Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного.

2017-05-22 290
Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8. Исключите, по - возможности, слово «нет» из своих ответов.

9 Используйте: «Мне представляется это иначе... Подумайте над таким вариантом... Мне кажется, что лучше...»

9. Помните об «эффекте бумеранга», когда сильное давление на чувство родительского долга воспринимается как покушение на собственный выбор; в результате Вы можете получить ответное сопротивление и давление на Вас.

10. Вопрос «Почему?» заменяйте на вопрос «Как?».

«Почему?» - подразумевает, что Вы ждёте отчёта. Это вызывает сопротивление.

 
 


ФОКУС-ГРУППА

Это форма рассчитана на работу с малыми группами (родители одного класса или активные родители, проявившие себя на лекции). Фокус-группа занимает 45-60 минут. Она представляет собой исследование мнений, настроений, установок и сопротивлений, степень понимания проблемы и путей ее решения.

Результаты этого исследования важны для ведущего, но в такой же мере они важны и для самих участников, потому что позволяют им прояснить свои мнения и суждения, их причины, а также понять других.

Когда люди лучше понимают себя и другого – они способны к сотрудничеству.

Ведущий, проводя фокус-группу выполняет 6 задач:

1. Способствует сотрудничеству родителей в программе профилактики (основа родительского объединения).

2. Понимает возможные причины сопротивления родителей активной работе в профилактической программе.

3. Способствует развитию навыков аргументирования правильных точек зрения и корригирует неправильные точки зрения.

4. Проясняет приоритетные направления работы с родительской аудиторией.

5. Выявляет активных родителей и лидеров.

6. Формирует запрос родителей на получение дополнительных знаний и новых навыков.

Подготовка к фокус-группе:

 

1) Приготовьте список утверждений для последующего обсуждения с группой.

Эти утверждения должны указывать на возможные ошибочные убеждения, суждения и «мифы» родителей относительно наркотиков, зависимостей, их причин и последствий и роли родителей в профилактике, воспитательных навыков родителей.

Мы приводим ниже Примерный список подобных утверждений, составленный на основе нашего опыта работы с родительскими аудиториями, который в дальнейшем вы можете дополнить или переработать самостоятельно.

 

Примерный список утверждений

1. Успеваемость ребенка зависит от его отношения к школе, учебе

2. Я могу формировать у ребенка позитивное отношение к школе

3. Курение, алкоголь, наркотики - это влияние дурной компании

4. Я могу научить ребенка противостоять дурному влиянию

5. Испытываемые ребенком тоска, скука, гнев, обида, вина влияют на его самочувствие и работоспособность

6. Я могу помочь сыну, дочери справиться с этими чувствами, не подавляя самих чувств

7. Конфликтные отношения вредят моему ребенку, сказываются на здоровье и учебе.

8. Я могу научить своего ребенка навыкам конструктивного разрешения конфликтов

9. Доверие ребенка родителям является условием того, что в трудной для него ситуации он обратится к ним.

10. Я могу создать условия, чтобы мой ребенок мне доверял

11. Противоречивые, несправедливые требования родителей разрушают доверие в семье и толкают ребенка в сомнительные компании

12. Я могу быть последовательным по отношению к сыну, дочери, вырабатывая ясные, справедливые правила совместной жизни

13. В воспитании важен личный пример родителей

14. Я уверен, что всегда смогу служить достойным примером своему ребенку

15. Если я заберу всю ответственность у ребенка, то он не научится сам отвечать за свою жизнь, здоровье, судьбу.

16. Я знаю, как способствовать развитию самостоятельности, ответственности у своего сына, дочери.

17. Я уверен, что мой ребенок не будет употреблять наркотики

18. Я смогу научить ребенка отказаться от пробования наркотиков

19. Я заинтересован в получении новых знаний и навыков по наиболее эффективному воспитанию своего ребенка, чтобы наркотики не соблазнили моего ребенка.

20. Табак и алкоголь – это не наркотики.

21. Телевизор, компьютер, еда, сладости, кофе – не могут вызывать зависимости.

22. Все наркоманы и токсикоманы выходят из неблагополучных семей.

23. Чтобы дети не употребляли наркотики, их надо пугать последствиями.

24. Нужно легализовать наркотики.

25. Употребляющих наркотики нужно построже наказывать.

26. Наркотики употребляют, потому что плохо работает милиция.

27. Причины употребления наркотиков – в самом человеке, в его желании быстрого удовольствия.

28. После принятия алкоголя все становится проще, проблемы отступают.

29. Знакомиться легче, если принял немного алкоголя.

30. Подростки часто испытывают одиночество.

31. Важно знать, как реклама влияет на сознание людей, чтобы критически относиться к ее заманчивым предложениям.

32. Знание причин потребления табака, алкоголя, наркотиков – это предупреждение их употребления.

33. Людям важно знать, как повышать уверенность в себе и преодолевать стресс.

34. Я умею это повышать свою уверенность и преодолевать стресс.

35. Мое личное здоровье для меня важно (ценно).

36. Я забочусь о своем здоровье на деле и делаю все, чтобы его укрепить и сохранить.

37. Чтобы ребенок заботился о своем здоровье, совсем неважно, заботятся ли о своем здоровье его родители.

38. Если бы дети слушали своих родителей – было бы меньше наркоманов.

39. Если бы родители слушали своих детей – было бы меньше наркоманов.

40. Если у родителей есть алкогольная \ табачная зависимость, то это дурной пример для детей.

Просмотрев этот список, вы обнаружите, что многие пары утверждений указывают на противоречия между родительскими знаниями и навыками. Например, утверждения 18 и 19: «В воспитании важен личный пример родителей.\ Я уверен, что всегда смогу служить достойным примером своему ребенку». Такие противоречия, если они осознаются родителями, заставляют их быть более критичными к своим суждениям и мотивируют на получение практических навыков.

Многие утверждения «вскрывают» ошибочные представления родителей по поводу средств зависимости и причин их употребления, (напр. 20, 21, 26 и другие) или их ошибочные воспитательные установки (в частности, утверждения, касающиеся функции родительского примера). В списке встречаются также и утверждения, представляющие собой базу родительских «мифов» (напр., 40. Все наркоманы и токсикоманы выходят из неблагополучных семей» и 41. «Чтобы дети не употребляли наркотики, их надо пугать последствиями»).

Все эти и подобные им иррациональные суждения подлежат коррекции, которая осуществляется ведущим фокус-группу в особых формах:

Формы коррекции иррациональных родительских суждений на фокус-группе:

Коррекция проводится в мягких и недирективных формах, с сохранением нейтральной позиции ведущего, чтобы не ставить участников фокус-группы в зависимое положение и не лишать их активности. Критика даже явно ошибочных мнений ведущим недопустима.

А. Позитивное подкрепление рациональных суждений.

Прием (1). Предоставление возможности аргументировать рациональное суждение.

Например: Группе родителей, не согласившаяся с тем, что «детей нужно пугать последствиями употребления наркотиков» предоставляется возможность аргументировать свой выбор. Другим участникам не предоставляется возможности для опровержений, чтобы это не переросло в длительную дискуссию.

Прием (2). Подкрепление авторитетным мнением – ссылками на мнения специалистов, данные исследований и т.д. следующим образом: «Многие специалисты …согласны с вами…»

Б. Негативное подкрепление иррациональных суждени й.

Прием (1). Доведение иррационального суждения до гротеска.

Например: Большая группа родителей соглашается с утверждением: «Наркотики употребляют, потому что плохо работает милиция». Ведущий продолжает углублять иррациональность этого суждения следующим образом: «Действительно, профилактика наркомании – это дело только милиции. Милиция обязана следить за нашими детьми, проверять содержимое их портфелей, сопровождать каждого ребенка во время прогулок и по дороге в школу и т.д.» Обычная в таком случае реакция смеха аудитории обесценивает силу иррационального суждения, действует «отрезвляюще».

Прием (2). Опровержение авторитетным мнением следующим образом: «Многие специалисты ….с вами не согласны и считают, что….»

 

2) Подготовьте сигнальные карточки для участников.

Проведение фокус-группы подразумевает, что ведущий, обращаясь к аудитории зачитывает поочередно утверждения из списка и просит участников согласиться или не согласиться с ними, подняв соответствующую цветную карточку (например, зеленую, которая выражает согласие, или красную, которая выражает несогласие). Кстати, в подготовке карточек могут принять участие активные родители.

Ведущий и его помощник должны иметь бумагу и карандаши для учета количества тех или иных ответов, эту запись можно вести на доске, чтобы сделать результаты наглядными для всех.

3) Подготовьте помещение.

Фокус-группу можно проводить в обычном помещении школьного класса и участники размещаются за партами.

Преимуществом такого размещения участников является относительная независимость в выборах ответов. Кроме того, если аудитория разделилась поровну по какому-то принципиальному пункту, то обе группы можно рассадить по 2 стороны класса и организовать небольшую дискуссию по окончании фокус-группы.

Фокус-группу можно проводить и в кругу, убрав парты.

Преимуществом такого размещения является возможность участникам увидеть своих единомышленников при ответах на какие-то утверждения. Кроме того, ведущий может легко увидеть лидера данной группы, который, как правило, поднимает карточку первым, делает выбор уверенно и не сверяется с мнениями остальных. Остальные родители часто сверяют свой ответ с его выбором. Если такой лидер «позитивен», т.е. имеет минимум иррациональных суждений и замотивирован на профилактическую работу, способен объединить вокруг себя других родителей и возглавить родительское объединение. «Негативного» лидера (много иррациональных суждений, но активен) можно также привлечь к профилактической работе, но только там, где он не способен повлиять своим мнением на других. Например, если вы заранее знаете, что среди родителей- участников фокус-группы есть такой «негативный» лидер, привлеките его в качестве вашего помощника для подсчета поднятых карточек.

 

Этапы проведения фокус-группы:

1. Знакомство (если участники не знакомы).

2. Ведущий излагает цель встречи, коротко рассказывает о форме работы и правилах.

Правила для участников:

А. Выслушивать утверждения до конца.

Б. Решить, согласны вы или не согласны.

В. Выразить свое согласие или несогласие, подняв соответствующую карточку (ДА- зеленая, НЕТ – красная).

Г. Ориенируйтесь в выборе только на свое мнение.

Д. Во время исследования мнений не задаются вопросы и не проводятся дискуссии.

3. Исследование мнений участников с подсчетом количества согласившихся и несогласившихся с каждым зачитанным утверждением.

4. Обсуждение с аудиторией полученных результатов.

Ведущий снова зачитывает утверждения, комментируя результат следующим образом:

- парные утверждения сопоставляются:

Например: «Большинство родителей согласилось, что личное здоровье важно для них, но на деле заботятся об укреплении и сохранении своего здоровья только 2 человека» (Пауза);

- иррациональные суждения корригируются (см. выше).

5. Обмен чувствами.

Ведущий просит участников высказать свои чувства: «Что удивило вас? Что вызвало тревогу? Над чем вы задумались? Что вас озадачило? и т.д.»

Обычно родители на этом этапе говорят: «Я никогда не задумывался, что алкоголь – это тоже наркотик»….. «Меня удивляет, что может быть зависимость от кофе или от еды» …. «Поразительно то, что я знаю, что нужно делать и почему нужно, но не знаю как».

6 Заключение.

Ведущий обобщает результаты, делая акцент на чувствах и высказываниях участников на 5-м этапе. Например: «Мы с вами провели интересное исследование, которое показало, что у вас есть потребность получить дополнительную информацию по теме «Что такое удовольствие, что такое зависимость» (или «Функция родительского примера», или «Скрытые зависимости», или «Как мне общаться с моим ребенком, чтобы он доверял мне» и т.д.)….Давайте выберем время, чтобы провести дискуссию с другими родителями или родительский вечер на эту тему. На такой вечер мы могли бы пригласить специалистов по профилактике….Кто поможет мне в организации такой дискуссии (такого вечера)?»

Те, кто вызвался вам помочь (активные родители) становятся вашими помощниками при подготовке дискуссии или вечера – дайте им поручения по оповещению родителей, приглашению специалистов, размножению раздаточных материалов и т.п.

Поблагодарите всех участников фокус-группы.

 

ДИСКУССИЯ.

Это форма рассчитана на работу с малыми группами (родители одного класса или активные родители, проявившие себя на лекции). Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы.

Тема дискуссии может определяться на основе:

 

p Вопросов и возражений родителей на лекции и после нее.

 

p Сомнений родителей и их потребностей в аргументированной информации, возникших на фокус - группе.

 

p Конкретных ситуаций, возникших в классе, школе, районе например, ситуаций, связанных с распространением и употреблением наркотиков.

 

Дискуссия подразумевает руководство ведущего, принятие правил и следование определенным шагам.

 

Преимущества дискуссии:

Ø Возможность каждому участнику реализовать свое право голоса.

Ø Возможность приобрести навык выражения мыслей и чувств.

Ø Возможность научиться допускать чужие мнения и чувства.

Ø Возможность натренировать навык аргументирования своего мнения.

Ø Возможность осознать личную ответственность в групповом процессе.

Ø Возможность приобрести новые убеждения через критическое осмышление.

Ø Возможность более глубокого усвоения новой информации.

Правила проведения дискуссии:

 

1. Правило активности. Каждый должен участвовать: высказываться самому, реагировать на чужие высказывания.

2. Правило очередности. Когда один говорит – другие слушают.

3. Правило внимательности. Не отклоняться от темы дискуссии.

4. Правило открытости. Каждый открыто высказывает свое мнение и свои чувства.

5. Правило проблемы. Обсуждаются мнения о теме, а не об участниках.

6. Правило уважения друг к другу. Нельзя оскорбительно отзываться о ком-то, навешивать ярлыки, давать оценочные суждения.

7. Правило времени. Каждый берет на себя обязательство говорить коротко и по-существу.

 

С правилами дискуссии знакомит ведущий.

Желательно написать правила на доске или отпечатать на листе бумаги крупными буквами так, чтобы видели все участники.

Подготовка к дискуссии:

 

1. Прежде, чем вы приступили к подготовке дискуссии, ответьте для себя на следующие вопросы, касающиеся ее цели:

Кого я хочу пригласить для участия в дискуссии? (Будет полезным, если в дискуссии примут участие 1-2 активных родителя, прошедших через фокус-группу).

Чего я хочу от участников дискуссии? (Например, выслушать мнения родителей по какой-то проблеме, узнать их чувства, отношения к чему-то, побудить их к принятию решения)

Чего я ожидаю в результате дискуссии? (Т.е. что участники должны знать, осознавать, понимать, хотеть делать).

 

2. Сформулируйте тему дискуссии.

Хорошо, если в формулировке темы звучат некие противоречия, к которым могли бы присоединиться участники обсуждения.

 

3.Сформулируйте вопросы для обсуждения.

Вопросы должны быть простыми, открытыми (то есть, подразумевать развернутые ответы) и раскрывать избранную тему со всех сторон. Вопросов не должно быть много (обычно 5-7).

Например: к теме: «Что такое удовольствие, что такое зависимость», могут быть составлены следующие вопросы:

«Какими способами можно получать удовольствия от жизни?»

«Почему то, что вызывает удовольствие, вызывает и зависимость?»

«Как вести себя в гостях, чтобы чувствовать радость и удовольствие без выпивки?» «Как вы думаете, кто такие работоголики?»

«Дети могут стать зависимыми от сладостей, если….?»

«Почему люди пьют таблетки по любому поводу?»

 

Этапы проведения дискуссии:

Этап I. С оздание доверительной атмосферы:

Ведущий:

- Приглашает участников дискуссии сесть в круг.

- Предлагает всем познакомиться, назвав свое имя (и отчество).

- Знакомит с правилами дискуссии.

Этап II. Вводная часть:

Ведущий:

- Устанавливает время дискуссии

- Формулирует цель и тему дискуссии.

Для того, чтобы побудить активное обсуждение ведущий излагает проблему в виде некоторого противоречия и показывает, какие результаты может дать ее обсуждение.

- Просит участников задать уточняющие вопросы.

Этап III. Обсуждение проблемы.

Ведущий:

- Предлагает каждому участнику высказать свое мнение о проблеме.

Для этого существует 2 варианта:

А. свободные выступления желающих;

Б. структурирование очередности выступлений (очередность по кругу, передача предмета и т.д.)

- Стимулирует пассивных участников. Для этого он может обратиться к «молчуну» с просьбой высказать свое мнение, подчеркнув значимость мнения каждого.

- Сдерживает «слишком активных» участников. Для этого он может прерывать затянувшиеся монологи, напоминать о времени.

- Поддерживает доброжелательную атмосферу дискуссии. Для этого он устраняет недоразумения, возникающие между участниками, пресекает оценочные суждения и возвращает к другим правилам группы.

- Держит участников в русле проблемы. Для этого он возвращает отклонившихся от темы, напоминая о целях и задачах дискуссии.

- Помогает прояснить проблему для участников. Для этого он использует техники уточнения, перефразирования и т.д.

- Дает промежуточные резюме. Для этого, время от времени, он обобщает накопившиеся высказывания участников.

Этап IV. Выработка согласованного мнения.

Ведущий:

- Прекращает обсуждение.

- Обобщает разные мнения участников, учитывая, по-возможности, мнения всех членов группы.

- Сопоставляет полученный итог с изначальными задачами дискуссии.

- Сопоставляет полученный итог с мнениями специалистов, с которыми ведущий проконсультировался по данной проблеме.

Например: Согласованное мнение группы: «Родители ответственны за безопасность своего ребенка» и «Все родители должны быть вовлечены в организацию безопасной жизни и учебы для своего ребенка»\ «Родители обеспечивают безопасность своего ребенка не только дома, но и в школе».

 

Этап V. Выработка группового решения.

Ведущий:

- Побуждает участников высказаться по поводу решения проблемы.

- Проводит «Тест на согласие».

Например, задав вопрос: «Согласны ли мы все с тем, что мы должны действовать таким образом, как только что было предложено?». Настаивайте на ответе группы. Не принимайте молчание за согласие. Участники должны сознательно заключить соглашение друг другом.

Или другой пример: Формулирование соответствующего соглашения в негативной форме: «Есть ли кто-нибудь, кто не согласен с тем, что…?».

- Обобщает решения участников как групповое решение.

Например: Участники принимают решение, что всех родителей нужно информировать и обучать, как организовать безопасность своего ребенка дома и в школе».

- Приглашает всех участников дискуссии к дальнейшей работе по практической реализации решения (МОЗГОВОЙ ШТУРМ – см. ниже)

 

Этап VI. Завершение дискуссии.

Ведущий:

- Отражает свои чувства по поводу хода дискуссии и выработанного решения.

- Предлагает участникам дискуссии высказать свои чувства.

- Благодарит всех участников дискуссии, подчеркивая вклад каждого в общий итог.

 

Примечания:

Ø Конфронтация, спор, борьба мнений при дискуссии неизбежна. Задача ведущего удерживать конфронтацию в рамках групповых правил и целей.

 

Ø Жесткие мнения и чувства мешают принятию конструктивных решений. Люди, чувствуя себя обороняющимися, не в состоянии слушать оппонентов. В таком случае – уведите дискуссию к обсуждению не мнений, а жизненных опытов, конкретных жизненных примеров на короткое время.

 

Ø Процесс обсуждения заканчивается консенсусом, то есть принятием решения группой без голосования. Соглашение достигается в процессе сбора информации, соспоставления точек зрения, обсуждения, убеждения, комбинации и синтеза предложений и\или выработкой совершенно новых предложений. Цель консенсуса – это принятие решения, с которым были бы согласны все члены группы.

 

Ø Если на этапе выработки согласованного мнения консенсус не достигнут, тема не исчерпана, то ведущий предлагает остановиться на промежуточном варианте и перенести завершение дискуссии на следующую встречу. При этом можно обсудить, как действовать участникам до тех пор, пока вопрос снова не начнет обсуждаться.

 

Ø Не допускается, чтобы во время дискуссии участники свободно пересаживались, группировались, покидали помещение, сидели за пределами круга – это разрушает доверительную атмосферу.

 

Ø Просите участников говорить за себя и быть конкретными. Не допускайте высказываний типа: «Некоторые люди чувствуют (думают), что….», или «Он \ она имеют в виду следующее….».

 

Ø Не позволяйте 2-3-м участникам монополизировать дискуссию. Просите других комментировать их высказывания.

 

Ø Если 1 или 2 человека блокируют консенсус, то спросите их, не желают ли они «отойти в сторону», для того, чтобы позволить группе осуществить решение. Им будет легче «отойти в сторону», если группа заверит их в том, что от них не ждут участия в выполнении решения.

 

Ø Сохраняете нейтральность роли ведущего. Если у вас возникает потребность высказать свое мнение, отделите это от роли ведущего. Скажите, например: «Выходя из роли ведущего, я думаю….»

 

Ø Прервите дискуссию, если начинаются повторения или участники начинают скучать.

 

Ø Призывайте тех, кто имеет выраженный интерес к своим собственным идеям и проектам, к которым у группы нет интереса, самим заниматься ими.

 

Ø С подозрением относитесь к слишком легко принятым решениям. Проведите «Тест на согласие», чтобы полностью удостовериться в согласии по основным моментам.

 

Ø Когда решения достичь не удается, попросите несогласных сделать альтернативные предложения для обсуждения и решения.

 

Ø Если согласия все равно не удается достичь, может понадобиться дополнительное время для оценки участниками своих чувств, лежащих в основе их мнения. Для этого предложите короткий перерыв, или несколько минут тишины, или отложите принятие решения.

 

Ø Если кто-то из участников дискуссии уходит расстроенным – можно попытаться предотвратить это, попросив человека объяснить, в чем заключается его несогласие или неодобрение, и что он хотел бы видеть. Можно также, если участник ушел, попросить кого-то из членов группы поговорить с ним и попросить вновь присоединиться, если это возможно.

 

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Мозговой штурм – это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых, и в больших группах.

Если дискуссия отвечает на вопросы «Что происходит? Почему? Зачем?», то мозговой штурм дает возможность ответить на вопросы «Что именно делать? Как? Когда? Кто?»

 

Цель – создать как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

 

Преимущества:

Ø Возможность каждому участнику реализовать свое право голоса.

Ø Возможность осознать личную ответственность в групповом процессе.

Ø Возможность всестороннего рассмотрения проблемы и путей ее решения.

Ø Возможность разработать проект и подготовить его к реализации за ограниченное время.

Ø Возможность получить навыки решения споров.

Ø Возможность получить навыки планирования деятельности.

Ø Возможность получить опыт групповой работы и сотрудничества. Единомышленники становятся соратниками.

Ø Возможность получить навыки принятия, разделения и делегирования ответственности.

Ø Возможность повысить заинтересованность, активность и приверженность всех участников работы:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.