Анализ некоторых сведений касательно Адыгеи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Анализ некоторых сведений касательно Адыгеи

2022-10-03 82
Анализ некоторых сведений касательно Адыгеи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Считаю необходимым ещё раз обратиться к некоторым краеведческим сведениям.

«На территории станицы люди живут издревле. В окрестностях станицы обнаружены развалины христианского храма XII века. Здесь же некогда проходила генуэзская торговая дорога, которая была ответвлением от Великого Шёлкового пути. … Свидетелями давних событий являются развалины христианского храма святого Георгия XII века, найденные археологами неподалеку от нее».

Я с большим сомнением отношусь к датировкам древних событий в современном летосчислении на основе хронологии Скалигера-Петавиуса, которая была принята в конце XVII в. – начале XVIII в. Поэтому и сведения о датировке XII веком храма святого Георгия, расположенного где-то в окрестностях станицы, воспринимаю с осторожностью.Тем не менее, если принять указанную краеведами датировку построения храма, то следует признать, что на месте современной станицы Ханская уже в XII веке было какое-то поселение, население которого (всё или значительная часть) исповедовало христианство. А это даёт основание«удревнить»историю станицы, как минимум, на семь веков.

Мой родительский дом стоит на круче, под которой до тридцатых годов прошлого века протекала река Белая. В тридцатых годах русло реки изменили.Но в настоящее времяво время половодья Белая затопляет значительную низменную территорию и даже место своего старого русла, которое проходило под кручей. В один из таких разливов бурлящая вода подмыла часть кручи возле моего дома, и обнажилось древнее захоронение, где находились человеческие останки, небольшой меч, боевой топорик и кувшин с золотыми украшениями, из которых я хорошо запомнил только медальон. Мне тогда было лет 10 ‒ 12. К сожалению, всё это присвоил себе мой двоюродный брат, который был старше меня на два года, и я не знаю дальнейшей судьбы находок. Но одно понимаю: это было не черкесское захоронение, а скорее славянская, скифо-сарматская могила. Мечи, боевые топорики и другое древнее оружие я находил в русле ручья, впадающего в небольшую протоку, оставленную старым руслом реки. Такое же оружие в этом месте находят и в настоящее время.

Это сообщение я привёл для подтверждения версии о проживании в далёкой древности на месте современной станицы не только горских (черкесов, адыгов), но и других народов, в том числе славян.  

Вполне вероятно, что то древнее поселение называлось не станицей, а полем или полком. Например, в «Слове о полку Игореве» говорится о плъку Кобякова ‒ стане Кобякова.

Поле: станица, становище, поселение любого типа: село, деревня, город; место, занятое войском под открытым небом, лагерь, стан, обоз, табор; безлесная, незастроенная равнина, степь, края, закраины, простор по сторонам.

Население станицы, да и всего кубанского региона, называлось половцами, которые были предками современных казаков-станичников.Вполне возможно, были ещё и другие названия: касоги и хазары. Но это были русские народы: славяне, тюрки, северо-кавказские народности. И эти народы, в том числе предки современных кубанских казаков, проживали здесь с древнейших времён, были древнейшим коренным населением. А переселение казаков из одних кубанских станиц в другие происходило постоянно. Постоянно происходило и пополнение населения станиц беженцами из других регионов России.Такиемиграционные процессы проходилии во время Кавказской войныXIX века и проходят в настоящее время.

О понятии русский и об этнической принадлежности половцев, касогов и хазар говорится в моих книгах «Слово полку Игореве. Величайшая русская эпическая поэма» и «Слово о полку Игореве. Новое прочтение», которые имеются в библиотеке и в школе № 23 станицы Ханская.

Позднее, начиная с XVI века, в русском языке для обозначения казачьей заставы на границе и казачьего населённого пункта стало использоваться слово

«станица», которое произошло от древнего славянского слова «стан» ‒ поселение.

Таким образом, по моему убеждению, на территории современной станицы Ханская на протяжении, как минимум, десяти веков существовал населённый пункт (поле, стан). Какое он имел название, установить сложно. Возможно, название Ханская это поселение получило в 1862 году. Но у меня по этому поводу имеется другое мнение, о котором будет сказано ниже.

Представляется довольно значимым для понимания данной темы рассмотрение времени основания основных населённых пунктов современной Адыгеи. Итак:       

 

Ханская ‒ станица, основана в 1862 г.; население – русские, украинцы, цыгане, адыги, белорусы, армяне и др.

Майкоп город, основан в 1857 г.; первое упоминание Майкопа относится к 1810 году; первое укрепление на месте будущего Майкопа (то есть первый населённый пункт, первые дома) появилось в 1825 году; население – русские, адыги, армяне, украинцы и др.

Абадзехская станица, основана в 1862 году (по другим данным в 1861 году) на месте абадзехского (адыгского) населённого пункта; население: основное ‒ русские (более 85 %), армяне, украинцы, адыгейцы, курды.

Даховская ‒ станица, основанная в 1862 г. на месте черкесского аула Асретхабль, основное население – русские.

Кошехабль ‒ аул, основан 1868 г. кабардинцами, основное население – адыги и русские.

Бжедугхабль ‒ аул, основан в 1871 г. переселенцами черкесами (адыгами) из аулов Габукай, Понежукай и др., население – русские, курды, армяне, адыги, украинцы, греки.

Гиагинская ‒ станица, основана в 1862 году, переименована в Гиагинскую в 1868 году. До основания станицы на её месте располагался черкесский (темиргоевский) аул Айтека-Болотоко (адыг. Болэтэкъо Айтэч ичыл), который был заброшен в ходе мухаджирства (мухаджирство ‒добровольное переселение черкесов с Северного Кавказа в Турцию, Египет, в другие мусульманские страны).Население – русские, армяне, украинцы, цыгане.

Дондуковская станица, основана в 1889 г.До основания станицы на её месте располагался черкесский аул Хаджемукохабль, который был заброшен в ходе мухаджирства; население – русские, армяне, цыгане, адыги, грузины.

Келермесская ‒ станица. Была основана переселенцами в мае 1863 года; население – русские, цыгане, армяне.

Тлюстенхабль ‒ пгт, основан в1840 г.; население – русские, армяне, адыги, азербайджанцы, украинцы.

Габукай (Теучежхабль) ‒ аул, основан в 1842 г.; население – адыги.

Понежукай ‒ аул, основан в 1800 г.; население – адыги.

Джиджихабль ‒ аул, основан в1840 г.; население – адыги.

Кужорска я ‒ станица, основана в 1861 г.; население – русские и др.

Кабехабль ‒ аул, основан в 1864 г., население – адыги.

Курджипская ‒ станица, основана в 1863 г.; население – русские и др.

Кунчукохабль ‒ аул, основан в 1830 г.; население – адыги.

Пшикуйхабль ‒ аул, основан в 1850 г.; население – адыги.

Хакуринохабль ‒ аул, основан в 1862 г.; население – адыги.

Тауйхабль ‒ аул, основан в 1850 г.; население – адыгейцы.

Весёлый ‒ хутор, основан в 1921 г., первое упоминание в 1881 г.; население – русские, курды, армяне, адыги.

Гатлукай ‒ аул, основан в 1851 г., первое упоминание в 1642 г.; население –адыги.

Псекупс хутор, до 1966 года назывался Прицепиловка; население – адыги, русские.

Блечепсин ‒ аул, основан в 1868 г.; население – адыгейцы.

Егерухай аул, основан в 1864 г.; население – адыгейцы.

Натырбово ‒ село, основано в 1895 г.; население – русские,адыгейцы.

Хочемзий ‒ аул, основан в 1864 г.; население – адыгейцы.

Ходзь ‒ аул, основан в 1861 г.; население – адыгейцы, русские.

Адамий ‒ аул, основан в 1864 г., первое упоминание в 1751 г.; население – адыгейцы.

Джамбечий ‒ аул, основан в 1857 г.; население – адыгейцы.

Догужиев ‒ хутор, основан в XIX веке; население – русские, адыгейцы.

Уляп ‒ аул, основан в 1867 г.; население – адыгейцы.

Хатукай ‒ аул, основан в 1859 г.; население – адыгейцы, русские.

Гузерипль ‒ посёлок, основан в 1924 г.; население – русские.

Дагестанская ‒ станица, основана в 1863 г. на месте адыгского селения

Койхабль; население – русские.

Каменномостский ‒ посёлок, основан в 1864 г. на месте адыгского аула Ходжико; население – русские (95%), украинцы, армяне, адыгейцы (0,47%) и др.

Новосвободная ‒ станица, основана в 1862 г.; население – русские и др.

Севастопольская ‒ станица, основана в 1862 г.; до этого неподалёку располагался черкесский аул Магомет-Касай; население – русские и др.

Тульский ‒ посёлок, основан в 1862 г.; население – русские, армяне, украинцы, адыгейцы, цыгане.

Хамышки ‒ село, основано в 1869 г.; население – русские, адыгейцы.

Шунтук ‒ хутор, основан в 1867 г.; до середины XIX века в междуречье Курджипса и Белой до станицы Дагестанской жило племя мамхеговцев ‒ одна из адыгских этнических групп; население – русские и др.

Афипсип ‒ аул, основан в 1864 г.; население – адыгейцы (79 %), русские и др.

Козет ‒ аул, основан в 1789 г.; население – адыги, русские, армяне.

Натухай ‒ аул, основан в 1924 г.; население – адыгейцы.

Новобжегокай ‒ аул, основан в 1881 г.; население – адыги.

Панахес ‒ аул, основан в 1883 г.; население – адыги.

Псейтук ‒ аул, основан в 1891 г. на месте аула Тхазаус; население – адыги.

Старобжегокай ‒ аул, основан в 1826 г.; население – адыги.

Тахтамукай ‒ аул, основан в 1860 г.; население – адыгейцы, русские и др.

Хаштук ‒ аул, основан до 1864 г.; население – адыги.

Шенджий ‒ аул, основан в 1860 г.; население – адыги.

Яблоновский пгт, основан в 1888 г.; население – русские, адыги, армяне и др.

Ассоколай ‒ аул, основан в 1850 г.; население – адыги.

Вочепший ‒ аул, основан в 1860 г.; население – адыги.

Нешукай ‒ аул, основан в 1845 г.; население – адыгейцы.

Пчегатлукай ‒ аул, основан в 1856 г.; население –адыги.

Джерокай ‒ аул, основан в 1864 г.; население– адыги.

Мамхег ‒ аул, основан в 1864 г.; население – адыги.

Пшизов ‒ аул, основан в 1871 г.; население – адыги.

Пшичо ‒ аул, основан в 1840 г.; население– адыги.

Хапачев ‒ хутор, основан в 1884 г. на месте адыгейского аула. Население ‒ адугейцы, русские.

Хатажукай ‒ аул, основан в 1860 г.; население – адыги.

 

    Сведения об этих населённых пунктах взяты из Википедии.Я не стал изменятьназвания народов этих населённых пунктов, а представил так, как указано в источнике. Как видно, на территории современной Адыгеи проживают и адыги и адыгейцы. В связи с этим, возникает вопрос: адыги и адыгейцы, проживающие на территории Адыгеи, это один народ или два разных народа?

Как следует из представленного перечня, если верить его данным, практически все станицы и аулы современной Адыгеи основаны не ранее 1800 года, в основном во время Кавказской войны 1817 ‒ 1864 годов; большинство из них – в 1855 ‒ 1865 годах. Получается, что до середины XIX века на всей территории современной Адыгеи было чуть более десяти населённых пунктов, которые в период указанной войны превратились в станицы Абадзехская, Даховская, Гиагинская, Дондуковская, Дагестанская, Севастопольская, посёлки Каменномостский и Тлюстенхабль, аулы Адамий, Хапачев, Псейтук. К ним ещё можно добавить станицу Белореченскую, о которой говорилось выше.

Как утверждает краевед А. Николенко, вплоть до конца XIII века «богатая и густонаселённая территория проживания адыгского племенного союза» находилась исключительно в горной лесистой местности, «к югу от русла реки Белой». В то время как «правобережная, относительно русла реки Белой часть Адыгеи, из-за постоянной угрозы набегов кочевников, была менее населенной и использовалась в основном для отгонного скотоводства и земледелия» (пунктуация А. Николенко ‒В. Л.) 

Краевед как-то мимоходом указывает на кочевников, которые набегали якобы на незаселённую правобережную, равнинную часть Адыгеи, кого-то там грабили и куда-то вновь исчезали. А благодатные чернозёмные земли снова оставались пустующими, либо на них изредка паслись отары овец, пригнанные из горных, лесистых мест, богатых сочными травами. А ещё эти незаселённыеземли использовались для земледелия. Если принять сведения А. Николаенко, то получается, что отарам и стадам домашних животных, а также огородам и засеянным полямкочевники не представляли никакой угрозы: ни скот, ни урожаи их не интересовали;кочевников интересовали только населённые пункты, которые, наверное, были менее защищены, чем обширные поля и луга. Довольно странное утверждение. Набеги безымянных кочевников, если следовать краеведу, совершались несколько веков, практически до конца восемнадцатого века. Затем «по приказу турецкого султана в 1717 году крымские татары вторглись на землю адыгейских племён. Они решали задачу силового подчинения горцев, навязывая магометанство. Торговля генуэзцев была прекращена, татары начали заниматься грабежом скота, торговый поток стал состоять преимущественно из рабов. Около нынешней станицы Ханской стояла татарская ставка».   

Откуда сюда набегали кочевники и куда они откатывались? На самом ли деле ещё в XVIII веке на юге России, в кубанских и адыгейских степях, безнаказанно занимались разбоем и грабежами какие-то кочевники? Почему кочевники, наводившие ужас на воинственных горских джигитов, не оседали на постоянное жительство в этих незаселённых,благодатных местах, а обязательно скрывались куда-то? Какие племена или народы представляли эти кочевники? Почему они вдруг отступили перед крымскими татарами только в 1717 году, тогда как более мощные и многочисленные набеги крымских татар совершались на адыгов в течение, как минимум, двух веков, начиная с XVI века (Приложение 1)? Или крымские татары на протяжении нескольких веков и были теми неизвестными кочевниками, устраивающими разбой на равнинной части Адыгеи? Но почему тогда краевед акцентировал внимание только на набеге 1717 года, который, впрочем, не был совершён на адыгов? На основании каких исторических материалов утверждается, что «около нынешней станицы Ханской стояла татарская ставка»? Или тоже на основании древней легенды или древних преданий? Вопросы, вопросы, вопросы.

В таком случае возникает резонный вопрос: кто под именем «адыги» давал решительный отпор многотысячным войскам крымских ханов в XVI ‒ XVIII веках, о котором говорится в Приложении 1?

Если верить официальным данным, то получается, что адыги пришли в эти земли правобережья Белой, основали свои аулы и стали мирно жить только тогда, когда сюда пришли русские войска, а до этого почему-то не решались заселять пустующие благодатные земли. Что им мешало? Почему только под защитой русских они стали осваивать такие привлекательные земли?

В таком случае, окаком вхождении Адыгеи в состав России в 1557 году может быть речь, если эти земли были практически не заселены вплоть до начала XIX века? Не верится, что такие сведения соответствуют реальности.

Даже если принять, что на этих землях существовали небольшие горские родовые поселения, разрозненные и разбросанные в горах и на равнине, в которых жили отдельные адыгские племена, то всё равно не понятно, как эти разрозненные небольшие племена могли собираться в могучее войско, дававшее отпор 14-тысячной армии крымских татар. Эти поселения до Кавказской войны даже не назывались аулами. Аулы появились только с приходом сюда русских в XIX веке, если следовать официальным сведениям.

Появляются следующие вопросы. С кем так долго и упорно воевали на практически незаселённой территории доблестные русские казаки на протяжении почти пятидесяти (1817 ‒ 1864 годы) лет? Зачем русское казачество устраивало укреплённые линии перед незаселёнными землями: сначала Лабинская укреплённая линия, затем Белореченская? Неужто для защиты от чабанов с отарами овец или земледельцев, которые спускались из горных аулов для обработки своих огородов и полей?  

    Однако, согласно официальной истории, эти земли были заселены касогами ещё в первой половине первого тысячелетия н.э. Указание этого народа (или народов с общим названием касоги) и времени его существования на протяжении более тысячи лет на картах древнего мира и в исторических книгах даёт повод утверждать, что уже в первом тысячелетии это был многочисленный и, в какой-то степени, могущественный народ. О его могуществе говорится и в «Слове о полку Игореве». Храбрый русский князь Мстислав, придя сюда со своими полками и встретив достаточно сильные полки касожские, не рискнул вступить с ними в бой: силы были равными, и слишком много было бы потерь с двух сторон. Думаю, так же мыслил и касожский князь Редедя. Князья проявили благородство и не стали губить своих людей в кровопролитном сражении. Исход противостояния они решили определить в поединке между собой. Мстислав «зарезал Редедю пред полками касожскими» («Слово о полку Игореве»). В результате касоги и их земли перешли под власть Мстислава. Отмечу: Редедя ‒ славянское имя, во всяком случае, оно не относится к адыгейским именам. Это даёт основание предполагать, что под касогами понимались различные народности и племена западной части Северного Кавказа, в том числе славяне.

Об этом же говорится и в многочисленных исторических исследованиях народностей Северного Кавказа. Так, В. В. Мавродин в книге «Очерки истории Левобережной Украины. 1946 г.» отмечает «вековечные социально-культурные и этнические связинародов Северного Кавказа», в том числе касогов, «с народами славянского Приднепровья и Подонья».Как отмечает В. В. Мавродин,эти связи,возможно, начинаются«ещё в древнем скифо-сарматском мире».В трудах В. В. Мавродина и других исследователей указывается не только на тесную социально-культурную и этническую связь касогов и славян, но и на широкое распространение касогов в землях и княжествах всей Древней Руси. Это может быть свидетельством их русско-славянского происхождения.

Современные историки дают несколько вариантов обозначения этого народа или этих народов: касоги, косоги, кашаги, кашаки, кешеки. Ноесть ещё одна версия:арабский историк и географ Аль-Масуди сообщал(примерно, в 943 году), что «оссеты называют кабардинцев kasakh» и что эти kasakh обитают между Кавказом и Чёрным морем. Не правда ли, слово kasakh достаточно полно соответствует русскому слову казак?

На мой взгляд, и название народов kasakh, и место их проживания на западе Северного Кавказа позволяют предположить, что это относится, в том числе, к народу, который впоследствии будет назван кубанскими казаками. Я сказал «в том числе», потому что, по моему мнению, древние касоги, кашаки, kasakh ‒ это общность русских  славян и горцев западной части Северного Кавказа, горцев, которые впоследствии будут определены общим названием ‒ адыги. Такое понимание относится и к понятию джигиты ‒ конные воины всех народов западной части Северного Кавказа

Не стану подробно вникать в историю и этнографию народов Северного Кавказа. Это достаточно серьёзная и объёмная тема, и она не является основной задачей моей настоящей работы.

Таким образом, с древнейших времён на территории современной Адыгеи существовала достаточно организованная автономная общность народов, которая обладала относительной независимостью от окружающих её народов и племён. Относительной, поскольку эти народы и их территория были составной частью Хазарского каганата, в том числе Тьмутараканского и Киевских княжеств Древней Руси, а с середины второго тысячелетия ‒ Российского государства. Одним из подтверждений этого моего положения могут служить сведения о причинах Кавказской войны (интернет-сведения): 

«Кавказская война(1817 ‒ 1864) – обобщающее название военных действий Русской императорской армии, связанных с присоединением горных районов Северного Кавказа к Российской империи, и военного противостояния с Северо-Кавказским имаматом.

В начале XIX века в состав Российской империи вошли грузинские Картли-Кахетинское и Имеретинское царства (1801—1811), а также некоторые, преимущественно азербайджанские, Закавказские ханства (1804—1813). Однако между приобретёнными землями и Россией лежали земли присягнувших на верность России, но де-факто независимых горских народов (выделено ‒ В. Л.), преимущественно исповедующих ислам. Борьба с набеговой системой горцев стала одной из важных задач российской политики на Кавказе. Многие горские народы северных склонов Главного Кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающемуся влиянию имперской власти».

«В конце XVIII — начале XIX в. русская администрация заключила с правящей верхушкой племён и общин соглашения об их вхождении в состав Российской империи. Однако здесь власть России была чисто номинальной: вне контроля оставались горные районы Северного Кавказа» ( «История России», 2013, авторы А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева и Т. А. Сивохина).

 В данном отрывке однозначно утверждается, что Кавказская война велась с целью присоединения к Российской империи только горных районов на северных склонах Северного Кавказа. Это указывает на то, что предгорные равнины Северного Кавказа уже были полностью в составе Российской империи и не причиняли ей особого беспокойства. Возможно, были отдельные разбойные проявления, но они не носили угрожающего Российской государственности характера. Достаточно ощутимое беспокойство причиняли племена, проживающие в горах. Хотя они уже были в составе России, но ещё пытались проявлять своеволие. Поэтому для окончательного подчинения и велась с ними война.

Из сказанного следует, что на территории современной Адыгеи, на этой благодатной земле, с древнейших времён было достаточно много населённых пунктов. Поэтому приведённые выше сведения о времени основания здесь аулов, хуторов, станиц вызывают большое недоумение.

Мне представляется, что во время Кавказской войны произошло какое-то, скажем так, структурирование населённых пунктов, существовавших с древних времён, с приданием им статусов станиц, аулов, хуторов и т. п., а также с утверждением их древних или новых названий. Так, например, было со станицей Белореченской, которая возникла в виде крепости в одном из черкесских аулов.

      Замечу, что слово аул имеет русское происхождение: диалектный вариант русского слова ул, которое в древние времена имело значение город, стан, станица, вообще населённый пункт любого типа. Русское слово ул дало название селений: аул, улус. «Поселение» пчёл ‒ пчелиный город, стан ‒ называется ул ей. Слово ул, в качестве составного, имеется в названиях многих городов. Например, Барна ул, Мос ул, Ул ан-Батор, Ул ьяновск. Слово караул ‒ кара ул ‒ городская стража. На мой взгляд, значение караула имеет и слово улан. Коль скоро, улан ‒ это военнослужащий из частей лёгкой кавалерии, то вполне вероятно, уланы являлись в некотором роде конной полицией в населённых пунктах. От слова ул произошло слово улица ‒ ряд домов в уле.

    Населённый пункт в адыгейском языке – либо хабль, либо ай или кай. Эти слова имеются в названиях адыгейских аулов: Кошехабль, Бжедугхабль, Натухай, Понежукайи т. д. Слово ай ‒ русско-тюркского происхождения и также обозначает населённый пункт или отдельное жилище. Самыми известными населёнными пунктами, обозначенными словом ай, являются: Сарай (Сар ай = Царь ай), Сарай-Берке, Сарай-Бату, Караван-Сарай, административный округ в Монголии ‒ аймак.

С приходом большого количества русских людей в земли современной Адыгеи, возможно, был составлен первый реестр населённых пунктов с обозначением их русскими словами: аул, станица, хутор, посёлок. Дату придания статуса и названия населённому пункту утвердили как дату его основания.

Отмечу, что это только моя версия, хотя она имеет достаточно много косвенных подтверждений.

Например, из приведённого выше списка населённых пунктов Адыгеи следует, что только за пять лет (1860 ‒ 1864 годы) якобы основано 12 станиц и 14 аулов, причём только в одном 1862 году – 6 русских станиц и один посёлок. Возможно ли было в те времена в такой короткий срок организовать массовое переселение русских с севера, адыгов – с гор на якобы незаселённые, необжитые земли равнинной части Адыгеи? Можно ли было обеспечить людей всем необходимым для обустройства на пустырях, в том числе временным жильём, в котором они могли укрыться от непогоды и укрыть домашний скот? Или они все, как один, приходили на пустыри и рыли для своих семей и скота землянки? Отметим, что такое переселение происходило тогда, когда транспортным средством, в том числе тягловым, были только быки, волы и лошади. Мало того, переселение происходило в места, где велись боевые действия. Выходит, навстречу русским семьям (с женщинами, стариками и детьми) двигались семьи горцев, с которыми велась война и которые, по определению, должны были быть враждебны русским. Могли в такие враждебные условия переселяться семьи казаков и иногородних? Могли горцы переселять свои семьи в те места, где русские вели с ними войну? Верится в это с трудом.

Я рассмотрел только территорию современной Адыгеи. Но ведь такое же переселение, если оно происходило на самом деле, проводилось на всём равнинном пространстве левобережья Кубани и Лабы, а если брать в целом, то на всём равнинном пространстве предгорий Северного Кавказа от Чёрного моря до Каспийского. А это уже сотни тысяч переселенцев. Следовательно, за 1817 ‒ 1864 годы на равнинной части Северного Кавказа должны были быть основаны сотни новых населённых пунктов. Такое быстрое заселение пустующих земель требовало неимоверных усилий и затрат со стороны организаторов переселения, со стороны самих переселяющихся.

В таком случае не остаётся ничего другого, как признать, что если и было какое-то переселение русских и горцев, то это происходило уже на обустроенных землях из одного населённого пункта в другой, возможно, и из других, употребляя современный термин, регионов России. Не исключено, что возле уже обустроенных населённых пунктов возникали новостройки ‒ хутора или небольшие аулы. Но основная масса переселенцев прибывала в уже обустроенные населённые пункты, где находила какой-то временный приют у местных жителей, получала от властей льготы и помощь на обустройство жилья и ведение хозяйства, в том числе земледельческого. И проживали в этих местах люди разных национальностей и конфессий в мире и относительном согласии. А война велась в горных районах.

Может быть, я не прав и чего-то не понимаю. Может, есть какие-то исторические документы, подтверждающие такое ошеломительно быстрое освоение якобы незаселённых земель да ещё в условиях войны. В мои планы не входит поиск таких документов. Я просто пытаюсь логически осмыслить доступные мне сведения.

Ещё один пример косвенного подтверждения моей версии. В современной Адыгее есть аул Тахтамукай, который якобы основан в 1860 году. Среди современных адыгейских имён нет имени Тохта или Тахта. Насколько мне известно, в истории был только один человек с таким именем, который у Марко Поло назван Тохта (Токтай). Это легендарный хан Тохтамыш. Согласно сведениям официальной истории, он хан Золотой Орды в 1380–1395 годах, хан Тюменского ханства в 1396–1406 годах. Не исключено, что аул Тахтамукай назван в честь этого хана Тохтамыша, а значит, можно предположить основание аула во времена хана Тохтамыша.

Да и названия Кошехабль в Адыгее и Кош-Хабль в Карачаево-Черкессии отражают одно из названий древних касогов ‒ кошаки (кашаки ‒ казаки). Так что эти населённые пункты, обозначаемые по-русски аулами, вполне могли быть основаны во времена обитания здесь касогов.

    Итак, я убеждён, что земли современной Адыгеи были освоены и плотно заселены ещё в середине или даже в начале первого тысячелетия. Уверен, что на месте современной станицы Ханская в те времена уже существовало поселение, которое, возможно, в более позднее время обрело черкесское название Ханхабль (Ханский аул), а в середине XIX века ‒ станица Ханская. Если принять, что храм Святого Георгия действительно был построен в XII веке, то следует признать, что уже в то время населённый пункт на месте современной Ханской имел большую численность населения: для небольшого количества людей каменный храм строить не станут. Населённый пункт был достаточно, если можно так сказать, зажиточным, потому что мог позволить себе строительство каменного храма.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.