Раздел тем: Лес - природная система  — 30 ч. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Раздел тем: Лес - природная система  — 30 ч.

2021-05-28 32
Раздел тем: Лес - природная система  — 30 ч. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория. Понятие "Лес". Экосистемы леса. Биотоп, местообитание. Понятие "Окружающая природная среда" и "экосистема". Организмы и среда обитания.Круговороты веществ и потоки энергии в экосистеме леса. Фотосинтез. Лесная подстилка. Гумус.   Почва  леса. Значение почвы. Тип почвы. Факторы почвообразования. Почвообразующие породы. Плодородие. Дерево среда обитания. Формирование естественных лесных сообществ. Леса, созданные человеком. Рациональное использование леса.

 

Практика. Экскурсия в лес по экологической тропе «Лес - природное сообщество». Работа с гербарием - определение отличительных признаков разных групп растений. Экспедиции (с.Ыб) «Растительность родного края».

Зарисовка схем. Экскурсия в Геологический музей. Викторина «Лесные ресурсы». Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу. Экскурсия в Зоологический музей СГУ. Экскурсия в Музей леса. Просмотр видео материалов. Ознакомление с гербариями и коллекциями. Определение породного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Подготовка и заслушивание обучающимися мини-докладов по одному из вопросов блока тем занятий. 

 

 

3. Раздел тем: Учимся понимать лес — 28 ч.

 3.1. Тема. Экологические функции леса. 4- ч.

Теория. Фитонциды. Категории защищённости лесов. Заказники. Заповедники.

Практика. Викторина. Подготовка и заслушивание обучающимися сообщений по одному из вопросов занятия. Экскурсия в Зоологический музей СГУ. Просмотр презентации. Работа с красной книгой РК. Экскурсия в Музей Леса - Изучение разнообразия охраняемых животных различных групп.

3. 2. Тема. Биотопы леса. -4 ч.

Теория. Леса на берегах рек и ручьёв. Представители ручьёв. Временно затопляемые участки леса. Болота. Представители болот. Ольховые топи. Заболоченные леса. Верховые болота.

Практика. Работа с гербарием. Экскурсия в Зоопарк. Просмотр видеоматериала.

3.3. Тема. Антропогенные биотопы леса. - 4 ч.

Теория.  Антропогенный ландшафт. Зарастающие луга. Представители. Широколиственные леса. Опушки. Виды хозяйственной деятельности человека. Практика. Викторина. Экскурсия в Музей Леса.Изучение разнообразия растений и животных. Подготовка и заслушивание обучающимися сообщений по одному из вопросов темы занятия. Провести  в мини экспедиции, в Корткеросский район.Работа с гербарием. Определение отличительных признаков разных групп растений.

3.4. Тема. Лес -хранитель истории. -2 ч.

Теория. Памятники истории и культуры в лесу.

Практика. Игры, практические задания и упражнения на закрепление материала, тесты для самопроверки его

3.5. Тема. Компоненты лесных насаждений. -4 ч.

Теория. Насаждение. Ярус. Подлесок. Лесная подстилка. Напочвенный растительный покров.

Практика. Зарисовка схем.Записи в словарик терминов. Экскурсия в лес, в парк. Тест.

3.6. Тема. Характеристики древостоя. - 4 ч.

Теория. Полнота. Состав. Запас. Возраст древостоя. Преобладающая порода. Главная порода.

Практика. Записи в словарик терминов. Работа с приборами. Определение возраста.

3.7. Тема. Климат леса. -2 ч.

Теория. Факторы влияющие на экосистему. Климат. Макро и микроклимат. Рельеф местности.

Практика. Работа с картой. С атласом  РК.

3.8. Тема. Характеристика почв леса. - 4 ч.

Теория. Влажность почвы. Грунтовые воды. Продукт выветривания. Растения индикаторы. Напочвенная растительность.

Практика. Подготовка и заслушивание обучающимися сообщений по одному из вопросов темы занятия.

4.Раздел тем: Лесопользование и возобновление леса – 28 ч.

4.1. Тема. Лесопользование - 4ч.

Теория.  Многообразие ресурсов мира. Виды лесопользования. Лесопользование главное. Промежуточное. Побочное. Второстепенное. Функции леса.

Практика. Подготовка и заслушивание сообщений на тему: "Характерное лесопользование для моей семьи" Экскурсия в музей Леса.

4.2. Тема. Рубки главного пользования - 2ч.

Теория. Способы рубок главного пользования.

Практика. Игры, практические задания и упражнения на закрепление материала, тесты для самопроверки его усвоения. Экскурсия в лесхоз.

4.3. Тема. Выбор главной породы деревьев.  - 4ч.

Теория. Породы, предпочитающие условия данного местообитания. Биоразнообразие. Заболевания и вредители леса. Особенности пород.

Практика. КВН или викторина. Работа с гербарием. Работа с коллекциями. Игра по станциям. Экскурсия в лес, парк.

4.4. Тема. Особенности произрастания и возобновления некоторых пород

 деревьев - 6ч.

Теория. Сосна обыкновенная. Растения и животные соснового леса. Ель. Представители елового леса. Берёза. Растения и животные берёзового леса. Ольха и Осина. Широколиственные деревья. Растения и животные широколиственного леса.

Практика. Экскурсия: «Территория ГОУДОД «КОМИ РЭБЦ» как модельный стационарный участок. Викторина -игра «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

Работа с литературой. Работа с гербарием.

4.5. Тема. Преимущества смешанного леса - 2ч.

Теория. Рост и развитие леса. Сочетание пород деревьев. Совокупность факторов.

Практика. Проведение викторины «Какая это порода?» Работа с гербариями.

Экскурсии «Изучение структуры смешанного леса. Определение видов древесных пород, кустарников и трав в соответствующих ярусах леса».

4.6. Тема. Методы возобновления лесов.  - 6ч.

Теория. Семенное и вегетативное возобновление леса. Метод лесных культур. Пневая поросль. Корневые отпрыски. Сеянцы. Саженцы. Лесной питомник. Естественное и искусственное возобновление.

Практика. Экскурсия: «Территория ГОУДОД «КОМИ РЭБЦ» как модельный стационарный участок. Экскурсия в лесной питомник.

Просмотр видео материалов. Ознакомление с гербариями и коллекциями. Выбор тем для подготовки сообщений и рефератов. Работа с литературой

4.7. Тема. Скарификация.   -4 ч.

Теория. Скарификация - что это такое? Проведение скарификации.

Практика. Работа с коллекциями жуков вредителей. Работа с литературой. Просмотр видео.

5. Раздел тем: Уход за лесом -22 ч.

5.1. Тема. Лесохозяйственные мероприятия  -4 ч.

Теория. Цикл развития леса. Лесохозяйственные мероприятия.

Практика. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение породного состава деревьев и кустарников по картинкам, по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Викторина узнай по описанию (что за порода). Экскурсия в парк. Мини экспедиция в село Пезмог.

5.2. Тема. -2 ч. Расчистка на вырубке.

Теория. Расчистка на вырубке.  Выжигание. Лесной пожар.

Практика. Рисунки - на тему экологические последствия выжигания лесов. Тест.

5.3. Тема. Рубки промежуточного пользования.  - 4ч.

Теория. Рубки промежуточного пользования. Рубки ухода. Рубки осветления. Рубки прочистки. Прореживания. Проходные. Переформирования. Обновления. Санитарные рубки.

Практика. Просмотр видео материала. Презентация. Общественно полезный труд. Проведение  контрольных ревизий-обходов. Экскурсия в музей.

5.4. Тема Негативные последствия рубок  -4 ч.

Теория.. Негативные последствия рубок  Насекомые - вредители лесного хозяйства.

Практика. Определение видов насекомых по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева.,  Работа с коллекциями  вредных насекомых.

5.5. Тема. Уменьшение влияния загрязнения воздуха на рост и развитие леса. - 4ч.

Теория. Уменьшение влияния загрязнения воздуха на рост и развитие леса. Загрязнение атмосферы от промышленных предприятий и автотранспорта.

Практика. Экскурсия на  предприятие связанное с деревопереработкой.

Работа с государственными докладами. Подготовка сообщений.

5.6. Тема. Известкование и удобрение лесных почв.   -4 ч.

Теория. Известкование почв. Применение удобрений.

Практика. Работа с коллекцией удобрений. Просмотр видеофильма.

6. Раздел тем: Устойчивое управление лесным хозяйством. - 16 ч.

6.1. Тема. Планирование устойчивого развития лесов  -6 ч.

Теория. Планирование устойчивого развития лесов. Этапы планирования рубки прореживания и возобновления леса. Сосновый лес. Еловый лес. Смешанный лес. Предварительное прореживание.

Практика. Работа с литературой. Выполнение практических заданий.

6.2. Тема. Модельный лес.   -6 ч.

Теория. Модельный лес. Общие сведения.  Природоохранное планирование. Основные виды деятельности ВФДП. Красная книга.

Практика. Экскурсия на экологической тропе.

6.3. Тема. Принятие решений при устойчивом управлении лесным хозяйством.  -4 ч.

Теория. Лесохозяйственный план. Лесоустройство. Критерии лесопользования.

Практика. Викторина. Видеофильм.

7. Раздел тем: Воспитательные мероприятия. –16 ч.

Теория. Всероссийский День леса. Международный День леса. Участие в празднике природы «День птиц». Различные массовые мероприятия проводимые в КРЭБЦ.

Практика. Игры. КВН. Викторины. Конкурс рисунков. Тест. Проведение викторин. Экскурсии в течение года по лесной тематике в Пезмог, Коччояг, Кочпон. Экскурсии связанные с нац. региональным компонентом (знакомство с православными святынями: село Ыб, Усть-Вымь.

8. Итоговое занятие – 2ч. Предполагается подвести итоги обучения по программе «Лесоведение»

в форме заслушивания рефератов по выбранным темам — 2 часа.

 


Учебно-тематический план 3 года

 

Названия разделов по теме

 

Количество часов

всего теоретические занятия практические занятия
1. Вводное занятие 2 1 1
2 Природные условия, растительность и флора РК 8 6 2
3 Лесообразующие породы 16 8 8
4 Типы лесов 22 6 16
5 Лесорастительное районирование РК 4 2 2
6 Лесное хозяйство  РК. Лесопользование. 16 10 6
7 Лесное хозяйство РК.Лесовосстановление 16 10 6
8 Охрана лесов 10 4 6
9 Лесные ресурсы: Лесной фонд РК 8 4 4
10. Древесные ресурсы 8 4 4
11 Побочные лесные использования  10 6 4
12 Промысловая фауна и охотничьи хозяйства 6 4 2
13 Воспитательные мероприятия. 16 8 8
  Итоговое занятие 2 2 0
  Итого: 144 75 69

Содержание

Вводное занятие.- 2ч.

Теория. Мотивация на предстоящую деятельность. Знакомство с коллективом. План работы на год. Перспективы занятий. Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи занятий. Вводный контроль

Практика. экскурсия по КРЭБЦ. Просмотр презентации "По страницам истории".

Тематические игры на знакомство и сплочение коллектива.

Заполнение анкет.

2. Раздел: Природные условия, растительность и флора РК.- 8 ч.

2.1. Тема: Геоморфология и почвенный покров – 2ч.

Теория. Геоморфология и почвенный покров.

Практика. Экскурсия по окрестностям  с. Ыб. Сбор материала для составления гербария.Работа с гербарием.

2.2. Тема: -Климатические условия. -2 ч.

Теория. Климат РК.

Практика. Экскурсия на республиканскую гидрометеостанцию. Знакомство с приборами.. Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы).

Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года

Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы по сезонам года.

2.3. Тема:–   Биологическая продуктивность лесов .- 2ч.

Теория. Биологическая продуктивность лесов. Фитомасса лесов.

Практика.  Работа с литературой. Экскурсия: «Территория ГОУДОД «Коми РЭБЦ», Дендропарк или в лес.

2.4 Тема: Растительность и флора .- 2ч.

Теория. Растительность и флора. Распределение растительности по территории РК.

Практика. Работа с картой. Викторина"Флора РК". Экскурсия в Ботанический сад СГУ.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.