Б. Внешние индикаторы манипуляции — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Б. Внешние индикаторы манипуляции

2017-05-22 653
Б. Внешние индикаторы манипуляции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти сигналы посылаются самим манипулятором. Отчасти они являются проявлением самой манипуляции, отчасти возникают против его желания. Выделяется несколько групп индикаторов:

1. Поведенческие. Они видны в поведении манипулятора, в том, как он «разыгрывает» ситуацию.

2. Эмоциональные. Они видны в тех эмоциях, которые Вам демонстрирует манипулятор.

3. Телесные. Они видны в жестах, мимике, положении тела манипулятора и контролируются меньше всего.

 

1. Поведенческие индикаторы

Домашняя заготовка. Беседа с Вами начинается с заранее подготовленных, стандартных фраз и периодически на них перескакивает. В эти моменты поведение и речь манипулятора становятся автоматическими, «текут как по маслу». Интимность. Ситуация воспринимается более личной, чем должна быть, чем Вы «заслуживаете». Вам «дарят» большее расположение, чем Вы могли бы рассчитывать. В бизнесе — дружественность, переход на личные отношения. В личных отношениях — переход на интимную двусмысленность. Манипулятор «приближается» к Вашей жизни быстрее и плотнее, чем это должно быть в соответствие с видимыми целями. Ненужная услуга. Манипулятор настойчиво предлагает Вам незначительную услугу.

 

2. Эмоциональные

Полный контроль эмоций. Манипулятор никогда не выходит «из себя», у него неизменно одинаковое настроение и отсутствуют адекватные эмоциональные реакции на происходящее. Это индикатор стремлений скрыть свои эмоции. Чтобы подтвердить свои подозрения — выдайте притворную эмоцию гнева или осуждения. В случае манипуляции реакция на неё будет гладкой, рафинированной, сохраняющей взаимодействие. Театральность и драматизация эмоций. У Вас появляется ощущение преувеличенности, уникальности ситуации, необычайного к вам интереса. Появляются искусственные, экстраординарные, неуместные, неожиданные эмоции и юмор. Отражение Ваших эмоций. Манипулятор намеренно подыгрывает Вам, демонстрирует то эмоциональное состояние, в котором находитесь Вы, чтобы вызвать доверие. Чтобы подтвердить подозрения, покажите неадекватную эмоцию. Манипулятор может по инерции повторить эту реакцию, хотя для неё нет видимых причин, и этим выдать себя.

 

3. Телесные

80 % индикаторов манипулятора идут от его тела. Эту группу индикаторов посылают все манипуляторы, поскольку их практически невозможно контролировать постоянно. Исключение составляют самые искусные мастера, которые вряд ли захотят действовать на уровне, который рассматривается в книге. Манипулятор, как и любой человек, не всегда

 

Оценивайте эмоциональные реакции слева. Эти реакции выдаёт левая половина лица и жесты левой рукой. За их контроль отвечает правое, эмоциональное полушарие. У левшей всё, конечно, наоборот. Ложь — внезапные, судорожные движения, перебирание, появление или нарастание жестов левой рукой, а также несоответствующая словам реакция левой стороны лица. Обнаруживайте зуд. Ложь вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях лица и шеи, требуя почёсывания. Оно чаще выражено в скрытой форме, в виде движения в направлении рта («прикрытия рта рукой»), к уголкам губ, к носу, потирания века, проведение… Мужчины часто «ослабляют» галстук. Обнаруживайте «притворные» движения. Это движения, показывающие чувства, которых

Истолковывая сигналы от тела, помните, что любые сигналы от тела многозначны, их нужно истолковывать все вместе. Не делайте вывод, основываясь на одном признаке, тем более, если у Вас нет внутреннего ощущения манипуляции и прочих, вышеперечисленных её признаков…..

3 ЭТАП. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Спокойный отход

Задача — уход за пределы досягаемости влияния манипулятора. Немедленно прервите контакт и увеличьте внутреннюю дистанцию.

Войдите в состояние спокойствия. Ощутите внутри холод и отчуждённость от происходящего. Скажите себе кодовое слово «Заморозка!». Отключите эмоции. Отстранитесь от ситуации и манипулятора. Ваша задача — независимое, критическое, отстранённое участие в ситуации.

 

2. Пауза

Скажите себе кодовое слово «СТОП!» и заблокируйте развитие ситуации. Представьте, что на пути выросла преграда. Бездействуйте.

Никогда не делайте что-либо «немедленно» по просьбе, требованию или принуждению, даже на выгодных для Вас условиях. Чего бы Вам ни стоило, отложите любые внезапные побуждения это сделать. Выделите время для размышления. Действуйте только после того, как Вы самостоятельно получите информацию о предложении от независимого источника.

Если Вас будут побуждать продолжать ситуацию, уходите совсем со словами «Нет. Мне нужно время, позже».

 

3. Изменение ситуации

Обязательно измените происходящее. Для того, чтобы манипуляция «прошла» требуется искусственная, особая ситуация.

а) Измените ситуацию механически. Если Вы сидели — встаньте, если было тихо — создайте шум. Если было безлюдно — идите в место, где много людей. Или наоборот. Обязательно измените тему разговора.

б) Будьте внимательны и критичны к любым требованиям, продиктованным ситуацией и манипулятором. Безжалостно пресекайте двусмысленности, недоговорки. Требуйте полностью понятных Вам объяснений, почему Вы должны нечто сделать. Игнорируйте при этом страх показаться назойливым или глупым.

 

4. Локализация манипулятора.

Определение цели манипулятора. Чаще всего расположена в начале контакта и подтверждается в конце беседы. Цель подаётся около 15 секунд и занимает не более 7–8 слов. Пресекайте любую анонимность, апелляции к группе. Для этого требуйте личное имя, государственный документ (паспорт, а не удостоверение организации). Очень хорошо описано как это сделать в технике «Анти-секта». Кодовый вопрос: «Вы кто?» с последующим обращением по имени и контактом глаз.

 

5. Нейтрализация ограничений выбора

Теперь Вы готовы к главному. Задача манипулятора — сузить Ваш выбор и привести к зависимости от выгодного для него поведения. Ваша задача противоположна — найти вариант за пределами того, что предлагает манипулятор. Это не просто, когда Вы пружены в состояние, вызванное манипулятором. Но это возможно. Такие варианты есть всегда. Манипулятор намеренно их закрывает! Здесь приводятся только основные направления выхода из ограничений выбора.

 

Нейтрализация ограничений в поступках

Я Другие. Сразу отделяйте себя от других, свои цели от целей других людей. Представляйте внутри себя стержень, маяк, проводите мысленно линию между собой и другими. Вспомните о цели, которую Вы хотели достигнуть до манипуляции. Это должна быть Ваша цель. Выберите такой вариант поведения, который соответствует именно Вашей цели. Самооценка Мнения. Откажитесь от любых мнений извне. Оценивайте предложение и ситуацию самостоятельно. Это значит — оценивайте, как оно соответствует Вашим целям, достигавшимся до происходящего. Принимая чужие оценки и мнения как точку отсчёта, Вы помещаете ситуацию в рамки, выгодные другому человеку. Берите в качестве точки отсчёта свою собственную цель. Оценивайте правильность чего-либо только по соответствию своей цели. Не следуйте большинству и авторитетам, особенно если предложение следовать исходит извне. Радость Удовольствие. Откажитесь от удовольствий, основанных на бездействии, на «бесплатном сыре». Ищите радость, как результат собственных действий. Творчество Стереотипы. Будьте творческим, непредсказуемым (не взбалмошным и чудаковатым, а непредсказуемым) человеком. Чем чаще Вы будете пробовать нечто новое, преодолевать барьеры, стремиться к неизведанному, тем менее опасны для Вас будут любые манипуляторы. Как только Вы хотите применить стереотипное поведение — Вы подвергаетесь опасности манипуляции или Вами уже манипулируют. Каждый раз, когда Вы действуете стереотипно, Вы используете только часть внимания, а большая часть внимания погружена в туман. Использование Накопление. Не привязывайтесь к тому, что Вам предлагают сохранить в обмен на уступку в манипуляции! Всё, что принадлежит Вам, будет Вашим. Всё чужое Вы всё равно утратите. Если Вашим стремлением нечто удержать манипулируют, это абсолютно точный признак того, что пора сбрасывать балласт, иначе Ваш шар разобьётся. Цель Бесцельность. Чётко определяйте цель своего действия. Старайтесь отказываться от бесцельных, импульсивных поступков и от поступков, цель которых появилась в процессе взаимодействия с человеком, по его инициативе и требует немедленного достижения.

 

Нейтрализация ограничений в переживаниях

Гнев Обида, ненависть. Если взаимодействие с человеком приводит у Вас или у него к чувству обиды — это индикатор манипуляции. Игнорируйте обиду, которую демонстрирует манипулятор. Не делайте ничего, чтобы её «загладить, искупить». Свою обиду переведите в гнев. Выразите гнев без ограничений, не смешивая его с агрессией. Страх Вина. Распознавайте признаки вины, провоцируемой у Вас во время взаимодействия. Отказывайтесь от действий, продиктованных виной. Переведите свою вину или стыд в страх. Страх переведите в настороженность. Скажите себе: «Внимание! Манипуляция!» Игнорируйте и «прощайте» вину манипулятора перед Вами. Не преследуйте его за «вину». Горе Тоска. Распознавайте признаки тоски, которые вызывает или усиливает манипулятор. Переводите тоску в горе и выражайте горе прямо, открыто, так, чтобы избавиться от него.

 

Нейтрализация ограничений во взаимодействиях с людьми

Избирательность Бесконтрольность. Тщательно контролируете то, что Вам предлагается и то, что Вы отдаёте. И то и другое может быть использовано для манипуляции. Соизмеряйте предлагаемое и отдаваемое со своими целями. Не отдавайте и не принимайте нечто исходя из требований, возникших во взаимодействии и не имевших места ранее. Помощь Спасение. Не спасайте никого сами и не ждите спасения. Всегда действуйте самостоятельно и планируйте результат в соответствии со своими способностями. Откажитесь от любых предложений, которые позволяют Вам бездействовать и не нести ответственности. Принятие Преследование. Категорически откажитесь от критики и преследований и избегайте ситуаций, гле Вам их навязывают. Принимайте любые особенности партнёра по взаимодействию как данность. Не стремитесь их исправить. Ответственность Жертвенность. Никогда не перелагайте ответственность за происходящее. Ваша ответственность — Ваш контроль ситуации. Снимая ответственность, Вы отдаёте владение ситуацией человеку, кто её принимает на себя. Кстати изменение ответственности — индикатор манипуляции (Вы внезапно приобретаете новую ответственность или становитесь безответственным).

 

Нейтрализация ограничений в отношениях

Быть Демонстрировать. Игнорируйте призывы соответствовать определённому образу (быть надежным, сексуальным, сведущим и т. д.). Обнаруживайте и пресекайте любые ситуации, в которых Вам «помогают» выглядеть лучше, больше, представать в выгодном свете, особенно на сексуальной почве. Равенство Иерархия. Обнаруживайте и разрывайте ситуации, в которых Вам навязываются отношения с иерархией («хозяин-гость», «начальник-подчинённый» и т. д.).

 

Нейтрализация ограничений в убеждениях

Закономерность Случайность. Всегда ориентируйтесь на то, что происходящее — результат Ваших собственных действий. Не соблазняйтесь предложениями, которые ориентируют Вас на чудо, случайность, безответственность, обещания отсутствия последствий за то, что Вы сделайте. Всегда учитывайте, что последствия неизбежны. Здесь Там. Ориентируйтесь на то, что происходит сейчас. Пресекайте попытки. Которые ориентируют Вас на воспоминания о прошлом и фантазии о будущем. Это только попытка перевести Вас в состояние, в котором Вами очень просто управлять.

 

Нейтрализация ограничений при принятии решений

Многообразие Определённость. Принимайте решение только при наличии альтернатив, которые создали Вы сами. Временное окончательное решение. Не принимайте окончательных решений в ситуации. Оставляйте себе время на дополнительное размышление.

 

6. Беседа с манипулятором

Если Вы обнаружили, что подвернулись манипуляции, лучший выход — немедленно прекратить беседу и уйти. Любое продолжение разговора — это уступка манипулятору, предоставление ему нового шанса.

Если Вы заметили манипуляцию, но Вам нужно продолжить общаться с манипулятором (он продавец, а Вам нужна покупка), пользуйтесь всеми правилами защиты от манипуляции и применяйте дополнительно специальные техники (например, анти-шопинг).

Если Вы пытаетесь прервать беседу, а манипулятор каким-то способом Вам не даёт это сделать, воспользуйтесь этими способами:

«Нет. Я спешу!». Ускорьте движение и, не суетясь, уходите. Так Вы мобилизуете свои силы, усложните подстройку, разыгрывание спектаклей. «Нет. Я ничего не понимаю». Остановитесь и внимательно, с интересом смотрите в лицо манипулятора, не выпуская из поля зрения его руки и глаза. Это поможет выйти из транса, сосредоточить внимание на манипуляторе. «В смысле?». Повторяйте на каждое высказывание манипулятора эту фразу. Делайте это, пока он не исчерпает себя и не уйдёт. «НЕТ, я передумал», «Мне жаль, но НЕТ», «НЕТ, я ошибся», «НЕТ, извините, я был не прав». Эти высказывания признают и нейтрализуют те «ошибки», на которые Вас вынудил манипулятор. «Я Вас выслушал. Я Вас понял. Я ухожу». Это метод «трех «Да». Произнесите подряд три предложения, точно описывающие ситуацию. После каждой фразы кивайте. После последней — уходите. При «проговаривании» манипулятор слышит ваше первое утверждение и про себя говорит «Да», в последнем случае он по инерции последовательности будет испытывать трудности. «Это выбор каждого человека!» Скажите это многозначительно, подняв палец, и уходите. Ваша реакция на то, что «для Вас бескорыстно сделали» — это Ваш выбор. «Бескорыстие» манипулятора, «столько сделавшего для Вас» — это его выбор. «Вы продавец, а не мой друг!» или «Вы так мне понравились! Давайте дружить, а не торговать!» Нейтрализуйте предложение ненужной услуги предложением встречной ещё более ненужной услуги.

 

 

Приложение 4. Культура постмодерна — средство формирования зависимой реальности

 

Культура и искусство — одна из главных сил, формирующих внутреннюю реальность человека. О роли искусства в становлении зависимости отчасти было сказано в разделе, посвящённом зависимости от обладания. Здесь мы рассмотрим особенности влияния массовой культуры на внутреннюю реальность человека.

В норме культура воспринимается человеком как вдохновляющая сила, побуждающая к творческой активности и самовыражению. Цель такой культуры — преображение человека со знаком «плюс». Её воздействие в итоге приводит к стимулированию потребности в познании себя, поиску своего предназначения. Это неизбежно сопровождается формированием у человека независимой внутренней реальности. В результате он воспринимает жизнь, основанную на потреблении как чуждую. Подобное построение реальности оказывается невыгодным для общества, основанного на потреблении, и поэтому не приветствуется. Способом борьбы является создание новой культуры — культуры общества потребления, массовой культуры.

«Массовая культура» (англ. mass culture) — понятие, которое было введено, чтобы отразить состояние культуры с середины 20 века. В это время стала активно формироваться новая культура, возникшая как ответ на запросы общества потребления. Оно существует и развивается на основе потребления, характеризуется избытком товаров, услуг, информации, свободного времени и стандартизированными жизненными потребностями. Такое общество остро нуждается в механизме, стимулирующем потребление, в индустрии, рождающей и разжигающей соблазны. Без этого сами основы существования общества будут подорваны. Другая особенность такого общества, неизбежно отражающаяся в культуре, это ускоренное технологическое развития, сделавшее более доступными средства связи, передвижения и общения. Одним из рычагов, запускающих потребление в таком обществе, является массовая культура.

Итак, массовая культура — плод общества технологий и потребления. Она создаётся конкурирующими производителями информации, которые, в свою очередь, обслуживают интересы производителей товаров. Такая культура является отраслью экономики, ориентирующая потребителя на определённый, заказанный извне вариант потребления. Она «колонизирует» внутреннюю реальность человека. Массовая культура предполагает не самовыражение, а копирование предложенного стереотипа. В ней поиск себя, собственного, внутреннего начала, самовыражения извращается и подменяется потаканием разрушительным инстинктам, агрессивности. Массовая культура предлагает особую систему ценностей. Они не совместимы с предназначением человека, искажают его реальность — мировосприятие и мироощущение. Причём влияние на реальность человека информационных и энергетических потоков становится всё сильнее. Это приводит к размыванию собственной внутренней реальности, её «растаскиванию».

Массовая культура не только разрушает реальность человека, подталкивая его к потреблению. Она предлагает свой путь, свою систему опорных точек для новой реальности. При этом модель, которую она предлагает, отличается от модели, на которой основана культура, ориентированная на развитие человека. В основе развивающей модели — образ человека — героя, который постоянно действует, используя своё творческое начало, реализуя предназначение. В итоге он получает признание мира. Построение реальности по такой модели придаёт ей устойчивость, а действиям — ощущение истинности, уверенности. Модель массовой культуры делает реальность нестабильной, лишает человека уверенности в собственных начинаниях. Герой не совершает подвиги, преодолевая внутренние ограничения, а тот, кто «всех обманул».

База, на которой современная культура предлагает строить реальность — человек, имеющий коммерческий успех. Но это не столько основа для роста, сколько почва для ограничений и последующих проблем. Культура, предлагая массу заманчивых путей к успеху и вариантов использования полученного, на деле не увеличила свободу и возможности для выбора. Пропагандируемые пути к успеху для большинства людей недоступны, недостижимы. При этом имеются в виду люди профессионально грамотные, законопослушные, трудолюбивые, придерживающиеся требований морали и нравственности. Современная культура, рождённая рыночным обществом, приводит человека к формированию реальности, лишённой прежних ценностей и ориентиров, полной внутренних противоречий и пустот. Строя свою реальность по предлагаемым эталонам, человек испытывает кризис в любой неопределённой, плохо прогнозируемой ситуации.

Не смотря на то, что массовая культура общества потребления пренебрежительно называется «чёрной, жёлтой», примитивной, она представляет собой профессионально созданную, продуманную систему воздействия, направленную на дестабилизацию внутренней реальности и формирование готовности к её некритическому изменению. Имеется несколько принципиальных особенностей деструктивного воздействия массовой культуры на реальность человека.

1. Искажение реальности. Массовая культура представляет в качестве реальности либо её отдельные элементы, либо несуществующие — фантастические, мистические, психопатологические компоненты которые гипертрофируются и выдаются за целую реальность. Задача — свести реальность к отдельным фрагментам. В соответствии с представлениями массовой культуры реальность — это боль, смерть, секс и психоз. Жизнь — это совокупность криминальных или болезненных поступков. Для человека, в реальности которого нет ничего, кроме негатива и бреда, закономерно появление эмоциональной бесчувственности, тревоги, переживаний бессмысленности и обесценивание происходящего.

2. Выработка механизма «отключения» от происходящего, обесценивания реальности. Человек, потребляющий произведения массовой культуры, в которых преобладают сцены агрессии и насилия стремится не к отождествлению с происходящим, а к разотождествлению с ним, к наблюдению за ним «со стороны», как за игрой. Человек приучает себя к безразличному, безэмоциональному, поверхностному восприятию без эмоционального резонанса.

3. Выработка механизма искусственного реагирования. Культура пропагандирует модные, престижные способы реагирования на ситуацию, выхолащивающие естественные реакции, эмоции. Процесс выбора человека изящно подменяется участием в создании бесконечных рейтингов («десяток», «ста лучших», «best»). В итоге создание собственных предпочтений выхолащивается, атрофируется.

4. Массовая культура устраняет понятие своего, интимного, сокровенного. В реальности человека не остаётся того, что создано только для него, того, что имеет только он. Это приводит к бессмысленности самого процесса поиска в себе, в своей реальности индивидуального начала, того, что отличает себя от других. Этому служит циничное описание духовности и порнографическое, «спортивное» описание любви.

5. Произведения массовой культуры намеренно стереотипны. Они строятся по заданным принципам и приводят к заранее известным воздействиям на реальность. Постепенно это вызывает у потребителя атрофию способности к поиску, анализу, т. е. приводит к стереотипному и упрощённому восприятию происходящего и к таким же шаблонным, примитивным реакциям. Все прочие интеллектуальные пути оцениваются как непрактичные, чудаковатые и невыгодные.

6. Массовая культура подменяет собственное, личностное, глубокое поверхностным, незрелым, наносным. Особенно ярко это проявляется в намеренном, методичном поощрении незрелого «подросткового» эпатажа. Проявление себя в соответствии со стереотипами массовой культуры — это шумное противостояние прошлому, отрицание того, что «было раньше». Следуя урокам массовой культуры, человек «обучается» громко протестовать и утрачивает способность творить и слушать. Более того, ценности, которые дают возможность шумно и экставагантно заявлять о себе — это достаточно дорогие в материальном отношении товары и услуги — модная одежда, музыка, автомобили, клубная жизнь). Для обладания ими приходится сосредотачивать все силы на процессе приобретения, а значит, отвлекаться от собственных целей, непрестижных и непопулярных.

7. Массовая культура не просто девальвирует цели, которые рождаются внутри самого человека. Она девальвирует саму внутреннюю систему оценки целей как достойных человека или не приемлемых для достижения. Всё, что находится вне стереотипов, пропагандируемых массовой культурой, оценивается пренебрежительно, высмеивается и опошляется.

8. Массовая культура обезличивает, делает массовыми, внеиндивидуальными цели и пути их достижения. В результате основные, базисные координаты реальности из личностных, собственных, внутренних становятся товарными, вещественными. Они выводятся из реальности вовне, возникают и достигаются вне человека, управляются извне. Их нужно не создавать путём творчества, а приобретать путём потребления. Человек отделяется от собственной реальности, потребляя всё, на чём строится его жизнь, вместо того, чтобы создавать это. Его путь заменяется навязанными радостями, любовь и отношения — сексом, взаимоотношения — бизнесом, вера — фанатизмом. В итоге человек уходит от себя, перестаёт управлять собой и следовать себе. Его реальность превращается в конструкцию, нуждающуюся во внешней опоре.

На фоне изменённой реальности человеку легко предложить новые цели. Для этого служат несколько приёмов. Первый из них — «современность». Культура поощряет постоянное изменение реальности во имя самого изменения. В результате реальность человека становится тотально нестабильной. Второй — соответствие искусственным критериям. Человек приучается выделять и оценивать главное не по внтутренним, ценностным качествам, а по соответствию «рейтингу», «фирме».

Имеющаяся у человека реальность, после «обработки» массовой культурой предстаёт как стрессовое, разрушительное поле, насыщенное трагедиями, опасностями и агрессией. При этом массовая культура ставит своей целью быструю, внезапную утрату имеющейся реальности, резкое выведение из уравновешенного состояния, возбуждение и хаос. Она вызывает растерянность, неопределённость, бессилие, недоумение, разочарование. Этого культура добивается сильными, шокирующими, преимущественно отрицательными, разрушительными переживаниями страха или на сверхоткровенными, обезличенными сексуальными образами, попирающими любовь.

Главное содержание любого постмодернистского произведения — постановка под сомнение восприятия собственной внутренней реальности, попыток её обустройства и освоения. Это связано с особенностями воздействия на внутреннюю реальность человека общества потребления, описанными в предыдущем разделе. Кроме того, сам постмодернизм не только отражает эти процессы. Будучи частью общества, его порождением, он тоже выполняет заказ — изменение внутренней реальности потребителя.

В целом для произведений такого типа характерно пренебрежение к действительности, замена реальности на причудливое сочетание симулякров, пренебрежение к целям, взаимоотношениям. Наиболее заметные произведения моделирует собственную реальность на основе мифов, не имеют чётких границ между иллюзией и реальностью, предпочитают стиль сюжету и построены на основе потока сознания.

Один из популярнейших жанров современной массовой культуры — детектив, вариантом которого является триллер. Популярность детектива связана с его сутью — любой детектив есть поиск истины. При помощи детектива человек имитирует реальный поиск себя сопереживанием поиску истины. Способы поиска определяют разновидности детектива. Первый — аналитический способ, при котором поиск осуществляется пи помощи анализа, рассуждений, а не действий (Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл). Второй путь — противоположный, «жёсткий», предполагающий активные действия (детектив, основанный Дэшилом Хэмитом). Третий путь — преображающий. Он основан на экзистенциальном, французском детективе Жапризо. Здесь имитируется личностное перерождение, которого требует поиск истины.

Ещё два популярных направления — мистика и фантастика. Они оказываются созвучны человеку, испытывающему растерянность в собственной реальности, тяжело переживающему её неопределённость, неизведанность. Вместе с героем мистического или фантастического произведения человек переживает разоблачение таинственного (потустороннего или внеземного), «побеждает» и «присваивает» его.

Итак, массовая культура — тщательно продуманная машина создания иллюзорной реальности, наполненной агрессией, трагедией и цинизмом. Заказчиком такой реальности выступает общество, живущее за счёт нарастающего потребления.

Итог воздействия массовой культуры — полная невозможность человека к конструктивным действиям в имеющейся у него реальности, утрата индивидуальности и готовность к подчинению. Так массовая культура создаёт идеального потребителя — тревожного, ощущающего свою беззащитность, неудовлетворённого, неустойчивого, утратившего смысл и ждущего утешения любым способом. При всей своей тревожности и агрессивности такой человек безразличен. Т. е. он абсолютно подготовлен к управлению извне, потенциально зависим. Человек с такой реальностью постоянно испытывает потребность во внешней опоре. Такой человек легко управляется любой иллюзией, дающей хотя бы временное умиротворение, стабилизацию его неустойчивой реальности. Он чрезвычайно восприимчив и некритичен к любым предложениям, гарантирующим успех, комфорт, сексуальные, гастрономические наслаждения. У такого человека постоянно присутствует потребность в наличии внешнего стабилизатора его тревожной нестабильной реальности. Для него свобода — не благо, а опасность усиления хаоса, нестабильности. Поэтому он бежит от свободы, от индивидуальности в «рекомендуемое потребление». Такой человек изначально мотивирован на режим безудержного потребления, которое не соответствует физиологическим потребностям организма и материальным возможностям. Акт потребления услуги или товара приводит к стабильности, определённости внутри реальности, снижению тревожности.

 

Приложение 5. Особенности предпочтений человека (Дайджест АФП)

 

Совершая выбор, человек предпочитает определённое направление своей жизни, двигается к истинной или к ложной цели. Здесь кратко описаны возможные варианты выбора при движении к истинной и ложной цели.

 

Действия

 

Самые важные предпочтения человека касаются действий, поступков, которые человек совершает в течение жизни.

Я · versus ·Другие

Это первый, важнейший и обязательный выбор во время каждого действия, стержень жизни человека.

Это выбор между достижением собственных целей или исполнением целей и желаний других людей. Первое даёт возможность реализовать себя, развить свои способности, достичь результата, нужного себе. Второе — возможность приобрести положительную оценку других, их услуги и зависимость как благодарность за жизнь для них.

Выбор себя касается любых желаний. Нельзя получить важное, главное, если не получаешь второстепенное.

Выбор себя помогает развитию способностей, и целесообразен для расхода ресурсов, т. к. человек вкладывает свои силы, время, внимание в собственное совершенствование. Выбор других требует времени и сил для достижения чужих целей и приводит к «вычерпыванию» человека.

Выбор себя даёт возможность от любого действия испытывать положительные эмоции. Выбор других делает эмоциональное состояние зависимым от оценки других людей.

Выбирая себя человек также освобождается от зависти. Он перестаёт сравнивать то, что делает сам с тем, что делают другие.

Выбор себя — не эгоизм. Принести максимальную пользу людям может только тот, кто имеет достаточно развитые способности. А развить их можно только выбирая себя.

Выбор себя может сопровождаться одиночеством, т. к. от человека отходит часть его окружения, которая ранее его использовала. Но, развиваясь, человек неизбежно притягивает к себе тех, кто имеет сходные цели.

 

Вера (доверие) · versus · Сомнение

Выбор веры — этот выбор уверенности в своих целях и в способах их достижения, помогающий преодолеть препятствия. При противоположном выборе человек предпочитает сомневаться, что приводит к изменению выбранных целей при появлении препятствий.

Вера — это главный источник сил для действий. Вера расширяет возможность достигнуть цель. Она даёт способность избавиться от ограничений, даёт возможность принять то, на что человек на самом деле способен. Чем больше вера, тем больше вероятность успеха. Если вера направлена на истинную цель — она неуязвима.

Вера смыкается с волей а сомнение со слабостью. Выбор веры помогает проявиться стойкости — части воли. Стойкость позволяет продолжать действие не смотря на препятствия. Выбор веры также помогает концентрации воли для достижения цели.

Выбирая веру, человек не утрачивает способность сомневаться, не теряет критичность и не становится фанатиком. Он сомневается в невозможности преодолеть чего-либо. Сомнение становится инструментом для достижения цели.

Для развития веры нужно вкладывать свои силы в веру — необходимы действия, направленные на достижение своих целей, желаний. Для развития сомнений силы вкладывают в сомнение.

Выбирая веру, человек присваивает себе право считать свои цели истинными и право уверенно просить и требовать.

Вера питает источник радости и любви в человеке. Веря человек притягивает других людей. Он вызывает уважение, т. к. воспринимается как обладатель силы и знания. Он сохраняет внутреннее спокойствие. Он приобретает право на риск, т. к. ошибки, не поставят под сомнение цель.

 

Воля (сила) · versus · Слабость

Это выбор средств для выполнения действия при появлении препятствий — искать ресурсы (воля) или отступить (слабость). Воля — это стойкость, сила и упорство. Слабость — податливость и временное упрямство.

Воля принудительно, сознательно направляет действие по заданному пути. Источником воли является сила, энергия. Она проявляется в концентрации силы на действии. Воля — это способность к предпочтению истинных целей. Она помогает избежать ложных целей. Благодаря воле способности, чувства, убеждения притягиваются к истинной цели как к магниту.

Воля является цельной при рождении. Ее дробление происходит при навязывании чуждых убеждений. Её воссоединение происходит при преодолении препятствий на пути к истинным целям. Это освобождает силу — источник воли. Малые препятствия лежат вне человека. Большие препятствия — внутри, в навязанных убеждениях. Из них сила освобождается при отказе от убеждений. Освобождая волю из убеждений и концентрируя её на истинной цели человек обретает неиссякаемый источник сил.

Чем больше действие соответствует целям, тем больше требуется воли — в большей степени для преодоления внутренних препятствий, в меньшей степени — препятствий извне.

Воля помогает воспринимать препятствия как возможности, стимулы для роста, развития, совершенствования, даёт возможность искать новые способы преодоления препятствий.

Выбор воли помогает быть человеку упорным. Упорство — это способность сохранять верность цели. Отсутствие воли это упрямство — отстаивание убеждений вместо достижения целей.

Воля помогает пережить поражения — разновидности препятствий. Воля помогает видеть в поражении не конец пути, а новое начало, необходимость искать другие способы достижения. Воля помогает не бояться поражений, рисковать.

 

Миссия (служение) · versus · Работа (служба)

Это выбор того, что делать и как к этому относиться. Выбор миссии предполагает выполнение только тех действий, которые соответствуют своему предназначению, призванию, «божьему промыслу». Выбор работы предполагает выполнение действий, которые соответствуют целям другого человека и отношение к ним как повинности.

Выбирая миссию человек рассматривает то, что он делает как уникальное послание миру, как претворение в жизнь истины, как реализацию предназначения, как совершенствование. Так он обретает веру и получает силу.

Предпочитая миссию, человек не отказывается работать, а использует работу как источник средств для выполнения миссии. Если работа препятствует миссии он отказывается от работы.

Выбор миссии позволяет получить преимущество перед теми, кто выбрал работу. Миссия — это действия, соответствующие склонностям, это творчество. Она эмоционально окрашена, значима, придаёт спокойствие, уверенность, независимость, даёт смысл. Миссия даёт ощущение право на всё, что необходимо для достижения цели. Миссия позволяет человеку действовать так, как будто за ним стоит истина, все силы мироздания. Она позволяет распределять свои силы по собственному усмотрению, т. е. только для выполнения миссии.

Человек, выбирающий миссию, привлекателен для людей, которым близки его цели.

Выбор миссии предполагает смирение — преданность своим целям, осознание предназначения как единственного достойного пути, осознание себя как орудия для выполнения цели. Смирение позволяет отсечь постороннее и услышать голос интуиции. Выбор работы подменяет смирение гордостью и агрессивностью.

 

Активность · versus · Инертность

Это выбор отношения к действиям. Предпочтение активности приводит к стремлению действовать, поиску причин и созданию возможностей для действий, получением радости от действия. Предпочтение инертности приводит к стремлению бездействовать, получением удовольствия от бездействия.

Предпочитая активность человек стремиться к творчеству, изменению, совершенствованию. Активность предполагает готовность к риску. Выбирая инертность че<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.