Систематизация задач впервые была представлена В. И. Лубовским (1989) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Систематизация задач впервые была представлена В. И. Лубовским (1989)

2021-06-01 135
Систематизация задач впервые была представлена В. И. Лубовским (1989) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА В. И. ЛУБОВСКИМ (1989)

ЗАДАЧИ:

1. Общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития аномального ребенка:

· Раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей

· Раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям

· Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей

· Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии

2. Изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, т. Е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Выявление путей компенсации дефекта и развития психи в целом.

4. Разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

НАУКИ: педагогика, коррекционная педагогика, психология, возрастная психология, генетика, невропатология, психиатрия, философия, социология, клиническая и инженерная дисциплины.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ(ТАБЛИЦА)

· Дети с атипией развития – изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов

· Психопрофилактика – предотвращение

· Психодиагностика – выявление

· Психокоррекция – воздействие

· Реабилитация – восстановление

· Компенсация – возмещение

· Адаптация – приспособление

· Интеграция внедрение

ТЕОРИИ:

· Теория деятельности А. Н. Леонтьев

· Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин

· Теория мозговой локализации высших психических функции А. Р. Лурий

· Идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка.

· Современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях

ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ –

1. Детерминизма – каждая атипия развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения.

2. Развития – положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии.

3. Деятельности – связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности.

4. Единства сознания и деятельности – утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека.

5. Системного структурно – динамического изучения – представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов.

6. Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка включает параметры:

· Отношение к ситуации обследования и заданиям

· Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий

· Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции

· Продуктивное использование помощи взрослого

· Умение выполнять задание по аналогии

· Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений

МЕТОДЫ: методы исследования, профилактики, воздействия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки

НАУЧНЫЙ МЕТОД – это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

МЕТОДИКА – это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации.

ЭКСПЕРИМЕНТ – естественный и формирующий. Благодаря использованию формирующего удается продуктивно решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития – ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ПАТАЛОГИЧЕСКИХ.

Использование ТЕСТОВ может быть продуктивным при условии ясного осознания из возможностей и ограничений. Тестовые техники хороши своей экономичностью, возможностью дать четкую количественную оценку полученному результату.

Применение метода наблюдения не имеет специфики как эксперимент и он обязательно дополняется анамнестическим методом. Сбор анамнестических методов проводится путем БЕСЕД психолога с родителями, учителями, путем анализа имеющейся документации.

К методам обработки информации относят все способы анализа:

1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – (Б. В. Зейгарник, 1973, 1976; С. Я. Рубинштейн 1970, 1979; А. Я. Иванова, 1973, 1976; В. В. Лебединский, 1985; С. Д. Забрамная, 1988 и др.)

Предмет изучения патопсихологов составляли, главным образом, нарушения познавательной деятельности ребенка. Использовался в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых детей. На основе всестороннего изучения аномалий психического развития отечественные дефектологи создали целостную концепцию коррекционного обучения разных групп атипичных детей. Работы Г.М. Дульнева, Т.А. Власовой, Л. В. Занкова, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева и их учеников отражают процесс постепенного познания закономерностей формирования и функционирования психики в условиях нарушения ее развития.

Однако изучение нарушений психического развития с позиций патопсихологии имело в ОСНОВНОМ КЛИНИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ - причиной этих нарушений считался "дефект'', который понимался в традиционно дефектологическом или психиатрическом смысле.

2. В последнее десятилетие получил развитие НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ нарушений развития, разработанный научной школой А.Р. Лурия (Цветкова Л.С., 1997; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., 1997; Семенович А.В., 1998, 2001, 2002; Семаго М.М., Семаго Н.Я., 1998, 2001; Усанова О.Н., 1990, 1995, 2002 и др.).

Нейропсихологический анализ применяется и в рамках СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА к изучению нарушений развития (Усанова О.Н.; 1990, 1995, 2003). Этот подход предполагает качественный анализ деятельности и поведения ребенка в их неразрывной связи с состоянием высших психических функций. Предметом изучения служит жизненный опыт ребенка, его игровая деятельность, навыки самообслуживания, интересы, общительность, эмоциональное реагирование на различные ситуации.

различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА - система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

ВТОРИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится ПСИХОДИАГНОСТИКА ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

ТРЕТИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ можно представить компактным и психологически содержательным образом:

  1. оптимизация социальной ситуации развития ребенка;
  2. развитие доступных ребенку видов деятельности и форм активности;
  3. формирование соответствующих возрасту психических новообразований.

ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ подразумевает мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 

ЧАСТНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ в данной классификации представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков. Частнаяпсихокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он может наполнить программу индивидуальной или групповой работы.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - это система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста (посредством методик, приемов, организационных мер) в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности. Специальная психокоррекция направлена на преодоление девиации поведения, затруднения адаптации

 

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ охватывает широкий круг вопросов, связанных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно отсталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития.

Этот раздел специальной психологии формировался как сравнительная психология нормальных и аномальных детей.

Соответствующие исследования позволили выявить не только закономерности психического развития умственно отсталых детей, но и решить общенаучные теоретические задачи, в частности, раскрыть некоторые закономерности развития психики, общие как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Развитие олигофренопсихологии связано с именами Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Н.Т. Морозовой, X.С. Замского, С.Я. Рубинштейн и др. Ныне в этой области активно работают М.Н. Перова, В.Г. Петрова, В.В. Воронкова, Ю.Т. Матасов и др.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ также имеет богатую историю: когнитивное развитие при дефектах слуха исследовалось достаточно широко. Результаты научных исследований отражены в монографиях о психологии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р.М., 1963; Шиф Ж.И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И.М., 1971); развитии у них памяти и мышления (Розанова Т.В., 1978). В настоящее время в этой области развивают исследования М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая, Б.Е. Пеннин и др.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ тоже изучает психическое развитие в условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психологии подробно исследуется познавательная деятельность при дефектах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нарушениями зрения (Земцова М.И., Кулагин Ю.Г., 1984; Костючек Н.С., Литвак А.Г., 1972; Солнцева Л.И. и др.). Эти исследования в настоящее время актуальны и продолжаются Л.И. Плаксиной, Г.И. Никулиной, В.А. Феоктистовой и многими другими.

Большой вклад в изучение слепоглухонемых детей внесли И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Ярмоленко и др. Ими была доказана и подтверждена на практике возможность достаточно высокого уровня развития слепоглухонемых. В литературе описаны уникальные случаи компенсации слепоглухих, которые овладевали устной речью, достигали высокого уровня интеллектуального развития и значительных успехов в обыденной жизни (Л. Бриджмен, Э. Келлер, О.И. Скороходова, О.И. Виноградова и др.). Широко известна книга Э. Келлер "История одной души'' и книга О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир''.

У значительного количества детей с атипичным развитием имеются нарушения речи. Для многих из них эти нарушения являются ведущими, первичными. Такие нарушения изучаются ЛОГОПСИХОЛОГИЕЙ - разделом специальной психологии, возникшим на базе логопедии. Логопсихология выделилась относительно недавно, хотя соответствующие исследования проводились еще на заре развития логопедии.

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОЗВОЛИЛО РЕШИТЬ ЦЕЛЫЙ РЯД ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

  1. произошло углубление общепсихологического понимания познавательной деятельности; в специальной психологии описаны факты нарушений психического развития, разработаны и апробированы психодиагностические системы для выявления и дифференциации различных видов этих нарушений;
  2. проделана и продолжается колоссальная работа по научно-методическому обеспечению обучения и воспитания детей с нарушениями психического и физического развития.

В целом исторический анализ свидетельствует о неразрывности и взаимообусловленности специальной психологии и дефектологии, особенно наглядна подобная взаимосвязь с важной составляющей дефектологии - специальной педагогикой.

 

Феноменологический уровень.

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

*ТОТАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ:
-простой уровновешанный
-аффективно-возбудимый(а-возбудимая форма; б-аффективная форма)
-тормозимо-инертный (а-тормозная форма; б-аутоподобная форма)

*ПАРЦИАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ отдельных компонентов психической деятельности

-парциальное недоразвитие преимущественно регуляторного компонента деятельности:
а)регуляторное недоразвитие с трудностями удержания алгоритма деятельности;
б)рег-е нед-е с высоким уровнем психического тонуса;
в)рег-е нед-е со сниженным психическим тонусом.

-парциальное недоразвитие преимущественно когнетивного компонента деятельности:
а)недостаточность вербально-логическго компонента познавательной деятельности;
б)недостаточность иных компонентов познавательной деятельности.

-смешанное парциальное недоразвитие.

* ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ.

-темпово-задержанное развитие(гармонический инфантилизм);
-неразвномерно-задержанное(дизгармонический инфантилизм)

а)экстрапунитивная форма неравномерно задержанного развития;
б)интрапунитивная форма неравномерно задержанного развития.

Асинхронное развитие. Варианты и формы

*ДИСГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ:
-экстрапунитивный вариант развития
-интрапунитивный вариант развития

*ОДАРЕННОСТЬ
-парциональные варианты одаренности
-тотально одаренные во всех сферах деятельности.

* ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ
-преимущественное искажение аффективно-эмоциональной сферы
-преимущественное искажение когнетивной сферы

* ДЕЗИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ( 2-2,5г)

 

Поврежденное развитие. Варианты и формы.

*РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦНС:
-локально поврежденное развитие
-диффузно поврежденное развитие

*РАЗВИТИЕ НА ФОНЕ ПОСТРАВМАТИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПОСЛЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ.

Дефицитарное развитие. Варианты и формы.

*ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ДИСТАНТНЫХ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ
-дефицитарность слухового восприятия
-дефицитарность зрительного восприятия.

*РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТАРНОСТИ ОПОРНО ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

*РАЗВИТИЕ У УСЛОВИЯХ СОЧЕТАННОЙ(МНОЖЕСТВЕННОЙ) ДЕФИЦИТАРНОСТИ

*РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТАРНОСТИ ИНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.).

Наиболее полно НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к классификации представлен в работах А.В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений.

1.СИНДРОМЫ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ:
-функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;
-функциональная несформированность левой височной области;
-функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);
-функциональная несформированность правого полушария мозга.

2СИНДРОМЫ ДЕФИЦИТАРНОСТИ:
-функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;
-функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром.

 

МЕХАНИЗМЫ:                 

КОММУНИКАТИВНЫЙ
ДЕПРИВАЦИОННЫЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА В. И. ЛУБОВСКИМ (1989)

ЗАДАЧИ:

1. Общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития аномального ребенка:

· Раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей

· Раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям

· Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей

· Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии

2. Изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, т. Е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Выявление путей компенсации дефекта и развития психи в целом.

4. Разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

НАУКИ: педагогика, коррекционная педагогика, психология, возрастная психология, генетика, невропатология, психиатрия, философия, социология, клиническая и инженерная дисциплины.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ(ТАБЛИЦА)

· Дети с атипией развития – изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов

· Психопрофилактика – предотвращение

· Психодиагностика – выявление

· Психокоррекция – воздействие

· Реабилитация – восстановление

· Компенсация – возмещение

· Адаптация – приспособление

· Интеграция внедрение

ТЕОРИИ:

· Теория деятельности А. Н. Леонтьев

· Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин

· Теория мозговой локализации высших психических функции А. Р. Лурий

· Идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка.

· Современные теоретические представления о социализации и социальных влияниях

ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ –

1. Детерминизма – каждая атипия развития обусловлена специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразна по механизмам своего возникновения.

2. Развития – положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии.

3. Деятельности – связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности.

4. Единства сознания и деятельности – утверждение, что их единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека.

5. Системного структурно – динамического изучения – представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов.

6. Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка включает параметры:

· Отношение к ситуации обследования и заданиям

· Способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий

· Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции

· Продуктивное использование помощи взрослого

· Умение выполнять задание по аналогии

· Отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений

МЕТОДЫ: методы исследования, профилактики, воздействия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ слагаются из методов сбора информации и методов ее обработки

НАУЧНЫЙ МЕТОД – это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА, СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

МЕТОДИКА – это конкретное воплощение метода, определенная техника его реализации.

ЭКСПЕРИМЕНТ – естественный и формирующий. Благодаря использованию формирующего удается продуктивно решить задачу по дифференциации трех основных характеристик психического развития – ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ПАТАЛОГИЧЕСКИХ.

Использование ТЕСТОВ может быть продуктивным при условии ясного осознания из возможностей и ограничений. Тестовые техники хороши своей экономичностью, возможностью дать четкую количественную оценку полученному результату.

Применение метода наблюдения не имеет специфики как эксперимент и он обязательно дополняется анамнестическим методом. Сбор анамнестических методов проводится путем БЕСЕД психолога с родителями, учителями, путем анализа имеющейся документации.

К методам обработки информации относят все способы анализа:

1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – (Б. В. Зейгарник, 1973, 1976; С. Я. Рубинштейн 1970, 1979; А. Я. Иванова, 1973, 1976; В. В. Лебединский, 1985; С. Д. Забрамная, 1988 и др.)

Предмет изучения патопсихологов составляли, главным образом, нарушения познавательной деятельности ребенка. Использовался в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых детей. На основе всестороннего изучения аномалий психического развития отечественные дефектологи создали целостную концепцию коррекционного обучения разных групп атипичных детей. Работы Г.М. Дульнева, Т.А. Власовой, Л. В. Занкова, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, И.М. Соловьева и их учеников отражают процесс постепенного познания закономерностей формирования и функционирования психики в условиях нарушения ее развития.

Однако изучение нарушений психического развития с позиций патопсихологии имело в ОСНОВНОМ КЛИНИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ - причиной этих нарушений считался "дефект'', который понимался в традиционно дефектологическом или психиатрическом смысле.

2. В последнее десятилетие получил развитие НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ нарушений развития, разработанный научной школой А.Р. Лурия (Цветкова Л.С., 1997; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., 1997; Семенович А.В., 1998, 2001, 2002; Семаго М.М., Семаго Н.Я., 1998, 2001; Усанова О.Н., 1990, 1995, 2002 и др.).

Нейропсихологический анализ применяется и в рамках СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА к изучению нарушений развития (Усанова О.Н.; 1990, 1995, 2003). Этот подход предполагает качественный анализ деятельности и поведения ребенка в их неразрывной связи с состоянием высших психических функций. Предметом изучения служит жизненный опыт ребенка, его игровая деятельность, навыки самообслуживания, интересы, общительность, эмоциональное реагирование на различные ситуации.

различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА - система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

ВТОРИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится ПСИХОДИАГНОСТИКА ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

ТРЕТИЧНАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - это метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Можно рассматривать этот метод и как систему психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ можно представить компактным и психологически содержательным образом:

  1. оптимизация социальной ситуации развития ребенка;
  2. развитие доступных ребенку видов деятельности и форм активности;
  3. формирование соответствующих возрасту психических новообразований.

ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ подразумевает мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 

ЧАСТНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ в данной классификации представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков. Частнаяпсихокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он может наполнить программу индивидуальной или групповой работы.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - это система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста (посредством методик, приемов, организационных мер) в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности. Специальная психокоррекция направлена на преодоление девиации поведения, затруднения адаптации

 

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ охватывает широкий круг вопросов, связанных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно отсталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития.

Этот раздел специальной психологии формировался как сравнительная психология нормальных и аномальных детей.

Соответствующие исследования позволили выявить не только закономерности психического развития умственно отсталых детей, но и решить общенаучные теоретические задачи, в частности, раскрыть некоторые закономерности развития психики, общие как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Развитие олигофренопсихологии связано с именами Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Н.Т. Морозовой, X.С. Замского, С.Я. Рубинштейн и др. Ныне в этой области активно работают М.Н. Перова, В.Г. Петрова, В.В. Воронкова, Ю.Т. Матасов и др.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ также имеет богатую историю: когнитивное развитие при дефектах слуха исследовалось достаточно широко. Результаты научных исследований отражены в монографиях о психологии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р.М., 1963; Шиф Ж.И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И.М., 1971); развитии у них памяти и мышления (Розанова Т.В., 1978). В настоящее время в этой области развивают исследования М.Н. Никитина, Е.Г. Речицкая, Б.Е. Пеннин и др.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ тоже изучает психическое развитие в условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психологии подробно исследуется познавательная деятельность при дефектах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нарушениями зрения (Земцова М.И., Кулагин Ю.Г., 1984; Костючек Н.С., Литвак А.Г., 1972; Солнцева Л.И. и др.). Эти исследования в настоящее время актуальны и продолжаются Л.И. Плаксиной, Г.И. Никулиной, В.А. Феоктистовой и многими другими.

Большой вклад в изучение слепоглухонемых детей внесли И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Ярмоленко и др. Ими была доказана и подтверждена на практике возможность достаточно высокого уровня развития слепоглухонемых. В литературе описаны уникальные случаи компенсации слепоглухих, которые овладевали устной речью, достигали высокого уровня интеллектуального развития и значительных успехов в обыденной жизни (Л. Бриджмен, Э. Келлер, О.И. Скороходова, О.И. Виноградова и др.). Широко известна книга Э. Келлер "История одной души'' и книга О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир''.

У значительного количества детей с атипичным развитием имеются нарушения речи. Для многих из них эти нарушения являются ведущими, первичными. Такие нарушения изучаются ЛОГОПСИХОЛОГИЕЙ - разделом специальной психологии, возникшим на базе логопедии. Логопсихология выделилась относительно недавно, хотя соответствующие исследования проводились еще на заре развития логопедии.

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОЗВОЛИЛО РЕШИТЬ ЦЕЛЫЙ РЯД ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

  1. произошло углубление общепсихологического понимания познавательной деятельности; в специальной психологии описаны факты нарушений психического развития, разработаны и апробированы психодиагностические системы для выявления и дифференциации различных видов этих нарушений;
  2. проделана и продолжается колоссальная работа по научно-методическому обеспечению обучения и воспитания детей с нарушениями психического и физического развития.

В целом исторический анализ свидетельствует о неразрывности и взаимообусловленности специальной психологии и дефектологии, особенно наглядна подобная взаимосвязь с важной составляющей дефектологии - специальной педагогикой.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.