Представления о понятии «смысложизненные ориентации личности» в философии и психологии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Представления о понятии «смысложизненные ориентации личности» в философии и психологии

2017-05-20 1988
Представления о понятии «смысложизненные ориентации личности» в философии и психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении многих веков мудрецы и философы пытаются понять, что же есть смысл жизни для человека, что является для личности движущим ядром, составляет ценностную основу и движущие мотивы. Понятие «смысложизненные ориентации» появилось в 1947 году и было введено А. Н. Леонтьевым. До этого времени, начиная с Античной эпохи и до Нового времени, философы обращались к понятию смысла жизни, и для того, чтобы прийти к определению «смысложизненные ориентации» мы рассмотрим его толкование в энциклопедических словарях. Условно разделив словосочетание на такие термины, как «смысл», «ориентация», «жизнь».

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем жизненных свойств; согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Ф. Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем, с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Жизнь можно определить, как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

В философском смысле «Жизнь» – это такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне.

В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой жизнь трактуется как «особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ», смысл определяется как «значение, внутреннее логическое содержание, цель, разумное основание», а ориентация – как «умение разобраться в окружающей обстановке, обстоятельствах и направление деятельности в определенную сторону». [1]

По мнению С. И. Ожегова, смысл - это «содержание, суть, разумное основание чего-либо», а ориентация – это «избранная цель в жизни и в поведении». [2]

Постоянно и целенаправленно фундаментальные проблемы смысла жизни ставятся, прежде всего, философией. Философы задавались вопросами о том, как устроен мир, в котором они живут, в чем смысл жизни, и параллельно этому рассматривали законы развития человеческого общества.

Такие великие философы, как Сократ, Платон и Аристотель, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

В чем смысл жизни, в чём суть человеческой личности, для чего живёт человек, что есть добро и что есть зло – вот, что интересовало Сократа. Он видел понятие благо через знание, отождествлял его с ним, представлял, что через знание можно прийти к Абсолюту, к чему-то высшему.

Античный философ Платон отождествлял смысл жизни как соединение отвлечённой истины (праздного любопытства, отсутствия задачи) и удовольствия в качестве конечной цели человека. Понятие «благо» Платон видел через красоту и любовь, называя началом всех начал. Для него было необходимо искать и видеть красоту во всём, он определял это как лучший способ приблизиться к «миру идей».

Аристотель, древнегреческий философ и учёный-энциклопедист, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Аристотель понятие благо определял через мораль и нравственность, самоосознание человеком себя как гражданином своей страны.[3]

Каждый из трёх философов рассматривал смысл жизни через понятие благо не случайно. Если задуматься, можно осознать, что даже для современного человека смысл жизни включает в себя те три составляющие, которые рассматривали философы. Это - красота и любовь, справедливость и знание. Для современного человека эти три направленности души могут представлять из себя ещё одно понятие – счастье.

Далее началась эпоха Возрождения, и мы рассмотрим основные взгляды известных личностей того времени на нашу проблему.

Отец церкви, Августин Иппонский, ввёл понятие «достоверное знание», что означало наличие чёткого представления человеком о природе своего бытия и сознания. Им считалось, что существует только этот мир, и главной целью является спасение каждого человека перед страшным судом, искупление грехов, то есть - повиновение церкви. Также он вывел способ, позволяющий избежать какой-либо оккультности в процессе мышления: воображение заменяется наблюдением за вещью. Понимание – это смысл, к которому «быстрой мыслью прикоснулись».

Подобно Аристотелю Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир – это единство «формы» и «материи». Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к богу и созерцание бога.

В эпоху возрождения понятие смысл жизни тесно связывали с религией, с существованием бога. Бог представлялся источником красоты, блага, бытия, разума. С поклонением богу человек обретает доступ к высшему знанию, высшему счастью, просветлению, искуплению своих грехов. Это и являлось в понимании философов смыслом жизни.

В эпоху нового времени Б. Спиноза видел смысл жизни как стремление к высшему, служении ему, а также в поиске истины. Для него, смысл – в свободном и отстранённом, спокойном и радостном постижении Бытия. Бога он понимал, как некую субстанцию, которая неделима и есть всё. Можно наблюдать, что грозность религиозности с течением времени спадала, от понятия «бог» был переход к понятию «субстанция», что уже говорит о более научном и разумном и менее религиозном подходе.

Развитие современных представлений о смысле берет свое начало в XIX веке и протекает на фоне отделения логики и психологии от философии.

В философии И. Канта смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности, смысл заключается в осознании индивидом своего человеческого бытия, это и является проявлением личности человека. Смысл жизни дает индивиду ориентир добровольного самоподчинения этическому закону, который поднимает человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличивания человека над собой, по мнению И. Канта, является «осознание им своего места в мире».[4]

У. Ф. Ницше, центральное понятие всей философии – жизнь. Основа жизни, по У. Ф. Ницше - это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у А. Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти. «Жизнь…», говорит он, «…это воля к власти», которая понимается, прежде всего, как инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки человека. Человек изображается У. Ф. Ницше, по природе своей, как иррациональное существо, живущее инстинктами, бессознательными побуждениями.[5]

К. Маркс полагал, что для проявления смысложизненных ценностей человеку необходима свобода в волевом выборе, как основе для его самоактуализации[6].

Б. Ф Скиннер рассматривает такие понятия, как: свобода, автономный человек и творчество. Личность в общепринятом смысле слова, по Б.Ф. Скиннеру, является фикцией, а все ментальное - бихевиоральным. Соответственно, для того, чтобы вскрыть смысл человеческого поведения, необходимо изучать не внутренние силы или мотивационные состояния в качестве первичного фактора поведения, а уделять внимание взаимоотношениям между определенными явлениями окружения и открытым поведением.

З. Фрейд касался проблемы смысла относительно смысложизненной проблематики. Он не давал четкого определения этому понятию, но соотнесенность с ним подразумевалась. Так, например, понятие либидо рассматривалось им как синоним влечения к жизни. Смысложизненная проблематика наполняется З. Фрейдом этическими категориями. Так, характерология З. Фрейда подразумевает, что добродетель является естественным смыслом человеческого развития: прегенитальная ориентация характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что З. Фрейд рассматривает природу смысла, как двойственную. С одной стороны, человеческое поведение имеет определенный, явный смысл, с другой стороны, этот смысл детерминирован первичным, скрытым, истинным смыслом.

К. Г. Юнг предлагал рассматривать личность как целостное образование. Смысл выступает у К. Г. Юнга в качестве задачи, которую человеку приходится решать в ходе индивидуации. Поиск своего индивидуального смысла есть своего рода потребность, предназначение «…некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него. Это предназначение действует как божественный закон, от которого невозможно уклониться».[7]

Как указывает В. Франкл, один из основоположников экзистенциализма, жизненный смысл должен быть единым и в период благополучной жизни, и в страдании, и в смерти. У жизни есть потенциальный смысл в любых условиях. Также, согласно В. Франклу, «если человек видит жизнь бессмысленной, ему незачем переносить её тяжести, что и обуславливает утрату смыслообразования в кризисных ситуациях».[8] В. Франкл видел смысл жизни в том, чтобы брать на себя ответственность за задачи, к решению которых подталкивает человека судьба. Поскольку эти задачи индивидуальны у каждого человека, невозможно говорить о едином смысле существования.

Данную точку зрения частично разделяет Э. Фромм, указывая на существование единственного смысла, который человек сам придает своей жизни, используя силы, творя благо.[9]

У А. Адлера смысл жизни носит исключительно индивидуальный характер, отражается во всех психических процессах, характере, поведении и имеет определенную структуру. Каждый индивидуум вырабатывает свою специфическую жизненную цель, которая и направляет его жизнь. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности.

Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:

· Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо;

· Ценности-средства (инструментальные), определяемые, как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.[10]

Личностные смыслы по К. Роджерсу являются важнейшими элементами феноменального поля, интегрирующими весь жизненный опыт индивида, включая потребности, чувства, реакции, цели и выражающими ответственное отношение к себе как к целостности.

А. Маслоу описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной. Категория «смысл» у А. Маслоу прослеживается в отношениях между потребностями индивида и ценностями, т.е. она является категорией значимости. Потребности выступают в качестве смысловых детерминантов поведения и жизнедеятельности индивида. Они оказывают влияние на ценности - человек склонен переживать значимость тех вещей, которые могут удовлетворить наиболее значимые неудовлетворенные потребности и, соответственно, недооценивать и обесценивать важность тех вещей, которые уже послужили удовлетворению потребностей.

Далее мы рассмотрим взгляды отечественных психологов и начнём с выдающегося русского мыслителя Н. О. Лосского, который считает способности к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию связанными с поиском смысла жизни и религиозностью. При этом важное значение мыслитель придает особой чуткости русских людей к чужой душевной жизни, чуткое восприятие чужих душевных состояний.[11]

Для русского религиозного философа Н. Бердяева, Бог, как высшая ценность – это триединство добра, истины и красоты. Главное – дух человека, его свобода. Человек уподобляется Богу только в процессе творения. Н. Бердяев полагал, что личность утверждает себя только в служении сверхличным ценностям, в творчестве. «Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира». Ценность личности как безусловная ценность существует только при наличии ценностей идеальных, которые составляют структуру личности, и на которые она ориентируется. Ценность личности есть для него наивысшая ценность.[12] Н. Бердяев определял личность как единицу космоса, которая является местом перехода от «количества жизни» к «качеству жизни».

Для В. Н. Мясищева первый план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней. С вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного преуспевания, или человек вообще не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с захлестывающими его повседневными заботами.

Психологические исследования смысла, имеющие предельную значимость в отечественной психологии, берут свое начало в работах Л. С. Выготского, который соблюдает семантическую трактовку данного понятия, применяя его к смыслам словесным, вербальным. Л. С. Выготский выдвигал следующие основные положения относительно понимания категории смысла[13]:

· Понятие «смысл» гораздо шире понятия «значение»;

· Смысл слова – это динамическое и сложное образование;

· Смысл всегда порожден соотнесением чего-то меньшего к чему-то большему;

· Смысл относительно автономен и во внутренней речи преобладает над значением, имеет собственные законы взаимодействия с другими смыслами.

Изначально, трактуя понятие смысла, Л. С. Выготский основывался на точке зрения Ф. Полана, но в дальнейшем, переходя к изложению собственного взгляда на психологическую трактовку понятия смысла, Л. С. Выготский ставит вопрос о смысловой регуляции деятельности и вводит понятие переживания, которое несёт в себе идею о смысловых образованиях личности.

В дальнейшем, взгляды Л. С. Выготского получили значительное развитие, в частности, в рамках разрабатываемого деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым, который в 40-е годы XX-го века было введено понятие личностного смысла в отечественную психологию.

Как считает А. Н. Леонтьев, смысл ассоциировался с содержанием чувственного опыта, связанного с внешним миром, существующим за пределами сознания. В дальнейшем, данное представление о смысле было унаследовано философией позитивизма.

А. Н. Леонтьев, трактуя понятие смысла, связывает его с проблематикой структуры и динамики деятельности.[14] В этом контексте отношения между мотивами и целями действия рассматривались как «психологически решающие», поскольку основное регулирующее влияние мотивов на протекание деятельности заключается в том, что они сообщают личностный смысл целям и обстоятельствам деятельности, «оценивая» их жизненное значение для субъекта.[15] Важным понятием, соединенным с понятием смысла, является понятие смыслообразования. Смыслообразование – это глобальный процесс, в результате которого новые объекты или явления подключаются к уже существующим системам или цепям смысловых связей, в результате чего эти объекты (явления) встраиваются в систему жизненных отношений личности или формируют новую их подсистему, приобретая новые регулирующие функции.[16] А. Н. Леонтьев, считает, что субъективная» характеристика личностного смысла как пристрастной составляющей индивидуального сознания основана на представлении о том, что «…смысл порождается не значением, а жизнью». То есть источник этой пристрастности – это предметная деятельность субъекта в мире, реализующая его реальные жизненные отношения, в частности те отношения, о которых идет речь в третьей, «объективной» характеристике. Ведь именно динамизм жизненных отношений лежит в основе динамики самой личности.

К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, говоря о смысле жизни, подчеркивают мысль, что человек должен быть направлен вовне, трансцендировать себя. К. А. Абульханова-Славская в книге «Стратегия жизни» отметила, что «смысл жизни – это психологический способ переживания жизни в процессе её осуществления. Это - не только будущее, не только жизненная цель, это - «психологическая» кривая постоянного осуществления, поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а напротив, усиливаем его, убеждаемся в нём». [17]

В трудах К. А. Абульхановой-Славской, Ф. Е. Василюка, С. Л. Рубинштейна, Э. В. Чудновского в проблеме поиска смысла жизни большое внимание уделяется ценностям и ценностным ориентациям. Ценностные ориентации задают спектр жизнедеятельности в виде «жизненного плана» в сходных, типичных жизненных ситуациях. Источником ценностей выступает коллективный опыт, поскольку ценности являются продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей как единственного совокупного субъекта. Ценности имеют трансцендентный, объективный характер по отношению к индивидуальному сознанию, не обязательно осознаются личностью, их действительность от этого не меняется. Они существуют в трех формах: как общественный идеал в различных социальных сферах жизни; в объективированной форме в виде производственной культуры, либо человеческих поступков; в виде социальных ценностей

Для И. С. Кона проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в юношеском возрасте в связи с актуализацией проблемы личностного самоопределения. В этот «период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» происходит «овладение внутренним миром», «возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком». В процессе взросления, как отмечает И. С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности».

В. С. Мухина считает, что смысл человеческой жизни в активной деятельности, физических действиях, в умственной нагрузке, в духовном развитии, и если эта потребность не удовлетворяется в условиях заключения, то компенсацией становится патологическая форма приспособления к жизни.[18]

Таким образом, рассмотрев понятие смысла жизни в психологии и философии, мы пришли к выводу, что разработка проблемы смысла в философии берет свое начало еще во времена античности, однако данный вопрос всегда остаётся актуальным и неразрешённым по настоящий день.

Смыслообразование в психологии рассматривается как неотъемлемая характеристика существования гармоничного человека, способного успешно справляться с жизненными трудностями. Среди обобщенных смысловых структур личности Д. А. Леонтьев, как один из ведущих специалистов в области психологии смысла, чьей концепции мы будем придерживаться в рамках данной работы, выделяет мотивы, проявляющие себя в феномене направленного побуждения деятельности, и ценности, как стабильный источник смыслообразования и мотивообразования, берущий свое начало в социокультурном целом, к которому принадлежит субъект. Мотивы и ценностные ориентации, формирующие представление субъекта о смысле жизни, не даются ему сразу и одномоментно. Они являются продуктом индивидуального развития личности в процессе социализации, что обуславливает необходимость рассмотрения динамики смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.