Особенности информационного общества — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности информационного общества

2021-06-30 93
Особенности информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня человечество ежедневно производит гигантское количество инфор­мации и все глубже погружается в этот информационный океан. При­спосаб­ливаясь к новым условиям, большинство государств стремительно дви­жутся к обществу нового типа: информационному обществу. Современное устройство мира пребывает в переходном состоя­нии. Но бурное развитие коммуникационных и компьютерных техно­логий приобрело повсеместный характер, происходит планетарная инфор­мационная революция, глобальноепреобразованиемирового сообщества.Технологии, знания, информация – три кита нового общества. Венцом этих преобразований становится само общество знаний, в нем государственные границы превращается в условность. Символом современного информационного пространства стала коммуникация (отлат. с ommunis)– « связь,обмен информацией». Значение информационной сферы настолько велико, что ее характеризуют как системообразующий фактор в жизни современного общества. Современный мир покрывает всеобщее информационное поле, меняется структура мировой экономики, которая все больше соответствует названию «киберэкономика», ключевую роль в ней иг­рают основные ресурсы информационного общества – знания и передовые технологии.

Информационные ресурсы вытесняют с рынка традиционные ресурсы. Ин­формация стала реальным продуктом купли-продажи. Коммуникационные и компьютерные технологии влияют на все области жизни общества: поли­тику, экономику, финансовую систему, культуру, науку. И это влияние стре­мительно растет. Становление информационного общества происходит од­новременно с радикальными изменениями в сознании людей. Причем эта трансформация касается как массового сознания, так и индивидуального.

Чтобы комфортно и полноценно существовать в новом социуме, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха, современный человек должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, уметь быстро и эф­фективно приобретать знания и осваивать появляющиеся технологии.

Информационное общество – это глобальное и многогранное явление, которое сулит человечеству невероятные возможности и совершенно новый уровень развития. Однако появилось оно не в одночасье, а в результате многовекового развития человеческой цивилизации и череды технических и информационных революций. Развитие информационного общества неразрывно связано с процессом глобализации – как объединения человечества во всех сферах – экономической, политиче­ской, культурной – можно проследить, обращаясь к отдаленным историче­ским эпохам.

Человеческое общество прошло три крупных этапа своего развития, каждый из которых характеризуется способом взаимодействия людей с природой и производственнымиотношениями.

Доиндустриальный или аграрный этап (до 18 века). Основа общества – сель­ское хозяйство, земля – главный ресурс и ключевой фактор производства. Производственный процесс зависим от природного цикла. Общественное разделение труда практически отсутствует, развито натуральное хозяйство, ориентированное на самостоятельное удовлетворение своих потребностей за счет своих же ресурсов и произведенных товаров.

Индустриальный этап (18 век – середина 20 века). Основа – капитал и про­мышленность. Совершенствование орудий труда позволило обществу сни­зить зависимость от циклов природы и обусловило переход к общественным производительным силам от естественных. Техника становится «второй, ру­котворной природой». Индустрия теснит сельское хозяйство, растут города, впитывая в себя крестьянство. Развиваются и повсеместно распространя­ются товарно-денежные отношения.

Постиндустриальный (информационный) этап (середина 20 века и по наши дни). Основа – ин­формация и знания. Орудия производства – наука, технологии. Непроизвод­ственная сфера занимает все больший сектор экономики. Многие государства, Россия в их числе, находятся в переходном состоянии от еще не исчерпавшей себя индустриальной модели к постиндустриаль­ному обществу. Но данный процесс неизбежен, ведь он вызван очередной революцией области техники и коммуникаций.
На своем эволюционном пути человечество прошло через несколько таких революций, и каждый раз они радикально изменяли мир, среду обитания и сознание людей.

Становление информационного общества было бы невозможно без вере­ницы революционных преобразований в сфере обработки, хранения и пере­дачи информации. Во все времена знания обладали ценностью, а их вла­дельцы получали преимущество над необразованными или плохо осведом­ленными конкурентами.

Выделяют четыре информационные революции:

Изобретение письменности. Появилась возможность фиксировать, хранить и передавать знания через поколения.

Книгопечатанье. Информация стала доступнее, она копировалась, легче пе­редавалась и лучше сохранялась. Росли знания и грамотность населения.
    Изобретения электричества. Произошел огромный технический прорыв в информационной сфере. На службу человечеству встали совершенно новые средства передачи значительных объемов информации: телефон, радио, те­леграф. С их помощью сообщения молниеносно преодолевали расстояния.

Появление микропроцессорных технологий. Первые сносные компьютеры создали в середине 20 века, они были ламповыми, громоздкими, но уже су­лили ошеломляющие возможности.

В 70-х годах наступила эра микропроцессоров, а затем и эра Интернета, ко­торая продолжается и поныне. За полвека человеческое бытие переменилось до неузнаваемости. Было изобретено множество новых устройств и техно­логий, на передний план выдвинулась информационная индустрия, ставшая основой для развития информационного общества.
В постиндустриальной реальности акценты меняются: самыми ценными ре­сурсами становятся знания, средства коммуникации и средства производ­ства знаний (наука), а также отлично образованная и приспособленная к но­вым реалиям рабочая сила, то есть носители знаний. Информационное об­щество – это общество совершенно нового отношения к рабочей силе, к че­ловеку.

На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и много­гранное совершенствование человека становятся выгодными инвестици­ями. Знания помогают производить новые знания. Чем большим интеллек­туальным капиталом владеет работник, тем он ценнее для общего производ­ства.
    В индустриальном материальном обществе объем товаров пропорционален объему используемых для его производства ресурсов. В постиндустриаль­ном обществе товаром выступают информация и знания, они нематери­альны, для их производства нужны порой внушительное количество интел­лектуальных и информационных ресурсов, но зато с помощью современных технологий этот товар можно в любом количестве копировать практически без затрат. Экономика постиндустриального информационного общества обладает та­кими характерными чертами, как: увеличение сферы услуг в общей доле рынка; стремительно растущий уровень образования; социализация эконо­мики, инвестиции в культурные и социальные сферы; растущая информати­зация всех сфер общества; бережное отношение к природе и ее ресурсам; повышение информационной культуры населения; развитие малого биз­неса; глобализация, стирание границ между национальными экономиками.

Суммируя основные подходы, можно вывести обобщенное определение. Информационное общество – это глобальное и свободное общество, в кото­ром теряют значение национальные территории и политические границы, они не мешают всемирному обмену информацией, стираются межкультур­ные преграды. Это общество знаний и информации, в котором знания ста­новятся основным и непременным атрибутом благополучия всего социума в целом и каждого гражданина в отдельности.
Всем без исключения предоставлен полный доступ к этим знаниям. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере создания, переработки и хранения знаний и информации.

Различают два типа информационного общества:

Цифровая демократия. Такое общество строится ради благоденствия граж­дан и для защиты их прав на доступ к знаниям, конфиденциальность, це­лостность личной информации.

Цифровая диктатура. Стратегия развития информационного общества та­кого типа направлена в сторону тотального контроля. Передовые техноло­гии используются для того, чтобы легче и надежнее управлять государ­ством.Признаки цифровой диктатуры: надзор за населением, навязывание цифро­вых услуг, ограниченный доступ к знаниям и государственная цензура ин­формации.

Стратегия информационного общества во многом строится на всеобщей ин­форматизации всех сфер жизни. Современная цивилизация генерирует ко­лоссальные потоки информации, которые необходимо собирать, обрабаты­вать, анализировать, хранить. Это невозможно сделать без внедрения ком­пьютерных и сетевых технологий, а также без квалифицированных специа­листов. Информатизация и компьютеризация значительно облегчают жизнь, помогают сэкономить время, силы, деньги.
Информатизация общества – процесс комплексный, он затрагивает эконо­мическую, научно-техническую и социальную сферы, его целью является создание таких условий, при которых любой человек, организация, орган государственной власти или общественная организация имели полный до­ступ информационным ресурсам и могли без препятствий удовлетворять свои потребности в знаниях и необходимой информации.
    Однако на данном этапе развития информационное общество – это не только благо и прогресс для человеческой цивилизации. Его становление сопровождается рядом проблем, которые еще предстоит решать. К ним от­носятся: Информационное неравенство или цифровой разрыв. Люди имеют разные возможности в доступе к нужной информации, а иногда не имеют доступа вовсе. Это обусловлено неравномерным развитием стран и матери­альным неравенством разных слоев населения даже в технически развитых государствах.

Информационное общество значительно расширяет возможности для обще­ния. Теперь люди, разделенные океанами и тысячами километров, могут без помех общаться и обмениваться информацией с помощью интернета, соцсе­тей, телефона.

Миллиардам землян недоступны информационные ресурсы общества. По статистике, около половины землян никогда не звонили по мобильному те­лефону, не имели доступа в интернет, целые регионы на планете отмечены информационной бедностью. Воздействие на общественное и личное созна­ние с помощью коммуникационных технологий. Заинтересованные круги корректируют мировоззрение потребителей продуктов, зрителей шоу, по­тенциальных избирателей, влияя на его сознание и распространяя ложный, недостоверный или неполный информационный продукт. Люди, погруженные в сетевую реальность, становятся более внушаемыми, им можно внедрить в сознание нужную идею или желание через навязчивые всплывающие окна или игровые программы. Информационное общество должно обеспечивать не только свободный доступ любого человека или ор­ганизации к знаниям, но и их информационную безопасность, которая пока далека от совершенства.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.