Длительность работы над опытом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Длительность работы над опытом

2021-05-28 28
Длительность работы над опытом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Автор опыта: Горбунова Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Родничок».

Рецензенты:

Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н., доцент.

Расторгуева Т.Н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №35 «Родничок» расположен в городе Губкине Белгородской области, на улице Космонавтов, 5а, в микрорайоне Журавлики.

Воспитание и обучение детей осуществляется по образовательной программе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» - детский сад №35 «Родничок», основанной на примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.В. Солнцевой. Так же в работе используются парциальные программы: «Добро пожаловать в экологию» под редакцией Воронкевич О.А., «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать[11].

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т.д. [11]

Ежедневно в практической деятельности педагог сталкивается с приемами и методами изучения экологии. Но в практике недостаточно широко использует метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование у детей, начиная с младшего возраста, формируются элементарные понятия и умозаключения, что побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Началом работы по теме опыта стал анализ развития познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

С целью выявления уровня развития познавательной активности у детей была проведена диагностика по методике, которую разработала Т.М.Бондаренко.  

На начальном этапе диагностики выявления уровня усвоения знаний, умений и навыков детей через экспериментальную деятельность было выявлено: высокий уровень – 18%, средний – 40%, низкий – 42%. В осуществлении экспериментальной деятельности самостоятельно дети затрудняются. По результатам видно, что у детей недостаточный объем знаний в области экологических представлений и экспериментальной деятельности.   

Таким образом, данные диагностики показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. В ходе анализа результатов изучения сформированности экологических представлений у дошкольников, определилась необходимость углубленного изучения экологического воспитания в процессе экспериментирования.

Актуальность опыта

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,  формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений и навыков детей по исследовательской деятельности в неживой природе, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребёнком нового знания, что не позволяет воспитателям реализовать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны – реализовать стандарт.

Учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Отсюдавозникает противоречие:

 – между оснащенностью методической литературой и отсутствием системной работы педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

- между потребностями к самостоятельной экcпериментальной деятельности и не разработанностью в дошкольном образовании индивидуальных образовательных траекторий дошкольников.

Все вышеизложенное приводит к осознанию того, что необходимо внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно – экспериментальной деятельности.

 

Диапазон опыта

Диапазон опыта включает в себя разработку комплекса разнообразных форм и методов работы с детьми в повседневной жизни и на занятиях непосредственно образовательной деятельностью, направленной на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», являются исследования Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» [10].

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исследования О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцовой показали, что дети с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах [2].

Авторы считают, что дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития познавательной активности. В этом возрасте развивается любознательность и познавательный интерес.

Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности содержатся в работах С.Н. Николаевой, А.И. Савенкова, Н.Н. Поддъякова. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов.

Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [12].

Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта показал, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование, которое стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Новизна опыта

Степень новизны опыта работы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для  дошкольников.

 

Раздел II.

Технология опыта.

Целью опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности», является повышение уровня познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи:

1.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2.Познакомить детей с явлениями неживой природы.

3.Показать связь неживой природы с живой природой.

4.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.

5.Учить детей ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

6.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.

7.Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

В первую очередь были определены необходимые условия для проведения экспериментальной работы с детьми:

1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

3. Определение основных форм работы с детьми.

4. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов (Приложение №3), разработка конспектов НОД с элементами экспериментирования (Приложение №4).

5. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.

6. Подборка практического материала, включающего:

Работа с детьми: диагностика детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности; перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; конспекты НОД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов (Приложение №5).

Работа с родителями: консультации; памятки; викторины; презентации; выставки (Приложение №8).

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста строилась исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности:

2. Принцип целостности:

3. Принцип систематичности и последовательности:

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

5. Принцип доступности:

6. Принцип активного обучения:

7. Принцип креативности:

8. Принцип результативности:

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); 

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдаются следующие правила:

1.Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В группе оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

 В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Волшебные зеркала», «Эффект радуги», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Солнечная лаборатория» и другие (Приложение №6).

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

Содержание работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

· непосредственно образовательная деятельность

· самостоятельная деятельность детей

· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности - закрепляются полученные ранее представления.

НОД является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. 

Во время НОД проводится 3- 4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д. (Приложение №4).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, - это опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. (Приложение №5). Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводились опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. (Приложение №4).

В процессе всей экспериментальной деятельности дети узнали, что вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

Для ознакомления со свойствами воздуха были проведены с детьми следующие опыты, наблюдения: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Дуем – играем», «Чем пахнет воздух», «Движение воздуха», «Есть ли в воде воздух?». После проведенных опытов педагог вместе с детьми, сделал, вывод: что воздух прозрачный, легкий, бесцветный, невидимый. Он находиться везде вокруг нас. Движение воздуха помогает передвижению людям на воде и в воздухе.  (Приложение №4)

На занятиях использовалось пособие «Секреты неживой природы», при помощи которого ребенок может самостоятельно сделать вывод о том, какими свойствами обладает определенный объект (Приложение №7).    

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельностипомогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещали алгоритмы.

-Какая задача решалась? Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети? Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым, выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

Проблемная ситуация:

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, шла реализация полученных знаний в совместной деятельности.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты (Приложение №5), игры — эксперименты, игры – опыты (Приложение №6). Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми по опытно - экспериментальной деятельности. Наиболее позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус, если это возможно и безопасно).     

- работа организовывалась так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, обеспечивалось личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирался объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивалась техника экспериментирования, если она была не знакома.

В работе использовались как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

— наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).                 

- практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты (Приложение №6).

Инновационные методы:

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Коллектив детского сада и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей было проведено анкетирование родителей (Приложение №8). По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не до понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. (Приложение №8).

Раздел III.

 Результативность опыта

Критерием результативности повышения уровня познавательной активности посредством детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего познавательную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Диагностика знаний и умений дошкольников проводилась по методике, которую разработала Т.М. Бондаренко, основанной на примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, О.В. Солнцевой, с использованием парциальной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа». (Приложение №1)

Диагностика, проведенная педагогом в конце года средней группы, показал: высокий уровень- 27%, средний-37%, низкий-36%. (Приложение №2 –таблица №1).

Диагностика, проведенная в конце года, выявилась динамика уровня знаний детей в неживой природе: 41% детей имеют высокий уровень знаний, 31%- средний, 28% - низкий (Приложение №2 - таблица №3). 

Диагностика, проведенная в конце года подготовительной группы, показала: высокий уровень – 66%, средний уровень – 18%, низкий уровень – 16%. (Приложение №3 - таблица №5).

Таблица№1

Уровень усвоения знаний о неживой природе

 

Начало года

Конец года

Средняя гр. 18% 40% 42% 27% 37% 36%
Старшая гр. 26% 39% 35% 41% 31% 28%
Подготов. гр 47% 29% 24% 66% 18% 16%

Подготовительная группа

Уч. год

Если сравнивать результаты умения детей самостоятельно осуществлять опытно – экспериментальную деятельность и на ее основе делать выводы, которые определялись тоже по определенным критериям, можно увидеть значительный рост знаний детей (Таблица №2).

 

Таблица№2

Опытно – экспериментальную деятельность

 

Начало года

Конец года

Средняя гр. 21% 37% 42% 38% 26% 36%
Старшая гр. 41% 29% 30% 49% 31% 20%
Подготов. гр 51% 34% 15% 66% 25% 9%

Эти изменения произошли благодаря планомерной, целенаправленной, систематической работе с детьми (Приложение №2 – таблица №2, №4, №6).

Динамика умение детей самостоятельно осуществлять опытно – экспериментальную деятельность и на ее основе делать выводы.

Уч.год                                       2012-2013 уч.год                          

Подготовительная группа

Уч.год

Таким образом, система работы, проведенная по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования, свидетельствует об эффективности выбранного направления работы. Благодаря сотрудничеству воспитателя, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Положительные результаты по итогам диагностики свидетельствуют об эффективности организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Библиографический список

1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 159 с.

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 192 с.

3. Королева, Л.А.: Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л.А. Королева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-64с.

4. Куликовская, И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

5. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е.В.Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие / С. Н. Николаева. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

7. Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Сборник/ Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-304с.

8. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.

9. Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-240с.

10. Поддьяков, А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии №5/ А.И. Поддьяков, 1990.- 54с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 13.06.2013 г - 29с.

12. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников/ А.И. Савенков – М.: Изд-во «Дом Федорова», 2010.- 80 с.

13. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.

14.  Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.- 235 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Приложение №1 - Критерии диагностики

2. Приложение №2 – Результаты диагностики

3. Приложение №3 – Перспективное планирование

4. Приложение №4 – Конспекты непосредственно образовательной деятельности

5. Приложение №5 – Картотека опытов и экспериментов

6. Приложение №6 – Игры- эксперименты

7. Приложение №7 – Пособие «Секреты неживой природы»

8. Приложение №8 – Работа с родителями

Приложение № 1

 

О неживой природе

Воздух

1.Знают ли дети, что такое воздух?

2.Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни челове­ка? (Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; ког­да воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать)

3.Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, аквариум, лужа и т. п.)

4.Знают ли дети, что такое ветер? {Это движение воздуха*)

5.Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, ше­лестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т. д.)

6.Знают ли дети, чем мы его слышим?

7.Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т. д.)

8.Знают ли дети, как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вер­тит крылья мельницы и т. д.)

9.Знают ли дети, как человек использует ветер? (Пылесос, венти­лятор, веер, надувной круг, мельница.)

10.Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего)?

11.Умеют ли дети обнаруживать ветер?

12.Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер.)

13.Выяснить роль ветра в жизни растений.

14. Знают ли дети летающих животных?

Методика диагностики

Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Я и природа».)

Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают) Обратить вни­мание: на обоих рисунках много не закрашенного, пустого места. Поче­му? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им ды­шим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытни­ческой работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком — про­грамма Н. Рыжовой, блок «Воздух»). Организовать игру «Раздувайся, пу­зырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теп­лой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форто


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.