Работа над улучшением показателей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Работа над улучшением показателей

2017-05-20 579
Работа над улучшением показателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе формирующего эксперимента было признано, что очень важна самостоятельная работа певца над собой и произведением, так как в условиях студии, как уже было отмечено ранее, нет возможности проводить большое количество репетиций с концертмейстером.

Что касается более частных методических приемов работы по формированию исполнительских навыков у начинающих вокалистов, то помимо вокально-технической работы, а также работы над интонацией и фразой в произведении в классе с педагогом, здесь следует назвать:

- прослушивание записей мастеров вокального творчества с целью их анализа и работы над интонацией и фразировкой музыкального произведения, донесением образа музыкального произведения;

- просмотр видеозаписей концертов известных вокалистов с целью анализа их поведения на сцене, их методов подачи музыкального образа произведения;

- исполнение произведения перед зеркалом в классе с целью отслеживания хаотичных неконтролируемых мелких движений;

- самообразование с целью повышения общего культурного уровня – чтение специальной литературы по психологии музыки, системе Станиславского, сценическому движению;

-обучение техникам расслабления и релаксации, переключения внимания для снятия мышечных зажимов и чрезмерного волнения (приводятся в Приложении);

- участие во всех отчетных концертах студии с целью тренировки своей психической системы, так как стрессоустойчивость к выступлению вырабатывается только постоянным выходом на сцену;

- педагогические беседы с преподавателем после концерта и после просмотра видеозаписи концерта.

Бывает, что произведение еще не достаточно обкатано в классе. Тогда сцена является своего рода методом «шоковой терапии», когда исполнитель настолько выкладывается, что на эмоциональном подъеме делает качественный рывок в своих исполнительских навыках. Но, конечно, такой подход в формировании вокально-исполнительских навыков подходит далеко не всем ученикам. Если говорить о выбранных для выпускной аттестационной работы учениках студии, то Ольге такой метод может подойти, а Алексею категорически не подходит, что обусловлено их индивидуальностью и разностью темпераментов. Алексей основателен и медлителен, Ольга схватывает все «на лету».

В течение сезона было проведено еще 7 отчетных концертов студии, в каждом из которых наши вокалисты принимали участие с репертуаром, посильным их вокально-техническим данным. Во время каждого концерта проводилась видеосъемка и беседа с педагогом. Во время подготовки к этим концертам, а также непосредственно во время выступления на сцене вокалисты проводили как работу над постановкой голоса в классе, так и работу над формированием исполнительских навыков и полноценной подачей произведения по предложенной методике.

Далее приводится репертуар, с которым начинающие певцы выступали в последующих концертах, а также некоторый анализ их действий со стороны, а также выдержки из бесед.

Второй отчетный концерт был проведен через месяц, 21 октября. Назывался «Осенний вальс». При выборе произведений к исполнению было решено, что будет взято одно произведение из предыдущего концерта и одно новое, которое готовили с начала сезона.

Алексей Липатов:

1. Русская народная песня «Дубинушка»

2. Романс «Утро туманное», сл. И. Тургенева, муз. В. Абазы

Ольга Соболева:

1. «Динь-динь-динь!» сл. и муз. Б. Юрьева

2. Романс «Ночь светла», сл. М. Языкова, муз. М. Шишкина

Стойка Алексея на концерте не изменилась, но после просмотра первой видеозаписи он занял более выигрышное место на сцене. По-прежнему видно напряжение разных групп мышц при исполнении произведений. Появились жесты рукой на словах «ээх, дубинушка, ухнем». Второе произведение вообще пел с закрытыми глазами.

После концерта, в ходе проводимого эксперимента в рамках данной аттестационной работы была проведена еще одна беседа после концерта. По словам Ольги она очень сильно волнуется когда едет из дома в дом культуры, где проходит концерт. Очень сильно волнуется при распевании, особенно, когда распевание происходит индивидуально, но в том же классе оказывается много исполнителей, ждущих своей очереди. Иногда волнение доводит даже до тошноты и кома в горле. И потом, за кулисами, пока не объявят ее номер, волнение не отпускает ее тоже. И только когда она делает свои первые шаги по сцене, под софитами, паника отпускает ее, и ей кажется, что все вокруг нереально, и она «попадает как будто в желе...». Очень важным для нее оказалась поддерживающая улыбка концертмейстера перед проигрышем вступления произведения. Вообще, по ее словам, впечатления и воспоминания о минутах, проведенных на сцене, очень сумбурны и малочисленны. Еще Ольга вспомнила, что пока стояла в кулисах, поняла, что забыла с чего начинается песня, запаниковала, но когда услышала вступление, слова всплыли в памяти сами собой.

Также была произведена видеозапись концерта, после просмотра которой сами начинающие певцы сказали, что она «чисто для домашнего просмотра и работы над собой. Друзьям этим пока не похвастаешься».

Третий отчетный концерт прошел 25 ноября 2012 года.

Алексей исполняет репертуар уже исполненный ранее.

Алексей Липатов:

1. Русская народная песня «Ермак»

2. «Утро туманное», сл. И. Тургенева, муз. В. Абазы

Ольга Соболева:

1. Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»

2. Романс «Не уходи, побудь со мной», муз. Н. Зубкова, слова М. Пойгина

В романсе «Утро туманное» Алексей перепутал слова в куплете, после чего немного сбился, но при помощи концертмейстера продолжил петь произведение.

16 декабря был проведен концерт, посвященный Новому году.

Алексей Липатов:

1. «О, если б мог выразить в звуке», сл. Г. Лишина, муз. Л. Малашкина

2. Русская народная песня «Дубинушка»

Ольга Соболева:

1. «Динь-динь-динь!» сл. и муз. Б. Юрьева

2. Романс «Не уходи, побудь со мной», муз. Н. Зубкова, слова М. Пойгина

Концерт, проведенный 13 января 2013 года, назывался «Зимняя сказка». Репертуар, подготовленный вокалистами, был соответствующей «зимней»
тематики:

Алексей Липатов:

1. Русская народная песня «Ермак»

2. Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

Ольга Соболева:

1. Музыка А. Эшпай на стихи Е. Евтушенко «А снег идет», песня из кинофильма «Карьера Димы Горина»

2. Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима!» в обр. Я. Немировского

Концерт, проведенный 10 февраля 2013 года, назывался «Голос музыки», был посвящен в том числе и Дню Защитника Отечества. Для концерта были выбраны следующие произведения:

Липатов Алексей:

1. Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

2. Русская народная песня «Дубинушка»

3. Русская народная песня «Ермак»

Соболева Ольга:

1. Романс «Калитка», муз. А. Обухова, сл. А. Будищева

2.Русская народная песня «Чернобровый черноокий»

Концерт, проведенный 7 марта 2013 года, был посвящен по Международному женскому дню 8 Марта, и назывался «Вечер романса». Для этого концерта вокалистами был подготовлен соответствующий репертуар.

Алексей Липатов:

1. «Гори, гори, моя звезда», муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского

2. «О, если б мог выразить в звуке», сл. Г. Лишина, муз. Л. Малашкина

Ольга Соболева:

1. Романс «Лебединая песнь», сл. и муз. М. Пуаре

2. Романс «Звезды на небе», сл. Е. Дитерихс, муз. В. Борисова

Концерт, проведенный 14 апреля, назывался «Весенний романс».

Алексей Липатов:

1. «Гори, гори, моя звезда», муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского

2. Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко»

Ольга Соболева:

1.Романс «Калитка», муз. А. Обухова, сл. А. Будищева

2. Романс «Белая ночь», музыка Д. Ашкенази, сл. Б. Тимофеева

2.7. Контрольная заключительная диагностика в конце
творческого сезона

Последний, девятый отчетный концерт, которым студия закрывала творческий сезон 2012/2013 года, прошел 9 июня. Концерт назывался «Летний дождь», и на нем все исполнители могли исполнить свои любимые произведения, те, которые хочется петь из раза в раз. Произведения, которые трогают душу как зрителей так и самих исполнителей. В этом концерте Алексей и Ольга исполнили следующие произведения:

Алексей Липатов:

1. «Гори, гори, моя звезда», муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского

2. «Ямщик, не гони лошадей», муз. Я. Фельдмана, сл. Н. Риттера

Ольга Соболева:

1. «Под лаской плюшевого пледа», из кинофильма «Жестокий романс», муз. А. Петрова, сл. М. Цветаевой

2.. «А напоследок я скажу», из кинофильма «Жестокий романс», муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной

Для изучения и оценки результативности формирующего эксперимента использовались следующие средства:

- просмотр концертного выступления начинающего вокалиста со стороны;

- беседа с начинающими вокалистами для ознакомления с их внутренними ощущениями от исполнения произведений на сцене;

- беседа с педагогом студии;

- сравнительный анализ ощущений певцов и педагога.

По завершении опытно-экспериментальной работы, на контрольном этапе диагностики были получены следующие результаты:

И Ольга и Алексей сильно «выросли», изменились в вокальном и исполнительском плане за этот год. Стали выглядеть увереннее и раскованней. Со стороны их выступления стали более образными, им удалось донести замысел автора в своей художественной интерпретации. С легкой улыбкой и ощущением уверенности и самодостаточности они выходят на сцену. Отработан и заключительный поклон, изящный способ сказать спасибо своим зрителям. Конечно, до настоящего мастерства им еще далеко, но можно сказать, что эти 9 концертов многому научили их сами по себе, научили справляться с чрезмерным волнением, научили анализировать свои внутренние ощущения, вписываться в образ. А главное, понять, что любое выступление, любой концерт – это многочасовой труд над произведением, его техническим исполнением и созданием образа.

В очередной беседе, проведенной после концерта, Ольга отметила, что при исполнении романсов из любимого кинофильма она видела, чувствовала себя его героиней и внутренне пела их ему, герою Михалкова. Ей удалось вжиться в образ, в глазах стояли слезы, но вместе с тем, это переживание не отразилось на качестве пения. Наблюдая со стороны, можно сказать, что образ ей вполне удался. Выражение лица, немногочисленные жесты, отражающие смысл той или иной фразы – все соответствовало образу. Только хотелось бы добавить их отточенности, доведения до смысловой завершенности. Иногда казалось, что Ольга окончательно не решила, поднять ли ей руку или нет, и жест оставался как бы повисшим в воздухе, оставляя ощущение недоведенности, неловкости, повисшей в воздухе. При обсуждении жестикуляции, в беседе, Ольга говорила, что в этом целиком положилась на импровизацию, поскольку внутри чувствовала себя героиней фильма, и надеялась, что этот образ вытащит чувства, а за ними и жесты. Опять говорила о сценическом ощущении времени. Ей там, на сцене казалось, что руку она ведет медленно, медленно же поднимает или опускает голову, а на видеозаписи этого не видно, и ее «медленные» движения выглядят порывистыми, несколько угловатыми и не законченными. Просмотрев видеозапись с концерта, она согласилась, что над жестами надо работать отдельно, а не оставлять их «на авось». Отметила, что в работе над произведениями ей помогли видеозаписи концертных выступлений таких певиц как Г.П. Вишневская, И.П. Архипова, Клавдии Шульженко (о ней очень хорошо отзывалась Галина Вишневская в своей книге «Галина», говорила, что в начале своего пути ловила буквально каждый жест этой эстрадной певицы).

Алексей был более скуп в своих описаниях ощущений, но отметил бóльшую уверенность по сравнению с сентябрем. Со стороны, на последнем концерте поза была более расслабленной и приятной для глаза, а не как в прошлые разы, когда его как будто «на кол посадили». Немногочисленные жесты вписывались в образ исполняемых произведений. Алексей сказал, что он много раз подряд просматривал записи Хворостовского, слушал записи Лемешева и Шаляпина с теми произведениями, которые исполнял на концерте. И то, что ему нравилось и, как казалось, подойдет его облику (а он мужчина очень крупный и высокий) брал себе на заметку, что-то повторял перед зеркалом.

Таблица 3. Результаты контрольной диагностики уровня исполнительских навыков начинающих певцов.

Критерии качества исполнительских навыков Алексей Комментарии педагога студии Ольга Комментарии педагога студии
Дыхание   Тембр яркий, появляется кантиленность. Оживились глаза, появилась жестикуляция. Более естественное положение тела и ног.   Стала попадать на вдох, поет на позиции. Грань между регистрами стала нет так заметна. Внутренне артистичное исполнение, без нарочитости, несущее образ произведения
Лицевая мускулатура    
Интонация    
Музыкальный образ произведения    
Артистизм    

Сравнивая исходный и конечный уровень исполнительских навыков в процессе опытно-экспериментальной работы можно говорить о динамике роста по всем исследуемым критериям при одновременной организации правильной работы как со стороны вокально-технической, так и исполнительской, что обусловлено использованием принципа единства художественного и технического развития.

Педагог студии Варфоломеев Владимир Викторович отметил, что оба ученика стали петь ровнее, чище, тембрально окрашеннее. «Стали дышать по загрузке объема легких больше, в результате чего параметры вдоха увеличились. Граница верхне-ключичного продвинулась до диафрагмально-реберного вдоха. За счет увеличения объема легких во время вдоха и большей эластичности гладкой мускулатуры диафрагма стала растягиваться сильнее. Увеличился объем надставной трубы. А все это в итоге привело расширению области грудного регистра, увеличению позиционности. Артикуляция стала свободнее. Увеличивается красота голоса и звучность. Неумение владеть дыханием вначале сильно сковывало ребят. Теперь же состояние зажатости проходит, появляется больше свободы в горле. А в связи с этим мелодия раскрывается, и ребята переносят больше внимания на фразу, появляется бóльшая выразительность, акцент на кульминацию произведения. Глаза начинают блестеть. Они начали «расправляться» в своих исполнениях. Появилось понятие смыслового акцента в произведении, жестикуляция. Наконец-то начала появляться сценическая пластика. Изменилась стойка, постановка ног (особенно это касается Алексея).»

Выводы по Разделу 2

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали значительную динамику повышения качества исполнительских навыков у обоих начинающих вокалистов по всем выделенным нами критериям: дыханию, лицевой мускулатуре, интонации, созданию музыкального образа произведения, а также артистичности. Динамику повышения качества исполнительских навыков можно проследить по диаграмме, которая отражает рост показателей от концерта к концерту. В качестве показателей динамики повышения качества была взята средняя арифметическая оценка по всем оцениваемым критериям.

Диаграмма 1. Динамика повышения качества исполнительских навыков

По результатам опытно-экспериментальной работы с начинающими певцами студии классического вокала «Арион» в течение творческого сезона 2012/2013 года можно отметить, что несмотря на совсем еще небольшой певческий и исполнительский опыт, оба ученика студии очень качественно изменились за это время как в вокальном, так и в исполнительском плане. За счет сформированных практикой исполнительских навыков их выступления стали интереснее, образнее. Ушла первичная скованность и зажатость. Оба отмечают, что по-прежнему продолжают волноваться, но ощущение всеобъемлющей паники прошло. Конечно, при этом надо отметить, что публика в зале довольно малочисленна и настроена очень благожелательно, к тому же все концерты проходили в одной и той же, знакомой среде, и на «большую сцену» им еще рановато. Для обоих ребят это очень важный и ценный опыт.

Заключение

Исполнительская деятельность – сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной.

Дать однозначный рецепт успешного выступления не возьмется, пожалуй, ни один из опытных исполнителей. Каждый солист – неповторимая индивидуальность, и следовательно, методы подготовки каждого вокалиста должны основываться на индивидуальных качествах человека. Но все же существуют те принципы, на основе которых подготовка профессиональных певцов проходит наиболее оптимальным способом в наиболее оптимальные сроки.

Мы рассматривали тему «Формирование исполнительских навыков начинающих певцов в условиях концертных выступлений»на основании ее большой актуальности для каждого начинающего певца без исключения. Любой певец живет ради сцены. На сцену, к зрителям, несет он сформированный в себе образ музыкального произведения как результат своих технических и творческих усилий. И умение правильно донести образ произведения, заложенный автором, необходимо ему как воздух.

В соответствии с поставленными задачами, была подвергнута всестороннему изучению сущность и специфика процесса формирования исполнительских навыков, в результате чего мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным образом исполнительские навыки формируются путем многократного исполнения удобных в техническом плане произведений на сцене в условиях концертных выступлений.

В методике формирования исполнительских навыков придается большое значение сочетанию в занятиях технической и художественно-образной составляющей. Важным в методике преподавания является умение педагога ориентировать начинающих исполнителей на осмысливание собственной певческой деятельности: они должны не только петь, но и анализировать свое пение. При этом активизируется не только процесс мышления, но и вырабатывается контроль над голосоведением, дыханием, дикцией, интонацией, эмоциональная отзывчивость на музыку.

В результате проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о необходимости участия в концертной деятельности для успешного формирования и последующего развития исполнительских навыков у начинающих певцов.

В итоге своих практических исследований пришла к еще одному неожиданному выводу, хотя в начале, при формулировке цели и задач, задачи такой и не ставила. Осмелюсь предположить, что, возможно, студентам-вокалистам, получающим профессиональное ВУЗовское образование было бы полезно участие в самодеятельном коллективе подобном описываемой в работе вокальной студии. Так как ученики и участники студии имеют большую практику концертных выступлений, как раз о нехватке которых говорили в своих воспоминаниях и интервью признанные мастера большой сцены.

В дальнейших исследованиях можно было бы рассмотреть вопрос совмещения и наложения самодеятельного творчества и профессионального вузовского образования.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. – К.: Штиинца, 1981

2. Архипова И.К. Музыка жизни. – М.: Вагриус, 1997

3. Бабыкин А.А. Основные направления в работе с вокалистами. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 23-28

4. Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. – Л.: Музыка, 1963

5. Вишневская Г.П. Галина / Галина Вишневская. – Изд. дополн. – М.: Вагриус, 2007

6. Гаврилина Л.Н. Вокальная техника Ф.И. Шаляпина: современная интерпретация. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 177-179

7. Герзмава Х. Мне не стыдно быть на сцене смешной [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bftarasov.ru/publ/3-1-0-119. (Дата обращения: 20.06.2013)

8. Гобби Тито. Мир итальянской оперы. – М.: Радуга, 1989

9. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

10. Далецкий О.В. Школа пения. Из опыта педагога. – М., 2007

11. Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях. – М.: Музыкальный сектор, 1926

12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968

13. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве:
Диалоги о технике пения. — М.: Московские учебники - СиДиПресс, 2002

14. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – Л.: Медгиз, 1970

15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

16. Иванов А.П. Об искусстве пения. – М.: Голос-пресс, 2006

17. Кантарович В.С. Гигиена голоса. – М., 1955

18. Кох И.Э. Основы сценического движения. – М.: Искусство, 1970

19. Кочарова Д.А. Взаимодействие вокалиста и концертмейстера в классе А.В. Неждановой. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 238-240

20. Д.А. Кочарова. Проблема подбора репертуара в классе А.В. Неждановой: дидактический аспект [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/kocharova.pdf. (Дата обращения: 20.06.2013)

21. Кочарова Д.А. Развитие креативного мышления на уроках вокала на примере методики А.В. Неждановой. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 235-238

22. Кудрявцева В.В. Методы подготовки студентов-вокалистов к участию в конкурсах. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 69-72

23. Курочкин В.И. Краткое руководство по сольному пению для руководителей художественной самодеятельности. – М.: Музгиз, 1952

24. Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. – СПб.: Планета музыки, 2009

25. Леви В.Л. Приручение страха – М.: Метафора, 2008

26. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. – М.-Л.: Искусство, 1939

27. Лемешев С.Я. Путь к искусству. – М.: Искусство, 1974

28. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977

29. Малышева Н.М. О пении. – М.: Советский композитор, 1988

30. Медведева Н.Ю. Роль актерского мастерства в процессе работы над эстрадной песней. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 75-79

31. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987

32. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002

33. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.-Л.: МузГИЗ, 1948

34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010

35. Паваротти Л., Райт У. Мой мир.– М.: Вагриус, 1997

36. Павлова М.А. Музыкальные салоны как эффективная форма вокального обучения студентов. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 87-90

37. Павлова М.А. Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» как педагогическая инновация Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции». Москва, 26-27 мая 2009г. В 2ч. Ч.2. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – с. 54-61

38. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996

39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997

40. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. 2-е изд., испр. – СПб.: Планета музыки, 2013

41. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Граница, 2009

42. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации: – М.: АСТ; 2011

43. Сикур П.И. Воспою тебе. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. – М.: Русскiй хронографъ, 2006

44. Сонки С.М. Теория постановки голоса. – С-Пб, 1912

45. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2007

46. Станиславский и Немирович-Данченко об искусстве актера-певца. Сборник материалов. Сост. Г.В. Кристи и О.С. Соболевская. – М.: Искусство, 1973

47. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947

48. Тоти Даль Монте. Голос над миром. – М.: Искусство, 1966

49. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах: Роман / Федор Шаляпин. – М.: Гелеос, 2005. – Доп. тит. л.изд.: Париж: Соврем. зап., 1932.

50. Флеминг Рене. Внутренний голос. – М.: Фантом Пресс, 2008

51. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. – Л.: Музыка, 1967

52. Юдин С.П. Формирование голоса певца. – М.: Музгиз, 1962

53. Юссон Р. Певческий голос. – М.: Музыка, 1974

54. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2002

55. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М., 1981

Приложение

1. Упражнения на отработку качества вокальной дикции по книге
Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» [37, С.55]:

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла
в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.

Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху – «высокое небо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. Послушайте и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).

А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы.

Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом.

9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки – эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.

10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:

1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».

2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.

11. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается – активность остается. Утрированное произношение в классе – в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую.

12. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных:

белеет парус одинокий

е-ее - а -у -о- и-о-ии

Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток “«вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань – свободной, дыхание – активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом,
а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую
кантилену.

13. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Шит колпак не по колпапаковски,

Надо его переколпаковать.

в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.

Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

14. Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь, читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему.

15. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

 

2. Рекомендации по снятию чрезмерного волнения и страха
при выступлении.

В. Леви. «Как учиться освобождать дыхание» [25, С. 56]

Сделаем сперва самый обычный Вздох Облегчения – позволим себе его, пускай пройдет сам – как получится, без особых стараний – лишь легкое доверчивое внимание... Так... Вот так... Выждем теперь, выдержим естественную паузу между выдохом и следующим вдохом до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть – и еще раз вздохнем – с тем же доверчивым вниманием облегченно вздохнем...

И еще... И еще... Дышим свободно в обычном для нас ритме, не углубляя дыхание и не сдерживая – ничего искусственного... Дышим свободно, просто
свободно...
Через некоторое время дыхание само собой несколько замедлится и углубится, станет ровнее... Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела, именно те, которые в этом нуждаются... Возможно, возникнет легкое ощущение тепла, связанное с расслаблением сосудов... Сердце входит в спокойный ритм... Покой, ясная свежесть... Внушаем себе, что такое состояние становится Нами... Всегда дышим легко, свободно... Всегда свободно, просто свободно... Свободное дыхание может помочь моментально, сразу стать увереннее, спокойнее, собраннее. [25, С.56]

 

В. Леви. «Выход в бой – свободный бросок» [25, С.85]

Выход в бой или выход к аудитории – пусть она состоит из толпы или всего лишь одного человека – всегда должен быть двухступенным, двухшаговым.

I. Пауза освобождения (10-20 секунд)

Два-три полных вдоха и выдоха... Повремени... Насколько возможно расслабь мышцы лица, шеи, рук, ног, спины, живота... Еще пара глубоких вдохов и полных выдохов с закрытыми глазами...Прошепчи или мысленно произнеси: «уверенность должна быть беспричинной» или еще какие-нибудь талисманные для тебя слова. Всегда помни и пользуйся: несколько освобождающих секунд, хотя бы микросекунд... Все получится!

II. Бросок в действие

Не добивайся полного спокойствия, нет – не жди, что страх испарится, что скованность и волнение пропадут... Так и будет! – но в свой черед!... Страх сначала уменьшится, утихомирится, перестанет мешать, а потом начнет помогать. Превратится в боевое возбуждение. В то волнение, которое нужно! Сосредотачивайся на том, что делаешь, что говоришь. Отвлекись от того, что тебя слушают или на тебя смотрят. Отвлекись от себя. Думай только о действии. Пусть все идет как идет! – Все получится! [25, С.85]

 

 

3. Практическая памятка для начинающего певца классов
Л.П. Левченко и М.А. Павловой [37, С60]

1. Всегда следить за правильным вдохом в форме «клубочка», а выдох в форме «горячих клубов пара».

2. Открывать рот вертикально (очень важно, чтобы щечки между буквами А и О «западали»).

3. Во время пения «держать купол» (высокое мягкое нёбо).
Петь «на зевке».

4. Во время вдоха никогда не поднимать плечи, не дышать в грудь!!!

5. Гортань во время пения должна быть всегда эластична, свободно
и мягко опущена! Там где гортань – вы словно бы должны ощущать «пустоту».

6. Уметь петь, соединяя три точки: голова-грудь-живот.

7. Всегда сохранять опору на дыхании с первого до последнего звука!

8. В пении нужно соединять («смешивать») головной и грудной резонаторы.

9. Стоять прямо, ровно, красиво. Не раскачиваться, не дирижировать руками, плечами, ногами.

10. Всё петь длинными фразами, плавно, ровно (кантилена), без толчков, «вести фразу».

11. Всегда ощущать головные резонаторы («петь в маске»).

12. Следить за интонац


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.