Старейшая российская книжная Серия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Старейшая российская книжная Серия

2021-06-30 34
Старейшая российская книжная Серия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

Уже изданы и готовятся к печати:

 

Л. Данилкин «ЛЕНИН»

В. Бондаренко «ЛЕГЕНДЫ БЕЛОГО ДЕЛА»

А. Вдовин «ДОБРОЛЮБОВ»

А. Коровашко «МИХАИЛ БАХТИН»

И. Фаликов «ЕВТУШЕНКО»

М. Макеев «НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ»

А. Сенкевич «БУДДА»

В. Антонов «ЭЙТИНГОН

П. Ренуччи «КЛАВДИЙ»

А. Кулагин «ШПАЛИКОВ»

А. Куланов «ОЩЕПКОВ»

Н. Старосельская «КАВЕРИН»

 


[1] Неверно указанное лицо. Енисейские губернаторы в этот период – Падалка Василий Кириллович (1845–1861) и Замятнин Павел Николаевич (1861–1868).

 

[2] Суриковские чтения. Сборник. Красноярск, 2008.

 

[3] Там же.

 

[4] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[5] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[6] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[7] Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[8] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[9] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[10] Цит. по кн.: Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.

 

[11] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[12] Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.

 

[13] Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[14] Там же.

 

[15] Суриковские чтения. Красноярск, 1998.

 

[16] Позднее о картине «Меншиков в Березове» будет с почтительным недоумением размышлять Александр Бенуа, сравнивая его технику с техникой Ф. М. Достоевского: «…его <Сурикова> связь с гениально‑безобразной техникой Достоевского». Цит. по: Бенуа А. И. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.

 

[17] Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.

 

[18] Цит. по: И. Н. Крамской в его взглядах на искусство // Исторический вестник. 1888. № 7.

 

[19] Напомним вкратце историю раскола (в современной трактовке). Церковные реформы, проводимые в 1650‑1660‑х годах патриархом Никоном под началом царя Алексея Михайловича, были направлены на уточнение сложившейся в Русской православной церкви обрядовой традиции – чтобы согласовать обряды с греческим богослужебным чином. Появление книгопечатания позволило сверить с греческими оригиналами старые рукописные богослужебные книги (куда при переписывании вкрались ошибки) и напечатать исправленные образцы. В целом реформы не касались существа православной веры, задели лишь обрядовую сторону. К примеру, вместо прежнего двуперстного крестного знамения (осенение крестом) было введено троеперстное (символизирующее единство Святой Троицы, неразрывность Отца и Сына и Святого Духа в лице Спасителя Иисуса Христа). Не все верующие это приняли, что привело к образованию старообрядчества, древле‑православия и, в результате, – расколу Русской церкви. «Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола, между тем как эти понятия существенно различные. <…>… существенным признаком раскола служит противление, нарушение церковного мира и единения из‑за вопросов, не входящих в область веры». См.: Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. С. 629. – Прим. ред.

 

[20] Цит. здесь и далее в главе по кн.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

 

[21] Цит. по: Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.

 

[22] Цит. здесь и далее по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[23] Здесь и далее цит. по: Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.

 

[24] Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[25] Цит. здесь и далее по: http://tolstoj.ni/pisma_1879‑1897.html

 

[26] Здесь и далее цит. по: Стасов В. В. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952.

 

[27]  Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.

 

[28] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[29] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[30] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[31] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[32] Там же.

 

[33]  Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.

 

[34] Суриковские чтения. Красноярск, 1998.

 

[35] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[36] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[37] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[38] Там же.

 

[39] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[40] Там же.

 

[41] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[42] Там же.

 

[43]  Глаголь С. В. И. Суриков. Из встреч с ним и бесед // Русская старина». 1917. № 2.

 

[44]  Волошин М. А.  Суриков (Материалы для биографии) //Аполлон. 1911. № 6–7.

 

[45] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[46] Там же.

 

[47] Там же.

 

[48]  Никольский В. А. Творческие процессы Сурикова. М.: Всекоху‑дожник, 1934.

 

[49]  Алленов М. М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996.

 

[50] Здесь и далее: Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.

 

[51] Точнее сказать, это – одно из названий городища/города Кашлык (столицы древнего Сибирского ханства): Сибирь, Сибир, Сибер, Ибер, Искер, что было обусловлено этнически смешанным населением ханства. По одной из версий, поименование города Сибирь (Сибир, Сибер) происходило от названия древнего народа сабиров, некогда заселявших земли Зауралья; в настоящее время Искер – памятник археологии Кучумово городище; находится на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки (Тюменская область). – Прим. ред.

 

[52] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[53] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[54] Там же.

 

[55]  Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1971.

 

[56]  Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.

 

[57] Там же.

 

[58]  Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984.

 

[59] Здесь приводится отрывок из стихотворения (думы) К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», написанного в 1821 году с посвящением офицеру и литератору П. А. Муханову (за участие в декабрьском восстании будет приговорен к 12 годам каторжных работ). Народные песенные переработки стихотворения – с частичным изменением и дополнением авторского текста – обычно публикуются под названием «Ревела буря, дождь шумел». – Прим. ред.

 

[60]  Волошин М. А. Суриков (Материалы для биографии) //Аполлон. 1911. № 6–7.

 

[61] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[62] Там же.

 

[63] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[64]  Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[65]  Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.

 

[66]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[67]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[68] Там же.

 

[69] Цит. по: Миронова Л. Цветоведение. Минск, 1984.

 

[70] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[71]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[72]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[73]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[74]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[75]  Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.

 

[76] Уточним: спустя полгода после кончины отца, 13 апреля 1895 года, Николай II издал Именной высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В 1898 году, 7 марта, Русский Музей Императора Александра III был официально открыт для посетителей. В 1917 году получил название – Государственный Русский музей (Санкт‑Петербург, Инженерная ул., 4). – Прим. ред.

 

[77]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[78]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[79]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[80] Полное название картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».

 

[81]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[82] Там же.

 

[83] Там же.

 

[84] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[85] Там же.

 

[86] Объясним кратко общий ход событий. В 1798 году, при Павле I, Россия вступила во Вторую антифранцузскую коалицию, которую составляли Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство. В рамках коалиции была создана объединенная русско‑австрийская армия для похода в Северную Италию, захваченную войсками Французской Директории (правительство Первой Французской республики в 1795–1799 годах). Австрийский император Франц II обратился с просьбой к Павлу I назначить командующим объединенной армией А. В. Суворова; в марте 1799‑го Франц II присвоил Суворову звание генерал‑фельдмаршала Священной Римской империи. После освобождения Северной Италии (Итальянского похода) Суворов планировал развернуть наступление на Францию. Однако план был сорван союзниками, опасавшимися усиления влияния России в районе Средиземного моря и Италии. Суворову было предписано оставить в освобожденной Италии австрийские войска и во главе русских войск отправиться в Швейцарию, чтобы оттуда предпринять наступление на Францию. Во время Швейцарского похода и состоялся героический переход Суворова через Альпы. – Прим. ред.

 

[87]  Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.

 

[88] Там же.

 

[89] Там же.

 

[90]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[91] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[92] Цит. по: Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев (1856–1915). М., 1985.

 

[93] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[94]  Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке. М., 1995.

 

[95]  Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.

 

[96]  Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М., 1971.

 

[97]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[98] Цит. по: Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[99] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[100] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[101] Автор «Диссертации о восстании С. Разина» – Иоганн Юстус Марций; защита состоялась в 1674 году в Виттенбергском университете (Германия); восстание С. Разина автор анализировал в контексте русской истории, начиная с древнейших времен. Этот труд Мар‑ция – свидетеля событий и очевидца казни Разина – вызвал немалый интерес в Европе и тогда же был несколько раз переиздан. Описав необычайное мужество Степана Разина, Марций тем не менее подчеркивал в выводе, что он всецело на стороне русского царя, характеризуя Разина как государственного преступника, покусившегося на законную власть и получившего заслуженную кару (о чем заявлено и на титульном листе его диссертации: «Стенко Разинь Донски козакъ изменник id est Stephanus Razin Donicus Cosacus perduellis»). См. подробнее: Иностранные известия о восстании Степана Разина. М.: Наука, 1975. – Прим. ред.

 

[102] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[103] Там же.

 

[104]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[105] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[106]  Никольский В. А. Творческие процессы Сурикова. М.: Всекоху‑дожник, 1934.

 

[107] Цит. по: Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. М., 1959.

 

[108] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[109]  Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. М., 2001.

 

[110] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[111]  Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[112]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[113] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[114] Там же.

 

[115] Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988.

 

[116] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[117]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[118] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[119] Там же.

 

[120] Цит. по: Кеменов В. С. В. И. Суриков. М.: Искусство, 1987.

 

[121] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[122]  Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986.

 

[123] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[124] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[125]  Минченков Я. Воспоминания о передвижниках. М.: АСТ‑ПРЕСС, 2008.

 

[126] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[127] Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[128] Суриковские чтения. Красноярск, 2004.

 

[129] Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[130] Суриковские чтения. Красноярск, 2004.

 

[131]  Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[132]  Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.

 

[133] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[134] Суриковские чтения. Красноярск, 2004.

 

[135] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[136] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[137] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[138] См. о М. А. Зелениной: Васильева‑Шляпина Г. Л. Василий Суриков. Путь художника. СПб.: Вита Нова, 2013.

 

[139] См.: Васильева‑Шляпина Г. Л. Василий Суриков. Путь художника. СПб.: Вита Нова, 2013.

 

[140] Цит. по: Суриковские чтения. Красноярск, 1999.

 

[141] Там же.

 

[142] Цит. по: Суриковские чтения. Красноярск, 1999.

 

[143]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[144] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[145] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[146] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[147] Там же.

 

[148] Кончаловская Н. П. Дар бесценный. Красноярск, 1978.

 

[149] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[150] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[151] Там же.

 

[152] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[153] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[154] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[155] Суриковские чтения. Красноярск, 2012.

 

[156] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[157]  Алленов М. М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996.

 

[158] Цит. по: Василий Иванович Суриков. Коллекции красноярских музеев. Красноярск, 2002.

 

[159] Точнее сказать, 28 июля 1914 года (по европейскому, григорианскому, календарю, а по российскому, юлианскому, – 15 июля) Австро‑Венгрия объявила войну Сербии. Повод – убийство в Сараеве (входившем в Австро‑Венгрию) австрийского наследника эрцгерцога Франца Фердинанда. Россия формально вступила в войну 19 июля по российскому календарю, а по европейскому – 1 августа, когда Германия, союзница Австро‑Венгрии, объявила войну Российской империи. 3 августа Германия объявила войну Франции, в ответ Великобритания 4 августа объявила войну Германии (Россия, Франция, Великобритания входили в один военный блок, Антанту) – и началась полномасштабная Первая мировая война. – Прим. ред.

 

[160] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[161]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[162] Суриковские чтения. Красноярск, 1999.

 

[163] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[164] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[165] Там же.

 

[166] Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977.

 

[167] Суриковские чтения. Красноярск, 2008.

 

[168] В книге Г. Л. Васильевой‑Шляпиной «Василий Суриков. Путь художника» приводится версия, отличающаяся от заключения Максима Кончаловского: «В конце февраля 1916 г. у Василия Ивановича началось двухстороннее воспаление легких и болезнь сразу приняла тяжелую форму».

 

[169]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[170]  Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

 

[171] Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1971.

 

[172] Суриковские чтения. Красноярск, 1999.

 

[173] См.: Суриков В. И. Письма. 1868–1916. М.; Л.: Искусство, 1948.

 

[174] Суриковские чтения. Красноярск, 1999.

 

[175]  Щекотов Н. М. Картины В. И. Сурикова. М.; Л.: Искусство, 1944.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.