Практические занятия в высшей школе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Практические занятия в высшей школе

2017-05-20 1241
Практические занятия в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Практика (греч. prakticos - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу человеческого общества и познания. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

Практические занятия играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Преимущественно практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий - углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План практических занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Между лекцией и практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура практических занятий в основном одинакова:

1. Вступление преподавателя.

2. Ответы на вопросы студентов по неясному материалу.

3. Практическая часть как плановая.

4. Заключительное слово преподавателя.

Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель. Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Практические занятия следует организовывать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под разными углами зрения.

Использование практических заданий помогает осуществлять систематический контроль за усвоением студентами знаний и уровнем сформированности навыков, умением применять их в новых условиях, способствует установлению обратной связи, судить о степени усвоения учебного материала. Практические задания должны строится на основе анализа и обобщения собранных во время практики или лабораторного практикума материалов. Они учат формулировать выводы и проектировать деятельность студента в качестве специалиста, занимаемого ту или иную должность.

 

Организация и проведение практических занятий может быть представлена следующим образом:

· традиционные;

· в малых группах;

· кейс-практики;

· деловые игры;

· презентации;

· мини-сценарии;

· семинары;

· коллоквиумы и др.

Практические занятия могут проводиться в форме тренингов; дискуссий по актуальным проблемам психологии в образовании и др. На практических занятиях организуется деятельность будущих педагогов с учетом возможноститрансформировать полученные знания в различных психологических дисциплинах, при написании курсовых и дипломных работ и на педагогической практике. Практические занятия проводятся в форме тренинга, дискуссий, творческих мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании психологической информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности.

На практических занятиях предлагается студентам для психологического анализа различные научно-познавательные видео и DVD-фильмы и др. Организация учебного процесса предполагает использование современных технологий:

· учебных видеофильмов по различным разделам психологии;

· компьютерной графики;

· кейс-технологий и др.

Студенты выполняют учебно-исследовательские задания:

· проводят диагностические срезы, моделировали внеклассные мероприятия;

· формулируют критерии психического развития детей;

· подбирали творческие задания для одного из уроков;

· разрабатывают интегративные модели внеклассной деятельности;

· составляют план-конспект и сценарий урока и др.

Практические занятия позволяют организовать различные формы самостоятельной и индивидуальной работы студентов ППИ МГГУ:

· подготовку реферативных сообщений с использование информационных технологий;

· выполнение творческих заданий с использованием элементов компьютерной графики и др.;

· составление психологического анализа просмотренных видео и DVD-фильмов (резюме, психологическая рефлексия);

· исследование освоения пространственных компонентов в условиях взаимодействия искусств через: пластическое упражнение; «оживотворение» картин.

· выполнение творческих заданий с элементами арт-терапии, светоцветотерапии, музыкальной психотерапии; сказкотерапии, драматерапии и др.

Следует заметить, что использование технологии модульного обучения (личностно-ориентированной и личностно-деятельностной технологий) в рамках психологических дисциплин позволяет:

· оптимизировать учебный процесс психологического образования, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов;

· совместить управление познавательной деятельностью студентов с широкими возможностями для личностного, профессионального и творческого развития.

Модуль как целостное единство содержания и технологии его изучения, конструется и реализуется через комплекс интегрированных технологий:

· наличие комплексной цели, в которой заданы качественные характеристики (познавательные, личностные, профессиональные и творческие) результата изучения модуля;

· конкретизация цели в предметных учебных элементах, заданных стандартом образования;

· программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;

· конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;

· эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля.

С целью оптимизации учебного процесса разработаны технологические карты по психологическим дисциплинам, в которой представлены:

· виды деятельности и их оценка в 100-балльной системе;

· примерные критерии оценки самостоятельной работы студентов;

· требования к выполнению творческих заданий, диагностике развития школьников, защите рефератов и контрольных работ и др.

Виды работы студентов и их оценка в баллах и включены в технологические карты и представлены в УМК и методических рекомендациях по психологическим дисциплинам для студентов МГГУ.

Формы самостоятельной и индивидуальной работы студентов представлены следующим образом:

· выполнение контрольных работ и тестовых заданий, помогающих студентам проверить приобретенные знания, апробировать способы решения психологических задач и создать собственные;

· знакомство с конкретными методическими приемами и процедурами психолого-педагогического исследования развития школьников для написания курсовых работ и выполнения творческих заданий на педагогической практике и др.

 

 


Приложение 5

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Лабораторные работы - один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися (студентами), заключающийся в проведении последними по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений.

В процессе лабораторных работ имеют место наблюдения, анализ и сопоставление полученных данных наблюдений, формулирование выводов. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.


Приложение 6

Примерная схема структуры отчета по практике:

 

Введение: описание места проведения практики (краткая характеристика образовательного учреждения, преподаваемых там психологических курсов, учебной группы, в которой проводилась аудиторная и внеаудиторная работа), цели и задач практики.

Второй раздел. Описание подготовительной работы.

• Учебная работа (преподавание психологии). Указание тематики проведенных занятий (с указанием аудиторных часов).

• Внеаудиторная работа по предмету. Тема, форма рабо­ты, цель, задачи, программа мероприятия.

Третий раздел. Общий анализ результатов. Анализ учеб­ной работы. Какие уроки прошли более удачно, какие менее, поче­му? Анализ опыта внеаудиторной работы. Описание работы по запросу психолога учреждения. Содержание и анализ.

Четвёртый раздел. Основные итоги практики.

Пятый раздел - заключение. Рефлексия итогов практики:

Какие чувства остались после практики в целом и по от­ношению к ее составляющим? Имеется ли удовлетворенность (не­удовлетворенность) результатами практики? В какой степени?

Какие наиболее серьезные затруднения возникли?

Что помогало преодолевать сложности?

Чему удалось научиться в период практики? Какие умения сформировались?

Задачи личностного и профессионального роста до сле­дующей практики.

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.