Проблемы целеполагания и построения жизненной — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблемы целеполагания и построения жизненной

2022-10-03 30
Проблемы целеполагания и построения жизненной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА «ДУМАЯ О БУДУЩЕМ»

Проблемы целеполагания и построения жизненной

Перспективы у подростков

 

Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома, построенному на базе концепции А.Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф.Перлза и Р.Мэя, названная отношением со временем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности.

Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд противоположные вещи:

- способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого;

- способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.

Исследователи человеческой природы пишут о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.

Для подростков отношения со временем актуальны, ибо кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э.Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем.

Кризис идентичности – это нормативный кризис 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс обретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными факторами, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова:

-подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне;

в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное самооопределение происходит, по данным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникативной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера. Уход из школы в ПТУ или техникум, смена класса и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначительно.

Таким образом, целесообразно включать подростков в программу «Думая о будущем».

Программа включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и, соответственно, по методам.

Первый этап может быть назван «Искусство успевать» и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или «не успевают справляться с нагрузками».

Второй этап – для 14-летних – посвящен умению ставить цели. На этом этапе решаются две задачи – 1) преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то и хотелось» и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап может быть назван «Мечты и Ценности», или «Мечтайте правильно».

Третий этап можно назвать «Искусство достигать или искусство побеждать». Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуальная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если предыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап – это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы, и, как следствие, особое отношение к будущему, которое теперь воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого.

 

Программа и содержание курса «Думая о будущем»

Программа построена на четырех принципах.

1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к будущему.

2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).

3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками группы психологического тренинга, таким образом, дает возможность каждому участнику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ресурс тип поведения Другого.

4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников труппы.

 

Для учащихся 13-16 лет.

 

Второй этап может быть назван продвинутым и следовать за первым, но в виде скорой помощи он также может проводиться для старшеклассников, не работавших ранее по программе первого этапа.

 

Цели этапа.

1. установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни).

2. Преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то и хотелось».

 

ПРОГРАММА «ДУМАЯ О БУДУЩЕМ»

Проблемы целеполагания и построения жизненной

Перспективы у подростков

 

Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома, построенному на базе концепции А.Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф.Перлза и Р.Мэя, названная отношением со временем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности.

Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд противоположные вещи:

- способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого;

- способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.

Исследователи человеческой природы пишут о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.

Для подростков отношения со временем актуальны, ибо кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э.Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем.

Кризис идентичности – это нормативный кризис 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс обретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными факторами, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова:

-подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне;

в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное самооопределение происходит, по данным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникативной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера. Уход из школы в ПТУ или техникум, смена класса и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначительно.

Таким образом, целесообразно включать подростков в программу «Думая о будущем».

Программа включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и, соответственно, по методам.

Первый этап может быть назван «Искусство успевать» и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или «не успевают справляться с нагрузками».

Второй этап – для 14-летних – посвящен умению ставить цели. На этом этапе решаются две задачи – 1) преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то и хотелось» и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап может быть назван «Мечты и Ценности», или «Мечтайте правильно».

Третий этап можно назвать «Искусство достигать или искусство побеждать». Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуальная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если предыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап – это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы, и, как следствие, особое отношение к будущему, которое теперь воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого.

 

Программа и содержание курса «Думая о будущем»

Программа построена на четырех принципах.

1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к будущему.

2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).

3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками группы психологического тренинга, таким образом, дает возможность каждому участнику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ресурс тип поведения Другого.

4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников труппы.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.