Глава 1. Способ разложения на простые множители — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Способ разложения на простые множители

2021-06-23 42
Глава 1. Способ разложения на простые множители 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Способ разложения на простые множители …………………………….….4

Глава 2. Способ использования таблицы  квадратов двузначных чисел ……... ….5

Глава 3. Формула ДревнегоВавилона ………………………………………………..6

Глава 4. Через решение уравнения …………………………………………………...7

Глава 5. Деление на пары через составление ребуса …………………….…………...8

Глава 6. Геометрический метод ……………………………………………….…….12

Глава 7.Графический метод ………………………………………….………..……..13

Глава 8.Канадский метод ………………………………………………..…..………14

Глава9.Метод вычетов нечетного числа ……………………………………...……14

Глава 10.Другие методы...............................................................................................15

Заключение …………………………………………………………………………….16

Список литературы ……………………………………….…………….…..…………17

Приложение 1…………………………………………………………………………..18

Введение

При изучении темы квадратных корней на уроках алгебры часто приходилось использовать таблицу квадратов и калькулятор. Извлекать квадратные корни приходилось и на уроках геометрии при изучении теоремы Пифагора, и при решении текстовых задач, в которых нужно было найти корни квадратного уравнения с большим дискриминантом. Но не всегда под рукой был калькулятор и таблица квадратов. Уже тогда возникал вопрос, как же быть в тех случаях, когда на экзаменах ГИА и ЕГЭ использовать калькулятор запрещено. Кроме того таблица квадратов целых чисел не даёт ответ на такие вопросы, как, например, чему равен  , , и др. даже приблизительно.

Все знают, что извлечь квадратный корень без калькулятора - это непосильнаязадача. В лучшем случае, в ситуации, когда решение задачтребует извлечения корня, акалькулятора нет под рукой, прибегают к методу подбора и пытаются вспомнитьданные из таблицы квадратов целых чисел, но это не всегда спасает. Сколько раз все попадали в подобные ситуации?

Как-то на урокепри изучении темы квадратных корней учительница математики показала, как в столбик можно извлекать квадратные корни. Вычислить корень можно с произвольной точностью, найти сколько угодно цифр в его десятичной записи, даже если он получается иррациональным. Алгоритм плохо запомнился, остались вопросы. Я решила разобраться в этом приеме извлечения квадратного корня, стала работать над этим вопросом. Также я узнала, что извлекать корни люди научились задолго до изобретения «умной» техники, что существуют и другие способы извлечения квадратного корня.  Мои вопросы и легли в основу исследования, которое для меня стало маленьким открытием.Исследуя эту тему, я нашла не один, а несколько способов решения данной проблемы.

Актуальность исследования  обусловлена желанием углублить математические знания путем изучения простейших способов извлечения квадратных корней без калькулятора, распространить алгоритмы извлечения корней среди учащихся, что особенно актуально при сдаче экзаменов, где запрещено пользоваться калькулятором, а также использовать эти знания при работе с вычислениями корней на уроках математики в ситуациях отсутствия калькулятора.

 Цель работы: изучить способы извлечения квадратных корней без калькулятора и отобрать самые рациональные для практического применения.

 Задачи:

1. Изучить всю найденную литературу по данному вопросу, научные статьи, исторические справки и работы современных учёных и исследователей.

2. Рассмотреть найденные способы и описать их алгоритм.

3. Познакомить с результатами полученных исследований одноклассников и               друзей.

Гипотеза: Существует не менее двух-трёх способов извлечения квадратных корней без калькулятора.

Предмет исследования: извлечение квадратных корней без калькулятора.

Объект исследования: способыизвлечения квадратных корней без калькулятора.

Двузначных чисел

С этим способом мы познакомились на уроках математики. Способ очень прост в применении и даёт мгновенное извлечение квадратного корня из любых целых чисел от 1 до 100 с точностью до десятых без калькулятора. Но для этого метода требуется  наличие таблицы квадратов натуральных чисел от 10 до 99. (Она есть во всех учебниках алгебры 8 класса, и на экзамене ГИА предлагается в качестве справочного материала).

Откройте таблицу и проверьте скорость нахождения ответа. Но при использовании таблицы квадратов для извлечения квадратного корня нужно не перепутать, что крайний левый столбик определяет цифру, стоящую в разряде целых, а самая верхняя строчка – это десятые в ответе. А дальше всё просто: закройте две последние цифры числа в таблице и найдите нужное вам, не превосходящее 100 подкоренное  число, и далее действуйте по правилам этой таблицы.

Пример 1: Найдём значение .

Решение: Мысленно отбрасываем две последние цифры у всех чисел в таблице и находим 57 или близкие к 57-ти – такое число одно 5776. Левый столбик даёт ответ 7 (это целые), а верхняя строчка 6 (это десятые). Значит ≈ 7,6. Проверим на микрокалькуляторе  ≈ 7,549834.

Пример 2: Найдём значение .

Решение: Мысленнопоставим запятые, отсчитав две последние цифры, у всех чисел в таблице и находим близкие для 89 – таких только два88,36 и 90,25. Но 90,25 – это много, 88,36 ближе к 89. Значит, выбираем 8836.

Левый столбик даёт ответ 9 (это целые), а верхняя строчка 4 (это десятые). Значит ≈ 9,4. Проверим на микрокалькуляторе  ≈ 9,43398113.

Быстро, просто, доступно на экзамене. Но сразу понятно, что корни, большие100 мы уже этим способом извлечь не сможем. Способ удобен для заданий с маленькими корнями и при наличии таблицы.

 

Глава 7. Графический метод.

Графический метод извлечения квадратных корней наш учитель математики предлагает использовать для маленьких чисел, когда под рукой нет таблицы квадратов. Он полностью основан на графическом решении уравнения b = х², полученном из = х путём возведения в квадрат первого.С алгоритмом решения этого уравнения знаком каждый школьник:Построим на клеточной бумаге в одной системе координат два графика функций у = b и у = х². Найдём точку пересечения в первой четверти системы координат. Абсцисса этой точки и будет соответствовать значению квадратного корня из числа b.

Например, поработаем с . Решим графически уравнение 11= х². у = 11 – прямая, параллельная оси абсцисс,а у = х² - классическая парабола. При построении на клеточной бумаге х = 3,3,аточное вычисление       МК = 3,3166.  

Какие же неудобства и трудности испытывают при применении такого способа решения данной проблемы:

1)предварительная подготовка –  построение графика параболы;

2) ограничение размером тетрадного листа (о чём сразу предупреждали), поэтому невозможно извлечение чисел, больших 40, так как длина тетрадного листа 40 клеток;

3)неточность в построении кривых линий иполучение больших погрешностей, в отличие от других методов.

Глава 8. Канадский метод

Этот быстрый метод был открыт молодыми учёными одного из ведущих университетов Канады в 20 веке. Его точность: не более двух – трёх знаков после запятой. Вот их формула:

 =  + , гдеX - число, из которого необходимо извлечь квадратный корень, а S - число ближайшего точного квадрата.

Давайте попробуем извлечь квадратный корень из 75 

X = 75,S = 81. Это означает, что = 9.

Просчитаем по этой формуле :

= 9 +  = 9 –  = 9  –  0,333 = 8,667

При детальном изучении этого метода легко можно доказать его сходство с вавилонским и поспорить за авторские права изобретения этой формулы, если такие есть в действительности. Метод несложный и удобный.

Глава 9. Метод вычетов нечётного числа

Этот способ предлагает преподаватель математики одной из школ Вашингтона миссис Бруксбанк своим ученикам. Он заключается в том, чтобы последовательно вычитать нечётные числа 1,3,5,7 и т.д. пока не дойдете до нуля, а затем подсчитать число вычитаний.Это и будет ответ.
Например, чтобы получить квадратный корень из 36 и 121 это:

            36  – 1 = 35 – 3 = 32  – 5 = 27 – 7 = 20  –  9 = 11  – 11 = 0 

Общее количество вычитаний = 6, поэтому = 6.

    121  – 1 = 120 – 3 =117 – 5 =112  – 7 =105  – 9 = 96 – 11 = 85 – 13 =

                 =72  – 15 =57 – 17 = 40 – 19 =21  – 21 =0

Общее количество вычитаний = 11, поэтому  = 11.

Российские учёные называют этот метод арифметическим извлечением квадратного корня, а за глаза «методом черепахи» из-за его медлительности.
Недостатком такого способа является то, что если извлекаемый корень не является целым числом, то можно узнать только его целую часть, но не точнее. В то же время такой способ вполне доступен детям, решающим простейшие математические задачи, требующие извлечения квадратного корня. Попробуйте извлечь квадратный корень из числа, например, 5963364 этим способом ивы поймёте, что он «работает»,безусловно, без погрешностей для точных корней, но очень длинный в решении.

 

 

Глава 10. Другие методы

В ходе моего исследования я отыскала ещё несколько способов решения моей проблемы. Это метод степенных рядов высших степеней и метод определения путём составления таблицы. Изучив эти алгоритмы, я оценила их сложность и в некоторых местах непонимание, поэтому не стала глубоко изучать эти методы, понимая, что это уровень высшей математики или даже научной диссертации.

Если метод степенных рядов сложен в вычислении и запоминании огромной формулы, то метод таблицы так запутан, что его сложно даже пересказать, а тем более овладеть для практики.

 Заключение

Во время работы я нашла не один, а нескольких способов извлечения квадратных корней. В ходе исследования было выявлено, что современной науке известно много таких способов, начиная со способа математиков  Древнего Вавилона и заканчивая способом степенных рядов сложных степеней из разделов высшей математики. Мною были изучены, описаны и отработаны на практике 9 способов. Работа по данной теме меня так увлекла, что я решила продолжить свои исследования уже за рамками своего проекта. В учебнике алгебры автор знакомит восьмиклассников с корнями третьей степени и других степеней, предлагая подождать с их изучением до 11 класса. Но мне стало очень интересно узнать и про эту новую для меня тему в математике. И в продолжение моего исследования я хочу разобрать те способы, которые пока мне сложно разобрать, и выяснить, существуют ли  способы извлечения корня третьей степени без калькулятора.

Таким образом, хочу подвести итог проделанной работы и сделать вывод. На основании результатов данного исследования доказано, что науке известно много способов извлечения квадратного корня без калькулятора. У всех способов различные алгоритмы и степень сложности вычислений, но не один из них не входит в школьный курс, так как относится к разделу высшей или прикладной математики. В ходе исследования были отработаны 9 способов, а их практическое применение доказало все недостатки и преимущества каждого из методов.

В ходе работы было доказано на практике, что умение извлекать корни без калькулятора не только полезно и актуально, но и очень увлекательно.

Список использованной литературы и сайты Интернета:

1. Мордкович А.Г. Алгебра, 8 класс, учебник - Москва, Мнемозина, 2005г

2. Пичугин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Книга для учащихся 7-9 классов средней школы. – Москва, Просвещение, 1990 г.

3. Ткачева М.В. Домашняя математика. Книга для учащихся 8 класса учебных заведений. – Москва, Просвещение, 1994г.

4. http://festival.1september.ru

5. http://ru.wikipedia.ord /wiki /teorema/

 

 

 

 

Приложение1

 

Этот способ нахождения хорошо известен как российским учёным, так и зарубежной общественности. Убедиться в этом легко, зайдя на любой научный или образовательный форум. Ссылки на этот способ почти во всех комментариях студентов и школьников. О нём пишут учёные и исследователи СНГ, Канады, Великобритании и Америки. Я разобрала несколько десятковпримеров по этому способу, поэтому недостатка материала в изучении не испытывала. Предлагаю несколько  примеров:

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Способ разложения на простые множители …………………………….….4

Глава 2. Способ использования таблицы  квадратов двузначных чисел ……... ….5

Глава 3. Формула ДревнегоВавилона ………………………………………………..6

Глава 4. Через решение уравнения …………………………………………………...7

Глава 5. Деление на пары через составление ребуса …………………….…………...8

Глава 6. Геометрический метод ……………………………………………….…….12

Глава 7.Графический метод ………………………………………….………..……..13

Глава 8.Канадский метод ………………………………………………..…..………14

Глава9.Метод вычетов нечетного числа ……………………………………...……14

Глава 10.Другие методы...............................................................................................15

Заключение …………………………………………………………………………….16

Список литературы ……………………………………….…………….…..…………17

Приложение 1…………………………………………………………………………..18

Введение

При изучении темы квадратных корней на уроках алгебры часто приходилось использовать таблицу квадратов и калькулятор. Извлекать квадратные корни приходилось и на уроках геометрии при изучении теоремы Пифагора, и при решении текстовых задач, в которых нужно было найти корни квадратного уравнения с большим дискриминантом. Но не всегда под рукой был калькулятор и таблица квадратов. Уже тогда возникал вопрос, как же быть в тех случаях, когда на экзаменах ГИА и ЕГЭ использовать калькулятор запрещено. Кроме того таблица квадратов целых чисел не даёт ответ на такие вопросы, как, например, чему равен  , , и др. даже приблизительно.

Все знают, что извлечь квадратный корень без калькулятора - это непосильнаязадача. В лучшем случае, в ситуации, когда решение задачтребует извлечения корня, акалькулятора нет под рукой, прибегают к методу подбора и пытаются вспомнитьданные из таблицы квадратов целых чисел, но это не всегда спасает. Сколько раз все попадали в подобные ситуации?

Как-то на урокепри изучении темы квадратных корней учительница математики показала, как в столбик можно извлекать квадратные корни. Вычислить корень можно с произвольной точностью, найти сколько угодно цифр в его десятичной записи, даже если он получается иррациональным. Алгоритм плохо запомнился, остались вопросы. Я решила разобраться в этом приеме извлечения квадратного корня, стала работать над этим вопросом. Также я узнала, что извлекать корни люди научились задолго до изобретения «умной» техники, что существуют и другие способы извлечения квадратного корня.  Мои вопросы и легли в основу исследования, которое для меня стало маленьким открытием.Исследуя эту тему, я нашла не один, а несколько способов решения данной проблемы.

Актуальность исследования  обусловлена желанием углублить математические знания путем изучения простейших способов извлечения квадратных корней без калькулятора, распространить алгоритмы извлечения корней среди учащихся, что особенно актуально при сдаче экзаменов, где запрещено пользоваться калькулятором, а также использовать эти знания при работе с вычислениями корней на уроках математики в ситуациях отсутствия калькулятора.

 Цель работы: изучить способы извлечения квадратных корней без калькулятора и отобрать самые рациональные для практического применения.

 Задачи:

1. Изучить всю найденную литературу по данному вопросу, научные статьи, исторические справки и работы современных учёных и исследователей.

2. Рассмотреть найденные способы и описать их алгоритм.

3. Познакомить с результатами полученных исследований одноклассников и               друзей.

Гипотеза: Существует не менее двух-трёх способов извлечения квадратных корней без калькулятора.

Предмет исследования: извлечение квадратных корней без калькулятора.

Объект исследования: способыизвлечения квадратных корней без калькулятора.

Глава 1. Способ разложения на простые множители

Для извлечения квадратного корня можно разложить число на простые множители и извлечь квадратный корень из произведения.

  Этим способ принято использовать при решении заданий, связанных  сизвлечением квадратных корней, в школе.


         Пример 1:        

11025│5                                                                    

2205│5                                                                    

  441│3                                                                    

  147│3                                                                    

    49│7                                                                           

      7│7

 =  = 3∙5∙7 = 105      

Пример2:

213444│2                                                                     

 106722│2                                                                    

53361│3                                                                       

17787│3                                                                       

5929│11                                                                  

  539│11

49│7                                                                           

7│7                                                                               

 = = 2∙3∙7∙11 = 462; 


Многие применяют его успешно и считают единственным.  Извлечение корня разложением на множители довольнотрудоёмкая задача, которая тоже не всегда приводит к желаемому результату. Попробуйте извлечь квадратный корень из числа 820836. Разложение на простые множители дает произведение 2∙2∙3∙3∙22801. А как быть дальше? С этой задачей сталкиваются все, и спокойно в ответе записывают остаток от разложения под знак корня.  Методом проб и ошибок, подбором  разложение, конечно, можно выполнить, если быть уверенным в том, что получится красивый ответ, но практика показывает, что очень редко предлагаются задания с полным разложением.Чаще бывает так, что корень до конца не извлечь.

Поэтому, этот способ лишь частично решает проблему извлечения квадратного корня без калькулятора.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.