Про алую звёздочку и Юношу-богатыря — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Про алую звёздочку и Юношу-богатыря

2021-06-30 24
Про алую звёздочку и Юношу-богатыря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юрий Иванович Ермолаев

Секрет на весь свет

 

Кто они?

 

Попробуй, читатель, отгадай

 

Пришёл я в одну школу. Нужно мне было поговорить с директором. Пришёл поздно, в седьмом часу вечера. Уроки уже кончились. А в школьном вестибюле ребят больше, чем на перемене. И все о чём-то говорят, что-то доказывают друг другу, руками машут. Смотрю, один пионер особенно разволновался. Разговаривает с товарищем: стоит рядом, а кричит, будто в дремучем лесу.

— Нет, ты только подумай, подумай только: ведь перед тем как пойти знакомиться с этими ДОТОШНЫМИ, я целую неделю в библиотеке проторчал! Книг прочёл — во сколько, и всё о воспитании. Ну, думаю, теперь краснеть не придётся, сразу увидят, с кем дело имеют. А только к ним пришёл, они спрашивают: «Физкультура полезная?» — «Полезная», — отвечаю. «А почему же ты с неё убегаешь?» Тут я ничего не ответил. Только покраснел как рак.

— Здо́рово они тебя поддели! — согласился его товарищ.

Прошёл я немного по коридору и увидел другого огорчённого паренька. Стоит он среди своих одноклассников, говорит им что-то, а сам чуть не плачет от досады.

— Ведь как я всё чудесно задумал. Первым делом решил в доверие к этим НЕСМЫШЛЁНЫШАМ войти. Они шумят, и я им помогать стал. Надоест, думаю, шуметь, тогда и о делах побеседуем. А они вдруг притихли, уставились на меня удивлённо и говорят: «Нас надо останавливать, а ты сам расшумелся! Кругом уроки идут, несознательный какой!» Пойми их после этого! — Мальчишка даже руками от огорчения развёл.

А у самого кабинета директора школы девочка в очках жалуется девочке с косичками:

— Просто сладу с ними нет. Только и знают: «Почему это?», «Отчего?», «Зачем?», «Как же так?» Надоели — ужас! Вот я и задумала напугать их.

— Напугать? Как?

— Рассказала сказку про любопытного мальчика, который так много спрашивал, что в конце концов превратился в вопросительный знак. А потом добавила: не перестанете меня всякими вопросами терзать, тоже вопросительными знаками станете.

— Испугались они? — спросила подруга.

— Как бы не так! — фыркнула девочка в очках. — Вместо этого опять меня спрашивать стали: можно ли им на этого мальчика посмотреть? Да как он в школу ходит: ведь у вопросительного знака вместо ног точка. Вот какие ПРИСТАВУЧИЕ!

«Кто же ОНИ, эти ДОТОШНЫЕ, ПРИСТАВУЧИЕ, НЕСМЫШЛЁНЫШИ?» — заинтересовался я и спросил об этом девочек.

Тут-то я и выяснил, что в школе в тот вечер было собрание новых вожатых октябрятских звёздочек. И пионеры обсуждали свои первые встречи с подшефными.

Вот, оказывается, какой народ октябрята: справедливый, самостоятельный, любознательный. Их постоянно одолевают разные вопросы. И ответы на эти вопросы октябрята хотят получить немедленно, сию же минуту.

А кто им ответит, как не их старшие друзья — учителя, вожатые-пионеры или… взрослые октябрята.

 

Взрослые октябрята

 

Не подумай, что это второгодники!

 

Ты, читатель, конечно, решил, что я шучу: взрослых октябрят нет. Вот и ошибся. Один такой взрослый октябрёнок я — автор этой книги. Всё ещё не веришь? Тогда читай дальше.

Октябрята всей нашей страны не раз слышали весёлую, задорную песенку:

 

Кто идёт?

Мы идём — дружные ребята!

Кто поёт?

Мы поём — октябрята!

 

Этой песенкой начинается передача Всесоюзного радио «Звёздочка», редактором которой я работаю уже много лет. У моих товарищей по работе октябрятский стаж тоже не меньше. Отсюда ты можешь заключить, что мы довольно-таки старые октябрята. В самом деле, ведь тех ребят, которые вместе с нами стали октябрятами, давным-давно приняли в пионеры, потом в комсомол, а самых достойных — в партию. А мы всё продолжаем оставаться октябрятами. И сейчас, когда я пишу эти строчки, на отвороте моего пиджака сверкает рубиновым огоньком пятиконечная красная звёздочка с портретом маленького Володи Ульянова.

Передача «Звёздочка» получает много писем. Октябрята рассказывают в них о своих делах, присылают стихи. Вот, например, какое забавное стихотворение прислала нам ленинградка, второклассница Леночка Новикова:

 

Шла Алёнка через поле,

Шла Алёнка не спеша

И увидела на поле

Очень странного ежа.

Прикоснулась, укололась,

Закричала: «Ой-ой-ой!

Ты совсем ещё ежонок,

Отчего ж такой ты злой?»

Отвечает ёжик ей:

«Я не ёжик, я — репей!»

 

А вот рисунок первоклассника Вовы Грачёва из города Шуи.

 

Приём в октябрята.

 

Но, конечно, больше всего октябрята любят спрашивать:

— Почему так: земля всё время вертится, а голова у меня не кружится? (Октябрёнок Алла Михайлова со станции Сходня.)

— Как нам отучить Колю Збруева списывать? (Письмо из города Камышева.)

— Помогите нашей звёздочке стать самой яркой в классе. (Октябрята деревни Жужелино, Костромской области.)

И много, много других вопросов. И все очень важные. Оставить ребят без ответа никак нельзя. Непременно надо рассказать им, как поступали в том или ином случае знакомые мне октябрята. А как ответить всем октябрятам сразу?

Подумал я и решил: лучше всего написать книгу. У кого будет свободное время, прочтёт её и друзьям покажет. А если чего не поймёт или не запомнит, ещё раз перечитает.

Но сначала я хочу познакомить тебя, читатель, с моей помощницей. Это октябрёнок Танечка, моя соседка по дому. На рисунке справа ты видишь портрет Танечки. Он будет совсем полным, если ты представишь у этой девочки голубые, весёлыми искорками глаза и рыжеватые, точно колоски спелой пшеницы, волосы. И ещё узнаешь, что Танечка бойкая, решительная и не боится сказать то, что думает, даже известному на всю школу драчуну Вовке Бузанову.

 

В книжке мы с Танечкой разговариваем об октябрятской жизни и о делах её звёздочки, которые важны для всех вас, ребята. Так что ты, читатель, будь начеку. Вдруг Танечка не спросит меня о чём-то нужном или не расскажет что-нибудь интересное. Тогда ты, как только перевернёшь последнюю страницу, пиши нам письмо. Пиши обо всём, что тебя волнует, не стесняйся. Мы будем очень рады.

 

Наш адрес: Москва, А-47, улица Горького, 43.

Дом детской книги.

 

 

Всего неделя осталась

 

До чего — узнаешь из самой главы

 

— Как хорошо, что вы дома! — воскликнула Танечка, постучавшись ко мне. — Я пришла сказать, что всего неделя осталась. Одна неделя! — И Танечка закружилась по комнате.

— До чего осталась неделя? — спросил я.

— Через неделю наша октябрятская звёздочка станет пионерским звеном, — объявила Танечка и, взглянув на меня, запела песенку:

 

Пионер, не теряй ни минуты,

Никогда, никогда не скучай!

Пионерским салютом

Утром солнце встречай.

Ты всегда пионерским салютом

Солнце Родины встречай!

 

Танечка отдала салют и засмеялась. У неё было очень хорошее настроение.

— Поздравляю! — сказал я.

— Нет, нет, подождите поздравлять! — остановила меня Танечка и сделалась серьёзной. — А вдруг кого-нибудь из нас не примут. Я как подумаю об этом, у меня даже сердце ёкает. Совсем здоровое сердце, а ёкает.

— Волнуешься?

— Ещё бы! — вздохнула Танечка. — Пионер — всем пример. А у нас в звёздочке не всех можно в пример поставить. Костя Гурьев учится хорошо, а трусишка. Он всем силачам в классе даёт списывать уроки. Олечка Кубасова ленится и учится хуже, чем может. Ей Мария Сергеевна очень часто об этом говорит. А Вова Бузанов чуть что кулаками размахивает. Ещё у нас есть Алик, по прозвищу Лиса Алиса. Он хитрющий. За это мы его так и прозвали. А я невыдержанная. Часто зря на ребят сержусь. Они не виноваты, а я сержусь сгоряча, не разобравшись. Один Толик Портнов ничем не выделяется. Хотя нет, он иногда двойки получает. Вот какая наша звёздочка. Разве можно не волноваться? Правда, у ребят много и хорошего. Но ведь недостатки гораздо виднее. Вдруг из-за них кого-нибудь не примут в пионеры.

Танечка посмотрела на меня вопросительно и с надеждой. Но я не мог ей сказать: «Успокойся, вас всех примут». Может, кто-то из Таниной звёздочки в самом деле недостоин ещё носить красный галстук. Поэтому я предложил Танечке:

— Что, если мы с тобой припомним, какие дела были у вас в звёздочке? Тогда сразу станет ясно: достойны вы все стать пионерами или нет.

Танечка согласилась.

— Я всё-всё про нашу звёздочку помню, — объявила она, — с самого первого дня, как только мы октябрятами стали.

— С чего же этот день начался?

 

Памятный день

 

В этой главе случается такое событие, которое Танечка и её друзья запомнят надолго

 

Танечка пожаловалась:

— Начался день с хлопот и волнений. Нам Мария Сергеевна велела в парадной форме прийти. Вот я и стала свои выходные туфли начищать, да вся в гуталине вымазалась. Принялась отмывать руки, а время бежит! Пора уже выходить, а я только три пальца отмыла. Ещё четыре выпачканных остались. Наконец оделась я, выбежала во двор и тут же за свои косички схватилась: ленточки в них не вплела. Побежала обратно домой, а бабушка разохалась: «Ах, говорит, зачем ты вернулась, теперь удачи не будет!»

«Не примут кого-нибудь», — подумала я и чуть не заплакала от обиды.

Хорошо, мама успокоила:

«Не переживай, я сколько раз назад возвращалась, и всё в порядке было. Беги скорее в школу!»

Построила нас Мария Сергеевна в пары, и отправились мы на завод, который над нами шефствует.

Пришли в большой-большой цех. Такой большой, что даже нас совсем мало стало. Хотя нас столько же было, как в классе. Просто этот цех такой огромный. В нём даже потеряться можно. Но мы не потерялись. Мы встали в строй по росту. И тут к нам подошёл старый рабочий. У него на костюме был орден Ленина, а рядом с орденом блестела Золотая Звезда. Я сразу догадалась, что он Герой Труда.

— Герой Социалистического Труда, — поправил я.

Танечка кивнула головой и продолжала:

— Оглядел нас рабочий, улыбнулся и спросил: «Вы любите сказки?» — «Любим!» — закричали мы. Только очень удивились: почему он нас вдруг про сказки спросил, а не про октябрятские правила, как предупредила вожатая? А рабочий, оказывается, о нашей октябрятской звёздочке сказку знал. Вот какую.

 

Хитрецы

 

Тебя, читатель, выручала когда-нибудь смекалка? Выручила она и наших героев

 

С происшествием во дворе было покончено, и Танечка стала рассказывать мне дальше.

— Через несколько дней нас разделили на звёздочки. Вожатая Валя Брусничкина предложила нам выбрать командира.

«Командир звёздочки хорош, если он на ретивого коня похож», — предупредила она.

На ретивого коня у нас походил один Вовка Бузанов. Он и стал нашим первым командиром. Я хотела сказать, что Вовка драчун, не петом подумала: вдруг он теперь перестанет драться? Ведь командир должен всем пример подавать. И проголосовала за Вовку. Так выбрали мы его командирам.

А потом вожатая Валя нас спросила:

«Кто из вас что любит делать?»

И мы распределили в звёздочке обязанности. Оле Кубасовой поручили за цветами ухаживать. Они у нас в классе на подоконнике стоят. «Оля цветы любит, может, и лениться перестанет», — подумали мы.

Толик Портнов должен был каждый день погоду отмечать (у него папа полярник, на Северном полюсе живёт. Толик всегда погодой интересуется. Если на улице холодно, он под этим числом проводит полоску синим карандашом, а если тепло — делает розовую полоску). Толик был очень рад такому поручению и всегда выполнял его.

А вот Костика Гурьева мы зря санитаром сделали. Он сначала аккуратный был, а потом испортился.

— Грязнулей стал? — опросил я.

— Нет, по-другому испортился. Когда мы все буквы выучили и писать научились, Костик завёл себе тетрадь, которую назвал «Санитарный журнал». В этом журнале он стал отмечать, кто чистый в школу пришёл, а кто грязный.

— Очень хорошо сделал! — похвалил я Костика.

— Хорошо, когда всё по правде, — возразила Танечка, — а у Костика этот журнал врунишкой стал.

— Врунишкой? — переспросил я.

— Да! Он своим дружкам, хоть они с грязными руками приходили, всё равно плюсики ставил. И командиру Вове плюс. Потому что Вовка сильный и драчун. Разве это дело?

— Совсем не дело, — согласился я.

— Мы хотели переизбрать Костика. А вожатая предложила: «Давайте проучим его. Пусть Костику стыдно станет», — и придумала как. Понравилась нам Валина затея, только мы ей сказали:

«Ты всё-таки предупреди Марию Сергеевну, а то она рассердится».

«Обязательно предупрежу, — пообещала Валя, — а вы завтра же его проучите».

Утром вся наша звёздочка пришла в школу ужас какая перепачканная! Точно мы в школьном саду убирались и после не вымылись. Посмотрел на нас Костик и даже за голову схватился. А потом за свой журнал. И всем нам самые жирные минусы поставил. А мы к нему с вопросом:

«За что же нам минусы?»

«Как — за что? — ужаснулся Костик. — А это куда годится?» — и стал тыкать пальцем в мой нос, он был в саже, в Алькины грязные башмаки, в Олин фартук с чёрными пятнами и жёлтыми разводами.

«Заметил? — фыркнула Оля. — А мы ведь думали, ты плохо видишь».

«Мы у школьного врача даже очки для тебя попросили», — сказал Толик Портнов.

«Не нужны мне очки, — рассердился Костик, — я хорошо вижу, какие вы грязнули!»

«Вот удивительно! — пожала плечами Оля Кубасова. — Нас сразу разглядел, а Вовка столько дней с грязными ногтями ходит, и у Саши с Витей уши были не вымыты. А ты им плюсики ставил».

«Нужны тебе очки! Очень нужны!» — закричали мы всей звёздочкой.

И тут Толик достал из своего портфеля огромные, склеенные из картона очки.

 

Покраснел Костик и на Сашу с Витей закричал:

«Куда вы такие неумытые в класс идёте? — И на нас тоже: — И вы умываться бегите! А очки себе оставьте. Мне они не понадобятся».

И верно, после этого случая Костик стал самым справедливым санитаром, — заключила Танечка и посмотрела на меня так, точно спрашивала: может быть, делать это не стоило?

— Очень даже стоило, — сказал я. — Ведь важно остановить человека вовремя. Вы показали Костику, как он нехорошо поступил, как был несправедлив, сумели заставить его посмотреть на себя со стороны. Вот он и застыдился, стал поступать, как положено октябрёнку: не кривить душой, не подхалимничать.

 

Один час в день

 

Можно и больше, но тогда в твоём табеле появятся двойки

 

— Мне режим дня сначала тоже не понравился, как тому хмурому пионеру, — призналась Танечка и наморщила свой носик. — В нём одни приказы: в восемь вставай, умывайся, в восемь тридцать — в школу иди, в четыре часа — садись за уроки, в девять тридцать вечера — ко сну готовься. Скучно! Сказала я об этом дома, а папа со мной не согласился. Он взял листок с нашим режимом, прочитал его и сказал:

«Вот у тебя написано: от шести до семи вечера — отдыхать. А как ты думаешь отдохнуть, скажем, сегодня?»

«Не знаю, — ответила я, — может, читать буду, а может, просто на тахте лежать».

«Так отдыхать, конечно, скучно», — сказал папа и предложил мне подумать, чем бы я могла заняться в свой час отдыха.

Я подумала и придумала. По-моему, даже очень интересно получилось. Я и в школе октябрятам нашей звёздочки об этом рассказала. Они все обрадовались и тоже решили отдыхать, как я. Всю неделю старались. А в субботу собралась наша звёздочка в этот самый час отдыха в классе, и командир Вовка скомандовал:

«Доставайте кто что принёс!»

Выложили мы на парты свёртки и развернули их. У Алика оказалась маленькая полочка для цветов, у Вовы книга в картонном переплёте да ещё кормушка для птиц. У Олечки красивый рисунок в рамке. А у меня салфетка, вышитая крестиком.

«Где вы всё это взяли?» — спросила нас вожатая Валя.

От её вопроса нам стало очень весело. Переглянулись мы со значением и похвалились:

«Сами сделали!»

Тут командир Вовка достал из своего портфеля листок, на котором у него был написан режим дня, и ткнул в него пальцем.

«Смотри, — сказал он Вале, — в нашем режиме есть один интересный час — час отдыха. Так мы в это время не бездельничаем, а занимаемся любимым делом. Поэтому столько всего и сделали за неделю».

 

Посмотрела вожатая ещё раз на наши самоделки и спросила:

«А почему на парте Костика Гурьева ничего не лежит? Неужели у него нет любимого дела?»

А мы все как закричим:

«Есть! Есть! Костик в музыкальной школе занимается. Он сегодня нам вальс сыграет, который за эту неделю выучил».

Стали мы свои самоделки друг другу показывать и объяснять, как мы их делали. А потом пошли в школьный актовый зал, и Костик сыграл нам вальс, а Толик Портнов станцевал танец, который называется «Нанайская борьба». Нанайцы на севере живут, где его папа работает. И они очень любят в борьбе соревноваться. Весело прошёл у нас этот сбор. Потом мы часто так по субботам собирались. И режим дня мне стал больше нравиться.

Ой! — вдруг всплеснула руками Танечка, посмотрев на часы. — Заговорились мы, а мне по режиму дня уже пора уроки делать. Выучу и опять приду.

 

Я проводил Танечку и подумал, что её звёздочка совсем неплохо начала свою октябрятскую жизнь… Как вы считаете?

 

Бездельники!

 

А так ли? Надо разобраться

 

Прошёл час… два… три!.. А Танечка всё не приходила. Сначала я подумал, что ей так много уроков задали, и даже пожалел её. А потом случайно взглянул в окно и ахнул: стоит Танечка у качелей и смотрит, как её подружки вверх взлетают. Наверное, и сама качаться собирается. Открыл я форточку и крикнул сердито:

— Таня, что ж ты не идёшь? Ведь я жду тебя!

Всё-таки нехорошо так поступать. Человек дожидается, отложил все свои дела, а она преспокойно во дворе гуляет. Ну, думаю, приди только, обязательно выскажу свою обиду.

А Танечка и идти не хочет. Подбежала поближе к моему окну, сложила рупором ладошки и крикнула:

— Не буду я больше о нас рассказывать! Я вспомнила, как мы целую неделю бездельничали. Что ж я вам расскажу?

И опять к качелям убежала. Тут я ещё больше рассердился. Что значит «не буду»? Это же не по-октябрятски. Раз договорились всё выяснить, при чём здесь «не буду»!

Вышел я во двор и присел на скамейку рядом с Танечкой. А как с ней заговорить, не знаю. Станешь упрекать — так, пожалуй, обидится. Тогда совсем никакого разговора не получится. Посмотрел я на неё раз — сидит строгая такая, неприступная. Посмотрел ещё — чуть-чуть улыбнулась. А в третий раз посмотрел — оба мы рассмеялись.

— Ну, не хочешь мне о своей звёздочке рассказывать, давай на качелях кататься, — предложил я.

После этого Танечка и сказала мне:

— Не хочу на качелях, буду вам о нашей звёздочке рассказывать.

 

Уселась поудобнее на скамейке и начала:

— Придумала вожатая Валя каждую неделю собирать все наши звёздочки и спрашивать командиров, что какая звёздочка сделала. Расскажет о своей звёздочке командир, и сразу видно, чем октябрята занимались. А наш командир Вовка на самом первом таком сборе ничего не мог сказать.

— Неужели вы всю неделю бездельничали? — Я даже встал от волнения. В самом деле, обидно — всё так хорошо шло, и вдруг звёздочка опозорилась.

— Ну, мы не совсем бездельничали, — поправилась Танечка, — мы делали, но только не то, что раньше вместе с вожатой наметили.

В понедельник после уроков нам нужно было пойти к четвероклассникам и договориться, чтобы они нам рассказали о героях-пионерах. У них такой сбор был. И мы захотели узнать о героях-пионерах. А как мы могли пойти договариваться, если Оля Кубасова на последнем уроке двойку получила? Вдруг четвероклассники спросят: как вы учитесь? Что ж нам краснеть из-за неё! Остались мы с Олей в классе и все уроки выучили: и вчерашние, и которые на завтра задали. И так всю неделю оставались, пока Оля не исправила двойку. Вот и сорвали беседу.

В середине недели мы должны были на карандашную фабрику с одной из мам идти, которая в родительском активе. А эта мама не пришла. Мы, конечно, могли пойти на фабрику с вожатой, но не пошли. Вместо этого мы всей звёздочкой отправились к этой маме выяснить, что случилось. А как выяснили, что она ногу подвернула, пожелали ей поскорей поправиться и по домам разошлись. Так и сорвали экскурсию.

А в конце недели у нас ещё одна неприятность получилась, — вздохнула Танечка. — Хотели мы после уроков в игру на сообразительность поиграть, чтобы узнать, кто у нас самый умный. Только начали, а какой-то второклассник стал нам мешать. Вовка показал ему кулак, а он всё равно то и дело дверь в класс открывал и задирал нас. Тогда Вовка взял его и стукнул. Тут они начали драться. Еле мы Вовку отцепили от второклассника. А как отцепили, стали его стыдить и мирить с второклассником. Так никого, кроме драчунов, и не выявили. Что ж нам после этого на сборе звёздочки было рассказывать?

— А по-моему, вам было что рассказать, — ответил я Танечке. — Я бы на месте командира вашей звёздочки не стал молчать. Ведь вы помогли Оле исправить двойку, навестили больную маму вашего товарища да и своего командира Вовку примирили с задирой второклассником. Разве это плохие дела?

— Что это за дела! — отмахнулась Танечка. — Вот если бы мы утренник о героях-пионерах провели, на карандашную фабрику сходили да чемпиона по уму в своей звёздочке определили, было бы здорово. А это всё пустяки какие-то!

— Вот уж не пустяки!

— Пустяки!

Танечка расстроилась, а я никак не мог убедить её в том, что их звёздочка сделала тогда хорошие дела. И совсем не важно, что они оказались не такими большими и ответственными. Главное, октябрята людям помогли. И тут я вспомнил про одну магнитофонную запись. Может быть, она поможет мне? Я позвал Танечку к себе домой, нашёл нужную плёнку и включил магнитофон. Танечка сейчас же узнала голос известного артиста и стала внимательно слушать.

 

Напрасная обида

 

Рассказ артиста

 

В те годы, когда произошла со мной эта история, я ещё не был актёром и даже не учился в театральном училище. Было мне десять лет, и я, как и все мои одногодки, ходил в четвёртый класс самой обыкновенной общеобразовательной школы. Но любовь к театру уже завладела мной. Однажды я увидел в школьном вестибюле объявление: «Организуется драмкружок. Запись у преподавателя литературы такого-то». Я тут же сломя голову побежал к этому учителю. Желающих заниматься в драмкружке оказалось много, и в школе был устроен конкурс. Я решил читать «Песню о Буревестнике». Дождался, когда меня вызовут, вышел на середину школьного зала и закричал, чтобы показать, какой у меня громкий голос: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает…» Очевидно, от волнения я забыл объявить название стихотворения. По залу прокатился смешок. Но потом ребята притихли и слушали меня внимательно. Когда я кончил, учитель сделал мне несколько замечаний и попросил прочитать «Песню о Буревестнике» ещё раз. Я прочитал, и он сказал, что принимает меня в кружок. Помню, он даже похвалил меня и назвал способным. Похвалил! А на первом же занятии обидел.

В тот день Виктор Семёнович, так звали учителя литературы, читал нам отрывки из пьесы-сказки «Снегурочка».

Во время чтения я примеривал себя то к одной, то к другой роли и наконец пришёл к заключению, что больше всего мои актёрские данные подходят к роли царя Берендея. Голос у меня был сильный. Черты лица, как я сам считал, мужественные. Вот только рост маловат. В драмкружке большинство ребят было из шестых и седьмых классов, трое из пятого, а из четвёртого приняли меня одного. «Но при чём тут рост? — возражал я сам себе. — Наложу в царские сапоги побольше бумаги, вот сразу и вырасту».

Однако царя Берендея Виктор Семёнович почему-то поручил худому робкому семикласснику, который всю репетицию моргал глазами и смущённо ёрзал на стуле, точно его вот-вот должны были вызвать к доске решать трудную задачу.

— Ладно, — махнул я рукой, — сыграю Деда-Мороза. Тоже хорошая роль.

Но и Деда-Мороза отдали другому.

— А Боря, — обратился ко мне учитель, — сыграет царского отрока.

— Кого? — растерянно переспросил я и помрачнел.

— Мальчика, который прислуживает царю, — объяснил мне учитель. И сказал, чтобы к следующей репетиции все участники будущего спектакля переписали свои роли.

Из школы я шёл один. Всю дорогу ругал себя за то, что сразу не отказался от роли. Дома у меня, очевидно, был очень сердитый вид. Даже сестрёнка спросила меня:

— Ты почему такой молчаливый?

— А мне теперь много говорить не полагается, — усмехнулся я. — Роль такую дали. В ней всего несколько слов.

— А когда на представление приходить? — обрадовалась сестрёнка.

— Отстань! — отмахнулся я от неё и, тяжело вздохнув, сел за уроки.

После уроков, которые я выучил хуже обычного, я из-за какого-то пустяка повздорил с сестрёнкой. Словом, вечер прошёл совсем не весело. И спал я плохо. Три раза видел один и тот же сон. Будто я вышел играть царского отрока, а говорю всё за царя Берендея и Деда-Мороза. Вот до чего расстроился!

На следующее утро я пошёл в школу пораньше. Решил встретить Виктора Семёновича на улице, чтобы поговорить с ним наедине. Но когда в конце переулка я увидел знакомую фигуру учителя, решимость вдруг оставила, меня.

«Ведь если я откажусь от роли, — подумал я, — тогда, пожалуй, Виктор Семёнович совсем меня из кружка исключит. Уж лучше сыграю как-нибудь этого мальчишку, а в следующий раз сам попрошу главную роль», — решил я и, поравнявшись с учителем, поздоровался.

— Здравствуй, Боря, — улыбнулся мне Виктор Семёнович. — Ты что такой невесёлый?

— Роль мне не нравится. Маленькая она. Даже играть нечего, — с горечью признался я.

— Роль, конечно, у тебя не главная, — согласился учитель. — Но там есть что играть. Помнишь, как отрок царя просит, чтобы он Купаву выслушал: «Девица красная молит и плачется, бьёт челобитную»?

Я уныло покачал головой в знак согласия.

— Жалеет ведь отрок Купаву, волнуется за неё, — сказал учитель. — А вдруг царь не захочет её выслушать? Вот ты попробуй поволноваться, да так, чтобы зритель тоже переживал, разрешит царь впустить Купаву или нет. А когда получишь согласие, не забудь поблагодарить царя и поклониться ему.

— А как кланяться-то? — спросил я.

— В пояс, по русскому обычаю, — сказал учитель и предложил мне взять в школьной библиотеке русские сказки.

В книге сказок были очень хорошие рисунки. Сразу стало ясно, как царские слуги одевались, как они выглядели.

Отыскал я среди них царского отрока. Он был одет в расшитый золотыми нитками кафтан с высоким воротником и остроконечную шапочку, похожую на тюбетейку, только повыше и всю в драгоценных камнях.

Я не только внимательно рассмотрел в книжке рисунки, а прочитал все сказки, в которых был царь. Прочитал и задумался: «Да, положение у придворных было незавидное. Попробуй не угоди царю — так он может и голову отрубить. Берендей, правда, был добрый царь. Но кто его знает. Попросишь не вовремя, и он может рассердиться».

Я прочитал ещё турецкие и персидские сказки и пришёл к заключению, что царей надо просить осторожно, вкрадчиво, чтобы ничем не прогневить. Выйдя на сцену, я решил говорить свои слова не сразу. Сначала нужно было убедиться, в каком настроении царь. И только когда Берендей ласково улыбнётся (а я подговорил того застенчивого семиклассника улыбнуться мне), попросить его выслушать Купаву. Чтобы почувствовать настоящее волнение на сцене, накануне спектакля я подошёл к самому сильному из ребят нашего класса и сказал ему строгим голосом:

— Когда же ты, Гусев, перестанешь девочек обижать?! — и от страха даже зажмурился: ну, думаю, сейчас он меня стукнет.

Для меня этот удар означал бы отказ царя Берендея выслушать Купаву. А он не стукнул. Уставился на меня как баран на новые ворота и промычал:

— Ты что, белены объелся? Я никого не тронул.

«Значит, согласился царь выслушать красную девицу!» — возликовал я и, почувствовав себя лихим конём, поскакал по коридору.

На спектакле я тоже так сделал. Когда царь сказал: «Разве для девушек двери заказаны, входы затворены?», что означало «Проси!» — я, как положено, поблагодарил его поклоном, а потом, забыв всякую учтивость, очень довольный, поскакал вприпрыжку звать красную девицу Купаву к царю.

 

И тут я даже подумал, что ослышался: в зале захлопали. Мне захлопали! Исполнителю самой маленькой роли! Главным героям не хлопали, а меня проводили аплодисментами. Наверное, зрители обрадовались вместе со мной, что Берендей не отказался выслушать обиженную девушку. И верно, после нашего спектакля многие ребята прибежали за кулисы поздравить нас.

— А где царский мальчик?

— Кто его играл? — интересовались они.

Тогда Виктор Семёнович подошёл ко мне и сказал:

— Видишь, роль у тебя совсем маленькая, а запомнилась зрителю лучше больших. Молодец, хорошо поработал. — И, посмотрев на кружковцев, играющих главные роли, учитель добавил: — Мне хочется, чтобы на этом примере вы поняли очень простую вещь: нет в пьесах маленьких ролей, как в жизни нет маленьких дел. Всё зависит от того, как к делу относишься.

 

Рассказ артиста кончился. Я выключил магнитофон и посмотрел на Танечку. Она сидела притихшая, будто всё ещё слушала интересный рассказ. Мне показалось, она даже обо мне забыла.

Наконец Танечка посмотрела на меня и смущённо сказала:

— Когда мама нашего одноклассника поправилась, она тоже благодарила нас, что мы навестили её. Даже сказала: «После того как вы пришли, я сразу начала поправляться».

— Вот видишь, — подхватил я, — выходит, зря вы на том сборе не выступили. Ваши маленькие дела были тоже нужными. Из маленьких кирпичей строят большие дома. И у большого дерева есть тоненькие-тоненькие корни. Их простым глазом с трудом разглядишь, а добывают они дереву самые питательные соки.

 

У многих есть недостатки

 

А у тебя, читатель? Ну-ка, выясни…

 

— Принесла вожатая Валя к нам в класс большой плакат, — продолжала рассказывать Танечка. — На нём были нарисованы мальчик и девочка с красными звёздочками на школьных формах. А внизу подпись:

 

Октябрята — дружные ребята!

 

Прочитали мы плакат и закричали:

«Это верно! Мы дружные!»

«Мы почти не ссоримся!»

Только Алик не закричал. Даже насупился и сказал вожатой:

«А если дружить не с кем, тогда как?»

«Как — не с кем? — удивилась вожатая. — В классе тридцать пять ребят, а ты говоришь — «не с кем».

«А если они мне не нравятся?» — вызывающе сказал Алик.

«Все тридцать пять не нравятся?» — всплеснула руками Валя.

«Ну, не все, а те, с кем я подружиться думал», — поправился Алик.

«Чем же они тебя не устроили?» — спросила Валя.

«А чего хорошего в Вовке Бузанове? — сказал Алик. — Хотел я с ним дружить, даже вместе домой один раз пошёл. А он говорит: «Ну-ка, давай поборемся, я тебя одной правой положу». А через минут пять снова: «Хочешь, я тебя одной левой в снег запихаю». И всю дорогу перед моими глазами кулаками махал. Быстро-быстро. У меня от них даже в глазах зарябило. Вот я и расхотел с ним дружить. Решил с Толиком Портновым подружиться».

«Значит, ты с Толиком дружишь?» — поинтересовалась вожатая.

«Очень нужно! — фыркнул Алик. — Я думал, он хорошо учится, а он почти каждую неделю двойки получает. Разве двоечник хороший товарищ? Будешь с ним дружить, и сам хуже учиться станешь. Не с кем мне у нас в классе дружить. У каждого недостатки есть».

«А ты сам разве всё хорошо делаешь? — набросились мы на Алика. — Всегда всё исподтишка. Ехидничать ты любишь!»

«А помочь товарищу — тебя нет, — сказал Толик Портнов. — Просил я тебя, а ты так и не объяснил, как задачку решить. Сказал: с двоечниками не вожусь».

Тут уж и я не выдержала и крикнула Алику:

«Ты хоть и отличник, а по характеру хуже двоечника!»

Сильно покраснел Алик. Прямо как спелый помидор стал.

«Ну кто тебе сказал, что ты сам не всегда хорошо поступаешь? — спросила Алика вожатая. — Ребята! Значит, они твои настоящие друзья, раз хотят, чтобы ты лучше стал. А ты говоришь, что у тебя в классе друзей нет!»

Подумал Алик над словами вожатой и решил подружиться с Толиком и Вовкой. Ведь вместе скорее друг другу помогут. Одному — отметки исправить, другому — характер. С того дня они и уроки втроём делать стали. И друг за друга заступаться, если кто обидеть захочет. А мы посмотрели на них и захотели свою звёздочку ещё больше сдружить.

 

Хорошие рецепты

 

Кому какой подходит

 

— Пошли мы к пионерам-четвероклассникам. Тем самым, которые про свой режим дня нам объясняли, и попросили рассказать, что им помогло сдружиться. Вот какие они нам рецепты дали.

ВИТЯ БИРКИН:

Мы сначала тоже были недружные. Каждый проводил время и учил уроки как хотел. А теперь нас водой не разольёшь. Знаете, кто пришёл нам на помощь? Ваш старый знакомый — режим дня. Начали мы в одно и то же время уроки делать, родителям помогать, гулять — вот и сдружились. Ведь что у нас стало получаться: делаем мы дома уроки — вдруг задачка не выходит. Бежим друг к другу. И решаем вместе. Хорошо вместе решать! Обязательно решим. Потом расходимся. По режиму дня — надо родителям помогать. А родители пошлют нас в магазины, вот мы и опять вместе. И тут друг другу помогаем. Один в кассу встанет, другой на всех хлеб покупает, третий — масло, четвёртый — сахар. В момент обернёмся — и во двор. Согласно режиму дня гулять пора. А во дворе подавно не разлучаемся. Так и сдружились.

ВИКА СОСНИНА, экскурсовод школьного музея имени Лены Колесовой:

По-моему, чтобы крепко подружиться, надо что-нибудь пережить вместе. Мы пережили и подружились. Было это так. Задумали мы устроить уголок Героя Советского Союза Лены Колесовой. Наш отряд теперь её имя носит. Разыскали маму Лены, написали ей письмо и попросили прислать книгу о Лене с фотографией. Как получили мы книгу, Саша Гущев, наш художник, стал с фотографии большой портрет рисовать. И тут кто-то из нас опрокинул чернильницу и залил фотографию Лены. Что делать? Стали мы все вместе такую же книгу про Лену в городских библиотеках искать. Один день в одну идём, другой — в другую. Наконец нашли сборник военных рассказов. Там статья про Лену и портрет её. Очень мы этому обрадовались. Особенно художник Саша. Вышел он из библиотеки и даже песню запел. Мы в этот день до вечера не разлучались. А после нам друг без друга уже скучно было. Вот как подружиться можно.

ГОГА ГОЦЕРИДЗЕ:

Чтобы дружить, надо хорошо знать друга. А то никакой дружбы не будет. Я, например, начал дружить с Петей Суровым из нашего класса. Только ничего из этой дружбы не получилось. Я в нашу школу в прошлом году пришёл. Никого не знал. Посадили меня с Петей. Вроде хороший ученик, хороший мальчик. Почему не дружить с таким? Я и стал дружить. А он мне сразу условие поставил: «Будешь со мной дружить, с Витькой Биркиным не водись. Он командовать любит. С курносым Борькой тоже не водись. Он второгодник и мой враг: жадиной меня дразнит».

Пригляделся я к Пете, а он в самом деле жадина. Резинку и ту товарищу дать жалеет. Один раз я забыл дома ручку, а у него две было. Он даже не сказал мне об этом. Я случайно узнал. Доставал Петя учебник из портфеля, а из него ещё ручка выпала. Вот я и перестал с ним дружить. Для друга разве что жалеют? Я-то для него ничего не жалел. Даже с Витькой Биркиным не водился. Только зря! Он как раз справедливый и честный. Сейчас Витя мой первый друг. И курносый Борька хороший товарищ.

ВЕРА ТОЛКАЧЁВА, звеньевая:

А мы совсем по-другому сдружились. И не друг с другом, а всей звёздочкой. Раньше мы очень недружные были. Часто ссорились. Особенно когда в школьном саду работали. Лейки друг у друга вырывали и лопаты, чтоб получше себе взять. Но вот сняли мы первый урожай. Стали яблоки есть — тут уж дружно ели. Нам было весело. Ели мы яблоки и мечтали о том времени, когда наш сад станет большим и красивым и мы сами вырастем.

«Я буду машинистом турбовоза, — сказал Саша Козлов, — буду перевозить людей из одного города в другой».

«А я стану геологом», — призналась я.

И все сказали, кто <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.