История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-06-01 | 53 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель, задачи и специфика материала исследования обусловили выбор определённой методологии анализа.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественной гуманитарной науки (М. М. Бахтина, В. Хализева, А. П. Скафтымова, М. Л. Гаспарова), в которых были разработаны базовые принципы подхода к анализу художественного текста. В диссертации мы также опираемся на идеи традиционной герменевтики (М. М. Бахтина, Х.-Г. Гадамера), предполагающей возможность отражения подлинного бытия творца в глубине его образной системы.
В работе использованы элементы методики интертекстуального анализа, созданной в исследованиях таких учёных, как Ю. Кристева, Р. Барт, И. П. Смирнов, А. К. Жолковский, и не противоречащей одной из ведущих идей М. М. Бахтина о «диалоге культур» и соотношении больших и малых контекстов.
Исследование основывается на комплексном подходе, сочетающем биографический, сравнительно-исторический, генетический, герменевтический методы.
В соответствии с полученными результатами исследования сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Факторы-стимулы писательской деятельности Поплавского многоплановы, но они взаимодействуют. Импульсы творческого развития поэта связаны как с началами внехудожественными (социально-культурное инобытие в условиях эмиграции, биография, особенности личности автора), так и со сферой интеллектуально-художественной (знакомство поэта с наследием многих русских и зарубежных писателей, философов, изучение им разных религиозных учений, увлечение музыкой и живописью).
2. Лирика Поплавского во многом имеет автопсихологическую природу и являет собой акт прямого самовыражения поэта, но в то же время она содержит разнообразные литературные реминисценции и параллели.
|
3. Предметом лирической рефлексии становится трудное существование Поплавского в эмиграции, которое окрашивается в поэзии в апокалиптичные тона. К событиям личной жизни поэта восходит тема вселенского одиночества, воплотившаяся в образно-мотивном комплексе лирики Поплавского. Общение Поплавского с Натальей Столяровой вызывает к жизни цикл «Над солнечною музыкой воды» и в целом гармонизирует лирическую тональность его стихов. Опора на музыкальное и изобразительное искусства влияет на специфику образов, мотивов и композиционных приёмов, использованных поэтом.
4. Поэзия Поплавского художественно воплощает его стремление обрести духовный смысл существования. Некоторые особенности его лирики мотивируются поиском религиозных ориентиров, позволяющих осуществить в условиях эмиграции идейную самоидентификацию. Однако развитие Поплавского, разрывающегося между гностицизмом, оккультизмом, буддизмом и православием, трудно назвать «духовным восхождением». Это – настоящие метания, окрашенные трагическими противоречиями.
5. В лирике Поплавского выражается жажда всеохватывающего художественного синтеза, стремление к бесконечному расширению творческой индивидуальности. Поэзия Поплавского имеет многообразные корни как в западной, так и в русской литературе. К доминантным истокам лирики Поплавского можно отнести творчество Шекспира, Рембо, Бодлера, Бретона, дадаистов, Э. По. Его лирика формируется также, прежде всего, в поле притяжения таких русских писателей, как Жуковский, Лермонтов, Достоевский, Блок, Маяковский. Генезис лирики поэта-эмигранта Поплавского обнаруживает феномен «культурного междумирия», проявившийся в смысловом наполнении стихов и в особенностях их поэтики. Диалог русской и западной литературных традиций, происходящий в лирической системе Поплавского, выливается не только в согласие, но и в спор.
|
6. Поплавский выходит за пределы традиционной эстетики, используя опыт не только классиков ХIХ века, но и писателей-модернистов ХХ века. Его лирику невозможно причислить ни к одному из имеющихся литературных направлений, в то время как она родственна многим из них.
7. Ни один фактор генезиса жёстко не детерминирует лирическое творчество Поплавского. В его поэзии нет механического отражения определённых жизненных или литературных явлений, но происходит их сложное преломление в сознании художника. Поплавский творит в лирике свой миф о Гамлете, в котором звенья шекспировского сюжета накладываются на события биографии поэта.
Теоретическая значимость диссертации. Исследование уточняет и дополняет существующие в науке представления о природе и типологии феномена «культурного междумирия», о факторах генезиса литературного творчества.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при дальнейшем изучении творчества Поплавского, литературы русской эмиграции в целом. Итоги работы могут найти применение при рассмотрении проблем теории генезиса литературного творчества.
Материалы и выводы диссертации могут быть востребованы в практике вузовского преподавания: при чтении курсов «История русской литературы ХХ века», при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по литературе русского зарубежья.
Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры литературы Костромского государственного университета, на аспирантских семинарах. Основные положения диссертации излагались в докладах на международных научных конференциях «Духовно-нравственные основы русской литературы» (г. Кострома, 2007, 2009), «Диалог культур – культура диалога» (г. Кострома, 2007); на всероссийских научных конференциях «Литература ХХ – ХХI веков: автор, текст, интерпретация» (г. Иваново, 2007), «Молодая наука в классическом университете» (г. Иваново, 2007, 2008), «Куприяновские чтения» (г. Иваново, 2009).
Основное содержание и выводы диссертации отражены в 9 статьях, 3 из которых опубликованы в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Цели и задачи диссертационного исследования определили характер, структуру и содержание работы.
|
Работа состоит из введения, трёх глав (7 разделов), заключения и списка использованной литературы.
Во Введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертационного исследования, определяется его методологическая основа, формулируются цели и задачи.
В первой главе – «К вопросу о факторах генезиса литературного творчества. Теоретический аспект» – «выстраивается» теоретико-методологический фундамент исследования. Определяется содержание ключевых понятий, используемых в исследовании. Обобщаются и систематизируются теоретические сведения о совокупности факторов, стимулирующих писательскую деятельность. Особое внимание в этой главе уделено проблеме генезиса лирики как литературного рода.
Во второй главе – «Биографические истоки лирики Б. Ю. Поплавского – показано, как судьба Поплавского, особенности его личности повлияли на его лирику. Прослеживается, как в поэтическом творчестве воплотились жизненный опыт, психологические переживания и духовные искания поэта-эмигранта.
В третьей главе «Литературный генезис лирики Поплавского» характеризуются связи поэзии Поплавского с творчеством ряда писателей. В главе делается попытка определить, какова же канва аналогий, соответствий, контрастов, родственных связей в лирике Поплавского, как в данном случае действует «память искусства» (Д. С. Лихачёв). В Заключении сформулированы основные выводы по работе в целом.
ГЛАВА 1.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!