Мимические признаки эмоциональных состояний — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Мимические признаки эмоциональных состояний

2021-06-23 34
Мимические признаки эмоциональных состояний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость

 

Положение рта Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

 

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

 

Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза при­щурены или раскрыты

 

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

 

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

 

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

 

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

 

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо дина­мичное  

Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний [9; С. 133]

 

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин выделяет следующие типы эмоций:

I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;

 II. удовлетворение и радость;

III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;

IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;

V. интеллектуальные эмоции (аффективно – когнитивные комплексы): удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, сомнения («чувство» уверенности - неуверенности).

Рассмотрим более подробно данную классификацию.

 

I. Эмоции ожидания и прогноза

1. Волнение рассматривается как повышенное эмоциональное возбуждение, беспокойство, ситуативная тревожность и отражение страха.

2. Тревога выступает как переживание, возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания – ситуациях психологической нестабильности с непредсказуемым исходом.Понятие введено З. Фрейдом и подразумевает неосознанный страх. Р.М. Грановская рассматривает тревожность как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность («что-то может случиться…», «а вдруг…»). Тревога – эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием возможных неудач. Это мучительное переживание реализуется в соответствующей психологической установке и может сопровождаться двигательным беспокойством.

Ф. Б. Березин выделяет следующие стадии тревоги:

a. ощущение внутренней напряженности («неспокойно внутри», «дискомфортно», «не по себе»);

b. гиперстезические реакции (когда нейтральные раздражители становятся значимыми и усиливают тревожность);

c. тревога (появляется ощущение безотчетной опасности, угрозы);

d. страх (конретизация угрозы);

e. переживание невозможности избежать катастрофы (сковывающий ужас, ощущение беспомощности);

f. тревожно-боязливое возбуждение (паника, максимальная степень поведенческой и деятельностной дезорганизации).

Исследования обнаруживают тесно связанные с тревогой эмоции страха, печали, вины и стыда. Замечено также, что слабая тревога мобилизует, а сильная – дезорганизует интеллектуально-мнестическую деятельность человека.

Тревожность, как свойство личности (конституциональный признак) состоит в эмоциональном проявлении неуверенности в будущем, в то время как беспечность - в проявлении избыточной уверенности. Надежда занимает промежуточное положение между ними.

Тревога характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, опасений, беспокойства, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Тревога возникает как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенного, социально-психологического характера.

3. Страх – это эмоциональное состояние, вызываемое физической и/ или психологической угрозой личной безопасности. Страх часто обусловлен условно – рефлекторным воздействием пережитого негативного опыта (Дж. Уотсон).

Дж. Боулбиделит причины страха на природные стимулы и производные (рис.) [Е.П. Ильин, с. 164]. 

 

Рис. Причины страха[5; С. 164]

Природные стимулы часто вызываются естественной, реальной ситуацией, тогда как производные - во многом обусловлены культурными и ситуативными обстоятельствами.

В классификации О.А. Черниковой по степени выраженности страха различают:боязнь (представления об ожидаемой опасности и ее последствиях); опасение («разумный страх», связанный с прогнозированием угрожающей ситуации); робость (внутреннее состояние беспомощности и растерянности, скованности); ужас, паника (максимально интенсивная степень страха).

Также формой страха является испуг – инстинктивный «неожиданный страх» с ответными непроизвольными реакциями. Фобии – иррациональные и интенсивные по силе страхи (например: аглиофобия - боязнь боли; агорафобия - боязнь открытых пространств и больших скоплений людей; ахлуофобия - боязнь темноты; мизофобия - боязнь грязи и микробов; трипанофобия — страх перед уколами; социофобия - страх социальной оценки;ятрофобия - страх перед врачами и др.).

Переживание страха по К.К. Платонову может протекать в астенической (пассивно-оборонительная форма, связанная с торможением в корковых центрах) либо в стенической (активно-оборонительные реакции, состояние «боевого возбуждения») вариациях.

Сильный страх влияет на перцептивно – когнитивные процессы, создавая эффект «туннельного восприятия» и сопровождается чувством невозможности контроля за ситуацией. Хотя важнейшая функция страха – это сохранение безопасности, защита от угрозы (адаптивная функция), часто социальные страхи могут препятствовать достижению цели. Тогда используют психотерапевтические методы преодоления (например, психорегулирующую тренировку, десенситизацию – снижение индивидуальной чувствительности к «страшным» ситуациям, моделирование и др.)

4. Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить, безнадежность. По мнению Е.П. Ильина, величина отчаяния прямо пропорциональна неизбежности события и ослабевающим силам личности в сопротивлении неудачам.

 

II. Удовлетворение и радость

1. Удовлетворение –эмоциональное состояние душевного удовольствия, связанное с исполнением желания, достижением цели. Максимальная степень сравнивается с восторгом (восхищением).

2. Радость –данное переживание сравнивается с сильным состоянием удовольствия, с ощущением силы и энергии, ликованием, свободой, легкостью, чувством сопричастности миру. Признаки радости – это улыбка и смех; моторное возбуждение (хлопать в ладоши, пританцовывать). Первая улыбка появляется уже с 3 недель жизни (по К. Изарду).

 

III. Фрустрационные эмоции

1. Обида - сложная эмоциональная реакция, сочетающая переживание жалости к себе, несправедливости с возможными мстительными тенденциями. По Э. Блейлеру первые проявления обиды можно пронаблюдать со второго полугодия младенческого возраста.

2. Разочарование – ответная эмоциональная реакция на несбывшиеся ожидания в виде неудовольствия, сожаления.

3. Досада – переплетение раздражения, злости (на причину препятствия) с переживанием неудовольствия.

4. Гнев часто отождествляется с такими синонимами, как «злой», «разъяренный», «сердитый», «негодующий», «выходящий из себя» и др. В психологическом плане связывается с ощущением несвободы и стеснения, т.к. чаще всего гнев вызывается состоянием фрустрации (это ситуации обвинения, критика, угрозы, упреки, установление границ и барьеров, обман, ультиматумы и др.)

Большое количество адреналина в кровиприводит к повышению кровяного давления (человек в гневе «кипит от злости», «пылает гневом», становится «красным от гнева»), лицо краснеет, брови сдвигаются к переносице, ноздри расширяются, губы сжимаются в линию, зубы стискиваются, учащается дыхание, тело «натягивается» как струна, сжимаются кулаки. Замечается, что обрывается голос и человек доказывает что-то «с пеной у рта», переходит на крик.

Эволюционная роль гнева – это защитный механизм, мобилизация сил (уменьшает переживание страха, активизирует и придает энергии). L. Berkowitzрассматривает гнев как отрицательный аффект, а в сочетании с отвращением и презрением формирует стратегию враждебного отношения (по К. Изарду).

5. Исступление переживается как потеря контроля, зашкаливающее возбуждение (может проявляться в виде бессильного гнева на ситуацию препятствия).

6. Печаль сопровождается ощущением тяжести, связанной с утратой/ разлукой, несбывшимися ожиданиями. Движения печального человека медленные, неспешные, голова опущена; тихий голос, медленная речь, часто со вздохами (может сопровождаться плачем), опущенные уголки губ, «блеклое» лицо, тусклые глаза. Сильная печаль может переходить в депрессию(патологическая форма печали по З. Фрейду).

7. Уныние – гнетущееощущение безвыходности (безнадежность, прогноз малого успеха в задуманном), безысходности ситуации.

8. Одиночество, тоска, ностальгия. Одиночествосоотноситсяс состояниями отчужденности, изоляции, уединения (С. Вейс; И.С. Кон; О.В. Даничева; О.Н. Кузнецов; А.У. Хараш; В.И. Лебедев и др.). Как правило отмечается, что это тягостное эмоциональное переживание субъективного неблагополучия, связанное с неудовлетворенностью в социальной сфере (может включать социальную и эмоциональную изоляцию). Одинокому человеку могут быть присущи состояния отчаяния, беспомощности, скуки, ощущения недовольства собой, тревога, жалость к себе (несчастливость). Д. Янг описывает ряд причин, которые могут привести к хроническому одиночеству, среди которых неспособность к уединению, тревожность, коммуникативная некомпетентность (дефицит навыков и умений общения), высокий уровень страхов (особенно перед эмоциональной близостью; страх отвержения), замкнутость и недоверие к людям (разочарование). Сопутствующие одиночеству эмоции и состояния – это страх, печаль, депрессия, тоска. Под тоской понимается уныние, сочетающееся с грустью; ностальгия как особый вид тоски – это переживание неблагополучия в чужом социуме (тоска по Родине/ прошлому).

9. Горе – это глубокое переживание печали, связанное с утратой (смертью, разлукой), серьезной болезнью, потерей имущества. Стадиями переживания горя (по Дж. Боулби, В.Ф. Василюку) являются следующие:

§ первая фаза – нереальность происходящего, отрицание, шок, оглушенное состояние (до 4 дней);

§ вторая – тоска, двойственность переживаний (надежда на прежнюю ситуацию, «оживление» умершего), вера в чудо (5 – 12 дней);

§ третья фаза – отчаяние и депрессия, опустошенность, переживание вины (у скорбящего человека: переход умершего из времени настоящего в прошлое), стадия длится 6 – 7 недель;

§ четвертая – постепенное «возвращение к жизни», к прежней деятельности (в течении года).

Психологические переживания данного периода называют гореванием, скорбью.

 

IV. Коммуникативные эмоции

1. Веселье отождествляется с ликованием, беззаботностью, жизнерадостностью. Веселое настроение обычно выражается в двигательной активности, общем возбуждении.

2. Смущение приравнивается к застенчивости, смятению, неловкости и замешательству. Признаками смущения является покраснение лица («вогнать в краску»), улыбка, нервный смех.Социальное смущение (по К. Изарду) связано с беспокойством о производимом на других впечатлении (самая частая причина застенчивости: нахождение в центре внимания большой компании); личностное смущение - чувство дискомфорта от самого переживания.

Наблюдается двойственность проявления: желание быть в обществе (интерес) и страх перед ситуациями общения (социальная тревожность).

3. Стыд переживается как осознание неумелости, некомпетентности, несоответствия, связан с тревогой и огорчением (по К. Изарду). Часто наблюдается покраснение кожи лица, учащение пульса, прерывистое дыхание и т.д.

Е.П. Ильин определяет стыд как унизительное состояние, сильное смущение от неблаговидного поступка, ввиду критики или неправильности (неприличности) собственных действий/ мыслей. Человек испытывает желание «провалиться сквозь землю», «скрыться с глаз», ощущение беспомощности, «наготы».

В психологическом плане – это страх потери самоуважения и уважения других (особенно значимых людей). Д. Осьюбел полагает, что причина стыда – это внешнее осуждение (реальное/ вымышленное), в отличии от вины как самоосуждения («моральный стыд»).

Для преодоления стыда используются защитные механизмы подавления, отрицания и самоутверждения/ компенсации (по Б. Льюису).

4. Вина (угрызения совести) – оценочное отношение к своему поведению (поступкам), нравственное качество. Переживание связано с самообвинением, сожалением о случившемся, раскаянием, стыдом. И.А. Белик рассматривает вину как четырехкомпонентную структуру:

§ аффективный компонент (страдание, угнетенность, дисфория);

§ мыслительный (сожаление, раскаяние);

§ мотивационный (желание изменить ситуацию/ поведение);

§ психосоматический (головные боли, подташнивание, тяжесть на шее и т.д.).

Д. Васс анализирует несколько типов вины, где наряду с адаптивной формой, присутствуют дезадаптивные: вина выжившего, ненависти к себе, гиперответственности, отделения.

Такие личностные особенности, как самообвинение и внутренняя конфликтность провоцируют переживание вины, а на фоне частого и интенсивного «виноватого» состояния может развиваться депрессия; ощущение сверхответственности за события.

Вина служит моральным регулятором соблюдения общественных норм (например, страх перед наказанием).

5. Презрение связано с осознанием своего превосходства, преимущества, сочетаясь с враждебным отношением. Пренебрежение проявляется в сарказме (злая ирония, язвительность), надменности, ненависти; по Е.П. Ильину это социальное отвращение к личности. Характерными признаками может являться презрительная ухмылка, взгляд «сверху вниз», сжатые уголки губ.

V. Интеллектуальные «эмоции»

1. Удивление сочетается с переживанием странного, неожиданного, необычного (в положительном или отрицательном смысле). И.А. Васильев выделяет три этапа в генезисе удивления: недоумение (смутное ощущение несовместимости созерцаемого явления и прошлого опыта), «нормальное» удивление (понимание противоречия), изумление (несоответствие ожиданиям при изначальной абсолютной уверенности в прогнозируемом исходе). Данная эмоция мотивирует мыслительную деятельность, активизирует познавательный интерес в разрешении возникшего противоречия.

2. Интерес – позитивная эмоция, имеющая мотивационную направленность на познание. Синонимами интереса являются любопытство (заинтригованность), любознательность (аффективно-когнитивный комплекс: стремление к знаниям).

3. «Чувство» юмора относитсяк когнитивной сфере человека и связано со способностью понимать нелогичность/ комичность ситуации. Аффективной стороной данного чувства является отношение к происходящему, вызывающему положительные эмоции (веселье).

4. Эмоция догадки соотносится с озарением, внезапным пониманием, некоторые авторы отождествляют ее с радостью, волнением.

5. «Чувство» уверенности – неуверенности (сомнения) связаны с прогнозированием события, ожиданием успеха/ провала. При позитивном отношении к разрешению ситуации появляется уверенность, спокойствие; при негативном – тревога, страх.

 

Чувства

Чувства – это сложившиеся отношения человека к определенным объектам, жизненным ситуациям, другим людям.

В отличие от собственно эмоций, имеющих кратковременный ситуативный характер, чувства характеризуются длительностью и устойчивостью. По Г. Штеррингу прочность образов и связанных с ними установок заключены в «ядре кристаллизации чувств», - представления с соответствующим эмоциональным состоянием, при их воспроизведении происходит воспроизводство всей гаммы связанных с ними переживаний).

Сложность чувств выражается в свойстве амбивалентности – двойственности переживаний (противоположность по знаку, например при ревности можно испытывать одновременно любовь, счастье, радость и ненависть, разочарование, презрение к этому же человеку).

Чувства всегда предметны и конкретны, представлены в сознании, - например человек не в состоянии испытывать чувство любви, если отсутствует объект симпатии и привязанности (по А.Г. Маклакову: эмоции имеют ориентировочный характер, могут быть не до конца осознанными и ясными и связаны с бессознательным).

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Чувства культурно обусловлены, тесно связаны с социальной сферой, а эмоции – с физиологическими (биологическими) процессами.

Классифицируя варианты проявления чувств в зависимости от направленности, можно выделить:

§ морально - нравственные чувства (переживание отношения к другим людям),

§ эстетические чувства (чувство прекрасного),

§ интеллектуальные чувства (связаны с удовлетворением потребностей в сфере познания),

§ практические чувства (возникают в деятельности).

К чувствам относят: симпатию – антипатию, привязанность, любовь, дружбу, враждебность, зависть, ревность, благодарность (чувство признательности), удовлетворенность, чувство собственного достоинства и гордости, счастье и др.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.