Терапевтическое обучение пациентов как инструмент контроля хронических заболеваний — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Терапевтическое обучение пациентов как инструмент контроля хронических заболеваний

2017-05-22 1144
Терапевтическое обучение пациентов как инструмент контроля хронических заболеваний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Терапевтическое обучение пациентов как инструмент контроля хронических заболеваний

Оглавление

Терапевтическое обучение. 1

Роль медицинского работника. 3

Роль больного. 4

Школы пациентов. 5

Цели обучения. 5

Факторы, влияющие на результативность и эффективность терапевтического обучения в «Школах пациентов». 6

Компоненты методики репетиции поведения: Моделирование, инструктаж и подкрепление. 7

Дневник Самонаблюдения (поведенческий). 8

Примеры занятий с пациентами. 9

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА". 9

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА". 14

Примеры задач для пациентов. 20

Оценка качества терапевтического обучения в Школе для пациентов. 21

Перечень школ для пациентов в соответствии с ОК СКМУ.. 21

Методы информирования и мотивирования. 22

Из книги Лозового В.В. «Профилактика зависимостей: школа,семья».-Екатеринбург,Изд УРГУ, 2000. 22

ЛЕКЦИЯ. 23

Рекомендации по подготовке встречи с аудиторией: 23

А л г о р и т м и н ф о р м а ц и о н н о – м о т и в а ц и о н н о г о с о о б щ е н и я. 26

Как работать с возражениями: 29

ФОКУС-ГРУППА.. 32

ДИСКУССИЯ. 37

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. 41

МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 46

 

Терапевтическое обучение

По данным ВОЗ 80% заболеваний являются хроническими. При большинстве из них разработаны терапевтические меры (доказаны и обоснованы), позволяющие замедлять прогрессирование патологии и предотвращать ее обострения. Однако назначенное лечение правильно проводят менее 50% пациентов. Было установлено, что пациенты не владеют необходимыми знаниями для повседневного «управления» своим заболеванием и не осознают свою ответственность за это. А современные методы лечения сегодня требуют понимания, т. к. они достаточно сложны и подчас опасны.


Терапевтическое обучение предназначено для выработки у пациентов навыков самоуправления конкретно их хронического заболевания и отличается от предшествующих форм медицинского просвещения пациентов нацеленностью на превращение его в активного участника лечебного процесса и включением в стандарты лечения. Терапевтическое обучение в Школах здоровья для пациентов с различной патологией отражено в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 года № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта ²Сложные и комплексные медицинские услуги».

Терапевтическое обучение пациентов является составной частью арсенала терапии многих хронических заболеваний: артериальной гипертензии, сахарного диабета, ожирения и др.
Результаты лечения напрямую зависят от поведения больного: он должен выполнять указания врача, обладать необходимыми знаниями и навыками для принятия самостоятельных решений медицинского характера, быть мотивированным. А это в свою очередь требует специальной подготовки пациентов с участием медицинских профессионалов

Терапевтическое обучение пациентов рассматривается как непрерывный, интегрированный в систему медицинской помощи процесс, включающий обучение, психологическую поддержку, сотрудничество пациента и медицинского работника в вопросах оптимального управления пациентом своей жизнью и заболеванием.(отчет рабочей группы ВОЗ,1998). В Отчёте рабочей группы ВОЗ названы заболевания и состояния, при которых они должны применяться. Это- сахарный диабет, артериальная гипертензия, и ишемическая болезнь сердца, ожирение, и снижение зрения и слепота, почечная недостаточность, диализ, пересадка органов, состояния после ампутаций конечностей, остеопороз, депрессия.

Основные положения терапевтического обучения пациентов (ТОП):


• пациент должен овладеть навыками, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием;
• обучение — это непрерывный процесс, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи;
• ТОП включает в себя информацию, обучение «самопомощи» и психологическую поддержку, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению;
• ТОП помогает пациентам и их семьям достичь лучшего взаимодействия с медицинскими работниками и улучшения качества жизни.

Роль больного

Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса. Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать «готовностью к изменениям в поведении». В 1983 – 86 гг. И.Прочаска и К.Ди Клементе обосновали так называемую «спиральную модель» процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:

Безразличие.

Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.

Обдумывание изменений.

Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет стояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.

Подготовка к изменениям.

Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.

Стадия действия.

Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.

Поддержание адекватного заболеванию поведения.

Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.

Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, «неправильному» поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.

Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс «продвижения» вверх по спирали.

 

Школы пациентов

Терапевтическое обучение пациентов может проводиться в виде так называемых «Школ пациентов» (ШП).

С формальной точки зрения ШП - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение точности выполнения пациентом схемы назначенного лечения для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни

 

 

Цели обучения

 

Целями обучения в Школах пациентов являются:

ü повышение информированности пациента, причем цель не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом;

ü обеспечение качества и полноты выполнения врачебных рекомендаций;

ü повышение приверженности к выполнению врачебных назначений;

ü мотивирование пациента к изменению поведения, привычек, отношения к своему заболеванию в пользу активного подхода.

ü формирование навыков самоконтроля

В итоге пациент должен обрести навыки управлять течением заболевания и лечебным процессом в активном сотрудничестве с врачом.

 

Одна из целей ТОП - формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы они смогли взять на себя большую часть ответственности за грамотное, самостоятельное лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения, связанного с заболеванием.

Поэтому направленность программ обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу "разумной достаточности ".

Не следует углубляться в детали биохимии, патогенеза, в медицинскую терминологию. Их затрагивают в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.

Обучение пациентов не имеет ничего общего с простым чтением лекций. Ведь читая лекцию, специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения, нет обратной связи от пациентов, лекции как правило сопровождаются пассивностью и эмоциональной не включенностью слушателей. В обучении пациентов для обеспечения когнитивной, эмоциональной и поведенческой активности лучше применять интерактивные метода обучения (мозговой штурм, ролевое моделирование, тренинг).

 

Продолжительность обучения.

Однократные, интенсивные, одно- или двухнедельные программы имеют лишь ограниченный эффект. Таким образом, система обучения должна быть направлена на обеспечение долговременной мотивации, обновления и закрепления знаний и навыков, то есть обучение должно быть постоянным компонентом долговременного лечения.

 

Основные формы обучения - групповая (группы не более 7 - 10 человек, что значительно эффективнее индивидуального обучения при работе со взрослыми больными) и индивидуальная (чаще применяется для детей, а также при впервые выявленном заболевании или заболевание у беременных)

 

 

Примеры занятий с пациентами

Подробнее на http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_143029_DocumIsPrint__Page_1.html

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА"

 

1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: мотивировать пациентов на проведение

самостоятельного контроля углеводного обмена.

2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

2.1. Научить пациентов:

2.1.1. Самостоятельно определять содержание сахара в крови и в

моче экспресс-методами с помощью глюкометра и визуально по

тест-полоскам.

2.1.2. Как нужно записывать результаты самоконтроля в дневник.

2.1.3. Как правильно на основе полученных результатов оценивать

адекватность инсулинотерапии.

2.2. Ознакомить пациентов с общими сведениями об осложнениях

сахарного диабета и мерами по предупреждению их возникновения.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

3.1. Что такое контроль углеводного обмена:

3.1.1. С какой целью проводиться мониторинг содержания сахара в

крови в течение дня.

3.1.2. Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким

показателям сахара крови нужно стремиться.

3.1.3. В какие часы следует контролировать содержание сахара в

крови, чтобы оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы

инсулина.

3.1.4. Значение определения сахара в моче; можно ли судить о

компенсации углеводного обмена по суточному содержанию сахара в моче.

3.1.5. Что такое "свежая" или "получасовая" порция мочи; для чего

определяют содержание сахара в получасовой порции мочи.

3.1.6. Что такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на

ацетон; как часто нужно проводить определение содержания сахара в

крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон.

3.1.7. Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели

следует считать "хорошими" при сахарном диабете.

3.2. Ознакомление с "Дневником диабетика".

3.3. "Хороший" контроль обмена веществ - самая эффективная мера

по предупреждению диабетических осложнений.

3.4. Решение ситуационных задач по теме: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА

ВЕЩЕСТВ".

4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Методические карточки оранжевого цвета по теме "Контроль

обмена веществ" - 25 шт.

2. Доска, мел.

3. Наглядные пособия:

- "Содержание сахара в крови";

- "Измерение содержания сахара в крови".

4. Приборы-глюкометры и тест-полоски для контроля сахара в крови.

5. Ланцеты для взятия крови на анализ.

6. Часы с секундной стрелкой.

7. Дневник диабетика для регистрации анализов.

8. Тест-полоски для определения реакции мочи на содержание сахара

и наличия ацетона.

9. Ситуационные задачи по теме "Контроль обмена веществ" - 8 шт.

ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2.0:

1. Методические карточки желтого цвета по теме "Осложнения" - 15

шт.

2. Наглядные пособия:

- "Уход за ногами при сахарном диабете";

- "Контрольные обследования при сахарном диабете".

3. Камертон.

5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- в какие часы нужно измерять содержание сахара в крови, чтобы

правильно оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина;

- когда необходимо определять реакцию мочи на ацетон;

- как часто нужно контролировать гликированный гемоглобин;

- причины возникновения осложнений при сахарном диабете;

- поддержание "хорошего" уровня содержания сахара в крови - самая

эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений.

6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- технически правильно осуществлять забор крови из пальца для

определения содержания сахара в крови;

- самостоятельно определить с помощью глюкометра и визуальным

методом содержание сахара в крови;

- самостоятельно определить с помощью тест-полосок содержание

сахара в моче;

- вести "Дневник диабетика";

- оценивать полученные результаты анализов в течение дня с точки

зрения адекватности режима инсулинотерапии и дозы инсулина;

- оценивать показатели гликированного гемоглобина;

- "ухаживать" за ногами.

 

ПОВТОРИТЬ материал занятия "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" по следующим

основным вопросам:

1) Какие показатели сахара крови считаются нормальными?

2) Какие показатели сахара крови можно считать "хорошими" у

диабетика?

3) Что произойдет с больным ИЗСД, если он не будет делать

инъекции инсулина?

4) Что такое ацетон и когда появляется ацетон в моче?

СПРОСИТЬ: почему содержание сахара в крови у диабетика должно

быть хорошо отрегулировано?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ИСПРАВИТЬ неправильные ответы.

ДОПОЛНИТЬ:

1. Хорошее состояние обмена веществ помогает избежать

возникновения диабетических осложнений.

2. При "плохом" состоянии обмена веществ у диабетика чаще

возникают и тяжелее протекают инфекционные заболевания.

ПОДЧЕРКНУТЬ: "хорошее" самочувствие - не всегда означает

"хороший" контроль диабета!

НАПИСАТЬ на доске:

"ПОКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ У ДИАБЕТИКА"

80 - 140 мг/% (4,4 ммоль - 7,7 ммоль) - к этому нужно стремиться;

80 - 180 мг/% (4,4 ммоль - 9,9 ммоль) - это тот диапазон,

которого Вы можете достичь около 140 мг/% (7,7 ммоль) - отлично, если

Вам удалось достичь таких показателей.

ДОПОЛНИТЬ: показатели содержания сахара в крови, которых надо

избегать, - это 200 мг/% (11 ммоль) и выше. Если такие показатели

регистрируются чаще, чем нормальные, угроза возникновения

диабетических осложнений значительно возрастает.

СПРОСИТЬ: чувствуете ли Вы, какое имеете содержание сахара в

крови?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови".

УКАЗАТЬ: Вы можете почувствовать изменение своего состояния

только тогда, когда содержание сахара в крови или слишком высоко или

слишком низко, т.е. в экстремальных случаях. Однако Вы не заметите

никаких изменений в своем самочувствии, если сахар в крови составляет

200 мг/% или 280 мг/%. Если Вы не "отреагируете" на повышение уровня

сахара у Вас в крови, то может развиться тяжелое неотложное состояние

"кетоацидоза"!

ПОДЧЕРКНУТЬ: помните, что поддержание нормального или близкого к

нормальному содержания сахара в крови - самая надежная мера по

предупреждению возникновения диабетических осложнений! Именно поэтому

так важно постоянно измерять уровень содержания сахара в крови!

СПРОСИТЬ: каким образом Вы измеряете содержание сахара крови при

помощи "визуальных" тест-полосок?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ПОЯСНИТЬ: на основе наглядного пособия "Измерение содержания

сахара в крови" следующие действия:

1. Подготовить необходимые материалы, в том числе подходящий

источник света.

2. Сделать укол ланцетом в боковую поверхность концевой фаланги 4

или 3 пальца.

3. Выдавить на тест-полоску большую каплю крови.

4. Сразу посмотреть на часы и отметить это время.

5. Через 60 секунд каплю крови на тест-полоске хорошо промокнуть.

6. Еще через 60 секунд сравнить цвет тест-полоски с цветовой

шкалой (сравнивать между двумя близлежащими оттенками).

СПРОСИТЬ: в какие часы нужно измерять сахар в крови в течение

дня?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

НАПИСАТЬ на доске:

- утром натощак;

- днем перед обедом;

- вечером перед ужином;

- на ночь перед сном.

ОБСУДИТЬ:

1. Что Вы таким образом оцениваете?

2. Насколько важны эти измерения?

ПОДЧЕРКНУТЬ: существует правило: "СНАЧАЛА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ САХАР

КРОВИ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИНЪЕКЦИЮ ИНСУЛИНА, А ПОТОМ ПОЕСТЬ". Всегда, когда

Вы решаете задачу: сколько нужно ввести инсулина короткого типа

действия - Вы должны знать содержание сахара в крови!

ДОПОЛНИТЬ: если Вы регистрируете нормальные показатели содержания

сахара крови - значит доза инсулина, введенного ранее, была

"достаточна" для усвоения сахара клетками.

СПРОСИТЬ: чем Вы делаете укол пальца, чтобы получить каплю крови?

ОБСУДИТЬ различные виды ланцетов для укола пальца.

СПРОСИТЬ: куда Вы делаете укол, чтобы получить каплю крови для

анализа?

ПОДЧЕРКНУТЬ: не в кончик пальца, а в боковую поверхность 3 или 4

пальца. Можно сделать укол в кончик уха. Ни в коем случае не делать

укол в пальцы стоп!

СПРОСИТЬ: требуется ли предварительная дезинфекция?

ОТВЕТИТЬ: не требуется. Но нужно предварительно вымыть руки.

СПРОСИТЬ: сколько раз можно использовать один и тот же ланцет?

ОТВЕТИТЬ: 1 раз.

СПРОСИТЬ: Вы уже знакомы с тест-полосками для контроля сахара

крови?

ОБСУДИТЬ, что обозначено на флаконе с тест-полосками?

- цветовая шкала;

- срок годности;

- номер программы тест-контроля.

ОБСУДИТЬ наглядный материал (различные тест-полоски).

ПОДЧЕРКНУТЬ: в большинстве случаев измерения сахара крови

осуществляются 3 - 4 раза в день перед приемом пищи и перед сном.

Важно, чтобы Вы заносили свои показатели в специальный дневник. Это

поможет Вам правильно "ориентироваться" в различных ситуациях.

РАЗДАТЬ И ОБСУДИТЬ "Дневник диабетика".

СПРОСИТЬ: какие преимущества дает регулярное измерение сахара

крови и занесение их в дневник?

ОТВЕТИТЬ:

1. Помочь самому себе.

2. Помочь лечащему врачу.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ с помощью одного из пациентов, как измеряется

содержание сахара в крови.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: все пациенты самостоятельно измеряют сахар

крови.

ЗАНЕСЕНИЕ полученных результатов контроля в дневники.

ПОДЧЕРКНУТЬ: с настоящего времени Вы все время будете параллельно

с измерением содержания сахара в крови с помощью глюкометра, которое

будет проводить преподаватель, самостоятельно контролировать уровень

сахара крови по изменению цвета тест-полосок (на "глаз"). Мы будем

сравнивать полученные данные и обсуждать. Небольшие различия не

представляют особой важности. Самое главное, чтобы содержание сахара в

крови у Вас всегда было в нормальных границах!

ОБСУДИТЬ приборы-глюкометры для измерения сахара в крови. Если Вы

научились визуально "считывать" показатели сахара крови и у Вас нет

расхождений с результатами анализа на приборе, то Ваша диагностика

достаточно точна. Глюкометры по сравнению с визуальным анализом,

конечно, дают большую точность измерения. Но при этом, нельзя

исключить и технических помех. Вам необходимо надежно полагаться на

собственные измерения!

СПРОСИТЬ: какие другие методы самостоятельного контроля Вы

знаете?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ОБСУДИТЬ различные анализы по определению содержания сахара в

моче.

СПРОСИТЬ: с какой целью Вы исследуете содержание сахара в

"накопившейся" моче за целый день? Насколько информативно измерение

содержания сахара в суточной моче?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ: данный анализ показывает "суточную потерю" сахара

организмом. Но измерение содержания сахара в моче, собранной за целый

день, не дает Вам точных данных о том промежутке времени, когда

происходило выделение сахара в мочу из-за дефицита инсулина в

организме, т.е. Вы не сможете оценить, в какое время дня Вам "не

хватало" инсулина для поддержания нормального содержания сахара в

крови.

СООБЩИТЬ: более информативно измерение содержания сахара в моче,

собранной за несколько часов, например: с утра до обеда, с обеда до

ужина. Результаты этого исследования дают возможность оценить

"достаточность" дозы "пищевого" инсулина для усвоения клетками

углеводов, полученных в завтрак, в обед или в ужин.

ДОПОЛНИТЬ: "потеря" сахара с мочой в ночные часы (т.е.

исследование содержания сахара в ранней утренней порции мочи) укажет

Вам "правильность" дозировки "вечернего" инсулина длительного

действия.

СПРОСИТЬ: какую порцию мочи нужно исследовать на содержание

сахара, чтобы получить представление об уровне сахара в крови в

определенный момент времени?

УКАЗАТЬ "свежую" (получасовую) порцию мочи!

СПРОСИТЬ: что означает термин "свежая" моча?

ОБЪЯСНИТЬ: это порция мочи, "поступившая" в мочевой пузырь за

небольшой промежуток времени за 15 - 30 минут. Для данного

исследования нужно:

1. "Освободить" мочевой пузырь.

2. Через 15` - 30` еще раз собрать мочу и исследовать ее на

содержание сахара (можно выпить 1 стакан воды).

СООБЩИТЬ, как правильно оценивать результаты исследования

"свежей" порции мочи:

- если в "свежей" порции мочи сахар не определяется, то уровень

его в крови не превышает "почечного" порога, т.е. 10-ти ммоль/л.

СПРОСИТЬ: итак, когда Вы ожидаете, что в моче появится сахар?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ, когда превышен "почечный" порог для сахара!

УКАЗАТЬ: у большинства диабетиков "почечным" порогом для

проникновения сахара в мочу является содержание сахара в крови 9 - 10

ммоль/л.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что только при "нормальном" почечном пороге можно

использовать этот анализ для "непрямого" контроля уровня сахара в

крови!

УКАЗАТЬ: Вы можете провести определение своего "почечного"

порога. Для этого требуется неоднократно исследовать уровень сахара в

крови через 1 - 1,5 часа после приема пищи (т.е. в часы максимального

подъема содержания сахара в крови) и одновременно провести определение

содержания сахара в "свежей" порции мочи. При сопоставлении полученных

результатов Вы сделаете вывод, "когда" (при каком уровне сахара в

крови) появляется у Вас сахар в моче.

ОБСУДИТЬ тест-полоски для определения реакции мочи на содержание

в ней сахара.

УКАЗАТЬ: должны быть указаны:

- дата изготовления;

- время экспозиции;

- цветовая шкала.

РАЗДАТЬ всем пациентам упаковку тест-полосок для измерения сахара

в моче.

ОБСУДИТЬ, как оценивать изменение цвета тест-полоски в

соответствии с контрольным цветным эталоном.

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ изменение цвета тест-полоски в соответствии с

наличием в жидкости сахара. Для этого:

- опустить тест-полоску в стакан воды с растворенным в ней

кусочком сахара;

- встряхнуть полоску;

- выждать 2 минуты;

- проверить изменение цвета по цветовой шкале.

ПОПРОСИТЬ с помощью тест-полоски измерить содержание сахара в

сладком растворе воды кого-либо из пациентов.

ПРОВЕРИТЬ, правильно ли пациент оценивает результат.

УКАЗАТЬ: в случае отсутствия сахара в моче или содержания его до

0,5% проверяют изменение цвета полоски по верхней части цветовой

шкалы. От 1% до 5% - проверяют результат по нижней части цветовой

шкалы.

СПРОСИТЬ: когда Вы должны обязательно контролировать мочу на

наличие ацетона?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ДОПОЛНИТЬ: если показатели содержания сахара в крови превышают

240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании. Особенно важен

данный анализ, если появляются клинические признаки повышения

содержания сахара в крови: жажда, полиурия, учащенное мочеиспускание и

т.п.

СПРОСИТЬ: как Вы контролируете мочу на ацетон?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ОБЪЯСНИТЬ:

1. Тест-полоску подставить под струю мочи.

2. Встряхнуть.

3. Через 1 минуту сравнить изменение цвета шкалы на полоске с

контрольным эталоном.

ДОПОЛНИТЬ: "отрицательной" реакцией называется - отсутствие

изменения цвета. "Положительной" называется реакция, когда происходит

изменение цвета полоски. (В ходе объяснения проводится контроль мочи

любого из пациентов.)

СПРОСИТЬ, что означают показатели гликированного гемоглобина

(HbAl и HbAlc)?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

УКАЗАТЬ: уровни гликозилированного гемоглобина Al и Alc являются

показателями долговременного контроля сахара крови (за последние 2 - 3

месяца).

ПОДЧЕРКНУТЬ: необходимо спросить врача о верхней границе нормы

применяющейся в Вашей лаборатории методике исследования, т.к. имеются

различные нормативные диапазоны для этих показателей.

СООБЩИТЬ: у Вас на протяжении последних 8 - 12 недель был

"хороший" контроль диабета, если HbAl составляет от 8% до 9% или HbAlc

- от 6% до 7%.

ПОДЧЕРКНУТЬ: Вы должны обратить внимание на то, чтобы уровень

гликированного гемоглобина Al измерялся каждые 8 - 12 недель.

ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам решить ситуационные задачи по теме занятия.

ОБСУДИТЬ ответы пациентов.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ПЛАНИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1 ТИПА"

ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 2.0 ПЛАН ПИТАНИЯ 3.0 ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить пациента самостоятельно планировать своепитание. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Научить пациента составлению индивидуального меню,сбалансированного по калорийности и биологической ценности. 2.2. Научить пациента равноценной замене углеводсодержащихпродуктов, учитывая количество и качество входящих в них углеводов (похлебным или углеводным единицам), а также по содержанию в продуктепищевых волокон. 2.3. Научить больного питаться "вне дома". 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Ознакомить пациента с характеристикой продуктов питания посодержанию в них основных пищевых веществ. 3.2. Объяснить пациенту, как рассчитать физиологическуюпотребность в энергии, в основных пищевых ингредиентах, как рассчитатьсахарную ценность пищи. 3.3. Ознакомить пациента с понятием гликемического эффекта пищи. 3.4. Объяснить пациенту, какие факторы влияют на гликемическийэффект пищи. 3.5. Объяснить пациенту, что такое пищевые волокна, их значение впроцессах пищеварения и обмена веществ. Как составить меню,обогащенное пищевыми волокнами. 3.6. Объяснить необходимость приема пищи в определенное время. 3.7. Объяснить пациенту, что такое эквивалентная заменапродуктов, как пользоваться таблицами эквивалентной замены продуктов. 3.8. Практическая работа по составлению индивидуального меню длякаждого больного. 3.9. Решение ситуационных задач по планированию питания. 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 6 шт. 2. Наглядное пособие "Энергетическая ценность пищевых веществ". 3. Таблица содержания основных пищевых веществ в суточномрационе. ПЛАН ПИТАНИЯ 2.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 2 шт. 2. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 3.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 10 шт. 2. Таблица эквивалентной замены углеводсодержащих продуктов. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ 4.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 12 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по хлебным илиуглеводным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Наглядное пособие "Заменители сахара". ПИТАНИЕ ВНЕ ДОМА 5.0 1. Методические карточки зеленого цвета - 5 шт. 2. Таблица эквивалентной замены продуктов по углеводным илихлебным единицам. 3. Комплект рисунков ("тарелочек") с изображением УВ-содержащихпродуктов на 1 - 2 УВ-ные единицы. 4. Ситуационные задачи - 18 шт. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: - значение диеты в лечении сахарного диабета; - что такое белки, жиры и углеводы и какие продукты можно отнестик преимущественно белковым, жировым или углеводным; - как определить необходимое пациенту суточное количество калорийв зависимости от возраста, физического развития и физической нагрузки; - как распределить приемы пищи в течение дня; - что такое сахарная ценность пищи, "хлебная единица","углеводная единица"; - какие продукты можно употреблять сверх рассчитанных калорий; - значение пищевых волокон в питании. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - пользуясь специальными таблицами составлять план питания насутки и на каждый прием пищи; - заменять одно блюдо другим с учетом содержания в нем белков,жиров и углеводов (по "хлебным" и "углеводным" единицам), а также сучетом содержания в продукте пищевых волокон; - составить "свое" меню при питании вне дома. ОСНОВНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА 1.1 СООБЩИТЬ: все продукты питания делятся в зависимости отпреимущественного содержания в них основных пищевых веществ на 3большие группы: 1. УГЛЕВОДсодержащие, например: САХАР, ХЛЕБ, КРУПА, ФРУКТЫ,КАРТОФЕЛЬ. 2. БЕЛОКсодержащие, например: РЫБА, МЯСО, ЯЙЦО. 3. ЖИРОсодержащие, например: СЛИВОЧНОЕ И РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,САЛО. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам привести примеры углеводных, белковых илижировых продуктов. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам рисунки-"тарелочки" с изображением различныхпродуктов питания. ПОПРОСИТЬ подразделить предложенные продукты на богатые жирами,белками или углеводами. УКАЗАТЬ: человек, заболевший сахарным диабетом, может естьстолько же углеводов, белков и жиров, сколько и до заболевания. Приэтом исключаются "сладкие" углеводсодержащие продукты и в соответствиис режимом питания вводится инсулин! СПРОСИТЬ: какие из пищевых веществ обладают наибольшим влияниемна содержание сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ДОПОЛНИТЬ: в основном на повышение содержания сахара в кровивлияют УГЛЕВОДЫ. Однако САХАРНАЯ ЦЕННОСТЬ пищи зависит и от содержанияв ней БЕЛКОВ. Чтобы рассчитать сахарную ценность продукта надо"сложить" углеводы и 50% белка, входящих в состав данного продукта. СООБЩИТЬ: для определения количества основных пищевых веществ вВашем плане питания необходимо сначала рассчитать т.н. ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮЦЕННОСТЬ Вашей диеты. При расчете суточного калоража питания диабетикадолжны учитываться физиологические энергетические затраты организма,позволяющие сохранить нормальный уровень физической и умственнойработоспособности; для женщин и мужчин, не занятых тяжелой физическойработой, соответственно 1800 - 2500 калорий (30 - 35 ккал на 1 кгмассы тела). Таким образом, уже в самом начале планирования питанияучитываются индивидуальные потребности Вашего организма. УКАЗАТЬ: количество углеводов, как основного энергетическогоматериала, должно "покрывать" 50% суточного калоража, количествобелков и жиров соответственно - 20% и 30%. СПРОСИТЬ, какое количество энергии (калорий) "дают" организмужиры, белки и углеводы? СООБЩИТЬ: 1 грамм белка - 4 калории; 1 грамм жира - 9 калорий; 1 грамм углеводов - 4 калории. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Энергетическая ценностьосновных пищевых веществ". ПОПРОСИТЬ пациентов рассчитать их суточный калораж питания,учитывая профиль работы и массу тела. ДОПОЛНИТЬ: если пациент до диабета имел избыточный вес, то расчетсуточного калоража проводится на "идеальный" вес. При этом нужноограничить в питании жиры и углеводы и шире включать в рационразличные овощи (ссылка на таблицу "Энергия?..."). СООБЩИТЬ: если у Вас при хорошем обмене веществ нормальныепоказатели содержания жира в крови, то Вы можете не ограничивать жирыв диете, но отдавайте предпочтение растительным маслам. ПЛАН ПИТАНИЯ 2.1 СООБЩИТЬ: режим питания диабетика предусматривает 3 основныхприема пищи (завтрак, обед и ужин) и 3 дополнительных перекуса (2-йзавтрак, полдник и "поздний" ужин). На основные приемы пищиприблизительно приходится по 25% (на обед - 30%) суточного калоража, ана дополнительные - по 10 - 5%. ПОПРОСИТЬ пациентов рассчитать калорийность, количество основныхпищевых веществ, сахарную ценность каждого из "их" приемов пищи(завтрака, обеда, ужина и перекусов). ПОПРОСИТЬ пациентов составить меню отдельных приемов пищи(завтрака, обеда, ужина и "перекусов"). ОБСУДИТЬ составленные пациентами "завтраки", "обеды", "ужины" и"перекусы". ПОПРОСИТЬ пациентов изменить набор продуктов соответственнособственным пищевым привычкам. ХАРАКТЕРИСТИКА УВ-СОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ 3.1 СООБЩИТЬ: углеводы содержатся во всей растительной пище, а изпродуктов животного происхождения только в молоке и молочныхпродуктах. ДОПОЛНИТЬ: к углеводсодержащим продуктам питания относятся какобычный "пищевой" сахар, так и крахмал. Однако сахар - этолегкоусвояемый (простой) углевод и поэтому после его употребленияуровень сахара в крови быстро и "высоко" повышается. Крахмал относитсяк "трудно" усвояемым углеводам (сложным) - поэтому содержание сахара вкрови после его употребления повышается медленно. ПОПРОСИТЬ пациентов привести примеры углеводсодержащих продуктов,которые по-разному влияют на уровень сахара в крови. ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ПОДЧЕРКНУТЬ: при составлении меню нужно научиться взаимозаменятьуглеводсодержащие продукты, учитывая как содержание, так и видуглеводов! СООБЩИТЬ: диабетику важно различать 2 группы углеводсодержащихпродуктов: 1. Которые можно не учитывать при планировании питания. 2. Которые необходимо учитывать. СПРОСИТЬ: какие углеводсодержащие продукты Вы можете неучитывать? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ДОПОЛНИТЬ: все виды овощей (кроме картофеля и сахарной свеклы) Выможете употреблять в привычном объеме и не учитывать. СПРОСИТЬ: кто из Вас ест охотно овощные блюда? ВЫСЛУШАТЬ ответы пац

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.