Региональная политика Китая: КНР и государства АСЕАН; деятельность КНР в ШOC — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Региональная политика Китая: КНР и государства АСЕАН; деятельность КНР в ШOC

2017-05-20 1032
Региональная политика Китая: КНР и государства АСЕАН; деятельность КНР в ШOC 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

· КНР и ШОС: одна из стран-учредителей в 2001 (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан)

1. Китай считает, что основа отношений – экономика; страны ШОС – перспективный рынок сбыта; приоритеты между экономикой и антитеррористической деятельностью должны делиться поровну, но в будущем экономика может стать основой.

2. Этапы: начальный (2001-3); активизация импорта природного газа (2003-8); усиление роли Китая в регионе в условиях кризиса (2008-10)

3. “Шелковый путь”

· КНР в АСЕАН

1. 1997: АСЕАН+3 (Китай, Япония, Ю.Корея)

2. 2010: ЗСТ Китай-АСЕАН

3. Экономические преимущества: 1) взаимодополняемые экономики; 2) страны АСЕАН – источник сырья для Китая; 3) схожесть индустриального развития, взаимовыгодный технологический обмен; 4) инвестиционное сотрудничество; 5) использование транзитного потенциала АСЕАН

4. Демографический аспект: китайская диаспора как фактор экономического развития и вместе с тем экономического давления Китая

5. Конфликты:

- вопрос суверенитет над акваторией Южно-Китайского моря;

- споры с Вьетнамом из-за Парасельских о-вов;

- споры с Малайзией, Брунеем, Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем из-за о-вов Спратли;

6. Экономические проблемы: страны АСЕАН – сырьевой придаток Китая; Китай стремится перенести в Индокитай грязное производство; Китай – конкурент в области высоких технологий и более привлекателен для инвестиций

 

Региональная политика Китая базируется на его интересах в регионе:

• обеспечение экономического развития;

• расширение влияния;

• обеспечение безопасности (больше для Центральной Азии – Синьцзянь, поставки энергоносителей из Персидского залива, но не стоит и забывать про Корейский полуостров и роль Китая в решении ядерной проблемы КНДР)

 

Исходя из этого, Китай стремится поддерживать нормальные отношения со всеми странами региона, ставя целью, в первую очередь, собственное экономическое развитие. Поэтому Китай активно сотрудничает не только с отдельными государствами региона, но и с международными организациями в АТР, считая, что отношения с ними систематизируют и дополняют межгосударственные отношения, способствуя построению системы связей, обеспечивающих достижение обозначенной выше цели.

 

ШОС

В 2001 году Китай вместе с Россией, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном стал государством-учредителем ШОС. Основой стабильных отношений в Центральной Азии Китай считает прежде всего экономическое сотрудничество. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. В рамках ШОС Китай предоставил государствам Центральной Азии льготные кредиты, общая сумма которых равна почти 12 млрд долларов. Китай видит ШОС инструментом расширения влияния в ЦА. ЦА для них – тыл. Кроме того, хотят оттуда вытеснить американцев.

В развитии стратегии экономического взаимодействия в ШОС можно условно выделить три этапа: начальный (2001—2003 гг.), активизация КНР в нефтегазовой отрасли центральноазиатских партнеров по ШОС на фоне роста мировых цен на нефть и начало импортирования Китаем углеводородов (2003—2008 гг.) и дальнейшее усиление роли КНР в регионе в условиях мирового экономического кризиса (2008—2010 гг.).

 

Факторы заинтересованности Китая в ЦА:

• фактор безопасности (пик сепаратизма в Китае в 90-е годы; в связи с этим сотрудничество с Казахстаном и др. чтобы обеспечить безопасность западных рубежей)

• стимулирование развития западных провинций Китая: вывести регион из депрессивного состояния, направив местных производителей на страны ЦА, Россию и Монголию (NB: западным провинциям сложно конкурировать с более развитыми прибрежными восточными, ориентированными на развитые страны)

• энергетический фактор (добыча нефти и газа; уменьшить зависимость от стран Персидского Залива)

• геополитический фактор (вытеснить США, получить инструмент давления на Москву, контроль над ситуацией в ЦА, рынки сбыта и т.д.)

 

 

Председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 года выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути» под лозунгом «Один пояс — один путь». Эта глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает создание обширной инфраструктурной сети по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу.

Реализация проекта строительства транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должна привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (хотя бы в его морской составляющей). Пока осуществляется политическая, информационная и организационная подготовка проекта.

Весной 2015 года для реализации проекта был создан инвестиционный фонд Silk Road Company, и было выделено 40 млрд долларов — крайне небольшая по меркам Китая сумма. В дальнейшем предполагается многократное увеличение этой суммы и участие в финансировании проекта исламских и европейских стран. Ранее, в октябре 2014 года, китайцами был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международный инвестиционный банк, который в СМИ называют конкурентом МВФ и Всемирного банка. К маю 2015 года в АБИИ уже состояли почти 60 стран — большинство стран Азии и все ключевые страны Европы.

 

АСЕАН

80-90-е: китайское руководство проводило политику энергичного проникновения в регион ЮВА, причем главную роль в этом процессе играли не экономические, а военно-политические методы (начало конфликтов в ЮКМ: с Вьетнамом за Парасельские о-ва и Спратли; после захвата рифов Мисчиф в 1995 отношения с Филиппинами на грани войны).

1991: начались официальные контакты Китая и АСЕАН, потепление. Первоначально упор в отношениях Китая и АСЕАН был сделан на опережающем развитии экономики и торговли. Так, если в 1994 г. товарооборот Китая и стран АСЕАН не превышал 15 млрд долл., то в 2003 г. он превысил 50 млрд долл. Вслед за этим был взят курс и на создание атмосферы партнерства, добрососедства и взаимного доверия.

Все 10 членов АСЕАН поддерживают «политику одного Китая», не признавая Тайвань, в то время как КНР выступает за дальнейшее усиление АСЕАН, видя в ней гаранта стабильности и безопасности в регионе.

С точки зрения продвижения интеграционных процессов в Восточной Азии, важнейшим механизмом является «АСЕАН+3» (3 — это Китай, Япония и Южная Корея), созданный в 1997 г. 2006 г. - саммит в Наньмине (Китай), посвященный 10-летию этого диалога. С 1 января 2010 г. действует зона свободной торговли АСЕАН-Китай.

 

Преимущества эконмического сотрудничества:

Во-первых, АСЕАН и КНР имеют взаимодополняемую экспортно-ориентированную экономику. Существуют двусторонние соглашения о торговли товарами 2004 года, о торговле услугами 2007 года. Известно, что экономическая взаимозависимость обусловлена и тем что в основном из АСЕАН в КНР экспортируются полуфабрикаты, сырьё, а оттуда происходит экспорт готовых товаров по всему миру. Во-вторых, государства АСЕАН представляют емкий рынок, сырьевую базу для КНР. В частности, КНР закупает нефть, газ у Индонезии, уголь у Вьетнама, с/х продукцию у других государств. В-третьих, государства АСЕАН во многом схожи с КНР в индустриальном развитии, поэтому оба игрока проводят взаимовыгодный технологический обмен. В-четвёртых, выгодным является обоюдное инвестиционное сотрудничество – КНР имеет в экономиках государств-членов АСЕАН $6,1 млрд. инвестиций, а те в свою очередь $5,6 млрд. в китайской экономике. В-пятых, обоюдно выгодным является использование транзитного потенциала ЮВА. Известно, что планируется прокладка Трансазиатской магистрали через провинцию Юньнань (КНР), Лаос, Мьянму, Тайланд, Вьетнам, Камбоджу, Малайзию в Сингапур, которая также позволит соединить данные гос-ва с РФ (Дальний Восток), Монголией, государствами Центральной Азии. Также происходит сотрудничество в строительстве автомагистралей, в использовании морских коммуникаций.

 

Демографический аспект. Известно, что во всех государствах ЮВА проживает значительная китайская диаспора (хуацяо), представители которой играют достаточно активную роль в экономической сфере – в Индонезии проживает 7 млн. китайцев (создают 73% ВВП), в Таиланде 6 млн. чел. (создают 81% ВВП), в Сингапуре, где 80% граждан имеют китайское происхождение. С одной стороны, мы видим, что китайская диаспора способствует экономическому развитию государств АСЕАН, но с другой, она является естественным рычагом влияния КНР в регионе, свидетельствует о возможности способствовать через китайское лобби на принятие решений в АСЕАН, особенно в пользу активизации интеграции с КНР.

 

Ряд противоречивых моментов в отношениях Китая со странами АСЕАН:

• вопрос суверенитет над акваторией Южно-Китайского моря;

• споры с Вьетнамом из-за Парасельских о-вов;

• споры с Малайзией, Брунеем, Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем из-за Спратли (на этих островах есть нефть). В этом вопросе страны АСЕАН поддерживает США (выступление Клинтон на саммите АРФ в октябре 2010 – жесткая критика китайских действий). Китай хочет решать все споры в двустороннем формате, а АСЕАН и США – в многостороннем.

 

Экономические проблемы:

• КНР стремится использовать приграничные государства Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджу) в качестве объектов для грязного производства (находится 1950 промышленных предприятий КНР), сырьевого придатка.

• КНР является конкурентом государств АСЕАН в высокотехнолгогической отрасли, а его рынок более привлекателен для иностранных инвестиций.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.