Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-06-30 | 52 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Общие сведения о ребенке
ФИО ребенка | Бублик Костя |
Дата рождения | - |
Домашний адрес | - |
Заключения специалистов: психиатра, невролога, сурдолога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, ортодонта, педиатра/ терапевта (на основании выписки из мед. карты) | Не наблюдается |
Посещал ли образовательную организацию, программа обучения | Детский сад |
Занятия с логопедом: в течение какого времени, частота, эффективность | Ставили звук р, не очень успешно, звук не поставлен |
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений | Ребенок спокойный, легко находит контакт со сверстниками и детьми постарше. На занятиях ведет себя активно, не стесняется говорить. |
Данные о родителях и семье | - |
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания | - ребенок от 1й беременности Токсикоз, анемия В норме 52 см, 3400 г. На 5 сутки Искусственное -- ОРЗ, аллергия |
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года | 1 мес 5 мес, 11 мес 5 мес В пределах нормы |
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи | 2 мес, 6 мес 12 мес, к 2м годам Без задержек С 5 лет |
Заключение и рекомендации ПМПК | Данных нет |
Выводы: Доречевое и речевое развитие ребенка соответствует норме, наблюдается нарушение произношения звука р, ч
Обследование произвольной моторики пальцев рук
|
Все предложенные задания выполняются по показу, затем по слов есной инструкции
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование статической координации движений. | Сначала на правой руке, потом на левой, и на обеих руках одновременно а) положить вторые пальцы на третьи и наоборот 3 на 2, б) выполнить то же самое упражнение, с закрытыми глазами, в) сделать «рожки», г) сделать «ушки». Время выполнения 5 секунд. | А)Точное выполнение проб, синкинезии отсутствуют, свободно удерживает позы Б)При выполнении пробы трудностей не испытывал. С заданием справился без ошибок. Но при этом наблюдался замедленный темп выполнения движений. Также подключает зрительный контроль при выполнении пробы. В,Г) на левой руке отмечается трудность в перемене позы |
2. Исследование динамической координации движений. | Выполнить по показу логопеда: а) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, б) повторить то же самое левой рукой, в) повторить то же самое обеими руками одновременно, г) выполнить пробу «кулак – ребро – ладонь». | Аб) выполняет правильно с первого раза, трудностей при выполнении не возникло В) при выполнении пробы обеими руками наблюдается снижение точности движений Г) трудностей в переключении не испытывает, темп соответствует заданному. Скованности и напряженности в движениях не наблюдается |
Выводы: уровень средний, при выполнении некоторых проб замедляется темп, включается зрительный контроль, также присутствуют трудности в перемене позы, снижение точности движений
Вывод: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ
Обследование состояния органов артикуляции
Обследование просодической стороны речи
Нарушения просодической стороны речи отсутствуют
Обследование неречевого и речевого дыхания
Прием | Задание | Характер проявления |
Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) | Наблюдение в процессе обследования (положение сидя, стоя, лежа) | грудной |
Наличие и дифференциация носового и ротового дыхания | Выполнить по показу: - вдох и выдох носом, - вдох и выдох ртом; - вдох ртом выдох носом, - вдох носом выдох ртом. | Дифференциация носового и ротового дыхания присутствует |
Продолжительность речевого дыхания | Произнесение 1. гласного звука на одном выдохе, замеряется секундомером время 2. фразы на одном выдохе за педагогом из 3 – 6 слов | Норма, 6 слов |
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный) | нормальный | |
Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное) | нормальное |
Вывод: речевое и неречевое дыхание без особенностей
|
Обследование слоговой структуры слова
Вывод: слоговая структура не нарушена
Вывод: ребенок узнает и различает фонемы на слух, фонематический слух сформирован достаточно
Вывод:
Пассивный словарь в норме, активный словарный запас ограничен. Ребенок не может подобрать однокоренные слова, возникли затруднения при подборе синонимов, антонимов, обозначении качеств предмета по его назначению, понимании и назывании семантически близких действий, Обследовании слов-названий детенышей диких и домашних животных.
Вывод:
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребенок имеет нарушение понимания причинно – следственной связи, нарушено понимание инверсионных конструкций
Обследование связной речи
Содержание задания | Используемый материал | Ответ ребенка | Характер выполнения |
1.Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. | сюжетная картинка и серия картинок | Мальчики нашли ежика, принесли домой, напоили молоком | Трудностей не испытал, выполнил сам с первого раза без помощи педагога |
2.Составление предложений по опорным словам | карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая | картинки: дети, лес, корзины, земляника, цветы | Составлял с помощью логопеда |
3.Составление предложений по отдельным словам, расположенным в хаотично | карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша | Саша катается на лыжах | Слова даются на слух. Выполнил без затруднений сам |
4.Пересказ текста после прослушивания: а) знакомый текст б) незнакомый текст | Можно использовать сказку «Теремок», быль «Лев и мышь» Толстой | Мышь попросилась ко льву в домик. Они жили вместе. Льва поймали охотники. Мышка перегрызла веревку. Она спасла льва. | Пересказывает кратко, простыми предложениями |
5. Составление рассказа по серии картинок | Предлагает 3 картинки, которые надо поставить по-порядку и составить рассказ | Мальчики нашли ежика. Взяли его. Накормили молоком. | Выполнил без затруднений |
6.Рассказ из собственного опыта | О любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д. | выполнено |
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Примерная структура логопедического занятия по постановке звука
Тема: Постановка звука [л].
Ребенок: Костя, 5 лет ОНР 3 ур
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.
-Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.
- Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].
-Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.
-Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.
- учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука Л в полном объеме;
коррекционно-развивающие:
Развивать направленную воздушную струю через дыхательные упражнения
Развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнения со шнуровкой
Развивать мимические мышцы языка с помощью выполнения артикуляционных упражнений
Развивать фонематический слух через игровые упражнения
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие
Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.
Этапы занятия | Содержание | ||
1 | Организационный момент | “- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку: Любит всех смешить чудак Попадает он впросак, Много разных шуток знает В цирке часто выступает”. | |
2 | Сообщение темы | “- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”. | |
3 | Развитие мелкой моторики посредством шнуровки | С нашим клоуном случилась неприятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”. | |
4 | Артикуляционная гимнастика | Давай представим, что наш рот - это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. | |
5 | Развитие длительного и плавного выдоха | Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. | |
6 | Постановка звука | Используемый приём: 1.От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). 2. По подражанию: повтори за мной. 3.От артикуляционной гимнастики: губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай себя сама. 4.С механической помощью: 1. Просим произнести ребенка слог ЛЯ несколько раз 2. После зонд вводим так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка 3. Нажимаем зондом на язык и просим ребенка произнести несколько раз сочетание ЛЯ | |
7 | Произнесение изолированного звука | “Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт). “А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!” | |
8 Анализ артикуляции
| “Теперь я предлагаю посмотреть картинку, на которой изображено нужное положение языка и губ. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? | ||
9 | Развитие фонематического слуха | игра “Хлоп-топ” “Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”. машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка. | |
10 | Закрепление звука в слогах | “Повторяй за мной: ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ” | |
11 | Закрепление звука в словах | “Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”. Автоматизация звука Л в начале слов: лак, лапа, лавка, лампа, лама, лайка, лапоть, ластик; ландыш, ласточка, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лотос; логово, лодка, ложка, луг, лук, луч, лупа, лужа; Звук Л в середине слов: пила, юла, скала, пчела, булавка, салат, халат, палатка; водолаз, село, солома, соломинка, болото, колодец, калоша, талон; Автоматизация звука Л в конце слов: бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол; гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал. | |
12 | Автоматизация в предложении | Наш Полкан попал в капкан. Толик был мал, цветы мял. Увидела мать, не велела мять. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. | |
13 | Домашнее задание | 1. Повторить артикуляционную гимнастику 2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л] 3. Разгадать загадки. | |
14 | Итог | “Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным? | |
15 | Оценка | “Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!” |
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
|
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
Обогащение, активизация словаря
Формировать представления о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;
Вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;
Закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;
Закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;
Познакомить с правилом написания жи-ши
Коррекционно- развивающие:
Развивать умение определять позицию звуков в словах через развитие звукового анализа;
Развивать фонематический слух через работу над дифференциацией звуков;
Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
Развивать общую и мелкую моторику через работу со счетным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию
формировать усидчивость, навыки взаимопомощи
Оборудование: зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).
Ход занятия
№ п\п | этапы | содержание | деятельность детей | время |
1 | Организационный момент | Логопед вешает на доску карточки с буквами, просит детей взять зеркала, счетные палочки и сесть на свои места. Далее – предлагает задание. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какая буква здесь написана? - А давайте подумаем, на что похожа буква Ш? - Молодцы. Буква Ш с тремя шипами – не хватать ее руками. Логопед показывает на другую карточку. - А это какая буква? - А на что или кого похожа буква Ж? - Ж похожа на жука, только не жужжит пока. - Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить? - О каких? | Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты. Ш Дети выдвигают предположения. Ж Дети выдвигают предположения. - [Ж], [ш]. | 3 мин |
2 | Основная часть | 1. Артикуляция звуков. - Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок? - Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком [ж]. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звуков. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует? - А какой звук [ж]? - А почему он звонкий? - Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация? - Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]? - А чем они отличаются? 3. Развитие фонематического слуха. - А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши. Словарный материал: Жук, жук, ракушка, шуба, ружье, лошадка, мороженое - Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Словарный материал: желудь, шкаф, жук, шахматы, кошка, вишня, шишка, ножницы, шапка, жираф. 4. Письмо букв в воздухе. - Вам понравились задания? - Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж. Логопед показывает. | Наверху Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди. Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному. - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш]. - Нет. - Согласный, твердый, звонкий. - Горлышко дрожит. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж]. -Да. Согласные, твердые. - Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий. Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж]. Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш]. Да Дети рисуют буквы в воздухе. | 10 мин |
3 | 3 Физкультминутка. | Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег. Снег, снег, белый снег. Осыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто не пройдет, З накома она уже всей детворе. А Жучка все лает: «Чужой во дворе». Логопед проговаривает стих и показывает движения. | Дети за логопедом повторяют стих и движения. Дети машут руками перед собой, «встают» на лыжи, «бегут». Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком, рисуют руками в воздухе три круга, Грозят указательными пальчиками, Идут по кругу. | 2 мин |
4 | Основная часть (продолжение). | 1. Правило. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет? Далее – логопед спрашивает всех детей. 2. Закрепление правописания жи, ши. Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И. - Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку. Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний? - Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили? - Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф? - Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И? - Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И. - Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ? - А какую букву пишем? 3. Развитие внимания. Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др. - А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж. Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю. Логопед проверяет выполненное детьми задание. 4. Выкладывание из счетных палочек. - А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти. Логопед показывает. - Все поняли задание? 5. Работа в тетрадях. - Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь. | Дети садятся. Ребенок поднимает руку и рассказывает. - Жи, ши пиши через И. Все дети рассказывают правило. Дети смотрят на карточку. -ы - и ы и Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку. Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги. - Да. Дети записывают слоги в тетрадь. | 13 мин |
5 | подведение итогов занятия | - Хорошо, молодцы. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено. | - [Ж], [ш]. - Рисовать в воздухе. - Хорошо. | 2 мин |
Аппарата
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
Динамическая организация губ, языка, нижней челюсти. | Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот. | выполнение правильное;легко удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой |
Динамическая организация нижней челюсти. | Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. | |
Динамическая организация губ. | Широко раскрыть рот, как при звуке [А], растянуть губы в улыбку [И], вытянуть в трубочку [У]. | |
Динамическая организация языка. | 1. Широко открыть рот, дотронуться копчиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу. 2. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот. 3. Поцокать языком по нёбу. |
Вывод: динамическая организация движений артикуляционного аппарата в полном объеме, движения активные, замены отсутствуют, сохранена последовательность от одного движения к другому, гиперкинезы, саливация, тремор не наблюдаются
6.1. Обследование звукопроизношения. Протокол обследования звукопроизношения
Звук | Картинка | Речевая реакция на картинку | Воспроизведение слова по слуху | Употребление звука в собственной речи | Произношение звука | Характер нарушения произношения звука | Примечание | ||||
Изолировано | В слогах | Отсутствие | Искажение | Замена | Смешение | ||||||
С | Собака Усы Нос Сумка Автобус Снеговик | [с’обака] [усы] [нос’] [с’умка] [автобус] [снеговик] | норма | норма | норма | ||||||
С’ | Сеть Синий Гусь Семь Письмо Апельсин | [сеть] [синий] [гусь] [семь] [письмо] [апельсин] | норма | норма | норма | ||||||
З | Зубы Коза Зонт Замок Ваза Звезда | [зубы] [коза] [зонт] [замок] [ваза] [звезда] | норма | норма | норма | ||||||
З’ | Узел Газета Обезьяна Зеленый Зебра Земляника | [узел] [газета] [обезьяна] [зеленый] [зебра] [земляника] | норма | норма | норма | ||||||
Ц | Цепь Яйцо Огурец Цветы Пуговица Индеец | [цепь] [яйцо] [огурец] [цветы] [пуговица] [индеец] | норма | норма | норма | ||||||
Ш | Шапка Машина Душ Шахматы Мешок Шишка | [шапка] [машина] [душ] [шахматы] [мешок] [шишка] | норма | норма | норма | ||||||
Ж | Жук Желудь Ножи Ежи Ножницы Жираф | жук] [желудь] [ножи] [ежи] [ножницы] [жираф] | норма | норма | норма | ||||||
Ч | Чайник Мяч Очки Чемодан Ключ Бабочка | [чайник] [мяч] [очки] [чемодан] [ключ] [бабочка] | искажение | искажение | искажение | ||||||
Щ | Щетка Ящик Плащ Щука Овощи Щепки | [щетка] [ящик] [плащ] [щука] [овощи] [щепки] | норма | норма | норма | ||||||
Р | Рыба Корова Топор Ведро Помидор Трактор | лыба] [колова] [топол] [ведло] [помидол] [тлактол] | искажение | искажение | искажение | ||||||
Р’ | Репа Фонари Дверь Ремень Веревка Брюки | [йеепа] [фонайи] [двей] [вейевка] [бйюки] | норма | норма | норма | ||||||
Л | Лук Пила Дятел Лампа Молоток Белка | [лук] [пила] [дятел] [лампа] [молоток] [белка] | норма | норма | норма | ||||||
Л’ | Лейка Лимон Улитка Лев ТелефонПальто | [лейка] [лимон] [улитка] [лев] [телефон] [пальто] | норма | норма | норма | ||||||
М | Мыло Малина Костюм Морковь Сом Комар | [мыло] [малина] [костюм] [морковь] [сом] [комар] | норма | норма | норма | ||||||
Н | Носки Окно Диван Ноты Слон Танк | [носки] [окно] [диван] [ноты] [слон] [танк] | норма | норма | норма | ||||||
Б | Бант Бочка Клубок Банан Бутылка Барабан | [бант] [бочка] [клубок] [банан] [бутылка] [барабан] | норма | норма | норма | ||||||
Д | Дом Дым Удочка Дерево Дыня Радуга | [дом] [дым] [удочка] [дерево] [дыня] [радуга] | норма | норма | норма | ||||||
В В’ | Вата Волк Совок Ванна Сова Гвозди Свинья венок | [вата] [волк] [совок] [ванна] [сова] [гвозди] [свинья] [венок] | норма норма | норма норма | номра норма | ||||||
К | Кот Паук Банка Конфета Индюк Кубик | [кот] [паук] [банка] [конфета] [индюк] [кубик] | норма | норма | норма | ||||||
К’ | Кеды Кит Пакет Валенки Утки Ботинки | [кеды] [кит] [пакет] [валенки] [утки] [ботинки] | норма | норма | норма | ||||||
Г | Губы Рога Вагон Голубь Игла Попугай | [губы] [рога] [вагон] [голубь] [игла] [попугай] | норма | норма | норма | ||||||
Г’ | Гиря Гитара Бегемот Флаги Сапоги Гирлянда | [гиря] [гитара] [бегемот] [флаги] [сапоги] [гирлянда] | норма | норма | норма | ||||||
Х | Халат Ухо Петух Хлеб Хобот Холодильник | [халат] [ухо] [петух] [хлеб] [хобот] [холодильник] | норма | норма | норма | ||||||
Х` | Мухи Орехи Духи | [мухи] [орехи] [духи] | норма | норма | норма | ||||||
Йотация | Яблоко Майка Юбка Платье Листья | [яблоко] [майка] [юбка] [платье] [листья] | норма | норма | норма | ||||||
Ы | Дым Мышь Грибы | [дым] [мышь] [грибы] | норма | норма | норма |
Использование дидактических игр при формировании фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией
Курсовая работа
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия»
Исполнитель:
Гончарук Анна Анатольевна,
обучающаяся ЛГП-1801z группы
3 курса, заочного отделения
Научный руководитель: Филатова Ирина Александровна,
к.п.н., доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….…………………………………………..6
1.1 Закономерности освоения фонематических процессов у детей впроцессе онтогенеза……………………………………………………………………….6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……….10
1.3 Характеристикаразвития фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией………………………………………….……….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ…………………………………...…………………….……….22
2.1 Принципы и организация логопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников…………………...….22
2.2 Методики логопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников…………………………………..………....………….26
2.3 Анализ результатовлогопедического обследования фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией…………...………………36
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ……….50
3.1Принципы и направления логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией…….…50
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией………………………..…56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………....………………..…….65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………....…………..………68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………....……………………………..…….71
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых актуальных проблем в логопедии в последние годы считается повышение количества детей с речевыми отклонениями. Среди них значительно распространенным диагнозом считается дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При этом нарушается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В настоящее время проблема дизартрии активно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях (Е. Ф. Архипова, Р. И. Мартынова, М. П. Давыдова, И. Б. Карелина, Г.В. Гуровец) Многие авторы придавали большое значение развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи. Р. Е. Левина считает, что в основе определенных расстройств звукопроизношения лежат отклонения слухового восприятия, которые могут быть производными, т.е. иметь вторичный характер.
В работах специалистов 20го в. термин «дизартрия» определяли, как нарушение членораздельной речи, т.е. речь организуется непонятно, как будто «каша во рту». По статистике на сегодняшний день дизартрия – это самая часто встречающаяся патология речи (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1853 году в первый раз акушер-учёный Литвак описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1912 г. логотерапевтГуцман описал симптомы дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис в первый раз вводит систематизацию дизартрии, он заложил учение о данном расстройстве. В дальнейшие годы отечественный учёный О.В. Правдина детально обрисовывает дизартрию с псевдобульбарным парезом. В конце 50-х годовпоявился трудЕ.Н. Винарской, которая описывает дизартрию с психолингвистической точки зрения. Основная проблема дизартрии сводится к тому, что между уровнем речевого развития и уровнем становления основных функций психики, а также уровнем интеллектуального развития существует прямая взаимосвязь. Это значит, что ребенок с патологией речи, можетиметь серьезные проблемы в овладении грамотой и письмом,иметьтрудности с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. Отсюда появляется необходимость дополнительно изучить речевые проблемы и разработать способы их преодоления и коррекции. На сегодняшний день из-за распространенности дизартрии продолжаются теоретические и практические изучения этого отклонения, а также разрабатывается система логопедической работы по ее коррекции. Эти работы связаны с именами М.Б. Эйдиновой, К.А. Семеновой, Е.М.Мастюковой, Е.Ф.
Целью курсовой работы является изучение дизартрии и формирования фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией с помощью дидактических игр.
Объект исследования: особенности фонематических процессов удошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: определения направлений и содержаниялогопедической работы по коррекции фонематических процессов удошкольников с дизартрией.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ уровня разработанности вопроса коррекции нарушенияфонематических процессов у дошкольников с дизартрией.
2. Проведение констатирующего этапа исследования,направленного на изучени
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!