Глава четырнадцатая. 19 октября — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава четырнадцатая. 19 октября

2021-06-23 19
Глава четырнадцатая. 19 октября 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Всему пора: уж двадцать пятый раз

 Мы празднуем лицея день заветный.

 Прошли года чредою незаметной,

 И как они переменили нас!

"Была пора: наш праздник молодой..."

Приближалось 19 октября - день двадцать пятой лицейской годовщины. Обычно лицеисты первого выпуска праздновали.лицейскую годовщину в своем тесном кругу. Сейчас круг их поредел, и Пушкин получил записку от неизменного старосты лицейских годовщин, М. Л. Яковлева, спрашивавшего, не пригласить ли на этот двадцать пятый праздник лицеистов других выпусков.

Живя в Царском Селе, Пушкин не раз посещал лицей в качестве лицейского "деда", любил встречаться и беседовать со своими лицейскими "внуками", но эту, двадцать пятую, годовщину Пушкин хотел провести в тесном кругу своих товарищей по первому выпуску.

Из двадцати пяти питомцев этого выпуска на собрание пришло всего одиннадцать человек. Комовский приготовил сюрприз: явился на вечер в сохранившемся у него лицейском мундире. Старые товарищи называли друг друга лицейскими кличками: Яковлев - Паяс, Буфон, Проказник, Музыкант, Песельник; Корф - Дьячок-мордан; Тырков - Курнофеиус, Кирпичный брус; Стевен - Швед; Комовский - Лиса; Илличевский - Олосенька; Пушкин - Француз, Егоза, Сверчок.

Но Пушкин, который являлся всегда связующим звеном для своих лицейских товарищей, был настроен в этот вечер грустно, и это отразилось на общем настроении собравшихся.

По обычаю, велся протокол собрания. В экспозиции музея-квартиры мы читаем этот протокол. Первая часть его написана рукой Пушкина-

"Праздновали двадцатипятилетие лицея...

Собрались вышеупомянутые господа лицейские в доме у Яковлева и пировали следующим образом:

1) Обедали вкусно и шумно.

2) Выпили три здоровья (по заморскому toast):

а) за двадцатипятилетие лицея,

б) за благоденствие лицея,

в) за здоровье отсутствующих.

3) Читали письма, писанные некогда отсутствующим братом Кюхельбекером к одному из товарищей.

4) Читали старинные протоколы и песни и проч. бумаги, хранящиеся в архиве лицейском у старосты Яковлева.

5) Поминали лицейскую старину.

6) Пели национальные песни.

7) Пушкин начал читать стихи на 25-летие лицея, но всех стихов не припомнил и, кроме того, отозвался, что он их не докончил, но обещал докончить, списать и приобщить в оригинале к сегодняшнему протоколу".

Как пишет первый биограф Пушкина П. В. Анненков, поэт не дочитал стихотворения. Он встал, помолчал немного и при общей тишине начал читать:

 Была пора: наш праздник молодой

 Сиял, шумел и розами венчался,

 И с песнями бокалов звон мешался,

 И тесною сидели мы толпой.

 Тогда, душой беспечные невежды,

 Мы жили все и легче и смелей,

 Мы пили все за здравие надежды

 И юности и всех ее затей.

При первых же словах слезы покатились из глаз его... Он положил лист на стол и отошел в угол комнаты. Кто-то из товарищей взял со стола не оконченное Пушкиным стихотворение и продолжал читать:

 Теперь не то: разгульный праздник наш

 С приходом лет, как мы, перебесился,

 Он присмирел, утих, остепенился,

 Стал глуше звон его заздравных чаш;

 Меж нами речь не так игриво льется,

 Просторнее, грустнее мы сидим,

 И реже смех средь песен раздается,

 И чаще мы вздыхаем и молчим...


Автограф стихотворения 'Была пора: наш праздник молодой...'

В этом глубоком философском поэтическом раздумье о жизни, молодости и тех великих исторических событиях, свидетелями и участниками которых лицеисты были, Пушкин писал:

 Припомните, о други, с той поры,

 Когда наш круг судьбы соединили,

 Чему, чему свидетели мы были!

 Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

 И высились и падали цари;

 И кровь людей то славы, то свободы,

 То гордости багрила алтари.

Война 1812 года, восстание декабристов, революционные события на западе Европы, греческое восстание, казнь вождя испанских революционеров Риэго - все эти события бурного начала прошлого века волновали Пушкина и его лицейских товарищей и ярко отразились в этом стихотворении, где Пушкин как бы подводил итог крупнейшим событиям первой четверти XIX века...


Автограф протокола двадцать пятой лицейской годовщины

Кюхельбекер, чье имя вписал Пушкин в протокол последнего лицейского собрания, находился в то время в сибирской ссылке, в далеком Баргузине. Он посвятил своему другу не одно стихотворение. По окончании лицея Кюхельбекер как-то пришел к Пушкину. Комната была нетоплена, было холодно, и он написал:

 К тебе зашел согреть я душу...

 Здесь не тепло; но мысль о друге,

 О страстном пламенном певце,

 Меня ужели не согреет?

Уже находясь на каторге, Кюхельбекер вспоминал в одну из лицейских годовщин, с каким огнем и надеждой, с какой детской слепотой все они, товарищи по лицею, вступали когда-то в бой с жизнью. И спрашивал:

 Вспомнит ли в сей день священный,

 В день, сердцу братьев незабвенный.

 Меня хотя единый друг?

Друзья не забыли Кюхельбекера в день двадцать пятой лицейской годовщины. И сам он откликнулся из далекой Сибири: тайно, с оказией, переслал в Петербург свое посвященное этой годовщине стихотворение:

 Шумит поток времен. Их темный вал

 Вновь выплеснул на берег жизни нашей

 Священный день, в который полной чашей

 В кругу друзей и я торжествовал...

Старый лицейский товарищ, чей "волос поседел, но сердце бьется молодо и смело", обращается к другу своей юности:

 Чьи резче всех рисуются черты

 Пред взорами моими? Как перуны

 Сибирских гроз, его златые струны

 Рокочут... Пушкин, Пушкин! это ты!

 Твой образ - свет мне в море темноты;

 Твои живые, вещие мечты

 Меня не забывали в ту годину,

 Как пил и ты, уединен, кручину...

Лицейский праздник прошел грустно. Собрались в четыре часа дня, а в половине десятого вечера уже разошлись.

Когда-то, будучи еще совсем юным, Пушкин писал:

 Суровый славянин, я слез не проливал,

 Но понимаю их...

В день двадцать пятой лицейской годовщины Пушкин настроен был печально...

За пять лет до этого, в "святую годовщину" лицея, 19 октября 1831 года, он писал:

 Шесть мест упраздненных стоят,

 Шести друзей не узрим боле,

 Они разбросанные спят -

 Кто здесь, кто там, на ратном поле,

 Кто дома, кто в земле чужой,

 Кого недуг, кого печали

 Свели во мрак земли сырой,

 И надо всеми мы рыдали.

 И, мнится, очередь за мной,

 Зовет меня мой Дельвиг милый,

 Товарищ юности живой,

 Товарищ юности унылой,

 Товарищ песен молодых,

 Пиров и чистых помышлений;

 Туда, в толпу теней родных,

 Навек от нас утекший гений.


Вильгельм Карлович Кюхельбекер. С гравюры И. Матюшина

Двадцать пятая годовщина лицея была последней, которую Пушкин праздновал в кругу лицейских друзей и товарищей. Написанное им. к этой годовщине стихотворение осталось неоконченным...

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.