Модуль 4. Диагностика семейных отношений — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Модуль 4. Диагностика семейных отношений

2017-05-20 298
Модуль 4. Диагностика семейных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной объем часов по изучению дисциплины согласно учебным планам приходится на самостоятельную работу обучающихся. Самостоятельная работа включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, её конспектирование, подготовку к практическим занятиям и экзамену.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

- рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

- методические указания и пособия;

- контрольные задания для закрепления теоретического материала;

- электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ.

Только в результате самостоятельного труда можно научиться самостоятельному мышлению, выработать собственные убеждения, взгляды и мнения. Поэтому обучающийся должен стремиться проявлять самостоятельность во всем, что приходится делать в ходе учебного процесса: осваивать пути решения проблем, делать собственные выводы при изучении дисциплины и т.п.

Для успешного изучения дисциплины студенту рекомендуется:

- посещать библиотеки города и Университета;

- активно использовать материал, размещенный на Интернет странице МУ им. С.Ю. Витте, в центре дистанционных информационных технологий;

- посещать лекции и практические занятия в период активной части образовательного процесса;

- на лекциях студенту следует внимательно слушать лектора, записывать определения, примеры;

- задавать вопросы преподавателю по ходу лекции, если требуется разъяснение непонятного вопроса;

- на практических занятиях преподаватель подробно разъясняет методы и способы работы с материалом, студенту следует задавать вопросы в случае непонимания каких-либо моментов;

- уделять особое внимание домашнему заданию, которое в конце каждого практического занятия объявляет преподаватель, и которое необходимо для закрепления пройденного материала;

- систематически заниматься самостоятельно.

Система подготовки бакалавров в Университете предусматривает сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа имеет разнообразные формы, но чаще всего проходит в виде выполнения домашних заданий, дающихся на длительный срок (семестр) или сравнительно короткий (неделя, месяц). Такими заданиями являются конспектирование литературных источников, обработка материалов Интернет-ресурсов, подготовка выступлений, докладов, презентаций и т.д..

Порядок подготовки к практическому занятию.

Порядок подготовки к практическому занятию включает несколько этапов.

1) Изучение всех вопросов и заданий, выносимых на обсуждение.

2) Ознакомление с рекомендациями, содержащимися в рабочей программе дисциплине.

3) Подбор необходимой литературы с использованием списка, предложенного к данной теме, а также литературы, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники, учебные и методические пособия).

4) Составление конспекта ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

5) Проверка уровня своей подготовки с использованием по возможности вопросов для самопроверки.

В процессе преподавания лекционный материал преподносится в интерактивной форме, в том числе с использованием средств мультимедийной техники. Обсуждение проблем, выносимых на практические занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько ориентировано на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими современной теории и практики психологии, а также образовательного процесса в вузе. Обсуждение строится в форме дискуссии, с учетом выполнения самостоятельной работы. Наряду с чтением лекций и проведением практических занятий, изучением базовых учебников, учебных пособий студентам рекомендуется проведение самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Девиантное поведение молодёжи» является важным элементом учебного процесса. При ней достигается усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности и практические навыки, важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Самостоятельная работа студентов включает: изучение монографий, учебной литературы; оценку и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение кейсов; самотестирование. Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем курса.

На практических занятиях все студенты должны принимать активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов и уметь раскрывать их практическую значимость. При выступлении студентам необходимо аргументировано излагать свою позицию по обсуждаемым проблемам, подкреплять ее конкретными психологическими и педагогическими фактами и аргументами, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать точки зрения современных ученых. На практических занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний.

В Московском университете им. С.Ю. Витте оценка образовательных результатов осуществляется при помощи балльно-рейтинговой системы. Эта система позволяет оценить эффективность работы студента в процессе освоения дисциплины. Балльно-рейтинговая система включает: текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

На этапе текущего контроля успеваемости студентов предусмотрено осуществление текущего рейтинга и прохождение контрольных рубежей в рамках контактной и самостоятельной работы обучающихся:

1) контактные формы:

– текущий рейтинг подразумевает оценку текущей учебной деятельности студента на протяжении семестра; оценивается активность на занятиях, отношение к учебе, а для очной, очно-заочной и заочной (выходного дня) форм обучения - посещаемость.

– прохождение контрольных рубежей в виде выполнения тестовых оценочных заданий (ТОЗ). Контрольные рубежи устанавливаются по итогам освоения каждого модуля дисциплины, в строго установленные сроки студентам всех форм обучения.

2) самостоятельная работа:

– выполнение домашнего задания, подготовка к практическим занятиям.

3) выполнение реферата.

На следующем этапе контроля и оценки знаний, умений и уровня сформированности компетенций по учебной дисциплине предусматривается промежуточная аттестация в виде экзамена. Для подготовки ко всем видам контрольных занятий преподавателем рекомендуется учебная литература, указанная в разделе 9 настоящей программы.

Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, вопросы для самопроверки и тестовые оценочные задания, перечень и примеры которых представлены в разделе 8 настоящей программы.

Методические указания по организации самостоятельной работы бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Самостоятельная работа студентов по дисциплине проводится в целях закрепления и систематизации теоретических знаний, а также формирования практических навыков по их применению при решении социально-гуманитарных и коммуникативных задач в сфере педагогики и психологии. Она включает самоподготовку будущих профессионалов к участию в практических занятиях, в том числе в их инновационных (активных и интерактивных) формах.

В процессе самоподготовки бакалаврами направления «Писхолого-педагогическое образование» проводится сбор и анализ материалов по заданной тематике с использованием как открытых общедоступных источников информации (интернет-ресурсы), так и рекомендуемой литературы из Электронной Библиотечной Системы МУИВ (учебники и учебные пособия), а так же других источников из электронной и классической библиотеки, которые могут представлять интерес в преломлении социо-гуманитарной и социокультурной проблематики в психолого-педагогической сфере.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является моделирование коммуникативных и деловых ситуаций, предлагаемых преподавателем. Этот вид самостоятельной работы позволяет не только углубить теоретические знания и расширить общегуманитарный опыт бакалавра, но развить его способности к коммуникации. В этой связи чрезвычайно важна способность будущего психолога и педагога генерировать собственные идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, сформировать навыки принятия решений. Для этого необходима тщательная самостоятельная проработка материала для правильного выбора коммуникативной и дискурсивной стратегии во время практического занятия. В процессе решения данных задач студент тщательно прорабатывает их условия, содержащиеся в ней социально-гуманитарные, социально-культурные и социально-экономические данные.

Итогом самостоятельной работы является:

1) Выступление и продуктивное участие на практическом занятии или семинаре.

2) Подготовка работы, предусмотренной БУП по части формы контроля.

3) Результативная подготовка к зачету или экзамену.

Наличие в Университете электронных образовательных ресурсов позволяет осваивать курс лицам с ОВЗ с использованием основной литературы программы из Электронной библиотечной системы.

 

Особенности освоения учебной дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особенности освоения учебной дисциплины инвалидами и лицами с ОВЗ определены в Положении об организации обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом ректора № приказом ректора от «6» ноября 2014 года № 121.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться индивидуально, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется Университетом самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

 

11. Методические рекомендации преподавателю по организации учебного процесса по дисциплине

Преподавание учебной дисциплины осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, с учетом компетентностного подхода к обучению студентов.

 

Способы и средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующий набор средств и способов обучения:

– рекомендуемая основная и дополнительная литература;

– задания на практические занятия (обсуждаемые вопросы, доклады, выступления и др.);

– задания для текущего контроля успеваемости (домашние задания студентам, тестовые задания в рамках электронной системы тестирования);

– вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины;

– задания к промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Рекомендации по подготовке клекциям

Успешное изложение тем дисциплины предполагает планомерную работу над лекционным материалом в течение всего семестра и работу с литературными источниками. При этом в лекционный материал рекомендуется вносить замечания, дополнения, пояснения.

Лекции являются для студента основной формой контактной работы при последовательном изучении учебного материала. Лекции освещают узловые вопросы курса. Основное их назначение – обеспечить изучение основного материала дисциплины, связать его в единое целое. Рекомендуется вести контроль ведения студентами конспектов изучаемого учебного материала, восстановление пропущенных лекции.

Наименование тем лекций и их содержание приведено в разделе №4 программы. Там же указано распределение времени по темам дисциплины.

В начале лекции преподаватель называет тему лекции, основные вопросы, выносимые на лекцию, указывает основную и дополнительную литературу, а также главы и параграфы в ней, где изложен материал лекции. После каждого модуля делаются обобщающие выводы и даются указания по самостоятельной работе над материалом лекции (примерные вопросы для самостоятельного изучения материала студентами приведены в разделе №4 РПД). Рекомендуется проведение лекций-дискуссий с разбором конкретной ситуации, а также проблемных лекций, где рассматривается проблемная ситуацию, решение которой дает возможность принятия эффективного практического решения.

Рекомендации по подготовке к проведению практических занятий

Практические занятия играют важную роль для усвоения программного материала. На каждом таком занятии обучающиеся решают практические задачи и демонстрируют результаты выполнения домашнего задания, данного на предыдущем занятии.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется проведение письменного опроса студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

В качестве методики проведения практических занятий целесообразно использовать обсуждение существующих точек зрения на проблемы, которые отражены в соответствующих темах и вопросах занятий, и пути их решения; подготовку тематических докладов, позволяющих вырабатывать навыки публичных выступлений, а также способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Рекомендуется проведение практических занятий в формах решения кейс-заданий и метода проектов.

Рекомендации по осуществлению контроля знаний обучаемых

Для развития самостоятельности студентов важно, чтобы они осознали необходимость систематической работы. Для этого рекомендуется разделить учебный процесс на ряд этапов контроля, на каждом из которых учитываются результаты текущей успеваемости студентов и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Это позволит в комплексе оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в процессе освоения учебной дисциплины.

Для соблюдения данного принципа в Университете действует балльно-рейтинговая система, которая включает: текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

На этапе текущего контроля успеваемости студентов предусмотрено:

1. Осуществление текущего рейтинга, подразумевающего оценку текущей учебной деятельности студента на протяжении семестра.

При этом одной из форм содействия преподавателей развитию самостоятельности студентов является контроль их самостоятельной работы. Например, на практических занятиях преподаватель дает студентам задания для отработки их дома, затем проверяет своевременность и правильность их выполнения. Для проверки готовности студентов к лекционным и практическим занятиям используются различные проверочные задания.

2. Прохождение контрольных рубежей по итогам освоения каждого модуля дисциплины в строго установленные сроки студентами всех форм обучения.

3. Реферат выполняется студентами дома и сдается в конце курса.

Этап промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины в целом подразумевает приём экзамена и самостоятельную подготовку к нему.

Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем должен быть разработан Фонд оценочных средств (далее – ФОС).

ФОС разрабатывается как отдельный раздел Рабочей программы дисциплины. Этот раздел должен содержать задания, позволяющие осуществлять текущий контроль по итогам освоения каждого модуля и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль теоретических знаний, прикладных навыков и уровня приобретенных компетенций осуществляется в виде решения студентами тестового оценочного задания (ТОЗ).

Построение ТОЗ ориентировано на соответствие компетенциям, отраженным в графе Коды формируемых и контролируемых компетенций раздела 4 РПД.

Все задания в комплексе ТОЗ разделены на три типа:

Первый тип – Задания А (тесты закрытой формы) – с выбором правильного ответа. Эти задания представляются в трех вариантах:

1. Задания, которые имеют один правильный и остальные неправильные (задания с выбором одного правильного ответа).

2. Задания для проверки сопоставительных знаний (с выбором одного, наиболее полного и правильного ответа, из числа ответов, правильных в разной степени).

3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Второй тип – Задания В (тесты открытой формы) – без готового ответа. Эти задания также представляются в трех вариантах:

1. Задания в открытой форме, когда испытуемому во время тестирования ответ необходимо вписать самому, в отведенном для этого месте.

2. Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества (задания на установление соответствия).

3. Задания на установление правильной последовательности вычислений, действий, операций, терминов в определениях понятий (задания на установление правильной последовательности).

Третий тип – Задания С – кейс-задания или практические задачи. Эти задания представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки логики мышления, умения анализировать представленные ситуации и способствовать формированию навыков профессиональной деятельности (в профессиональной области). Такие задания предполагают формулирование подвопросов, которые предусматривают выбор из нескольких вариантов ответов (по типу заданий А и В). Общее количество подвопросов к каждому такому заданию равно 5-ти.

В рамках промежуточной аттестации оценивается уровень проработки студентами материалов всего учебного курса. Исходя из этого, оптимальным представляется формат проведения экзамена в виде выполнения студентом ТОЗ по учебной дисциплине из набора элементов, соответствующих заданиям всех трех типов: А, В и С. Такие задания генерируются методом случайной выборки из банка ТОЗ всех предшествующих модулей учебной дисциплины.

Более подробно структура и примеры ТОЗ раскрывается в разделе № 8 Рабочей программы дисциплины.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.