Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей

2021-05-28 24
Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Нижний Тагил

2011

ББК

Печатается по решению ученого Совета факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (протокол № 1 от 22 сентября 2010 г.)

Рецензенты:

Четвериков Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук, начальник отдела управления учебным процессом Нижнетагильского технологического института (филиал) федерального государственного автономного образования учреждения ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».

Коновалов Александр Львович, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и социальной работы Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

Батаев В.В. Криминальные опасности и защита от них: Учебное пособие для студентов всех форм обучения факультета безопасности жизнедеятельности Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Нижний Тагил, 2011. 238 с.

 

Учебное пособие написано в соответствии с программой учебной дисциплины «Криминальные опасности и защита от них», Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие содержит лекции по дисциплине «Криминальные опасности и защита от них», к которым прилагаются контрольные вопросы и задания, в заключительной части курса тематические планы курса для студентов всех форм обучения факультета ФК и БЖ, планы семинарских занятий с методическими рекомендациями по подготовке к ним, варианты программ по профилактике преступности, список рекомендованной литературы и словарь основных терминов курса. Учебное пособие рекомендуется для студентов всех форм обучения по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

 

ББК

 

© Батаев В.В., 2011

© Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………….……………….. …………..4

Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей …6

1.1. Преступность как социальное явление ……………………………….…6

1.2. Личность преступника и его жертвы ….………………………………..24

Раздел 2. Характеристика преступности ………………………………...41  

2.1. Преступность в Российской Федерации. Понятие, классификация и состав преступлений……………….....................................................................41

2.2. Политическая и организованная преступность………………………...51

2.3. Преступления в сфере экономики………………………………………63

2.4. Насильственная преступность…..............................................................74

2.5. Подростковая преступность……………………………….…………….82

Раздел 3. Защита от криминальных опасностей, психического и физического насилия на индивидуальном уровне ………………………..….94

3.1. Обеспечение безопасности в местах проживания……………………..94

3.2. Безопасность на улицах и в общественных местах, защита транспортных средств ………………………………………………………………….105

3.3. Взаимоотношения с полицией и поведение в сфере потребления…..118

3.4. Самооборона: понятие, виды и классификация………………………128

3.5. Оружие и технические средства самообороны и самозащиты, порядок их применения……………………………………………………………….140

3.6. Психологический аспект опасных ситуаций………………………….160

Раздел 4. Обеспечение коллективной безопасности в социуме………174

4.1. Организация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью ………………………………………………………………174

4.2. Обеспечение безопасности в населенном пункте и в образовательном учреждении ………………………………………………………………….186

Приложения ……………………………………………….……………….200

1. Тематические планы по курсу «Криминальные опасности и защита от них» для студентов очной и заочной форм обучения …………..………..200

2. Планы семинарских занятий с методическими рекомендациями по подготовке к ним………………..……………………………………………….201

3. Муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в городе N на 2012-2014 гг.» (вариант)………………….213

4. Комплексная программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечению безопасности в МОУ СОШ №_ ……………222

5. Положение о Совете профилактики преступлений и правонарушений образовательного учреждения ……………………………………………..226

Словарь основных понятий ……………………………………………...228

Рекомендуемая литература по курсу…………………………………….235

Введение

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения факультета ФК и БЖ Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, изучающих курс «Криминальные опасности и защита от них» в соответствии с программой и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Курс представляет собой лекционное изложение дисциплины «Криминальные опасности и защита от них», а также материалов для проведения семинарских занятий. Речь идет об учебной дисциплине, изучающей факты криминального поведения людей, и защиты от данного поведения на индивидуальном и социальном уровнях. В пособии раскрываются криминальные аспекты современного российского общества и основные формы профилактики и минимизации криминальных опасностей.

Физики, химики, биологи раскрыли многие тайны Вселенной, а правоведы, политологи и социологи продолжают спорить о том, что делать с преступностью, как ее побороть. И большинство из них считает, что победить преступность невозможно.

Проблемы минимизации и профилактики преступности уже 3 тысячи лет занимают лучшие умы человечества, но не могут найти желаемых ответа. О преступности как социальном явлении писали трактаты Иеремия Бентам и Чезаре Ломброзо, Эмиль Дюркгейм и Эрих Фромм. В настоящее время преступность, как социальное явление, и методы его профилактики и защиты от преступлений – одна из наиболее актуальных социальных проблем. В нашем пособии вы познакомитесь с тем, что такое «криминальные опасности» в России и каковы основные способы самообороны и самозащиты, выберите те способы и приемы, которые необходимо предпринимать для обеспечения личной и коллективной безопасности. 

Настоящий курс ставит своей целью:

- сформировать у студентов необходимые компетенции в части защиты от криминальных опасностей, определения наиболее оптимальных моделей поведения в условиях криминальной угрозы в обществе;

- помочь студентам овладеть компетенциями в части идентификации и профилактики преступности в соответствии с имеющимся многообразием научных криминологических направлений, школ и концепций;

- способствовать подготовке творчески мыслящих граждан и специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных криминальных ситуаций, определению их узловых аспектов и путей их профилактики.

Настоящий курс позволяет улучшить ориентацию выпускника ВУЗа в сложном и противоречивом современном мире, отличать законное поведение от преступного, определить быстро и правильно доступные и эффективные способы недопущения последнего, овладеть возможностями современных технологий и традиционных средств в части защиты жизни, здоровья и имущества как отдельной личности, так и  социальной группы.

Компетенции в правоохранительной сфере помогут выпускникам факультета безопасности жизнедеятельности в программировании, планировании и проведении профилактических мероприятий по борьбе с преступностью в образовательном учреждении.

В результате изучения данного курса будущему специалисту с высшим образованием для успешного выполнения стоящих перед ним задач в условиях российского  общества и государства необходимо:

иметь представление 1) о сущности преступности как социального явления, ее формах и классификации, 2) об Уголовном кодексе РФ, его структуре и содержании; 3) об основных биопсихологических и социокультурных характеристиках преступников и их жертв; 4) об особенностях преступности среди подростков; 5) о тенденциях, динамике и состоянии преступности в России и в Свердловской области; 6) о путях и способах самозащиты личности от физического и психического насилия при столкновении с криминальными явлениями и процессами; 7) о правоохранительных органах страны и региона, их структуре и направлениях деятельности; 8) о технических средствах самозащиты и обеспечения безопасности своего жилища и образовательных учреждений; 9) о деятельности правоохранительных органов по прогнозированию преступности, программированию и планированию методов и способов борьбы с нею.

сформировать компетенции в части: 1) количественного и качественного анализа преступности; 2) идентификации конкретного вида преступления и его опасностей; 3) выбора оптимальных и эффективных способов защиты своих жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств, формирования компетенций безопасного поведения; 4) формирования оптимального поведения в качестве свидетеля криминального деяния; 5) защиты своих прав и интересов на потребительском рынке и при взаимодействии с правоохранительными органами; 6) в области организации коллективной безопасности населенного пункта и образовательного учреждения; 7) применения оружия самообороны и самозащиты, использования подручных средств самозащиты; 8) овладения правовыми основами необходимой обороны и поведения в ситуации крайней необходимости.

Курс включает тексты лекций. В начале каждой лекции указаны основные понятия темы, изучаемые вопросы. В завершение каждой лекции предлагается вопросы для самопроверки. В заключительной части курса предложены: 1) Приложения с тематическими планами курса (для ДО и ОЗО), планами семинарских занятий (14 планов плюс методические рекомендации по подготовке к занятиям), программами по борьбе с преступностью в населенном пункте и в образовательном учреждении (5-ть приложений); 2) Словарь основных терминов (70 терминов); 3) Рекомендованная учебная литература по курсу (84 источника).

Защита от них»

Сегодня мы с вами приступаем к изучению учебного курса «Криминальные опасности и защита от них». Данный курс является синтетическим и проистекает из трех наук: социологии, криминологии и секьюритологии.

В курсе, опираясь на дисциплину «Социология безопасности», мы посмотрим на общество вообще и на российское общество в частности. Аспекты криминологии мы изучим в рамках 1 и 2 разделов данного курса. Секьюритология является основой 3 и 4 разделов настоящего курса.

Сердцевиной данного курса является преступность и меры защиты от нее. Что же такое преступность? Если говорить кратко – это социальная болезнь. Как болеет человек, точно так же болеет и общество. Болезнь же явление перманентное. С ней человечество не справилось вчера, не справляется сегодня, не справится и в будущем.

Преступность всегда интересовала людей. Человечество жило, живет и будет жить вместе с ней и столько, сколько преступность существует, искало и ищет методы и средства борьбы с ней. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов с древнейших времен. К ним присоединились и ученые других специальностей, больше всего медики и психологи.

Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать специально, ибо для того, чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо познать ее. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название криминология, что в переводе с латинского означает «учение о преступлении».

В рамках настоящего курса мы поймем, что такое преступность в целом, как государство и общество могут бороться с ней, какими средствами и методами они обязаны при этом пользоваться, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, и кто же такие преступники - отмеченные печатью Каина люди, или члены общества, поставленные обществом в положение изгоев, что первично в борьбе с преступностью – закон и наказание или меры экономического и социокультурного характера.

Наш курс рассматривает три блока проблем: 1) преступность, ее сущность, причины, закономерности и формы проявления, личность преступника и его жертвы, т.е. образно говоря – идентификация данного явления; 2) проблема борьбы с преступностью, ее предупреж­дения и локализации; 3) как защититься от преступности на личностном  и социальном уровнях, в условиях, когда реально данную проблему настоящее человечество решить не может в принципе.

Преступление всегда совершается в обществе. Объектом настоящего курса является общество со всеми его плюсами и минусами, и именно минусы этого общества нам более всего интересны. Так как мы живем в современном обществе, нас интересует современное общество и его болезни. Поэтому предметом курса «Криминальные опасности и защита от них» является с одной стороны преступность как социальное явление, а с другой - пути и способы защиты от нее, уменьшение и локализация ее опасностей.

В отличие от правовых дисциплин для нас индифферентны проблемы чистого права, в рамках данного курса важнее прагматические аспекты: если невозможно победить преступность, то как жить в ее присутствии, как сгладить ее наиболее отвратительные стороны, как защититься от нее, что необходимо делать для ее предупреждения и локализации. При этом используется многообразие политических, социально-экономических, культурно-воспитательных и других рычагов.

В рамках курса наряду с общенаучными методами (формальная логика, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.) используются инст­рументы социологии, в частности опрос и изучение документов, наблюдение и эксперимент.

Используя данные социологии и криминологии, мы выявляем и фиксируем те факты социальной действительности, которые в наиболее полной мере отражают свойства и характеристики современного общества, даем им научное описание. Вскрывая на основе эмпирических данных и теоретических положе­ний сущность исследуемых объектов, в частности, устанавливая законо­мерности преступности, действия ее причин, формирования личности пре­ступника и его жертвы, функционирования системы предупреждения преступности, даем им научное объяснение. Соответственно нами прогнозируется будущее состояние общества и его болезни.

В рамках курса нами выделяются следующие задачи:

Аналитическая: исследование преступности, личности преступника и его жертвы, причин и условий преступности, их состояния в целом по категориям преступлений, системы и эффективности предупреждения и локализации преступности, пути и способы наиболее эффективного поведения по защите от криминальных опасностей.

Прогностическая. Курс «Криминальные опасности и защита от них» предлагает, хоть и в меньшей степени чем социология и криминология, долгосрочные и краткосрочные сценарии развития преступности, определяет закономерности конкретных видов преступлений, высказывает предположения о возможном развитии криминальных явлений.

Прагматическая. Вам предлагаются рекомендации по оптимальному поведению нормального человека в ситуации проживания в криминальной среде, каковой с 1917 г. является социальный субъект «Россия».

В нашем курсе, как комплексной области знаний, в качестве методологической базы используются законы, катего­рии и понятия философии (например, законы диалектики Гегеля). Криминальный мир изучается криминологией и мы будем использовать ее наработки. Из социологии мы возьмем то, что касается содержания, форм проявления и механизмов действия функционирования общества. Связь с экономикой определяется тем, что часть процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики, соответственно, важную роль играют экономические меры предупреждения преступности. То же самое можно сказать о политологии с учетом того, что суще­ствуют криминогенные факторы в сфере политики. Данные психологии имеют значение для исследо­вания субъективных причин и условий преступности, личности жертвы и правона­рушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведе­ния, а также для разработки важных аспектов защиты от преступности и ее профи­лактики. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обу­чения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, образовательном учреждении, в современном российском обществе.

Наличие опреде­ленного влияния демографических процессов на преступность обусловли­вает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей с мате­матикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

 

Преступность зародилась с появлением человеческого общества. Она была уже в Древнем Египте, о ней говорит Библия в притче об Авеле и Каине. Наука же о преступности сформировалась только в XIX веке (1885 г.), когда вышла в свет книга итальянского исследователя Р. Гарофало. Однако криминологические идеи суждения о сущности преступности и ее причинах, путях противодействия своими корнями уходят в глубь веков. Уже в работах древних философов (Платона, Аристотеля и др.) можно найти вы­сказывания на сей счет. Уделяли внимание этим вопросам и мыслители Возрождения, а также последующего периода (Мартин Лютер, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Иеремия Бентам). Можно выделить три периода в истории криминологической мысли: классический, позитивистский, современный.

ПРЕСТУПНОСТЬ

 

Основные понятия: политическое преступление, терроризм, коррупция, коррупционные преступления, взятка, коррупционные сделка, вымогательство и подкуп, профессиональная преступность, организованная преступность, организованная преступная группа (ОПГ), организованное преступное сообщество (ОПС).

Вопросы:

Политическая преступность.

Коррупция.

ООН определяет два основных пути развития орга­низованной преступности: 1) запрещенные виды деятельности (отмывание денег, незакон­ный оборот наркотиков, нарушение правил валютных операций, запугивание, проституция, азартные игры, торговля оружием); 2) участие в сфере экономики (прямое или с использованием таких средств, как вымогательство).

Основной формой организованной преступности является организованная преступная группа (ОПГ). В настоящее время высшей формой организованной преступности представляет собой организованное преступное сообщество (ОПС), представляющее собой союз ОПГ с общим преступным руководством.

Обязательные характеристики организованных преступных групп: 1) устойчивость и долговременность существования; 2) разграничение функций между участниками; 3) иерархичность; 4) специализация деятельности; 5) цель - максимальная прибыль в минимальный срок; 6) специфическое «социальное» обеспечение членов группы; 7) меры безопасности; 8) жесткая дисциплина.

ОПГ это устойчивое объединение двух или более лиц, имеющее целью совершение одного или нескольких преступлений, при этом объединение произошло до начала совершения конкретного преступления, т.е. до его приготовления или покушения на него.

На высокую степень согласованности и устойчивости связей между участниками ОПГ также может указывать существование плана преступной деятельности с обозначением в нем ролей и функций, отдельных актов и операций. Членами ОПГ, например, могут быть лица, которые участвовали в разработке плана совершения преступления, или же лица, которые знали о плане и активно его выполняли. Таким образом, каждый из вступивших в ОПГ становится не просто ее участником, а членом.

Признаки ОПГ: 1) устойчивость личного состава группы; 2) постоянное совершение преступлений – цель объединения в группу; 3) в ней закончено формирование психологической структуры, в результате чего в группе выдвинулся лидер, который является организатором и руководителем; 4) распределение ролей при совершении и сокрытии преступлений; 5) подготовка и планирование совершаемых группой преступлений; 6) возможность использования группой сложных способов совершения и сокрытия преступлений; 7) единая ценностно-нормативная ориентация; 8) наличие строгой дисциплины; 9) замена личных отношений на деловые, основанные на совместном совершении преступлений; 10) распределение преступных доходов в соответствии с положением каждого члена в структуре группы; 11) создание в ОПГ специального денежного фонда.

Ключевое место в ОПГ занимают их руководители. Черты личностей организаторов преступных групп: 1) организационные способности; 2) высокие волевые качества; 3) нервно-психологическая устойчивость; 4) организационные способности; 2) высокие волевые качества; 3) нервно-психологическая устойчивость; 4) аналитический ум; 5) расчетливость; 6) хладнокровие. Организатором признается лицо, организовавшее преступление или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее им.

Группу нельзя считать организованной, если кому-либо из ее участников не вменяется в вину организация и руководство организованной группой. Причем организатор – главная фигура в группе. Он создает группу, планирует и управляет ее деятельностью, способствует определению общих целей. Организатор руководит подготовкой преступления, подбирает участников, распределяет роли, устанавливает определенные правила поведения в данной группе и определяет наказание за их нарушение.

Руководство состоит в непосредственном управлении уже созданным объединением, а именно в распределении и перераспределении функциональных обязанностей, установлении и поддержании дисциплины в группе, в решении «кадровых» вопросов, установлении коррупционных связей с целью решения основных задач организованной группы.

Отечественные специалисты следующим образом классифицируют организованные преступные группы:

1) по уголовно-правовой характеристике: преступная группа (ОПГ), преступная организация (сплоченная ОПГ) и преступное сообщество (ОПС), представляющее собой объединение двух или более ОПГ;

2) по характеру совершаемых организованных преступлений: политические, экономические, общеуголовные;

3) по степени организованности: слабоорганизованные (примитивные), среднеорганизованные (структурированные), высокоорганизованные;

4) по масштабу охватываемой территории: локальные, региональные, межрегиональные, международные (транснациональные);

5) по специализации преступного бизнеса, специализирующегося на: наркобизнесе, контрабанде, незаконной продаже оружия и т.д.;

6) по количеству участников: малочисленные (2-5 чел.), средние (6-10 чел.), многочисленные (более 10 чел.);

7) по длительности существования: ограниченный и неограниченный сроки.

Эксперты ООН выделяют виды организованной преступности:

а) мафиозные семьи (традиционный вид). Они существуют по принципу иерархии, имеют свои внутренние правила жизни, нор­мы поведения и отличаются большим разнообразием противоправ­ных действий;

б) профессионалы. Члены организации объединяются с целью ис­полнения определенного преступного замысла. Эти сообще­ства непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как орга­низации традиционного типа. К группе профессионалов относят­ся формирования, занимающиеся кражами автомоби­лей, разбоем, вымогательством и пр.

в) существуют также преступные организации, которые разделя­ются по этническим, культурным и историческим связям. Общ­ность происхождения, языка, обычаев позволяет создать преступ­ную сеть, выходящую за национальные границы.

Преступные организации создают серьезную угрозу обществу. Так создаваемая организованной преступностью экономика черного рынка оказывает пагубное воздействие на легальную экономику.

Во-первых, огромные доходы от организованной преступности создают дисбаланс в отдельных секторах экономики, увеличивая расходы узкого круга лиц на предметы роскоши.

Во-вторых, многомиллионные доходы «отмываются» путем вкладывания денег в законные предприятия. Данные предприя­тия имеют преимущества перед соблюдающими законы соперни­ками, поскольку обеспечены стабильной финансовой поддерж­кой. Преступные организации также устраняют конкурентов насильственными методами, создавая монополизированные струк­туры. Все это неизбежно ведет к нарушению естественного дей­ствия рыночных сил.

Преступные формирования создают угрозу для нормального функционирования страны и поддержания правопорядка. С помощью коррупции или запугивания предста­вителей властей организованная преступность подры­вает основополагающие ценности правового и политического ха­рактера, которые цементируют общество. Осо­знавая масштабы своего влияния, преступники могут вступить в прямую конфронтацию с государственной властью, чтобы самим занять место правительства. Имеет место проникновение пре­ступников в органы государственной власти с целью нейтрализа­ции правоохранительных мер.

Основные транснациональные преступные организации:

- итальянская мафия «Коза ностра» (от итал. «cosa nostra» - наше дело). Преимущественная деятельность - торговля нарко­тиками, вымогательство, отмывание денег;

- китайские «триады». Занимаются вымогательством, незакон­ным оборотом наркотиков, проституцией, азартными играми и пр.;

- японская «якудза». Преступная деятельность связана с торгов­лей оружием, наркотиками, организацией секс-бизнеса и т.д. Ча­сто прибегают к насильственным преступлениям;

- колумбийские картели - занимаются наркобиз­несом;

- нигерийские преступные организации. Помимо незаконного оборота наркотиков занимаются также широкомасштабным мо­шенничеством, связанным с деятельностью коммерческих банков и государственными программами социальной помощи (подделка кредитных карт, незаконное получение страховых выплат, денеж­ных переводов и т.д.).

Организованная преступность в России представлена в основ­ном четырьмя видами участников преступных формирований:

- «лжепредприниматели». Специализируются на финансовых аферах (получение незаконных кредитов, незаконная приватиза­ция государственного имущества с последующей ее спекуляцией, перепродажа стратегического сырья). Сюда же относятся и «расхитители» («госворы») - организованные группы преступни­ков, сформировавшиеся в 80-е годы ХХ в.;

- «гангстеры». Основная направленность деятельности - рэкет (квалифицированное вымогательство), бандитизм, разбои, грабе­жи, кражи. Главный объект - «лжепредприниматели», которые вначале подвергаются силовому давлению, затем вынуждены за­ключать с «гангстерами» соглашения с целью охраны их капитала;

- «коррупционеры». Госчиновники в органах власти, предатели в правоохранительных органах, которые в результате подкупа пре­доставляют «лжепредпринимателям» незаконные услуги, обес­печивают им прикрытие в случае угрозы уголовного преследова­ния;

- «координаторы». Элита преступного мира - либо «воры в за­коне», либо «авторитеты», обеспечивающие стабильность систе­мы организованной преступности путем взаимодействия с каж­дым из вышеуказанных элементов. В конце 1990-х гг. российская организованная преступность вышла на качественно новый уро­вень. Благодаря участию в рыночных отношениях легальных ком­мерческих предприятий преступные сообщества многократно по­высили эффективность механизмов совершения крупных пре­ступлений в области экономики.

Естественно, что наличие данного преступного явления вызывает необходимость изучения его и борьбы с ним. Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер, которые разрабатываются в правоохранительных органах. Среди них важное место занимают общесоциальные, а также уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. О них мы поговорим в IV разделе пособия.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое политическая преступность, имеет ли она место в современной России?

2) Какие преступления в Уголовном кодексе РФ можно отнести к политическим?

3) В чем опасность терроризма? Почему террористических актов нет на Урале?

4) Возможно ли победить коррупцию?

5) Какими путями можно минимизировать коррупцию в России?

6) Что такое организованная преступность? Почему в условиях демократии с ней очень тяжело бороться?

7) Назовите и охарактеризуйте основные транснациональные преступные организации?

Экономическая преступность.

В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ

 

Основные понятия: правила безопасности, охранная сигнализация, приметы злоумышленника, домофон, забор, комната безопасности, входная дверь, окна, жалюзи, сейф.

Вопросы

1. Предотвращение кражи в недвижимости - рекомендации.

Рекомендации по выбору дома или квартиры.

1) Выбирайте соседей. По возможности подбирайте соседей с таким же экономическим и общественным положением, как и у Вас. Соседи должны так же серьезно относится к вопросам обеспечения безопасности, и наблюдать за незнакомыми людьми, появляющимися в вашем районе. Меры предосторожности, предпринимаемые вашими соседями, по обеспечению безопасности, например, внешнее освещение, помогут и вам решить ваши проблемы в этом направлении.

2) Выбирайте дом, который был бы безопасно расположен относительно места вашей работы. Выбирайте дом, добираясь до которого не было бы необходимости проезжать через опасные районы города и можно было бы менять маршруты поездок домой и на работу.

3) Обратите внимание на местность. Не подбирайте дом, расположенный в низине или в нижней части улицы, что может облегчить наблюдение за ним. В тоже время имейте в виду, что небольшие препятствия на вашей территории могут помешать осуществить нападение на ваш дом со стороны улицы. Проверьте пути подхода к вашему жилищу, дренажные колодцы и другие места, которые могли бы служить укрытием для снайпера или злоумышленника. Проследите, чтобы этими местами нельзя было воспользоваться, установите яркое освещение или датчики.

4) Установите забор. Подумайте об установке по периметру вашей территории высокого двухрядного забора с широкой тропинкой между ними, посыпанной гравием. Внутренний ряд должен быть под током, если у вас нет маленьких детей или животных. Можно также установить датчики на заборе и на тропинке, а также телекамеры, направленные на дорожки или пространство между рядами забора - мертвых зон быть не должно. На каждой дорожке установите яркое освещение. На верхнюю часть ограждения можно положить колючую проволоку или насыпать осколки бритвы.

Некоторые эксперты советуют иметь на своей территории темные неосвещенные участки для того, чтобы злоумышленники не знали, что их ожидает здесь. Рекомендуется установить инфракрасные осветительные приборы и инфракрасные датчики–камеры. При осмотре таких зон невооруженным глазом они не видны, однако инфракрасный монитор делает их видимыми как днем.

5) Все деревья вокруг забора должны быть срублены, а столбы и пни выкопаны, чтобы злоумышленник не смог забраться на забор. Все свисающие ветви необходимо срезать. Густая листва на деревьях с внешней стороны забора или на деревьях, растущих на вашей территории, должна быть пострижена, чтобы снайпер или злоумышленник не могли спрятаться в ней.

6) Установите прочные двери и ворота. Лучше всего, чтобы на воротах круглосуточно дежурил охранник в пуленепробиваемой будке. Если вам это кажется непрактичным или дорогим удовольствием, воротами можно управлять при помощи дистанционного устройства из дома. Требуйте, чтобы каждый гость или посыльный идентифицировали себя по телефону у ворот. Проследите, чтобы участок у ворот хорошо освещался. Необходимо также установить здесь телекамеры, а также телекамеры для идентификации водителей любых машин, остановившихся у ворот. Любая машина, проезжающая через ворота должна быть тщательно осмотрена со всех сторон при помощи телекамеры с тем, чтобы другая машина или злоумышленник не могли спрятаться за ней.

7) При проживании в доме приобретите сторожевую собаку, желательно самца и самку, если одну – то самку. Особенно сторожевые собаки полезны в ночное время. Обладая острым нюхом и отличным слухом, собаки являются превосходными сторожами. Однако не надо думать, что собака нейтрализует нарушителя. Ваша собака может быть застрелена, убита или ранена палкой. Самца можно вывести из строя с помощью пахнущей самкой тряпки. В любом случае собака не даст застать вас врасплох и даст время, чтобы подготовиться к отражению нападения. Не приобретайте плохих сторожевых собак, например питбулей, бультерьеров. Такие собаки часто теряют контроль над собой и могут наброситься на вас, членов вашей семьи или на ваших гостей. Не покупайте мину замедленного действия в виде собаки, чье поведение может доставить вам неприятности. Размеры собаки не имеют значения, - главное, чтобы она громко лаяла.

8) Примите коллективные меры по обеспечению безопасности. Если вы доверяете своим соседям, объедините свои усилия для обеспечения безопасности. Соседи могут следить за вашим домом в ваше отсутствие или вызвать полицию в случае возникновения ЧС. Узнайте лучше своих соседей и объедините усилия и средства для осуществления таких мероприятий как, внешнее освещение, патрулирование квартала, общие охранники и системы сигнализации.

В общественных местах

 

Основными гарантиями безопасности любого человека являются ведение нормального образа жизни, исключение случай­ных знакомств, предусмотрительность, знание зон повышенной криминальной опасности и правил поведения в них.

Зонами повышенной криминальной опасности могут быть места массового скопления людей (рынки, вокзалы, транспорт, стадионы), уединенные места, особенно в вечернее время (пустыри, стройки, парки, скве­ры), а также подвалы и чердаки домов, забро­шенные и предназначенные на слом здания, пустующие склады, сараи и другие строения.

Рекомендации по избеганию криминальных опасностей на улице:

1) избегайте одиночных прогулок в безлюдных местах, особо в темное время суток, не пользоваться плохо освещенными под­земными переходами, быть внимательным на остановках;


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.