Уполномоченный по правам человека в РФ – гарант взаимоотношений личности и государства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Уполномоченный по правам человека в РФ – гарант взаимоотношений личности и государства.

2017-05-20 408
Уполномоченный по правам человека в РФ – гарант взаимоотношений личности и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассматривая конституционно-правовые взаимоотношения государства и личности в Российской Федерации, нельзя не обратить внимания на органы которые регулируют взаимоотношения между этими субъектами права. Таковыми выступают Конституционный суд РФ, Уполномоченный по правам человека, Прокуратура РФ и др. Я, понимая, что каждый из этих органов выполняет не мало важные функции в регулировании отношений между государством и личностью, отдам свои предпочтении расскрытию и анализу деятельности:«Уполномоченного по правам человека». Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется: «ФЗ об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Главными тенденциями в работе Уполномоченного по правам человека РФ выступают: 1) анализ обращений и жалоб о нарушенных правах и свободе человека и гражданина, осуществоенние мер по части их востановления; 2) исследовние законодательства РФ в сфере прав человека и гражданина, разработка рекомомендаций по совершенствованию и приведение в соотношение с общепринятыми принципами и общепризнанными мерками международного права; 3)формирование интернационнального портнерства в сфере прав человека; 4)правовое просветительство согласно вопросам прав и свобод индивида, форм и способов их охраны; 5)приготовление ежегодного отчета о проделанной работе и направление Президенту РФ, Совету Федерации, в Государственную Думу, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Генеральному прокурору РФ; 6)выступление с определенным докладом на заседании Общегосударственной Думы при грубом и массовом нарушени прав и свобод человека и гражданина; 7) отправление в Гос Думу специализированных докладов по отдельным вопросам о нарушенных правах и свободе гражданина РФ; 8) обращение Государственную Дум с предложением о формировании парламентской комиссии по части расследования прецедентов нарушения прав и свобод гражданина а так же о ппроведении парламентского слушания, принимает участия в работе комиссии и в проодимых слушаниях; 9)обращение в суды всеобщей юрисдикции с заявлением о нарущенных правах для их охраны а так же в конституционный суд; 10) принятие согласно своей инициативе определенных мер в границах своей компетенции при наличии данных о многочисленных нарушениях прав и свобод людей; в особых случаях имеющее особое общественное значение связанное с защитой лиц которые сами не способны защищать свои права и свободы выступать от их лица в судах РФ; 11) исследование правоприминительной практики в сфере прав человека и гражданина и формирование предложений по ее совершенствованию; 12)уведомление о состоянии прав и свобод человека и гражданина государственных органов и общественности; 13) отправление различных замечаний и предложений в федеральные органы государственной власти, в местные органы самоуправления и должностным лицам относящихся к обеспечению права и свобод человека и гражданина;

Помимо предусмотренных законодательством ключевых направлений в работе Уполномоченного по правам человека проявляются и прочие задачи, непосредственно сопряженные с реализацией его возможности в пределах установленных законодательством компетенций. Уполномоченный также взаимодействует с различными органами по защите прав и свобод человека, как с правительственными так и не с правительственными, с различными комиссиями и средствами массовой информации. Связь уполномоченного с общегосударстенными органами осуществляется с помошью специализированных соглашений и договоров о совместной работе, участия в общих комиссиях.

Разработка годичных докладов о деятельности, а кроме того специализированных докладов, доставление их до официальных лиц и широкой общественности предоставляют вероятность Уполномоченному изъяснить собственное видение ситуации с обеспечением прав человека как по стране, так и в единичных сферах жизни общества, считается одним из мошнейших рычагов влияния на общественное суждение. Как демонстрирует практическая деятельность иных стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам человека и его деятельность позволяют власти заострить внимния на проблемные аспекты и незамедлительно их решить.

Надо отметить что кроме ежегодных докладов Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ, руководителям различных ведомств и министерств, в СМИ направляются и специальные доклады касающиеся тех сфер где часто нарушаются права человека: 1) о нарушении прав людей, страдающих психическими расстройствами; 2) о нарушении статутных правил между военнослужащими; 3) о конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации; 4) о нарушении прав граждан органами юстиций и правохранительными органами; и др.

Являясь непосредственным представителем РФ и ведя общение с различными слоями населения, решая их проблемы, Уполномоченный по правам человека укрепляет авторитет государственной власти, что немаловажно в данное время для России.

Основным и наиболее важнейщим направлением в деятельности Уполномоченного является прием и проверка поступаюших жалоб от населения. Уполномоченный по правам человека рассматривает не только жалобы граждан РФ но и иностранных лиц которые находятся на территории РФ и лиц без гражданства. Аналогичные правило имеется в Швецарии, Новой Зеландии, в Польше.

Законодательство РФ как и законодательство многих стран, устанавливает срок до истечение которого человеком или гражданином вправе подать жалобу Уполномоченному по правам человека. В России – этот срок составляет 1год с того дня когда были нарушены права личности или же со дня когда стало известно лицу о нарушенных правах.

В Законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» нормативно закреплено положение о том, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в случае, если ранее гражданин обжалован эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятым решением.[12] Это лимитирование считается важным и нацелено на то чтоб сделать новейший институт жизнестойким, иначе каждый отказ органов судебной системы обрушит на Уполномоченного по правам человека шквал обращений тем самым задерживая его деятельность.

Законодательство РФ предоставило Уполномоченному 4 способа из которых он может выбрать один: 1) принятие ламинтации(жалобы) к разбору; 2)объяснить заявителю ресурсы, каковые он вправе применять с целью охраны прав и свобод; 3) передать ломентацию органу компетенции которого принадлежит решение жалобы по сути; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы;

 

 

О принятом решении заявитель уведомляется в десятидневный срок. Важным фактором поддержания авторитета Уполномоченного является то, что отказ в принятии жалобы обжалованию не подлежит.

Мировая практика показывает, что порядок рассмотрения жалобы определяется самим омбудсменом. Российский закон наделяет Уполномоченного широкими правами при рассмотрении жалобы. Так, приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются.

При проведении проверки Уполномоченный имеет право: (1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; (2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; (3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными динами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; (5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; (7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания (ст. 23).

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан выслушать обе заинтересованные стороны.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий: (1) обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; (2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; (3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; (4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протест, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; (5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

На основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека в РФ имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

Закон вменяет в обязанность государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, получившим заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному по правам человека в РФ. Они обязаны также бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному по правам человека запрошенные им материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Материалы должны быть направлены Уполномоченному по правам человека не позднее 15 дней со дня получения ими запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Однако для укрепления гарантий реализации этого положения необходимо предусмотреть меры дисциплинарной ответственности должностных лиц, а также меры административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека и прокуратура действуют во многих случаях совместно в целях защиты прав граждан. Кроме того, это дает возможность получать информацию, касающуюся деятельности государственной администрации, объективно оценивать ее работу и влиять на ее функционирование, а также получать информацию о состоянии права в нашей стране, что повлекло бы совершенствование действующей правовой системы, более глубокой реализации прав и свобод человека.

Одна из классических форм реагирования Уполномоченного при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы гражданина нарушения его прав и свобод — представление. Этот документ он адресует органу или должностному лицу, которые своими действиями (бездействием), решениями ущемили права личности. В представлении он высказывает мнение и предложения о способе разрешения дела, он может рекомендовать органу изменить решение, пересмотреть существующую практику, компенсировать материальный ущерб граждан. В некоторых случаях представление Уполномоченного носит превентивный характер, что позволяет влиять на принятие решения уже в начальной стадии. Все его представления рассматриваются лишь как рекомендации. Он не может заставить, приказать, он может только аргументировано убеждать.

Закон предусматривает широкий круг гарантий независимости Уполномоченного и исполнения его решений и рекомендаций. Так, большое значение имеет ст. 35 Закона, устанавливающая ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение или воспрепятствовать его деятельности в иной форме. Для усиления гарантий деятельности российского Уполномоченного, а также с учетом существующего позитивного опыта других стран необходимо установить административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека.

Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, а специальные доклады могут быть опубликованы по его решению.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный по правам человека вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и в проводимых слушаниях.

В соответствии с законом деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Направления деятельности Уполномоченного в той или иной мере соотносятся с развитием институтов несудебной защиты прав человека. В последнее время в нашей стране им уделяется повышенное внимание. Сейчас в Российской Федерации система несудебных государственных учреждений защиты прав человека состоит из следующих звеньев: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации.

Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного политического объединения, преследующего политические цели

Уполномоченный по правам человека, как это и следует из опыта зарубежных государств, должен быть максимально независим от власти.

К сожалению, Конституция РФ не наделила Уполномоченного по правам человека в РФ правом законодательной инициативы, а было бы целесообразно предоставить ему возможность оказывать влияние на правотворчество, инициировать реформы в области прав человека. Важной функцией Уполномоченного по правам человека в РФ должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения нрав граждан, но и право на основе этих данных вносить в Федеральное Собрание РФ предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы желательно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Данная поправка значительно усилила бы его позиции в Российской Федерации, поскольку содержащаяся в законе норма о праве Уполномоченного обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства представляется недостаточной.

Видимо, не совсем правильно ограничивать деятельность уполномоченных только рамками страны, региона, города, т.е. использовать территориальный принцип формирования данного института. Практика некоторых зарубежных стран (Швеции, Финляндии, Великобритании, ФРГ), где, в частности, созданы омбудсмены по персональным данным, по информации, а также опыт других государств свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов и по отраслевому принципу для того, чтобы можно было в полную силу реализовывать контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав и свобод граждан с учетом специфики сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации. Подобные идеи относительно создания институтов Уполномоченных по делам несовершеннолетних, по защите прав в сфере информации, по персональным данным и т.д. неоднократно высказывались в различной юридической литературе. Возможно, эта позитивная идея будет реализована в субъектах Федерации, которые, основываясь на анализе состояния дел с правами человека на своей территории, выделят те приоритетные сферы, где, по их мнению, на помощь уполномоченным по правам человека региона должны прийти специализированные уполномоченные.

Эффективность деятельности Уполномоченного но правам человека определяется рядом условий:

1. законодательным регулированием деятельности службы. Правовые положения обеспечивают Уполномоченному необходимый уровень правовых гарантий деятельности, позволяющих реализовать свои функции, не уповая исключительно на добрую волю должностных лиц и государственных органов;

2. работа Уполномоченного эффективна только при условии сотрудничества государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный также нуждается в морально-психологической и политической поддержке общественности и средств массовой информации:

3. общественность будет доверять Уполномоченному только при высоком качестве его работы: быстром и качественном расследовании, безупречно аргументированных решениях, основательности докладов, здравомыслии, объективности и беспристрастности лица, занимающего этот высокий пост.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.