Юность как современная проблема или проблема юности. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Юность как современная проблема или проблема юности.

2022-10-03 29
Юность как современная проблема или проблема юности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

я сделал вывод,что верность - это та витальная сила, в которой нуждается юность, чтобы стремиться к чему-то, бороться за что-то и за что-то умереть.

юность, всегда готовая

постичь как разнообразие в принципе, так и принцип в разнообразии, должна часто

испытывать крайности, прежде чем принять взвешенное решение.

 

Пример: Мир Гамлета - мир диффузных реальностей и верности. Только через пьесу в пьесе и

через сумасшествие в безумии Гамлет - актер в комедианте - открывает благородную

идентичность в притворных идентичностях и наивысшую верность в роковом

притворстве.

Его отчуждение - отчуждение спутанной идентичности. Отчуждение от самого

существования - это тема известного монолога. Гамлет отчужден от человеческого

существования и от существования человека: "Мужчины не занимают меня, женщины

тоже"; отчужден от любви и деторождения: "Я говорю, довольно браков". Он отчужден от

судьбы своей страны, "хотя я здесь родился и свыкся с нравами"* (и очень похож в этом

на нашу "отчужденную" молодежь); он отчужден от сверхстан-дартизированного человека

своего времени, которого и описывает как отчужденного, который "перенял всего лишь современную погудку и

внешние приемы обхождения"*.

И тем не менее через все это прорываются у Гамлета целеустремленные и трагически

обреченные поиски верности. Вот сущность исторического Гамлета, той старинной

модели, которая была героем на народной сцене в течение веков перед тем, как Шекспир

модернизировал и обессмертил его.

 

В юности сила "эго" возникает из взаимного подтверждения индивида и общества в том

смысле, что общество узнает молодого индивида как носителя свежей энергии и что

индивид, таким образом подтвержденный, узнает общество как живой процесс,

вдохновляющий верность, которую оно получает от него, сохраняющий преданность,

которой оно привлекает его, чтящий доверие, которого оно требует от него.

 

Из трех источников новой энергии физический рост - наиболее легко измеряемый и

систематически используемый, хотя его вклад в агрессивные побуждения наименее

понятен, за тем, по-видимому, известным исключением, что любое препятствие на пути

использования физической энергии в тех случаях, когда действия подлинно осмысленны,

приводит к подавленному гневу, который может стать разрушающим или

саморазрушающим. Присущие юности силы понимания и познания могут быть

экспериментально изучены и планомерно применены к обучению ремеслу и

исследованию; менее известна, однако, их связь с идеологическим воображением.

Наконец, замедленное половое созревание - источник не только неисчислимой энергии, но

и актуализации влечений, сопровождающейся внутренней фрустрацией.

развитие "эго" использует психосексуальные силы юности для усиления стилевой определенности и идентичности.

 

Поэтому мы описали основную опасность этого возраста как спутанность идентичности,

которая может выражаться в чрезмерно пролонгированных мораториях (Гамлет дает

возвышенный пример), или в повторяемых импульсивных попытках закончить мораторий

внезапным выбором (то есть играть с историческими возможностями и затем отрицать,

что некоторое необратимое обязательство уже имеет место), или иногда также в серьезной регрессивной патологии, как это проиллюстрировано в предшествующей главе.

Доминирующий результат этой, как и любой другой, стадии поэтому - уверенность, что

активное, избирательное ого" стоит во главе и дает возможность стоять во главе

социальным структурам, представляющим данной возрастной группе место, в котором она нуждается и в котором она необходима.

 

Юность, следовательно, чувствительна к любому предложению, которое может быть

жестко детерминировано тем, что произошло раньше в историях жизни отдельных людей

или в истории человечества. С психосоциальной точки зрения это должно означать, что

необратимые идентификации детства должны препятствовать развитию собственной

идентичности индивида, а с исторической - что облеченные властью силы должны

препятствовать группе в реализации ее сложной исторической идентичности. По этой

причине юность часто отвергает родителей и авторитеты и хочет принизить их как

логически непоследовательных, ищет людей и движения, которые заявляют или кажется,

что заявляют, что могут предсказать неотвратимое будущее и таким образом обогнать его.

 

Пациентка Фрейда:Тем не менее сейчас мы можем видеть, что в ее поведении

было больше настойчивого требования исторической правды, чем отрицания правды

внутренней. И это особенно справедливо для юности.

 

 

11. Женственность и внутреннее пространство.

 

Психологи врачи-психоаналитики знают,что решающий для разделения женской идентичности момент - это переход от юности к зрелости, когда молодая женщина, неважно какой профессии, о которой раньше заботились родители, оставляет родительскую семью и посвящает себя любви к чужому человеку и заботам об

их общем ребенке.

Я высказывал мнение, что душевная и эмоциональная способность принимать и

соблюдать верность - свидетельство окончания юности, тогда как зрелость начинается со

способности принимать и проявлять любовь и заботу.

 

Но в чем особенности формирования идентичности женщины, определяющиеся тем, что в ее теле существует "внутреннее пространство", в котором вынашивается ребенок избранного ею мужчины, что в свою очередь определяет ее биологическое, психологическое и этическое предназначение - материнство? И не это ли предназначение (независимо от того, работает ли женщина, и даже от того, есть ли у нее дети) - основная проблема женской верности

 

Меня больше всего интересовали не столько сюжеты, сколько организация пространства:

как она соотносится с возрастом и с видами неврозов в период, предшествующий половой

зрелости. Таким образом, сначала половые различия не были в центре моих интересов. Я

обращал внимание;t на то, занимали ли конструкции все пространство стола или только

его часть, росли ли они ввысь или вширь. Все это могло немало сказать об исполнителе.

Но скоро я понял, что, оценивая конструкцию, построенную ребенком в процессе игры, я

должен учитывать, что девочки и мальчи- ки по-разному используют пространство и что

некоторые явно повторялись, а другие были уникальны.

 

 

Итак, перечислим типичные признаки: девочки конструировали

внутреннее пространство дома - расставленная определенным образом мебель, не

огражденная стенами, или замкнутое, огороженное кубиками пространство. У девочек

люди и животные находились чаще всего внутри такого пространства в статичных позах.

Ограждения представляли собой низкие стены (высотой в один кубик), но иногда

встречались более сложные конструкции с дверными проемами. Представленные сценки

были весьма незамысловатыми, отражающими в основном спокойную семейную жизнь.

Часто маленькая девочка играла на пианино. Но иногда в это внутреннее пространство

вторгались животные или "опасные" мужчины. Но вторжение не обязательно приводило к

сооружению защитных стен или к закрыванию дверей. В большинстве своем эти сюжеты

скорее несли в себе элемент комизма.

Мальчики увлекались строительством сложных сооружений конусоидальной или

цилиндрической формы. Но действие происходило исключительно на открытом пространстве, причем позы людей и животных были весьма динамичными. Несколько

сценариев отражали автодорожные происшествия или уличные ситуации, в центре

которых обязательно был полицейский. У большинства мальчиков преобладали высокие

постройки. Некоторые тешились разрушительной деятельностью, устраивая обвалы или

крушения; руины изображали только мальчики!

Итак, получив указание: изобразить увлекательный киноэпизод, мальчики

изображали динамичную жизнь в открытом пространстве, а девочки - добродетельную

жизнь внутри дома. При формировании женской идентичности главная

роль отводится качествам заботливой хозяйки, любящей матери сообразно ее природе, не

смеющей подвергать сомнению мужские прерогативы.

 

Большинство

первых выводов психоанализа основано на представлении о так называемой -"половой

травме": девочка вдруг осознает, что у нее нет и никогда не будет пениса. Предположение,

что женщинам свойственна зависть, что девочка отворачивается от матери и

привязывается к отцу, когда обнаруживает, что мать не только лишила ее пениса, но и

сама его лишена, и, наконец, склонность женщин отказываться от мужской агрессивности

в пользу "пассивно-мазохистской" ориентации - все эти посылки основаны на концепции

"травмы", и все они использовались при тщательной разработке теорий женственности.

Все это в той или иной степени присутствует во всех женщинах, что неоднократно

доказывалось практикой психоанализа. Но всегда следует иметь в виду, что данный

метод, вероятно, особенно успешно обнаруживает те истины, для открытия которых он

создает специальные условия, в данном случае это излияние в потоке свободных

ассоциаций скрытых обид и подавленных травм. Эти же истины становятся весьма

относительными в рамках нормативной теории развития женской психики.

 

Там они,

видимо, подчинены главному - наличию продуктивного внутреннего пространства. Это

позволяет перенести теоретический акцент с потери внешнего органа на ощущение

жизненно важного внутреннего потенциала, с презрения и ненависти к матери на чувство

солидарности с ней и другими женщинами, с "пассивного" отказа от участия в мужских

сферах деятельности на целенаправленную деятельность, сообразную наличию яичников,

матки и влагалища, с мазохистского удовольствия от боли на способность переносить (и

принимать) боль как значимый аспект существования человека вообще и женщины в

частности.

 

Однако с точки зрения развития психики

девочка обращается к отцу в то время, когда период ее полной зависимости от матери

завершен. Ее отношения с отцом носят совершенно иной характер, чем отношения с

матерью; они приобретают особую важность потому, что девочка уже научилась доверять

матери и более не подвергает сомнению эти основные отношения. Теперь в ней может

возникнуть новая любовь - к существу, которое в свою очередь способно или должно быть

способно реагировать на пробуждающееся в ней дразнящее женское начало. Таким

образом, это процесс гораздо более многосторонний, чем простое утверждение, что

объектом либидо для девочки становится отец, а не мать. Такой перенос можно

реконструировать как изолированный "механизм" только тогда, когда "я" в какой-то

степени утратило способность упорядочивать опыт в соответствии с эмоциональным,

физическим и интеллектуальным созреванием. Только в этом случае можно говорить о

том, что девочка обращается к отцу, поскольку она разочарована в матери - так как мать

отказалась предоставить ей нечто, а именно пенис.

 

продуктивная функция внутреннего пространства, которая, по

нашему предположению, в рудиментарном виде присутствует в сознании уже в

 

раннем возрасте, вызовет у маленькой женщины такие фантазии, которые будут

подавляться, а это неминуемо приводит к фрустрации. Например, осознание того, что

дочь не может быть матерью детей своего отца. Несомненно и то, что само существование

продуктивного внутреннего пространства рано вызывает у женщин специфическое

чувство одиночества, страх, что оно останется незаполненным, что ее лишат чего-то

ценного, боязнь иссушения. Это имеет не меньшие последствия как для отдельно взятого

человека, так и для всего человечества, чем мечты и разочарования маленькой Электры*.

Именно поэтому совершенно не следует считать, что эти чувства объясняются

исключительно обидой девочки на то, что она не мальчик, или на то, что ее искалечили.

 

Ибо, как

уже говорилось, клинические наблюдения свидетельствуют о том, что для женщины

"внутреннее пространство" - источник отчаяния, хотя оно же и условие ее реализации.

Пустота для женщины - гибель. Это чувство иногда свойственно и некоторым

эмоциональным мужчинам (о них мы поговорим позже). Например, одиночество,

лишение сердечного тепла, утрата жизнеспособности означают для женщины

опустошение. Мужчины, как правило, не понимают, почему женщина так глубоко

страдает. Иногда страдающая женщина вызывает сочувствие, иногда - безразличие.

 

Женщины более выносливы, чем

мужчины. Отсюда и меньшая их смертность при рождении и меньшая подверженность

некоторым опасным заболеваниям, например сердечным, у них выше средняя

продолжительность жизни. Понятно и то, почему девочки раньше, чем мальчики, могут

сосредоточивать внимание на непосредственно наблюдаемых в пространстве и времени

мелочах и вообще тоньше различают все видимое, слышимое и осязаемое. Они реагируют

на явления окружающего их мира острее, индивидуальнее, с большим состраданием.

Более уязвимые и ранимые, они тем не менее быстрее восстанавливаются.

 

Молодые женщины часто задаются вопросом, можно ли найти свою идентичность до

замужества. Поскольку какая-то часть идентичности молодой женщины должна быть

открытой, чтобы вместить в себя особенности мужчины, с которым она соединится, и

детей, которых она будет растить, я думаю, что идентичность молодой женщины в

значительной мере определяется ее типом привлекательности и избирательностью

поисков ею мужчин, которых она хочет привлечь. Это, разумеется, составляет лишь один,

психосексуальный аспект ее идентичности, и она может надолго отсрочить его

формирование, получая профессиональную подготовку и формируя себя как члена

общества, развиваясь как личность в рамках ролевых возможностей своего времени.

 

Точно так же "мазохизм" менее свойственен ей, чем мужчинам, потому что она должна

выносить и родовые муки, и менструации. "Мазохисткой" она становится лишь в том

случае, когда использует боль извращенно или из мщения, но это не соответствует ее

женскому предназначению и отнюдь не является его глубинным выражением. Точно так

же пассивность женщины принимает патологический характер лишь тогда, когда она

становится слишком инертной в женских сферах деятельности и в стремлении К

обретению целостности своей личности.

 

Имея

определенное телесное строение, человек в то же время является личностью и

социальным существом. Назовем эти аспекты его существования Сома, Психея и Полис

 

Сома - это принцип устройства организма, проживающего свой жизенный цикл. Но Сома

женщины - это не только то, что находится у нее под кожей, или вариации ее облика,

обусловленные сменой стилей одежды. Она включает в себя и функцию посредничества в

эволюции, как генетического, так и социогенетического, создающего в каждом ребенке

соматическую основу его физического, культурного и личностного развития. Эта миссия

должна быть доведена до конца от момента зачатия до рождения и воспитания ребенка. В

ней и состоит функциональная уникальность женщины. Но ни одна женщина не живет и

не должна жить исключительно в рамках соматической сферы. Современный мир

предоставляет ей все большие возможности выбора, сознательного и ответственного

планирования или отказа от этих задач. Поэтому она может и должна принимать решения

в качестве члена общества, работника и, разумеется, индивидуальности - или отказаться

от их принятия.

Что касается Психеи, мы уже говорили об организующем начале, называемом "эго".

Именно "эго" организует личный опыт, стоя на страже целостности индивида. "Эго" -

посредник между соматическим и душевным опытом и политической реальностью в

самом широком смысле этого слова. Для этого оно использует психологические

механизмы, имеющиеся у обоих полов. Поэтому возможны нормальная коммуникация,

взаимопонимание и социальная организация. Воинствующий индивидуализм и

эгалитаризм до такой степени раздули значение ядра индивидуальности, что стало

казаться, что соматические и социальные различия совершенно не важны. Но абсолютно

ясно, что активная энергия -"эго", и особенно идентичность внутри индивидуальности,

нуждается в энергии соматического развития и социальной организации и испольмзует ее. И то, что женщина, кем бы она ни была, всегда остается женщиной, создает

уникальное соотношение между индивидуальностью, соматическим опытом и ее

социальным потенциалом, что ведет к необходимости изучения женской идентичности

как самостоятельного объекта.

 

Называя сферу гражданской жизни Полисом, я хочу подчеркнуть, что она

распространяется до границ того, что человек считает своим "городом". Современные

коммуникации увеличивают размеры этой общности до почти глобальных. В сфере

Полиса женщины и мужчины очень схожи по своей интеллектуальной ориентации и

способности работать и руководить. Но и здесь влияние женщин не реализуется

полностью, если оно не отразит без оговорок существование "внутреннего пространства",

возможностей и потребностей женской души. Пока невозможно предсказать, какие задачи

и роли, возможности и специальности откроются перед женщинами, когда они не просто

будут приспосабливаться к мужским специальностям в экономике и политике, но

научатся приспосабливать их к себе

 

ДОПОЛНЕНИЯ

-Понятие идентичности помимо личной тождественности

(неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность

личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как

персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т.д.).

 

-неогуманистическая молодежь как-то приспособится к машинному веку, к которому в силу своего образа жизни она уже полностью принадлежит.

 

-Из многих элементов идентичности, вытекающих из столь запутанной картины, позвольте

мне отобрать, сконцентрировать и назвать три.(Шоу)

 

-Сноб

"По сравнению с другими английскими семьями, похожими на нас, мы обладали такой

силой иронической драматизации, которая заставляла греметь кости наших

семейных скелетов". По мнению Шоу, именно так "семейный снобизм сглаживается

семейным чувством юмора".

 

-Производитель шума

На протяжении всего детства Шоу одолевали грандиозные атаки музыкальных увлечений:

в семье играли на тромбоне, виолончели, арфе и тамбурине и - самое ужасное -

практически все пели. Наконец он и сам научился играть на фортепьяно, и делал это

невероятно шумно. "Когда я вспоминаю грохот, свист, рев и рычание, извлекаемые мною мучать совершенно бесполезные угрызения совести...

 

-Некто злой

В детстве будущий писатель испытывал сильное одиночество. Поэтому он выдумал себе

друга для бесед. "В детстве я упражнял свой литературный дар, сочиняя собственные

молитвы... Эти произведения нужны были для развлечения и умиротворения

Всевышнего". В соответствии с семейной непочтительностью к религии набожность Шоу

была весьма невысокой и очень рано превратилась в смесь "интеллектуальной честности и

низкой морали". В то же время создается впечатление, что Шоу был (в несколько

необычной форме) маленьким бесенком в образе ребенка. Во всяком случае, он не

чувствовал идентичности с собой хорошим: "Даже когда я был хорошим мальчиком, это

было только наигрышем, потому что, как говорят актеры, я видел себя в роли". "Когда

природа завершила мое внешнее оформление в 1880 г. или около этого (до двадцати

четырех лет у меня на лице был лишь нежный пушок), я обзавелся усами, бровями и

саркастическими ноздрями опереточного дьявола, чьи песни я распевал в детстве и чьим

идеям я поддавался в отрочестве.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.