Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

2021-05-28 43
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалы опыта могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

 Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Раздел II.

Технология опыта.

Целью опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности», является повышение уровня познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи:

1.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2.Познакомить детей с явлениями неживой природы.

3.Показать связь неживой природы с живой природой.

4.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.

5.Учить детей ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

6.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.

7.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

В первую очередь были определены необходимые условия для проведения экспериментальной работы с детьми:

1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

3. Определение основных форм работы с детьми.

4. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов (Приложение №3), разработка конспектов НОД с элементами экспериментирования (Приложение №4).

5. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

6. Подборка практического материала, включающего:

Работа с детьми: диагностика детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности; перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; конспекты НОД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов (Приложение №5).

Работа с родителями: консультации; памятки; викторины; презентации; выставки (Приложение №8).

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строилась исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности:

2. Принцип целостности:

3. Принцип систематичности и последовательности:

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

5. Принцип доступности:

6. Принцип активного обучения:

7. Принцип креативности:

8. Принцип результативности:

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); 

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдаются следующие правила:

1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

 В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Волшебные зеркала», «Эффект радуги», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Солнечная лаборатория» и другие (Приложение №6).

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

Содержание работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

· непосредственно образовательная деятельность

· самостоятельная деятельность детей

· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности - закрепляются полученные ранее представления.

НОД является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. 

Во время НОД проводится 3- 4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д. (Приложение №4).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, - это опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. (Приложение №5). Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводились опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. (Приложение №4).

В процессе всей экспериментальной деятельности дети узнали, что вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

Для ознакомления со свойствами воздуха были проведены с детьми следующие опыты, наблюдения: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Дуем – играем», «Чем пахнет воздух», «Движение воздуха», «Есть ли в воде воздух?». После проведенных опытов педагог вместе с детьми, сделал, вывод: что воздух прозрачный, легкий, бесцветный, невидимый. Он находиться везде вокруг нас. Движение воздуха помогает передвижению людям на воде и в воздухе.  (Приложение №4)

На занятиях использовалось пособие «Секреты неживой природы», при помощи которого ребенок может самостоятельно сделать вывод о том, какими свойствами обладает определенный объект (Приложение №7).    

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельностипомогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещали алгоритмы.

-Какая задача решалась? Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым, выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

Проблемная ситуация:

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, шла реализация полученных знаний в совместной деятельности.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты (Приложение №5), игры — эксперименты, игры – опыты (Приложение №6). Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности. Наиболее позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус, если это возможно и безопасно).     

- работа организовывалась так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечивалось личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирался объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивалась техника экспериментирования, если она была не знакома.

В работе использовались как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

— наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).                 

- практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты (Приложение №6).

Инновационные методы:

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Коллектив детского сада и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей было проведено анкетирование родителей (Приложение №8). По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не до понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. (Приложение №8).

Раздел III.

 Результативность опыта

Критерием результативности повышения уровня познавательной активности посредством детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Диагностика знаний и умений дошкольников проводилась по методике, которую разработала Т.М. Бондаренко, основанной на примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.В. Солнцевой, с использованием парциальной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа». (Приложение №1)

Диагностика, проведенная педагогом в конце года средней группы, показал: высокий уровень- 27%, средний-37%, низкий-36%. (Приложение №2 –таблица №1).

Диагностика, проведенная в конце года, выявилась динамика уровня знаний детей в неживой природе: 41% детей имеют высокий уровень знаний, 31%- средний, 28% - низкий (Приложение №2 - таблица №3). 

Диагностика, проведенная в конце года подготовительной группы, показала: высокий уровень – 66%, средний уровень – 18%, низкий уровень – 16%. (Приложение №3 - таблица №5).

Таблица№1

Уровень усвоения знаний о неживой природе

 

Начало года

Конец года

Средняя гр. 18% 40% 42% 27% 37% 36%
Старшая гр. 26% 39% 35% 41% 31% 28%
Подготов. гр 47% 29% 24% 66% 18% 16%

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.