История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-05-27 | 17 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе состоит в создании гарантий безопасной жизнедеятельности населения России на всей его территории, как в мирное, так и военное время. В нашей стране с начала 1920-х гг. и до середины 80-х гг. система безопасности населения создавалась по двум направления: 1) от опасностей в производственной сфере и при стихийных бедствиях; 2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны. Оба направления предусматривали спектр потенциальных опасностей, под который моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности. Однако научно-технический прогресс изменил характер опасностей как мирного, так и военного времени, но, несмотря на это, совершенствовалось в основном второе направление - Гражданская оборона (ГО), которая заблаговременно осуществляла комплекс защитных мероприятий, что является актуальным и сегодня.
Трагические события второй половины 80-х – начала 90-х гг. показали, что аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного времени могут создавать такие последствия и проблемы, которые эквивалентны военным действиям. В результате анализа этих явлений стало очевидным, что необходим орган, который смог бы разработать и внедрить в практику концепцию создания принципиально новой государственной системы, способной по-новому решать проблемы предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени. Эта система должна была соединять в себе сложившиеся функции ГО и вместе с тем определять новые подходы к решению проблем, связанных с защитой населения в мирных условиях. В конце 1991 г. идея создания такой системы начала воплощаться в жизнь. Был создан Государственный комитет по делам ГО и ЧС, в последствии преобразованный в Министерство (МЧС).
|
Основными направлениями деятельности этого ведомства стали, во-первых, разработка предложений по государственной политике в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, во-вторых, практическое создание и обеспечение функционирования единой государственной системы обеспечения защиты населения, территорий и объектов РФ в ЧС мирного и военного времени. Рассмотрению указанных направлений деятельности МЧС и посвящена данная тема учебного пособия.
1. Государственная политика в области предупреждения, ликвидации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Как уже подчеркивалось во введении, к концу 80-х гг. сложившаяся с 20-х гг. государственная система обеспечения безопасности населения и территорий с упором на Гражданскую оборону не удовлетворяет требованиям времени. Трагедия на Чернобыльской АЭС, взрыв газопровода у железной дороги в районе Арзамаса, крушения поездов с взрывами энергоносителей в Свердловске, Белгороде, взрывы арсеналов боеприпасов, землетрясение в Армении, наводнения и т.д. показали, что подобного рода аварии, катастрофы и стихийные бедствия сопоставимы с военными действиями. Более того, статистика ЧС показывала их рост, что было связано со спадом производства, уменьшением инвестиций на его модернизацию, старением оборудования и механизмов, общим спадом дисциплины и организованности.
В тот период в стране существовала отработанная система ГО для возможной войны с применением оружия массового поражения. В силу этого в сознании людей сложилось представление, что основным источником помощи в чрезвычайных ситуациях наряду с местными органами власти являются органы и силы ГО. Общественное мнение и сегодня подтверждает тяготение населения к помощи ГО на фоне производственных, транспортных, природных и экологических бедствий. Однако указанные выше трагические события показали, что ГО по своему статусу, структуре, силам и средствам не может обеспечить эффективное решение всех проблем, порождаемых чрезвычайными ситуациями.
|
Со всей очевидностью встал вопрос о создании новой государственной политики и системы безопасности, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий ЧС мирного и военного времени. Эта система, сохраняя в себе сложившиеся функции ГО по защите населения, территорий и объектов в условиях войны, должна была первостепенное внимание обратить на новые подходы и решение проблем, обусловленные их защитой в условиях мирного времени.
Созданию такой системы положило начало новое ведомство – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения, обеспечение выживания населения в условиях военного времени.
Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Они охватывают организационные меры, принимаемые административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления предназначенными для этого органами управления, силами и средствами.
Вместе с тем концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи, как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств, для защиты населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.
|
Для реализации данной концепции в1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, целью, которой явилось совершенствование координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпизоотиями и эпифитотиями. Эта система предназначалась для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случаи их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
В 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - основополагающий документ, регламентирующий и определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды. Во исполнения его и в результате реализации предложений МЧС Правительством РФ было принято Постановление № 1113 от 5 ноября 1995 г., преобразовавшее Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС. Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. введшее новое Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.
Основными задачами этой системы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
|
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- предупреждение и тушение пожаров;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС имеет следующую структуру (см. рис. 1).
Как видно из указанной схемы, РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок их функционирования определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности этих подсистем определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.
· Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
| |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещение, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
- на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких объектов РФ, – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС)
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ, – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС (КЧС).
Положение о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.
В постановлении Правительства РФ № 794 от 30. 12. 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» подробно раскрываются задачи координирующих органов РСЧС[105].
Органами управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) являются:
- на федеральном уровне – МЧС России;
- на региональном – региональные центры (РЦ ГОЧС);
- на территориальном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
- на местном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
- на объектовом – отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС включают в себя:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС на всех уровнях;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной, боевой готовности к использованию.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
- региональные информационно-управляющие центры;
- информационно-управляющие центры ОУ ГОЧС
- абонентские пункты городских и районных ОУ ГОЧС;
- информационные центры организаций;
- центры связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмене этой информацией между органами исполнительной власти, ОУ ГОЧС определяется Правительством РФ.
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства федеральных органов исполнительной власти; силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ; силы и средства органов местного самоуправления; силы и средства организаций. Все силы и средства и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль, за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах, прилегающих к ним территорий, и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- формирования Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
- ветеринарную службу Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (МСХП);
- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля, за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговли и МСХП РФ;
- геофизические службы РАН, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- подразделения Министерства РФ по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
В силы и средства ликвидации ЧС входят:
- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений
МСХП РФ;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы
морского флота РФ, включая Государственный морской спасательно-координационный центр, и спасательно-координационные центры, Федеральная служба речного флота и других федеральных органов исполнительной власти.
В состав этих сил входят силы постоянной готовности, включающие в себя аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Эти силы могут привлекаться МЧС России и другими органами управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
Специально подготовленные силы средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧСна основе федерального плана действий; региональных планов взаимодействия субъектов РФ; планов действий федеральных органов исполнительной власти; планов действий субъектов РФ; планов действий органов местного самоуправления; планов действий организаций и объектов.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами: локальных - организаций; местных – органов местного самоуправления; территориальных - органов исполнительной власти субъекта РФ; региональных и федеральных – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостатке собственных сил и средств, для ликвидации вышеуказанных видов ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС. Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.
Как уже подчеркивалось ранее, в соответствии с законодательством РФ к ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, Войска ГО, другие войска и воинские формирования. Под руководством соответствующих органов управления ГОЧС могут участвовать в ликвидации ЧС и общественные объединения при наличии, у их участников соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании ремонтно-спасательных и других неотложных работ.
Важным компонентом деятельности РСЧС являются режимы ее функционирования. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретных территорий устанавливается одни из следующих режимов функционирования ЧС.
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС
Для каждого режима определен перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС[106].
Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС создаются резервы финансовых и материальных ресурсов за счет их бюджетов[107].
Как уже отмечалось в начале данной темы, составной частью Единой государственной системы в решении проблем, возникающих при ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени является Гражданская оборона, которая органически включена в РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время ГО своими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также силами и средствами ликвидации ЧС участвует в соответствии с Положением о РСЧС в решении отдельных ее задач.
Согласно Федеральному закону, гражданская оборона – это «система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий»[108].
Задачами гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение его об опасностях, возникающих в этих ситуациях;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление ему убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие них;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие них, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочного предоставления жилья и принятие других неотложных мер;
- борьба с пожарами, возникших при ведении военных действий или вследствие них;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других неотложных мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие них;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной боевой готовности сил и средств ГО.
Для реализации вышеуказанных задач создаются службы ГО, гражданские организации ГО и определяются территории, отнесенные к группе по ГО.
Службы гражданской обороны предназначены для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.
Гражданские организации гражданской обороны – это формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом, и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих в военное время.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – это территории, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в ней объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
Силы гражданской обороны включают в себя:
- воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО;
- Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, выполняющие задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ;
- аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, привлекаемые для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
Согласно российскому законодательству, общее руководство гражданской обороной в стране возложено на Председателя Правительства РФ, который является по должности Начальником ГО России. Министр по делам ГО и ЧС является по должности первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство ГО в субъектах РФ, в районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками ГО возглавляемых ими управленческих структур и несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средства защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственной территориях и объектах.
Непосредственное руководство ГО РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГО[109].
Таким образом, РСЧС и ее составная часть ГО созданы по территориально-производственному принципу по всей территории РФ с целью обеспечение постоянной готовности сил и средств, органов управления всех уровней к защите населения и территорий от ЧС, а также раннего выявление и своевременной ликвидация их последствий в самой сложной обстановке мирного и военного времени. Непосредственный разговор о принципах и способах коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС социального происхождения пойдет во второй вопросе данной темы.
2.Основы коллективной и индивидуальной защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях социального происхождения, т.е. связанными, с вооруженными конфликтами, войнами и прочими неблагоприятными явлениями общественной жизни – задача первостепенной государственной важности и величайшей сложности. Практика ряда войн прошлого, особенно Великой Отечественной войны, и современных локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан и т.д.) и России (Чечня) убедительно показали всю сложность и трагичность подобного рода ЧС. Но, как бы там ни было, они сегодня имеют место и задача РСЧС и ГО быть готовыми во всеоружии решать задачи, связанные с защитой населения и территорий от такого рода явлений.
Решение этих задач достигается путем проведения целого комплекса мероприятий и базируется на определенных принципах.
Основными принципами защиты населения от ЧС социального характера являются:
1) проведение мероприятий по защите населения заблаговременно и на всей территории РФ (во всех субъектах РФ, районах, городах, организациях);
2) комплексное использование всех разработанных в настоящее время способов и средств защиты;
3) дифференцированный подход при определении характера и объема защитных мероприятий;
4) проведение мероприятий по защите населения на основе взаимодействия различных ведомств и организаций;
5) осуществление мероприятий по защите населения под постоянным руководством и с персональной ответственностью со стороны органов исполнительной власти всех уровней и руководителей организаций.
Важнейшим принципом защиты населения является ее заблаговременная подготовка, которая предполагает проведение следующих мероприятий:
- создание и проверку системы связи и оповещения населения в ЧС;
- организацию непрерывного наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, с целью раннего выявления возможного развития ЧС социального характера;
- формирование и поддержание в готовности к работе сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;
- накопление фонда защитных сооружений для населения;
- планирование и подготовка к эвакуации населения;
- подготовку безопасных зон для приема и размещения эвакуированных;
- накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты для обеспечения ими всего населения;
- организацию обеспечения защиты продовольствия и воды от различных видов заражения:
- планирование и отработка лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятий на случай ЧС;
- планирование и выполнение всех мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и социальной сферы;
- организацию обучения всего населения способам защиты в различных условиях ЧС, включая мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.
Основными способами защиты населения в ЧС социального характера являются:
1) готовность комиссий по ЧС всех уровней осуществлять свои функции
по обеспечению защиты населения и территорий;
2) своевременное оповещение населения;
3) укрытие его в защитных сооружениях;
4) использование населением средств индивидуальной защиты;
5) эвакуация и рассредоточения в безопасную зону;
6) проведение специальных медицинских профилактических мероприятий;
7) обучение населения правилам поведения в ЧС и соблюдение установленных режимов защиты;
8) защита продовольствия, воды, растений и сельскохозяйственных животных от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, сильно действующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;
9) мероприятий по инженерной, противопожарной, противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты.
Оповещение населения осуществляется в случае угрозы или возникновения ЧС федеральными или местными органами ГОЧС путем передачи речевой информации с использованием городских сетей проводного, радио, телевизионного вещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации включается электросирена, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание всем!».
После этого сигнала в течение пяти минут идет информация об угрозе ЧС (радиоактивном, химическом заражении, наводнении и т.л.), которой передаются практические рекомендации по действиям населения. Например, при опасности воздушного налета оповещении выглядит следующим образом:
“ Внимание всем! Говорит штаб ГОЧС города. Граждане! Воздушная тревога!» Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и при необходимости, окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями ”.
По миновании, опасности воздушного налета:
“ Внимание всем! ” Говорит штаб ГОЧС города. Граждане! «Отбой воздушной тревоги!» Вс
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!