Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-05-28 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Основные понятия: преступление, криминология, секьюритология, история науки о преступности, виктимность, латентность преступности, характеристики преступности, динамика, уровень и структура преступности.
Вопросы:
1. Введение в курс «Криминальные опасности и защита от них».
2. Преступность, ее основные характеристики и факторы.
Вопрос 1. Введение в курс «Криминальные опасности и
Защита от них»
Сегодня мы с вами приступаем к изучению учебного курса «Криминальные опасности и защита от них». Данный курс является синтетическим и проистекает из трех наук: социологии, криминологии и секьюритологии.
В курсе, опираясь на дисциплину «Социология безопасности», мы посмотрим на общество вообще и на российское общество в частности. Аспекты криминологии мы изучим в рамках 1 и 2 разделов данного курса. Секьюритология является основой 3 и 4 разделов настоящего курса.
Сердцевиной данного курса является преступность и меры защиты от нее. Что же такое преступность? Если говорить кратко – это социальная болезнь. Как болеет человек, точно так же болеет и общество. Болезнь же явление перманентное. С ней человечество не справилось вчера, не справляется сегодня, не справится и в будущем.
Преступность всегда интересовала людей. Человечество жило, живет и будет жить вместе с ней и столько, сколько преступность существует, искало и ищет методы и средства борьбы с ней. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов с древнейших времен. К ним присоединились и ученые других специальностей, больше всего медики и психологи.
Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать специально, ибо для того, чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо познать ее. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название криминология, что в переводе с латинского означает «учение о преступлении».
В рамках настоящего курса мы поймем, что такое преступность в целом, как государство и общество могут бороться с ней, какими средствами и методами они обязаны при этом пользоваться, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, и кто же такие преступники - отмеченные печатью Каина люди, или члены общества, поставленные обществом в положение изгоев, что первично в борьбе с преступностью – закон и наказание или меры экономического и социокультурного характера.
Наш курс рассматривает три блока проблем: 1) преступность, ее сущность, причины, закономерности и формы проявления, личность преступника и его жертвы, т.е. образно говоря – идентификация данного явления; 2) проблема борьбы с преступностью, ее предупреждения и локализации; 3) как защититься от преступности на личностном и социальном уровнях, в условиях, когда реально данную проблему настоящее человечество решить не может в принципе.
Преступление всегда совершается в обществе. Объектом настоящего курса является общество со всеми его плюсами и минусами, и именно минусы этого общества нам более всего интересны. Так как мы живем в современном обществе, нас интересует современное общество и его болезни. Поэтому предметом курса «Криминальные опасности и защита от них» является с одной стороны преступность как социальное явление, а с другой - пути и способы защиты от нее, уменьшение и локализация ее опасностей.
В отличие от правовых дисциплин для нас индифферентны проблемы чистого права, в рамках данного курса важнее прагматические аспекты: если невозможно победить преступность, то как жить в ее присутствии, как сгладить ее наиболее отвратительные стороны, как защититься от нее, что необходимо делать для ее предупреждения и локализации. При этом используется многообразие политических, социально-экономических, культурно-воспитательных и других рычагов.
В рамках курса наряду с общенаучными методами (формальная логика, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.) используются инструменты социологии, в частности опрос и изучение документов, наблюдение и эксперимент.
Используя данные социологии и криминологии, мы выявляем и фиксируем те факты социальной действительности, которые в наиболее полной мере отражают свойства и характеристики современного общества, даем им научное описание. Вскрывая на основе эмпирических данных и теоретических положений сущность исследуемых объектов, в частности, устанавливая закономерности преступности, действия ее причин, формирования личности преступника и его жертвы, функционирования системы предупреждения преступности, даем им научное объяснение. Соответственно нами прогнозируется будущее состояние общества и его болезни.
В рамках курса нами выделяются следующие задачи:
Аналитическая: исследование преступности, личности преступника и его жертвы, причин и условий преступности, их состояния в целом по категориям преступлений, системы и эффективности предупреждения и локализации преступности, пути и способы наиболее эффективного поведения по защите от криминальных опасностей.
Прогностическая. Курс «Криминальные опасности и защита от них» предлагает, хоть и в меньшей степени чем социология и криминология, долгосрочные и краткосрочные сценарии развития преступности, определяет закономерности конкретных видов преступлений, высказывает предположения о возможном развитии криминальных явлений.
Прагматическая. Вам предлагаются рекомендации по оптимальному поведению нормального человека в ситуации проживания в криминальной среде, каковой с 1917 г. является социальный субъект «Россия».
В нашем курсе, как комплексной области знаний, в качестве методологической базы используются законы, категории и понятия философии (например, законы диалектики Гегеля). Криминальный мир изучается криминологией и мы будем использовать ее наработки. Из социологии мы возьмем то, что касается содержания, форм проявления и механизмов действия функционирования общества. Связь с экономикой определяется тем, что часть процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики, соответственно, важную роль играют экономические меры предупреждения преступности. То же самое можно сказать о политологии с учетом того, что существуют криминогенные факторы в сфере политики. Данные психологии имеют значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности жертвы и правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов защиты от преступности и ее профилактики. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, образовательном учреждении, в современном российском обществе.
Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.
Преступность зародилась с появлением человеческого общества. Она была уже в Древнем Египте, о ней говорит Библия в притче об Авеле и Каине. Наука же о преступности сформировалась только в XIX веке (1885 г.), когда вышла в свет книга итальянского исследователя Р. Гарофало. Однако криминологические идеи суждения о сущности преступности и ее причинах, путях противодействия своими корнями уходят в глубь веков. Уже в работах древних философов (Платона, Аристотеля и др.) можно найти высказывания на сей счет. Уделяли внимание этим вопросам и мыслители Возрождения, а также последующего периода (Мартин Лютер, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Иеремия Бентам). Можно выделить три периода в истории криминологической мысли: классический, позитивистский, современный.
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!