Первый этап. «Искусство успевать» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Первый этап. «Искусство успевать»

2022-10-03 34
Первый этап. «Искусство успевать» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(для учащихся 11-13 лет)

цели этапа:

1. Научить подростков рациональному использованию времени.

2. Научить сопротивляться спешности.

3. Привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.

 

Идеи.

1. Время – величайшая ценность. Отношения с временем должны строиться на «научной» основе. Даже одиннадцатилетние подростки способны сделать выводы о последствиях неуважительного отношения ко времени. К таким последствиям относятся:

2. – разочарование в себе – ничего не успел, хотя старался и устал;

3. снижение уважения со стороны сверстников: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рассчитал силы, то есть время);

4. усталость – следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.

 

Можно разложить взаимодействие со временем на ряд навыков.

Навык 1. Определение относительной важности дела.

В основе любого курса менеджмента для взрослых лежит принцип Парето или «соотношение 80: 20». Если все, что я делаю, рассматривать с точки зрения эффективности, то окажется, что 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают оставшиеся 80% времени.

Главное следствие этого принципа – нужно в первую очередь приступать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив всего 20% времени, можно получить 80% удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге получишь не более 20% удовлетворения.

Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только научившись отличать дела важные (Б) от очень важных (А) и не очень важных (В), Навык установления приоритетов – это согласование каждого нового дела со своими обязанностями и потребностями.

Список своих обязанностей может составить любой подросток.

 В нем обычно оказываются обязанность ходить в школу и хорошо учиться, получать дополнительное образование в спортивной или художественной школе, кружке, помогать родителям по дому (убирать свою комнату, выгуливать собаку, покупать хлеб, выносить в мусорное ведро) и т.д. К потребностям относят прогулки с друзьями, видик, игры, футбол, «гуляние» с предметом любви и пр.

Помогает проделать работу по учету времени хронометраж одного дня – лабораторное самоисследование: «Сколько времени и на что потрачено сегодня? Какое ощущение оставил день? Тяготили ли обязанности? Доставили ли удовольствие развлечения? Что тревожит?

Выводы о том, что у него есть давно тянущиеся хвосты не сделанных дел, может сделать любой подросток.

Как научиться устанавливать приоритеты? Только через четкое осознание своих ценностей и потребностей.

Помочь подростку разобраться с его потребностями можно по-разному, например, через мыслительный эксперимент «Что было бы, если бы у меня этого не было (семьи, школы, секции, друзей)?» Это может быть темой сочинения или устного обсуждения в парах.

«Базовое чувство принадлежности к школе, чувство «Я-ученик этой школы», складывается из удовлетворения трех одинаковых по значимости потребностей:

- чувствовать здесь (в семье, в школе, в секции) свою интеллектуальную состоятельность – получать подтверждения, что у меня получается, что я не дурак, что есть способность;

- чувствовать коммуникативную состоятельность – получать подтверждения, что со мной можно строить нормальные справедливые отношения, что я достоин уважения, что у меня есть достоинство;

- потребность вносить свой особый вклад в жизнь этого коллектива, быть нужным, незаменимым».

 

Навык №2. Распределение времени в зависимости от важности дела.

В соответствии с ценностями и потребностями можно определить принадлежность к А, Б или В каждой задачи сегодняшнего дня. Далее можно действовать по схеме:

 

Задачи А Задачи Б Задачи В
Очень важные Важные Не очень важные
15% всех задач 20% всех задач 65% всех задач
65% общей значимости 20% общей значимости 15 общей значимости
Выполнять самому в первую очередь Частично передавать другим. Не брать на себя, вычеркивать, сокращать Не брать на себя, вычеркивать, сокращать

 

Навык №3. Умение трезво рассчитывать силы и время

 

Этот навык необходим для выполнения конкретного дела. Подавляющее большинство людей склонны переоценивать свои силы и недооценивать время, необходимое для выполнения задачи.

 

Навык №4. Умение давать обещания.

 

Научите подростков анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться сделать сто-то, пусть они в ответ на просьбу о помощи научатся отвечать «Погоди, я подумаю, смогу ли тебе помочь», затем подросток должен проделать уже известную процедуру определения приоритета дела и расчета необходимого времени и сил. Это проверенный способ приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека или настоящего лидера-организатора группы.

В этом же цикле полезно дать представления о сопротивлении давлению группы, сделав акцент на сопротивление манипулированию с помощью цейтнота. На осознание своих прав как личности может быть направлено отдельное занятие курса «Искусство все успевать». В ходе этого занятия вы можете научить подростков, своих учеников:

1. Не торопиться соглашаться в ситуации психологического давления.

2. Принимать решение только после рассуждений о приоритете и затратах.

3. Честно говорить «нет», если не сможешь сдержать слово.

4. Предлагать компромиссы, то есть брать на себя посильную часть проблемы.

5. При оценке ориентироваться не на заблуждения товарищей, а на собственное решение, даже если ты не успел его высказать.

6. Не забывать самому себе говорить «молодец», когда сдержал слово.

Методическим средством для работы по планированию времени может быть составление подростками специального дневника целей.

 

Навык №5. Делегирование полномочий.

Успех подростка в роли организатора (формального или неформального лидера) также определяется способностью делегировать менее важные задачи помощникам, другим ребятам. Этот навык состоит из:

 - оценки качеств другого;

- умения просить, не задевая достоинства другого;

- желания делегировать, которое базируется на авансе доверия к другому;

- умении искренне похвалить или уверенно но справедливо спросить с другого.

 

Последний навык весьма актуален для педагогов, школьных психологов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.