Опыт работы педагогов-практиков по проблеме формирования познавательного интереса средствами ИКТ — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опыт работы педагогов-практиков по проблеме формирования познавательного интереса средствами ИКТ

2021-06-30 32
Опыт работы педагогов-практиков по проблеме формирования познавательного интереса средствами ИКТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников не нова в педагогике, а использование информационно-коммуникационных технологий является сегодня весьма актуальной темой для большинства учителей начальных классов.

Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо, так как в процессе их применения происходит развитие обучающегося, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. [1]

Преподаватель, создающий или использующий информационные-коммуникационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

В своей работе использую мультимедиа технологии, электронные образовательные ресурсы, компьютерные технологии.

Для определения эффективности использования мультимедиа технологии в учебно-воспитательном процессе был проведён опрос среди учащихся. Учащиеся положительно отнеслись к внедрению в учебный процесс компьютера. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

1.обеспечить положительную мотивацию обучения;

2.проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

3.обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

4. усовершенствовать контроль знаний;

5.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

6.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

7.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использую следующие методы в работе с информационно-коммуникационными технологиями:

Индивидуализация обучения. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно.

Групповые формы работы. Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые формы совместного компьютерного обучения. В перспективе создание компьютерных сетей позволит ученикам различных школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего дома, класса.

Представление информации. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации, что значительно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.

Компьютерное моделирование (экспериментирование) весьма эффективно с точки зрения понимания природы взаимосвязей и формирования естественно-научной картины мира. Компьютерная программа может задавать параметры какой-либо системы, а ученик моделируя различные воздействия, будет наблюдать сложную динамику системы, в том числе последствия своего вмешательства.

Мультимедиа. Современные программные средства обучения являются мультимедийными. Мультимедиа – область компьютерной технологии, позволяющая объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств.

Вариативность использования средств ИКТ. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету;

- компьютер позволяет внести изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы;

- компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом информации, путем активного диалога с компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника;

- компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь;

- компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

- дружественность - особое достоинство компьютера, неоценимое в процессе обучения – компьютер всегдавыдержан, спокоен и дружественен по отношению к пользователю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная деятельность с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

 повышает качество знаний·

 продвигает ребенка в общем развитии·

 помогает преодолеть трудности·

 вносит радость в жизнь ребенка·

 позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития·

 создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.·

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артыкова, Д.С. Использование ИКТ как средство формирования познавательного интереса младших школьников». [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://school.gosweb.ru/svedeniya/management/27-pedagogicheskij-sostav

2. Афанасенко, Л.Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников [Электрон. ресурс]:Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fseliyarovo-86.edusite.ru%2Fteacher_docs%2Fmagafurovazb%2F14.doc&name=14.doc&c=560d5113e77405.10.2015

3. Библиофонд электронная библиотека студента, тема: развитие познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467539 30.09.2015.

4. Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.

5. Вахрушева, Л.Н. Журнал «Начальная школа» [Текст]/ Негру, Л.Н. «Развитие познавательного интереса к природе у второклассников». 7, 2015

6. Вяткин, С.В Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh23.10.2015

7. Гальперина, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С.260-273.

8. Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2011. - 142 с.

9. Гончаров, Д.К. Информационные технологии в образовании [Текст]/Д.К Гончаров. - М.: Педагогика, 2009. - 203 с.

10. Григорьев, Д.В. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,– М.: Издательский центр «Просвещение», 2010. – 223с.

11. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд.., - М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 228с.

12. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ирина Гелиевна Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

13. Калаева, С.С. Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://nsportal.ru/kalaeva-svetlana-soslanbekovna 03.06.2017

14. Клепенин, С.В. Рефератик.Ру «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей» [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html 11.10.2015

15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Издательский центр «Знание», 2006.-47 с.

16. Нечаев, М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно- методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. -104 с.

17. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.

18. Селеванов, Г.И. Развития познавательного интереса [Электрон. ресурс]: Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fwiki.iteach.ru%2Fimages%2Ff%2Ff1%2F%25D0%2594.doc&name=%D0%94.doc&c=56178b35d54b11.10.2015

19. Семенова, А.П. Информационно-коммуникационные технологии [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://900igr.net/prezentacija/informatika/povyshenie-effektivnosti-obuchenija-cherez-primenenie-ikt-i-interneta-74807/opredeljajuschim-v-moej-rabote-stalo-vyskazyvanie-akademika-a.p.semjonova-9.html21.05.2017

20. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий [Текст] /Т.Е. Соколова // Начальная школа.- № 3.-2013.- с. 292.

21. Степанова, С.В. Ежемесячный научно- методический журнал начальная школа [Текст]/ А.С. Мазниченко // «Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения слов». 7,2011.

22. Ушинский, К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/К.Д. Ушинский. - М.: Издательский центр «Педагогика», 2009. - 203 с.

23. Хайруллина, М.Ш. Дидактические возможности по средствам ИКТ. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/razvitija-ustnoj-i-pismennoj-rechi-mladshikh-shkolnikov-uchitel-nachalnykh-klassov-mbou-shkola-134-khajrullina-m.sh-212933/sovremennye-ikt-obladajut-unikalnymi-didakticheskimi-vozmozhnostjami-i-5.html 21.05.2017

24. Чередниченко, Г.И. Формирование познавательного интереса при обучении математике в информационной среде». [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/10/31/formirovanie-poznavatelnogo-interesa

25. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Издательский центр «Просвещение»,, 2012. – 56с.

26. Яхъяева, О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/18/pedagogicheskiy-proekt-ispolzovanie-informatsionno 30.05.2017

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.