Часть 1. Жаргон. История возникновения жаргона — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Часть 1. Жаргон. История возникновения жаргона

2021-05-27 77
Часть 1. Жаргон. История возникновения жаргона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Цели научно-исследовательской работы:

Познакомить с истоками жаргонизмов;

Воспитывать любовь к русскому языку;

Помочь понять, что речь без жаргонизмов возможна.

Дидактические цели:

1. Формирование языковой нравственности.

2. Проектирование личности, владеющей потенциалами родного языка.

Основополагающий вопрос

Жаргонизмы: бороться или изучать?

Проблемные вопросы

1. Как появляются в языке жаргонизмы? Кем они создаются?

2. Надо ли защищать язык от жаргонизмов?

3. Основные пути пополнения словарного запаса русского языка.

4. Каково влияние на язык  жаргонизмов?

5. Русский язык как развивающееся явление. Проблемы экологии языка.

 "Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн.

    Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую ненормативная, к тому же загрязненная всевозможными жаргонными словами. Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели небольшое исследование. Мы исследовали молодёжный жаргон и его функции.

   По данным опроса, проведенного среди учеников нашей школы разного возраста, пользуются жаргоном все (хотя иногда возникают разные трактовки одинаковых слов); 41% опрошенных считают, что жаргон необходим в жизни; 33% считают, что жаргон не нужен, он засоряет речь; 26% не знают, как относиться к существованию жаргона. Почти все школьники отмечают легкость перехода от пользования жаргоном к нормированной литературной речи, но некоторые жаргонные слова и выражения настолько укоренились в их речи, что при переходе к нормированному языку заменить их синонимичными они не могут.

Актуальность  работы в том, что обращает наше внимание на проблему загрязнения родного языка, на проблему общения людей разных поколений.

 Таким образом, целью моей работы стало изучение особенностей молодёжного языка.

Данная цель обусловила конкретные задачи исследовательской работы:

выяснить, что представляет собой молодёжный жаргон;

составить толковый словарик молодёжного жаргона;

 выявить сферы его употребления;

 выяснить причины употребления жаргона среди молодёжи;   

определить функции данного жаргона;

Объект исследования – молодёжный жаргон.

Предмет исследования – функции молодёжного жаргона.

Основные методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов. Полученные результаты позволяют увидеть особенности молодёжного общения, объяснить их.

Заключение.

 Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причём не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу только как к отрицательному явлению, к чему-то тому, что только загрязняет русский язык.

    Как же реагировать на грубоватые слова, то и дело вырывающиеся из уст любимого чада? Большинство психологов склоняется к тому, что увлечение молодежи сленгом – дурная, но преходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках. Своим осуждением или запретами родители лишь делают жаргон еще более привлекательным.

Библиография

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2004.

Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская; Под ред. В.В.Иванова. – М.: Просвещение, 1983.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи (Беседы о русском языке и культуре речи). М., «Знание», 1972.

Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

Юганов И.,  Юганова Ф. Словарь русского сленга. М., 1997.

Интернет. @ Langust Agency 1999 – 2008

 

Тезисы

Надо ли защищать язык от жаргонизмов.

"Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн…

  Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую ненормативная, к тому же загрязненная  всевозможными жаргонными словами. Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели небольшое исследование. Мы исследовали молодёжный жаргон и его функции…

    Актуальность нашей работы в том, что обращает наше внимание на проблему загрязнения родного языка, на проблему общения людей разных поколений…

Основные методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов. Полученные результаты позволяют увидеть особенности молодёжного общения, объяснить их...

    Меня заинтересовала история школьного сленга, его особенности, вообще его существование в современном русском языке. Это и явилось причиной моего обращения к этой теме…

    Сленг - это разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии и возраста. Сленг - разновидность нелитературной речи...

      В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность…

      Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить…

     Мы выяснили, что молодёжный жаргон – это особый язык молодого поколения. Нами был составлен краткий словарь молодёжного сленга, который позволил нам сделать вывод об экспрессивности молодёжной лексики…

 

Приложение

Статистические данные.

Социологический опрос «Употребление молодёжного жаргона»

9 класс

Опрошено 23

 

Вопросы Девушки 14 лет Девушки 15 лет Юноши 14 лет Юноши 15 лет Юноши 16 лет Итого
Количе-ство 6 7 2 6 2 23
Используе-те ли вы молодёж-ный жаргон? да да да да да 23 да
Почему? 1) легче понять друг друга -1; 2) все так говорят – 5;     1) проще общаться со сверстниками – 1; 2) так проще и легче выразиться – 2; 3) все так говорят – 3; 4) привычка - 1   1) все так говорят – 1; 2) так интереснее – 1. 1) нравится – 1; 2) так быстрее – 4; 3) все так говорят – 1;   1) так удобнее -2. 1) все так говорят – 11; 2) так проще общаться со сверстниками – 2; 3) так удобнее – 8; 4) так интереснее – 1; 5) нравится – 1.  

 

Где уместен молодёж-ный жаргон? 1) на переме-не в школе – 1; 2) с друзья-ми – 4; 3) на улице – 1.   1) на дискотеке – 2; 2) с друзьями – 5.   1) везде – 1; 2) на дискотеке -1. 1) в компании друзей – 2; 2) среди молодё-жи – 2; 3) везде – 1; 4) на лавочках – 1.   1) на дискотеке – 1; 2) в общении с ровесника-ми – 1. 1) в неформаль-ной обстановке – 7; 2) среди молодёжи – 14; 3) везде – 2.

 

11 класс

Опрошено 18 человек

  Девушки 16 лет Девушка 17 лет Юноша 15 лет Юноши 16 лет Юноши 17 – 18 лет Итог
количество 7 1 1 4 4 / 1 18
Используете ли вы молодёжный жаргон? Да – 6 Нет - 1 да да Да - 4 Да - 5 Да – 17 Нет - 1
Почему? Да: 1)вращаюсь в молодёж-ной среде (нахожусь в такой компа-нии) – 2; 2) привычка – 1; 3)модно – 1; 4) они для меня слова-паразиты -1; 5) время обязывает – 1. Нет: для меня важно быть культурной,- 1   Нет ответа Вынужден 1) без них невозможно выразить своё мнение – 1; 2) привык – 3. 1)привычка -4; 2)нравится – 1. Да: 1)привыч-ка – 8 2) компа-ния – 2 3)такое время – 1 4)мода-1 5)нравит-ся – 1 6)без них не выра-зить своё мнение- 1 7)вынуж-ден – 1 8)они слова-паразиты – 1 9)нет ответа-1. Нет: важно быть культур-ной – 1  
Где? 1) на дискотеке-3; 2) везде – 1; 3) с друзь-ями – 1; 4) в такой компании-1; 5) с моло-дыми - 1 Среди молодё-жи На улице или в компании-ях - 1 1) везде – 2; 2) между собой – 1; 3) на дискотеке - 1 1) между собой – 3; 2) на дискотеке - 2 1) на дискотеке – 6 2) между собой – 7 3) везде-3 4) в такой компании – 2

Диаграммы

Причины употребления молодёжного жаргона девятиклассниками

 

 

Причины употребления молодёжного жаргона одиннадцатиклассниками

 

 

Сопоставление причин употребления молодёжного жаргона

учащимися 9 и 11 классов

 

 

Сфера употребления молодёжного жаргона

 

 

Введение

Цели научно-исследовательской работы:

Познакомить с истоками жаргонизмов;

Воспитывать любовь к русскому языку;

Помочь понять, что речь без жаргонизмов возможна.

Дидактические цели:

1. Формирование языковой нравственности.

2. Проектирование личности, владеющей потенциалами родного языка.

Основополагающий вопрос

Жаргонизмы: бороться или изучать?

Проблемные вопросы

1. Как появляются в языке жаргонизмы? Кем они создаются?

2. Надо ли защищать язык от жаргонизмов?

3. Основные пути пополнения словарного запаса русского языка.

4. Каково влияние на язык  жаргонизмов?

5. Русский язык как развивающееся явление. Проблемы экологии языка.

 "Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн.

    Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую ненормативная, к тому же загрязненная всевозможными жаргонными словами. Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели небольшое исследование. Мы исследовали молодёжный жаргон и его функции.

   По данным опроса, проведенного среди учеников нашей школы разного возраста, пользуются жаргоном все (хотя иногда возникают разные трактовки одинаковых слов); 41% опрошенных считают, что жаргон необходим в жизни; 33% считают, что жаргон не нужен, он засоряет речь; 26% не знают, как относиться к существованию жаргона. Почти все школьники отмечают легкость перехода от пользования жаргоном к нормированной литературной речи, но некоторые жаргонные слова и выражения настолько укоренились в их речи, что при переходе к нормированному языку заменить их синонимичными они не могут.

Актуальность  работы в том, что обращает наше внимание на проблему загрязнения родного языка, на проблему общения людей разных поколений.

 Таким образом, целью моей работы стало изучение особенностей молодёжного языка.

Данная цель обусловила конкретные задачи исследовательской работы:

выяснить, что представляет собой молодёжный жаргон;

составить толковый словарик молодёжного жаргона;

 выявить сферы его употребления;

 выяснить причины употребления жаргона среди молодёжи;   

определить функции данного жаргона;

Объект исследования – молодёжный жаргон.

Предмет исследования – функции молодёжного жаргона.

Основные методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов. Полученные результаты позволяют увидеть особенности молодёжного общения, объяснить их.

Часть 1. Жаргон. История возникновения жаргона

  Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования.

    Это слово возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё

позже – «испорченный язык».

    В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях.

   Были в дореволюционной России бродячие торговцы разными мелочами — коробейники. Они составляли профессионально и социально обособленную группу. Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них товар и деньги. Поэтому коробейники вынуждены были скрывать свои намерения и действия от посторонних, доверяясь лишь друг другу и поддерживая тесные связи только между собой. Помогал им в этом специальный язык — арго, понятный только им. Дом называли рым, молоко — мелех, деньги — сары, товар — шивар и т.п.

Легко можно заметить, что корни слов «засекречены», а грамматика — обычная русская. Арго — язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда «потайной» язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным. Жаргон — то же, что арго, но с оттенком уничижения. Отсюда следует, что вполне приемлемым будет употребление слов жаргон и арго как синонимов.
Общее свойство жаргонной лексики — переосмысление общеупотребительных слов и создание выразительных, ярких метафор. Это происходит не только в русском, но и в других языках (в американском солдатском сленге: вертолет — ветряная мельница, торпеда — рыба, полковник — цыпленок).

Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. Так, К. С. Горбачевич в своей книге «Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее» (М., 1984) приводит пример, что после гражданской войны, во времена разрухи и массовой беспризорности, распространились жаргонизмы буза, лафа и др. Во времена молодости автора книги встречались такие жаргонные выражения, как сделать на ять, на большой палец, на большой медвежий коготь и т.д. Но появились новые модные, «стиляжные» словечки: железно, потрясно, хилять, корочки, химичить, балдеть, балдеж, кадрить и т.д. Эти слова понятны молодым людям 90-х, но активно пользовались ими скорее всего их родители в молодости. Речь же современного школьника пестрит такими словечками: тараканит, колбаситься, тормоз, косячки и др. По утверждению специалистов, обновление современного молодежного жаргона идет в значительной степени путем заимствования и намеренной русификации английской лексики. Например, герл (от англ. girl — девушка), френд (от англ. friend — приятель).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.