Государственная система организации учета, хранения и использования документов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Государственная система организации учета, хранения и использования документов

2017-05-20 339
Государственная система организации учета, хранения и использования документов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АрхИВНАЯ практика

Программа учебной практики

 

Екатеринбург


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

____________ В. П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

 

Программа практики «Архивной» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу практики государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр VI

Общая трудоемкость практики 4 недели (июль–август), в том числе:

консультации

экскурсии

самостоятельная работа

другое

Контрольные мероприятия:

зачет

 

Составитель:

ШАМАНАЕВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ,

к. и. н., доцент кафедры археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин, Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

 

Рекомендовано к печати протоколом

заседания кафедры археологии, этнологии

и специальных исторических дисциплин

от 16 марта, № 6.

 

 

© Уральский государственный университет, 2006.

© Шаманаев А. В., 2006.


I. Введение

1. Цель практики. Целью практики является формирование целостного представления о структуре Государственного архивного фонда Российской Федерации, характере и формах деятельности архивных учреждений, освоение навыков работы с архивными документами и фондами.

2. Задачи практики:

– знакомство с нормативно-правовой базой деятельности архивных учреждений РФ;

– формирование представления о структуре, задачах и формах деятельности учреждений, осуществляющих архивное хранение документов;

– усвоение принципов комплектования архивных фондов, организации учета и хранения архивных материалов;

– приобретение практических навыков работы с фондами, документами и материалами, в целях организации их учета, сохранности и использования;

– освоение навыков работы с фондами и материалами для реализации социально-правовых, научно-практических и научно-исследовательских задач.

3. Место практики в системе высшего профессионального образования. Архивная практика студентов исторического факультета является одной форм реализации межпредметных связей курсов «Архивоведение», «Источниковедение», «Музееведение», «Археография», ряда специальных курсов. Она используется для закрепления теоретических и практических знаний и навыков, приобретенных при освоении этих курсов, а также для приобретения опыта работы с архивными фондами. Усвоенные знания и практические навыки должны способствовать реализации учебных и научно-исследовательских задач определяемых при подготовке курсовых, дипломных, бакалаврских, магистерских работ, а также диссертаций на соискание ученой степени кандидат исторических наук.

4. Требования к уровню освоения содержания практики. В результате прохождения практики студент должен:

– иметь представление о нормативно-правовой базе функционирования архивных учреждений,

– усвоить принципы формирования архивных фондов, ознакомиться с классификацией архивных документов;

– представлять принципы организации хранения, учета и использования архивных документов;

– уметь создавать и пользоваться элементами научно-справочного аппарата фондов и документов;

– владеть навыками выполнения архивных запросов социально-правового и научно-исследовательского характера;

– знать и уметь применять на практике навыки постановки документооборота в архивных учреждениях;

– иметь представление о порядке работы архивных служб и сотрудников.

5. Методическая новизна практики. Использование методических новаций обуславливается привлечением кураторов на местах прохождения практики, имеющих высокий профессиональный уровень, прошедших курсы повышения квалификации, владеющих навыками работы учебно-методической деятельности. Конкретные приемы определяются в зависимости от возможностей соответствующих архивных учреждений, по согласованию с факультетским руководителем практики.

 


II. Содержание практики

 

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Организация работы архивного учреждения

 

Нормативно-правовая база по организации работы архивного учреждения. Принципы планирования работы архива и деятельности сотрудников. Требования и формы отчетности по работе архивного учреждения и отделов, входящих в его структуру. Требования, задачи и формы внедрения нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность архива. Организация делопроизводства и документооборота архивного учреждения и его структурных подразделений.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

Задания для самостоятельной работы определяются куратором на месте прохождения практики в зависимости от специфики деятельности архивного учреждения, особенностей фондов и материалов, с которыми студент работает непосредственно.

 

IV. Формы контроля

 

Отчет по практике. По окончании практики студент, в установленные руководителем и согласованные с деканатом исторического факультета сроки, представляет отчетные документы. Основным отчетным документом является характеристика от руководства организации, в которую студент был направлен для прохождения практики.

В документе указываются сроки работы студента в архиве, дается общая характеристика его деятельности, перечисляются основные формы работы и специфика фондов, с которыми непосредственно работал практикант. В заключении характеристики кратко оцениваются достигнутые результаты, степень реализации целей и задач, в соответствии с программой практики. При необходимости называются причины срыва практики или частичного выполнения учебной программы.

Студенты, направленные для прохождения практики за пределы г. Екатеринбурга, в установленные нормативными документами сроки (в течении 3-х рабочих дней после даты приезда в г. Екатеринбург, указанной в командировочном удостоверении) представляют командировочные удостоверения с соответствующими отметками и проездные документы (должны соответствовать сроку командировки и видам транспорта, указанным в приказе о направлении на практику).

 

 

V. Учебно-методическое обеспечение практики

 

Рекомендуемая литература

 

1. Основная

 

Источники:

1. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98. – М., 1998.

2. Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации. – М., 2002.

3. Основные правила работы архивов организаций. – М., 2003.

4. Основные правила работы государственных архивов с кинофотодокументами. – М., 1980.

5. Основные правила работы с кинофотодокументами и видеофонограммами в ведомственных архивах. – М., 1989.

6. Основные правила работы с научно-технической документацией в государственных архивах. – М., 1985.

7. Сборник законодательных и нормативных правовых актов об архивном деле. – М., 2002.

8. Федеральный закон «Об архмвном деле в Российской Федерации»: http://www. rusarchives.ru/fz.shtml

 

Литература:

9. Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. Архивоведение. – М., 2002.

10. Архив фирмы. – М., 1997.

11. Крайская З. В., Челлини Э. В. Архивоведение. – М., 1996.

12. Павлюк Л. В., Киселева Т. Н., Воробьев Н. И. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. – М.; СПб., 2001.

 

2. Дополнительная

 

13. Автократов В. Н., Елпатьевский А. В. Проблемы комплектования государственных архивов современными документами: источниковедческий аспект // Источниковедение отечественной истории. – М., 1976.

14. Елпатьевский А. В. О рассекречивании архивных фондов // Отечественные архивы. 1992. № 5.

15. Елпатьевский А. В. Экспертиза ценности документов современных учреждений, организаций, предприятий // Отечественные архивы. – 1994. – № 5.

16. Еремченко В. А. Ведомственное хранение документов в современных условиях // Отечественные архивы. – 1992. – № 5.

17. Организация использования документов ГАФ СССР: Пособие для архивов. – М., 1991.

18. Правила издания исторических документов государственных архивов СССР. – М., 1991.

19. Сергазин Ж. Ф. Основы обеспечения сохранности архивных документов. – М., 1986.

20. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат: Краткий справочник. – М., 1994.

21. Хорхордина Т. И. История и архивы. – М., 1994.

 

Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. п.

 

Определяется на месте прохождения практики, в зависимости от возможностей архивного учреждения и необходимости, определяемой куратором практики в архиве.

 

VI. Ресурсное обеспечение

 

Практика проводится на базе государственных, муниципальных, научных, научно-технических и ведомственных архивов, входящих в структуру Государственного архивного фонда Российской Федерации. Преимущественно студенты направляются в архивные учреждения г. Екатеринбурга: Государственный архив Свердловской области (ГАСО), Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО), Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Архив Уральского государственного университета, архивы научно-исследовательских институтов УрО РАН. Кроме того, местом проведения практики могут быть иные архивы федерального, регионального, муниципального и ведомственного подчинения, расположенные в г. Екатеринбурге, по согласованию с руководителем практики.

Архивы частных организаций, юридических лиц, ведущих коммерческую деятельность не могут быть площадками проведения практики, поскольку характер их деятельности не соответствует целям и задачам учебной практики.

Иногородние студенты могут проходить архивную практику по основному месту жительства, при условии, что в населенном пункте имеются архивные учреждения, профиль деятельность которых соответствует вышеопределенным требованиям и может организовать проведение практики.

В порядке исключения студенты могут проходить архивную практику в государственных, муниципальных, научных, научно-технических и ведомственных архивов, входящих в структуру Государственного архивного фонда Российской Федерации, находящихся в других городах РФ, не являющихся местом постоянного проживания учащихся или их родителей. Такая возможность согласовывается с факультетским руководителем практики и руководителем научной работы студента в письменной форме.

Направление студентов для прохождения практики в архивные учреждения осуществляется на основании приказа ректора УрГУ, составленного с учетом договоров между Уральским университетом и руководством соответствующей организации, письменными запросами руководителей архивов.

 

АрхИВНАЯ практика

Программа учебной практики

 

Екатеринбург


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

____________ В. П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)

 

Программа практики «Архивной» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу практики государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр VI

Общая трудоемкость практики 4 недели (июль–август), в том числе:

консультации

экскурсии

самостоятельная работа

другое

Контрольные мероприятия:

зачет

 

Составитель:

ШАМАНАЕВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ,

к. и. н., доцент кафедры археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин, Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

 

Рекомендовано к печати протоколом

заседания кафедры археологии, этнологии

и специальных исторических дисциплин

от 16 марта, № 6.

 

 

© Уральский государственный университет, 2006.

© Шаманаев А. В., 2006.


I. Введение

1. Цель практики. Целью практики является формирование целостного представления о структуре Государственного архивного фонда Российской Федерации, характере и формах деятельности архивных учреждений, освоение навыков работы с архивными документами и фондами.

2. Задачи практики:

– знакомство с нормативно-правовой базой деятельности архивных учреждений РФ;

– формирование представления о структуре, задачах и формах деятельности учреждений, осуществляющих архивное хранение документов;

– усвоение принципов комплектования архивных фондов, организации учета и хранения архивных материалов;

– приобретение практических навыков работы с фондами, документами и материалами, в целях организации их учета, сохранности и использования;

– освоение навыков работы с фондами и материалами для реализации социально-правовых, научно-практических и научно-исследовательских задач.

3. Место практики в системе высшего профессионального образования. Архивная практика студентов исторического факультета является одной форм реализации межпредметных связей курсов «Архивоведение», «Источниковедение», «Музееведение», «Археография», ряда специальных курсов. Она используется для закрепления теоретических и практических знаний и навыков, приобретенных при освоении этих курсов, а также для приобретения опыта работы с архивными фондами. Усвоенные знания и практические навыки должны способствовать реализации учебных и научно-исследовательских задач определяемых при подготовке курсовых, дипломных, бакалаврских, магистерских работ, а также диссертаций на соискание ученой степени кандидат исторических наук.

4. Требования к уровню освоения содержания практики. В результате прохождения практики студент должен:

– иметь представление о нормативно-правовой базе функционирования архивных учреждений,

– усвоить принципы формирования архивных фондов, ознакомиться с классификацией архивных документов;

– представлять принципы организации хранения, учета и использования архивных документов;

– уметь создавать и пользоваться элементами научно-справочного аппарата фондов и документов;

– владеть навыками выполнения архивных запросов социально-правового и научно-исследовательского характера;

– знать и уметь применять на практике навыки постановки документооборота в архивных учреждениях;

– иметь представление о порядке работы архивных служб и сотрудников.

5. Методическая новизна практики. Использование методических новаций обуславливается привлечением кураторов на местах прохождения практики, имеющих высокий профессиональный уровень, прошедших курсы повышения квалификации, владеющих навыками работы учебно-методической деятельности. Конкретные приемы определяются в зависимости от возможностей соответствующих архивных учреждений, по согласованию с факультетским руководителем практики.

 


II. Содержание практики

 

Тема 1

Государственная система организации учета, хранения и использования документов

 

Нормативно-правовая база деятельности архивных учреждений. Принципы организации работы архива и обеспечения его деятельности, комплектования фондов. Задачи и принципы классификации документов, образования архивного фонда и объединенных фондов. Цель и задачи государственного учета документов. Формы государственного учета документов: книга учета поступления, список фондов, описи дел, дело фонда.

 

Тема 2


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.