Комитет по культуре ленинградской области — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Комитет по культуре ленинградской области

2021-06-23 19
Комитет по культуре ленинградской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

О.В. Грива

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Санкт – Петербург

2017

Психология эмоций

 

Введение

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают и т.д. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляются в эмоциях. Радость, печаль, восхищение, страх, ненависть, любовь – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, а именно эмоции.

Эмоции, как и познавательные процессы, представляют собой специфические формы отражения реальной действительности. Но, в отличие от когнитивных психических процессов, эмоции отражают не сами по себе объекты реальной действительности, а отношение человека к этим объектам, жизненную значимость этих объектов для человека. Это отношение носит активный характер и выражается в форме субъективного переживания. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции возникли как приспособительный продукт эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он может с их помощью отреагировать на любое воздействие тем или иным психическим состоянием, констатирующим полезность или вредность этого воздействия.

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Эмоциональные реакции проявляются во внешних движениях, которые носят название выразительных, или экспрессивных движений. Эти движения не являются для эмоций чем-то побочным или второстепенным, напротив, - это компонент эмоций, внешняя сторона их существования и проявления. Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы (паттерны) экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Наиболее яркими выразительными формами эмоций являются жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, то есть сила, тембр, интонации голоса. Большое практическое значение имеет знание жестов, которые используют люди, находясь в определенном эмоциональном состоянии.

Теории происхождения эмоций

Существует несколько версий на природу и сущность эмоций. Рассмотрим некоторые из них.

Эволюционная теория Ч. Дарвина

В работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) рассматривается эволюционный путь происхождения эмоций, их физиологические характеристики. Говорится о сходстве в проявлении базовых эмоций у животных и человека, о рефлекторном характере выражения переживаний.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Согласно теории Л. Фестингера (1962), негативные эмоции возникают при рассогласовании ожиданий и результата (когнитивный диссонанс), при их совпадении появляются положительные эмоции (когнитивный консонанс).

Эмоциональные свойства

1. Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального «включения»,- повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертиреозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Комбинация стеничности с возбудимостью дает картину экспансивного типа.

2. Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Комбинация астеничности и заторможенной реактивности в эмоциональных проявлениях свойственна обсессивным невротикам.

3. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими. Свойство, противоположное лабильности – эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций – свойство эпилептоидного характера. Перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью создает, по выражению В.Н. Мясищева, «вязкие доминанты болезненных переживаний», часто приводящие у больных к фиксации на ощущениях, погруженности в соматические переживания, к уходу в болезнь. «Болезненная аффективная вязкость впечатлений», - писал В.Н. Мясищев, - «это и острота впечатления, и длительность его, и относительно недостаточная интеллектуальная переработка, и затрудненное отреагирование».

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий - в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;

2. побуждение (стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива) –человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение; в критических условиях, при неспособности субъекта найти выход из опасных, травмирующих, неожиданных событий, развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны.

3. организация и регуляция - в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция приводит к искажению восприятия, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

 

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);

Части и элементы лица

Чувства

Чувства – это сложившиеся отношения человека к определенным объектам, жизненным ситуациям, другим людям.

В отличие от собственно эмоций, имеющих кратковременный ситуативный характер, чувства характеризуются длительностью и устойчивостью. По Г. Штеррингу прочность образов и связанных с ними установок заключены в «ядре кристаллизации чувств», - представления с соответствующим эмоциональным состоянием, при их воспроизведении происходит воспроизводство всей гаммы связанных с ними переживаний).

Сложность чувств выражается в свойстве амбивалентности – двойственности переживаний (противоположность по знаку, например при ревности можно испытывать одновременно любовь, счастье, радость и ненависть, разочарование, презрение к этому же человеку).

Чувства всегда предметны и конкретны, представлены в сознании, - например человек не в состоянии испытывать чувство любви, если отсутствует объект симпатии и привязанности (по А.Г. Маклакову: эмоции имеют ориентировочный характер, могут быть не до конца осознанными и ясными и связаны с бессознательным).

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Чувства культурно обусловлены, тесно связаны с социальной сферой, а эмоции – с физиологическими (биологическими) процессами.

Классифицируя варианты проявления чувств в зависимости от направленности, можно выделить:

§ морально - нравственные чувства (переживание отношения к другим людям),

§ эстетические чувства (чувство прекрасного),

§ интеллектуальные чувства (связаны с удовлетворением потребностей в сфере познания),

§ практические чувства (возникают в деятельности).

К чувствам относят: симпатию – антипатию, привязанность, любовь, дружбу, враждебность, зависть, ревность, благодарность (чувство признательности), удовлетворенность, чувство собственного достоинства и гордости, счастье и др.

 

Заключение

В учебном пособии рассматриваютсяхарактеристики эмоционально – чувственных переживаний. Кратко приведены основные теории эмоций, объясняющие их происхождение и сущность, среди которых эволюционная теория Ч. Дарвина, «ассоциативная» теория эмоций В. Вундта, «периферическая» теории У. Джемса - Г. Ланге, «таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда, биологическая теория эмоций П.К. Анохина, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера, информационная теория эмоций П. В. Симонова и модель дифференциальных эмоций К. Изарда.

Анализируются основные эмоциональные свойства и функции. Описываются базовые характеристики переживания удовлетворения и радости, эмоции ожидания и прогноза, а также фрустрационные, коммуникативные и интеллектуальные эмоции. Также разграничиваются понятия эмоций от чувств.

Обращается внимание на эмоционально – негативные состояния: стресс, тревогу, депрессию, аффект и фрустрацию.

Отдельно освещаются вопросы изучения эмоциональных переживаний: акцент сделан на психодиагностическое исследование эмоций.

Вопросы по изучаемой теме

1. Определение эмоций.

2. Основные психологические теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Базовые характеристики эмоций.

5. Сущность эмоций ожидания и прогноза.

6. Характеристика фрустрационных эмоций.

7. Определение и основные черты коммуникативных эмоций.

8. Содержание и базовые особенности интеллектуальных эмоций (аффективно – когнитивных комплексов по Е.П. Ильину).

9. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.

10. Отличия эмоций и чувств.

11. Определение «чувства». Классификация видов чувств.

12. Стресс как психическое состояние. Стадии переживания стресса.

13. Переживание тревоги.Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности.

14. Характеристика переживания депрессии.

15. Характеристика основных особенностей аффекта.

16. Эмоциональное состояние фрустрации.

Тестовые задания«Эмоции и чувства»

Выберите один вариант правильного ответа.

 

1. НАИБОЛЕЕ РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ:

а) Ч. Дарвину;

б) Г. Ланге;

в) У. Джемсу;

г) Г. Селье;

д) В. Вундту.

 

2. «МЫ ПЕЧАЛИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ПЛАЧЕМ, БОИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ДРОЖИМ, РАДУЕМСЯ ПОТОМУ, ЧТО СМЕЁМСЯ». КАКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ:

а) теории Л. Фестингера;

б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;

в) теория П.К. Анохина;

г) теории П.В. Симонова;

д) теории У. Джемса - Г. Ланге.

 

3. ФОРМУЛА Э = F[П, (ИП - ИC),...] ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ В ТЕОРИИ:

а) теории Л. Фестингера;

б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;

в) теория П.К. Анохина;

г) теории П.В. Симонова;

д) теории У. Джемса - Г. Ланге.

 

4. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИИЯ НА ЗНАЧИМОЕ СОБЫТИЕ:

а) коммуникативная;

б) подкрепляющая;

в) функция оценки;

г) регулирующая;

д) предвосхищающая.

 

5. ВАЖНАЯ РОЛЬ В МЕХАНИЗМАХ НАУЧЕНИЯ, В УСВОЕНИИ НОВЫХ НАВЫКОВ – ЭТО ФУНКЦИЯ:

а) регуляторная;

б) подкрепляющая;

в) функция оценки;

г) коммуникативная;

д) организующая.

 

6. ЭМОЦИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПРИЛИВ СИЛ И ПОДЪЕМ:

а) стеннческие эмоции;

б) астенические;

в) отрицательные;

г) мотивирующие;

д) положительные.

 

7. ЭМОЦИИ, ПОНИЖАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

а) стенические эмоции;

б) негативные;

в) астенические;

г) отрицательные;

д) положительные.

 

8. КРАТКОВРЕМЕННЫ И ОБРАТИМЫ:

а) эмоциональные реакции;

б) эмоциональные состояния;

в) чувства;

г) эмоция веселья;

д) эмоциональные свойства.

 

9. МОГУТ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫМИ И УСТОЙЧИВЫМИ, НО, ПРИ ЭТОМ ОБРАТИМЫ (МОГУТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, НО, В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ПРИ НИХ МОЖЕТ И НЕ ОТМЕЧАТЬСЯ ЯВНОЙ СВЯЗИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ); ЭТО –

а) эмоциональные реакции;

б) состояние тревоги;

в) эмоциональные состояния;

г) биологический стресс;

д) эмоциональные свойства.

 

10. НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА:

а) чувства;

б) эмоциональные реакции;

в) мотивы и потребности;

г) эмоциональные состояния;

д) эмоциональные свойства.

 

11. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ КОЛЕБАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА, БЫСТРУЮ СМЕНУ ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) возбудимостью;  

б) лабильностью;  

в) реактивностью;

г) интенсивностью;

д) сенситивностью.

 

12. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) реактивностью;

б) лабильностью; 

в) переключаемостью;

г) возбудимостью;     

д) проводимостью.

 

13. ПО Е.П. ИЛЬИНУ К ФРУСТРАЦИОННОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ:

а) смущение;

б) сомнения;

в) горе;

г) страх;

д) волнение.

 

14. КОММУНИКАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ ПО Е.П. ИЛЬИНУ ЯВЛЯЕТСЯ:

а) удовлетворение;

б) вина;

в) радость;

г) интерес;

д) удивление.

 

15.  К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ ПО Е.П. ИЛЬИНУ:

а) разочарование;

б) интерес;

в) ностальгию;

г) обиду;

д) презрение.

 

16. ЧУВСТВО - ЭТО:

а) способность индивида испытывать сильные эмоции;

б) сложное когнитивное состояние;

в) эмоциональное переживание, имеющее ярко выраженный предметный характер;

г) то же, что и эмоции;

д) тип реагирования на конфликтную стрессовую ситуацию.

 

17. ЧУВСТВА:

а) так же устойчивы, как и эмоции;

б) менее устойчивы, чем эмоции;

в) одинаково интенсивны как и эмоции;

г) более устойчивы, в отличие от эмоций;

д) менее интенсивны, чем эмоции.

 

18. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕКРАСНОМУ ОТРАЖАЕТСЯ:

а) в моральных чувствах;

б) интеллектуальных;

в) практических;

г) эстетических;

д) нравственных чувствах.

 

19. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, УМЕРЕННОЙ ИЛИ СЛАБОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ, ПРИДАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОКРАСКУ ВСЕМ ДРУГИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ:

а) настроение;

б) удивление;

в) фрустрация;

г) тревога;

д) стресс.

 

20. НАИБОЛЕЕ МОЩНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:

а) стресс;

б) чувство;

в) настроение;

г) страсть;

д) аффект.

 

21. СИЛЬНОЕ, СТОЙКОЕ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ЗАХВАТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМ И ВЛАДЕЕТ ИМ:

а) чувство;

б) настроение;

в) аффект;

г) любовь;

д) страсть.

 

22. СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗНАЧИМОЙ ЦЕЛИ ВОЗНИКАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ:

а) фрустрация;

б) депривация;

в) сублимация;

г) стресс;

д) тревога.

 

23. ПЕРЕЖИВАНИЕ БОЛЬНЫМ ТОСКИ И ПЕЧАЛИ МОЖНО ОТНЕСТИ К:

а) эмоциональной реакции тревоги;

б) переживанию горя;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) аффективным симптомам депрессии;

д) физиологическим симптомам депрессии.

 

24. НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ БОЛЬНОГО О СЕБЕ, САМОКРИТИКА – ЭТО:

а) аффективные симптомы депрессии;

б) показатели низкой самооценки;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) неуверенность в себе;

д) физиологические симптомы депрессии.

 

25. НАРУШЕНИЯ СНА, ПЛОХОЙ АППЕТИТ, УТОМЛЕНИЕ, ВЯЛОСТЬ – ЭТО:

а) аффективные симптомы депрессии;

б) показатели переживания чувства одиночества;

в) когнитивным симптомам депрессии;

г) симптомы расстройства ЖКТ;

д) физиологические симптомы депрессии.

 

 

26. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТВЕТ НА РАЗНООБРАЗНЫЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) депрессия;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) тревога;

д) аффект.

 

27. ТРЕВОГА – ЭТО:

а) реакция на неожиданно возникшее препятствие;

б) форма стресса;

в) адаптация к фрустрации;

г) реакция на неопределенность ситуации;

д) форма внутреннего конфликта.

 

28. ФОБИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:

а) страх при непосредственной угрозе жизни;

б) иррациональный неконтролируемый страх;

в) боязнь принятия рискованных решений;

г) страх в определенных ситуациях при отсутствии реальной угрозы;

д) боязнь оказаться несостоятельным при высоком уровне притязаний.

 

29. ЭМПАТИЯ - ЭТО:

а) предрасположенность, симпатия;

б) способность к сочувствию и сопереживанию;

в) склонность к повышенному настроению;   

г) склонность испытывать чувство вины;

д) потребность в эмоциональной поддержке со стороны окружающих людей.

 

Ответы к тестовым заданиям «Эмоции и чувства»

 


1. а

2. д

3. г

4. в

5. г

6. а

7. в

8. а

9. в

10. д

11. б

12. а

13. в

14. б

15. б

16. в

17. г

18. г

19. а

20. д

21. д

22. а

23. г

24. в

25. д

26. б

27. г

28. б

29. б


Список рекомендуемой литературы

1. Василюк В. Ф. Психология переживания. М., 1989.

2. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)

3. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. М.: Мир, 1966. – 672 с.

4. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.

6. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1981. – 216 с.

7. Куликов В.Н., Ковалев А.Г. Эмоциии чувства в жизни человека. Иваново, 1997. - 236 с.

8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

9. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

11. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.


 

Приложение

«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Те к ст опросника

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4.Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.Родители относятся к своим детям справедливо.

17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой кошек и собак.

23.Все люди необоснованно озлобленны.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов– это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокаяэмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

 

Источники:

 


Содержание

Психология эмоций. 2

Введение. 2

Теории происхождения эмоций. 3

Эмоциональные свойства. 5

Функции эмоций. 5

Классификация эмоций. 6

Чувства. 14

Виды эмоциональных состояний. 15

Психодиагностика эмоциональной сферы.. 18

Заключение. 20

Вопросы по изучаемой теме. 20

Тестовые задания «Эмоции и чувства». 21

Ответы к тестовым заданиям «Эмоции и чувства». 26

Список рекомендуемой литературы.. 27

Приложение. 28

«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов) 28

 

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

О.В. Грива

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Санкт – Петербург

2017

Психология эмоций

 

Введение

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Одни явления радуют его, другие печалят, третьи возмущают, четвертые восхищают и т.д. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляются в эмоциях. Радость, печаль, восхищение, страх, ненависть, любовь – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, а именно эмоции.

Эмоции, как и познавательные процессы, представляют собой специфические формы отражения реальной действительности. Но, в отличие от когнитивных психических процессов, эмоции отражают не сами по себе объекты реальной действительности, а отношение человека к этим объектам, жизненную значимость этих объектов для человека. Это отношение носит активный характер и выражается в форме субъективного переживания. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции возникли как приспособительный продукт эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он может с их помощью отреагировать на любое воздействие тем или иным психическим состоянием, констатирующим полезность или вредность этого воздействия.

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Эмоциональные реакции проявляются во внешних движениях, которые носят название выразительных, или экспрессивных движений. Эти движения не являются для эмоций чем-то побочным или второстепенным, напротив, - это компонент эмоций, внешняя сторона их существования и проявления. Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы (паттерны) экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Наиболее яркими выразительными формами эмоций являются жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, то есть


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.