Тема 4. Географическое краеведение — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 4. Географическое краеведение

2017-05-20 673
Тема 4. Географическое краеведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рельеф, климат, реки Москвы. Растительный мир Москвы. Животный мир Москвы. Красная книга Москвы. Топонимика. Экскурсии.

Ожидаемые результаты 1 класс:

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли г.Москвы в истории России, в мировой истории;

2) изучение истории возникновения и создания города Москвы, улиц, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры их топонимика;

3) представление об основных народных праздниках и традициях, оценивание их роль в жизнедеятельности людей;

4) владение информацией о знаменитых людях культуры, искусства, спорта, труда, религии, прославивших г. Москве;

5) представление о растительном и животном мире г. Москвы, знание представителей Красной книги г. Москвы, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

6) использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 

64. Вы руководитель проектной работы учащихся. Предложите возможную тематику проектных работ, примерный план и результат одной из работ. Спрогнозируйте, с какими возможными затруднениями столкнутся Ваши ученики при проведении исследовательской деятельности.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

· Выбор темы.

· Постановка цели и задач.

· Гипотеза исследования.

· Организация исследования.

· Подготовка к защите и защита работы.

· Рефлексия

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта

 

65. Приведите примеры предупреждения травмоопасных ситуаций на уроках технологии. Покажите, как предупреждение травмоопасных ситуаций отражено в учебниках и специальных учебно-наглядных пособиях по технологии, опираясь на безопасность работы с колющими и режущими инструментами.

Понятие «безопасность продуктивной деятельности на уроках технологии в младших классах». Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений. Классификация травмоопасных ситуаций. По видам:- падения - ранения (ножницы, игла, нож) - ожоги (электричество) - ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза) - отравления (химические вещества, например клей) - повреждения, вызванные попаданиемвнутрь организма инородных тел (например, пуговицы) - ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновение друг с другом) - занозы (колючие растения, плохообработанные деревянные поверхности)

Приѐмы контроля учителя за соблюдением правил безопасности на уроках, мера ответственности за возможный травматизм на уроках технологии.

Учителю следует регламентировать следующие правила на уроке: -Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;-Брать инструменты, использовать их можно только с разрешения учителя;-Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат- «спецодежда» для уроков труда);

-Запрещено выполнять задания сломанным или повреждённым инвентарём;-Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;-На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;-Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;-В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;-По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места; -После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Во время уроков учителя несут ответственность за ребёнка, но и родители сами должны ознакомить своего ребёнка с правилами безопасности. Учителям важно быть крайне внимательным к поведению своих подопечных, ведь ребята бывают настолько активны, что не замечают даже серьёзной травмы, которая была причинена по неосторожности. Начинать занятия необходимо с небольшого инструктажа, который содержит в себе методические указания по профилактике травматизма на каждый урок.

Правила техники безопасности 
 - при работе с ножницами 

1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей. 
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми. 
3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд. 

- при работе с иглами, булавками, спицами и крючком 

1. Работать с напёрстком. 
2. Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот и не вкалывать их в одежду. 
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой. 
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 
5. Спицы и крючок хранить в чехле, по окончанию работы убирать их в место, недоступное для маленьких детей. 
6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

66. Приведите примеры организации обсуждения результатов практической деятельности на уроке, покажите зависимость результатов практической деятельности от принятых критериев оценки, меру ответственности за объективность и обоснованность высказываемых оценочных суждений.

Учитель быстро просматривает в каждой бригаде насколько аккуратно выполнены детали изделия, вслух комментирует свои наблюдения. НАПРИМЕР:- А что могло случиться, если бы мы сначала приклеили листья, а не венчики?- почему в правилах безопасности написано, что кисточку необходимо отмыть от клея?- Что еще мы можем рассмотреть на карточке?- Что на ней изображено?- Какой вид работы использован? Чем отличается от нашего сегодняшнего изделия?- При желании вы можете дома, не торопясь, выполнить эту работу. Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.«5» ставится, если обучаемым: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа.«4» ставится, если обучаемым: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований.

67. Приведите примеры реализации названных принципов и методов, а также форм и приёмов внеурочной деятельности младших школьников, в которых усиливается интерес к учебному предмету «Технология». Покажите возможность переноса полученных знаний и умений в творческую проектную деятельность на уроке и за его пределами.

Одной из основ, на уроках технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других изделий из различного природного материала, который находят в окрестностях (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, используют различные виды тканей. Совместная деятельность на уроках способствует формированию положительных взаимоотношений друг с другом, умению сотрудничать, обмениваться опытом, полезной информацией. Часто используются совместные проекты. Темы уроков коллективной работы могут быть следующие (по выбору учителя):- Изготовление из бумаги и картона счётного материала для класса. (Можно приготовить грибы, груши, репки, берёзки, геометрические фигуры.) - конвертов для хранения счётного материала. - материалов для дидактических игр (арифметическое лото, лото-загадка и др.). - флажков для украшения класса, детского сада. - ёлочных игрушек для школы, детского сада. Особое место в работе учителя занимает индивидуальная форма обучения. Индивидуальная форма организации работы– это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

При планировании следует учитывать: 1. Индивидуальные задания должны быть посильны и усложняться от задания к заданию. 2. Постоянный контроль и помощь при выполнении работы. 3. Особое значение имеет проектная деятельность. 4. При индивидуальной форме обучения возрастает опасность получения травм, обязывает усиливать контроль за соблюдением правил техники безопасности. Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках технологии можно использовать пословицы и поговорки. позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности: «С ремеслом не пропадешь», «Уменье везде найдет примененье», «Всякая работа мастера хвалит», «По заслугам и честь». Для сохранности фонда материалов и инструментов необходимо объяснить школьникам, как с ними обращаться (бережно и экономично). В каждом классе должен быть шкаф для их хранения. Пользоваться кол-вом материала надо разумно. Остатки материалов не выбрасываются, хранятся отдельно. Организационные формы работы по ознакомлению учащихся с профессиями: сбор и обсуждение информации, оформление результатов поиска. Для каждой профессии необходимы свои инструменты и материалы. Назовите профессии людей, которые создают различные предметы. Назовите профессии людей, которые используют различные инструменты. Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе -предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельности создают уникальную основу для самореализации личности.Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество (Примерные программы)

Следует подчеркнуть, что уроки технологии, действительно, уникальны и исключительно важны для общего развития младших школьников. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной̆ деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

2) возможность социальной̆ адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей̆ ребенка и природных закономерностей̆ развития). Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной̆ психологической̆ и дидактической̆ базе – предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания.

(Конышева Н.М. теория и методика преподавания технологии в начальной школе)

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических

возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистические мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик» большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребёнка ещё относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В учебниках Конышевой Н.М. и Геронимус Т.М. довольно часто используются методы и приёмы, побуждающие детей в процессе анализа конструкции образца активно мыслить, пользоваться такими способами познавательной деятельности, как сравнение, мысленное разделение на части или соединение частей, мысленная трансформация объекта и т.д. При разработке уроков следует учитывать тот факт, что механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Поэтому перед учащимися нужно ставить задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки способствовали поиску и стимулировали познание. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания содержали в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения. Много времени должно отводиться анализу конструкции, решению дополнительных задач, обсуждению принципов и приёмов решения. Развитие мышления младших школьников на уроках технологии будет успешным, если учащиеся будут выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях: мысленное преобразование (трансформация форм на плоскости и в объёме), мысленное представление конструкции изделия, выделение в нём основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения.

К концу обучения начальной школы учащиеся должны будут овладеть следующими умениями как:

-оценивать потребность в дополнительной информации.

Во внеурочной деятельности для уроков технологии может происходить применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, при помощи специальных поисковых систем. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы)

Во внеурочной деятельности по технологии возможно создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Проектирование доступных по сложности конструкции изделий кульурно-бытового и технического назначения (примерные программы)

Для развития логического мышления можно использовать: Загадки, пословицы, «Поиск предмета по заданным признакам»:Цель: развитие логического мышления. Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком. Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д. Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем. «Способы применения предмета» Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, жёлудь, ягода. Кто из ребят наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

68. Приведите примеры содержания, активных форм музыкально-творческой деятельности и современных методов формирования основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное творчество. Содержание

Задачи:

· Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

· Танцевальное тв-во

Задача - учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических н ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

- выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

- сочинению и исполнению парного танца;

- сочинению танца по данному плану;

- импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

- придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать, кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.авыков и навыков выразительного движения.

· Музыкально-игровое

Основные задачи:

-учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

- учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

- выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

- стимулировать развитие фантазии, воображения;

- содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

- звуковысотного («три поросенка»),

- ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

- тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

- и гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

Активные формы работы

В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.


Классификация дидактических игр И.Я. Ланиной:

1. Творческие (ролевые) игры, в которых все действия участников определяются порученной им ролью («игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);

2. Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);

3. Игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);

4. Игры с раздаточным материалом (музыкальное лото, домино и т.п.);

5. Ролевые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Игра в гостей»)
Игровая деятельность учащихся на уроках музыки:

1. Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.

Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.

Ролевая игра - форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».

• Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).

• Учитель: "Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности, ритм, темп и формы произведения, но и путем игры учатся передавать его.

• Вы - исполнители оркестра народных инструментов. Передайте музыкальный образ этой песни в музицировании, при выборе инструментов, обратите внимание на соответствие музыкального образа песни голосу (тембру) инструментов (ложки, свирели, треугольники, барабаны, бубны и другие детские музыкальные инструменты). Например, при исполнении произведения Д.Д. Шостаковича "Вальс-шутка" дети по группам играют на колокольчиках, металлофонах и треугольниках.

Вокальное музицирование.

• Метод сочинения сочиненного" В.О. Усачевой. Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне.

• Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму.

• Можно использовать известные детские стихотворения Агнии Барто, например: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет..." и сочинить мелодии.

• "Сами композиторы" или "Я-композитор".

Вокальные игры.

• Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

• «Пение про себя» - часть музыкального произведения исполняется вслух, а часть - «молча», «про себя». По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся чередуют манеру пения.

"Дирижером" может быть выбран ученик.

Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

• «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии».(повторение текста)

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями(произнести обиженно, сердито, печально и т.д.).Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

• Упражнения из фонопедического метода В.В. Емельянова.

«Губной вибрант».

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ К МАМЕ - (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ - (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ - (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ - (Р)

«Инсценировка»

• Инсценировки песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.

Прекрасные примеры для инсценировки - песни Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко «Котенок и щенок», Л.. Книппер «Почему медведь зимой спит».

«Музыкальный театр» - этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

• Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а потом разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают по ролям фрагменты сказок, оперу М. Коваля «Волк и семеро козлят»

Методы

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Метод моделирования требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения самого творения.

 

«Сегодня, ребята, мы с вами в творческой мастерской композитора Свиридова (Бетховена, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева...)». Учеников следует погрузить в атмосферу, предшествующую созданию произведения, обратив внимание на исторический, культурологический, личностный аспекты жизни композитора. Далее, учащиеся находят нужные интонации, речевые (можно инсценировать диалог) и музыкальные, вызванные конкретной ситуацией, в которой находится композитор. Далее в работе могут помочь методы "Сочинение сочиненного", "Содержательного анализа художественного произведения".

Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.