Особенности традиционного жилища в Китае, Японии и России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности традиционного жилища в Китае, Японии и России

2021-06-01 72
Особенности традиционного жилища в Китае, Японии и России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для выявления сходств и различий в решении подобных архитектурно-технологических задач корейского жилища с китайским, японским и русским следует рассмотреть особенности построения традиционного жилища в этих странах, подчеркивая способы решения основных архитектурно-технологических задач, выявленных ранее (рис. 42).

Китай. Сыхэюань. Для данного исследования был выбран самый распространенный тип китайского традиционного жилища – сыхэюань [74]. По композиции плана представляет собой прямоугольник, образованный четырьмя расположенными по сторонам света домами и соединяющими их стенами, с внутренним двором по центру. Простейший сыхэюань, названный санхэюань, состоит из од­ного двора квадратной или прямоугольной формы.Более сложные формы строятся путем повторения простой конфигурации, существуют сыхэюани с двумя, тремя, пятью и более дворами. Ось симметрии совпадает с направлением север-юг. Главные помещения в здании ориентируются в южном направлении.

В конструкции сооружений применяется стоечно-балочная система, не связанная со стенами и обладающая высокой сейсмостойкостью. Особая система балок равномерно передает нагрузку на колонны. За счет применения дерева используются колонны и балки малых сечений, что придает зданию легкость. Покрытие крыши выполняется из черепицы, фундамент кирпичный, ленточный, основания колон каменные. Формы и конструкции крыш уже во времена древних династий стали очень разнообразными: двухскатные, многоскатные, одно- и многоярусные, круглые и восьмигранные.  [55].

Главный или, в простейшем случае, единственный внутренний двор имеет крупные размеры для обеспечения инсоляции. По его периметру, как правило, устраивается крытая галерея. Все жилые помещения усадьбы имели большие оконные проемы и двери, выходящие во дворы. В зависимости от ориентации оконных и дверных проемов по сторонам света, они получают разные объемы инсоляции. Выходившие на юг окна являются более комфортабельными, чем северные. Сыхэюань, максимально открытый внутри во дворе, был огорожен от внешнего мира глухими стенами зданий,почти не имеющих окон наружу, в связи с чем, дополнительная ограда такому жилищу не требовалась[55].

Вход в китайскую усадьбу имеет сложное устройство. Главный вход обычно располагается по центруилив восточнойчасти южного фасада, имеет парадное оформление и собственную крышу. В крупныхсыхэюанях существуют дополнительные входы.В южном входном дворе помещается парадный вход по центру сте­ны в главный средний двор. Перед внешними входными воротамив случае их центричного размещения зачастуюставится экран (стена Духов[75]).

Система отопления в китайском жилище – «кан», представляющая собой широкую кирпичную или глиняную (иногда деревянную) лежанку, внутри которой по каналам циркулировал теплый воздух от печи, находившейся у одного из концов лежанки. Сверху лежанка покрывалась бамбуковыми или соломенными циновками [2].

На «кане» все члены семьи проводят значительную часть времени – спят, едят, работают и отдыхают. Манера сидеть на циновке, постеленной прямо на полу, обуславливала полное отсутствие мебели. Древние китайцы ели на невысоких столиках, готовили пищу сидя на полу. Столы на высоких ножках появляются с X-XI веков и употребляются для приготовления и принятия пищи.Кухня всегда располагалась на одной оси с жилыми комнатами. Значительную часть кухни занимают низкие продолговатые печи, использующиеся для приготовления пищи и отопления лежанок «кан».

Главный внутренний двор в сыхэюанях использовался для большинства жизненных процессов. Помещения членов семьи размещаются в доме в зависимости от их социального статуса. Жилые блоки к северу от внутреннего двора называются главными комнатами. Главный дом, обычно, состоит из трех комнат: гостиной посередине для сбора семьи в праздники и поминок, спальни хозяев дома с восточной стороны и кабинет хозяина с западной. Вторая супруга, если такая была, жила в комнате с западной стороны. Западные и восточные флигели занимали сыновья с семьями, а если сын был только один, то один из флигелей исполнял роль гостевой комнаты.Для незамужних дочерей строились помещения к северу от главных комнат, между ними располагался северный двор, используемый для личных нужд семьи и ве­дения хозяйства, в него не принято приглашать посторонних. Плохо освещаемые южные комнаты были предназначены размещения в них туалета, кухни и помещений для слуг [55].

Китайский дом насыщен малыми архитектурными формами и декором (резьба, роспись и др.). Традиционно в оформлении сыхэюаней для окраски элементов конструкций и декора используются яркие цвета. В оформлении оконных и дверных проемов и других элементов здания широко используются богато украшенные резные деревянные решетки. Для украшения внутренних стен не редко используют проемы традиционных форм: круг, квадрат, ваза, цветок, и т.д. Особое внимание уделяется декорированию главного входа и стены духов [55].

Япония. Минка. Был выбран тип японского традиционного жилища – минка[76]. Существует дватипа данного жилища: сельские («нока») и городские («матия»), каждый из них насчитывает свои разновидности (например, нока разделяется на гассё, кубо и пр ., матия – на матия,окия, нагая и т.д.) [56].

Каркас минка выполнен из дерева, имеет особый способ опирания на камни фундамента и обладает высокой сейсмической устойчивостью. Внешние стены изготавливались из глины и бамбука, внутренние стены заменяли скользящие перегородки-ширмы («фусума») [89]. Крыша двух- или четырехскатная, с широкими козырьками и подчас со значительным уклоном. Материал кровли разнообразен: дерн, тростник, черепица.

Дома «матия», примыкая друг к другу, формировали городскую застройку. Их планировка была вытянутой вглубь квартала, жилые помещения располагались одно за другим. Фронтальный фасад городского дома был узким, так как от величины этого фасада зависел налог на здание [57]. За ним часто располагался небольшой магазинчик или мастерская. Все жилые помещения связывались сбоку длинным сквозным коридором с земляным полом.Отрицательной чертой «матии» является плохая инсоляция помещений из-за освещенности только двух фасадов из четырех [36]. В крупных матия этотнедостаток частично исчезал за счет освещения комнат из открытых внутренних малых садов тсубо (цубо) [56].

Сельские дома – это отдельно стоящие здания, поэтому они представляют большее разнообразие архитектурных форм и стилистических приемов. Высокие крыши в стиле «гассё»(«гассё-дзукури») – самый узнаваемый тип крыш. Из-за своей высоты они сводили на нет необходимость наличия дымохода. Конструкции крыши не позволяли снегу и влаге задерживаться, делая крышу практически непромокаемой [36].

Единица измерения, ставшая стандартом жилой японской архитектуры – кен – интервал между двух колонн. Эта единица претерпевала многие изменения, была равна то 197 см, то 181,8 см. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами[77]. Стандартный татами – это прямоугольный мат размером около 182 см в длину, 91 см в ширину и толщиной 40–60 мм. Площадь одного татами около 1,5 кв. м.

В традиции японского жилища нет отопления, есть обогревание. Зимой в японском доме холодно, само помещение не отапливается, используются только средства, чтобы согреть самого человека. В зимний период небольшие внутренние помещения обогреваются жаровнями – встроенными в приподнятый пол очагами без дымохода. Дым от таких жаровен уходил под крышу, в которой иногда делалось небольшое вентиляционное отверстие. Дым не мешал дыханию, но сильно пачкал солому в крыше. Помимо тепла от жаровен, можно согреться в бане «о-фуро [78]». Принятие бани было почти ежедневным ритуалом, из-за экономии воды появился обычай мыться всей семьей в одной воде. Мыться начинали с мужчин по старшинству, затем мылись женщины. Чтобы вода дольше оставалась чистой, было принято мыться перед «о-фуро» из шайки. В городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения [25].

Японский традиционный дом рассчитан на муссонный климат срединной и южной части крупнейшего в Японии острова Хонсю и более южных японских островов, где жила основная часть населения страны. Его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой на севере о. Хонсю и о. Хоккайдо. В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты [89].

Свет – очень важный элемент японского жилища. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все ширмы закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент.

Главный вход в здание – большая деревянная дверь «одо». На земляной пол, на высоте около 50 см, устанавливается деревянный настил, на котором люди принимают пищу, сидят, спят и т.д. Японцы едят сидя на «футонах [79]». Перед каждым из едоков ставится маленький столик с едой. Мебель доведена до минимальных размеров. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Для сна вместо кроватей также используются «футоны», которые убираются в специальные ниши в стенах и встроенные шкафы сразу после сна. К матрацам прилагались подушка (раньше полено) и одеяло. В дневное время одна и та же традиционная японская комната служит гостиной и столовой, а ночью, она может быть использована в качестве спальни с разложенным «футоном» [89]. Складские помещения («кура») и вспомогательные постройки располагались в задней части дома.

В одной из комнат дома обязательно должна быть ниша – «токонома [80]». В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа – статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее [72].

Россия. Изба. Для данного исследования был выбран тип русского  традиционного жилища – изба[81]. Основой избы является венец[82] – вид деревянной кладки. По объему простая изба представляет однокамерное жилище (четырехстенок, изба-клеть[83]), но были и другие по конфигурации жилища. Двухкамерные дома (пятистенки[84]) – срубы, перегороженные внутренней стеной на два помещения[31]. Четырехкамерные дома (шестистенки) – «крестовые избы[85]», перегороженные двумя пересекающимися стенами, делившими постройку на четыре помещения[8].Двухкамерные постройки состояли из жилой избы и сеней[86]. Сени были обязательной пристройкой даже в избе-клети, вызваннойжеланием защитить единственное помещение в избе от холода [6]. Трехкамерные избы с прирубом[87] включали в себя жилое помещение, сени и горницу[88][75].

Русские избы можно разделить на две группы: жилища с завалинкой[89] и на подклете[90]. В основе этого разделения лежат климатические условия, в которых располагались жилища. Чем выше над землей расположен пол, тем теплее жилище, поэтому в северных районах избы строились на подклете. В южных районах пол настилался низко над землей, и жилище утеплялось завалинкой – невысокой загородкой, заваливаемой землей. Летом завалинку отваливали, чтоб просохли нижние венцы избы [8].

Попытка объединить несколько изб в одну отразилась в двойных и тройных избах. Решение планов двойных изб самое разнообразное, можно выделить три основных схемы: соединение двух жилых изб; соединение двух изб с использованием подклети одной избы в качестве помещения для крытого двора; соединение жилой избы с крытым двором или сараем. Тройные избы подразделяются по функциональному признаку на три схемы размещения помещений, в которых соединяются: жилая изба – крытый двор – сарай для скота; изба – крытый двор – изба; изба – развитые сени – крытый двор[8].

Отапливается русская изба печью.Печи различались по наличию и конструкции дымохода[91]. Древнейшая форма русской печи курная, или черная, не имела дымохода. Устье ее служило как для закладки топлива, так и для выхода дыма. Во время топки дым заполнял верхний ярус избы, поэтому он всегда был покрыт толстым слоем копоти. Для выхода дыма из помещения, даже в зимнюю стужу, приходилось открывать настежь дверь, в связи с чем, в некоторых курных избах она делалась двойной. Для этого же делалось и дымовое отверстие, прорезаемое в потолке или в стене, примыкающей к сеням. После окончания топки отверстие закрывалось вьюшкой из деревянного щитка или мешком, набитым тряпьем. Черные печи были дешевы, прочны и требовали меньше топлива, этим объясняется их долгое употребление. В печах с топкой по-белому дым поднимался в выложенный из кирпича над шестком кожух, откуда отводился лежаком, патрубком или камелью, также сложенным из кирпича, в сени или на чердак. Дымоход заканчивался дымником[92] или кирпичным боровом с выводной трубой. Дымник – деревянная труба, устраивалась высоко над крышей. Для выхода дыма в нем делали орнаментированную прорезь. Сверху дымник покрывали двускатной кровлей срезнымохлупнем[93]. Промежуточной формой между двумя видами печей были полубелые печи, имевшие кожух, но лишенные борова, функции которого выполняла коленчатая железная труба. После протапливания железная труба снималась[75].Ставилась печь на мощный опечек, сложенный из брусьев прямо на земле под полом, проходивший сквозь пол и служивший фундаментом тяжелой печи.Русская печь массивна, занимает добрую четверть избы, это связано с тем, что чем массивнее печь, сбитая из глины или сложенная из кирпича, сформованного из той же глины, тем больше тепла она накапливает и дольшеего держит, постепенно отдавая его помещению[8].

Большое значение придавалось устройству ворот. Ворота располагаются в непосредственной близости от фасада дома. Они устраиваются как в крытых, так и открытых замкнутых дворах. В крытом дворе ворота прорубаются в бревенчатых стенах двора. Ворота в открытых замкнутых дворах являлись частью ограды. В русских деревнях распространен ассиметричный тип ворот с проезжей частью и одной калиткой. Вся конструкция ворот в большинстве случаев перекрывалась двускатной тесовой, иногда соломенной крышей, предохраняющей столбы, створки ворот и калитки от действия атмосферных осадков. Конструкция изб на подклете обусловила необходимость строительства крыльца[94]. Простейший тип крыльца состоит из лестницы и верхней площадки. Иногда в избах строилась терраса – тесовая пристройка с большими окнами или открытая с боков [75].

Окна, два или три (типичной была изба в три окна по фасаду), прорубались в передней стене, напротив входа. Окна разделялись на волоковые и косящатые (красные). Волоковое окно, небольшое по размеру, задвигалось («заволакивалось») после окончания топки массивным ставнем. Косяшатые окна служили для освещения жилища, в них вставлялись косяки, в которых закреплялась оконница, рама.Расстекловка в старину была мелкая, потому что изготовлялось стекло небольшого размера. Оконное стекло появилось довольно поздно, до его появления окна «стеклили» тонкими пластинками слюды. Окна почти всегда устанавливались со ставнями, которые служили для закрытия окон и играли декоративную роль. На юге ставни предохраняли от дневной жары, на севере – от холода[8, 75].

Простейшая планировочная схема избы сводится к размещению входной зоны в части здания, ориентированной на север, и жилого помещения, выходящего на солнечную сторону [6]. Основная жизнь семьи протекала в отапливаемой избе, здесь готовили пищу, отдыхали и работали. В тесных избах бедных слоев населения внутреннее пространство использовалось максимально рационально, там могла разместиться не только семья, но и некоторые домашние животные зимой [75]. Один из четырех углов в избе занят печью. По диагонали от печи, напротив входа, находится красный (передний, святой) угол. Это было самое парадное и чистое место в избе. Здесь располагалась божница с образами, иконами,под которойразмещался обеденный стол, за которым семья ела, обсуждала дела и совершала обряды, а по двум стенам в угол сходились лавки.Места подле стола были постоянными: мужчины сидели на лавке у окна во двор, девушки и дети на лавке перед окном на улицу, хозяйка на этой же лавке, но с края. Место в самом углу считалось самым почетным [8].

Другой угол, расположенный напротив красного,– печной или бабий угол (кут, куть, середа, теплюшка). Печной угол и пространство от него до противоположной стены – место хозяйки, здесь проходили женские работы: женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали, вязали, нянчили младенцев (зыбка для младенца располагалась в бабьем углу). В печном углу располагались:пирожный брус[95], столбушка[96], залавок, судник, палавешник[97],блюдница[98], мельные полати[99], медный или чугунный рукомойник, корчага с расходной питьевой водой, лохань для помоев, ручные жернова для размола небольших партий муки, ухваты, кочерга, лопата для хлебов и т.д. Границей между середой и остальной избой был пирожный брус. Вдоль него вешалась занавеска или иногда устанавливались глухие перегородки. Мужчины воздерживались от того, чтобы заходить в бабий кут, а появление здесь постороннего мужчины рассматривалось как оскорбление всей семье. Во время мужских пиров женщины сидели за занавеской[8, 75].

Четвертый угол, обычно возле входной двери – мужской угол, рабочее место хозяина, здесь он выполнял мелкие мужские работы: шорничал, сапожничал, плел лапти, корзины и так далее [8].

Для каждого члена семьи были предусмотрены свои места для сна. Местом для сна детей служили полати, занимавшие на высоте, превышающей человеческий рост, все пространство от боковой стенки печи до противоположной боковой стены дома и от порога до печного столба. Представляли собой настил из досок поверх полатных брусов, обрамленный поставленной на ребро доской (линейкой) или невысокими перильцами, предотвращающими падение с полатей. Недалеко от входа находился ларь (коника) – на нем спал хозяин. Верхняя плоскость голбца[100] (подполье) служила лежанкой, на которую подымались по ступеням, устроенным между ним и торцевой стеной дома. Здесь, так же, как и на печи, спали главным образом старики. Существовали так же и кровати. Спинки кроватей (изголовье и изножье) чаще всего делались глухими[75]. Для хранения имущества в бедных семьях использовали кадки или сундуки, в богатых – изголовники, короба, богато украшенные сундуки. Для хранения продовольственных запасов и личных вещей использовались складские постройки, амбары [76].

Внешнему облику русского жилища был свойственен своеобразный «наряд».К этому наряду следует отнести декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьба, живопись, раскраска, лепка, орнаментальные узоры), и различные архитектурные детали, имеющие определенное утилитарное назначение и в то же время играющие декоративную роль (крыльца, террасы, балконы, мезонины[101], галереи, ворота, наличники[102] и ставни окон, пилястры[103], подзоры[104], причелины[105], полотенца[106], курицы[107], потоки[108], повалы[109], охлупни и карнизы).Последниев свою очередьпокрывались художественными украшениями. На характер украшений влияло имущественноеположение и существование определенных плотничьих традиций и навыков. Большое значение при создании архитектурных украшений имело также индивидуальное творчество мастера, придающее им черты самобытности [75].


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.