу специфики отдельных образов песни.

• Осознанно и самостоятельно использует в пении средства выразительности (музыкальной и внемузыкальной) для передачи в своем исполнительстве особенностей музыкальных образов песни.

• Владеет азбукой седьмой ступени способов певческих умений:

— звукообразование, звуковедение, точности интонирования, певческая дикция, правильное дыхание;

— пение по ручным знакам (первая — седьмая ступени), руке — «нотный стан» (первая — седьмая ступени).

• Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.

• Сформирована потребность петь песни в любых жизненных ситуациях.

• Ребенок дает оценку своему пению; эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления о песне в творческой исполнительской деятельности — в художественных движениях под музыку песни, в рисунке, а также моделирует форму, характер, содержание песен.

III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени песенного творчества.

• Проявляет творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера.

• Легко импровизирует мелодии на заданный литературно-поэтический текст.

• Любит напевать, импровизировать в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

• Может импровизировать мелодии в ритме польки, вальса, марша.

 

 

 МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Возрастные возможности

На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку,— они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно.

В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движений сверстников.

В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, хороводе.

Ребенок инициативен и активен как в музыкально-игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако необходимо помнить, что, хотя они уже способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен обязательно учитывать группу здоровья каждого ребенка.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщить ребенка к азбуке седьмой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для дошкольников:

• Развивать музыкально-эстетическое восприятие игрового и танцевального (детского народного, бального и современного) репертуара разного характера и содержания, разработанного прежде всего на основе родных мелодий; формировать опыт ценностных ориентаций к миру родных национальных игр, хороводов, плясок; на этом репертуаре воспитывать любовь к Родине.

• Формировать музыкально-двигательные представления: побуждать запоминать, называть наиболее часто воспринимаемые в течение года игры, хороводы, пляски и т. п.

• Развивать музыкально-эстетическое сознание в процессе восприятия музыкально-ритмического репертуара:

— сформировать устойчивую потребность к восприятию музыки танцев, хороводов, игр; узнавать произведения, знать написавших их композиторов;

— развить музыкальное мышление, сравнивая характер, содержание, средства музыкальной выразительности различного игрового и танцевального репертуара, находить в нем общее и различное;

— развить воображение, прежде всего в процессе музыкально - игрового и танцевального творчества;

— сформировать эстетический вкус ребенка в процессе приобщения к музыкально-ритмической культуре.

• Развить целостное восприятие музыкально - ритмического репертуара:

— научить различать все его основные виды (упражнения, игры, танцы);

— побуждать воспринимать выразительность музыки и движений; научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание музыки и движений в различных частях, фразах:

оттенки настроения, характера (в том числе мужественного, таинственного);

яркие интонации (в том числе грозные, пугливые);

развитие музыкальных образов, особенности взаимодействия двух-трех образов.

• Развить довольно тонкое дифференцированное восприятие игры, хоровода, танца, упражнения, этюда, согласованности в них музыки и движений:

— научить воспринимать изменение одновременно нескольких выразительных средств; называть их правильно; легко их сравнивать, выделять, обобщать в любых сочетаниях:

музыкальных — различать смену разнообразного темпа, а также ускорение и замедление его; смену динамических оттенков, а также усиление или ослабление звучания; смену разнообразного метроритма (в том числе синкопированного) в отдельных частях, фразах; изменение регистровой окраски произведения;

внемузыкальных — вербальных (обращать внимание на выразительную певческую дикцию в хороводе, на смысл слов для эмоциональной передачи музыкального игрового образа), невербальных (учить отмечать, сравнивать, выделять изменение выразительности (поза, движения, мимика) исполнителя в игре, хороводе, танце, упражнении, этюде) в связи с изменением эмоционально-образного содержания музыки; обращать внимание на костюм исполнителя, на его значение для выразительности исполнения художественного музыкально-ритмического репертуара;

— различать трехчастную форму танцев, игр и т. п.

• Развить музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков и их воспроизведение в музыкально-ритмических движениях; побуждать воспринимать, менять движения в соответствии с изменениями:

— акцента в ритмических рисунках польки, вальса, марша, русского переменного и русского дробного шага и др.;

— динамических отношений (f, mf, р, рр), крещендо, диминуэндо);

— тембров звучания различных музыкальных инструментов;

— темпа, его ускорения и замедления.

• Приобщить к восприятию азбуки седьмой ступени музыкально-ритмических движений; развивать восприятие, понимание способов их выполнения и согласованности с музыкой (отличать правильный способ выполнения движений от неправильного); чувствовать необходимость смены их в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности:

— основные движения:

Основные движения Учить воспринимать их согласованность
  Ходьба спортивная, энергичная. Ходьба спокойная, осторожная, на полупальцах.   Бег стремительный Бег легкий, острый, Ходьба бодрым шагом. Ходьба пружинистым шагом.   Ходьба на четвереньках. Ходьба гусиным шагом, Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками.   Ходьба тихая, осторожная (сужая круг). Ходьба пружинистым шагом, спиной вперед (расширяя круг).   Ходьба, бег в различных ритмах.     с характером музыки: мужественным, таинственным;   со средствами музыкальной выразительности: темпом — очень быстрым, быстрым, с замедлением (ускорением) темпа, медленным; регистрами — низким, средним, высоким;   динамикой звучания — ослаблением звука, усилением звука; метроритмом — разнообразными ритмическими рисунками в частях, периодах, фразах.

 

— движения сюжетно-образной драматизации: воспринимать в них передачу особенностей взаимодействия двух-трех контрастных художественных образов (игровых персонажей) в зависимости от специфики эмоционально-образного содержания музыки, ее формы (двух -, трехчастной), характера и средств выразительности (музыкальных и внемузыкальных);

— танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальные шаги — простой тройной шаг, простой каблучный шаг, русский переменный шаг, русский тройной дробный шаг (с притопом на сильную долю), шаг русской кадрили; танцевальные движения — тройные дроби (в различном варианте и темпе), присядка (в различном варианте и темпе), падебаск (для девочек), кружение на припадание (вариант для девочек, мальчиков) и др. (по усмотрению педагога и с учетом обученности детей);

другие народные танцы: танцевальные шаги — украинский «бегунец», белорусская полька и др. (по усмотрению педагога);

танцевальные движения — украинского танца «ковырялочка» (усложненный вариант), падебаск, «веревочка», «ручеек» и другие движения (по усмотрению педагога);

детский бальный танец: танцевальные шаги польки, полонеза, вальса (упрощенный вариант), краковяка (по усмотрению педагога);

танцевальные движения — наиболее простые движения вышеуказанных танцев, исполняемые весьма выразительно, легко, грациозно;

современный детский игровой танец:

танцевальные шаги из современных ритмических танцев, доступные детям по координации;

танцевальные движения — разнонаправленные движения для рук и ног, повороты корпусом, выполняемые под современную ритмическую музыку, позволяющую детям исполнять понятную им сюжетную танцевальную композицию;

— побуждать запоминать название танца;

— учить понимать более сложную композицию (игры, танца), форму (танца), последовательность движений, моделировать их на бумаге, фланелеграфе.

• Учить воспринимать, понимать ориентировку в пространстве: перестроение из ходьбы друг за другом четверками в четыре колонны, в четыре шеренги; варианты хороводных композиций — «змейка», «спираль», «воротики» и др.; моделировать все перестроения.

• Содействовать творческой самостоятельной активности ребенка в выражении своей оценки воспринятого художественного музыкально-ритмического репертуара; передавать свои впечатления в творческой художественной исполнительской деятельности — художественно-речевой певческой, рисунке.

II. Приобщить ребенка к азбуке седьмой ступени детской исполнительской музыкально-ритмической деятельности (сохранять, беречь физическое и психическое здоровье; обеспечивать каждому ребенку эмоциональное благополучие),  научить выразительному исполнению детского репертуара (народного, классического бального и современного направления) различной тематики и содержания, в основном связанного с национальным искусством:

• Содействовать выразительному осознанному целостному исполнению композиции игры, формы танца, понимая эмоционально-образное содержание музыки, его изменения в различных частях в связи со сменой характера (в том числе мужественного таинственного), наиболее ярких интонаций (грозной, пугливой), особенностей взаимодействия двух-трех музыкальных образов.

• Научить детей при освоении движений дифференцированно подходить к пониманию изменения средств выразител


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.