Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Скопинской керамике (приложить). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Скопинской керамике (приложить).

2022-10-03 37
Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Скопинской керамике (приложить). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 В доме горшечника - глина, кружало…

Лепит горшечник из глины сосуд.

Трудится Мастер. Забыл Он про жалость,

Глины комок пальцы давят и мнут.

Если бы взялся неопытный кто-то -

Глина осталась бы грязи куском.

Трудится Мастер. Он знает работу:

Полон сосудов горшечника дом.

Глина под пальцами стонет и плачет:

"Лучше бы глиной вовеки лежать!" -

Сделать сосуд невозможно иначе,

Только вот так - глину пальцами жать.

Мастер склонился над кругом гончарным….

Он не волнуется и не спешит,

Времени, кажется, не замечает…

Что за сосуд Мастер сделать решил?

Он не искал чьих-то умных советов,

Ни от кого Он подсказки не ждал.

Лепит из глины, руками согретой,

Что за сосуд? - Никому не сказал.

И очертанья уже появились….

Форма, изящество линий… Кувшин!

Пальцы кружились, кружились, кружились…

Мастер работу почти завершил.

Глина от этой работы устала:

"О, поскорей бы закончился труд!" -

Мастер трудился, а глина не знала,

Что на глазах превращалась в сосуд.

Он становился все глаже и глаже…

Чудо! - в кувшине жила красота.

Глина вздыхала: "Когда же, когда же?" -

Но для горшечника - что-то не так.

Мастер смотрел. Он задумал другое:

Без сожаленья кувшин вмиг был смят.

Глина кричала: "Да что же такое?

Рядом на полках кувшины стоят.

Чем я была хуже тех или этих?

Я не хочу возвращаться на круг…" -

Мастер все слышал. Но Он - не ответил,

На пол Он глину не бросил из рук.

И началась вся работа сначала…

Сколько терпения Мастер имел!

Снова склонился над кругом гончарным….

Ночь за окном, но Он спать не хотел.

Теплые пальцы… Простое кружало…

Как бы работа была ни трудна,

Глина смирилась, и - мягкою стала.

"Я - потерплю…" - прошептала она.

И завершится работа к рассвету…

Глины комочком я - в Божьих руках.

Больно сосудом стать. Знаю об этом.

Мастер Свои мне откроет секреты -

Что за сосуд будет там, в небесах?

 

Литература для чтения детям о промысле:

М.Бурдейный «Искусство керамики», «Российская традиционная керамика»

Мусина Р.,Татьяна Г. «Гончарная сказка Скопина»

 

 

Ведущие мастера промысла

 Ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

 

Методические статьи:

Научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиргазин Кайртай Жакупович, Удалов Сергей Робертович. В статье раскрываются вопросы формирования декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как учебной дисциплины и ее место в эстетическом и художественном образовании.

 

 


 

Г Ж Е Л Ь С К А Я К Е Р А М И К А

 

1. Место нахождения промысла: Московская область.

2. Материал первоосновы: Глина

3. Способы украшения, материалы: Белая глина, растительная, сюжетная роспись, орнаментные узоры, животный. Шпатель, кисточки, стеклянная палитра и баночка с черного цвета окисью кобальта. Наносят по обожженному черепку до нанесения на него глазури

4. Виды продукции: Посуда, сосуды, вазы, пасхальные яйца, подносы, чайники, матрёшки, игрушки, часы.

6. Технологические элементы узоров (нарисовать)

 

2-ая мл. группа Средняя группа Старшая группа
  Круги, точки,палочки, линии     Круги, точки,палочки, линии, дуги, клетка.     Круги, точки,палочки, линии, дуги, сетка, капельки, листики цветы.

 

7. Композиционные элементы узоров (рисунки приложить):

 

8. Вид узора: Зоологическая, растительная, орнаментальная.

9. Использование в ДОО

þ Возрастная группа со второй младшей группы

þ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.)  Средняя группа; выставки, дидактические игры, музей, настольные- печатные игры
Конспект одной из форм работы приложить.

Тема: «Гжельская керамика».

Цель:

Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус.

Материалы.

Выставка изделий гжельских мастеров «Это звонкая сказка – Гжель». Магнитофон, аудио кассета с записью народных мелодий.

Ход занятия

 

 

1-й этап

 

Педагог предлагает детям вспомнить, какие изделия они знают, и приглашает их в новое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ Н.С. Сурьяниновой «Синие цветы гжели»: №Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

 

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

 

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

 

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

 

По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

 

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

 

Самый любимый узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

 

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые.

 

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

 

Гжельские мастера – большие фантазёры. Одни чашки – стройные, высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

 

При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

 

А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.

 

Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… На спинке кита вылеплен сказочный грод с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собака бежит. Над головой кита –фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно раза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой.

 

Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.

 

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза.

 

А это скульптура – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.

 

Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.

 

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется,сейчас прокукарекает: «Спать пора!».

 

После чтения книги педагог предлагает рассмотреть иллюстрации.

 

2-ё этап

 

Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка – Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки.. Они бывают разные: весёлые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-Царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».

 

Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем – ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе понравились и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?

 

Рисование элементов гжельской росписи

 

 

Цель:

 

Расширять знания детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

 

Материалы:

 

Выставка городецких, дымковских, филимоновских и гжельских изделий. Гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра. Рисунок: гжельская ваза для цветов.

 

Ход занятия

 

 

1-й этап

 

Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:

 

Синяя сказка – глазам загляденье,

 

Словно весною капель,

 

Ласка, забота, тепло и терпенье,

 

Русская, звонкая…

 

(Гжель)

 

Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

 

Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчёркивает её особенность и целостность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть даёт возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, бед предварительной прорисовки карандашом».

 

Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз. Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

 

2-й этап

 

Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

 

3-й этап

 

Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организовывает выставку работ.

 

4-й этап

 

Педагог показывает на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза – один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти – к краю её должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цвета необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки.

 

Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем – гжельскую розу. Гжельские цветы, изображённые детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

 

Лепка и роспись гжельских изделий

 

 

Цель:

 

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Показать способ лепки культур малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. Развивать творчество и фантазию.

 

Материалы.

 

Гжельские игрушки – скульптуры малых форм. Глина, подставки, стеки, гуашь, краска, палитра, кисти, баночка для воды и салфетки.

 

Ход занятия

 

 

1-й этап

 

Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; обращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собачку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образа для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает помощь детям.

 

2-й этап

 

После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.

 

3-й этап

 

Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.

 

10. Игровые упражнения (название, возр. гр.) «Узнай элементы узора», «Собери целое», Собери пазлы «Гжель», «Лото», «Найди пару».

11. Описать игровое упражнение

 

«Узнай элементы узора»

 

Цель: обобщение и закрепление знаний о гжельской росписи.

 

Задачи:

 

- уточнять и закреплять представление об основных элементах гжельской росписи;

 

- учить вычленять отдельные элементы узора;

 

- развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции;

 

- вызывать интерес к росписи.

 

 

12. Игровые упражнения (название “ Синеглазая Гжель», “Продолжи элемент росписи”,

 

13. Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически:

 

 

14. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить).

Здесь рисуют девицы

 

Белые картинки,

 

Голубой узор на них,

 

Словно паутинка.

 

Эти синие цветы

 

Мы в узоры заплели.

 

Синих красок карусель

 

Называют всюду Гжель!

14.  

& Литература для чтения детям о промысле:

М.Бурдейный «Искусство керамики», «Российская традиционная керамика» Мусина Р.,Татьяна Г. «Гончарная сказка Скопина», Альбомы ФГОС «Мастерская Гжели», Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук] – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, [2011], Русский быт: [для сред. шк. возраста] / [сост. Н. Астахова]. - М.: Белый город, 2010. - 287 с. - (История России).

 

15. Ведущие мастера промысла: А. Федотов, В. Розанов, В.Седачева, Н.Бидак, В.Бидак, В. Авдонин

 

 

16. Методические статьи:: научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Викторовна


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.