Бесценные духовные наставления — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Бесценные духовные наставления

2022-10-03 26
Бесценные духовные наставления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«МЫ ДЕЛАЕМ НИЩИХ, А НЕ БИЗНЕСМЕНОВ»

С целью создания отделения Шри Чайтанья Гаудия Матха Гуру Махараджа приобрёл земельный участок в Шридхама Маяпуре. В то время земля была очень дешёвой. Один человек, Шри Рама Нараяна из Бходжанагара, был необычайно предан Гуру Махараджу и оказал огромное служение Шри Чайтанья Гаудия Матху в Калькутте. Когда он увидел землю, которую Гуру Махарадж купил в Маяпуре, то сказал Гуруджи: «Если вы любезно мне позволите, я зачислил бы несколько человек в качестве соучредителей вашего матха и установил разумный членский взнос, таким образом мы собирали бы средства для строительства и содержания матха. Кроме того, почва на этой земле идеально подходит для изготовления кирпичей. Также, вне зависимости от того, сколько земли вы будете использовать, она всегда будет пополняться во время наводнения Ганги в сезон дождей. Если вы позволите мне здесь создать кирпичную фабрику после закладывания фундамента, я организую рабочую силу и всё, что необходимо. Вам нужно назначить только одного человека, который сидел бы у кассового аппарата и управлял бухгалтерским учётом. Прибыль от кирпичного завода можно будет использовать для возведения несущих стен. Позже можно легко построить алтарную, храмовый холл и место для проживания преданных, на это не нужно будет искать какие-либо пожертвования».

В ответ на предложение Шри Рамы Нараяныджи Гуру Махарадж сказал: «Хотя ваше предложение, безусловно, отлично подходит для того, чтобы сделать бедного богатым, я не смогу его принять. Наша миссия состоит в том,

чтобы превратить внешне богатых людей в нищих, но нашедших прибежище в матхе, и обеспечить их всем, что необходимо для духовного продвижения, сделав полностью зависимыми от Шри Кришны, то есть акинчаной. Хотя слово акинчана обычно трактуется как «не имеющий имущества», здесь «а» указывает на Кришну, а «кинчана» — на богатство. Другими словами, мы стремимся помогать таким людям принять Шри Кришну как их единственное богатство и укрепить их характер, наиболее подходящим образом привив им склонность совершать ниргуна-бхикшу, то есть просить подаяние, но не в духе наслаждения, под влиянием трёх качеств материальной природы, а с единственной целью поддержать тело, связанное с душой, чтобы продолжать служение Бхагавану и его преданным. У нас нет задачи привести их к бесконечному скитанию согласно материальной карме, заставляя их зависеть от чьего- то имущества, гостевых домов или другой деятельности, и тем самым подпитывая их ложную гордость как действующих». В настоящее время мы являемся непосредственными свидетелями причины, по которой Шрила Бхактивинода Тхакур дал наставления, что вайшнавы не должны строить матхи и храмы. Богатство таких институтов всегда будет привлекать людей, которые объединяются с намерением удовлетворения своих чувств. Вместо того чтобы уменьшаться, их склонность к чувственному наслаждению с течением времени будет только усиливаться всё больше и больше. Несмотря на это, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур установил множество матхов, потому что полностью понял сокровенное желание Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Шрила Прабхупада сказал: «Мы будем строить матхи и храмы, чтобы дать возможность желающим совершать бхакти служить и слушать чистое послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Даже если к нашей миссии присоединится только пара человек, имеющих такую склонность, она будет успешна». Следуя этим словам Шрилы Прабхупады, мы тоже начали строить матхи. Шрила Прабхупада предупреждал: «На Гаудия Матх надвигается буря. Хотя пустая шелуха внешне похожа на рис, лишённая зерна, она всегда будет бесполезна. Тем не менее, настоящие зёрнышки, то есть подлинные последователи матха, достигнут больших высот и приведут Гаудия Матх к росту и расширению, что даст высшее благо всем людям. Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте энтузиазм и будьте бесстрашны в своём хари-бхаджане и воспевании харинамы». Хотя могут возникать беспокойства, а наслажденцы могут оставаться все так же привязаны к объектам наслаждения, но искренне желающие совершать бхаджан смогут использовать возможность общения с садху, предоставленную им матхом, и, таким образом, будут прогрессировать на пути бхакти. Поэтому, насколько это возможно, мы должны препятствовать враждебным действиям, предоставляющим лёгкий доступ к чувственным наслаждениям.

 

«МЯГКОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ»

Гуру Махарадж очень любил слушать хари-катху. Где бы он ни находился, он организовывал программы и приглашал выступить многих духовных братьев. Он не только сам слушал их хари-катху, но и давал другим редкую возможность услышать такие беседы. Гуруджи также очень внимательно слушал, когда говорили хари-катху его ученики. Если кто- то из них объяснял сиддханту надлежащим образом, он хвалил его, но если кто- то допускал ошибку в объяснении  философских истин, он, подзывая лично, исправлял его с любовью и нежностью. Однажды мой духовный брат Шри Гауранга Прасад Брахмачари (сейчас Шри Бхакти Саурабха Ачарья Махарадж) упомянул в своей хари-катхе следующий стих:

 

бхактисту­бхагавад-бхакта-

сангена­париджайате­

сат-сангах­прапйате­пумбхих

сукртаих­пурва-санчитаих

«Бхакти пробуждается через общение с преданными Бхагавана. Общение с шудха-бхактой достигается благодаря ранее накопленному духовному благочестию» («Брихад Нарадия Пурана», 4.33).

Он определил термин сукритаих­пурва-санчитаих как сукрити, накопленное в предыдущих рождениях. Гуру Махарадж услышал это объяснение из своей комнаты. Позже он позвал Шри Гаурангу Прасада Брахмачари и спросил: «Значит ли, что невозможно обрести садху-сангу благодаря сукрити, накопленному в этой жизни? Нет, это не так. Конечно же, его можно обрести. Термин сукрита-их­пурва-санчитаих в этом стихе означает ранее заработанное сукрити, а не обретённое в прошлых жизнях».

 

«СЛУЖЕНИЕ: ДАВАТЬ СЛУЖИТЬ ДРУГИМ»

Гуру Махарадж часто говорил своим севакам: «Многие из вас обладают высокой квалификацией для выполнения различного служения. Хотя вы все по-своему способны служить Шри Хари, Гуру и вайшнавам, но всё же привлекать других к служению гораздо важнее, чем выполнять все одному. Задействуя других в севе в соответствии с их индивидуальными способностями, вы помогаете им продвигаться в хари-бхакти. Это лучший способ выражения истинного почтения. Когда севака способен занимать других таким образом, это поможет ему воспевать харинаму с чистым сердцем».

 

«НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ В МАТХЕ»

Гуру Махарадж наставлял настоятеля матха: «Вы должны предоставить возможность совершать шраванам и киртанам новым преданным. Несмотря на то, что всем жителям матха важно ежедневно служить «Шримад- Бхагаватам», совершая шраванам и киртанам, однако любое служение, выполнение которого может быть необходимо во время хари-катхи, должны совершать старшие. Мы не должны привлекать новичков к служению в это время, чтобы самим присутствовать на хари-катхе. Нам следует дать им возможность слушать. Однако если преданный избегает слушания хари­катхи под предлогом выполнения другого важного служения и вместо этого тратит своё время на мирские разговоры и бесполезную суету, тогда это будет его виной. Кроме того, только старшие преданные должны собирать пожертвования для матха, так как те, кто не утвердился на пути бхаджана, обретут гораздо большее благо, совершая другое служение. Однако если это абсолютно необходимо, как минимум двое преданных должны идти вместе для сбора всего необходимого. Им следует находиться вместе, так как опасность попасть в сети майи существует в любое время, когда преданный выходит за пределы матха».

 

«БОГАТСТВО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ МАДХАВЫ»

Шри Индра Кумар, ученик Гуру Махараджа, ранее проживавший в Пенджабе, открыл медицинский центр в Канаде и переехал туда на постоянное место жительства. Когда однажды он посетил Индию, то в качестве подарка принёс Гуру Махараджу золотые карманные часы. Когда Шри Индра Кумара отдал этот подарок, запечатанный в коробке, Шрила Гурудев принял его. Позже, открыв коробку и обнаружив золотые часы, Гуру Махарадж подозвал меня и показал их мне. Затем он велел мне привести Шри Индру Кумара. Когда я вернулся вместе со Шри Индрой Кумаром, Шрила Гурудев сказал ему: «Ни при каких обстоятельствах я не смогу принять или использовать эти карманные часы, и я не смогу дать их никому из жителей матха. Золото — это место обитания Кали, поэтому принятие золотых изделий для личного использования приведёт к тому, что человек привяжется к материи и, возможно, отклонится от пути хари-бхаджана. Шрила Прабхупада предостерегал:

томара­канака,­бхогера­джанака,

канакера­дваре­севахо­мадхава

«Своё богатство, что является источником чувственного наслаждения, используй для служения Мадхаве, мужу Лакшми-деви» («Вайшнава ке», 3).

Поэтому вы должны забрать эти часы. Если хотите, то можете их продать и использовать эти деньги для украшений Тхакура-джи. Благодаря этому вы сможете послужить Божествам, а мы будем спасены от внешних трудностей или недопонимания».

 

«ХАРИ-КАТХУ НУЖНО СЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО»

Гуру Махарадж в своей катхе однажды сказал: «Во время наших проповеднических туров мы встречаем много новых людей. Многие приходят, чтобы встретиться с нами. Немец Геринг — второй командир Адольфа Гитлера, несущий большую ответственность за зверства, совершённые фашистской Германией, в своё время сказал, что есть четыре типа людей: активный-умный, активный-глупый, ленивый-умный, и ленивый-глупый.

Он говорил: „Активный-умный человек всегда использует свой интеллект для разжигания войны, поэтому не может сидеть сложа руки. Таким образом, несмотря на его достоинства, такой человек не подходит для военных действий, требующих дисциплины. Я всегда держусь подальше от активных, но глупых личностей и предпочитаю отдавать им приказы издалека. Я продвигаю на высокие должности в качестве руководителей департаментов ленивых-умных, потому что они никогда не будут разжигать войну, но смогут разумно справляться с атаками противника во время войны. Ленивые-глупые предпочтительнее активных- глупых, поскольку не совершают столько ошибок из-за своей нерешительности“.

Хотя, возможно, эта концепция принимается Герингом, наше понимание другое. Шрила Прабхупада сказал, что Гаудия Матх подобен больнице, поэтому нам следует принимать каждого нуждающегося. Мы должны предоставлять пациентам любое лекарство, которое им требуется, и кормить их соответствующей диетой. Полностью посвятившие себя миссии Шримана Махапрабху никогда никого не исключают. Только принимая каждого и продвигаясь по пути бхакти в соответствии с учением Шрилы Прабхупады, мы сможем удовлетворить всю гуру-парампару и Бхагавана. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: „Помочь даже одной обусловленной душе избавиться от её извращенной привязанности к материальной энергии — величайший акт милосердия, который бесконечно более благоприятен, чем строительство несчётных больниц или школ. На то, чтобы привести даже одного человека на путь чистой преданности требуется сто галлонов крови. Помня эти слова, мы должны каждому встретившемуся на нашем пути предоставить возможность обрести связь с хари-бхакти, а также дать им руководство в соответствии с их нынешним положением. Нам следует терпеливо давать им благоприятные наставления, поддерживать с ними добрые отношения и всегда вести себя безупречно. Таким образом, постепенно они будут расти, и обретут возможность стать квалифицированными совершать преданное служение лотосным стопам Верховного Господа. Это наилучший подарок для Гаудия Матха“. Во время Гундича Мандира-марджана лилы Шриман Махапрабху назначил ачарьями­ тех,  кто наиболее усердно убирал храм, и мягко упрекнул тех, кто не проявил такого рвения. Затем он приказал последним служить ачарьям, тем самым установив способ достижения наивысшего блага. Он игнорировал тех, кто не пришёл служить. Поэтому моя настоятельная просьба к вам: к какому бы типу людей вы ни относились, вы должны задействовать ваши силы и интеллект в том, что благоприятно для бхакти и никому не навредит. Разум хорош, когда он не создаёт препятствий для достижения нашей конечной цели. Каждый должен задействовать его для обретения трансцендентного духовного блага, точно понимая, что его можно получить только через хари-бхакти. Глупо не использовать наш разум для продвижения по этому пути».

Затем Гуру Махарадж процитировал следующий стих из нити-шастр:

 

сва-карйам­уддхарет­праджнах

карйа-дхвамсена­муркхата

 

«Разумный человек делает то, что требуется. Глупец же занимается ерундой».

Я отсутствовал, когда Гуру Махарадж говорил об этом. Мой духовный брат Шри Апрамея Брахмачари сказал мне: «Сегодня Гуру Махарадж говорил о четырёх типах людей. Это было очень серьёзное обсуждение, я даже его законспектировал в своём блокноте». Затем он рассказал мне всё, что говорил Шрила Гурудев, согласно его пониманию. Выслушав, я предположил: «Возможно, вы поняли не совсем то, что имел в виду Гуру Махарадж». Когда я начал объяснять, как я понимаю слова Гуру Махараджа, он не принял моих слов. Позже Шри Апрамея Брахмачари пришёл к Гуру Махараджу и рассказал моё понимание данного вопроса. Гуруджи ответил: «Хотя вы слушали катху, вы поняли её неправильно. Однако Бхарати Махарадж прекрасно всё понял, хотя его там не было. Вы должны общаться с ним». У Шри Апрамеи Брахмачари было простое сердце, поэтому он сам пришёл ко мне и поведал о словах Гуру Махараджа. Он произнёс: «Поразительно, как вы смогли понять Гуру Махараджа, даже не присутствуя там [на катхе]». Я ответил, что ранее слышал эту катху от Шрилы Гурудева.

 

«ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЛУЖЕНИИ ВАЙШНАВАМ»

Когда я полностью оставил отчий дом и присоединился к матху, у меня была привычка носить наручные часы. Но заметив, что в матхе никто их не носит, я тоже перестал это делать и убрал часы в сумку. Увидев это, Гуру Махарадж поинтересовался о моих часах под предлогом узнать время. Я ответил: «Заметив, что в матхе никто не носит наручные часы, я решил их снять». Гуру Махарадж сказал: «Когда человек в жизни следует примеру великих личностей, не получив на то прямого указания, — это признак того, что он желает достичь истинного блага. Всё же часы важно носить. Делая так, ты сможешь служить старшим вайшнавам, когда они захотят узнать время. Кроме того, ты сможешь быть пунктуальным в своём служении. Но тебе не следует надевать часы на руку, это может создать впечатление, что ты используешь их для привлечения внимания. Лучше носить их в кармане».

 

«СОБЛЮДЕНИЕ ДОЛЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДАЖЕ ЦЕНОЙ НЕУДОБСТВ»

Когда мы с Гуру Махараджем были в Пури, стараясь приобрести место явления Шрилы Прабхупады, мой духовный брат предложил нам снять комнаты за пятьдесят рупий в месяц в доме на Гранд Роуд, который принадлежал одному преданному из Рамананди сампрадаи. Мой брат в Боге хорошо отзывался об этих комнатах и всеми силами пытался убедить Гуру Махараджа там поселиться. Шрила Гурудев спросил моего мнения, и я прямо от сердца сказал правду, не потакая чувствам при принятии решения: «Я не склонен арендовать эти комнаты. Принцип и образ жизни Рамананди­садху значительно отличается от природы Гаудия- вайшнавов. В этом доме колодец — единственный общий источник воды для всех. Останавливаясь там, Рамананди садху использует одну и ту же лоту­(кувшин) как для набора воды, так и для омовения после испражнения. Как мы можем остановиться в таком месте?» Гуру Махарадж сказал: «То, что вы говорите, — абсолютно верно, для нас недопустимо находиться с такими людьми. При любых обстоятельствах, в максимально возможной степени мы всегда должны следовать правильному поведению, которому нас учит гуру-варга».

 

шрути-смрти-пуранади

панчаратра-видхим­вина

аикантика­харер­бхактир

утпатайаива­калпате

«Те, кто не следуют правилам, предписанным в Шрути, Смрити, Пуранах и Нарада-панчаратре, просто создают беспокойство в обществе, даже если они вовлечены в чистую преданность Шри Хари» («Бхакти- расамрита-синдху», 1.2.101).

Мы остановимся в матхе Шри Бхакти Кумуды Санты Махараджа. Так или иначе, мы сможем покрыть увеличение наших расходов, которые, возможно, будут в десять раз больше, но мы никогда не нарушим принципов нашего садачара».

 

«ЗАБЫВЧИВОСТЬ — НЕ ОПРАВДАНИЕ»

Однажды после завершения Джхулан Ятры (фестиваля качелей Шри Шри Радха-Говиндаджи) Гуру Махарадж велел мне и моему духовному брату Шри Бхакти Прасаду Пури Махараджу отправиться на железнодорожную станцию в Матхуру попрощаться с проповедниками фестиваля. Когда мы вернулись в матх, служение прасаду уже закончилось. Бхандари (преданный, отвечающий за провизию) случайно забыл оставить для нас прасад, а осталось совсем чуть- чуть. Тогда я сказал бхандари: «Прабху, я чувствую себя нехорошо, поэтому не буду принимать прасад. Пожалуйста, будьте добры, любезно накормите Шри Пури Махараджа. Бхандари­дал тарелку с прасадом Шри Пури Махараджу, и, увидев недостаточное количество прасада, Пури Махарадж в гневе бросил тарелку».

Услышав звук тарелки, ударившейся об пол, Гуру Махарадж вышел из своей комнаты и спросил Шрипада Кришна-кешаву Прабху: «Что случилось?». Шри Кришна- кешава Прабху рассказал Шриле Гурудеву обо всём и сказал: «Поскольку вы, Шри Шримад Бхакти Прамода Пури Махарадж, Шримад Бхакти Хридая Вана Махарадж, и этот джентльмен, Шри Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, родились в брахманической семье, вы обладаете естественной терпимостью. Поэтому можете терпеть голод. Время от времени вы даже не заботитесь об этом. Однако не все способны быть такими терпеливыми».

После этого Гуру Махарадж позвал бхандари и отругал его: «Этого не должно повториться. Неправильно забывать о прасаде для преданных, занятых служением». Затем Шрила Гурудев отправил бхандари просить прощение, но не к Шри Пури Махараджу, показавшему свой гнев, а ко мне, никак не отреагировавшему на происходящее. Через эту лилу Гуру Махарадж дал два урока. Во-первых, он учил, что ответственные за предоставление прасада или других предметов [первой необходимости] в матхе должны служить очень внимательно. Если они совершат какую-либо ошибку, то это сведёт на нет их заслуги, даже если личность, которой было предоставлено служение, не выразила недовольства. А во-вторых, он показал, что неправильно гневаться на обыденные вещи. Тот, кто злится, должен вспомнить высказывание: «Человеку свойственно ошибаться», и помнить о том, что он также время от времени может их допускать. Пропустив приём пищи, мы не умрём. Те, кто искренне желают идти по пути кришна-бхакти, должны помнить слова Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

дживана-нирвахе­ане­удвега­на­дибе­

пара-упакаре­ниджа-сукха­пасарибе

«Для поддержания собственной жизни не причиняй беспокойства другим. Для блага других о своём счастье позабудь» («Гитавали», 14.3.4).

 

«ГЛУБОКОЕ СЕРДЕЧНОЕ ПОЧТЕНИЕ К ДХАМЕ И МЕСТАМ ИГР БХАГАВАНА»

Однажды, в день Нрисимха-чатурдаши, Гуру Махарадж спросил нескольких преданных из нашего Калькуттского матха, находящихся рядом с ним: «Кто из вас сможет отправиться в Шри Нрисимха-пали и предложить кхира-бхогу (сладкий рис) Шри Нрисимхадеву и вернуться обратно, чтобы завтра мы могли прервать пост этим прасадом?». Мой духовный брат Шри Баларама Прабху сказал: «Я бы мог поехать, если бы вы попросили меня раньше, но боюсь, что сейчас для меня это невозможно». Услышав это, я обратился к Гуру Махараджу: «Я могу туда отправиться». «Очень хорошо» — ответил Гуру Махарадж. Когда я понял, что поезд до Кришна-нагара скоро уедет, то без промедления отправился на вокзал Сиалда, даже не обув сандалии. Я запрыгнул в поезд до Кришна-нагара, где [в этом населённом пункте] купил молоко, сахар, рис и дрова, а затем отправился в Шри Нрисимха-пали. Там я попросил приготовить кхир для Шри Нрисимха-дева. После того как­пуджари закончил подношение, я забрал прасад и вернулся обратно в Калькутский матх через Кришна-нагар. Вечером я приехал в матх и показал кхира-прасад Гуру Махараджу. Невозможно объяснить словами радость Гуру Махараджа. Хотя он не произнес ни слова, его глубокое сердечное почтение к дхаме и местам игр Бхагавана внешне проявилось через его эмоции. К тому времени преданные уже закончили почитать анукалпа­ прасад, разрешённый в постные дни. Ко мне подошёл бхандари и стал сокрушаться: «По ошибке я забыл оставить для вас тарелку с прасадом». Испытывая счастье и удовлетворение при виде блаженства Гуру Махараджа, я сказал: «Через вас Шрила Гурудев даровал мне милость. Я полностью убеждён, что, помогая мне соблюсти полный пост в Нрисимха-чатурдаши, вы гарантировали мне обретение блага».

 

«ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

В Калькуттском отделении Шри Чайтанья Гаудия Матха жил одинбрахмачари по имени Шри Шьямала дас. Однажды он очень заболел, поэтому стал психически неустойчивым. Осмотрев Шри Шьямалу Брахмачари, доктор назначил ему специальное масло, которым нужно было умащать голову. Но всякий раз, когда кто-либо пытался нанести ему это масло на голову или просил его это сделать самостоятельно, он сильно протестовал и кричал: «Вы думаете, что я сумасшедший? Почему вы просите меня использовать лекарственное масло, которое назначают сумасшедшим?» Однажды Гуру Махарадж велел мне принести это масло ему, а также позвать Шри Шьямалу Брахмачари. За всю свою жизнь я ни разу не видел, как Гуру Махарадж умащает своё тело маслом. Но в этот день перед Шри Шьямалой Брахмачари Шрила Гурудев нанёс немного масла на свою голову и сказал: «О, какое хорошее масло! Взгляните, я использую его для своей головы. Почему же вы стесняетесь это делать?» Выслушав слова Гуру Махараджа, и увидев, что он сам использует масло, Шри Шьямала Брахмачари нанёс немного на свою голову. С этого дня Шри Шьямала Брахмачари ежедневно использовал это масло для головы и говорил: «Даже Гуру Махарадж пользуется им. Оно не для сумасшедших, но полезно для всех». Регулярно используя это масло, спустя несколько дней Шри Шьямала Брахмачари поправился. Шрила Гурудев никогда не давал наставления, которым не следовал сам. Через эту лилу­он явил свою бхакта-ватсалью, родительскую любовь к преданным.

 

«ЗАБОТА О НЕВИНОВНОМ»

Однажды один брахмачари, которого в целях сохранения ясности этого повествования мы будем называть «Брахмачари А», сделал унизительное и ложное утверждение о другом брахмачари, которого мы будем называть «Брахмачари Б». Когда мой духовный брат Шри Мадхавендра Прабху, услышавший эти  обвинения, рассказал об этом «Брахмачари Б», тот сильно настаивал на том, чтобы Шри Мадхавендра Прабху раскрыл имя обвинителя. Шри Мадхавендра Прабху думал: «Если я скажу ему, что это был «Брахмачари А», то он обязательно с ним поругается, однако ему не хватит мужества ругаться с Нароттамой Брахмачари. Чтобы тот от него отвязался, Шри Мадхавендра Прабху сказал, что это я ложно обвинил «Брахмачари Б». «Брахмачари Б» подошёл ко мне и в гневе выразил своё недовольство. Я никак не отреагировал, не сказал ему ни слова и не стал искать Шри Мадхавендру Прабху и спрашивать его, почему он ложно представил меня как клевещущего на «Брахмачари Б». Когда, в конце концов, «Брахмачари Б» узнал о том, что о нём плохо говорил не я, а «Брахмачари А», он с ним поругался. После того как на «Брахмачари А» обрушился гнев «Брахмачари Б», он отправился к Гуру Махараджу и пожаловался. Во время их разговора, он упомянул о том, что меня ложно обвинили. Затем Гуру Махарадж пригласил меня и спросил о случившемся. Я ответил: «Это довольно обычная ситуация, поэтому я не считал её достойной вашего внимания. Когда люди живут в одном месте, непонимание неизбежно. «Брахмачари Б» очень простосердечен, поэтому вовлекается в препирательства, основываясь на внешнем [понимании], вместо того, чтобы попытаться определить истинную причину проблемы и решать её». Позже Гуру Махарадж позвал «Брахмачари Б» и велел попросить у меня прощения, хотя я никогда не жаловался на произошедшее. Шрила Гурудев сказал: «Хотя вы ошибочно, на основе ложной информации, излили свой гнев на Нароттаму Брахмачари, он никак не ответил и не отреагировал. Более того, он не выразил ни малейшего раздражения к вам, когда я спросил его о случившемся, вместо этого он признал вашу простосердечную природу. Вы должны учиться у него как вести себя».

Гуру Махарадж не отправил «Брахмачари Б» просить прощение у «Брахмачари А», который пожаловался, и не придал значения ложным обвинениям «Брахмачари А».

 

«ПОДДЕРЖАНИЕ ВАЙШНАВСКОГО ЭТИКЕТА»

Однажды настоятель матха попросил другого матха-васи (жителя матха) что- то сделать. Этот матха-васи был старше его не только по возрасту, но и по времени проживания в матхе. Увидев это, Гуру Махарадж отстранил настоятеля с его должности и отправил в другой матх, где тот больше не занимал руководящий пост.

Гуру Махарадж сказал: «Шриман Махапрабху никогда не допускал никаких оплошностей в следовании вайшнавскому этикету. Есть ли право у настоятеля матха пренебрегать этикетом, не выказывая должного почтения старшим преданным? Я не могу терпеть то, что он совершает оскорбления, которые приведут его к гибели. Разве отец позволит сыну прыгнуть в огонь? Никогда!». Гуру Махарадж всегда очень подчёркивал важность следования вайшнавскому этикету.

 

«ОН НИКОМУ НЕ ОТКАЗЫВАЛ И НИ С КЕМ НЕ КОНКУРИРОВАЛ»

Перед началом каждой Шри Навадвипа-дхама парикрамы Гуру Махарадж говорил нам: «Я никогда, ни при каких обстоятельствах не откажу преданному, желающему совершать с нами парикраму. Я никому не запрещаю принимать здесь прасад, даже если он не внёс денежного взноса за­парикраму. Не думайте, что я хочу увеличить количество участников, чтобы конкурировать с другими организациями или что- то кому-то доказывать. Я никогда не допускал прекращения Шри Навадвипа-дхама парикрамы, даже столкнувшись сомножеством препятствий, и не позволю этому случиться в будущем. Мы начнём выдавать регистрационные номера для паломников, начиная со ста, чтобы у нас была возможность зарезервировать карты с номерами от 1 до 99 для неожиданных гостей».

 

«ПРИНЦИП ВЫРАЖЕНИЯ ДОЛЖНОГО ПОЧТЕНИЯ ТЕМ, КТО ОСТАВИЛ СВОИ ДОМА ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ МАТХУ»

Однажды Шри Чуни Лал Датта, житель Теджапура, Ассам, совершал Враджа-мандала парикраму под руководством Гуру Махараджа вместе с преданным [прежде] грихастхой по имени Шри Нимай дас, ранее жившим в том же месте и принадлежавшим той же касте, что и Шри Чуни Лал Датта. Шри Нимай дас только что принял дикшу от Гуру Махараджа, вошёл в ванапрастха-ашрам и начал жить в Шри Чайтанья- Гаудия Матхе как ваначари. В те дни парикрама совершалась пешком с остановками в разных местах. Когда мы разбили лагерь в Шри Брахманда Гхате, Шри Чуни Лал Датта поспорил со Шри Нимаем дасом и очень на него обиделся. Он подошёл к месту, где сидели Гуру Махарадж, Шрипада Кришна-кешава Брахмачари и я, и тихо сказал Шри Кришна-кешаве Прабху: «Я финансировал строительство храма и зала для киртанов в Маяпурском отделении Шри Чайтанья Гаудия Матха. Если Гуру Махарадж выдворит Нимая даса из матха, я дам деньги на строительство гостевого дома и комнат для матха-васи».

Шри Кришна- кешава Прабху передал это Шриле Гурудеву, на что Гуруджи ответил: «У Шри Чуни Лала нет детей. Спросите его, готов ли он отдать своё богатство и недвижимость жене и стать матха-васи. Я лично позабочусь обо всём, что ему будет нужно. Ему не придётся жертвовать деньги на комнаты или гостевые дома. Любой может дать пожертвование на строительство. Существование матха не имеет смысла, если там нет духовных учителей и духовно-заинтересованных учеников. Интересующихся изучением возвышенных тем совсем немного. Если пожилой человек присоединится к матху, он, по крайней мере, может раздавать чаранамриту и принимать участие в арати. Хотя богатый человек может без труда дать деньги на строительство храма, но будет ли он зимой посещать мангала-арати или предпочтёт спокойно спать в своей постели под одеялом? Какой вайшнав согласится с тем, кто предлагает выбросить на улицу матха­васи, по великой удаче решившего остаться и служить в матхе, из-за какого-то банального спора? Возможно ли, чтобы вайшнав попросил кого-то уйти из матха?» Шри Чуни Лал Датта замолчал, услышав ответ Гуру Махараджа. Осознав, что материальные привязанности мешают ему покинуть свой дом и принять прибежище в матхе и поняв, что ему не подобает говорить со Шри Нимаем дасом таким образом, он раскаялся и пожалел о своём предложении.

 

«РАЗРЕЗАНИЕ ТУГИХ УЗЛОВ В МОЁМ СЕРДЦЕ»

Даже после того, как я присоединился ко Шри Чайтанья Гаудия Матху и принял прибежище у лотосных стоп Гуру Махараджа, у меня оставалось много узлов в сердце в виде сильных впечатлений, взращённых моим брахманическим происхождением. Тем не менее, Гуру Махарадж постепенно их разрубал, ссылаясь на доказательства из священных писаний. Тем самым он позволил мне полностью осознать смысл следующего стиха:

тато­духсангам­утсрджйа

сатсу­саджджета­буддхиман

санта­эвасйа­чхинданти

мано-вйасангам­уктибхих

«Поэтому разумный человек отвергает пагубное общение и утверждается в общении со святыми, так как только они своими могущественными и дарующими благо наставлениями способны разрушить порочные материальные привязанности в сердце»* («Шримад-Бхагаватам», 11.26.26).

Разрубая узлы в моём сердце, Гуру Махарадж проявил безграничное сострадание, неослабевающее терпение и глубокое понимание священных писаний. В пурва-ашраме я принимал прасад, приготовленный, предложенный Господу и поданный брахманом по рождению, и никак иначе. Живя дома, я продолжал следовать этому даже после шести лет общения с Гаудия-вайшнавами. Позже, когда я переехал жить в матх, в течение первых пяти лет моего пребывания там Гуру Махарадж организовал всё так, что только брахмачари, родившиеся в брахманической семье, поклонялись Божествам, готовили, служили прасаду и чаранамрите. В то время я принимал прасад один, сторонясь других преданных. Заметив это, Гуру Махарадж попросил брахмачари­брахманического происхождения приносить мне прасад в комнату. Я почитал только то, что находилось в моей тарелке, и отказывался от добавки, считая, что стоит мне положить что-нибудь в рот, все оставшееся на тарелке становится учиштхой (осквернёнными остатками), а потому непригодно для употребления. Чтобы не осквернять содержимое тарелки, я держал её левой рукой, зажимая траву куша между большим пальцем и тарелкой. Также я сохранял полное молчание во время прасада. Когда кто-либо называл моё имя, я тут же прекращал трапезу, считая себя осквернённым, если кто-то коснулся меня звуком, а потому не годным почитать прасад. Кроме того, я считал унизительным ступать на землю, принадлежащую тели (производителям и торговцам растительным маслом), сахо (бизнесменам из сословия вайшей) или ювелирам. Что же говорить о том, чтобы принимать прасад в таких местах? Я полностью присоединился к матху, когда в 1955 году Гуру Махарадж основал Шри Чайтанья Гаудия Матх в арендованном доме по адресу 86а, Раса-бихари авеню, Калькутта. Тогда в своей речи Гурудев указал мне на моё заблуждение: «Это правда, что Веды советуют воздерживаться от пустых разговоров, памятовать о Господе и сохранять полное молчание во время почитания прасада. Однако последователи Махапрабху знают, что следующие наставления гораздо важнее, чем просто думать о Бхагаване: «парам­виджайате­шри-кришна-санкиртанам» — слава всепобеждающей шри-кришна- санкиртане», «кришнайа­сада­хари» — всегда совершай киртан­имён Шри Хари».

 

харер­нама­харер­нама­харер

нама­харер­намаива­кевалам

калау­настй­эва­настй­эва

настй­эва­гатир­анйатха

«В век Кали единственный путь к освобождению — это повторение святых имён, повторение святых имён, повторение святых имён Шри Хари. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути».

Поэтому Гаудия-вайшнавы даже во время почитания прасада воспевают славу Господу. Таким образом, даже это время они используют самым эффективным способом». Услышав эти слова от Гуру Махараджа и постоянно медитируя на них, я пришёл к выводу, что киртан во время почитания прасада превосходит простое молчание. С тех пор, хотя все ещё в одиночестве, я стал совершать киртан во время почитания остатков трапезы Бхагавана. Постепенно по бесконечной милости Гуру Махараджа меня посетила мысль, что все преданные Шримана Махапрабху почитали остатки трапезы Господа вместе. Поэтому я решил не лишать себя общества вайшнавов и начал садиться вместе со всеми. Благодаря этому, из моего  сердца постепенно уходило убеждение, что прасад можно принимать только из рук преданных брахманического происхождения, и всё больше стала открываться слава маха-прасада. Я начал принимать всё, что раздавали инициированные преданные. Однажды бхакта, предлагавший вторую порцию, не понял жеста моей руки, указывающего на количество необходимого мне прасада. Он спросил меня: «Почему ты не сказал, сколько тебе нужно? Я положил немного больше». Чувствуя некоторое раздражение, я встал и ушёл. Однако позже я стал размышлять: «Вайшнавы — объекты нашего служения, это неправильно не отвечать на их вопросы». Таким образом, моя привычка не разговаривать во время прасада была уничтожена, также как и убеждение не принимать добавку. Находясь в Джаганнатха Пури, я заметил, что преданные никогда не считают маха-прасад­учиштхой, поэтому я перестал касаться травой куша своей тарелки. Как-то раз во время Навадвипа-дхама парикрамы вся группа паломников остановилась под большим деревом пипала, которое росло на землеторговца маслом, чтобы послушать хари-катху и почтить прасад. Там замочили плоский рис и смешали его с гудой, тамариндом и другими ингредиентами. По окончании прасада раздатчики обычно садились вкушать сами. Как правило, Шри Ачинтья-Говинда Прабху, Шри Вишну дас, я и ещё несколько преданных раздавали прасад санньяси и матха-васи. В то время я полагал очень зазорным даже ступить на землю торговца маслом. Всё же, с тяжким камнем на сердце, я сделал это, вспоминая киртан Шри Нароттамы даса Тхакура, который я услышал из лотосных уст Гуру Махараджа:

шри­гауда-мандала-бхуми

джеба­джане­чинтамани

та’ра­хайа­враджа-бхуме­васа

«Тот, кто познал, что Шри Гауда-мандала — драгоценный камень, исполняющий все желания, непременно станет жителем Враджа»*.

Также я размышлял над высказыванием Шрилы Гаура-кишоры даса Бабаджи Махараджа: «Даже самый богатый и почитаемый человек в мире не способен купить хотя бы одну крупицу трансцендентной пыли дхамы».

Хотя я заставил себя ходить  по земле торговца маслом, я не решался принять там прасад. Увидев моё отвращение, Гуру Махарадж процитировал слова нашего пурва-ачарьи Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

 

швапача-грхете,­магийа­кхаибо

пибо­сарасвати-джала

пулине­пулине,­гадагади­дибо

кори’­кршна-колахала

«Я буду поддерживать себя подаянием из домов неприкасаемых и пить воду из реки Сарасвати. Катаясь в экстазе по земле на берегу, я буду громко произносить имена Шри Кришны»* («Шаранагати», 8.1.2).

Поняв желание сердца Гуру Махараджа и стремясь ему угодить, стоя перед ним я положил в рот пару зёрен плющеного риса. Однажды я сопровождал Гуру Махараджа и других преданных во время проповеди в Теджапуре, Ассам. Там жил один владелец чайной плантации «Даранг» по имени Шри Бхагаватa-прасад. Он был родом из семьи вайшьи­(бания). Желая послужить вайшнавам, он пригласил нас в свой дом на прасад. Когда меня спросили, буду ли я присутствовать, я ответил: «Сегодня мне нездоровится, я останусь в комнате». Сильные впечатления, связывающие моё сердце, не позволяли мне принимать прасад в доме вайшьи. Никто из преданных не догадался, какова истинная причина моего отказа. Однако Шрила Гурудев понял, что было у меня внутри. Радея за моё благо, о<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.