Про Октябрьскую революцию и про нас — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Про Октябрьскую революцию и про нас

2021-06-30 20
Про Октябрьскую революцию и про нас 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решение Таниной звёздочки

 

— Наша вожатая Валя нам всем очень нравится, — призналась мне Танечка. — Она весёлая, затейливая, петь любит. Но однажды Валя пришла к нам в звёздочку необыкновенно серьёзная.

«Сегодня учительница истории рассказывала нам про Октябрьскую революцию, — сказала она, — про то, как наши отцы и деды боролись против помещиков и капиталистов. Как они защищали нашу молодую страну от белогвардейцев и интервентов. — Тут Валя помолчала и добавила: — Если бы я жила в то время, я тоже пошла бы бороться с буржуями».

«И я бы пошёл, если бы жил тогда, — заявил Вовка Бузанов. — Я взял бы винтовку и свергнул бы царя и всех помещиков. — Вовка вдруг засмеялся. — А вы бы сейчас пришли ко мне приглашать на сбор звёздочки и расспрашивали бы меня, как я дрался вместе с Чапаевым и никогда не отступал».

«А давайте найдём такого человека, который сражался в революцию, и позовём его к нам в гости», — предложила Оля Кубасова.

«Я видел такого человека, — неожиданно сказал Толик Портнов. — Он приезжал к нашим соседям погостить из Молдавии. Он рассказывал, что у него есть шашка, которую ему подарил командир революционных бойцов Котовский».

«Что же ты молчал?! Почему не сказал, когда он был тут? — накинулись мы на Толика. — Пошли, выясним у твоих соседей, когда он ещё приедет».

Мы повскакали с мест, но вожатая Валя нас остановила:

«А как вы думаете встретить своего гостя? Что ему расскажете?»

«Это он нам расскажет, как сражался, а не мы ему!» — возразил Вовка.

«Он, наверное, тоже захочет вас послушать», — предположила вожатая.

 

После этого мы решили подготовиться к нашей встрече как следует. Мы написали Толиному знакомому письмо с приглашением, сами стали читать рассказы о героях революции и рисовать в альбом под названием «Да здравствует Октябрьская революция!» картинки. Мы нарисовали Кремль в красных флагах, штурм Зимнего дворца, крейсер «Аврора», который стрелял по Зимнему, и ещё много рисунков. Мы очень старались, чтоб было похоже. Как раз тут пришло письмо от дедушки Степана (так звали бывшего бойца кавалерийской бригады, которой командовал Котовский). Вот что писал нам дедушка.

 

Человек из легенды

 

Письмо дедушки Степана

 

«Дорогие мои внучата-октябрята! Большое вам спасибо за приглашение и пожелание мне здоровья. Чувствую я себя хорошо. Но приехать к вам всё-таки не могу. Далеко мы друг от друга. Больше тысячи километров. А я уже совсем старенький. Поэтому сообщаю письменно всё, что вас интересует.

То, что я служил в боевой кавалерийской бригаде у Григория Ивановича Котовского, — верно. Правильно и то, что Григорий Иванович наградил меня после одного из боёв своей шашкой, которую я храню до сих пор. О себе сказать больше нечего. А вот о храбрости нашего прославленного командира писать можно много. Хочется мне припомнить для вас два случая, которые ещё ни в какой книге не описаны.

Случай первый —

 

ПРИВИДЕНИЕ

 

Было это в 1920 году. Мы с Григорием Ивановичем воевали тогда в Западной Украине. На подступах к одному посёлку враги открыли по нас ураганный огонь. Время шло. Пора бы их атаковать. Да как? Огонь был такой силы, что даже голову от земли приподнять нельзя. В момент прострелят. Что делать? Отступать? Разве мог решиться на это Котовский?! И тут нашему командиру пришла в голову невероятно дерзкая мысль. Отъехал он на своём коне за деревья да как вдруг выскочит оттуда на открытую поляну, которую враг обстреливал! Выскочил и давай скакать с обнажённой шашкой в руке перед цепью наших бойцов, которые залегли под огнём. Мы так и обмерли. Ведь убьют сейчас нашего командира. Одной шальной пули довольно. Но тут произошло что-то непонятное: противник мгновенно прекратил огонь. Мы воспользовались этим и бросились за своим командиром в атаку. Не прошло и часа, как противник был смят и разгромлен. Но нам всем было очень интересно: почему враги не стреляли в нашего командира? Мы стали расспрашивать пленных. И выяснили вот что. Как увидели они в открытом для огня поле всадника на коне, так и растерялись. Глазам своим не поверили, что человек мог под таким огнём появиться. За привидение его приняли, а кто и за божье знамение. Народ-то тогда верующий был. А разве можно в святого палить! Ну и перестали стрелять. Григорий Иванович на их растерянность и рассчитывал. Вот какой он был решительный и смелый.

Другой случай —

 

МАСКИРОВКА

 

Немного позже, дорогие ребятки, перебросили нашу бригаду в Тамбовскую губернию. Там в ту пору развелись всякие контрреволюционные банды. Одну из таких банд было приказано нам ликвидировать.

И тут Григорий Иванович тоже предпринял очень смелое и рискованное дело. Для его осуществления переодел он всех своих бойцов в казачью форму. А самого себя выдал за казачьего атамана, который будто бы прибыл в эти места на помощь той самой банде, какую нам следовало уничтожить.

Для этой цели поймали мы одного человека. Он хорошо знал атамана банды и был его непосредственным начальником. Этот пленный должен был представить атаману Григория Ивановича как его сообщника.

Вы только подумайте, ребята, какое нужно было иметь мужество, чтобы отправиться к атаману белобандитов без всякой охраны, да ещё с таким сомнительным сопровождающим, каким был этот пленный! Ведь он в любую минуту мог предать Котовского, хотя Григорий Иванович и предупредил его: «Подтвердишь, что я казачий атаман и иду к вам на подмогу. А предашь — будешь уничтожен на месте».

Пленный подтвердил, и переговоры двух атаманов прошли успешно. Атаман банды беляков согласился соединиться с нашим «казачьим войском». «Будем, сказал, вместе бороться против большевистской гидры», И сам вывел свою банду из леса в село для общих боевых действий против Котовского. Тут-то мы их и встретили. Конечно, всех быстро разоружили и взяли в плен.

Вот какой удивительно смелый, прямо-таки легендарный командир был Григорий Иванович Котовский».

Так дедушка Степан закончил своё письмо.

 

— В конце он ещё пожелал нам поскорее стать пионерами и хорошо учиться, — сказала мне Танечка и добавила: — Его письмо мы прочитали на нашем утреннике и тут же договорились между собой вот о чём: как только нас примут в пионеры, мы пошлём дедушке Степану красный галстук и будем просить его стать почётным пионером нашей дружины.

— Вы очень хорошо придумали, — одобрил я решение октябрят Таниной звёздочки.

 

Трудное положение

 

А всё, оказывается, очень просто

 

— Хотя дедушка Степан к нам не приехал, но октябрятский утренник прошёл у нас интересно, — припомнила Танечка. — А вот соревнование, чья звёздочка лучше оформит стенд о героях революции, мы проиграли.

— Чей же стенд оказался лучшим? — спросил я.

— Мишиной звёздочки. Они все на месте были, а нам оформлять стенд было некому.

— Как — некому?

— А так. Алик с Олей роли к нашему кукольному представлению учили. Вова с Костиком к пионерам в кружок «Умелые руки» заниматься ушли. Только мы с Толиком не заняты были. Пошли мы к вожатой и пожаловались, что стенд оформлять некому. А Валя посмотрела на нас пристально и спросила:

«Вы сами чем сейчас заняты?»

«Мы ищем ребят, кто бы мог красиво оформить стенд», — объяснила я.

«А кроме этого, других дел у вас нет?» — снова спросила вожатая.

«Других дел нет! — ответили мы. — Но нам во что бы то ни стало надо найти ребят. Мы же соревнование можем проиграть. Вторая звёздочка уже кончает оформлять стенд».

«А вы оформите свой стенд сами, — посоветовала нам вожатая, — тогда вам и искать никого не придётся…»

Вот как, оказывается, просто можно выйти из такого трудного положения, — засмеялась Танечка. — А мы не догадались.

— Это хорошо, что вы сами оформили стенд, — похвалил я Танечку, но тут же предупредил: — Только командиру не всегда надо делать всё самому. Командир звёздочки прежде всего должен уметь организовать октябрят. Ведь какой бы работящий и старательный командир ни был, он всё равно не сумеет сделать столько, сколько все октябрята его звёздочки. Поэтому командиру очень нужно подобрать вроде бы ключик к каждому октябрёнку своей звёздочки: поручить ему в общем деле то, что больше всего ему нравится. Тогда и дело пойдёт на лад. А в одиночку только из сил выбьешься. Раз командир — то и командуй!

И я дал Танечке прочитать рассказ о командире звёздочки украинском школьнике Васе Сидоренко, который мы передавали по радио.

 

Вот это командир!

 

Раз стоит восклицательный знак, значит, командиром довольны все

 

Пять октябрят пошли в лес за грибами. И вдруг им навстречу стадо гусей. Три гуся вытянули свои длинные шеи, распластали крылья и, шипя, двинулись на ребят.

— Ой, ой! — испугались ребята и помчались кто куда.

Но тут они услышали громкий голос своего командира Васи:

— Чего вы! Я тоже гусей боюсь, только ведь их трое, а нас пятеро. Неужели не победим! Делайте, как я, и наступайте на гусей. Посмотрим, чья возьмёт!

Вася растопырил руки и, точно самый большой гусь, сам медленно пошёл на гусей. Ребята сделали то же самое и двинулись за ним. Прошли несколько шагов и видят: остановились гуси, захлопали крыльями и побежали от них в сторону.

— Ура! — радостно закричали октябрята.

Это летом случилось. А как начался учебный год, заболела из Васиной звёздочки октябрёнок Катя: скучно Кате одной дома лежать. Вот Вася и предложил своим октябрятам: «Пусть каждый из нас напишет Кате письмо и что-нибудь нарисует. Ей веселее будет болеть».

И верно. Лежала девочка в постели, рассматривала рисунки друзей и в конце концов улыбнулась. Даже время у неё шло теперь незаметно.

Поправилась Катя, пришла в школу, а Вася ей говорит:

— В выходной тоже в школу приходи.

— Зачем? — удивилась Катя.

— Мы теперь в выходной день в нашем классе детский сад для малышей устраиваем, — объяснил Вася, — в спортивном зале в беге с ними соревнуемся. В актовом диафильмы показываем, а в школьной мастерской кукол лечим.

Отыграются малыши, уйдут домой, и Васина звёздочка свой класс в порядок приводит. Но просто так убирать класс неинтересно. Вот Вася и придумал всех октябрят матросами сделать. А класс — палубой океанского парохода.

— Полный вперёд! — командует капитан моряков Вася.

Стала Нина Павлова отодвигать парту, чтобы протереть под ней, а Вася-капитан сказал:

— Подожди, иллюминатор слишком тяжёлый. Я сам.

Он отодвинул Нинину парту, потом сдвинул остальные. А первый помощник капитана принёс швабру. Два других моряка — боцман и штурман — сняли с борта корабля швертбот (большую классную доску), чтобы девочкам было легче протереть его. И вот в классе снова полный порядок. Но игра-уборка затянулась. На улице уже совсем темно. Посмотрел Вася на притихших девочек и сказал:

— Увольнительную на берег даю коллективную. Мальчики провожают девочек домой, а потом расходятся сами, — и подмигнул товарищам, чтобы они согласились с ним.

 

* * *

 

— Вася очень хороший командир, у нас такого, пожалуй, во всей школе нет, — кончив читать, грустно сказала Танечка. — Лучше бы мне не знать про его звёздочку. Вон как они больную девочку развеселили. А у нас, когда Толик Портнов заболел, хитрюга Алик с Костей такое выкинули, что можно со стыда сгореть.

Танечка в самом деле покраснела. Очевидно, ей не хотелось признаваться в том, что «выкинули» Алик с Костиком. Лучше бы вообще не вспоминать это. Но у нас шёл откровенный разговор и увиливать не полагалось.

 

«Навестили»

 

Опять название взято в кавычки. Обрати на это внимание

 

— У Толика Портнова заболело ухо, — начала Танечка. — Он сидел дома скучный, расстроенный: мама с папой на работе, младшая сестрёнка в садике, все ребята в школе. И вдруг звонок. Толик даже про больное ухо забыл. Открыл дверь и увидел Костю с Аликом. Вот уж кого он не ждал! Алик с Костей не старосты, не командиры звёздочек, а пришли. Молодцы!

«Мы к тебе! Решили больного человека навестить», — сказали мальчики.

«Спасибо! Хотите чаю?»

«Какой чай, нам уже пора в школу» — заторопились приятели.

«Заходите ещё», — вежливо пригласил друзей Толик.

«Как в школу опоздаем, обязательно придём, — пообещал Костик. — Мы ведь сегодня опоздали. Хорошо, Алик про тебя вспомнил. Вот мы и пришли».

«А при чём тут я?» — удивился Толик.

«Как — при чём? — воскликнули мальчики. — Придём сейчас в школу и скажем: «Навещали больного». Вот нас Мария Сергеевна и ругать не будет за опоздание».

«Ещё похвалит!»

И они убежали.

«А мне очень грустно стало, — сказал нам после Толик, — ещё грустнее, чем до их прихода…»

— Да, нечуткие у вас Алик с Костей, — подумал я вслух. — Даже хуже — трусливые и равнодушные. Выговора испугались, а обиды, которую причинили своему однокласснику, и не заметили. Расти равнодушным очень плохо. Чужая беда отскакивает от таких людей как горох от стены. Ни помочь товарищу, ни порадоваться с ним они не могут. И получается, что они как пустые колосья среди спелой пшеницы. Никакой от них пользы никому.

Настоящие октябрята обязательно должны какое-нибудь хорошее дело сделать.

— Алик, может, завтра хорошее дело сделает, — хитро прищурившись, сказала мне Танечка. — А Костик сейчас у нас знаете кто? Ни за что не догадаетесь! Он в нашем классе первый космонавт.

— Костик игрушечную ракету сделал? — предположил я.

— Нет! — замахала руками Танечка. — Он совсем особенный космонавт. Необычный. И очень ценный!

 

Космонавт из второго «Б»

 

Хочешь верь, хочешь нет, но это так

 

У октябрёнка Костика были всякие отметки: тройки, четвёрки, а по пению даже пятёрка. Костик мог учиться лучше. Но когда октябрята Таниной звёздочки говорили ему: «Ты бы подтянулся! Ведь отличником можешь стать!» — Костик сердито отмахивался: «Чего пристаёте? У меня времени нет. Я в музыкальной школе учусь и ещё космическую ракету изобретаю».

Двенадцатого апреля День космонавтики. Костик объявил ребятам, что в этот день он принесёт в школу свою ракету и запустит её. Теперь он даже гулять не выходил. Всё дома сидел, над чем-то голову ломал, а если и выбегал, так не к нам, а к пятикласснику Вите Биркину. О чём-то всё советовался с Витей. Лицо у Костика такое серьёзное стало, точно у самого Главного конструктора.

И вот День космонавтики настал.

Костик пришёл в класс необыкновенно торжественный. Но ракеты у него в руках не было. Может быть, она лежала в его портфеле? Весь класс стал следить за каждым движением Костика. Время шло, а ракета всё не взлетала. Только Мария Сергеевна почти на каждом уроке вызывала Костика и ставила одни пятёрки.

После уроков октябрята спросили Костика с усмешкой:

— Когда же твоя ракета взлетит? Уже праздник кончается.

Костик смущённо молчал. Ответила за него Мария Сергеевна:

— Ракета Костика взлетит лет через двадцать, когда он институт закончит и строить их будет. А сегодня хотя Костик и не запустил свою ракету, но всё равно взлетел очень высоко. За один день чуть ли не отличником стал. Настоящий космонавт!

После этого случая октябрята и стали всем говорить, что у них в звёздочке космонавт появился.

 

— Космонавтом Мария Сергеевна назвала Костика, конечно, в шутку, — заметил я, — но он всё-таки большое дело сделал. Побороть свою лень, свою несобранность очень нелегко. А Костик сумел. И это, очевидно, потому, что понял: для того чтобы построить космическую ракету, надо много знать. И учиться всю жизнь придётся.

— Вот каким я в тот день Костика нарисовала, — сказала мне Танечка и раскрыла «Журнал октябрятских дел» на одной из страничек.

Там был нарисован мальчик в скафандре. В руках он держал раскрытый дневник, в котором стояли одни пятёрки. «Это Костик», — подписала Танечка.

А на следующей страничке была приклеена иностранная почтовая марка. И никакой подписи. Конечно, меня это заинтересовало. И я услышал от Танечки историю, которую назвал…

 

Два верблюда и одна пустыня

 

А сколько в этой главе неприятностей — и не сосчитать

 

Во втором «Б» все ребята стали что-нибудь собирать. Такая у них мода пошла. Вова Бузанов стал этикетки от спичечных коробок собирать, Костик — всякие значки, Таня — открытки с картинками, а Алик — почтовые марки.

Как-то выбежал во двор их дома дошкольник Сашуля, а у него в руках конверт с иностранной маркой. В этом конверте старшая сестра Сашули письмо от монгольского студента получила. Они на фестивале в Варшаве познакомились. И адресами поменялись.

Бегает Сашуля по двору, размахивает конвертом. А на конверте марка с двумя верблюдами, которые по пустыне шагают. Красивая марка! Увидел её Алик и сразу к Сашуле:

— Отдай мне марку. Я тебе тогда свой мячик поиграть дам.

— Очень нужен мне твой мяч, — отмахнулся Сашуля, — мне папа завтра тоже такой купит.

— Ну ножичек дам, с шильцем. На целый день. Ты им планку от забора постругать можешь.

— Чтоб мне за это от дяди Гриши попало? — оказал Сашуля и замахал конвертом.

— Ну хочешь, три эскимо куплю? — предложил Алик.

— Съем эскимо, и всё. А марка у тебя останется. Не нужно мне мороженое.

— А что нужно?

— Давай мне насовсем вот это, — сказал Сашуля и ткнул пальцем в Алькину октябрятскую звёздочку. — Надену я её и буду дошкольным октябрёнком.

— Таких октябрят не бывает.

— Пусть не бывает, — сказал Сашуля, — а я буду в октябрёнка играть.

 

Алик подумал: «Чего звёздочку жалеть?» Попросит он у мамы десять копеек и в магазине другую себе купит. Даже лучше. Новая у него будет. И выгодно. Отдай Сашуле деньги на три эскимо — куда дороже станет. А тут он такую редкую марку за десять копеек получит. И думать нечего.

 

Отдал Алик Сашуле звёздочку, отлепил марку от конверта и домой побежал. А потом в магазин. Только в магазине в этот день октябрятских звёздочек не было. Вот и пришлось Алику прийти наутро в школу без звёздочки. И на другой день он без звёздочки пришёл. Так октябрята и узнали, почему он без звёздочки ходить стал. Рассердились все на Алика ужасно.

ОЛЯ ПТАШКИНА (староста класса) сказала:

Разве можно променять звёздочку на марку! Да ещё дошкольнику. Видно, Алика самого в октябрята рано приняли, раз он не понимает этого.

ВОВА БУЗАНОВ:

На перочинный ножичек с двумя шильцами и то нельзя звёздочку обменять. Надо дать Алику как следует, чтобы он на всю жизнь это запомнил.

ОЛЕЧКА КУБАСОВА:

А может, Сашуля отдаст звёздочку своей сестре, и она пошлёт её вместе с письмом за границу — монгольским школьникам.

КОСТИК:

Сказала! Что, Сашуля её для сестры просил? Если бы в подарок зарубежным ребятам послал, тогда другое дело. А он её себе забрал и небось уже к курточке приколол. Не имея никакого права.

ВТОРОКЛАССНИК ПЕТЯ из другой звёздочки:

Разве дошкольнику можно звёздочку носить? Это всё равно что боевой орден приколоть или медаль, а самому даже на войне не быть.

ТАНЕЧКА:

Сашуля ещё ничего не понимает. А Алик понимать должен. Помните, что нам старый рабочий про звёздочку рассказывал, когда мы октябрятами стали? Такие звёздочки всем честным людям путь освещали. И нам они тоже светят.

ОЛЕЧКА КУБАСОВА:

Наша октябрятская звёздочка — младшая сестра кремлёвским звёздам. Это не простой значок. На нём портрет дедушки Ленина.

 

Тут пришла наша вожатая Валя, узнала, в чём дело, и сказала:

— Оля права. Звёздочка для октябрёнка — это его честь. Комсомолец дорожит своим комсомольским билетом, пионер — галстуком, а октябрёнок должен дорожить своей звёздочкой. Очень жаль, что Алик забыл об этом.

И Валя рассказала нам, как один мальчик сдержал своё октябрятское слово.

 

Октябрятское слово

 

Ты, конечно, не раз давал его. А сдержал ли?

 

Было воскресенье. Но третьеклассник Миша Серебряков трудился вовсю. Он выпиливал из фанеры деревянного человечка Буратино, которого должен был отнести завтра в школу на выставку октябрятских самоделок.

Все взрослые ушли по своим делам, и Миша был дома один. Ему никто не мешал, и работа продвигалась успешно. Но когда Миша начал выпиливать самое трудное — длинный и острый нос Буратино, — в квартиру позвонили. Миша открыл дверь и увидел знакомого почтальона.

— Позови-ка кого-нибудь из старших, — попросил почтальон, раскрывая свою кожаную сумку.

— Дома один я, — ответил Миша.

— Я принёс вашей соседке телеграмму, — сказал почтальон. — Могу я надеяться, что ты не забудешь передать её? Сам знаешь, телеграмма важна ко времени.

— Не забуду передать, не бойтесь, — сказал Миша и добавил: — Честное октябрятское!

Почтальон посмотрел на Мишину звёздочку и протянул ему книгу, в которой Миша расписался в том, что получил телеграмму.

Проводив почтальона, Миша снова принялся выпиливать. Вскоре он так увлёкся, что даже не заметил, как подпилил вместе с фанерой и бумажный краешек телеграммы, которая лежала на столике. Телеграмму Миша не испортил, у неё только оторвалась бумажная скрепка, и она раскрылась. Миша прочитал: «Буду проездом городе воскресенье 16 часов. Приезжай вокзал, кассы дальнего следования. Вера».

«Мария Петровна будет дома только вечером, она уехала к своим родственникам на другой конец города, — подумал Миша. — Значит, эта её знакомая Вера зря будет её ждать».

Миша вырезал Буратинин нос, потом опять прочитал телеграмму и, вспомнив слова почтальона: «Телеграмма важна ко времени», стал быстро одеваться.

«Нужно отвезти телеграмму, — говорил сам себе Миша, — лежать ей тут нельзя. Я же дал честное октябрятское передать телеграмму вовремя».

Соседку Миша застал у её родственников. Он отдал телеграмму, и свидание двух подруг состоялось. Но домой Миша вернулся усталый. Сразу лёг спать. И на открытие выставки пришёл без своего Буратино.

— Обещал, а не сделал, — упрекнули Мишу октябрята из его звёздочки.

— Я начал делать, да не успел закончить, — сказал Миша и объяснил, что́ произошло с ним вчера.

Слушала его объяснения и старшая вожатая. А когда после открытия выставки учитель труда поздравил лучших мастеров с хорошими самоделками, старшая вожатая рассказала всем собравшимся о Мише. И получилось так, что Миша хоть и ничего не сделал на выставку, но отличился не меньше тех октябрят, работы которых признали удачными…

 

…— Вот как может получиться, — задумчиво произнесла Танечка, — своё дело ради другого человека отложил.

— Да, — подтвердил я, — иначе Миша поступить не мог. Ведь он дал честное октябрятское слово. И его нужно было сдержать обязательно. Иначе какой же он был бы октябрёнок?!

 

Не додумались

 

Может, ты, читатель, подскажешь, что нужно сделать?

 

— Накануне нового учебного года, — сообщила мне Танечка, — встретились мы всей звёздочкой и пошли в лес. Хотелось нам прийти в школу с букетами цветов. Лес у нас недалеко. Почти сразу за школой. Большой, грибной. А в лесу речка. Вода в ней холодная-прехолодная. Ключевая. Даже вброд переходить нельзя. Ноги от холода ноют. Через речку мостик есть. Хороший, с перилами. Но только я дошла до середины, большая доска у мостика поднялась и чуть меня по коленке не ударила, а то и по лбу могла, если б я не отскочила. Вот какая опасная доска! Оторвалась, а незаметно. Мы, когда из лесу возвращались, по другому краешку мостика шли.

В школе Мария Сергеевна похвалила нас за букеты и спросила:

«Где же вы так много цветов собрали?»

«В лесу, на полянках, — ответили мы и тут же предупредили Марию Сергеевну и всех ребят: — Пойдёте в лес, так по мостику идите осторожно. Там две доски оторвались. Упасть можно и ушибиться».

«Молодцы, что товарищей предупредили, — похвалила нас Мария Сергеевна, — всегда так поступайте…»

Послушал я рассказ Танечки и согласился с её учительницей. Верно, хорошо Танина звёздочка сделала, что своих одноклассников предупредила. Только можно было бы ещё лучше сделать.

— Это как же? — спросила меня Танечка.

— Подумай, вдруг догадаешься… — сказал я Танечке, а сам взял «Журнал октябрятских дел» их звёздочки и на страничке, где красным карандашом было написано «Наше первое дело», кое-что нарисовал. — Если не догадаешься, что вы ещё могли сделать, — сказал я Танечке, — посмотри мой рисунок.

После этого Танечка уже не могла долго думать — посмотрела на рисунок и, конечно, сразу огорчилась:

— Не додумались мы до этого. Мы тогда обрадовались, что Мария Сергеевна нас за предупреждение похвалила, и о мостике сразу забыли. Зато мы нашли такое дело, от которого далее взрослым людям польза получилась. В тот же день нашли. Вовка Бузанов посмотрел в окно да как закричит:

«Ой, глядите, как смешно тётенька от колонки с водой идёт! Даже не знает, куда ступить. Как цапля на одну ногу встала».

«Там грязь вокруг, вот она и выбирает, где пройти удобнее, — сказала вожатая Валя. Она только что пришла к нам в класс. — И ничего в этом смешного нет, даже печально, что у колонки такая грязь».

«Конечно, печально, — согласился Вовка и перестал смеяться. — Ведь можно испачкаться».

«Вдруг эта тётенька сейчас упадёт и всё платье вымажет!» — ахнула Оля Кубасова.

Мы стали смотреть в окно, как тётенька с ведром идёт от колонки, и очень обрадовались, когда она вышла на тротуар и не упала.

«Не испачкала платье», — облегчённо сказала Олечка.

«Даже воду не пролила», — заметил Костик.

«А туфли испачкала, — закричал Вовка, — вон она с них грязь щепочкой счищает!»

«Эта тётенька ещё молодая, потому и не упала, — сказал Алик, — а старушка обязательно поскользнётся, да ещё водой себя обольёт. Давайте ждать, пока старушка за водой придёт. Если упадёт, поможем ей подняться».

«Зачем же ждать, когда старушка упадёт? — покачала головой вожатая. — Давайте натаскаем к колонке песку и засыплем грязь. Нам за это спасибо скажут».

Мы очень обрадовались, что нашли нужное дело, и поскорей побежали к завхозу за лопатами и вёдрами. А он оглядел нас и говорит:

«Назначаю бригадиром экскаваторной бригады Вову Бузанова. Приказываю сдать мне готовый объект к завтрашнему утру».

Тут Вовка сразу надулся, как футбольный мяч, даже чем-то стал на завхоза походить, и закричал командирским голосом:

«Водители самосвалов и экскаваторщики, по машинам!»

Схватили мы вёдра с лопатами, зафыркали, как грузовики, и помчались к песчаному рву. Он за нашей школой был. А потом к колонке. Засыпали грязь песком, утрамбовали песок ногами и вернулись к завхозу, чтоб работу принял.

«Уже?» — удивился завхоз и смешно развёл руками.

«Разве у нас плохие экскаваторы и катки?» — сказал Вовка и повёл завхоза к колонке. Походил завхоз около колонки, посмотрел вокруг и остался доволен. Каждому из нас руку пожал. А на другой день вбил около колонки колышек с дощечкой, на которой написал: «Над водопроводной колонкой шефствуют октябрята-третьеклассники».

Так все и узнали, кто грязь у колонки уничтожил. Взрослые нам всю табличку благодарными надписями исписали. А та тётенька, которая у колонки, как цапля, на одной ноге стояла, даже у нашего директора была. Пришёл с ней директор к нам в класс и похвалил нас за шефство над колонкой. А потом сказал тётеньке:

«Дружная у нас третья звёздочка. Смотрите, все какие весёлые».

Обрадовались мы ещё больше. А когда директор ушёл, подумали и приуныли. Всё-таки живём мы в звёздочке не очень весело.

«Хорошо бы нашу звёздочку самой весёлой в школе сделать», — размечтался Вовка Бузанов.

Мы и стали вместе с вожатой над этим думать.

Первым высказался КОСТИК ГУРЬЕВ:

Чтобы в звёздочке было весело, надо разучить какой-нибудь смешной спектакль. Вот подготовили мы во втором классе кукольное представление, показали его, и всем было весело. А не подготовили бы такое представление, скучали бы.

ВОВА БУЗАНОВ:

Только когда мы готовились к этому представлению, я ужасно переживал, что Волк у меня не получался.

АЛИК КУЗИН:

Надо, чтобы у нас в звёздочке двоек ни у кого не было. С двойками никакие весёлые утренники не помогут. А с пятёрками и без представления запляшешь.

ТОЛЯ ПОРТНОВ:

Не согласен я с этим. Вот во второй звёздочке в прошлом году двоек не было, а скука была. Миша даже в нашу звёздочку попросился. А я в этот день как раз двойку получил.

ВАЛЯ, вожатая:

Двойки, конечно, веселиться мешают. С этим спорить нечего. И Толик, когда получает двойки, всю звёздочку огорчает. Но звёздочка без двоек тоже не всегда бывает весёлой. Да и само веселье состоит не только в том, чтобы на сборе от смеха покатываться, а чтобы интересно и увлекательно проводить время. Вот тогда всем весело будет. У нас в третьем классе дел октябрятских много было, отметки у всех хорошие, а сборы проходили скучно. Но только до тех пор, пока мы не отправились… знаете куда?

ТАНЕЧКА. Куда?

ВАЛЯ. Если отгадаете загадку, то узнаете.

 

Красногалстучный народ

В гости нас к себе зовёт.

Мы спешим не на Луну —

В их счастливую страну!

 

ВСЯ ТАНИНА ЗВЁЗДОЧКА:

Догадались! Вы в страну Пионерию отправились!

ВАЛЯ:

Правильно. А вы хотите в этой стране побывать?

ТАНИНА ЗВЁЗДОЧКА:

Хотим! Ещё как! Ведь мы тоже скоро будем пионерами!

«Тогда в путь!» — сказала вожатая.

И с этого дня мы сделались путешественниками.

Сначала мы побывали в Шестнадцатой московской типографии на Красной Пресне, где организовался первый пионерский отряд в нашей стране. Мы туда всем классом ездили. Там мы узнали историю пионерского галстука. — И Танечка похвасталась мне своими знаниями: — Красный галстук не всегда был такой. Сперва он походил на самый обыкновенный платок. Пионеры складывали его наискосок и повязывали. Но однажды пошли городские пионеры в деревню. Они хотели организовать там пионерский отряд. А красные галстуки для сельских ребят с собой не захватили. И в деревне их не оказалось. Что делать? Взяли тогда пионеры свои галстуки и разрезали их наискосок, как складывали. Из одного — два галстука вышло. Каждый пионер один галстук себе повязал, а другой своему сельскому другу. Вот как удачно получилось! Так пионерский галстук и стал с тремя концами.

 

— А ты знаешь, что эти концы означают? — спросил я Танечку.

— Конечно, знаю, — закивала она головой. — Три конца пионерского галстука означают крепкую связь трёх поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Ещё мы познакомились с героями страны Пионерии. Про Лёню Голикова и Валю Котика книжки читали. А о Володе Дубинине и Павлике Морозове кинофильмы смотрели. Мы о них первым пионерам нашего района рассказали. Когда они к нам на сбор пришли. А о пионерах, которые в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации записаны, мы специальный стенд сделали. На нём мы ещё пионерские законы написали. В одном законе сказано, что пионер настойчив в ученье, труде и спорте, И мы решили свою ловкость развивать. Даже у себя в звёздочке конкурс объявили на лучшую игру, и которой можно ловкость показать. Мы много игр придумали, но всех интересней оказалась игра

 

Меткие стрелки

 

Игра, которую придумал меткий стрелок Вова Бузанов

 

Вова велел нам разбиться на две равные команды, встать друг против друга и развести пошире руки. Так, чтобы никого не задеть.

«Теперь опустите руки и слушайте, какая у меня игра, — сказал он. — У каждой команды должен быть капитан. В одной, к примеру, я буду, в другой — Костик. Капитаны считаются, кому начинать игру. Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, куда шли. Ура, — закричал Вова, когда считалка кончилась, — я вышел! Нам начинать! — Он взял мяч, встал в свою команду и как бросит мячом в Костика. — Попал! — обрадовался Вова. — У нас одно очко, и мяч мы опять бросаем».

Алик прицелился в меня, но промахнулся, потому что я, не сходя с места, увернулась от мяча.

«Эх ты, мазила! — накинулся на него Вова. — Теперь мяч к ним переходит».

Стала бросать мяч наша команда.

«Вались!» — крикнул Костик и бросил мяч в Вову.

Потом я попала в Алика, хотя он приседал. А Оля промахнулась, и мяч опять перешёл к Вовиной команде. Тут уж они изо всех сил старались не промахнуться. И перекидали мяч все.

«Мы победили! — закричал Вова. — Проигравшая команда платит штраф. Что выбираете: песню печальными голосами петь или каждому игроку весёлую загадку придумать?»

«Мы песню споём!» — выбрал Костик.

Посовещались мы и запели «Жил-был у бабушки серенький козлик». А Вовина команда от смеха прямо на ногах стоять не могла…

И Танечка заключила:

— Как мы в эту игру играем, у нас всегда весело.

 

Мне понравилась игра, которую придумал Вова. В ней можно помериться силами, развить ловкость.

Если вы, октябрята, читаете эту книжку всей звёздочкой, отложите её на немного и сыграйте в игру «Меткие стрелки».

Выясните, кто из вас самый меткий.

А может, вы свою игру придумаете? Тогда в неё ещё интересней играть будет.

 

Говорящая швабра

 

Если её сделать как следует, она принесёт большую пользу

 

Хотя у Тани в звёздочке стало веселее и всяких игр октябрята напридумали много, но первой в классе их звёздочка всё-таки не стала. Потому что появился в ней отчаянный лентяй Толик Портнов.

— Ничем мы на него не могли подействовать. Папа у Толика работает далеко на Севере, а бабушка с мамой жалостливые. Вот он и разболтался, — объяснила Танечка и вздохнула. — Если бы у нас стенгазета была, написали бы мы про Толика заметку да посмешней рисунок поместили, может, он и исправился бы. А стенгазету октябрята не выпускают. Что делать?

И тут совсем неожиданно нам помогла мама Костика Гурьева. Пришла она к нам на сбор звёздочки и сказала:

«Помните, как вы моего Костика ловко проучили, когда огромные очки ему преподнесли, чтобы он лучше видел?»

«Помним! Помним!» — закричали мы.

«Сильно тогда переживал Костик и больше так плохо не поступал. Вот я и хочу вам посоветовать…»

Тут мама Костика рассказала, что она предлагает нам сделать. И мы взялись за дело.

Потерпели ещё три дня Толины двойки, а потом попросили Марию Сергеевну задержать после уроков наш класс. Выстроились всей звёздочкой на середине класса и хором объявили:

«Слушайте первый выпуск октябрятской газеты нашего третьего «Б» «Говорящая швабра».

Дальше объявлял один Алик:

«Стихи про нашего товарища».

И мы стали читать стихи. Сначала я:

 

Наш товарищ Толя

С дневником стал в ссоре…

 

За мной Костик:

 

Вредный у него дневник:

Двойки получать привык.

 

Толя удивлённо посмотрел на нас с Костиком и усмехнулся. Должно быть, понял, что мы читаем стихи про него. Костик продолжал:

 

А тетради Толечки

Жаловались Олечке:

 

Оля и я:

 

Посмотрите-ка на нас —

До чего ж мы грязные!

Украшают нас сейчас

Двойки безобразные.

 

Тут Толя нахмурился и стал смотреть в парту. А мы продолжали.

Костик:

 

В классе Толя. Но его

Мы не видим. Отчего?

 

Все вместе:

 

Облепили его двоечки,

Из-за них не видно Толечки.

 

Толя взял и заслонился от нас книжкой. А мы все хором спросили его:

 

До каких же это пор

Нам терпеть такой позор?

 

Толя не выдержал и пробурчал:

«Чего вы! Исправлю я двойки. Увидите!»

«Вот и хорошо, — сказала Мария Сергеевна. — Если Толя даёт нам слово, можно устный выпуск октябрятской газеты не продолжать. Но только с таким условием».

«Исправлю я», — снова буркнул Толя.

И мы сели на места. Мы бы и так сели. Потому что стихи кончились. Но мы сделали вид, что согласны с Марией Сергеевной и не хотим больше расстраивать Толю, раз уж он дал слово и мы по<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.