Принципы классификации методов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Принципы классификации методов

2021-06-02 44
Принципы классификации методов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время нет единой, общепризнанной и универсальной классификации методов преподавания и обучения. Это обусловлено тем, что при разработке классификации методов разными исследователями, методистами, педагогами были использованы различные подходы и принципы. Так, один (В.В. Всесвятский) в основу классификации методов положил структуру и функции методов, другие (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) - различные формы самостоятельной познавательности, третьи (И.Д. Зверев) классифицируют по дидактическим задачам, четвертые (Ю.К. Бабанский) - по степени самостоятельности, пятые (Н.М. Верзилин) - по источникам информации и характеру деятельности учителя и учащихся, шестые (Б.Е. Райков) - по характеру логического подхода.

Классификация по В.В. Всесвятскому

· Методы устного изложения учебного материала (с использованием наглядных средств обучения (словесные методы).

· Методы работы с книгой (учебник, научно-популярные работы).

· Методы информации при помощи технических средств обучения (кино, телевидение, радио, компьютеры).

· Методы самостоятельного познания природы учащимися под руководством учителя (наблюдение в природе, эксперимент, определение растений, животных).

· Методы технической обработки материала наблюдения и технической подготовки эксперимента, составление коллекций, гербариев.

· Методы практической работы с живыми животными и растениями (создание террариумов, уход за животными, выращивание растений).

В этой классификации первые три метода относятся к информационно-познавательным, последние три - к поисковым методам.

Классификация по Лернеру и Скаткину (общешкольная классификация)

· Объяснительно-иллюстративный.

· Репродуктивный (из книги, картины, таблицы).

Эти два метода незаменимы в школе. Они проверены практикой обучения, особенно при обучении законов, фактов, теорий, явлений природы.

Классификация по Н.М. Верзилину

Наибольшее признание и применение в школе в настоящее время получила классификация Н.М. Верзилина (табл. 1). В ее основе положены три наиболее существенных принципа:

· источники информации, из которых учащиеся черпают знания;

· характер деятельности учителя;

· характер деятельности учащихся в процессе обучения.

Таким образом, на основании источников знаний, деятельности учителя и учащихся методы преподавания биологии разделяют на три группы или рода: словесные, наглядные, практические.

Н.М. Верзилин отрицает классификацию Лернера и Скаткина, считая неправильным выделять репродуктивный, проблемный, поисковый и исследовательский методы особо, т.к. все они выражают лишь различную степень самостоятельности работы учащихся, которые возможны при любых методах, а также различные подходы при использовании любого метода.

Таблица 1

Признаки Методы    
  словесные наглядные практические
Источник знания слово наглядный объект практическая работа
Учитель передает знания словом показом инструктажем (словом и показом)
Учащиеся усваивают знания слушая наблюдая работая

Классификация по Б.E. Райкову

Большой интерес представляет классификация методов обучения, предложенная Б.Е, Райковым, в основе которой положен принцип "направления логического процесса" (табл. 2).

Таблица 2

Группы методов По направлению логического процесса    
  А. Утверждающий (дедуктивный) Б. Открывающий (индуктивный) В. Утверждающе-открывающий (дедуктивно-индуктивный)
I. Словесные Словесно-утверждающий Словесно-открывающий Словесно-утверждающе-открывающий
II. Наглядные Наглядно-утверждающий Наглядно-открывающий Наглядно-утверждающе-открывающий
III. Практические Практически-утверждающий Практически-открывающий Практически-утверждающе-открывающий

Различие между этими группами методов состоит в отсутствии или в наличии самостоятельности познавательной деятельности учащихся. При утверждающем (репродуктивном) подходе учащиеся пассивны, при открывающем (продуктивном, исследовательском) учащиеся активны. Однако, деление методов на активные и пассивные условно. Скорее методы по их использованию правильнее считать более активными, ибо нет и быть не может методов абсолютно активных и абсолютно пассивных. В мире все и вся относительно. Утверждающее (сообщающее) обучение основано на дедукции, при которой известное общее положение подтверждается, утверждается частными примерами, фактами; открывающее (исследовательское, проблемно-исследовательское) - на индукции, при которой общее нераскрытое, нерассекреченное, неизвестное положение, задание учителя раскрывается (открывается) учащимися экспериментально, самостоятельно и творчески. Чаще всего обучение сочетает индукцию с дедукцией, вследствие чего получается их синтез - традукция, т.е. утверждающе-открывающий подход к обучению. Исследовательский подход к использованию методов обучения впервые внедрен в школу А.Я. Гердом. Специфика этого подхода в том, что:

· - умозаключение осуществляется от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или экспериментально воспроизводимых ими в опытах;

· - способствует формированию и развитию умений правильно учить, смотреть, мыслить, действовать;

· - учит мыслить от реальных предметов и явлений, а не от слов, мнений высказываний других людей (в том числе и учителя);

· - исследовательский подход к использованию методов в школьной практике не возник в России внезапно, он медленно эволюционировал в течение последних десятилетий, вплоть до нашего времени.

Итак, в методической науке и поныне нет единого взгляда на классификацию методов обучения биологии. Однако большинство методистов биологии, химии, географии, литературы и других предметов предпочитают классификацию Верзилина как наиболее удобную и доступную для понимания и использования.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.