Использование дидактических игр при формировании фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Использование дидактических игр при формировании фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией

2021-06-30 52
Использование дидактических игр при формировании фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие сведения о ребенке

ФИО ребенка Бублик Костя
Дата рождения -
Домашний адрес -
Заключения специалистов: психиатра, невролога, сурдолога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, ортодонта, педиатра/ терапевта (на основании выписки из мед. карты) Не наблюдается
Посещал ли образовательную организацию, программа обучения Детский сад
Занятия с логопедом: в течение какого времени, частота, эффективность Ставили звук р, не очень успешно, звук не поставлен
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений Ребенок спокойный, легко находит контакт со сверстниками и детьми постарше. На занятиях ведет себя активно, не стесняется говорить.
Данные о родителях и семье -
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания   - ребенок от 1й беременности Токсикоз, анемия В норме 52 см, 3400 г. На 5 сутки Искусственное -- ОРЗ, аллергия  
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года   1 мес 5 мес, 11 мес 5 мес В пределах нормы
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи   2 мес, 6 мес 12 мес, к 2м годам Без задержек С 5 лет
Заключение и рекомендации ПМПК Данных нет

Выводы: Доречевое и речевое развитие ребенка соответствует норме, наблюдается нарушение произношения звука р, ч

 

 

Обследование произвольной моторики пальцев рук

Все предложенные задания выполняются по показу, затем по слов есной инструкции

Прием Содержание задания Характер выполнения
1. Исследование статической координации движений. Сначала на правой руке, потом на левой, и на обеих руках одновременно а) положить вторые пальцы на третьи и наоборот 3 на 2, б) выполнить то же самое упражнение, с закрытыми глазами, в) сделать «рожки», г) сделать «ушки». Время выполнения 5 секунд. А)Точное выполнение проб, синкинезии отсутствуют, свободно удерживает позы Б)При выполнении пробы трудностей не испытывал. С заданием справился без ошибок. Но при этом наблюдался замедленный темп выполнения движений. Также подключает зрительный контроль при выполнении пробы. В,Г) на левой руке отмечается трудность в перемене позы
2. Исследование динамической координации движений. Выполнить по показу логопеда: а) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, б) повторить то же самое левой рукой, в) повторить то же самое обеими руками одновременно, г) выполнить пробу «кулак – ребро – ладонь». Аб) выполняет правильно с первого раза, трудностей при выполнении не возникло В) при выполнении пробы обеими руками наблюдается снижение точности движений Г) трудностей в переключении не испытывает, темп соответствует заданному. Скованности и напряженности в движениях не наблюдается  

 

Выводы: уровень средний, при выполнении некоторых проб замедляется темп, включается зрительный контроль, также присутствуют трудности в перемене позы, снижение точности движений

 

 

Вывод: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ

 

 

Обследование состояния органов артикуляции

Обследование просодической стороны речи

Нарушения просодической стороны речи отсутствуют

 

 

Обследование неречевого и речевого дыхания

 

Прием Задание Характер проявления
Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) Наблюдение в процессе обследования (положение сидя, стоя, лежа) грудной
Наличие и дифференциация носового и ротового дыхания Выполнить по показу: - вдох и выдох носом, - вдох и выдох ртом; - вдох ртом выдох носом, - вдох носом выдох ртом. Дифференциация носового и ротового дыхания присутствует
Продолжительность речевого дыхания Произнесение 1. гласного звука на одном выдохе, замеряется секундомером время 2. фразы на одном выдохе за педагогом из 3 – 6 слов Норма, 6 слов
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный)   нормальный
Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное)   нормальное

Вывод: речевое и неречевое дыхание без особенностей

Обследование слоговой структуры слова

Вывод: слоговая структура не нарушена

 

 

Вывод: ребенок узнает и различает фонемы на слух, фонематический слух сформирован достаточно

 

 

Вывод:

Пассивный словарь в норме, активный словарный запас ограничен. Ребенок не может подобрать однокоренные слова, возникли затруднения при подборе синонимов, антонимов, обозначении качеств предмета по его назначению, понимании и назывании семантически близких действий, Обследовании слов-названий детенышей диких и домашних животных.

 

Вывод:

Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребенок имеет нарушение понимания причинно – следственной связи, нарушено понимание инверсионных конструкций

 

Обследование связной речи

Содержание задания Используемый материал Ответ ребенка Характер выполнения
1.Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. сюжетная картинка и серия картинок Мальчики нашли ежика, принесли домой, напоили молоком Трудностей не испытал, выполнил сам с первого раза без помощи педагога
2.Составление предложений по опорным словам карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая картинки: дети, лес, корзины, земляника, цветы Составлял с помощью логопеда
3.Составление предложений по отдельным словам, расположенным в хаотично карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша Саша катается на лыжах Слова даются на слух. Выполнил без затруднений сам
4.Пересказ текста после прослушивания: а) знакомый текст б) незнакомый текст Можно использовать сказку «Теремок», быль «Лев и мышь» Толстой Мышь попросилась ко льву в домик. Они жили вместе. Льва поймали охотники. Мышка перегрызла веревку. Она спасла льва.  Пересказывает кратко,  простыми предложениями
5. Составление рассказа по серии картинок Предлагает 3 картинки, которые надо поставить по-порядку и составить рассказ Мальчики нашли ежика. Взяли его. Накормили молоком. Выполнил без затруднений
6.Рассказ из собственного опыта О любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.   выполнено

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Примерная структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Постановка звука [л].

Ребенок: Костя, 5 лет ОНР 3 ур

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

-Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

- Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

-Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.

-Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.

- учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука Л в полном объеме;

коррекционно-развивающие:

Развивать направленную воздушную струю через дыхательные упражнения

Развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнения со шнуровкой

Развивать мимические мышцы языка с помощью выполнения артикуляционных упражнений

Развивать фонематический слух через игровые упражнения

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

 

  Этапы занятия Содержание
1 Организационный момент “- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку: Любит всех смешить чудак Попадает он впросак, Много разных шуток знает В цирке часто выступает”.
2 Сообщение темы “- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.
3 Развитие мелкой моторики посредством шнуровки С нашим клоуном случилась неприятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.  
4 Артикуляционная гимнастика Давай представим, что наш рот - это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.  
5 Развитие длительного и плавного выдоха Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.  
6 Постановка звука Используемый приём: 1.От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). 2. По подражанию: повтори за мной. 3.От артикуляционной гимнастики: губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай себя сама. 4.С механической помощью: 1. Просим произнести ребенка слог ЛЯ несколько раз 2. После зонд вводим так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка 3. Нажимаем зондом на язык и просим ребенка произнести несколько раз сочетание ЛЯ  
7   Произнесение изолированного звука “Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт). “А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

8 Анализ  артикуляции

“Теперь я предлагаю посмотреть картинку, на которой изображено нужное положение языка и губ. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок?  
9      Развитие фонематического слуха игра “Хлоп-топ” “Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.     машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.    
10 Закрепление звука в слогах “Повторяй за мной: ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”  
11 Закрепление звука в словах “Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”. Автоматизация звука Л в начале слов: лак, лапа, лавка, лампа, лама, лайка, лапоть, ластик; ландыш, ласточка, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лотос; логово, лодка, ложка, луг, лук, луч, лупа, лужа; Звук Л в середине слов: пила, юла, скала, пчела, булавка, салат, халат, палатка; водолаз, село, солома, соломинка, болото, колодец, калоша, талон; Автоматизация звука Л в конце слов: бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол; гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал.  
12 Автоматизация в предложении Наш Полкан попал в капкан. Толик был мал, цветы мял. Увидела мать, не велела мять. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила.
13 Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику 2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л] 3. Разгадать загадки.
14 Итог “Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?  
15 Оценка “Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”  

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение, активизация словаря

Формировать представления о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;

Вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

Закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;

Закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;

Познакомить с правилом написания жи-ши

Коррекционно- развивающие:

Развивать умение определять позицию звуков в словах через развитие звукового анализа;

Развивать фонематический слух через работу над дифференциацией звуков;

Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);

Развивать общую и мелкую моторику через работу со счетным материалом.

Коррекционно- воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию

формировать усидчивость, навыки взаимопомощи

Оборудование: зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).

 

                                               Ход занятия

№ п\п         этапы   содержание   деятельность детей время
1 Организационный момент Логопед вешает на доску карточки с буквами, просит детей взять зеркала, счетные палочки и сесть на свои места. Далее – предлагает задание. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какая буква здесь написана?  - А давайте подумаем, на что похожа буква Ш? - Молодцы. Буква Ш с тремя шипами – не хватать ее руками. Логопед показывает на другую карточку.      - А это какая буква? - А на что или кого похожа буква Ж? - Ж похожа на жука, только не жужжит пока. - Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить? - О каких? Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты.     Ш     Дети выдвигают предположения.   Ж Дети выдвигают предположения.   - [Ж], [ш]. 3 мин
2 Основная часть 1. Артикуляция звуков. - Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок? - Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком [ж]. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звуков. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует? - А какой звук [ж]? - А почему он звонкий? - Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация? - Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]? - А чем они отличаются? 3. Развитие фонематического слуха. - А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши. Словарный материал: Жук, жук, ракушка, шуба, ружье, лошадка, мороженое - Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Словарный материал: желудь, шкаф, жук, шахматы, кошка, вишня, шишка, ножницы, шапка, жираф.     4. Письмо букв в воздухе. - Вам понравились задания? - Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж. Логопед показывает.                 Наверху Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди. Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному.   - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш]. - Нет. - Согласный, твердый, звонкий. - Горлышко дрожит. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж]. -Да. Согласные, твердые. - Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий. Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж].     Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш].     Да Дети рисуют буквы в воздухе. 10 мин
3 3 Физкультминутка. Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег.  Снег, снег, белый снег.  Осыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто не пройдет, З накома она уже всей детворе. А Жучка все лает: «Чужой во дворе». Логопед проговаривает стих и показывает движения. Дети за логопедом повторяют стих и движения. Дети машут руками перед собой, «встают» на лыжи, «бегут». Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком, рисуют руками в воздухе три круга, Грозят указательными пальчиками, Идут по кругу. 2 мин
4 Основная часть (продолжение). 1. Правило. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет? Далее – логопед спрашивает всех детей.  2. Закрепление правописания жи, ши. Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И. - Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку.  Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний? - Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили? - Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф? - Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И? - Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И. - Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ? - А какую букву пишем?   3. Развитие внимания. Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др. - А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж. Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю. Логопед проверяет выполненное детьми задание.   4. Выкладывание из счетных палочек. - А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти. Логопед показывает. - Все поняли задание?   5. Работа в тетрадях. - Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь. Дети садятся.   Ребенок поднимает руку и рассказывает. - Жи, ши пиши через И. Все дети рассказывают правило.     Дети смотрят на карточку.     -ы     - и   ы   и   Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку.   Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги. - Да.     Дети записывают слоги в тетрадь.  13 мин
5 подведение итогов занятия - Хорошо, молодцы. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.   - [Ж], [ш]. - Рисовать в воздухе. - Хорошо. 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Аппарата

Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.

 

 

Прием Содержание задания Характер выполнения
Динамическая организация губ, языка, нижней челюсти. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.   выполнение правильное;легко удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
Динамическая организация нижней челюсти. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.  
Динамическая организация губ. Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыбку [И], вытянуть в трубочку [У].  
Динамическая организация языка. 1. Широко открыть рот, дотронуться копчиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу. 2. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот. 3. Поцокать языком по нёбу.  

 

 

Вывод: динамическая организация движений артикуляционного аппарата в полном объеме,  движения активные,  замены отсутствуют,   сохранена последовательность от одного движения к другому, гиперкинезы, саливация, тремор не наблюдаются

6.1. Обследование звукопроизношения. Протокол обследования звукопроизношения

 

 

Звук

Картинка

Речевая реакция на картинку

Воспроизведение слова по слуху

Употребление звука в собственной речи

Произношение звука

Характер нарушения произношения звука

Примечание

Изолировано В слогах Отсутствие Искажение Замена Смешение
С Собака Усы Нос Сумка Автобус Снеговик   [с’обака] [усы] [нос’] [с’умка] [автобус] [снеговик] норма норма норма          
С’ Сеть Синий Гусь Семь Письмо Апельсин   [сеть] [синий] [гусь] [семь] [письмо] [апельсин] норма норма норма          
З Зубы Коза Зонт Замок Ваза Звезда   [зубы] [коза] [зонт] [замок] [ваза] [звезда] норма норма норма          
З’ Узел Газета Обезьяна Зеленый Зебра Земляника   [узел] [газета] [обезьяна] [зеленый] [зебра] [земляника] норма норма норма          
Ц Цепь Яйцо Огурец Цветы Пуговица Индеец   [цепь] [яйцо] [огурец] [цветы] [пуговица] [индеец] норма норма норма          
Ш Шапка Машина Душ Шахматы Мешок Шишка   [шапка] [машина] [душ] [шахматы] [мешок] [шишка] норма норма норма          
Ж Жук Желудь Ножи Ежи Ножницы Жираф   жук] [желудь] [ножи] [ежи] [ножницы] [жираф] норма норма норма          
Ч Чайник Мяч Очки Чемодан Ключ Бабочка   [чайник] [мяч] [очки] [чемодан] [ключ] [бабочка] искажение искажение искажение          
Щ Щетка Ящик Плащ Щука Овощи Щепки   [щетка] [ящик] [плащ] [щука] [овощи] [щепки] норма норма норма          
Р Рыба Корова Топор Ведро Помидор Трактор   лыба] [колова] [топол] [ведло] [помидол] [тлактол] искажение искажение искажение          
Р’ Репа Фонари Дверь Ремень Веревка Брюки   [йеепа] [фонайи] [двей] [вейевка] [бйюки] норма норма норма          
Л Лук Пила Дятел Лампа Молоток Белка   [лук] [пила] [дятел] [лампа] [молоток] [белка] норма норма норма          
Л’ Лейка Лимон Улитка Лев ТелефонПальто     [лейка] [лимон] [улитка] [лев] [телефон] [пальто] норма норма норма          
М Мыло Малина Костюм Морковь Сом Комар   [мыло] [малина] [костюм] [морковь] [сом] [комар] норма норма норма          
Н Носки Окно Диван Ноты Слон Танк     [носки] [окно] [диван] [ноты] [слон] [танк] норма норма норма          
Б Бант Бочка Клубок Банан Бутылка Барабан   [бант] [бочка] [клубок] [банан] [бутылка] [барабан] норма норма норма          
Д Дом Дым Удочка Дерево Дыня Радуга   [дом] [дым] [удочка] [дерево] [дыня] [радуга] норма норма норма          
В   В’ Вата Волк Совок Ванна Сова Гвозди     Свинья венок     [вата] [волк] [совок] [ванна] [сова] [гвозди]   [свинья] [венок] норма   норма     норма     норма   номра   норма          
К Кот Паук Банка Конфета Индюк Кубик   [кот] [паук] [банка] [конфета] [индюк] [кубик] норма норма норма          
К’ Кеды Кит Пакет Валенки Утки Ботинки   [кеды] [кит] [пакет] [валенки] [утки] [ботинки] норма норма норма          
Г Губы Рога Вагон Голубь Игла Попугай   [губы] [рога] [вагон] [голубь] [игла] [попугай] норма норма норма          
Г’ Гиря Гитара Бегемот Флаги Сапоги Гирлянда   [гиря] [гитара] [бегемот] [флаги] [сапоги] [гирлянда] норма норма норма          
Х Халат Ухо Петух Хлеб Хобот Холодильник   [халат] [ухо] [петух] [хлеб] [хобот] [холодильник] норма норма норма          
Х` Мухи Орехи Духи   [мухи] [орехи] [духи]   норма норма норма          
Йотация Яблоко Майка Юбка Платье Листья   [яблоко] [майка] [юбка] [платье] [листья] норма норма норма          
Ы Дым Мышь Грибы   [дым] [мышь] [грибы]   норма норма норма          

 

 

Использование дидактических игр при формировании фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией

Курсовая работа

44.03.03 Специальное ‏(дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

 

 

Исполнитель: ‏

Гончарук Анна ‏Анатольевна,

обучающаяся ‏ЛГП-1801z группы

3 курса, заочного отделения

‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏‏

Научный ‏ руководитель: Филатова ‏Ирина Александровна,

к.п.н., доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….…………………………………………..6

1.1 Закономерности освоения фонематических процессов у детей впроцессе онтогенеза……………………………………………………………………….6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……….10

1.3 Характеристикаразвития фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией………………………………………….……….16

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…………………………………...…………………….……….22

2.1 Принципы и организация логопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников…………………...….22

2.2 Методики логопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников…………………………………..………....………….26

2.3 Анализ результатовлогопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией…………...………………36

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……….50

3.1Принципы и направления логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией…….…50

3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией………………………..…56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………....………………..…….65

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………....…………..………68

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………....……………………………..…….71


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ‏самых актуальных ‏проблем в ‏логопедии в последние ‏годы считается повышение количества детей с речевыми отклонениями. Среди них ‏значительно ‏распространенным диагнозом считается ‏дизартрия - ‏нарушение фонетической ‏стороны речи, ‏которое обусловлено ‏органическим поражением ‏Центральной Нервной ‏Системы (ЦНС). ‏При этом нарушается ‏двигательный механизм ‏речи, ее ‏моторная реализация. ‏В настоящее ‏время проблема ‏дизартрии активно разрабатывается в ‏клиническом, нейролингвистическом, ‏психолого-педагогическом направлениях ‏(Е. Ф. ‏Архипова, Р. ‏И. Мартынова, ‏М. П. ‏Давыдова, И. ‏Б. Карелина, ‏Г.В. Гуровец) Многие авторы придавали ‏большое значение ‏развитию фонематического ‏восприятия у ‏детей с ‏нарушениями речи. ‏Р. Е. ‏Левина считает, что в ‏основе определенных расстройств звукопроизношения ‏лежат отклонения ‏слухового восприятия, ‏которые могут ‏быть производными, ‏т.е. иметь ‏вторичный характер.

‏В ‏работах ‏специалистов ‏20го в. ‏термин «дизартрия» определяли, как нарушение ‏членораздельной речи, ‏т.е. ‏речь ‏организуется непонятно, ‏как будто «каша ‏во рту». По статистике ‏на сегодняшний день дизартрия ‏ – это ‏самая часто встречающаяся ‏патология речи ‏(из 7 ‏детей рождается ‏5 с ‏поражением ЦНС). ‏В 1853 году ‏в первый раз акушер-учёный Литвак ‏описал клинику ‏дизартрии при ‏ДЦП. В ‏1912 г. лого‏терапевтГуцман описал ‏симптомы дизартрии ‏у людей, ‏которые не ‏имеют ДЦП. ‏Врач Маргулис ‏в первый раз вводит ‏систематизацию дизартрии, ‏он заложил ‏учение о ‏данном расстройстве. В ‏дальнейшие годы ‏отечественный учёный О.В. Правдина ‏детально обрисовывает ‏дизартрию с ‏псевдобульбарным парезом. В конце 50-х ‏годов‏появился ‏труд‏Е.Н. Винарской, ‏которая описывает ‏дизартрию с ‏психолингвистической точки зрения. Основная проблема дизартрии ‏сводится к тому, что ‏между уровнем ‏речевого развития ‏и уровнем ‏становления основных ‏функций психики, ‏а также ‏уровнем интеллектуального развития существует ‏прямая взаимосвязь. Это значит, ‏что ребенок ‏с ‏патологией речи, ‏можетиметь ‏серьезные проблемы в овладении ‏грамотой и ‏письмом,иметьтрудности с ‏развитием внимания ‏и мышления, ‏воображения и ‏восприятия, памяти. Отсюда ‏появляется необходимость ‏дополнительно изучить ‏речевые проблемы и разработать ‏способы их ‏преодоления и ‏коррекции. На сегодняшний день из-за ‏распространенности дизартрии ‏продолжаются теоретические и практические изучения этого отклонения, а ‏также разрабатывается система логопедической ‏работы по ‏ее коррекции. Эти работы связаны ‏с именами ‏М.Б. Эйдиновой, К.А. ‏Семеновой, ‏Е.М.‏Мастюковой, Е.Ф.‏

Целью курсовой работы является изучение дизартрии и формирования фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией с помощью дидактических игр.

Объект исследования: особенности фонематических процессов удошкольников с дизартрией.

Предмет исследования: определения направлений и содержаниялогопедической работы по коррекции фонематических процессов удошкольников с дизартрией.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ уровня разработанности вопроса коррекции нарушенияфонематических процессов у дошкольников с дизартрией.

2. Проведение констатирующего этапа исследования,направленного на изучени


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.