Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников

2021-06-30 32
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как показывают данные исследований педагогов-психологов Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберта, В.В. Рубцова, О.К. Тихомирова и др., необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д.

По мнению С.В. Клепенина, использование средств ИКТ способствует учету индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. [15].

Вспомним, что формирование познавательного интереса - это побуждение учащихся к активной деятельности, продуктивному познанию содержания образования. Эффективным средством повышения познавательной деятельности и формирования мотивов учения является ИКТ-компонент.

Применение ИКТ-компонента в образовательном процессе начальной школы позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на занятии, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ-компонента на занятие, по мнению Семенова А. П., приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у учащихся к этим занятиям. [20].

Д.К. Гончаров выделяет следующие виды информационно-коммуникационных технологий:

1. Обучающие

2. Тренажеры

3. Информационно-поисковые и справочные

4. Демонстрационные

5. Имитационные

6. Лабораторные

7. Моделирующее

8. Расчетные

9. Учебно-игровые.

Хайруллина М.Ш в своих трудах отмечает, чтосовременныеинформационно-коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями:

1. Представлять обучающему информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация.

2. Контролировать временные параметры занятия для каждого обучающегося.

3. Выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти.

5. Мобилизовать внимание обучающегося. [24].

По мнению А.П. Семеновой, характер использования ИКТ на занятиях может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. В качестве программного обеспечения используемые готовые продукты, разработанные производителями – электронные учебники активизируют познавательный интерес обучающихся и помогает самореализации личности. Работа, проводимая под руководством учителя, способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Учитель - ученик». [20].

ИКТ-технологии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Также А.П. Семенова обращает внимание, что учитываяпсихологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения. [20].

Яхъяева О.Н. считает что, именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся предметные результаты, но и развивать личность ребенка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит, и повышают мотивацию к обучению. [27].

Семенова А.П. считает, что место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.[20].

Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. По мнению Полат, младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. [18, с.130].

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Таким образом, изучив особенности использования ИКТ, мы пришли к выводу, что их использование в образовательной деятельности, в том числе внеурочной, положительно влияет на формирование познавательного интереса. ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы. Использование ИКТ в образовании помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.