Методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева.

2017-05-20 738
Методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта методика является адаптированным на русский язык тестом Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика под названием «Purpose-in-Life Test, PIL» (Цель в жизни). По замыслу авторов методика должна оценивать степень мотивации индивида к поиску смысла жизни. Методика Леонтьева позволяет определить направленность смысложизненных ориентаций в прошлом, настоящем и будущем времени, определить самоощущение испытуемого и его локус контроля, то есть степень убеждённости в возможности контролировать собственную жизнь и её обстоятельства. Идея об ответственности человека за свою жизнь находит своё выражение в степени приближенности к одной из следующих граней: «Я управляю жизнью», «Жизнь управляет мной».

Она представляет из себя 20 пар утверждений. Испытуемому необходимо определить, какое из двух утверждений соответствует действительности, и насколько оно правдиво. Степень соответствия утверждения с действительностью следует указать в специальном поле, где располагаются цифры 3210123. Ответ «0» означает, что для испытуемого оба утверждения действительны.

Инструкция. «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».

Обработка результатов. Для подсчёта баллов отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 переводятся в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты – 1,3,4,8,9,11,12,16,17, в нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты – 2,5,6,7,10,13,14,15,18,19,20. После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Субшкала 1 (цели) – 3,4,10,16,17,18

Субшкала 2 (процесс) – 1,2,4,5,7,9

Субшкала 3 (результат) – 8,9,10,12,20

Субшкала 4 (локус контроля – Я) – 1,15,16,19

Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – 7,10,11,14,18,19

Общий показатель – осмысленность жизни (ОЖ) – все 20 пунктов теста.

Анализ и интерпретация результатов.

Проводится по субшкалам.

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале показывают наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и жизненную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днём. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремлённого человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Это показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днём. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворённости своей жизнью в настоящем; однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворённость самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого всё в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворённость прожитой часть жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

См. Приложение 2. См. Приложение 3.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.