Организационно – педагогические основы обучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организационно – педагогические основы обучения

2021-05-28 31
Организационно – педагогические основы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА)

 

«ЛЕСОВЕДЕНИЕ»

 

Кружок

 

Направленность:
естественнонаучная

Для обучающихся 10-18 лет

                3 года обучения

Составитель:

Черкасова Галина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»

 

Сыктывкар

2011

Пояснительная записка

Лесоведение - научная дисциплина о природе леса, его биологии и экологии, закономерностях динамики в пространстве и во времени.

Программа «Лесоведение» ориентирована на углубление знаний обучающихся в области биологии, географии и экологии, привлечение их к практическим мероприятиям по сбережению и приумножению лесных богатств.

Республика Коми – один из самых крупных регионов европейского севера России, богатый природными ресурсами. Главным достоянием Республики Коми являются таёжные леса, занимающие большую часть её территории.

Актуальность программы заключается в том, что она развивает интерес к природе своей республики, в которой имеется уникальное разнообразие лесных ресурсов, способствует профессиональному самоопределению подростков. Программа «Лесоведение» воспитывает у детей бережное отношение к лесу, приобщает обучающихся к исследовательской работе и практической деятельности по сохранению и восстановлению леса.

Дополнительная образовательная программа “Лесоведение”, носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение экосистемы леса. Обучающиеся будут изучать объекты лесного биоценоза (растительный и животный мир). По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, научно-исследовательских работ. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Особенность содержания данной программы в том, что, применяя определённые методики, можно использовать любой лес как модельную экосистему, позволяющую дать представление об основных абиотических и биотических факторах, показать распределение организмов в разных биотопах, проследить взаимосвязь продуцентов и консументов.

Новизной программы является включение тем, направленных на изучение регионального компонента: «Проблемы развития лесного хозяйства Республики Коми», «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс и перспективы его развития» и др.

Данная образовательная программа разработана на основе типовой программы «Юный лесовод» (из сборника «Исследователи природы» изд. 3–е М.: Просвещение, 1988), утвержденной Министерством образования РФ. В настоящей программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями, такими как природоведение, биология, экология, химия, математика, геометрия, рисование, черчение и др.

Обучающиеся могут продолжить образование по профилю программы после завершения обучения в учебных заведениях профессионального образования, СЛИ, КГПИ, а также путём самообразования.

 

 

 Цель настоящей программы:

- пробудить у обучающихся интерес к изучению экосистемы леса на основе создания целостного представления о лесах, как о живых саморегулирующихся системах.

 

  Задачи

Образовательные:

 - формировать интерес к профессиям лесохозяйственного профиля;

 - активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся при выполнении исследовательских работ по лесной тематике;

 - познакомить с наукой о природе леса;

 - расширить и углубить имеющиеся знания по биологии, географии и экологии;

 - ознакомить с флорой и фауной Республики Коми;

 - формировать знания по основам лесоведения;

 - научить проводить наблюдения в природе;

 - научить выполнять учебно-исследовательскую работу;

 - способствовать формированию навыков самостоятельной работы с научной и справочной литературой.

Развивающие:

 - развить умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

 - развить умения по исследованию лесных экосистем;

 - развить умения довести начатое дело до конца.

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к природе родного края;

 - осуществлять нравственно-эстетическое воспитание детей при проведении экскурсий и экспедиций в природу, посещений музеев.

 - развить образное мышление, внимание.

 

Характеристика программы

 

Тип - дополнительная образовательная программа

Вид - модифицированная

Направленность - естественнонаучная

По признаку - общеразвивающая

По характеру деятельности – познавательная

По возрасту – разновозрастная

По масштабу деятельности – учрежденческая

Срок реализации программы - трёхгодичная

 

Расписание занятий:

Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю
2 часа 2 раза 4 часа

 

 

Продолжительность занятий  в группах 1, 2 и 3 годов обучения составляет 4 академических часа в неделю (2 академических часа 2 раза в неделю продолжительностью по 45 минут с обязательным 10-ти минутным перерывом). Режим занятий и расписание составляются с учётом «Санитарно–эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дополнительных образовательных учреждений» [Санитарно–эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.4.1251 – 03].

Формы проведения занятий. Занятия групповые, в группах по 10-15 человек. Программой предусмотрено проведение теоретических, практических занятий, экскурсий и выездных мероприятий.

              Ожидаемые результаты и способы их проверки

Прогнозируемый результат:

Выпускник обладает следующими качествами: потребность в самообразовании, любовь к природе, работоспособность, устремлённость в будущее, трудолюбие, порядочность, инициативность.

В результате освоения программы предполагается подготовить выпускника, обладающего стремлением к сохранению лесного богатства РК, умеющего самостоятельно проводить наблюдения в природе; определять растения, грибы и животных; знающего правила поведения в природе. Выпускник будет уметь самостоятельно проводить исследования в лесу, описывать пробные площадки, осуществлять экологический мониторинг лесных экосистем; выполнять учебно-исследовательские работы, составлять тезисы и подготавливать доклады и их презентации.

 

По окончании 1 года: обучающийся будет знать:

•многообразие растений различных природных зон,

•жизненные формы растений,

• многообразие животных леса;

• правила поведения в природе;

• характеристики леса как природной системы;

•ярусы леса.

Обучающиеся будут уметь:

• сравнивать растительные сообщества леса;

• распознавать древесные и кустарниковые породы;

• наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;

• распознавать и характеризовать основных животных леса;

• систематизировать, обобщать полученные знания;

• определять виды древесных, кустарниковых и травянистых растений;

• работать с газетными статьями;

• работать в команде и высказывать общее мнение.

 

К концу 2 года занятий обучающиеся будут знать -

- лесоводческую терминологию;

- основные сведения о лесных ресурсах РК;

- охранные мероприятия по защите леса;

- разнообразие растений и животных, значение их в жизни человека;

- зимующие птицы своей местности, подкормка птиц;

- Красная книга природы, охраняемые растения и животные Республики Коми, заповедники, памятники природы.

будет уметь:

- определять по внешнему виду лиственные (берёза, тополь, осина) и хвойные (ель, сосна, лиственница) деревья, а также кустарники и травы;

- определять по внешнему виду конкретных представителей животного мира;

- определять по внешнему виду зимующих птиц своей местности, чем их подкармливать;

- ориентироваться в лесу;

- выделить и обобщить, главное в научной литературе;

- выполнять исследовательские работы с помощью педагога;

- работать в группе;

- проводить фенологические наблюдения.

• представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

К концу 3 года занятий обучающиеся будут знать -

- лесоводческую терминологию;

- основные сведения о лесных ресурсах РК;

- охранные мероприятия по защите леса;

- разнообразие растений и животных, значение их в жизни человека;

- охраняемые растения и животные Республики Коми, заповедники, памятники природы.

будет уметь:

- определять по внешнему виду деревья, а также кустарники и травы;

- определять по внешнему виду конкретных представителей животного мира;

- определять по внешнему виду птиц своей местности;

выполнять исследовательские работы с помощью педагога, представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

- работать в группе;

Выпускник будет обладать качествами:

-уважение к себе и окружающим;

-бережное отношение к природе.

Подведение итогов обучения по программе проводится в форме защиты исследовательских работ обучающимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

 

Наименование учебного раздела

Количество часов

Всего Теория Практика
1 Введение 2 1 1
2 Что такое лес? День леса 8 2 6
3 Жизнь дерева 6 3 3
4 Каким бывает лес. Леса различных природных зон 32 14 18
4.1 Леса умеренной зоны 14 4 10
4.2 Субтропический лес 4 2 2
4.3 Тропический лес 4 2 2
4.4 Субэкваториальный лес 4 2 2
4.5 Экваториальный лес 4 2 2
4.6 Проверка знаний 2 2  
5 Лес и человек. Использование леса 12 8 4
6 Природа в опасности 4 2 2
7 Биологические ресурсы леса 60 27 33
7.1 Животные ресурсы леса 20 9 11
7.2 Растительные ресурсы леса 20 8 12
7.3 Биология лесных растений 20 10 10
8 Леса Республики Коми 12 5 7
9 Итоговое занятие 2 2 0
10 Воспитательные мероприятия. 6 2 4

ИТОГО

144 66 78

 

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Входящий контроль знаний умений и навыков обучающихся. Что такое лесоведение? Мотивация детей на предстоящую деятельность. Программа занятий. Место занятий. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка. Режим занятий.

Практика: Экскурсия «Образовательное пространство ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ».

2. Что такое лес? День леса (8 часов)

Теория: Определение лес, экосистема. Основные компоненты леса (растения и животные). Лес как экосистема. Элементы и взаимосвязи в экосистеме лес. Виды лесных экосистем. Микро- и макро-экосистемы. Их отличия друг от друга. Развитие и изменение экосистем в лесу. Всероссийский день леса. История праздника и традиции связанные с ним.

Практика: Определение элементов и поиск взаимосвязей в экосистеме лес. Экскурсия в берёзовую рощу Коми РЭБЦ. Определение и описание лесных экосистем по рисунку. Викторина «Леса России».

3. Жизнь дерева (6 часа)

Теория: Жизненные формы растений: трава, кустарничек, куст, дерево. Строение дерева. Строение корня, виды корня, строение ствола, типы коры, виды листьев (простые и сложные), виды крон деревьев. Отличительные особенности различных пород деревьев (отличия по коре, листьям, черешку, количество хвоинок) Рост и питание дерева, ветвление и форма кроны у разных растений Фотосинтез? Сезонные изменения в жизни дерева и их связь с физиологией растения: Пожелтение листьев, листопад. Плоды и семена. Семена – путешественники. Виды переноса семян. Вегетативное размножение.

Практика: Составление схемы «Части дерева» Экскурсия в дендропарк Коми РЭБЦ, практическая работа «сравнение формы крон деревьев». Сбор коллекции семян деревьев.

4.  Каким бывает лес. Леса различных природных зон (32 часов)

Теория: Климатические пояса, природные зоны, виды лесов расположенные в климатических поясах. Леса умеренной зоны. Знакомство с растительным миром на примере Республики Коми. Определение видового состава и сообществ растительности. Лес как экосистема и её компоненты Лесные экотопы. Видовое разнообразие животных и растений в различных экотопах лесной экосистемы. Знакомство с животным миром на примере Республики Коми. Видовой состав животных на территории РК: рыбы, моллюски, некоторые виды насекомых, птицы, млекопитающие. Приспособление животных к условиям обитания. Место расположения всех видов лесов на карте мира. Климат. Субтропический лес: приспособление растительности к данному виду климата; распространенные и необычные виды растений. Эндемики леса. Что такое «пампа», «саванна», «скрэб»? местонахождение, особенности. Субтропический лес: место расположение, климат. Приспособление растительности. Распространенные виды растений. Эндемики леса. Распространенные животные. Приспособления к месту обитания. Тропический пояс: место расположения, климат; растения сухого тропического климата (пустынь и полупустынь) и влажного тропического климата (влажные тропические леса). Животный мир тропического пояса. Способы приспособления к жизни в пустынях и полупустынях. Сравнение животного мира пустынь Сахара, Намиб, Калахари, Большой пустыни Виктории. Эндемики пустынь. Субэкваториальный лес: место расположения, климат. Сравнение растительного мира зоны на различных материках, на примере стран: Индия, Венесуэла, Филиппины, Панама. Необычные растения. Ярусы экваториального леса. Техника безопасности.

Практика: Постановка сценки «В лесу», реклама «Посетите лес …. природной зоны». Определение по гербарию видов растений. Наблюдение лесной экосистемы и видового разнообразия. Сбор коллекции растений и лишайников. Отличительные черты от других животных. Составление таблицы «Растения и животные лесов». Работа с контурной картой «Месторасположение видов растений». Изготовление стенгазет по каждому виду леса.

Экскурсия в дендропарк Коми РЕБЦ. Экскурсия в зоопарк Коми РЭБЦ, определение животных обитающих в РК. Сравнение хвойных пород расположенных на территории Коми РЭБЦ. Экскурсия в музей СГУ. Образовательная экскурсия «Осенние изменения в лесу»

Игры: «Кто где живет?» (рисунки животных, подписать название и распределить по конвертам с подписанными пустынями); «Узнай растение по силуэту», «Собери животного» (сбор пазлов - животного). Обучающий фильм «Животные тропического леса». «Самые опасные животные Юго-Восточной Азии и Океании», «Экваториальный лес»

5. Лес и человек. Использование леса (12 часа)

Теория: Виды лесопользования. Классификация групп и видов рубок. Заготовка древесины: сплошные и выборочные рубки. Лесозаготовки. Экспорт леса. Для чего рубят лес? Переработка и использование древесины. Крупные ЦБК и ЦК в республики Коми. Виды лесопользования: что такое лесные плантации и как их используют? Выращивание лесных плодовых, ягодных и лекарственных растений. Заготовка, сбор и переработака не древесных лесных ресурсов. Уход за лесами. Виды санитарных рубок. Где применяются санитарные рубки, есть ли они в РК. Осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности. Введение сельского хозяйства. Подсочки, охотничье хозяйство. Рекреация. Что такое живица? В каких целях используют живицу. Что такое подсочки? Места распространения подсочек. «+» и «-» подсочек. Охотничье хозяйство – как вид лесопользования. Что такое рекреация? Виды рекреации. Использование лесов в целях рекреации: туризм.

Практика: Составление схемы «Группы и виды рубок», разбор ситуаций, работа с контурными картами «Экспорт леса» деловая игра «Использование древесины» Поле чудес «лекарственные растения», игра на узнавания «полезные и опасные дикие растения». Игра «Животные и птицы». Рассказ группы по поход.

 

6. Природа в опасности (4 часа)

Теория:: Природа в опасности. Опасные враги леса.   Лесные пожары. Насекомые.Правила поведения в природе.   Леса в опасности. Охрана природы.

Практика: Экскурсия в «Музей пожарной охраны.». Конкурс рисунков на противопожарную тематику. Работа с коллекциями. Экскурсия: «Территория ГОУДОД «КОМИ РЭБЦ» как модельный стационарный участок. Составление правил. Тест.

7. Биологические ресурсы леса (60 часа)

Теория: Лесная (боровая) дичь – птицы, питающиеся растительной пищей и ягодами. Копытные животные Пармы. Хищники. Зайцеобразные, грызуны и другие млекопитающие лесов РК. Насекомые Восточно-Европейской тайги. Насекомоядные птицы леса. Хищные птицы Пармы. Представителей группы РК, особенности их обитания и воспроизводства. Охрана представителей группы. Роль группы животных в жизни леса. Значение для человека. Борьба с вредными насекомыми: механическая, химическая и биологическая (насекомоядные птицы). Цепи питания.

Лес – возобновляемый ресурс для производства. Лесохимия, пища, напитки в т.ч. спирт, парфюмерная вода, одежда (ткань), лекарства из древесины. Лесохимические производства, кроме бумажных. Почему лес – возобновляемый ресурс? Промышленное производство лесов: новые технологии от семечка до зрелого дерева. Как изменяется лес с годами (о сукцессиях) от подроста до климакса. Защитные ресурсы леса. Как лес защищает горожан от негативного воздействия техносферы (шум, твердые бытовые отходы, стоки, атмосферные выбросы) Лес как рекреационный ресурс. Использование леса для отдыха людей. Жизненные формы лесных растений (по Серебрякову): деревья, кустарники, кустарнички, полудревесные растения, травы, земноводные травы – их биология. Наземные и наствольные лишайники и мхи, папоротники их биология, значение. Грибы.

Практика: Экскурсия «Разгар зимы: фенологические изменения в лесу». Экскурсия по экологической тропе (за ж/д вокзалом) на тему: «Сукцессионные изменения в хвойном лесу» от лиственного к еловому. Игра: «Животные ресурсы леса» Экскурсия «Весна: фенологические изменения в лесу». Викторина: «Биология лесных растений». Тематические экскурсии в зоопарк Коми РЭБЦ. Акция

8. Леса Республики Коми (12 часов)

Теория: Темнохвойные леса Светлохвойные леса Лиственные и смешенные леса. Лесообразующие породы. Ярусы лесов. Распространение.

Практика: Экскурсия «Начало лета: фенологические изменения в лесу». Акция «Посади дерево!»

9. Итоговое занятие (2 часа) Предполагается подвести итоги обучения по программе «Лесоведение» в форме теста

10. Воспитательная работа (6 час) День леса (сентябрь – всероссийский день леса, май – международный день леса), Новогодний утренник, Масленица, День птиц.

Экскурсии в течение года по лесной тематике в Пезмог, Коччой-яг, лесной питомник. Экскурсии связанные с национально региональным компонентом (знакомство с православными святынями: село Ыб, Пажга.

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

 

 

Названия разделов по теме

 

Количество часов

всего теоретические занятия практические занятия
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Лес - природная система 30 18 12
3. Учимся понимать лес 28 14 14
4. Лесопользование и возобновление леса 28  16 12
5. Уход за лесом 22  12 10
6. Устойчивое управление лесным хозяйством  16  10 6
7. Воспитательная работа. 16 8 8
8. Итоговое занятие 2 0 2
  Итого: 144 81 63

 

Содержание

Вводное занятие.- 2ч.

Теория. Знакомство с коллективом. План работы на год. Правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи занятий. Вводный контроль.

Практика. Знакомство с отделами Коми РЭБЦ, кабинетом.

Тематические игры на знакомство и сплочение коллектива.

 Заполнение анкет. Выбор обучающимися тем для подготовки исследовательских работ.

Экскурсия в дендропарк КРЭБЦ.

Вводное занятие.- 2ч.

Теория. Мотивация на предстоящую деятельность. Знакомство с коллективом. План работы на год. Перспективы занятий. Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи занятий. Вводный контроль

Практика. экскурсия по КРЭБЦ. Просмотр презентации "По страницам истории".

Тематические игры на знакомство и сплочение коллектива.

Заполнение анкет.

2. Раздел: Природные условия, растительность и флора РК.- 8 ч.

2.1. Тема: Геоморфология и почвенный покров – 2ч.

Теория. Геоморфология и почвенный покров.

Практика. Экскурсия по окрестностям  с. Ыб. Сбор материала для составления гербария.Работа с гербарием.

2.2. Тема: -Климатические условия. -2 ч.

Теория. Климат РК.

Практика. Экскурсия на республиканскую гидрометеостанцию. Знакомство с приборами.. Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы).

Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года

Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы по сезонам года.

2.3. Тема:–   Биологическая продуктивность лесов .- 2ч.

Теория. Биологическая продуктивность лесов. Фитомасса лесов.

Практика.  Работа с литературой. Экскурсия: «Территория ГОУДОД «Коми РЭБЦ», Дендропарк или в лес.

2.4 Тема: Растительность и флора .- 2ч.

Теория. Растительность и флора. Распределение растительности по территории РК.

Практика. Работа с картой. Викторина"Флора РК". Экскурсия в Ботанический сад СГУ.

Итоговое занятие – 2 ч.

Предполагается подвести итоги обучения по программе «Лесоведение»

в форме  заслушивания рефератов по выбранным темам — 2 часа.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

1. Методическое обеспечение занятий. Методическое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы «Лесоведение». Видами и методами обучения являются: целенаправленное исследование, проблемное обучение, проектный метод, организация самостоятельной работы.

2. Дидактические средства (дидактический материал):

В качестве трансцендентального дидактического средства при реализации ДОП «Лесоведение» широко используется окружающая природная среда, которая давно детально изучена и описана учёными-геоботаниками расположенного в Сыктывкаре Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. Существуют определители и детальные описания растений конкретной флоры города Сыктывкара; списки видов растений и разнообразные аналитические данные по флоре Республики Коми; сводные данные по растениям Северо-востока европейской части России (куда входит и Республика Коми), оснащённые картами ареалов видов, родов и семейств; карты и списки видов флористических заказников (геоботанических ООПТ) на территории РК; Красная книга РК.

Искусственно создаваемые дидактические средства.  ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ и ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРКИ Коми РЭБЦ, коллекции которых постоянно используются для реализации образовательного процесса по дополнительной образовательной программе объединения «Лесоведение».

3. Техническое оснащение занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Лесоведение».

Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности смотри в приложении.

Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности смотри в разделе «Материально техническое обеспечение».

 

4.а. Описание методик

Методики исследования и полный перечень оборудования к ним представлены в сборниках:

Боголюбов А.П. Простейшая методика геоботанического описания леса: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

Боголюбов А.С. Методика геоботаники картографирования и профилирования: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

Боголюбов А.С. Программа организации и проведения геоморфологических исследований: Метод. пособие для ПДО.-М.:Экосистема,1996.

Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории: Метод. пособие для ПДО по полевой экологии. – М.: Экосистема, 1996.

и др.

4.б. Тематика исследовательских работ (см. Прил. 7 и страницы 104 — 106 в Сборнике методматериалов по организации работы с детьми в объединениях юных лесоводов. /сост.: с. Верещагин, С. Яновский. Сыктывкар, 2008. - 123 с.).

 

Психологическая атмосфера занятий носит неформальный характер, не регламентированный обязательствами и стандартами.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо:

- правильно сформировать группы с учётом возрастных особенностей и психологической совместимости;

- организовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его реальных возможностей и способностей;

- создать условия для теоретических и практических занятий;

- использовать ТСО и научную литературу;

- применять разнообразные методы и формы обучения.

 

Обучение по данной программе основано на следующих принципах: системность, доступность, наглядность, последовательность, непрерывность.

Основные методы обучения, используемые при реализации данной программы: словесный, наглядный, практический, работа с литературой, видеометод.

Программа позволяет поэтапно распределить учебный материал по теоретическим и практическим направлениям, что позволяет соблюдать принцип комплексности, преемственности и целостности требований и подходов в организации образовательного процесса.

Основные формы теоретических занятий – мини–лекции, беседы, рассказы, наблюдения, эксперименты. Экскурсии, конкурсы, посещение музеев, выставок, выставки творческих работ, работа с литературой, творческие задания, игры, наблюдения в природе, тесты.

практических – лабораторные работы, исследовательская работа в природе, камеральная обработка полученных данных, изготовление наглядных пособий.

В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как мини-лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент. Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Одна из распространенных форм работы с обучающимися - экскурсии на природу. Здесь обучающиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с опытом природоохранной деятельности.

 

Программа«Лесоведение» строится на основе принципов:

целостности окружающей среды (направлен на формирование у обучающихся понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработки стратегии поведения человека в ней);

междисциплинарности (предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, лесоведения);

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем,

соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям детей.

Занятия по программе формируют у обучающихся представление о лесе как универсальной системе ценностей, помогают лучше узнать природу родного края, прививают навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

 Целостность курса обеспечивают ведущие идеи:

• лес как структурный элемент биосферы;

• взаимосвязи организмов в биоценозе леса;

• развитие взаимоотношений между человеком и природными сообществами.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающимися, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному - от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к выполнению исследовательской деятельности.

 

 Условия реализации программы

- специально оборудованный кабинет (№104) на 16 учебных мест;

- методическое сопровождение (литература, дидактические материалы);

- нормативные документы (Положения о слётах, конкурсах и т.д.);

- автобус (специальный — для перевозки детей) для выезда на экскурсии.

 

Работа с родителями

 

Задача педагога заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями обучающихся. Основными направлениями работы педагога являются:

- привлечение родителей к финансированию малых экспедиций и экскурсий в лес, поездок на конференции;

- проведение родительских собраний 1 раз в год;

- привлечение родителей к участию в малых экспедициях и выездах на экскурсии;

- проведение различных выставок и праздников.

 

Год обучения

Вид Сроки Задачи Содержание Критерии Форма
I Сен-тябрь Определение фактического уровня знаний Введение в деятельность. Контрольный срез. Широта кругозора, знание видов растений и животных леса Викторина
II Де кабрь   Определение качества усвоения программы Контрольный срез по теме «Лес", Разнообразие растительного и животного мира, охрана природы. Определение видов растений и животных леса. Знание терминов.   Зачёт (с использова-нием определительных карт и гербарного материала).  
III Май Определение уровня знаний программы I года обучения Итоговая проверка по пройденным темам Знание основных понятий лесоведения, Групп растений и животных, их особенностей, охраняемых объектов и территорий. Тест  

 

 

Год обучения

 

Вид Сроки Задачи Содержание Критерии Форма
I сен-тябрь Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству Контрольный срез по теме «Лес-природная система» Широта кругозора, знание видов обитателей леса Викторина
II Де кабрь   Определение качества усвоения программы Контрольный срез по теме «Учимся понимать лес» Знание основных понятий лесоведения и лесоводства Тестирование
III май Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы II года Итоговая проверка по пройденным темам Определение видов растений и животных леса. Знание терминов Защита рефератов

Критерии оценивания:

Год обучения

       Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;

       Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; затрудняются в раскрытии экологических взаимосвязей растительного и животного мира с окружающей средой; знают не более 5 заповедников России; допускают ошибки в правилах поведения в природе и в знании охраняемых растений и животных.

       Низкий уровень - не могут без ошибок определять растения и животных, не знают значение леса в жизни человека; не знают заповедники в России; затрудняются как правильно вести себя в природе.

       Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.

Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.

Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.

 

Года обучения

 

Вид Сроки Задачи Содержание Критерии Форма
I сен-тябрь Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству Контрольный срез по теме «Лес", "Природные условия" Широта кругозора, знание видов обитателей леса Викторина
II Де кабрь   Определение качества усвоения программы Контрольный срез по теме "Лесообразующие породы" Знание основных понятий лесоведения и лесоводства Тестирование
III май Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы 3 года Итоговая проверка по пройденным темам Правильное оформление. Определение видов растений и животных леса. Знание терминов Защита рефератов

Критерии оценивания:

Года обучения

       Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;

       Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; зат


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.