Методические основы работы с детским коллективом как социокультурной средой воспитания и развития младшего школьника. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методические основы работы с детским коллективом как социокультурной средой воспитания и развития младшего школьника.

2021-05-27 47
Методические основы работы с детским коллективом как социокультурной средой воспитания и развития младшего школьника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, "зрелый" коллектив, т. е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив.Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза.Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы - общности, доминирующие на разных возрастных ступенях. Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества. Принципы воспитания в коллективе: - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;-учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог-режиссер. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого «ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах. Модели педагогического взаимодействия: Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия - характерен авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.Личностно-ориентированная модель взаимодействия: Цель - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели характерен диалогический тип общения.Таким образом, современная педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Рациональная основа учебного процесса:организация образовательного пространства художественными средствами, основной метод – работа с натуры, метод реалистического изображения. Иррациональная основа учебного процесса: создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, метод психологической поддержки, в том числе в виде педагогического рисования, диалогичность общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному опыту учащегося в изобразительной деятельности и др. Изобразительное искусство -это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений. Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота-понятие человеческое. Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой технологии. Именно в искусстве прослеживаются два взаимосвязанных направления инновационных поисков: один по линии открытия нестандартных, доступных для детей выразительных средств создания образов в разных видах изобразительной деятельности, другой — поиски оригинальной методики работы. Уроки искусства – особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать, что необходимо ребёнку на данный момент, какая помощь ему требуется, какие слова одобрения подобрать. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важна на уроке похвала «Подъёмная». Она может быть прямой и косвенной, необычной, какой угодно, важно лишь, чтобы она подняла веру в себя, чтобы ребёнок захотел работать на уроке, а задание урока представилось привлекательным и достижимым. В конце урока обязательна выставка работ учащихся, необходимо похвалить всех детей.Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Она достигается с помощью живого слова учителя, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Поэтому эмоциональное вхождение в тему – это, вне всякого сомнения, самые важные, бесценные минуты урока. Желательно на каждом уроке акцентировать внимание учащихся на их жизненных наблюдениях, опираясь на опыт ребёнка и учитывая его интересы. Лекционный курс начинается с определения целей и задач курса методики преподавания. Особый акцент в лекционном курсе должен быть сделан на научно-теоретических положениях методики преподавания. Ценностное отношение к изобразительной деятельности будет успешно развиваться у учащихся, если будут созданы наиболее оптимальные условия для этого. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности представляет собой специально организованный педагогический процесс, характеризующийся осознанием учениками ее личностно-социальной значимости, становлением и совершенствованием у них активно-положительного отношения к данной деятельности, побуждающего, направляющего и регулирующего ее. Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера. Задачи диалогического общения: освоение языка как средства общения; установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств; овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи; установление интерактивного взаимодействия.В настоящее время психологи и педагоги пытаются найти оптимальное сочетание работы с классом путём дифференцированных и индивидуальных форм учебных занятий. При таких видах и формах обучения одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности учащихся, школьники изучают с различной полнотой и глубиной, с тем, чтобы каждый был оптимально занят на уроке, т.е. основными целями данного вида обучения являются: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Особенно нуждаются в дифференцированном подходе школьники с пониженной обучаемостью, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость.

БИЛЕТ № 25


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.