Как песок и глина впитывают воду. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Как песок и глина впитывают воду.

2021-06-01 17
Как песок и глина впитывают воду. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материал

О работе кружка

По экспериментальной деятельности

«Маленькие ученые»

С детьми второй младшей группы № 5

На 2017 – 2018 учебный год

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушением речи № 12»

 

Республика Татарстан

Город Нижнекамск

Пояснительная записка

Комплекс развивающих занятий по платным услугам «Маленькие ученые» разработан на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

2. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Пособий: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е.А., Сучкова И.М. /Волгоград/ - 2010г.; «Ребенок в мире поиска» - Программа под ред. Дыбиной О.В., Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

3. Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13

Комплекс рассчитан на 64 занятия с октября по май, по 2 занятия в неделю (в месяц 8 занятий).

В процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Основные формы обучения:

· Экспериментирование

· Наблюдение

· Моделирование и анализ заданных ситуаций

· Нетрадиционное рисование, лепка и аппликация

· Беседы

· Рассказы педагога и детей

Цели и задачи:

ü Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

ü Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;

ü развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе

ü экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

ü развивать у детей способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента

ü В процессе экспериментирования, пополнять словарь детей, словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

ü получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),

ü получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

 

Октябрь.

Песок и глина.

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

 

Занятие № 1

«Кто такой - Ученый?»

Цель: Познакомить детей с профессией «Ученый»

Оборудование: Картинки по теме, стихи, предметы используемые в труде ученого.

Структура:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Рассматривание иллюстраций

3. Рассматривание предметов труда

4. Физ – минутка

5. Обсуждение

Ход: Отправление в путешествие науки, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, обсуждение профессии. Рассказ детям о том, чем мы будем заниматься в кружке.

 

Занятие №2

Опыт №1

«Посыпалки». Сыпучесть песка и глины.

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод.

Ход: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок.

Вывод: Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

 

Занятие № 3

Опыт №2

«Песчинки» Сравнение частичек песка и глины

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло. Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
Вывод: песок состоит из зернышек – песчинок, а глина – из слипшихся, очень мелких частичек. Глина похожа на пластилин.

 

Занятие № 4

Опыт №3

Занятие № 5

Опыт №4

Занятие № 6

Опыт №5

«Барханы»

Оборудование: блюдо с песком, резиновый шланг.

 Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Поставить перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Несильно, но довольно долго дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. Чтобы выяснить надо сделать следующее."Посадить" (воткнуть) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё растение. Откопать его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

 

Занятие № 7

Эксперимент 6

«Волшебный материал»

Занятие № 8.

Творческий итог

«Угощение для друзей»

Оборудование: глина, стека, дощечки на каждого ребенка, салфетки, куклы – друзья, круглое печенье.

Структура:

1. Организационный момент

2. Беседа о дружбе

3. Вспомнить о свойствах глины

4. Физминутка

5. Самостоятельная работа

6. Пальчиковая гимнастика

7. Итоговая часть

Ход: организационный момент, разговор о дружбе, вспомнить свойства глины, самостоятельная работа – лепка печенья.

Итог: высушить печенья, угостить кукол.

 

 

Ноябрь – декабрь

Вода

Цель: Познакомить детей со свойствами воды; вызвать интерес к получению новых знаний; развивать речь, активизировать словарь за счёт новых слов, используемых в ходе опытов (различные свойства воды, состояние, обитатели); воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о сохранности всего живого; развивать умение ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца; закреплять умение работать в коллективе.

 

Занятие № 1

Опыт №1

Откуда берется вода?

Оборудование: горячая вода, ёмкость, охлажденная металлическая крышка.

1.  Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

                                                                       

Ход: Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.

Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осе­ли на крышке

Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крыш­кой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Занятие № 2

Опыт №2

Есть ли у воды форма?

Оборудование: стеклянная банка с водой, пустой стакан, шар, кубик, банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

 Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В. Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки). Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом.

Вывод: Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

 

Занятие № 3

Опыт №3

Занятие № 4

Опыт №4

Прозрачная вода

Оборудование: 1 стаканчик с водой, 1 с молоком, палочки или ложечки. Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

 

Занятие № 5

Опыт №5

Подушка из пены

Оборудование: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?
Вывод: не все предметы тонут в мыльной пене.

Занятие № 6

Опыт №6

Пар - это тоже вода

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

 

Занятие № 7

Опыт №7

Звенящая вода

Оборудование: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?
Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон?
Вывод: На звон влияет количество воды, звуки получаются разные

 

Занятие № 8.

Творческий итог

Рисование по мокрому

 

Оборудование: Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№ 6 и № 3), салфетки на каждого ребёнка.

Структура: Структура:

1. Организационный момент

2. Вспомнить о свойствах глины

3. Физминутка

4. Самостоятельная работа

5. Пальчиковая гимнастика

6. Итоговая часть

Ход:

Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками? Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя), рука движется свободно. А потом уже по мокрому листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

 

Занятие № 9

Опыт № 8

«Сухой из воды»

Оборудование: стакан, салфетка или вата, тазик с водой.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Вывод:

Занятие № 10

Опыт № 9

Какого цвета водичка?

Оборудование: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.

Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.

 Ребенок запоминает названия каждой краски.

Листочек взрослого  откладывается.

Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.

Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.

Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.

«Какой же шарик?»

 - «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

Вывод: Воду можно окрасить

Занятие № 11

Опыт № 10

Занятие № 12

Опыт № 11

Почему снег мягкий?

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

 

Занятие № 13

Опыт №12

Почему снег греет?

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Занятие № 14

Опыт №13

Тающий лед

Оборудование: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют вводу цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод

Вывод: при высокой температуры лет тает быстрее.

 

Занятие № 15

Опыт № 14

Водяная мельница

Оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Провести с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей показать им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее при ходит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Вывод: если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.

Занятие № 16

Творческий итог

Разноцветные сосульки

Оборудование: вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.

Структура:

1. Организационный момент

2. Вспомнить о свойствах воды

3. Физминутка

4. Самостоятельная работа

5. Пальчиковая гимнастика

6. Итоговая часть

Ход: Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, ка­ким образом можно изготовить такие игрушки.

Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку ос­вобождают от формы и вешают на ветку ели.

Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцвет­ных сосулек.

Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

 

Январь – февраль

Воздух

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

 

 

Занятие № 1

Опыт №1

Вытеснение воздуха водой

Оборудование: стакан, банка с водой.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воздух. Воздух прозрачный, невидимый.

 

Занятие № 2

Опыт №2

Воздушный шарик

Оборудование: воздушные шарики, нитки.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

Вывод: много воздуха можно найти в воздушном шарике.

 

Занятие № 3

Опыт №3

Ракета

Оборудование: воздушные шарики.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6.  Обсуждение. Вывод
Ход. Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Вывод: для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.

7.

Занятие № 4

Опыт №4

Мой весёлый звонкий мяч

Оборудование: Мячи спущенный и надутый

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

 

Занятие № 5

Опыт №5

Тонет - не тонет.

Оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.

 

Занятие № 6

Опыт №6

 Сколько весит воздух?

Оборудование: палка длиной около 60-ти см., верёвка, два воздушных шарика.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие.

Вывод: Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые, потому что воздух не имеет веса.

Занятие № 7

Опыт №7

Плыви, плыви, кораблик

Оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой).

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Вывод: кораблик плывет благодаря ветру. Если ветер сильный, то кораблик может перевернуться.

 

Занятие №8

Опыт № 8

Оборудование: Змейки, обогреватель.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход эксперимента: Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по-разному. Медленно - и тогда появляется тихий ветерок; быстро – появляется сильный ветер и даже ураган. Так что же заставляет воздух двигаться? Давайте проведём опыт. Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревателю. Что происходит? (Змейки начинают вращаться). Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло) Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким? (теплым). Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимающийся тёплый воздух заставляет змейку вертеться.

Вывод: Тёплый воздух легче холодного

Занятие № 9

Опыт №8

 Откуда появляются волны?

Оборудование: веер, ёмкость с водой

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.

Вывод: ветер - это движение.

 

Занятие № 10

Опыт №9

Воздух повсюду

Оборудование: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Загадать загадку: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух)
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети
надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?
Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Занятие № 11

Опыт №10

Воздух работает

Оборудование: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. Дети рассматривают воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком

Вывод: с помощью движения воздуха можно двигать предметы.

 

Занятие № 12

Опыт №11

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Вывод: что воздух можно поймать.

Занятие № 13

Опыт №12

Запах

Оборудование: долька апельсина, долька чеснока

Структура:

1. Вводная часть

2. Постановка исследовательской задачи

3. Пальчиковая гимнастика

4. Эксперимент

5. Физ – минутка

6. Обсуждение. Вывод

Ход. У воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? Нет. Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет? Апельсином. А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет? Чесноком. Запах передаётся по воздуху.

Вывод: у воздуха нет запаха.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.306 с.